Классическое произведение без нот

Содержание
  1. Классическое произведение без нот
  2. Как музыканты могут, послушав песню, затем сыграть её без нот?
  3. Знакомство с классической музыкой. Top 20 для начинающих
  4. 1. Антонио Вивальди. Летняя гроза
  5. 2. Иоганн Себастьян Бах. Шутка
  6. 3. Вольфганг Амадей Моцарт. Маленькая ночная серенада
  7. 4. Людвиг ван Бетховен. Симфония 5
  8. 5. Ференц Лист. Грезы любви
  9. 6. Франц Шуберт. Аве Мария
  10. 7. Фридерик Шопен. Фантазия-экспромт
  11. 8. Джоаккино Россини. Увертюра из оперы «Вильгельм Телль»
  12. 9. Паганини. Каприс 24
  13. 10. Иоганн Штраус-отец. Радецки-марш
  14. 11. Иоганн Штраус-сын. Полька «На охоте»
  15. 12. Жорж Бизе. «Хабанера» из оперы «Кармен»
  16. 13. Иоганнес Брамс. Венгерский танец №5
  17. 14. Камиль Сен-Санс. Финал из сюиты «Карнавал животных»
  18. 15. Эдвард Григ. Утро
  19. 16. Петр Чайковский. «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»
  20. 17. Николай Римский-Корсаков. Полет шмеля
  21. 18. Клод Дебюсси. Лунный свет
  22. 19. Георгий Свиридов. Вальс из сюиты «Метель»
  23. 20. Арам Хачатурян. Танец с саблями

Классическое произведение без нот

Сразу расставим точки над Ё в слове «легкодоступные». Каждая муз.пьеса выдающегося композитора любого жанра (а других в нашем репертуаре нет), обладает выточенной веками системой мелодических и аккордовых связей. Подняться над этой железной логикой, увидеть ее компактно — это все равно, что получить ключи от потайных дверей, за которыми все казавшееся сложным, становится ясным и простым.

Сделать это без многолетней практики, и особенно без навыков аккордового сольфеджио (как и бывает у взрослых учащихся), почти невозможно. Увидеть логику и сделать сложное простым помогает преподаватель.
Роль преподавателя трудно переоценить — с ним за 30 минут вы сделаете то, над чем бы сидели самостоятельно много часов с неизвестным результатом. Вообще заниматься самому в своем углу не многим по силам, в любой сфере творчества, это касается и професисоналов тоже.

Читайте также:  Pergolesi se tu m ami ноты

Когда я вижу трудного подростка в период первой любви, плюющего на занятия дома, а также тяжелого ребенка, родители которого хотят, чтобы красиво — я достаю из широких штанин пьесу Les embruns («Брызги прибоя») by Michael Aaron, неизвестную на российских просторах. Дополнительный бонус: перебросы рук при сноровке могут быть spectacular для окружающих.

Видео, где моя ученица 13-ти лет ее играет, очень показательно. Девочка имела успех на концерте: люди-немузыканты хвалили, спрашивали о пьесе. Профессионалы же, которых есть у меня в жж, сразу услышат по данному видео — девочка неиграющая.

Как должно звучать на самом деле:

Когда передо мной начинающий взрослый, прошедший с успехом «малышовый» уровень и горящий, а также false beginner, но тоже уже горящий — я достаю из заветной папочки следующие два произведения. Легкие и красивые, на них можно не только впервые начать играть с педалью, но и учиться петь с аккомпанементом; научиться (или вспомнить) динамике.

«Сурок» Бетховена: благодаря имеющимся милым словам на разных языках идеальная пьеса, под которую можно начинать учиться петь и перестать стесняться. На первом видео: девушка 30 лет, музыкальная школа в глубоком детстве, зажатые руки, потерянные навыки. Но «малышовые» пьесы таким не дашь, мотивация снизится.

К чему стремиться

«Жаворонок» Глинки. Слова только на русском, что не облегчает лично моей задачи. Мои очень любят, причем не только взрослые, но и подростки. Арпеджио в левой руке лучше начать учить аккордами (три ноты одновременно), с аккордами петь мелодию. Очень хорош Жаворонок для перспективных и мотивированных малышей, ложится в руки хорошо даже у семилеток.

«Пьеса» Юрия Литовко. Идеально для затормозившихся в муз.развитии подростков и детей. Все у меня сначала думают, что это французская музыка из фильма по типу Ф.Лея. А вообще по честному это для маленьких в 7 лет. На видео играет «неиграющая» девочка 10 лет (и опять, этот факт непросто понять благодаря пьесе).

«Песня без слов» Шпиндлера. Очень проста и красива. Даю перспективным малышам, или взрослым на 4м-6м месяце занятий. Здесь на видео опять же девочка 9 лет с огромными техическими возможностями, но любящая, чтобы все получалось сразу, иначе фрустрация. Поэтому ничего другого, кроме таких песен, давать я не могла.

«Sound of silence». Подростки разрывают эту песню на части. Взрослые тоже с удовольствием. На концерте другие спрашивают, просят для себя. На видео — 30 лет, на пьесу ушло две недели.

К чему стремиться:

У меня не все. Но приму в дар ваши идеи подобных пьес — они мне очень нужны для спасения утопающих!

Источник

Как музыканты могут, послушав песню, затем сыграть её без нот?

Игра на слух может являться проблемой для тех, кто учился в академическом стиле, но имеет серьёзные пробелы в систематическом образовании. Послушаем пару мнений.

Это один из тех вопросов, которые заставляют меня нервно оглядываться в предположении, что у кого-то другого есть лучший ответ. Дело в том, что именно так я и научился играть музыку вообще. Я не знаю, что вам сказать.

  • Я понял, где на инструменте находятся все ноты.
  • Я слушал песню и запоминал ее наизусть.
  • Я брал инструмент и двигал пальцами, пока то, что я играл, не начинало звучать как эта песня.

Это работало до тех пор, пока я хотел играть музыку, которую мог понять на слух. Как только я нашёл музыку, которая мне очень нравилась, но я уже не мог понять её на слух, мне пришлось научиться нотной грамоте.

Умение слышать музыку в своей голове во всех деталях, не имея инструмента, чтобы воспроизвести её, называется аудированием. Я не знал этого, будучи подростком-басистом. Я просто думал, что именно так можно научиться музыке, если не умеешь читать партитуры.

Я научился аудировать, слушая ту или иную песню снова и снова, а затем пытаясь сыграть её снова и снова. Пока мне стало не нужно слушать песню многократно для того, чтобы иметь возможность сыграть её. Мне просто нужно было хорошенько прислушаться, и, если я технически был способен её сыграть, я уже мог это проделать.

Как я вообще этому научился? На самом деле, от просмотра видео на YouTube. Но есть и многие другие вещи, которые я узнал, просто слушая. Например, такие как гитарное соло Эрика Клэптона в «Sunshine Of Your Love», или мелодии Орнетт Коулман, такие как «Lonely Woman» и «Mob Job». Вы слушаете их и играете вместе с ними, чтобы убедиться, что не ошибаетесь. Затем вы практикуете их в одиночку, чтобы действительно слышать, что вы сами делаете. Но в основном вы можете слышать музыку в своей голове, и тогда это просто вопрос правильного воспроизведения того, что вы уже имеете в виду.

Аудирование не является непогрешимым. Если вы не поняли должным образом музыкальное произведение, оно вполне может восприниматься как нечто иное, чем есть на самом деле. Вы можете слышать музыку во всех деталях в своей голове, но то, что вы слышите — совсем не то, что на самом деле играли музыканты. Со мной по-прежнему это случается, например, с «Confirmation» Чарли Паркера, но я постепенно становлюсь лучше.

Однако, когда вы изучаете музыкальные произведения, читая их по нотам, ваши навыки аудирования улучшаются. Изучив теорию музыки, я теперь гораздо лучше слышу, что именно происходит в музыкальном произведении. Моё ухо лучше слышит то, чему раньше я даже не мог дать названия.

По материалам публикации (англ.).

Большинство музыкантов могут сделать это хотя бы на каком-то уровне в результате практики. Профессиональные музыканты обычно делают это удивительно хорошо, потому что посвятили много времени тренировке слуха, чтению с листа и игре. На пути к тому, чтобы стать профессионалом, перечисленные навыки объединяются в одно целое, а игра на слух становится второй натурой.

Несколько лет назад я задался вопросом, могу ли я работать со своими студентами над ускорением этого процесса, сосредоточившись на точных навыках, связанных с этим, и измерять прогресс. После 6 лет разработки идеи и применения её с разными студентами я могу сказать вам, что она хорошо работает. Большинство людей развивают навыки эффективной игры на слух после полутора лет интенсивных тренировок.

Итак, вот что мы делаем.

  • Мы учимся распознавать и петь прогрессии по интервалам. Мы поём арпеджио на кварты, квинты, восходящие и нисходящие терции и секунды. Каждая прогрессия практикуется диатонически в мажорной и двух минорных гаммах.
  • В то же время мы практикуем идентификацию каждой диатонической ступени по отношению к данному аккорду, каждому типу аккорда. Например, в какой ступени гаммы начинается «Happy Birthday»? Делайте это с любой песней, которую можете себе представить.

Эти этапы требуют около полугода, два сеанса в неделю.

  • Шаг второй — это комбинация того, что было сделано выше. Идея состоит в том, что студент должен уметь идентифицировать любой вид диатонической прогрессии из по крайней мере 4 или 5 аккордов.
  • Третий шаг всё ещё диатонический, но включающий каждый доступный побочный доминантовый или уменьшённый аккорд.

Эти шаги длятся от 4 до 5 месяцев. Затем мы добавляем сложные аккорды, такие как неаполитанские, аккорды с секстами, тритоновые замены и так далее. Мы пишем диктанты.

Последний этап посвящён нестандартным комбинациям аккордов. Например, прогрессии по малым секундам, в которых аккорды всегда являются мажорными, минорными или доминантовыми — и так все типы аккордов. И так с каждым типом нестандартных оборотов.

После всего этого процесса каждый студент может определить, спеть и сыграть на лету любую тему из 8 тактов (включая гармонию), просто прослушав её один или два раза. Они также могут точно слышать модуляции и определять их. Большинство из них могут без усилий запоминать целые части произведений и транскрибировать их по памяти.

Это большая работа, и она требует самоотдачи, но этот навык действительно имеет значение, когда студенты сталкиваются с прослушиванием, выступлением или экзаменом. Как только они испытывают заметный прогресс, появляется и энтузиазм.

Источник

Знакомство с классической музыкой. Top 20 для начинающих

Возможно, вы в целом ощущаете интерес к классической музыке, но совершенно в ней не разбираетесь и не знаете с чего начать? В этой статье мы расскажем о некоторых достаточно знаковых и просто прекрасных произведениях для первого знакомства.

20 композиторов, представителей различных эпох, и их замечательные творения станут первой ступенью погружения в мир прекрасного.

Этот же список подойдет и для детей. Найдите 5-10 минут времени в день и послушайте эти произведения вместе. Обсудите характер, образы, а может даже нарисуйте картинку или вместе потанцуйте. Если смотрите вместе видео, то не забудьте обратить внимание, на каких инструментах и как играют исполнители, кто дирижирует оркестром, кто солист…

Кстати, не стоит пытаться уместить все в один день. Это может привести к тому, что все забудется и перепутается в голове… На первом этапе достаточно знакомиться с одним произведением за раз. А только потом добавляйте всё в плейлист и получайте удовольствие от музыки.

1. Антонио Вивальди. Летняя гроза

Полное название: Концерт №2 соль минор «Лето», RV 315 (1 часть)

Эпоха: Позднее барокко (17 век)

В качестве одного из первых произведений предлагаем обратить внимание на композитора 17 века Антонио Вивальди и его фееричное произведение для симфонического оркестра «Летняя гроза» (или «Шторм») (из цикла концертов «Времена года»).
Хотите зарядиться энергией – это произведение для Вас!

Концерт начинается с отдаленных раскатов грома… Далее слышны звуки дождя, который то утихает, то продолжается с новой силой. За счет многократно повторяющихся музыкальных пассажей создается реалистичное ощущение встречи с погодной стихией.

2. Иоганн Себастьян Бах. Шутка

Полное название: Сюита для оркестра №2 си минор, BWV 1067 (часть 7)

Эпоха: Позднее барокко (17 век)

Иоганн Себастьян Бах является композитором, с кого зачастую ведут отсчет классической музыки. Его произведения весьма разноплановы – есть и торжественно-трагичные, но есть и шутливо-лирические – как, например, известная «Шутка» (Badinerie из оркестровой сюиты).

Пьеса легкая и непосредственная, навевает игривое настроение и дарит позитив за счет нежного с переливами звучания флейты на фоне скрипичного аккомпанемента.

3. Вольфганг Амадей Моцарт. Маленькая ночная серенада

Полное название: Серенада №13 cоль мажор «Маленькая ночная серенада», KV 525 (часть 1)

Эпоха: Классицизм (18 век)

Среди всех музыкальных произведений чаще всего именно музыка Вольфганга Амадея Моцарта упоминается как лучшее лекарство от хандры и средство интеллектуального развития. И это неспроста, ведь практически вся музыка Моцарта пронизана лекостью и позитивом. «Маленькая ночная серенада», отличный образец такого «легкого жанра» классической эпохи, является одним из наиболее узнаваемых классических произведений.

Серенада наполнена жизнерадостностью, имеет легкий и светлый колорит и при этом полна грации. Оживленность темпа мелодии передает эмоциональный порыв. А повторяющаяся главная тема и вторящий ей аккомпанемент как бы ведут диалог между собой, приглашая слушателя окунуться в атмосферу балов прошлых веков.

4. Людвиг ван Бетховен. Симфония 5

Полное название: Симфония №5 до минор, op.67 (часть 1)

Эпоха: Классицизм (18 век)

Людвиг ван Бетховен — еще одна знаковая фигура в мире классической музыки. В свои произведения Бетховен вложил глубокий философский смысл, а его музыка призвана пробудить в человеке мыслителя. «Симфония №5», одно из наиболее часто исполняемых произведений композитора, поражает своей масштабностью и размахом. В ней сконцентрированы наиболее типичные черты творчества композитора, которые обычно формулируют как «через борьбу к победе».

Симфония начинается с символической темы судьбы, о которой сам Бетховен говорил, что «так судьба стучится в дверь». Видоизменяясь, она и далее проходит через все произведение. В то время как контрастная по отношению к главной теме мелодия побочной темы певучая и нежная и как бы спорит с основной. Возникает незримая картина упорной борьбы, которая переполняет все произведение.

5. Ференц Лист. Грезы любви

Полное название: Ноктюрн «Грёзы любви», S.541, №3

Эпоха: Ранний романтизм (19 век)

От энергичных произведений далее предлагаем перейти к романтическим. И в первую очередь рекомендуем окунуться в чарующую музыку Ференца Листа и его знаменитые «Грезы любви» — ноктюрн, посвященный его возлюбленной.

Тихая и грустная музыка ноктюрна в фортепианном исполнении действует умиротворяющее, хоть и вызывает легкую, но все же светлую, грусть.

6. Франц Шуберт. Аве Мария

Полное название: Семь песен из поэмы Вальтера Скотта «Дева озера». №6 — 3-я песня Эллен: «Ave Maria», op.52, №6

Эпоха: Ранний романтизм (19 век)

В выдающейся классической музыке немало и инструментально-вокальных произведений, зачастую навеяных религиозной тематикой. Одним из образцов такой музыки является бессмертная «Аве Мария» Франца Шуберта.

«Ave Maria» (от лат. «Радуйся, Мария») — одна из основных молитв Католической Церкви, обращенная к Богоматери. Слушая данную мелодию как-бы прикасаешься к чему-то возвышенному, божественному. А светлая радость, звучащая в музыке данной песни, вызывает чувство спокойствия и умиротворения.

7. Фридерик Шопен. Фантазия-экспромт

Полное название: Экспромт-фантазия до-диез минор, op.66

Эпоха: Ранний романтизм (19 век)

Многие музыкальные произведения были созданы как импровизации, экспромты, без предварительной подготовки. При этом возникали настоящие шедевры. Но, к сожалению, многие из них просто не записывались и не дошли до наших дней. В отношении Фантазии-экспромта Фридерика Шопена, к счастью, это не так и мы сегодня имеем возможность снова и снова возвращаться к этой музыке.

Мелодия начинается с медленных переливов, которые, ускоряясь, сливаются в едином потоке, как вспышки метеоритов, завораживающих своей тайной, в свете которых исчезает вся будничная суета.

8. Джоаккино Россини. Увертюра из оперы «Вильгельм Телль»

Эпоха: Ранний романтизм (19 век)

Увертюра к опере «Вильгельму Телль» композитора Джоаккино Россини — пожалуй, одна из наиболее известных оркестровых музык из оперного репертуара.

В начале увертюры слышатся призывные звуки, как бы торжественно приветствуя слушателя, после чего музыка внезапно сменяется топотом копыт и галопом, который в своем беге все активнее и активнее вовлекает в стремительный круговорот.

9. Паганини. Каприс 24

Полное название: 24 каприса, op.1, №24

Эпоха: Ранний романтизм (19 век)

Никколо Паганини — итальянский скрипач-виртуоз и композитор начала 19 века; один из самых выдающихся скрипачей в истории музыки. За его выступлениями с изумлением следила вся Европа, а виртуозность технического исполнения порождала слухи о том, что композитор продал душу дьяволу за свой талант. Одно из самых известных произведений Паганини «Каприс №24» стал его своеобразным символом, визитной карточкой.

Каприс означает сочинение в свободной форме, и в этой свободе композитор сумел в полную меру раскрыть всю величину своего таланта. В звуках каприса слушателям открывается богатая гамма чувств и настроений. И, хотя тема пьесы весьма лаконична, она повторяется как наваждение, обладая поистине завораживающим воздействием.

10. Иоганн Штраус-отец. Радецки-марш

Полное название: Марш Радецкого op.228

Эпоха: Ранний романтизм (19 век)

Ряд классических музыкальных произведений создавался к определенным военным или политическим событиям. Так, например, Марш Радецкого был написан Иоганном Штраусом-отцом в качестве приветствия войскам фельдмаршала Радецкого, возвращавшимся после подавления восстания, и впоследствии стал их парадным маршем.

Музыка марша торжественная и ликующая. Согласно традиции, публика сопровождает его исполнение ритмичным похлопыванием в ладоши и притоптыванием.

11. Иоганн Штраус-сын. Полька «На охоте»

Полное название: Быстрая полька «Auf der Jagd» op.373

Эпоха: Романтизм (19 век)

Сын Иоганна Штрауса продолжил музыкальные традиции отца и, хотя Иоганн Штраус-сын вошел в историю музыки как «король вальсов», он также писал и другую музыку: оперетты, марши, польки. Одной из наиболее знаменитых его пьес является «Полька «На охоте».

Полька – это веселый зажигательный танец, появившийся в Чехии в середине 19 века и впоследствии распространившийся в качестве бального. Музыка бодрая, радостная, темпераментная, восхищает своей легкостью и оптимизмом.

12. Жорж Бизе. «Хабанера» из оперы «Кармен»

Эпоха: Романтизм (19 век)

Хабанера из оперы Жоржа Бизе «Кармен» — яркий образец оперного искусства. Опера была написана в конце 19 века, но и по сей день является одним из самых популярных театральных представлений, реалистично повествующих об испанских буднях.

Пожалуй, самой яркой характеристикой данной музыки, является одно лишь высказывание: «Я не знаю, как Бизе удалось это сделать, но Испания не родила ничего более испанского, чем «Кармен»!».

13. Иоганнес Брамс. Венгерский танец №5

Полное название: 21 венгерский танец, WoO 1, №5

Эпоха: Романтизм (19 век)

Венгерские танцы Иоганнеса Брамса — самая популярная из его работ. Мелодии созданы на основе венгерских народных танцев, но именно в обработке Брамса обрели свое место в истории классической музыки.

Каждый из танцев несет в себе заряд энергии и позитива за счет стремительной зажигательной музыки.

14. Камиль Сен-Санс. Финал из сюиты «Карнавал животных»

Эпоха: Романтизм (19 век)
Композитора Камиля Сен-Санса чаще всего вспоминают вместе с его великолепной сюитой «Карнавал животных», которая является блестящим произведением комического характера. Сюита состоит из 14 частей, в которых можно «встретить» и диких животных (слона, антилоп, львов, кенгуру и других), и птиц (лебедя, кукушку), и рыб, и пресмыкающихся (аквариум, черепахи)… В финале же присутствуют сразу все понемножку

Музыка финала сюиты активная и игривая и с первых же секунд создает веселое настроение.

15. Эдвард Григ. Утро

Полное название: Сюита №1 «Пер Гюнт», op. 46, №1

Эпоха: Поздний романтизм (19 век)

Музыка Эдварда Грига «Утро» (из сюиты «Пер Гюнт») — это своеобразный гимн пробуждению природы ото сна и, пожалуй, одно из самых известных произведений этого композитора.

Тихие звуки начала музыки как бы обозначают утреннюю дымку, легкий туман, который постепенно рассеивается под лучами встающего солнца, а мелодия тем временем становится все ярче и активнее, ознаменовывая начало нового дня.

16. Петр Чайковский. «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»

Эпоха: Русский романтизм (19 век)
Петр Чайковский за свою жизнь написал множество потрясающей музыки, в том числе несколько балетов, которые больше века входят в обязательный репертуар большинства театров мира. Весьма сложно сказать, какой из них наиболее популярен, поэтому для данного обзора просто остановимся на одном из его вальсов — «Вальсе цветов» из балета «Щелкунчик».

17. Николай Римский-Корсаков. Полет шмеля

Эпоха: Русский романтизм (19 век)
Полёт шмеля — оркестровая интермедия, написанная Николаем Римским-Корсаковым для его оперы «Сказка о царе Салтане». Данная пьеса известна благодаря своему невероятно быстрому темпу исполнения и обилию кратких и сверхкратких нот, что весьма непросто в исполнении, в связи с чем «Полёт шмеля» стал классической презентацией виртуозов-музыкантов и благодаря этому является самым известным в мире произведением композитора.

18. Клод Дебюсси. Лунный свет

Полное название: Бергамасская сюита, L 75, №3

Эпоха: Импрессионизм (19/20 века)

«Лунный свет» композитора Клода Дебюсси, как бы ни парадоксально это звучало, воплощает в звуках ночную тишину и бездонное ночное небо, создавая чувство единения с природой.

Музыка тихия и легкая, в некоторой степени возвышенная… словно она состоит не из нот, а из тихого света светящей луны…

19. Георгий Свиридов. Вальс из сюиты «Метель»

Эпоха: Неоромантизм (20 век)
Вальс Георгия Свиридова из сюиты «Метель» — одно из самых знаменитых произведений этого композитора. Будучи изначально созданной всего лишь музыкальным сопровождением к кинофильму, музыка оказалась настолько впечатляющей, что переросла в самостоятельное произведение, по праву занявшее свое место среди шедевров мировой классики.

20. Арам Хачатурян. Танец с саблями

Эпоха: 20 век
Танец с саблями — музыкальное произведение Арама Хачатуряна из балета «Гаянэ». Наиболее известное и узнаваемое произведение композитора, сочетающее в себе армянскую народную музыку с джазовыми элементами.

Источник

Оцените статью