Классика для бас гитары

Лучшие струны для бас-гитары в 2021 году

А мы продолжаем серию наших небольших обзоров наиболее популярных и интересных струн в 2021-м! Сегодня поговорим о комплектах, которые задают тренды звучания бас-гитар в текущем году. По материалам статьи Джонатана Хорсли, guitarworld.com, 21.12.2021.

Снова немного вводной части: почему вообще выбор струн так важен?

  1. Струны – ваш главный расходник (исчезающие медиаторы не в счет), они изнашиваются и требуют замены значительно чаще, чем непосредственно инструмент, его элементы и гитарное оборудование;
  2. Струны очень сильно влияют на звук инструмента: комплект, на котором вы играли ежедневно полгода, не вытянет на нормальное звучание даже самое дорогое оборудование;
  3. Струны – одна из самых дешевых опций для замены в бас-гитаре. Оттюнинговать фурнитуру, купить новые шнуры или процессор – все это тоже влияет на звук и комфорт игры, но стоит в разы дороже.

При всем при этом басовые струны из года в год не дешевеют (сами удивляемся), а это значит, что к их подбору стоит отнестись очень внимательно. Мы подготовили для вас краткое ревью 6 интересных комплектов басовых струн и очень надеемся, что данный материал сформирует у вас некоторое мнение об их звучании еще до покупки. Ну а если не сформирует – вы всегда можете обратиться к нашим менеджерам по телефону или в чатах: они всегда рады помочь нашим клиентам с консультацией.

Читайте также:  Замена топливного насоса аккорд 6

ДИСКЛЕЙМЕР: все написанное в статье все же является достаточно субъективным взглядом на звучание того или иного комплекта бас-гитарных струн. У каждого из музыкантов свой вкус и жанровые предпочтения, каждый из нас имеет уникальное слуховое восприятие и, в конце концов, разное оборудование. Помните, что фактически точными характеристиками того или иного набора являются только:

  • Калибр струн;
  • Материалы, из которых изготовлен сердечник и обмотка;
  • Тип сердечника и намотки.

И последнее – в материале будут указаны цены на апрель 2021 года (для удобства восприятия указываем их в российских рублях – прим. переводчика).

Струны для бас-гитары D’Addario NYXL

Стоимость: от 2400 руб.

Одно из лучших сочетаний звука, тактильных ощущений и цены.

+ Отличное качество при демократичной цене

+ Золотая середина в звучании: достаточно яркие и при этом звучат очень мягко и «тепло»

+ В линейке имеются 5- и 6-струнные наборы

+ Улучшенная магнитоактивность и увеличенная прочность

Главная фишка D’Addario NYXL – это использование в производстве высокоуглеродистой стали. Струны выпускаются на фабрике в Нью-Йорке, где данный сплав сначала превращается в ультрапрочный гексагональный сердечник, на который далее навивается никелированная обмотка. Это вторые по яркости звучания струны в ассортименте D’Addario, при этом они грамотно сбалансированы по тону и дают на выходе богатый гармонически звук с приятной мягкостью.

Подходят, по сути, для любых жанров, а также для современного слэпа и перкуссионных техник. Линейка имеет разные варианты калибров: от супертонких NYXL 40-95 до мощных 55-110, а также промежуточные гибридные варианты, 5- и 6-струнные наборы.

La Bella 760FS Deep Talkin’ Bass

Стоимость: от 4100 руб.

+ Пожалуй, лучший вариант басовых струн с плоской намоткой

+ Классический винтажный тон

+ Приятные тактильные ощущения

+ Имеют свойство раскрывать свое звучание через некоторое время после установки

— Имеют довольно высокую цену

— Нужно выбирать правильный комплект для своего бриджа

La Bella Deep Talkin’ с плоской обмоткой обеспечивают винтажный звук и ощущения при игре: они приятные на ощупь, бережно относятся к ладам и накладке на гриф. При этом в их звучании есть приятная округлость и объем в струнах E и A, которую отмечают многие музыканты – попробуйте, и вы поймете, что мы имеем в виду.

Идеальный выбор для мягкого фингерстайла, а также для обладателей безладовых гитар. Перед покупкой убедитесь, что выбрали подходящий для вашего бриджа набор! La Bella выпускают как струны для установки сквозь корпус, так и наборы, который устанавливаются на бридж.

Струны Rotosound RS66LD Swing Bass

Стоимость: от 2500 руб.

+ Достаточно универсальные тональные характеристики

+ Ну если они достаточно хороши для Гедди…

Выпущены на рынок в начале 60-х и полюбившиеся таким музыкантам, как Гедди Ли, Роджер Уотерс, Дафф Маккаган, Джон Энтвисл. Что ж, качество этих струн, скорее всего, не должно вызывать вопросов.

Технология изготовления этих легендарных британских струн является отчасти засекреченной. Мы толком не знаем ни об особенностях сплавов, используемых в Rotosound, не располагаем информацией о технологическом процессе. Но как только вы попробуете поиграть на этих струнах, вы сразу поймете, что это один из лучших комплектов из чистой стали на рынке.

Сбалансированный тон с выраженными басами и акцентом на ярких и различимых высоких частотах с приятной толикой теплоты.

Струны для бас-гитары Ernie Ball 2832 Regular Slinky Nickel Wound Bass Strings

Стоимость: от 2000 руб.

+ Всегда в наличии

+ Большой выбор калибров в серии Slinky в целом

— Не для любителей винтажного звучания

Вездесущие Ernie Ball Slinky подойдут, пожалуй, практически любому музыканту, который мучается в поисках идеального сочетания цены и качества. Имеют стальной сердечник и никелированную обмотку, что обеспечивает яркий и напористый тон. Идеальный выбор для любого современного стиля. Используются как поп- и рок-музыкантами, так и басистами в метал-группах – при этом Slinky отлично звучат также и при игре slap ’n’ pop-партий.

Наконец, Slinky стоят дешевле других струн в нашей подборке, они имеют широчайший диапазон калибров и их легко найти в любом магазине. Ломаете голову над струнами? Возьмите на первое время Ernie Ball Slinky – не ошибетесь!

Ernie Ball Slinky Cobalt Electric Bass Strings

Стоимость: от 2975 руб.

+ Дольше сохраняют яркость звучания

+ Четкость по всему частотному диапазону

+ Универсальны, но идеально подойдут для тех, кто не любит быть в миксе на заднем фоне

— Не хватает винтажной мягкости и бархатистости

Снова Ernie Ball, но уже кое-что менее традиционное и классическое – добавим в обмотку немножечко кобальта! В обмотке используется его сплав с железом, что обеспечивает большую магнитоактивность и более мощный и объемный «выхлоп» в звуке.

С точки зрения тональной окраски Ernie Ball Cobalt дают глубокий низ и, как ни странно, более яркие и хрустящие верха. При этом в середине не наблюдается провала – она все такая же плотная и различимая. Ну и, само собой, новый сплав влияет на общий микс: благодаря более глубоким низам он становится плотнее и монолитнее.

Такой тюнинг должен очень понравиться всем исполнителям современных стилей, где бас-гитара выполняет не просто функцию заполнения низких частот, но является самостоятельным важным инструментом с четко различимыми партиями. Рокеры и металхэды – вам сюда!

DR Strings Hi-Beam

Стоимость: от 2585 руб.

+ Приятные тактильные ощущения

+ Очень ровный тон на всех струнах и на всех позициях

— Странновато звучат на инструментах старше 40-45 лет

Струны DR имеют незаслуженно низкую популярность в широких кругах – их выбирают в основном «взрослые» музыканты, которые четко понимают, какой звук и ощущения им нужны. Почему так? Наверное, DR стараются делать в основном нишевые продукты и не особо заморачиваются с маркетингом. Но сейчас не об этом.

Hi-Beams – одна из топовых линеек для тех, кто ищет яркий и пробивной звук. Они очень приятные на ощупь, гладкие и податливые. Струны имеют круглый стальной сердечник, а также стальную обмотку, что делает их идеальным вариантом для перкуссивных стилей звукоизвлечения. Фанатом этих струн по вполне понятным причинам является Маркус Миллер, а также многие последователи Марка Кинга.

Не будем забывать и об использовании технологии натяжения Tite Fit/Compression-Winding, которая распределяет натяжение и массу струны уникальным образом: например, то, что начинается как струна калибра .108 в итоге превращается в .105. Очень умно и изысканно.

Источник

Критерии выбора бас-гитары

Неизвестно, что появилось раньше – шутки про бас-гитаристов или Вселенная. Важно запомнить, что бас-гитара всегда являлась важнейшим инструментом в музыкальной группе (как и нижний регистр во всей музыке). Бас-гитара выступает в роли связующего звена между ритмическими и мелодическими инструментами.

Если инструмент настолько важен, то не стоит попустительски относиться к выбору: и неважно, приобретаете вы оригинальный американский/японский бас, либо китайскую копию.

Классификации бас-гитар

  1. 4-струнная бас-гитара – классический и самый распространённый тип бас-гитар, которые продаются в каждом музыкальном магазине. Используются абсолютно во всех жанрах – от поп-музыки и джаза до трэш-метала и хардкора.
  2. 5-струнная бас-гитара – всё то же самое, но с дополнительной басовой струной Си в стандартном строе.
  3. 6-струнная бас-гитара – аналогично 5-струнному инструменту, но добавляется 6-я струна высокого регистра (До).
  4. Полуакустическая бас-гитара – джазовый и оркестровый инструмент. Зачастую используется уличными музыкантами. Некоторые бас-гитары обладают своим звукоснимателем, что позволяет подключать гитару в усилитель, а также имеют деку в форме «банки» — пустотелой гитары.
  5. Безладовая бас-гитара – крайне сложный в освоении инструмент, но он в свою очередь даёт больше пространства для творчества и интересных приёмов – глиссандо, вибрато и использование микротонов.

Главный критерий выбора – сочетание жанра и звукоснимателей . Если вы играете фанк, то о хамбакерах не может быть речи – только синглы. Для тяжёлых стилей лучше использовать хамбакеры.

Количество струн также следует выбирать, исходя из предпочитаемого жанра. Классикой является 4-струнный инструмент, но больше простора в нижнем регистре даёт 5-струнная бас-гитара, которая в нужный момент позволяет сделать звук более мощным насыщенным за счёт низких частот. 6-струнная бас-гитара больше подойдёт джаз-музыкантам и для игры в различных прогрессивных стилях.

Для новичков рекомендуется начинать с 4-струнного инструмента.

Мензура

Мензура также является важнейшей характеристикой бас-гитары. Мензура – рабочая длина от верхнего порожка до бриджа. На б о льшую мензуру при одинаковом строе устанавливаются более тонкие калибры струн.

  • Мензура до 30” – детский инструмент. Специально создан для обучения детей.
  • Мензура 32” – по ощущениям может казаться, как будто вы играете на обычной увеличенной электрогитаре.
  • Мензура 34” (standart) – самый распространённый тип. Для 5- и 6-струнных инструментов за стандарт принимается мензура 35 дюймов.
  • Мензура 36” и выше – встречается редко, а инструменты с такой мензурой отличаются удлинённым грифом и большим числом ладов.
  • Мультимензурный инструмент – это такой инструмент, который обладает сразу несколькими мензурами, что позволяет добиться сбалансированного натяжения на всех струнах. На нем лады установлены по «веерной» схеме.

Материалы

Немалое внимание стоит уделить древесине.

Клён – придаёт инструменту яркое и острое звучание.

Красное дерево – добавляет средних частот и делает звук более насыщенным.

Липа – мягкое и приглушенное звучание.

Ольха – сбалансированный материал, который обладает как мягкостью, так и «мясистостью».

Палисандр – отличный резонанс, теплый звук.

Тополь – дешёвый материал, а потому из него изготавливают гитары дешевого ценового сегмента. Обладает средними характеристиками по всем параметрам.

Ясень – звонкое и чистое звучание.

Гриф является, пожалуй, самой важной частью любой гитары. Бас – не исключение. Существует несколько разновидностей крепений:

Болтовое крепление грифа – гриф прикрепляется при помощи 3-4 болтов, что позволяет легко заменять гриф. Достоинства – звонкий тон и простое регулирование анкера. Большинство дешёвых и средних по цене гитар поставляются именно с этим креплением.

Сквозной гриф – тип крепления, при котором гриф идёт через весь корпус гитары, а дека состоит из двух частей (боковин). Данное крепление даёт больше сустейна, но настройка анкера и дороговизна производства и ремонта являются существенными недостатками.

Вклеенный гриф – нечто среднее между первым и вторым типом. Одноразовый гриф – при поломке ремонт невозможен.

Фурнитура

Не так сильно влияет на звучание, однако качественная фурнитура заставляет инструмент «петь». Например, бриджи с креплением через корпус позволяют добиться большего сустейна, но замена струн может вызвать некоторые проблемы. Правильная настройка бриджа позволяет снизить нагрузку на гриф, что в свою очередь ведёт к повышению срока службы инструмента.

Источник

Выбираем бас-гитару

Что из себя представляет бас-гитара, как появился и развивался этот инструмент, его главные характеристики, способы игры и настройки, советы по выбору баса – обо всем этом читайте в нашей статье.

Что же такое бас-гитара?

Бас-гитара (басистами называемая попросту басом) является струнно-щипковым музыкальным инструментом, основное предназначение которого – заполнение басового звукового диапазона.

Бас дает эффект объемности в звучании музыкального произведения, образует мелодический фундамент для выстраивания партий остальных инструментов. В роке на плечи басиста ложится создание «грува» – ритмическо-мелодического рисунка, увязывающего воедино партии ударника и остальных участников группы. Именно бас формирует тот самый «качающий» эффект, от которого и произошло названия стиля rock, из-за чего является для этого направления одним из ключевых музыкальных инструментов. Чаще применяется для аккомпанемента, однако порой неплохо себя проявляет и как средство исполнения шикарных солирующих партий.

От обычных электрогитар бас отличается некоторыми особенностями конструкции, обусловленными игрой в более низком диапазоне:

  • несколько большие габариты;
  • увеличенная мензура – чаще всего 864 мм (34 дюйма) в отличие от гитарной 650 мм;
  • струны большей толщины;
  • как правило, меньшее количество струн (классические басы – четырехструнные).

История создания и развития

В первой половине XX века самым распространенным басовым инструментом являлся контрабас. Однако этот инструмент обладает некоторыми существенными минусами – в частности, относительно тихим звучанием, крупными габаритами и большой массой, из-за чего он крайне неудобен в транспортировке. В связи с этим уже с тридцатых годов XX столетия начались попытки создания басового инструмента, лишенного недостатков контрабаса, но поначалу ни одна из них не имела сколько-нибудь серьезного успеха.

Всё перевернулось, когда в 1951 году американец Лео Фендер, изобретатель и владелец мастерской по ремонту электроники, разработал и запустил в производство электрическую бас-гитару Fender Precision Bass. Без преувеличения, эта модель совершила революцию в мире басовых инструментов, моментально обретя признание у музыкантов и в считанные месяцы завоевав рынок. Базовые принципы построения первого «Фендера» стали, по сути, стандартом и воплощаются и в бас-гитарах, выпускаемых в наши дни. Немного позднее, в 1960 году, фирма Fender выпустила новую модификацию баса – Fender Jazz Bass, быстро завоевавшую не меньшую популярность. Споры о том, какой инструмент от Лео Фендера лучше – Jazz Bass или Precision (знаменитое в интернете противостояние «»Жаба» против «Пресса»») не утихают среди бас-гитаристов до сих пор.

За несколько лет почти полностью вытеснив контрабас из обихода поп-исполнителей, еще большее распространение электрический бас получил с появлением в шестидесятые годы рок-музыки. Начали выпускаться новые версии басов – электроакустический и чисто акустический бас (в отличие от классической гитары, от акустики пришедшей к электрическому варианту, бас изначально возник как электроинструмент, и уже из него появился акустический), безладовый бас, модели с увеличенным количеством струн, без головки грифа, с активной электроникой. Получает развитие и техника игры на бас-гитаре, постепенно обогащаясь новыми приемами, как заимствованными у гитары (пул, хаммер, бенд, тэппинг, флажолеты), так и уникальными басовыми (слэп).

Виды бас-гитар

Басы, как уже говорилось выше, могут иметь разные модификации, отличающиеся как по количеству струн, так и по другим особенностям конструкции или предназначению.

Четырехструнный бас – классическая и получившая наибольшее распространение версия инструмента. Успешно применяется в любых музыкальных направлениях. Учиться играть на басу лучше всего именно на таком инструменте, так как он имеет максимальное расстояние между струнами, что облегчает наработку базовых техник. Классический строй четырехструнной бас-гитары – E-A-D-G, где самая нижняя нота – «ми» контроктавы (аналогичен строю контрабаса).

Пятиструнный бас отличается от классического наличием добавочной более низкой струны, которая в стандартном строе настраивается в ноту «си». Таким образом, пятиструнка имеет звуковой диапазон, расширенный на 2,5 тона вниз по сравнению с классическим басом, из-за чего часто применяется басистами команд, играющих в тяжелых стилях. Этот плюс, однако, уравновешивается добавочными неудобствами. Гриф у пятиструнного баса несколько шире и не так удобно лежит в руке, а расстояние между струнами, напротив, существенно меньше, что увеличивает риск зацепов «лишних» струн в процессе игры.

На шестиструнный бас помимо добавочной пониженной ставится еще одна добавочная струна – повышенная, настраиваемая в ноту «до» (а вовсе не в «си», как вторая гитарная струна – в этом моменте происходит отклонение от аналогичности строя баса и гитары, соблюдающейся через октаву в четырехструнном варианте). Диапазон инструмента расширяется не только вниз, но и вверх, что позволяет исполнять более высокие партии вплоть до соло в обычном гитарном регистре. Однако и здесь за добавочные возможности приходится платить – гриф еще шире, расстояние между струнами еще меньше, и играть на таком инструменте достаточно неудобно. Конечно же, и его можно освоить и очень эффективно применять, но для этого потребуется определенная практика.

На семиструнный бас добавляется еще одна высокая струна, настраиваемая в «фа». Инструмент встречается довольно редко.

Восьми- и десятиструнные басы являются версиями четырех- и пятиструнных, но имеют парные струны, настраиваемые через октаву – подобно двенадцатиструнной гитаре. Это дает особенный акустический эффект. Есть и двенадцатиструнный бас, но он представляет собой не шестиструнный инструмент с парными струнами, а четырехструнный со строенными. При этом одна струна из тройки настраивается как обычная басовая, а две другие – в октаву с ней и в унисон между собой. Существуют и другие варианты многострунных инструментов с уникальным строем для каждой струны, но чаще всего они предполагают игру исключительно двуручным тэппингом, и относятся скорее к стикам (о которых ниже), чем к бас-гитарам.

Безладовые басы имеют особенное звучание – менее агрессивное, более спокойное, теплое и мягкое. Струна прижимается непосредственно к поверхности накладки и при колебаниях касается грифа, благодаря чему звук «безлада» сходен со звуком контрабаса. Кроме того, отсутствие ладов делает более плавным изменение высоты звука при использовании приема глиссандо, более красивым – вибрато, а также позволяет применять микротоновые интервалы. Благодаря всем этим особенностям безладовые басы очень ценятся джазовыми басистами, а вот в тяжелых стилях применяются не так часто.

Полуакустические басы имеют корпус, пустой внутри (классический бас имеет цельный корпус), при этом применяются такие же «звучки», что и на стандартном инструменте. Полуакустику чаще используют в фолке, джазе, кантри и прочих нетяжелых жанрах.

Электроакустический бас представляет собой бас акустический, но с пьезодатчиком для усиления сигнала (обычно устанавливается под бриджем). Также преимущественно используется в «легких» направлениях.

Пикколо-бас – довольно парадоксальный инструмент: бас-гитара, но со строем на октаву выше обычного, то есть, по сути, с гитарным (за счет уменьшения мезуры либо толщины струн). Тем не менее, как гитара он не звучит – пикколо сохраняет характерный для баса плотный мясистый звук даже при исполнении довольно высоких нот. Чаще применяется для соло, чем для аккомпанемента.

Стик – скорее это даже не бас, а отдельный полифонический инструмент, охватывающий как басовый, так и гитарный диапазон, и предназначенный исключительно для игры двуручным тэппингом. На стик ставится два комплекта струн: басовый – для аккомпанирующих партий (обычно высота струн возрастает от середины грифа к верхней части, в середине стоит самая низкая) и гитарный для исполнения соло-мелодий. Как правило, левой рукой на стике играют басовую линию, а правой – мелодическую, хотя возможно и перекрестное исполнение. Одновременно на стике можно извлечь до десяти нот – по количеству пальцев.

Элементы конструкции бас-гитар – на что обращать внимание?

Звукосниматели

Как и для электрогитары, важнейшим электрическим устройством в бас-гитаре является звукосниматель. Именно он преобразует механические колебания в электроток, который после обработки дает на выходе аппаратуры звук соответствующей частоты и тембра.

Существует 3 основных вида магнитных звукоснимателей:

  • Precision (P-style), онжесплит (split). Состоит из двух последовательно соединенных катушек, каждая из которых «отвечает» за две струны – одна за первую и вторую, другая за третью и четвертую. Отлично подавляет шумы, дает богатый тембр и глубокий звук. Звукосниматель такой конструкции был установлен на Fender Precision Bass 1957 года. Используется басистами всех музыкальных направлений.
  • Jazz (J-style), широко известный как сингл (single). Состоит из одной катушки. Впервые появился на Fender Jazz Bass. Дает натуральный, чистый, хорошо читаемый в миксе звук, прекрасно подходит для соло-партий. Будучи установленным в одиночку, сильно фонит и дает наводки, поэтому обязательно ставится в паре со «звучком» любого вида. Плохо подходит для перегруженного звука, который через сингл получается размытым и замыленным. Применяется во всех жанрах, где нужен чистый звук баса.
  • Хамбакер (humbucker). Две параллельно соединенные катушки хамбакера в противофазе успешно нейтрализуют помехи друг друга. Звучание обладает глубиной и объемом, при этом происходит срезание верхних частот. В миксе прослушивается не так четко. Хорошо передает рычащий перегруженный звук. Весьма любим басистами «тяжелых» направлений в музыке.

Кроме электромагнитных, на бас-гитарах могут стоять также и пьезодатчики, воспринимающие колебания струны непосредственно с бриджа. Чаще всего их ставят на безладовые или акустические басы. Однако без усиления сигнал с пьезодатчиков звучит довольно вяло.

Электроника

Предусилитель бас-гитары (преамп) может работать по активной или пассивной схеме.

Пассивные басы функционируют без источника электропитания, имеют 2-3 регулятора (как правило – громкость, тон и переключение звукоснимателей). На самом инструменте меньше возможностей для регуляции звука, зато нет риска, что в ходе важного концерта сядет батарейка.

Басы активные работают только с источником питания – как правило, это батарейка типа «Крона». Выходной сигнал более мощный, а на самом инструменте имеется трехполосный эквалайзер для настройки тембра.

Гриф и способы его крепления

Гриф является одной из самых важных и главных частей баса. В настоящее время существует три основных способа крепления грифа к корпусу: привинченный, вклеенный и сквозной. У каждого из них есть свои плюсы и минусы.

Привинченный гриф (bolt-on) встречается наиболее часто. В этом варианте гриф крепится к корпусу посредством четырех (иногда шести) шурупов. Такие инструменты имеют четкий звук, а в случае какой-либо поломки грифа его легко можно заменить на другой. Естественно, при замене может потребоваться регулировка прогиба грифа – она осуществляется путем закручивания или ослабления находящегося внутри него анкерного стержня.

Вклеенный гриф (set-neck) не привинчивается к корпусу баса, а вставляется в специальное гнездо и сажается на клей. Конструкция получается надежная и прочная, такие басы имеют отличный сустейн. Минусом является невозможность замены грифа в случае появления дефектов.

Сквозной гриф (neck-through) является составной частью корпуса баса, составляя с ним единое целое. Такая конструкция дает грифу дополнительную прочность, прекрасный сустейн, особенный «вкусный» звук. Минус тот же: в случае поломки гриф невозможно заменить.

Мензура

Мензурой любой гитары называется рабочая длина ее струны – иными словами, промежутка от верхнего порожка до бриджа. В стандартном варианте бас имеет мензуру 34 дюйма. Имеются также разновидности с уменьшенной мензурой (30, 32 дюйма) и увеличенной (36 дюймов). Этот параметр в значительной степени влияет на звук инструмента.

Фурнитура бас-гитары

К фурнитуре баса обычно относят колки, бридж и ручки управления. Все эти детали можно достаточно легко заменить.

От бриджа (подставки) существенно зависит не только сустейн, но и звук баса в целом. Струны могут как перекидываться через подставку, так и проходить сквозь нее. Бридж позволяет произвести точную настройку мензуры каждой из струн.

Колки служат для настройки и контроля натяжения струн. Недорогие и некачественные колки могут «сползти» при выступлении, опустив строй инструмента.

Лады

Число ладов баса для разных моделей может быть разным, от 19 до 24 ладов. Как правило, для успешной полноценной игры на басу вполне достаточно даже меньшего их количества.

Древесина

Басы, изготовленные из дерева с более высокой плотностью, звучат, как правило, ярче, отчетливее и чище, в то время как менее плотная древесина дает более сочный и насыщенный обертонами звук. Светлые древесные породы обычно звучат ярче темных. Наиболее распространенными породами дерева для изготовления грифов и корпусов бас-гитар являются клен, махагони (красное дерево), липа, ольха, тополь, ясень, для накладок грифа очень часто применяется палисандр.

Как играть на бас-гитаре?

Для того, чтобы услышать звук баса, необходим усилитель, а в идеале – специализированный басовый комбо.

Как правило, на басу играют одним из трех основных способов – пальцами, медиатором или слэпом. Они различаются по атаке и тембровой окраске, и по-разному распространены в разных музыкальных жанрах.

Самым универсальным приемом басового звукоизвлечения является щипок пальцами. Этот метод распространен практически во всех музыкальных стилях. Отличается густым плотным звуком мягкого тембра с преобладанием низов, хорошим сустейном и чаще довольно мягкой атакой – которую, впрочем, басист может сам усиливать по необходимости.

Игру медиатором чаще применяют рок-музыканты. Удар по струне медиатором дает звук с резкой атакой и сильнее проявляемыми средними и высокими частотами.

Слэп – специализированный, чисто басовый метод звукоизвлечения. Он построен на сочетании ударов большим пальцем по дающим низкие ноты струнам инструмента и резких подцепов остальными пальцами высоких струн, с очень сильной атакой. При слэпе струны бьются о лады, делая звук резким, громким и звенящим. Широко применяется, к примеру, в музыкальном направлении фанк.

Как настраивать бас-гитару?

Четырехструнный бас имеет классический строй E-A-D-G, где открытая четвертая струна дает «ми» контроктавы. Таким образом, басовый строй аналогичен гитарному (струны с третьей по шестую), но на октаву ниже. В альтернативной музыке применяют и пониженные строи: на полтона (D#-G#-C#-F#), на тон (D-G-C-F), drop-D (D-A-D-G), drop-C (C-G-C-F) и другие вариации.

Пятиструнный бас дополнительно к четырем классическим обладает добавочной низкой пятой струной «си», имея строй (B-E-A-D-G), а шестиструнный – еще и добавочную высокую «до» (B-E-A-D-G-C). Эти модификации баса тоже часто используют в пониженных строях.

Самым простым способом настройки является настройка баса с помощью тюнера, который покажет, когда струна будет настроена в правильную ноту, а если этого еще не произошло – направление отклонения от правильной ноты. Если же тюнера по какой-то причине нет, можно на слух настроить одну из струн баса по эталонной ноте на другом инструменте, а затем состроить все струны по квартам – каждая более низкая струна должна на пятом ладу давать унисонную ноту с открытой следующей по высоте. Можно также состроить свои струны с помощью флажолетов: флажолет на пятом ладу более низкой струны должен звучать в унисон с флажолетом на седьмом ладу более высокой.

Подведем итоги – как же выбрать бас?

Даже если не брать в расчет дорогие фирменные и эксклюзивные мастеровые инструменты, стоимость басов может довольно сильно различаться и в пределах бюджетного сегмента. Инструменты подороже, как правило, изготовлены из качественной древесины или имеют более дорогие звукосниматели или фурнитуру. Но в любом ценовом диапазоне можно подобрать инструмент конкретно для себя.

  • Начинающему басисту лучше для обучения взять бас с четырьмя струнами. Вариант звукоснимателя, число ладов и фурнитура в этом случае принципиального значения не имеют.
  • Для любителей рока хорошим вариантом станут четырех- и пятиструнные басы с хамбакерами или сплитами, изготовленные из липы или махагони. Не повредит и наличие активной электроники.
  • Басистам направлений джаз, рок-н-ролл и свинг можно приобрести как классическую, так и многострунную модель – желательно с большим числом ладов, поскольку в этих стилях бас нередко играет соло, либо вовсе безладовый бас. Звукосниматели – сингл или хамбакер. Электроника скорее пассивная – джазмены предпочитают традиционный звук.

Если вам предстоит играть тихую и спокойную музыку в жанрах фолк или кантри – стоит задуматься о приобретении полуакустического или электроакустического баса.

Источник

Оцените статью