Классическая гитара материал накладки

Как влияет накладка на грифе на звук гитары

Мы уже немного вникли в тонкости того, как влияет дерево корпуса электрогитары на ее звучание. Теперь пришла пора взглянуть на гриф. Некоторые считают, что главное в грифе — это ощущения при игре, но это только начало.

Выбор накладки для грифа

Мы все знаем, что клён — очень яркое дерево для грифа. Побочным продуктом природы этой древесины является специфический высокочастотный призвук, обертона, которые часто называют «стеклом», а также терминами “twang” и “jangle”. Те, кому нравится классическое звучание телекастера, выбираю кленовую накладку по разным причинам. Основные — это то, что в 50х на оригинальных телеках использовались кленовые накладки, этот звук вошел в историю, а также потому, что клен помогает звучать технике «чикен пикин» (широко применяется в кантри музыке), интереснее звучат разные бенды из нескольких нот и чистые аккорды.

Тем не менее, часто можно встретить как легенды кантри и блюза играют на гитарах с палисандровыми накладками, так что это — сугубо дело вкуса. Гитаристы как правило выбирают клён из-за ощущений больше, чем из-за звука. Кленовые накладки всегда покрыты лаком, это сухое дерево. Палисандр же нуждается в регулярном увлажнении маслом. Тем, кому нравится ощущение от необработанного дерева, больше по душе палисандр.

Накладки из клена и палисандра

Палисандр

Маслянистое, пористое дерево, используется во множестве гитар как с синглами, так и с хамбакерами. Считается, что с палисандр поглощает обертона, в результате чего звук становится упругим, богатым и более мягким. Это дерево не нуждается в лаке. Для сравнения мы взяли 2 гитары Fusion Classic Strat. Даже в не подключенном виде чувствуется уникальный характер каждой из них. Гитара с кленовым грифом звучала с более ярким щелчком при атаке и более ярко выраженной серединой.

Версия с палисандровым грифом звучала жирнее, более мягко. Тем не менее важно знать, что каждая гитара, даже если будет сделана из одних и тех же материалов, будет звучать непохоже на другую, так что полагайтесь только на ваш слух. Элементарная разница в материале, из которого изготовлен гриф, скажется и на звуке и на ваших ощущениях при игре.

Накладка из чёрного дерева (эбони)

Эбони

Твердая порода дерева, естественно устойчивая к износу. Накладки из африканского черного дерева часто встречаются на бас-гитарах. Перкуссивный яркий звук отлично дополняет глубокий бас. А теперь представьте, как это сказывается на звучании электрогитары. Черное дерево даёт резкую атаку, звенящие обертона, оно звучит ярче, чем клён. Ноты очень хорошо отделяются друг от друга, поэтому это дерево так любят джазовые виртуозы (Gibson L-5) и шреддеры (ESP V). На ощупь это дерево очень мягкое, приятное, поэтому его часто используют при изготовлении безладовых гитар. Пальцы от него не так устают при долгой игре.

Однако, редкость, стоимость и хрупкость этого дерева не позволяют его использовать на поточных инструментах и в основном оно применяется либо в custom либо мелкосерийном производстве гитар. На накладках из черного дерева очень красиво смотрится инкрустация — благодаря большому контрасту. Хотя эбони и твердое дерево, и может усилить гриф, с ним нужно быть очень аккуратным при изготовлении гитары, а это означает бОльшие трудозатраты. Существуют сотни сортов черного дерева. Какие-то дешевле, какие-то дороже. Самоё черное — самое дорогое.

Накладка из Пау Ферро

Пау Ферро

Pau Ferro — твёрдая порода дерева, занимает своё место между палисандром и черным деревом, что касается структуры и звучания. У Пау Ферро очень приятный сустейн, насыщенные обертона. По сути, если вам нужна яркая атака клена и теплота звучания палисандра, Пау Ферро — отличный вариант. Бас-гитаристы также любят это дерево за его универсальность. Яркий пример гитары с такой накладкой — Fender SRV Strat!

Другие материалы

Алюминий

Существует множество экзотических пород, таких как кокоболо(cocobolo), слива (padauk), змеиное дерево (lacewood), бубинга (bubinga). Бывает так, что редкое дерево звучит очень круто. В конечном счете, звук получается от гитары в целом и от гитариста. Если можете себе позволить — экспериментируйте с разными гитарами, пробуйте разное и вы обязательно найдете своё звучание. И кто знает, может быть это будет даже не дерево 🙂 Вот, к примеру, Electrical Guitar Company использует алюминий и для грифа и для корпуса.

До скорых встреч на страницах наших статей!

Источник

Материал для гитар и его влияние на звук

При знакомстве с гитарой у начинающих музыкантов возникает масса вопросов. И эти вопросы связаны не только с устройством гитары и нюансами обучения игре, но и с материалами, из которых издревле изготавливают инструмент.

Почему гитары до сих пор изготавливают из древесины? На что влияет выбор дерева при изготовлении гитары? Гитару из какой древесины лучше предпочесть? На эти и другие вопросы постараемся ответить.

Почему гитары до сих пор изготавливают из древесины?

На протяжении веков с момента появления гитары основным материалом для ее изготовления остается дерево. Это связано вовсе не с довлеющим влиянием традиции, а имеет вполне логичное объяснение и практическое подтверждение. Если взять современную неподключенную электрогитару и дернуть за струну, появится краткий звук без особенностей. Проделав то же самое с акустической гитарой, мы получим насыщенный бархатистый звук с особой продолжительностью. Это достигается благодаря простой схеме: звук попадает в резонаторное «окно» гитары и, резонируя о внутренние стенки корпуса, выходит со значительным усилением.

Деревянный корпус здесь выполняет сразу несколько задач:

  • усиливает звук
  • придает звуку индивидуальный окрас
  • увеличивает продолжительность звучания

Почему среди современных материалов предпочтение отдается традиционному дереву?

  • Во-первых, многовековая практика показала, что именно древесина способна создать наиболее многогранный и красивый звук.
  • Во-вторых, дерево обладает массой физических свойств, которые важны для формирования звука. Оно плотное, гибкое, имеет небольшой вес, а микропористая структура позволяет создавать особый бархатистый звук, который не сможет воссоздать даже самый лучший пластик.

Какую древесину используют для производства гитар?

Современные производителя часто стали «удешевлять» производство гитар, выпуская дешевые «дворовые» гитары из шпонированного МДФ или даже фанеры. Мы же будем говорить о качественных музыкальных инструментах из массива дерева, так как уважающий себя музыкант все-таки найдет средства купить достойную гитару, способную полностью отразить его мастерство и уникальную манеру игры.

Итак, в гитаростроении за все время производства было использовано огромное количество пород деревьев, но все-таки самое широкое распространение получили несколько пород, о которых поговорим ниже. Дабы правильно подать информацию, рассмотрим каждую группу гитар в отдельности. Это поможет сразу определить, какое дерево лучше выбрать и как оно влияет на конечное звучание инструмента.

Породы деревьев для акустических гитар

Для любой гитары может использоваться как один вид дерева, так и одновременно несколько пород. Это связано с тем, что каждая порода обладает своими особыми свойствами, которые ценны в какой-то одной из составляющих гитары.

Дерево для верхней деки

Для изготовления верхней деки чаще всего используют ситхинскую ель (делает звук ообенно звонким и четким) или ель Энгельмана (звук немного мягче, чем у ситхинской ели). Второй вариант более дорогой и используется для произвдства гитар среднего класса. Но наиболее ценными считаются инструменты из красной ели, довольно редкой породы, которая обладает глубоким, но очень четким звуком.

Также для верхней деки может использоваться кедр, излучающим мягкий завораживающий звук, но не менее звонкий, чем у ели. Кедр не меняет свои свойства на протяжении многих лет, а ель с каждым годом дает все более богатый звук.

Дерево для обечайки и задней деки

Для достижения гармоничного звука задняя дека и обечайка изготавливается из одной и той же породы древесины. Чаще всего эти элементы изготавливают из махагона (красного дерева), способного сбалансировать звук и придать ему четкость и мягкость.

Еще одна, более ценная порода дерева, палисандр, способна преобразить звук на низких частотах. Звук от палисандра будет насыщенным, глубоким и вязким. Другие же породы (орех, клен, коа) будут приближены по свойствам и звучанию к предыдущим породам, но иметь различную стоимость.

Дерево для грифа, накладки и порожков

Выбор породы древесины, из которой делают другие элементы не столь важен. И хоть бытует мнение, что порода влияет на четкость и продолжительность звука, такое влияние совсем незначительно. Чаще можно встретить гриф из клена или махагона, накладку – из более ценного палисандра или очень дорогого черного дерева (в гитарах элит-класса).

Породы деревьев для электрогитар

Так как у электрогитары отсутствует резонаторное «окно», из года в год ведутся споры о целесообразности использования древесины для ее производства. Независимо от споров электрогитары из дерева продолжают свое существование и имеют своих поклонников.

Дерево для корпуса электрогитар

Выбор древесины для изготовления корпуса электрогитары более широкий, чем у акустической. Поэтому разнообразие пород, из которых изготавливают корпус, заставляет задуматься. В основном это:

  • Ольха – наиболее доступный, а потому и распространенный материал. Считается универсальным вариантом, так как дает отличный баланс звука на любых частотах.
  • Липа – наравне с ольхой считается универсальным материалом, но требует хорошей лаковой защиты. Один из наиболее недорогих вариантов, мало влияющих на звук.
  • Агатис — «дешевое красное дерево» из семейства сосновых. Отношение к кмахагону имеет только по схожести внешнего вида и звучания. Используется для бюджетных гитар.
  • Махагон (красное дерево) – позволяет добиться плотного четкого звука со смягченными частотами. Предпочтителен для исполнения тяжелых музыкальных стилей.
  • Ясень болотный — дает отличный резонанс за счет своей пористости. С ним лучше всего звучат басы и чистые верхи.
  • Ясень северный – дает ясное звонкое звучание благодаря высокой плотности и весу. Достаточно сильно увеличивает продолжительность звука.

Также корпус может изготавливаться из лэйсвуда, падука, коа, ореха и прочего, но большого распространения эти породы не имеют.

Дерево для грифа

При выборе электрогитары большое внимание уделяется грифу, вернее материалу, из которого он сделан. Наиболее распространены грифы из клена и красного дерева: клен дает четкий «стеклянный» звук, красное дерево же делает звучание мягким и вязким.

Чтобы понять, какую гитару предпочесть, стоит для начала определиться со стилистикой исполнения. Изучив свойства пород дерева, можно идеально подобрать именно ту гитару, которая будет способна полностью раскрыть звук и передать нужную тональность звучания.

Источник

MasterGitar.com

В этой статье рассмотрим виды классической гитары и главным критерием будет материал изготовления, так как он непосредственно определяет звук инструмента. Обзор будет популярным.

В целом класс гитары определяется требованиями, принятыми в профессиональной среде музыкантов для этого вида гитар. Виды инструментов потому и различны, так как различна исполняемая на них музыка. Различны приемы звукоизвлечения и требования к звуку.

Рассмотрим, как определяется класс классической гитары в зависимости от материала изготовления инструмента. Материал различается на виды по таким критериям, как порода и класс древесины. Также сегодня очень распространены гитары фанерованные ценными породами шпона.

Может даже получиться, что гитара, фанерованная палисандром, окажется в чём-то лучше, чем инструмент из массива какого-то мягкого дерева, что внесет путаницу в мою классификацию. Но исключения из правил правила не отменяют.

Итак, выделим виды классической гитары:

  • Дека, дно и обечайки — фанерованные.
  • Дека — из массива ели или кедра, дно и обечайки — фанерованные.
  • Дека, дно и обечайки из древесного массива, т. е. из цельных пластин древесины.

Первый вид – абсолютно фанерные гитары.

В первой редакции статьи я уделил всего одну нелестную строчку для этого вида гитар. Поступали жалобы, что мастер непрофессионально навешивает ярлыки. Придётся аргументировать свою позицию.

Этот вид гитар только с некоторой оговоркой можно назвать классической гитарой, так как этот инструмент является, настолько глубоко ученическим, что удовлетворяет с натяжкой только самым первым шагам в освоении классической гитары.

Этот вид гитар только внешне похож на классическую. И является рыночным продуктом. За минимальную цену вы получаете минимальное качество. Самые лучшие образцы такого вида гитар, когда фанера подготовлена специально, дают возможность с ограниченным бюджетом решить вопрос инструмента на первые годы обучения. И только в том случае, когда перспектива связать свою судьбу с классикой, размыта.

Другое дело, если эксплуатация этого вида гитары не будет связанна с классической музыкой. А этот вид будет применяться по своему прямому предназначению — аккомпанемент и интерьер.

Грушенский фестиваль, Эсхар, походная гитара. В таком случае выбор этого вида максимально оправдан, так как фанера некапризна к перепадам влажности и температуры. Лаковое покрытие усиливает прочность и ударостойкость такого вида гитар.

Достоинства: Прочный корпус, низкая цена.

Недостатки: Являясь проектом, на котором производители только сокращают расходы, часто выходит, что экономия на классе гитары вредит качеству.

Применение: аккомпанемент, начальная классическая школа с очень ограниченным бюджетом.

Второй вид гитар — частично фанерные

Это инструменты, у которых верхняя дека сделана из массива ели или кедра.

Так как дека очень многое решает в звуке инструмента, этот вид гитар уже кардинально отличается от предыдущего (читайте статью комментарий к опыту Торреса). Они делаются аккуратнее, фанеруются ценными породами древесины.

Очень часто образцы такого вида гитар достигают очень высоких показателей звука.

Вид классических гитар с декой из массива является самым дешёвым вариантом с приемлемым звуком.

Если ваш бюджет несколько ограничен, но вам хотелось бы прикоснуться к миру классической гитары, тогда выбор этого инструмента абсолютно оправдан. Вам останется выбрать надежного производителя.

За минимальный бюджет вы приобретаете максимальное качество звука. Может получиться так, что удачный образец таково вида окажется лучше, чем средняя гитара, выполненная полностью из массива.

Обвинять такие гитары в том для чего они не задумывались некорректно. В техническом задании к изготовлению такого вида гитар не стоит концертная деятельность. Они являются ученическими или любительскими. В соответствии с этим предполагается, что их покрытие должно быть стойким к ударам. Толщина деки учитывает небрежную эксплуатацию. Это не совсем недостатки, скорее особенности.

Гитара хорошо подходит для начальной классической школы. С удачными образцами можно даже учиться в музыкальном училище по классу гитары. Рабочая лошадка для профессиональной игры в не приспособленных для этого условиях, где гитару могут легко повредить. Наилучший выбор для аккомпанемента. Лучший вариант, как бардовская гитара.

Третий вид гитар – гитары изготовленные из массива дерева полностью

Собственно с этого вида и начинается профессиональная классическая гитара. Класс такого вида гитар сильно зависит от класса гитарного мастера. И конечно, класс гитары тем выше, чем более ценная (обладающая наивысшими звуковыми характеристиками) древесина используется.

Определяет класс древесины её заготовительный процесс. Начинать нужно с правильно подобранного дерева. Потом бревна особым образом распускаются и опять же особым образом складываются на долгое хранение, во время которого проходят процессы в дальнейшем определяющие акустические свойства древесины. Процесс заготовки рассчитан на получение материала именно для музыкальных инструментов.

Сначала древесина проходит этап сушки. Потом этап устаревания, выдержки. Чем большее время древесина выдержана, тем заготовка ценнее. Выдержка древесины должна проходить в особых условиях, которые, в полной мере, обеспечиваются только на деревозаготовительных предприятиях. Выдержка напрямую влияет на класс древесины.

Разбивать на классы гитары сделанные из массива дело неблагодарное. Можно выделить гитары сделанные на фабриках и мастерами. Как правило, на фабриках окончательной сборкой занимается также конкретный мастер, поэтому разница не велика. Все зависит от конкретного случая.

Также неправильно относить к каким-то классам определяющим уровень инструмента, гитары сделанные из разного дерева. Тут начинает работать правило каждому своё, предпочтения мастера, гитариста и вид исполняемой музыки. Применения разной древесины дает различные оттенки тембра гитар.

Можно упомянуть различные конструкции. Но опять это будет выглядеть как просто перечисление цветов, и все будут выбирать свой. Сегодня помимо классической испанской конструкции гитары, существуют гитары с двойными деками, дном и даже обечайками. Также вместо испанского веера применяется решетка из сверхлегкого дерева, укрепленная углеродной тканью. Все это дает разные эффекты. Кто-то считает новые техники исполнения эволюцией гитары, кто-то просто веткой развития или веяньем моды.

В конечном итоге, когда оценивается готовый инструмент, музыкант «слушает», играет на ней. И если звук отчетливо плох (безусловно, учитывается заявленная цена, т.к. «плохо» или «хорошо» — оценка соотношения качества звука и цены), то внешний вид, отделка и материал изготовления уже не имеет никакого значения.

При оценке важно не путать класс и качество. Нельзя требовать от гитары звука инструмента из массива, если при изготовлении применялась фанера. Правильно выбирайте критерии оценки.

Источник

Оцените статью