Классическая гитара пониженный строй

Повышение или понижение строя

Для начала перечислим ноты вместе с полутонами по порядку:

C → C# → D → D# → E → F → F# → G → G# → A → A# → B → C → .

Чтобы настроить гитару на полтона ниже, нужно настроить все струны на полтона ниже, чем они были настроены. Если отталкиваться от классического строя, то было — EBGDAE, стало (см. таблицу, ниже — значит левее) — D#A#F#C#G#D#. Если на тон ниже, то — DAFCGD, и так далее. Для игры на пониженных тонах лучше подходят более толстые струны.

Теперь о настройке в более высокую тональность. Здесь все наоборот, т.е. нужно настраивать все струны равномерно выше. Но при такой настройке, струны скорее всего порвутся, ведь натяжение на них гораздо сильнее, чем обычно. К тому же, если очень постараться, можно даже сломать гитарный гриф! Для повышения тональности гитары лучше всего использовать каподастр.

Каподастр — это специальный зажим для струн, который устанавливают на одном из ладов грифа, тем самым повышая тональность гитары. Например, если установить каподастр на первом ладу, гитара будет «настроена» на полтона выше, на втором ладу — на тон и т.д.

Читайте также:  Камерный концерт берга ноты

Источник

Понижаем строй гитары

Многие мастера игры на гитаре, в поиске новых красок в звучании своего инструмента, задаются целью снизить и утяжелить звук гитары до рояльных оттенков – с этой целью им приходится прибегать к понижению гитарного строя. В нашем обзоре мы подробно разберем методику выбора струн, мензуры и особенности настройки гитары.

Давайте рассмотрим интересующий нас вопрос по порядку и для начала расставим все точки над «i», что представляет собой гитарный строй. Говоря доступным языком даже для далекого от музыки человека, речь идет о способе настройки струн. Сейчас в музыкальном мире принят испанский строй, подразумевающий звучание каждой струны в кварту с другой. Однако нас больше интересуют альтернативные варианты настройки, с успехом применяющиеся в наши дни на практике.

Три самых распространенных гитарных строя на сегодняшний день:

  1. Стандартный. В данном случае помимо классического испанского строя EADGBE, подразумеваются и альтернативные, хотя повторяющие заложенный в нем основной принцип. Каждая струна будет звучать в кварту к другой, не считая 4-й и 5-й, настраиваемых в уменьшенную квинту. Заводя речь о стандартном строе, можно с полным правом охарактеризовать его как своеобразный плацдарм для освоения гамм – через эту «школу» проходят все гитаристы.
  2. Дроп-строй. Он очень похож на испанский, за исключением измененного звучания 6-й струны, настраиваемой в квинту к 5-й и в октаву к 4-й. С квинт-аккордами возможно создание очень любопытных гармоний, причем именно при дроп-строе их намного удобнее зажимать.
  3. Открытый. Настройка открытых струн осуществляется по нотам определенного аккорда. Данный способ в особом фаворе среди фолк-музыкантов.

Пониженные строи

Очень часто от музыкального инструмента требуется, чтобы он производил звучание более низкое, чем по стандартному строю. Смысл пониженного строя – добиться удобства игры в определенной тональности, с понижением и утяжелением звучания.

Варианты пониженного строя:

Drop D

Основной drop-строй, когда лишь 6-я струна настраивается тоном ниже до ноты «re»: DADGBE. В нем пауэр-аккорды зажимаются посредством единственного пальца – не удивительно, что такой вариант настройки весьма популярен среди многих рок-музыкантов.

Drop C

Бесспорно, очень востребованный в металле и хард-роке строй (CGCFAD). При нем струны опускают на один тон, если сравнивать с предыдущим Drop D.

Double Drop D

При «двойном Дроп Д» 1-я струна настроена в октаву с 6-й, это делает легче игру переборов при задействованных 1-й и 6-й струнах. Обозначается следующим образом: DADGBD.

Строй DADGAD

Излюбленный строй фолк-музыки. Считается, изначально он придумывался для того, чтобы было удобнее играть по нотам культовых в фолковой традиции инструментов.

Струны для пониженного строя

Когда ставится задача понижения гитарного строя больше чем на тон, готовьтесь к тому, что вам предстоит смена струн на изделия потолще, для компенсации ослабленного натяжения. Для строя ниже В (си) подойдет баритон-гитара (ее мензура длиннее обычной, что дает более глубокое и пониженное звучание).

Придерживайтесь простого правила: при пониженном способе настройки вам нужны струны толще тех, что вы использовали при стандартном. Но при этом важно не ударяться в крайности – толще, но в меру.

Итак, у вас пониженный строй, а значит, натяжение струн уменьшилось. Обеспечить достаточное натяжение помогут более толстые струны. Приглядевшись внимательнее к упаковке новых струн, вы наверняка обнаружите на ней указания: для какого способа настройки эти струны подойдут лучше всего. Допустимо слегка отступить от указаний изготовителя – скажем, на пару тонов.

Чтобы получить более ясное представление о правильном подборе струн по толщине и натяжению, следует учесть все влияющие моменты:

— Длина мензуры. Мензура – это длина рабочей (звучащей) части гитарной струны. Чем она длиннее, тем больше струнное натяжение, а значит, к струнам предъявляется требование увеличения их толщины.

— Натяжение струн. Все просто: больше струнное натяжение – толще сами струны. У струн большого диаметра объемнее и мощнее звучание, но одновременно возникает недостаток насыщенности обертонами, ведь амплитуда колебания таких струн мала. Если воспользуетесь струнами без оплетки, вам проще будет заметить выцветание такого звука до ощущения некоторой плоскости и тусклости.

— Третья струна. В наборах обычных струн у 3-й струны оплетка отсутствует. В наборах же толстых струн (если 1-я струна обладает толщиной 12 и толще) – 3-я струна с обмоткой. Обмотка способствует увеличению натяжения, в связи с этим бенды на 1,5-2 тона будут невыполнимы, но появятся и свои плюсы – впечатление от звучания подкупит слушателя полнотой и богатством звука.

Для drop-строя рекомендуется использование несбалансированных струнных наборов, а именно: 9-46, 10-52, 11-52, 12-56/60 (с понижением 6-й струны на тон относительно 1-й).

Струнные наборы с максимальными значениями толщины (например, 12-60, 13-72 и др.) в большей степени подойдут для баритон-гитары. Этот вариант оптимален для случаев, когда строй понижен особенно сильно.

Впрочем, музыканты никогда не прочь поэкспериментировать. Нередко приходится наблюдать применение струн большого диаметра для пониженного строя гитары со стандартной мензурой. Но если прожженный гитарист отдает себе отчет в своих действиях (он настраивает гитару конкретно под себя и ставит струны исходя из личного опыта), то новичка, решившего последовать данному примеру, необходимо предупредить о проблемах, которые в этом случае возникают:

— Нехватка возможностей регулировать мензуру на струнодержателе, поскольку при понижении строя потребуется ее перенастройка. Возможно, придется поменять бридж или согласиться на установку струн потоньше;

— От струн большого диаметра могут деформироваться канавки на верхнем порожке гитары. Если впоследствии вам понадобится вновь вернуться к использованию набора тонких струн, то с точной настройкой могут возникнуть проблемы;

— Поскольку колок вашей гитары был изначально рассчитан на тонкие струны, то толстые могут банально в него не влезть. Это означает, что потребуется расточка колка.

Также берите в расчет физиологию пальцев и рук. Гитаристу с маленькими руками будет очень непросто играть на толстых струнах. При этом толстые струны, по общему признанию, самый идеальный вариант для исполнения риффо-ориентированного рока.

Источник

Виды гитарных строев

Кроме обычного способа настроить гитару существуют альтернативные строи.

Они нужны гитаристам, чтобы разнообразить исполнение и добиться необычного или мощного звучания, а еще для упрощения расстановки пальцев во время игры. Если возникли проблемы с процессом настройки, на нашем сайте есть об этом отдельная статья.

В этой статье строй будет указываться от шестой струны к первой. Некоторые настройки так легче запомнить.

Содержание

Классический строй и его вариации

EADGBE — классический строй

Общепринятый строй, еще называемый “испанским”, в нем чаще всего пишут песни. Как пример рассмотрим Ed Sheeran – Shape of you. Эд играет эту песню именно в классическом строе.

Вариация первая — DADGBE

Среди гитаристов называется дроп-D, так как шестая струна опускается на тон до ноты ре. В нем квинтаккорды (power chords) зажимаются одним пальцем, поэтому дроп-D часто используется в рок-музыке.

Превращается в это:

Stockholm Syndrome группы Muse играется в этом строе.

Вариация вторая — DADGBD

Также носит название Double drop-D, похож на предыдущий, но первая струна опускается на тон вниз. В нем удобно играть партии через повторяющуюся ноту ре, как на шестой, так и на первой струне. В композиции Circus For A Psycho от Skillet основной рифф играется в этом строе.

Вариация третья — DADGAD

Среди гитаристов так и называется “дэдгэд”, часто используется в фолк музыке из-за удобства в подражании волынке и ситару. В открытых струнах не образуется терции, поэтому этот строй и не мажорный и не минорный, а модальный. Первая, вторая и шестая струны опускаются на тон. White summer группы Yardbirds играется как раз так.

Дропы и каподастр

Далее рассмотрим строи, образованные равномерным изменением всех струн от классического строя и его вариаций. Движение вниз добавляет “тяжести” звучанию. Вокалисту может быть удобнее петь. С понижением строя лучше перейти на более толстые струны, их натяжение уменьшится и будет неудобно играть.

Шаг первый — D#G#C#F#A#D#

Он же half-step-down, “полшага вниз”. Все струны равномерно опускаются на полтона.

Guns`n`roses играют свою классическую Sweet Child O`mine чуть ниже, чем могло бы показаться.

Шаг второй — CGCFAD

Популярный в металле и тяжелом роке drop-C. Практически всегда используется именно такой строй, все струны на тон вниз и шестая еще на тон, т.е. один тон вниз от drop-D. Два первых альбома группы System of a Down сыграны в drop-С. Например, песня Toxicity с одноименного альбома.

Шаг третий — BF#BEG#C#

Еще на тон ниже предыдущего, он же drop-B. Еще тяжелее и агрессивнее. Slipknot в своих первых альбомах использовали этот строй. Wait and bleed не исключение.

Строи ниже здесь рассматривать не будем, так как в современной музыке для еще большего понижения используются гитары с дополнительными струнами, 7-, 8-, 9-струнные.

Каподастр

Для повышения строя гитару перестраивают очень редко, для этого используют каподастр, который равномерно зажимает все струны.

Это создает подвижный порожек, и, если надо сыграть песню в другой тональности, например, для удобства вокалиста, достаточно сдвинуть каподастр на нужный лад.

Например, Scarborough fair в исполнении Simon and Garfunkel играется с каподастром на седьмом ладу, что образует строй BEADF#B на 3,5 тона выше классического.

Открытые строи

Открытый строй – это настройка всех струн не по интервалам, а по нотам какого-либо аккорда.

Такие строи часто применяются в фолк-музыке и при игре слайдом – обычно металлическим или стеклянным цилиндром, который надевают на палец левой руки. Его двигают вдоль струн в качестве “передвижного” лада.

Рассмотрим некоторые часто используемые открытые строи.

Открытый ре мажор Open D — DADF#AD

Мы уже разобрали строй DADGAD как вариацию классического строя. Опустим третью струну еще на полтона – получаем ноты аккорда ре мажор.

Для примера возьмем композицию гитариста Alain Johannes – Make God Jealous.

Открытый ре минор Open D Minor — DADFAD

Опустим третью струну еще на полтона, попадем в ре минор, более “грустный” аккорд. Оценим изменения в звучании с помощью песни Wine and Roses от John Fahey.

Открытый соль мажор Open G — DGDGBD

Вернем вторую и третью струны в классический строй, но опустим пятую на тон – мы переходим в соль мажорный аккорд. Этот строй использован Джимми Пейджем в композиции Bron-Y-Aur Stomp в составе группы Led Zeppelin.

Модальный строй соль Modal G — DGCGCD

Этот строй имеет те же особенности, что и рассмотренный выше модальный строй ре (DADGAD), в нем удобно играть и мажорные и минорные песни.Джимми Пейдж использовал и такой строй. Он вообще использовал много нестандартных строев и был их популяризатором. Например, Rain song в совместном исполнении с Робертом Плантом.

Открытый соль минор Open G Minor — DGDGA#D

Опустив вторую струну на полтона, мы формируем из открытых струн минорный аккорд соль. Он использован в композиции Mist-Covered Mountains of Home гитариста John Renbourn и подражает лютне.

Открытый ля мажор Open A — EAEAC#E или EAC#EAE

Существует два варианта настройки. В первом случае мы поднимаем на тон вторую, третью и четвертую струны, формируя мажорный аккорд ля.

Во втором случае опускаем вторую струну на тон, третью на полтора тона, четвертую струну на полтона. Этот вариант часто встречается в композициях дельта-блюза, одного из самых ранних блюзовых течений.

Роберт Джонсон в песне Crossroads Blues использует слайд для игры в этом строе.

Открытый до мажор Open C — CGCGCE или CGCGGE

Шестая, пятая и четвертая струны повторяют drop-C, вторая струна поднята на полтона (или опущена на два тона), третья и первая – как в классике.

В этом строе написана песня Криса Корнелла Burden In My Hand, исполненная Soundgarden.

Существует еще множество более редких вариантов настройки. Ничто не мешает настроить музыканту инструмент так, как ему хочется или необходимо.

Приходите к нам, и мы научим вас играть на гитаре и находить нестандартные решения музыкальных проблем.

Источник

Оцените статью