Классический танец
Немного о классике..
Предмет классического танца состоит из трёх основных разделов: экзерсис у палки, на середине зала и прыжки. В начальных классах движения исполняются лицом к палке, в старших классах — боком к палке, держась за неё одной рукой. Весь экзерсис (фр. exercice — «упражнение») сопровождается музыкальным оформлением.
Темп определяется уровнем обученности класса, характером движения и его раскладкой. Со времeнем у концертмейстера вырабатывается точность ощущения темпов.
Есть некоторые важные критерии для исполнения музыки на уроке классического танца, которые следует учитывать. Она должна иметь:
- Квадратную структуру.
- Метрическую ясность.
- Гамофонно-гармоническую связь, особенно мелодическую и гармоническую.
- Конкретную жанровую принадлежность.
Балет не существует без музыки. Танец по своей природе изначально существует только в единстве с музыкой. Музыка необходима для танца, прежде всего потому, что с нею связаны его темп и ритм. Хореографический метр — это равномерное чередование длительностей, заполненных танцевальными движениями. Метр упорядочивает порядок танца. В классике сложный размер не используется, в основном: 2/4, 3/4, 4/4, 6/8.
Движение в балете практически всегда начинается с препарасьона — подготовительного движения, в этот момент учащиеся приводят руки и ноги в нужную позицию. В музыке это занимает примерно 3 аккорда. Когда препарасьон отсутствует, необходимо сыграть всего 3 ноты перед началом движения.
Первое движение в экзерсисе — plie. Музыкальный размер может быть как 3/4, так и 4/4, это зависит от того какую комбинацию задаст педагог и смотря как он её захочет делать — быстрее или медленнее. Иногда бывает, что на одно танцевальное движение подходит и трёхдольный и двудольный размеры, если же Вы сомневаетесь, уточните у педагога, какой размер ему будет удобнее. Скорее всего, он просто напоёт Вам какую-то мелодию и уже из этого Вы будете решать как играть. Так как plie — это медленное приседание, то и соответственно характеру движения музыка должна быть плавной, лирической, спокойной. Подойдёт, например: ноктюрн, элегия или медленный вальс. Переход с позиции на позицию (особенно в младших классах) играется с небольшими оттяжками и замедлениями.
Такое движение в экзерсисе, как battements tendus (батман тендю) исполняется всегда на 2/4 или 4/4. Это движение чёткое и музыка должна быть такой же. Начало движения может приходиться как на затакт, так и на сильную долю, это стоит учитывать когда задаётся комбинация. Сюда подойдёт что-то маршеобразное или гавот. Движения в чистом виде (например, только plie без добавления каких-либо других элементов) исполняются, когда их только разучивают, а вот когда их проучат, то начинают комбинировать с другими танцевальными движениями. Plie и tendu легко могут быть объеденены в одну комбинацию. Задача концертмейстера — запомнить и разложить по музыке заданную комбинацию.
Экзерсис у палки состоит примерно из 10 движений. В экзерсисе на середине проходят в различных комбинациях те же движения что и у палки. Добавляются элементы вращения. Музыку для вращений можно взять из балетов, например: кода из «Венецианского карнавала», I акт вариации Китри из «Дона Кихота» или кода в фа мажоре из «Пламени Парижа». Туры также могут комбинироваться с другими движениям, например, с шене.
И, наконец, прыжки. Когда аккомпанируете прыжкам, важно точно определиться с размером, создать эффект полёта, трамплинности и достичь синхронности с исполнителем. Музыкальный материал должен соответствовать уровню детей. Часто на маленькие прыжки играют польки (в младших классах), pa de de Дианы из «Эсмеральды», «Танца Наины» из «Руслана и Людмилы», сцена с Амуром из «Дона Кихота». Бравурные вальсы подойдут на большие, высокие прыжки. Прыгнет танцор или нет на 80% зависит от пианиста. При аккомпанировании важно понять, где подход и где сам прыжок. Прыгать можно как на сильную долю, так и на затакт — это надо учитывать. Музыка — это трамплин, от которого ученик отталкивается и Вы должны помочь ему взлететь.
Источник
Классический танец поклон ноты
Автор: А. Нефедова
Год: 1997
Издательство: Музыка
Страниц: 32
Формат: PDF
Размер: 2,3 МВ
Язык: русский
Представленный в хрестоматии музыкальный материал проверен многолетней практикой работы составителя на уроках классического танца в Московском Академическом хореографическом училище и в Российской Академии театрального искусства (ГИТИСе) на кафедре хореографии и направлен на воспитание у учащихся чувства единства музыки и хореографии. Этой же цели должно служить и профессиональное мастерство концертмейстера, отвечающего за музыкальное содержание урока хореографии.
СОДЕРЖАНИЕ:
- 1. Р. Шуман. Вариации на тему Абегг. Тема
- 2. К. Черни. Этюд
- 3. Вакх. Ноктюрн
- 4. Б. Асафьев. Танец из балета “Кавказский пленник ”
- 5. В. Волков. Танец
- 6. В. Оякяэр. Полька
- 7. Б. Киянов. Полька
- 8. А. Владимирцов. Вальс
- 9. Д. Львов-Компанеец. Медленный вальс
- 10. Н. Раков. Серенада
- 11. А. Цфасман. Танец
- 12. А. Ашкенази. Медленный вальс
- 13. Б. Киянов. Фигурная полька
- 14. Й. Гайдн. Соната ре мажор. 1 часть
- 15. А. Нефёдова. Этюд
- 16. Ж. Эгхард. Ноктюрн
- 17. Ф. Мендельсон. Пьеса
- 18. А. Дворжак. Воспоминание
- 19. Л. ван Бетховен. Соната №14. II часть
- 20. Ф. Шуберт. Благородный вальс
- 21. Л. Шварц. Гавот
- 22. Ш. Лекок. Танец
- 23. А. Ашкенази. Полька
- 24. Н. Бургмюллер. Марш
- 25. Р. Шуман. Бабочки. №8
- 26. А. Цфасман. Медленный вальс
- 27. Д. Львов-Компанеец. Цветы
- 28. Ф. Легар. Гавот из оперетты “Ева»
- 29. Д. Прицкер. Медленный вальс
- 30. Ю. Слонов. Медленный вальс
- 31. П. Мориа. “Один на белом свете”
- 32. А. Корещенко. Адажио из балета “Волшебное зеркало”
- 33. С. Рахманинов. Полька “Флора”
- 34. С. Рахманинов. Полька “Генриетта ”
- 35. Г. Лёвеншельд. Вариация Джеймса из балета “Сильфиды”
- 36. Кеттерер. Вальс
- 37. Р. Глиэр. Концертный вальс
- 38. М. Глинка. Танцы из III действия оперы “Руслан и Людмила». №15
- 39. Р. Эйленберг. Полька
- 40. А. Понкьелли. Из оперы “Джоконда»
Источник