Классическая постановка или нет гитара

Постановка левой руки

Играя на электрогитаре, необходимо учитывать огромное количество факторов, влияющих на качество звукоизвлечения. К одному из них относится чистота. Отличительной особенностью электрогитары является то, что 95% ее партий играется на перегрузе. С одной стороны, ноту легче выбить, легче зажать, гитара с радостью откликается на прикосновения музыканта. С другой стороны — очередные подводные камни: эти прикосновения должны быть правильными. Нельзя забывать о том, что вместе с «игровой» струной могут зазвучать и остальные, что незамедлительно отразится в звуке из динамика. Отсюда возникает грязь, шум, скрежет, звон и прочие неприятные сопровождения гитарной партии. Чтобы этого не случилось нужно принять ряд мер по изменению режима работы левой руки.

Существует определенный принцип игры на электрогитаре: зажаты или открыты могут быть только «игровые» струны, а «лишние» должны быть заглушены. «Лишними» назовем струны, не используемые во фразе, а «игровыми» — струны, звучание которых необходимо. Под глушением струн подразумеваются действия, которые не позволяют струнам колебаться даже в случае прямого попадания в них медиатором. Как правило, глушение осуществляется ребром ладони правой руки и 1-м пальцем левой. Следует запомнить, что глушение струн происходит непрерывно. В противном случае гитара «заведется» обратной связью от усилителя или же будет издавать шум при любом прикосновении к не заглушенным струнам. Не обязательно даже касаться струн. Просто щелкните пальцем по деке, и каждая не заглушенная струна начнет колебаться. Это одна из наиболее частых проблем, которые преподносит электрогитара для новичков. Если же в случае с правой рукой все довольно очевидно: глушение осуществляется путем становления ребра ладони в зону демпфера, то случай с левой рукой требует отдельных комментариев.

Читайте также:  Ночная пьеса для фортепиано 7 букв

Итак, рассмотрим два варианта постановки левой руки на гитаре: блюзовая и классическая. В обеих ситуациях пальцы необходимо ставить ближе к ладу, к которому нужно прижать струну.

Фундаментальное различие постановок друг от друга заключается в положении большого пальца. В первом случае он обнимает гриф сверху, нависая первой фалангой над 6-й струной. Это влечет за собой изменение направления остальных пальцев, они стоят приблизительно под углом 40-60 градусов к направлению струн.

В данной постановке внутренне ребро ладони полностью или частично прилегает к грифу. Отсюда следует, что в блюзовом хвате левая рука взаимодействует с грифом в одной подвижной и двух неподвижных точках. Подвижной точкой является подушечка пальца, прижимающего струну к ладам, а неподвижные — изгиб большого пальца и основание 1-го пальца. Надеюсь, понятно, что подвижная точка является таковой в случае выполнения гитаристом бендов или вибрато, в остальных случаях фиксация происходит довольно жестко.

Во втором же случае подушечка большого пальца опирается в заднюю часть грифа чуть ниже середины, находясь при этом между 1-м и 2-м пальцами. В этой ситуации остальные пальцы перпендикулярны направлению струн, а между внутренним ребром ладони и грифом есть зазор. Кроме того, произошла утрата одной из неподвижных точек взаимодействия левой руки с грифом, а именно основания 1-го пальца. Таким образом, остается подушечка большого пальца — неподвижная точка, а также подушечка пальца, прижимающего струну к ладам — подвижная точка.

И та, и другая постановка равнозначно используются в гитарной технике в зависимости от ситуаций. Чтобы определить, когда именно играть блюзовой постановкой, а когда классической, необходимо иметь представление об особенностях поведения левой руки в разных постановках при выполнении различных технических элементов, а также некоторый опыт.

В подавляющем большинстве случаев глушение «лишних» струн левой рукой осуществляется 1-м пальцем, за что его и называют «глушителем». В классической постановке 1-й палец глушит все нижележащие и одну вышележащую струны от игровой. Это происходит благодаря дугообразной форме 1-го пальца, зажимающего струну боковиной фаланги таким образом, чтобы нижележащие струны касались пальца, но не прижимались к ладу, при этом, подушечка слегка подпирает вышележащую струну снизу.

В блюзовом же хвате происходит почти то же самое, однако добавляется участие большого пальца, который может взять на себя функции «глушителя» 5-й и 6-й струн.

Остальные пальцы участвуют в глушении реже, как правило, для взятия паузы после аккорда. Классическая постановка используется при игре скоростных пассажей, так как необходима максимальная маневренность пальцев. Конечно же, есть исключения из правил в лице Paul Gilbert, Steve Vai, Guthrie Govan, у которых длина пальцев и физиология кисти позволяет выполнять скоростные пассажи на широких аппликатурах и в блюзовом хвате. Кроме того, при игре стоя не всегда удобно использовать классическую постановку, так как это влечет за собой сильный изгиб кистевого сустава.

В блюзовой постановке играются почти все аккорды, в которых участвуют открытые струны, аппликатуры с зажатыми на одном ладу струнами (разными пальцами), а также все то, что играется и в классической. Но поскольку бесплатный сыр только в мышеловке, приходится жертвовать качеством «глушителя». В блюзовом хвате 1-й палец не всегда способен прикрыть нижележащие струны, так как образуется «тоннель», обеспечивающий попавшим в него струнам беспрепятственные колебания.

Необходимо понять, что четкого «распределения обязанностей» между постановками левой руки на гитаре не существует. Как было сказано выше, надо действовать согласно обстановке. В каких-то случаях удобно сыграть фразу в классической постановке, в каких-то — в блюзовой. За время исполнения какого-либо произведения постановка левой руки может измениться 30-100 раз и больше. Охватить все условия смены постановки в одной статье невозможно, впрочем, как и в целой книге. Эта тема требует пристального самоконтроля и солидного багажа опыта. Если научиться правильно и своевременно глушить струны левой рукой, то электрогитара для новичка будет уже не так проблематична.

Источник

Электрогитара, акустическая или классическая: с какой начать учиться?

Когда со мной связываются потенциальные ученики, как правило, они рассказывают некую краткую предысторию о том, что именно их привело к преподавателю. Все эти истории достаточно разные, однако, за время своей профессиональной деятельности я стал замечать в них общие черты. В данной статье я бы хотел остановиться на одной из часто описываемых потенциальными учениками ситуаций: «Я очень хочу научиться играть на электрогитаре, но у меня есть проблема. Я никогда не играл на акустической (классической) гитаре, а многие говорят, да и я сам читал разные статьи о том, что прежде чем учиться играть на электрогитаре, надо освоить азы на акустике или классике. Но меня акустическая или классическая гитары вообще не привлекают, а вот электрогитара наоборот. Насколько критично отсутствие умения играть на акустической (классической) гитаре для того, чтобы начать обучение на электрогитаре?»

Дело в том, что классическая гитара, акустическая гитара и электрогитара — три абсолютно разных музыкальных инструмента, отличающихся не только по звуку, а еще и по своему функционалу. Следовательно, они различаются и по технике звукоизвлечения. Чтобы было понятнее, приведу в пример парочку аналогий. Если человек захотел научиться водить легковой автомобиль и с этой целью пришел в автошколу, вряд ли тамошние преподаватели будут ему предлагать пройти обучение езде на мотоцикле или на самосвале. Несмотря на то, что данные виды транспорта ездят по одним дорогам, они все-таки кардинально друг от друга отличаются. Точно так же люди, желающие заниматься боксом, скорее всего, не станут обращаться к тренеру по греко-римской борьбе, так как очевидно, что это два абсолютно разных вида единоборств. И если данные утверждения практически ни у кого сомнения не вызывают, то с гитарами, дело обстоит совершенно иначе.

К сожалению, достаточно большое количество людей действительно не понимают разницы между классической, акустической и электрогитарой. Конечно же, достаточно много людей отдают себе отчет в том, что вышеперечисленные инструменты мало чем пересекаются. Однако среди них есть убежденные в том, что нельзя приступать к обучению игре на электрогитаре, не научившись играть на акустике или классике. Со всей ответственностью смею заверить, что данные убеждения являются исключительно стереотипом и не представляют собой никакой информационной ценности. Следование этим необоснованным домыслам является грубой ошибкой, которая не приведет ни к чему, кроме как к потерянным впустую средствам и времени. Откуда берется данный стереотип, вопрос второй. Кто-то прочитал в интернете, кто-то догадался сам, кому-то это объяснял преподаватель, который либо некомпетентен и сам верит в эту чушь, либо просто мошенник, пытающийся продержать у себя ученика как можно дольше любой ценой.

На самом деле, ни малейшей связи между акустической, классической и электрогитарой нет, за исключением количества струн (и то не всегда). Как уже говорилось ранее, каждый из этих музыкальных инструментов имеет свои специфику и функционал, которые накладывают на него определенные особенности, выражающиеся в технике звукоизвлечения. То есть, если музыкант хорошо владеет, например, акустической гитарой, это отнюдь не означает, что он без подготовки сможет овладеть электрогитарой или классической гитарой.

Различия между гитарами по технике звукоизвлечения

Чем же электрогитара отличается от акустической и классической? Возьмем, к примеру, такой параметр как чистота звукоизвлечения. Электрогитара, в отличие от акустики или классики, по сути, представляет собой гиперчувствительный инструмент, так как в подавляющем большинстве случаев ее используют при игре на перегрузе. Она настолько чувствительна, что требует постоянного тотального контроля за глушением лишних струн. Ярковыраженная грязная игра на акустической или классической гитаре подразумевает прямую атаку лишних струн вместо/вместе с игровыми. С электрогитарой все гораздо сложнее. Даже если медиатор бьет по игровым струнам идеально точно, лишние струны в случае отсутствие глушения все равно будут резонировать, что мгновенно будет слышно из динамика комбика в виде кучи грязи и всевозможных призвуков. Именно поэтому одной из главных проблем, встречающихся на пути начинающих электрогитаристов является чистое звукоизвлечение. На акустической и классической гитарах возникновение таких ситуаций также возможно, однако оно не будет столь очевидным для людей с неразвитым слухом. Чтобы научиться слышать на акустике и классике резонирование соседних струн и наложение не созвучных (диссонирующих) нот, вызванное побочной вибрацией лишних струн, нужен определенный опыт игры на данных музыкальных инструментах, которого у новичков, конечно же, нет. Следовательно, руки при игре на разнотипных гитарах будут работать в совершенно ином режиме.

Очевидно, что рассчитывать на чистую игру на электрогитаре, обучаясь при этом только на классике или акустике, не стоит. Это абсолютно не означает, что электрогитара лучше акустической или классической — они просто разные. А вот какая из них лучше (вернее будет сказать, больше нравится), должен решать каждый сам за себя, опираясь при этом исключительно на вкусовые (музыкальные) предпочтения. По-другому ответить на столь субъективный вопрос невозможно.

Об универсальности преподавателей

Пример с чистым звукоизвлечением является лишь одним из множества параметров, так или иначе, по-своему трактующимся при игре на разнотипных гитарах. И каждый параметр вносит существенные коррективы в технику игры на данных инструментах. Значимость этих различий я лично прочувствовал на себе в 2003 году, когда, отучившись три года по специальности «классическая гитара» у одного из лучших преподавателей России Леонида Резника, я не смог совладать с электрогитарой, потратив уйму времени на тщетные попытки самостоятельного освоения этого музыкального инструмента. Впоследствии в период с 2004 по 2006 год мне удалось пройти полный курс обучения игре на электрогитаре у одного из лучших и самых востребованных преподавателей Москвы Юрия Сергеева.

В жизни я всегда стараюсь с осторожностью относиться к универсальным решениям. Какие бы ни были распрекрасные современные смартфоны, они никогда не будут записывать звук так, как это сделает отдельный хороший микрофон, никогда не сфотографируют так же качественно, как это сделает достойный зеркальный фотоаппарат, не зазвучат так, как это сделает адекватная акустическая система и т.д. Как бы ни цинично это прозвучало, на мой взгляд, со специалистами ситуация аналогичная. Чем универсальнее специалист, тем хуже он выполняет каждую из своих функций. Это относится и к музыкантам, и к преподавателям. Однако и в данном правиле могут быть исключения (и я знаком с людьми, продемонстрировавшими это на личном примере), но они возможны только при выполнении ряда определенных требований.

Конечно же, одним из необходимых требований является умение достойно играть на музыкальном инструменте. Но, как известно, хороший музыкант далеко не всегда является хорошим преподавателем. В моем понимании, компетентность преподавателя заключается, прежде всего, в наличии у него программы обучения игре именно на том музыкальном инструменте, уроки которого он предлагает. Напомню, что под программой обучения в моем понимании подразумевается целый комплекс учебно-методических элементов, выполнение которых направлено на достижение конкретных результатов в освоении определенного музыкального инструмента. Не трудно догадаться, что раз классическая, акустическая и электрогитара настолько сильно отличаются друг от друга, то и программы обучения игре на данных инструментах мало в чем будут совпадать.

Достаточно давно я принял решение связать свою профессиональную карьеру именно с электрогитарой. Несколько лет назад мне удалось составить и откатать свою программу обучения, которая является основой моей нынешней преподавательской деятельности. Разработка программы обучения в моем понимании представляет собой кропотливый труд, требующий определенного количества времени, преподавательского опыта, стабильного потока учеников, сбора статистических данных, систематического анализа полученных результатов, на основе которого программа будет модернизироваться и т.д. и т.п. По моему глубокому убеждению, чтобы преподавать на другом музыкальном инструменте, не превратившись при этом в очередного «универсального» в плохом смысле слова специалиста, необходимо будет пройти весь этот путь с самого начала.

Заключение

Не секрет, что труд разнорабочего оплачивается гораздо меньше, чем труд специалиста узкого профиля. Совпадение? Нет, скорей объективная закономерность. Обучать боксу должен боксер, ездить на легковом автомобиле — инструктор с правами категории «B». Совершенно точно, музыка и уж тем более преподавательская деятельность исключением здесь не является. Поэтому если есть желание освоить акустическую гитару, настоятельно рекомендую обратиться к преподавателю по игре на акустической гитаре. Если есть желание познать классическую гитару, ищите преподавателя специализирующегося на классической гитаре. А если вы мечтаете научиться играть на электрогитаре, то я к вашим услугам!

Источник

Оцените статью