Классическая гитара виды дерева

MasterGitar.com

В этой статье рассмотрим виды классической гитары и главным критерием будет материал изготовления, так как он непосредственно определяет звук инструмента. Обзор будет популярным.

В целом класс гитары определяется требованиями, принятыми в профессиональной среде музыкантов для этого вида гитар. Виды инструментов потому и различны, так как различна исполняемая на них музыка. Различны приемы звукоизвлечения и требования к звуку.

Рассмотрим, как определяется класс классической гитары в зависимости от материала изготовления инструмента. Материал различается на виды по таким критериям, как порода и класс древесины. Также сегодня очень распространены гитары фанерованные ценными породами шпона.

Может даже получиться, что гитара, фанерованная палисандром, окажется в чём-то лучше, чем инструмент из массива какого-то мягкого дерева, что внесет путаницу в мою классификацию. Но исключения из правил правила не отменяют.

Итак, выделим виды классической гитары:

  • Дека, дно и обечайки — фанерованные.
  • Дека — из массива ели или кедра, дно и обечайки — фанерованные.
  • Дека, дно и обечайки из древесного массива, т. е. из цельных пластин древесины.

Первый вид – абсолютно фанерные гитары.

В первой редакции статьи я уделил всего одну нелестную строчку для этого вида гитар. Поступали жалобы, что мастер непрофессионально навешивает ярлыки. Придётся аргументировать свою позицию.

Этот вид гитар только с некоторой оговоркой можно назвать классической гитарой, так как этот инструмент является, настолько глубоко ученическим, что удовлетворяет с натяжкой только самым первым шагам в освоении классической гитары.

Этот вид гитар только внешне похож на классическую. И является рыночным продуктом. За минимальную цену вы получаете минимальное качество. Самые лучшие образцы такого вида гитар, когда фанера подготовлена специально, дают возможность с ограниченным бюджетом решить вопрос инструмента на первые годы обучения. И только в том случае, когда перспектива связать свою судьбу с классикой, размыта.

Другое дело, если эксплуатация этого вида гитары не будет связанна с классической музыкой. А этот вид будет применяться по своему прямому предназначению — аккомпанемент и интерьер.

Грушенский фестиваль, Эсхар, походная гитара. В таком случае выбор этого вида максимально оправдан, так как фанера некапризна к перепадам влажности и температуры. Лаковое покрытие усиливает прочность и ударостойкость такого вида гитар.

Достоинства: Прочный корпус, низкая цена.

Недостатки: Являясь проектом, на котором производители только сокращают расходы, часто выходит, что экономия на классе гитары вредит качеству.

Применение: аккомпанемент, начальная классическая школа с очень ограниченным бюджетом.

Второй вид гитар — частично фанерные

Это инструменты, у которых верхняя дека сделана из массива ели или кедра.

Так как дека очень многое решает в звуке инструмента, этот вид гитар уже кардинально отличается от предыдущего (читайте статью комментарий к опыту Торреса). Они делаются аккуратнее, фанеруются ценными породами древесины.

Очень часто образцы такого вида гитар достигают очень высоких показателей звука.

Вид классических гитар с декой из массива является самым дешёвым вариантом с приемлемым звуком.

Если ваш бюджет несколько ограничен, но вам хотелось бы прикоснуться к миру классической гитары, тогда выбор этого инструмента абсолютно оправдан. Вам останется выбрать надежного производителя.

За минимальный бюджет вы приобретаете максимальное качество звука. Может получиться так, что удачный образец таково вида окажется лучше, чем средняя гитара, выполненная полностью из массива.

Обвинять такие гитары в том для чего они не задумывались некорректно. В техническом задании к изготовлению такого вида гитар не стоит концертная деятельность. Они являются ученическими или любительскими. В соответствии с этим предполагается, что их покрытие должно быть стойким к ударам. Толщина деки учитывает небрежную эксплуатацию. Это не совсем недостатки, скорее особенности.

Гитара хорошо подходит для начальной классической школы. С удачными образцами можно даже учиться в музыкальном училище по классу гитары. Рабочая лошадка для профессиональной игры в не приспособленных для этого условиях, где гитару могут легко повредить. Наилучший выбор для аккомпанемента. Лучший вариант, как бардовская гитара.

Третий вид гитар – гитары изготовленные из массива дерева полностью

Собственно с этого вида и начинается профессиональная классическая гитара. Класс такого вида гитар сильно зависит от класса гитарного мастера. И конечно, класс гитары тем выше, чем более ценная (обладающая наивысшими звуковыми характеристиками) древесина используется.

Определяет класс древесины её заготовительный процесс. Начинать нужно с правильно подобранного дерева. Потом бревна особым образом распускаются и опять же особым образом складываются на долгое хранение, во время которого проходят процессы в дальнейшем определяющие акустические свойства древесины. Процесс заготовки рассчитан на получение материала именно для музыкальных инструментов.

Сначала древесина проходит этап сушки. Потом этап устаревания, выдержки. Чем большее время древесина выдержана, тем заготовка ценнее. Выдержка древесины должна проходить в особых условиях, которые, в полной мере, обеспечиваются только на деревозаготовительных предприятиях. Выдержка напрямую влияет на класс древесины.

Разбивать на классы гитары сделанные из массива дело неблагодарное. Можно выделить гитары сделанные на фабриках и мастерами. Как правило, на фабриках окончательной сборкой занимается также конкретный мастер, поэтому разница не велика. Все зависит от конкретного случая.

Также неправильно относить к каким-то классам определяющим уровень инструмента, гитары сделанные из разного дерева. Тут начинает работать правило каждому своё, предпочтения мастера, гитариста и вид исполняемой музыки. Применения разной древесины дает различные оттенки тембра гитар.

Можно упомянуть различные конструкции. Но опять это будет выглядеть как просто перечисление цветов, и все будут выбирать свой. Сегодня помимо классической испанской конструкции гитары, существуют гитары с двойными деками, дном и даже обечайками. Также вместо испанского веера применяется решетка из сверхлегкого дерева, укрепленная углеродной тканью. Все это дает разные эффекты. Кто-то считает новые техники исполнения эволюцией гитары, кто-то просто веткой развития или веяньем моды.

В конечном итоге, когда оценивается готовый инструмент, музыкант «слушает», играет на ней. И если звук отчетливо плох (безусловно, учитывается заявленная цена, т.к. «плохо» или «хорошо» — оценка соотношения качества звука и цены), то внешний вид, отделка и материал изготовления уже не имеет никакого значения.

При оценке важно не путать класс и качество. Нельзя требовать от гитары звука инструмента из массива, если при изготовлении применялась фанера. Правильно выбирайте критерии оценки.

Источник

Виды дерева гитар

Не секрет, что при покупке гитары опытные музыканты, помимо других особенностей инструмента, обращают повышенное внимание на качество гитарного грифа, степень его прогиба, а также свойства использованной древесины (высушенность / влажность). Почему это столь важно? Судите сами. Звукосниматели в любой момент можно поменять, колки и фурнитуру – тоже. При желании можно скалопировать гриф и изменить цвет гитары. Но древесина останется той же, как в день покупки инструмента. Поэтому в нашем обзоре мы поговорим о породах дерева, которые используются для производства гитар.

Начнем с расстановки всех точек над «i» касаемо терминологии. Ведь зачастую, при переводе рекламных каталогов с английского на русский язык, наши соотечественники, продавцы гитар, проявляли недостаточную бдительность и невольно вносили путаницу в обозначения пород дерева. Правильные обозначения будут выглядеть следующим образом (в скобках даны краткие описания свойств древесины):

1. Ясень (отличается упругостью и прочностью) – Ash;

2. Клен (ему присуща твердая мелкопористая структура) – Maple;

3. Палисандр (по твердости превосходит дуб в 1,5-2 раза) – Rosewood;

4. Красное дерево (плотная, прочная древесина, отлично полируется) – Mahogany;

5. Ольха (не отличается прочностью, но долго сохраняется под водой) – Alder;

6. Тополь (легкая и мягкая древесина, легко обрабатывается) – Poplar;

7. Липа (отличается мягкостью и тонкой текстурой) – Basswood;

8. Агатис (очень крепкий сорт дерева) – Agathis;

9. Ель (легкая, мягкая и не очень прочная древесина) – Spruce;

10. Орех (вязкий, плотный и прочный на изгиб сорт) – Walnut.

Безусловно, в разных точках мира, богатых своими музыкальными традициями, встречаются и другие, более экзотические породы, пригодные для производства струнных щипковых инструментов и непосредственно гитар, однако базовый перечень, пожалуй, будет выглядеть именно так, каким мы его вам представили выше.

А теперь давайте более подробно рассмотрим каждый отдельный вариант, попавший в нашу «золотую» десятку:

Ясень (Ash)

Порода придает гитаре звонкое звучание и ярко выраженную атаку. Хотите примеры? Столь популярные «стеклянные» модели «Fender» изготовлены из ясеня. Если припомнить раннего Марка Нопфлера («Dire Straits») и то характерное звучание, которое он привнес в рок-музыку – откроется факт, что он использовал именно ясеневые модели «Stratocaster». Сюда же можно причислить и более «тяжелых» представителей рок-олимпа: Ричи Блэкмора, Роба Зомби, Мэрилина Мэнсона.

Клен (Maple)

Отличается более акцентированной атакой по сравнению с ясенем. Если исполнитель ценит разборчивость и резкость звучания при достаточно плотной нотной игре – хорошим подспорьем ловкости его пальцев станет инструмент из клена. Однако замечено, что в каталогах известных производителей серийных гитар из клена становится все меньше. К минусам кленовых гитар некоторые музыканты причисляют недостаток «мяса» (присутствия в звучании характерной «зазубрины» с рвущим эффектом), а также «певучести» (балладные композиции – явно не их конек). Впрочем, было бы не совсем справедливо ставить штамп на все без исключения гитары из клена. В качестве довода приведем такой пример: полуакустические инструменты, вопреки вышеприведенному мнению, вполне «певучие» и «мясные». Довод номер два: клен – очень большое семейство древесных; в составе его подсемейств найдутся представители с сильно различающимися характерными свойствами древесины. У многих наверняка на слуху такие подвиды, как «волнистый» клен, «огненный», «горный», «птичий глаз». Не вдаваясь в узкоспециализированные нюансы, просто отметим, что все они чем-то друг от друга отличаются. А, к примеру, «американский» клен дает звучание и вовсе больше похожее на ясень, нежели на своих сородичей. Благодаря такому уникальному многообразию видов, клен по праву можно причислить к самому распространенному материалу для производства гитарных грифов.

Палисандр (Rosewood)

По причине своей редкости, а следовательно, дороговизны – чаще применяется в виде накладок на гриф или для шпонового покрытия корпуса инструмента (т.е. где не требуется большой расход материала, но важна эстетическая составляющая).

Красное дерево (Mahogany)

Весьма востребованный материал с оптимальным соотношением «цена / качество». Отличается достаточно плотным звуком и хорошим сустейном. Любимый выбор исполнителей, исповедующих «тяжелые» стили музыки. Очень показательно, что ему отдают предпочтение такие известные компании, как «Gibson», «ESP» и «Dean». По характеристикам «мясо / певучесть» и «звонкость / разборчивость» – антипод клену. Впрочем, это обстоятельство натолкнуло производителей на интереснейшее решение – делать корпус гитары из сочетания этих двух пород, что позволяет добиться сбалансированности свойств, присущих красному дереву и клену.

Ольха (Alder)

Занимает одно из лидирующих мест по популярности среди прочих пород. Именно из ольхи изготовлено большинство «Fender». Производители, ориентирующиеся на «тяжелые» стили, также широко используют ольху, хотя объективно она не самым лучшим образом подходит для хард-рокового направления. По основным характеристикам («мясо / разборчивость») ольха – крепкий «середнячок» в списке рассматриваемых пород древесины. В какой-то степени это отличный компромиссный вариант и одновременно разрушитель навязанных стереотипов. Музыканты со смелым, «инновационным» мышлением с удовольствием выбирают ольху. Делающий выбор в пользу ольхи американский гитарист-виртуоз Стив Вай – показательный в этом плане пример.

Тополь (Poplar)

Легкий и недорогой материал с умеренными характеристиками «мясо / разборчивость». Вероятно, мы не сильно погрешим против истины, если определим его в категорию «ученического инструмента». На фоне клена, ольхи и ясеня заметно проигрывает, зато радует начинающих музыкантов доступной ценой.

Липа (Basswood)

Наравне с ольхой – достаточно популярная порода в индустрии гитарного производства. Липа и ольха вообще похожи по многим характеристикам. На заметку: из липы изготовляются гитары «Daisy»; многие инструменты гитариста-уникума Джо Сатриани также сделаны из данного сорта.

Агатис (Agathis)

Порода получила применение в производстве гитар «Stratocaster». Недорогой сорт древесины с умеренными характеристиками. По своей востребованности стоит примерно на одной ступеньке с тополем, вполне подходит для производства «ученического инструмента».

Ель (Spruce)

Применяется исключительно для производства полуакустических электрогитар. Нередко ель сочетают с кленом для достижения теплого ровного звучания. Пожалуй, лучше всех этот сорт древесины способны оценить джазмены.

Орех (Walnut)

Ведущие бренды очень часто используют орех для производства акустических гитар высокого класса. Из ореха также делают накладки на гриф для электрогитар, реже – ореховым шпоном покрывают корпус.

Итак, «золотая» десятка типов древесины для производства гитар нами подробно рассмотрена. Остался нераскрытым последний и самый каверзный вопрос: как неопытному новичку различать между собой все вышеописанные сорта? Без плотницкой квалификации это, и вправду, достаточно сложно. Совет может быть лишь один: проявляйте любознательность, узнавайте, из какого сорта дерева изготовлен тот или иной инструмент, и изучайте его фактуру, сравнивайте по весу, цвету, характерному рисунку волокон. Пускай не сразу, но уж точно спустя какое-то время (если жажда знаний и стремление найти лучшее звучание к тому моменту вас не покинут) вы обязательно раскроете для себя очень многие интересные тайны «гитаростроения» и уже на правах профи поделитесь ими с другими начинающими музыкантами. Удачи!

Источник

Читайте также:  Джазовые гаммы для фортепиано ноты
Оцените статью