Классическая тональность для гитары

Повышение или понижение строя

Для начала перечислим ноты вместе с полутонами по порядку:

C → C# → D → D# → E → F → F# → G → G# → A → A# → B → C → .

Чтобы настроить гитару на полтона ниже, нужно настроить все струны на полтона ниже, чем они были настроены. Если отталкиваться от классического строя, то было — EBGDAE, стало (см. таблицу, ниже — значит левее) — D#A#F#C#G#D#. Если на тон ниже, то — DAFCGD, и так далее. Для игры на пониженных тонах лучше подходят более толстые струны.

Теперь о настройке в более высокую тональность. Здесь все наоборот, т.е. нужно настраивать все струны равномерно выше. Но при такой настройке, струны скорее всего порвутся, ведь натяжение на них гораздо сильнее, чем обычно. К тому же, если очень постараться, можно даже сломать гитарный гриф! Для повышения тональности гитары лучше всего использовать каподастр.

Каподастр — это специальный зажим для струн, который устанавливают на одном из ладов грифа, тем самым повышая тональность гитары. Например, если установить каподастр на первом ладу, гитара будет «настроена» на полтона выше, на втором ладу — на тон и т.д.

Читайте также:  Тюнер для всех видов гитар

Источник

Песни под гитару Что такое тональность?

Аккорды песен под гитару, видео

Что такое тональность?

Разговор в данной теме пойдет о важном музыкальном понятии.

Любая музыка – это своего рода путешествие, т.к. имеет свое развитие и имеет движение то вверх, то вниз. Но всегда заканчивается, приводя чувства слушателя к ощущению покоя и устойчивости. А все потому, что в конце любой мелодии стоит нота украшенная мажорным или минорным аккордом. Эта главная нота, которая имеет название – ТОНИКА. Другие ноты мелодии и аккорды подчиняются ей. Отсюда можно сделать смелое определение:

ТОНАЛЬНОСТЬ – совокупность аккордов и нот, которые подчинены одной главной ноте.
Напрашивается вопрос. Но как равные 12 нот могут подчиняться друг другу?

Ответ прост: как только человек выбирает какой-то мелодии тональность (назначает главную ноту), как тут же остальные ноты следуют за ней. Например, если тонику понизить на полутон, то и все ноты композиции должны понизиться на полутон, при этом характер мелодии не изменится, а только ее высота.

Никто не может объяснить тот факт, что для человеческого слуха наилучшим интервалом является «КВИНТА». На данном интервале основана привычная нашему слуху музыка. Для лучшего понимания приведу рисунок, в котором расставлены ноты в ряд (нотный звукоряд), но с интервалом в квинту:

Получается, что самые простые мелодии устроены так, что звучащие в них аккорды двигаются (проигрываются) по квинтам.

Перейдем к практике:

Любая мелодия строится по образному правилу: выбираем дом (главную ноту), выходим из него и возвращаемся домой.
Возьмите гитару и проиграйте аккорды A – D – E – снова A и прислушайтесь как звучно и ровно они играются, как будто нет среди них лишнего аккорда. Постарайтесь запомнить мелодию . А теперь проиграйте вот эти аккорды (много раз): D – G – A – D , затем: G – C – D – G . Только при этом не спешите. Если вы вникните в характер музыки, то обязательно заметите, что во всех случаях он не меняется.

Первые аккорды в своем ряду – это главные аккорды в своей тональности и являются тоникой. Как вы заметили их всего 3. В народе их называют «Три блатных». У профессионалов – «Тоника», «доминанта» и «субдоминанта». Я предлагаю называть их «Т» , «2» и «3» . А в минорной тональности к каждому названию добавлять букву «m» .

Вот и дошли до таблицы основных аккордов тональностей:

Сразу скажу, что не нужно заучивать данную таблицу. Нужно просто в ней разобраться раз и навсегда. 🙂
Обратите внимание и вы заметите, что все аккорды в любых тональностях исполняют по очереди одну из 3-ех функций. Вот например аккорд F тональности До-мажор будет — «2» . , в Фа-мажор он станет «Т» , а в Ля- диез мажоре – «3» .

И снова практика:

Проиграйте тройку основных аккордов в последовательности Т — 2 – 3 – Т во всех мажорных тональностях, а также Тm – 2m – 3m- Tm в любых минорных тональностях. Не обязательно играть сложные аккорды. Здесь главное понимание и спокойствие.

И для общего знания и понимания данной темы скажу, что существует всего 12 тональностей, в каждой есть мажорная и минорная часть аккордов. У данных частей основные ноты – общие.

И для особо любознательных приведу полную таблицу основных аккордов обобщенных тональностей:

Источник

Что такое тональность? Основные аккорды тональности.

Как известно звуков в музыке семь: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

На каждом из звуков можно построить аккорд и он будет называться его именем. На звуке до – аккорд до, на звуке ре – аккорд ре.

Тональностью определяется, какой звук и аккорд главный. Если тональность ля-минор – главный аккорд ля-минор. Если тональность ре-минор – главный аккорд ре-минор.

Главный – он называется тоника. С него начинается тональность, он первый или аккорд первой ступени. Далее аккорд второй ступени, аккорд третьей ступени и так по порядку, всего семь.

Основные аккорды тональности расположены на первой, четвертой и пятой ступенях. У них есть свои дополнительные названия. Аккорд первой ступени – тоника. Аккорд четвертой ступени – субдоминанта. Аккорд пятой ступени – доминанта.

В каждой тональности свои основные аккорды. Их можно найти, посчитав от первого по порядку:

A B C D E F G A B C D

В тональности C это – C, F, G. В тональности D – D, G, A. И так далее.

В мажорной тональности – основные аккорды мажорные.

В минорной тональности – тоника и субдоминанта (первый и четвертый) минорные, а доминанта – может быть мажорной или минорной.

Тоника, субдоминанта и доминанта – аккорды первой, четвертой и пятой ступени. Это и есть легендарные три аккорда, на которых держатся все простые песни под гитару.

Другие статьи по теме:

  • Теория музыки для чайников.
  • Как подобрать аккорды, если знаешь мелодию?
  • Ноты учить необязательно.
  • Гитарный «бой»
  • Как называются аккорды
  • Каким «боем» играть? Разбор песни

Источник

Гитарный строй

Буквенно-цифровые обозначения аккордов в данной статье соответствуют традиции, принятой в США, где нота си обозначается латинской буквой B, а буква H не используется.

Гитарный строй — настройка высоты звучания открытых (то есть не зажатых пальцами) струн гитары определённым образом для удобства игры наиболее часто используемых аккордов. Для шестиструнной гитары исторически сложился классический «испанский строй». [1] Неклассические настройки используются для удобства игры в отдельных музыкальных жанрах или музыкальных произведений.

Содержание

Строи шестриструнной гитары

Классический строй

Файл:Guitar Standard Tuning.ogg Также известен как «испанский» строй или строй E (ми). Наиболее популярный строй, большинство табулатур и аппликатур даны именно для этого строя.

Струна Нота Частота (в герцах)
Первая e¹ (ми первой октавы) 329,63
Вторая b (си малой октавы) 246.96
Третья g (соль малой октавы) 196.00
Четвёртая d (ре малой октавы) 146.83
Пятая A (ля большой октавы) 110.00
Шестая E (ми большой октавы) 82.41

Классический метод настройки

  1. Настройка 1-й струны производится по контрольному звуку — звуку камертона — или по звуку уже настроенного музыкального инструмента.
  2. По 1-й струне настраивается 2-я струна, которая, будучи прижатой на V ладу, должна звучать одинаково с 1-й открытой (не прижатой) струной.
  3. 3-я струна, прижатая на IV ладу, настраивается по 2-й открытой струне.
  4. 4-я струна, прижатая на V ладу, настраивается по 3-й открытой струне.
  5. 5-я струна, прижатая на V ладу, настраивается по 4-й открытой струне.
  6. 6-я струна, прижатая на V ладу, настраивается по 5-й открытой струне.

Настройка флажолетами с темперацией

Файл:Guitar Tuning by Overtone.ogg Позволяет производить намного более точную настройку, так как точность ладов не всегда достаточна.

  1. Настройка 1-й струны производится по контрольному звуку — звуку камертона — или по звуку уже настроенного музыкального инструмента.
  2. 6-я струна настраивается так, чтобы её флажолет на V ладу звучал в унисон с 1-й струной.
  3. 5-я струна настраивается так, чтобы её флажолет на VII ладу звучал в унисон с 1-й струной, а потом чуть подтягивается, чтобы возникли биения частотой 0,372 Гц (одно биение за 2,7 секунды).
  4. 4-я струна настраивается так, чтобы её флажолет на VII ладу звучал в унисон с флажолетом 5-й струны на V ладу, а потом чуть подтягивается, чтобы возникли биения частотой 0,497 Гц (одно биение за 2,01 секунды).
  5. 3-я струна настраивается так, чтобы её флажолет на VII ладу звучал в унисон с флажолетом 4-й струны на V ладу, а потом чуть подтягивается, чтобы возникли биения частотой 0,664 Гц (одно биение за 1,51 секунды).
  6. 2-я струна настраивается так, чтобы её флажолет на V ладу звучал почти в унисон с флажолетом 1-й струны на VII ладу, но чуть недотягивается, чтобы слышались биения частотой 1,12 Гц (одно биение за 0,9 секунды).

При настройке по камертону A («ля») первой настраивается 5-я струна (флажолет на V ладу в унисон с камертоном), затем 1-я и 6-я, а потом 4-я, 3-я и 2-я.

При хорошем слухе, накопив достаточный опыт, можно обойтись без взятия флажолетов, улавливая биения обертонов в звучании открытых струн.

Поскольку изменение натяжения струны ведёт к деформации корпуса гитары и расстройке остальных струн, рекомендуется настраивать гитару в 2-3 итерации, первую из которых можно делать без темперации (без тщательного подсчёта частоты биений).

Пониженные строи шестиструнной гитары

Пониженные (т.е. ниже обычного строя EBGDAE) строи применяются для более удобной игры в определённой тональности, либо для получения более низкого «тяжелого» звука. В частности, многие рок-гитаристы любят т.н. Drop-строи, которые именуются с дописыванием к «Drop» ноты на 6-й струне, которая опускается на 1 тон ниже первой (например: Drop C = DAFCGC). Для перестройки из классического строя в какой-либо пониженный, все струны гитары опускаются на определённый интервал (например чтобы перестроиться в строй D необходимо все струны гитары опустить на тон). Для понижение строя гитары более чем на тон может понадобиться смена струн на более толстые из-за ослабления их натяжения. Также для строя ниже B (си) используются в основном баритон-гитары.

Струна Строй E♭ (ми-бемоль) Строй D (ре) Строй D♭ (ре-бемоль) Строй C (до) Строй B (си)
Нота Частота (в герцах) Нота Частота Нота Частота Нота Частота Нота Частота
Первая e♭¹ (ми-бемоль первой октавы) 311.13 d¹ (ре первой октавы) 293.66 d♭¹ (ре-бемоль первой октавы) 277.18 c¹ (до первой октавы) 261.63 b (си малой октавы) 246.96
Вторая b♭ (си-бемоль малой октавы) 233.08 a (ля малой октавы) 220.00 a♭ (ля-бемоль малой октавы) 207.00 g (соль малой октавы) 196.00 g♭ (соль-бемоль малой октавы) 185.00
Третья g♭(соль-бемоль малой октавы) 185.00 f (фа малой октавы) 174.62 e (ми малой октавы) 164.81 e♭ (ми-бемоль малой октавы) 155.56 d (ре малой октавы) 147.83
Четвёртая d♭ (ре-бемоль малой октавы) 138.59 c (до малой октавы) 130.82 B (си большой октавы) 123.48 B♭ (си-бемоль большой октавы) 116.54 A (ля большой октавы) 110.00
Пятая A♭ (ля-бемоль большой октавы) 103.80 G (соль большой октавы) 98.00 G♭ (соль бемоль большой октавы) 92.50 F (фа большой октавы) 87.31 E (ми большой октавы) 82.41
Шестая E♭ (ми-бемоль большой октавы) 77.78 D (ре большой октавы) 73.91 D♭ (ре-бемоль большой октавы) 69.30 C (до большой октавы) 65.41 B¹ (си контроктавы) 61.74
Ноты

Open C

Одной из характерных особенностей является легкость извлечения основных мажорных аккордов. Простое барре на 2м ладу даст «Ре», 4м — «Ми», 5м — «Фа» и так далее. Открытые струны предоставят вам «До».

Дла того чтобы настроить гитару в «Open C», надо (отталкиваясь от «стандартного строя»): 1-я струна (тонкая) Оставить как в «стандартном строе» — «Ми»(«E»)
2-я струна. Поднять на полшага до «До»(«C»)
3-я струна. Оставить как в «стандартном строе» — «Соль»(«G»)
4-я струна. Опустить на шаг до «До»(«C»)
5-я струна. Опустить на шаг до «Соль»(«G»)
6-я струна (толстая). Опустить на два шага c «Ми» до «До»(«C»)

Повышенные строи шестиструнной гитары

Повышение строя гитары, особенно классической, может привести к повреждению инструмента [2] , а также к травмам из-за внезапного обрыва перетянутой струны.

Для повышения строя можно использовать каподастр. Если перестройка гитары все же необходима, рекомендуется использовать более тонкий набор струн.

Струна Строй F (фа) Строй F# (фа-диез) Строй G (соль) Строй G# (соль-диез) Строй A (ля)
Нота Частота (в герцах) Нота Частота Нота Частота Нота Частота Нота Частота
Первая f¹ (фа первой октавы) 349.23 f¹# (фа-диез первой октавы) 369.99 g¹ (соль первой октавы) 392.00 g¹# (соль-диез первой октавы) 415.30 a¹ (ля первой октавы) 440.00
Вторая с¹ (до первой октавы) 261.63 с¹# (до-диез первой октавы) 277.18 d¹ (ре первой октавы) 293.66 D¹# (ре-диез первой октавы) 311.13 e¹ (ми первой октавы) 311.13
Третья g# (соль-диез малой октавы) 207.00 a (ля малой октавы) 220.00 a# (ля-диез малой октавы) 233.08 b (си малой октавы) 246.96 c¹ (до первой октавы) 261.63
Четвёртая d# (ре-диез малой октавы) 155.56 e (ми малой октавы) 164.81 f (фа малой октавы) 174.62 f# (фа-диез малой октавы) 185.00 g (соль малой октавы) 196.00
Пятая A# (ля-диез большой октавы) 116.54 B (си большой октавы) 123.48 c (до малой октавы) 130.82 c# (до-диез малой октавы) 138.59 d (ре малой октавы) 147.83
Шестая F (фа большой октавы) 87.31 F# (фа-диез большой октавы) 92.50 G (соль большой октавы) 98.00 G# (соль-диез большой октавы) 103.80 A (ля большой октавы) 110.00
Ноты

Строй «Drop D»

Этот строй отличается от классического опущенной на тон шестой струной. Он часто используется музыкантами играющими в стиле хард-рок на электрогитаре, так как облегчает игру квинт-аккордов (англ. power-chord ), также для него написаны некоторые произведения классической гитары (в тональностях ре-мажор и ре-минор).

Струна Нота Частота (в герцах)
Первая e¹ (ми первой октавы) 329,63
Вторая b (си малой октавы) 246.96
Третья g (соль малой октавы) 196.00
Четвёртая d (ре малой октавы) 147.83
Пятая A (ля большой октавы) 110.00
Шестая D (ре большой октавы) 73.91

Строй «Drop C»

Используется для получения ещё более низкого и «тяжелого звука» на электрогитаре. В отличие от классического строя, все струны кроме шестой настраиваются на тон ниже, а шестая струна — на два тона.
Как и строй Drop D используется для игры квинтаккордов.

Струна Нота Частота (в герцах)
Первая d¹ (ре первой октавы) 297.66
Вторая a (ля малой октавы) 220.00
Третья f (фа малой октавы) 174.61
Четвёртая c (до малой октавы) 130.81
Пятая G (соль большой октавы) 98.00
Шестая C (до большой октавы) 65.41

Строй «Double Drop-D»

Строй похожий на Drop D, отличающийся тем что первая струна опускается на тон. Для настройки из классического строя первая и шестая струна опускаются на тон.
В этом строе четыре верхние открытые струны гитары образуют аккорд соль-мажор, что облегчает игру слайдом. Двойной drop D часто использовался исполнителем Нилом Янгом.

Струна Нота Частота (в герцах)
Первая d¹ (ре первой октавы) 293.66
Вторая b (си малой октавы) 246.96
Третья g (соль малой октавы) 196.00
Четвёртая d (ре малой октавы) 147.83
Пятая A (ля большой октавы) 110.00
Шестая D (ре большой октавы) 73.91

Строй «DADGAD»

Строй наиболее часто используемый в фолк-музыке. Изобрел его британский гитарист Дэвид Грэм для более удобной игры по нотам записанным для скрипки или волынки. [3]
Для перестройки в строй «DADGAD» из классического необходимо опустить на тон первую, вторую и шестую струны.

Струна Нота Частота (в герцах)
Первая d¹ (ре первой октавы) 293.66
Вторая a (ля малой октавы) 220.00
Третья g (соль малой октавы) 196.00
Четвёртая d (ре малой октавы) 147.83
Пятая A (ля большой октавы) 110.00
Шестая D (ре большой октавы) 73.91

Строй «DADDAD»

Строй «Papa-Papa», наиболее подходящий как для использования в фолк-музыке (кельтской), так и для исполнения партий ритм-гитары в «тяжелой» (альтернативной музыке) по 4-е ноты одновременно. Для перестройки в строй «DADDAD» из классического необходимо опустить на тон первую, вторую и шестую струны. а третью настроить в унисон с четвертой.

Строй «Open D»

В этом строе открытые струны образуют аккорд ре-мажор. Он используется в основном на слайд-гитарах.
Для перестройки в этот строй из классического первая, вторая и шестая струны опускаются на тон, третья опускается на полутон.

Струна Нота Частота (в герцах)
Первая d¹ (ре первой октавы) 293.66
Вторая a (ля малой октавы) 220.00
Третья f# (фа-диез малой октавы) 185.00
Четвёртая d (ре малой октавы) 147.83
Пятая A (ля большой октавы) 110.00
Шестая D (ре большой октавы) 73.91

Строй «Open G»

В этом строе открытые струны образуют аккорд соль-мажор.
Для перестройки в строй «Open G» из классического первая, пятая и шестая струны опускаются на тон.

Струна Нота Частота (в герцах)
Первая d¹ (ре первой октавы) 293.66
Вторая b (си малой октавы) 246.96
Третья g (соль малой октавы) 196.00
Четвёртая d (ре малой октавы) 147.83
Пятая G (соль большой октавы) 98.00
Шестая D (ре большой октавы) 73.91

«Новый стандартный строй»

Также известный как «Crafty tuning». Строй разработанный музыкантом Робертом Фриппом и используемый им с 1983 года. В отличие от классического «квартового» строя, строй предложенный Робертом Фриппом ближе к смычковым струнным инструментам, причем первая, вторая и третья струны настраиваются аналогично скрипке. [4] Настройка в этот строй может потребовать замены нижних струн на более толстые, а верхних — на тонкие.

Струна Нота Частота (в герцах)
Первая g¹ (соль первой октавы) 392.00
Вторая e¹ (ми первой октавы) 329.63
Третья a (ля малой октавы) 220.00
Четвёртая d (ре малой октавы) 147.83
Пятая G (соль большой октавы) 98.00
Шестая C (до большой октавы) 65.41

«Альтернативный строй Cross A»

E-A-E-A-E-A .«Sitar A» – альтернативный пониженный гитарный строй. Напоминает звучание индийского ситара. Отлично подходит для создания индийской (восточной) музыки.

Семиструнные строи

Стандартный

Строй струн семиструнной гитары смешанный — терцово-квартовый, таким образом аккорд открытых струн является консонирующим (мажорный квартсекстаккорд), в отличие от шестиструнной гитары. Этот строй считается классическим (академическим).

Струна Нота Частота (в герцах)
Первая d¹ (ре первой октавы) 293.66
Вторая b (си малой октавы) 246.96
Третья g (соль малой октавы) 196.00
Четвёртая d (ре малой октавы) 147.83
Пятая B (си большой октавы) 123.48
Шестая G (соль большой октавы) 98.00
Седьмая D (ре большой октавы) 73.91

«Цыганский» строй

Отличается от стандартного тем, что вместо мажорного квартсекстаккорда используется минорный: вторая и пятая струны опускаются на полтона.

Струна Нота Частота (в герцах)
Первая d¹ (ре первой октавы) 293.66
Вторая b♭ (си-бемоль малой октавы) 233.08
Третья g (соль малой октавы) 196.00
Четвёртая d (ре малой октавы) 147.83
Пятая B♭ (си-бемоль большой октавы) 116.54
Шестая G (соль большой октавы) 98.00
Седьмая D (ре большой октавы) 73.91

Пониженные

  • Bb строй — Bb-Eb-Ab-Db-Gb-Bb-Eb
    На полтона ниже стандартного.
  • A строй — A-D-G-C-F-A-D
    На тон ниже стандартного.
  • G# строй — G#-C#-F#-B-E-G#-C#
    На 3 полутона ниже стандартного.
  • G строй — G-C-F-A#-D#-G-C
    На 2 тона ниже стандартного.
  • F# строй — F#-B-E-A-D-F#-B
    На 5 полутонов ниже стандартного.

Dropped-строи

В этих строях седьмая струна настраивается на тон ниже, чем обычно.

  • Drop A — A-E-A-D-G-B-E
    Такой же, как и стандартный, но с седьмой ниже на тон.
  • Drop Ab — Ab-Eb-Ab-Db-Gb-Bb-Eb
    На полтона ниже Дроп А
  • Drop G — G-D-G-C-F-A-D
    На тон ниже Дроп А
  • Drop F# — F#-C#-F#-B-E-G#-C#
    На 3 полутона ниже Дроп А

Источник

Оцените статью