Классика для двух гитар

Классическая музыка на гитаре

Всем привет! Изначально планировал написать заметку на совершенно другую тему, но вовремя вспомнил о своем обещании продолжить эстафету Музыка, живущая в веках . Поэтому сегодня будет подборка музыкальных произведений, связанных одной общей темой: классическая музыка на гитаре. Моцарт, Бах, Бетховен, Вивальди — все эти композиторы будут представлены в гитарном исполнении. Мне всегда нравились струнные, это оправдывает выбор темы )

Возможно, у кто-то в памяти остались еще киоски конца 90-х — начала 2000-х, в которых сравнительно недорого можно было приобрести/обменять пиратские диски с софтом, фильмами, музыкой. В Воронеже это было явлением повсеместным и нормальным. Торрент-трекеры тогда только начали появляться, интернет был невероятно медленным и непригодным для скачивания больших объемов информации. Поэтому такие пиратские точки тогда для многих стали дверью в мир кинематографа и музыки ) Одна из подобных точек, расположенная в местном ЦУМе, превратилась для меня в источник редких аудиозаписей. А Моцарт стал композитором, произведения которого приобщили меня к классической музыке. Несколько попыток знакомства с оркестровой классикой до этого были провальными…

Читайте также:  Him the sacrament ноты для фортепиано

Помню, серия компактов называлась просто: «Music Collection». Каждый диск или их комплект представляли собой полный сборник альбомов и произведений исполнителя в mp3 качестве 320 Кбит/с. Ассортимент обновлялся часто, много завозили музыки направления New Age, которая и положила начало моему увлечению инструментальными композициями. Однажды взяв для ознакомления один из компактов с произведениями Моцарта, я понял, что хочу эту музыку слушать. Но из 30-ти дисков собрания сочинений Моцарта тогда удалось «выловить» всего 7 или 8 — около 50 часов звучания. Понятно, что и помимо меня были желающие приобщиться к творчеству великого композитора.

В настоящее время для меня источником музыкальных шедевров в исполнении талантливых современников является ютуб. Здесь есть возможность найти что-то вдохновляющее при каждом, даже кратковременном, посещении. Часто появляются новые исполнители, а у тех, с чьим творчеством уже знаком — новые видеозаписи. Некоторыми из них мне и хотелось бы поделиться с вами сегодня.

Гитара и музыка Моцарта

Создававшиеся до конца XVIII века музыкальные сочинения для клавишных предназначались композиторами для клавиров, к которым относили клавесин, клавикорд и хаммерклавир (молоточковый инструмент, прообраз современного фортепиано). Конструкция всех этих инструментов подразумевала извлечение звука из струны с помощью щипка плектра из вороньего пера или удара по струне молоточком. Поэтому любую мелодию для клавира можно переложить на струнные без ущерба качеству звучания. И это подтверждают на собственном опыте многие профессиональные музыканты, исполняющие произведения Моцарта на гитаре или других струнных инструментах.

Мне очень нравится оркестровое исполнение произведений австрийского композитора. Но, на мой непрофессиональный слух, Вольфганг Амадей Моцарт на гитаре звучит не менее интересно. Возможно, потому, что акустическая гитара — инструмент более живой, чем фортепиано. Здесь присутствует непосредственное соприкосновение человека со струнами, а это всегда волшебство. У акустической гитары прекрасный чистый звук, способный передать всю гамму эмоций, потенциально присутствующих в каждом музыкальном произведении. И еще это инструмент, доступный каждому — как для приобретения, так и для освоения. Она «всем возрастам покорна»: на ютубе есть ролики, в которых на шестиструнной гитаре играют 3-7 летние дети, и не абы как, а так, что заслушаешься.

Читайте также:  Высокие ноты это как крик

Наверное, почти всё, что я написал про гитару, можно сказать о любом инструменте. А когда играет профессионал, не столь важно, какой инструмент у него в руках. Виртуозно извлекать звуки человек научился даже из предметов, для этого не предназначенных. Но многое в самом процессе восприятия музыкального произведения зависит еще и от симпатии слушателя к тому или иному инструменту.

Возвращаясь к теме, хочу сказать, что мне Моцарт «заходит» всегда. В любой обстановке и в любом душевном состоянии. В исполнении оркестра или в виде соло на гитаре. Организм принимает его с огромным удовольствием. Уже около двух лет иногда ставлю его и доче — в основном, во время купания, когда не нужно бегать за ней по комнатам и отвлекать от игр. Разумеется, речь о светлых его произведениях, а не о заупокойных мессах.

Интересный момент: когда подбирал на ютубе ролики по запросу «Моцарт на гитаре видео», столкнулся с тем, что композицию «Yiruma — River Flows in You» из фильма «Сумерки» (в исполнении гитары) в сети упорно приписывают Моцарту под названиями «Музыка ангелов» и «Симфония №6». Это один из примеров, когда бездумное многократное копирование информации с сайта на сайт только вводит пользователей в заблуждение.

Ну а ниже — стопроцентный Моцарт под гитару ))

Mozart — Symphony no.40

Variations on a Theme by Mozart, Op. 9 (Fernando Sor)

Mozart Piano Sonata K. 545

Mozart — Turkish March K 331

Wolfgang Amadeus Mozart — Turkish March guitar cover

И еще одна вариация: Турецкий марш Моцарта на гитаре. Это единственное видео в статье, где звучит не акустика, а электроинструмент. Автор видео подошел к подаче материала с юмором. Клавир! Какой, нафиг, клавир? Конечно, гитара!

Моцарт в полифоническом исполнении

Разумеется, тоже на акустической гитаре. Мне гитара нравится сама по себе, без сопровождения. Но вкусы у всех разные. Кому не хватает полифонии, вот, пожалуйста )

Wolfgang Amadeus Mozart — Symphony No.25 in G minor

Один исполнитель. Одна гитара. Шесть звуковых дорожек одновременно. Интересное решение и необычное звучание.

W.A. Mozart — Piano Sonata No.8 K.310

Гитарное трио Elogio. Акустическая гитара в кубе ) Звучит очень круто.

Mozart — Sonata for Two Pianos in D major, K. 448

Гитарный квартет без названия. Виртуозное исполнение.

Mozart — Serenade for Strings no.13 (Eine kleine Nachtmusik)

Небольшой гитарный оркестр из восьми гитар. Играют дети. Как выяснилось в процессе поисков на ютубе, существуют гитарные оркестры с более чем двадцатью гитарами!

Классика на гитаре

Не буду перегружать читателя длинным списком композиторов, чьи произведения, давно ставшие классикой мировой музыки, можно найти в переложении на шестиструнную гитару. В процессе подготовки статьи пересмотрел десятки видео с исполнением классики на гитаре, получил огромное удовольствие. Здесь приведу несколько видео, которые зацепили больше всего — техникой игры и манерой исполнения.

Bach — Allegro BWV 1003

Beethoven — Symphony No.5

Schubert — Ständchen (Serenade)

Paganini — Caprice No.24

Chopin — Valse Op.64 No.2

Концерт для гитары с оркестром

Если в строку поиска на Ютубе вбить запрос концерт для гитары с оркестром , большой и интересный список предстанет перед глазами. Гитара в качестве главного, солирующего, инструмента — не редкость.

Мне понравился Вивальди в исполнении Татьяны Рыжковой на акустической гитаре в сопровождении Бременского камерного оркестра.

Vivaldi — Concerto D-Dur RV93

Классическая гитарная музыка на ютубе

Ютуб — великое изобретение века. Здесь такое изобилие всего, и в разных вариациях, что скорее сталкиваешься со сложностью выбора, нежели с недостатком материала. При желании, еще больше гитарной музыки вы сможете найти самостоятельно. А чтобы несколько облегчить поиски, приведу ссылки на понравившиеся мне каналы ютуб с классической музыкой на гитаре.

  • SiccasGuitars . Большой выбор композиторов и исполнителей. Канал часто обновляется и пополняется новыми записями. Красивая гитарная музыка для души. https://www.youtube.com/channel/UCR39sLAZ5wS_vrMo4tRylHw
  • Guitar Salon International. Много интересных и редких произведений, исполняемых на акустической гитаре. Для истинных ценителей гитарной музыки. https://www.youtube.com/channel/UC1Uz3Jz4PXd9CpMkF-1XJwA
  • Los Angeles Guitar Academy. Классическая музыка на акустической гитаре. Есть разбивка по композиторам: Вивальди, Моцарт, Бах, Бетховен. Можно поставить на автовоспроизведение и слушать онлайн. https://www.youtube.com/user/LAGuitarAcademy
  • Giuseppe Torrisi — Classical Music. Здесь очень понравилось звучание. Классика на гитаре: Моцарт, Бах, Бетховен, Вивальди, Штраус, Вагнер, Брамс, Мендельсон, Григ, Чайковский, Шостакович и др. https://www.youtube.com/user/buz058
  • Tatyana Ryzhkova. Классика в исполнении гитары. Соло, гитарный квартет, гитара с оркестром. Есть приятные вещи, которые хочется сохранить в закладки или скачать. https://www.youtube.com/user/stierauge

На всякий случай напомню, что скачать музыку и видео из ютуб совсем просто, для этого существует браузерное приложение (расширение) SaveFromNet .

P.S. Для тех, кому гитарная музыка нравится, напоследок хочу порекомендовать пару исполнителей, которых слушаю уже не один год. Это не классика в привычном значении слова. Просто чистая и красивая музыка, улучшающая настроение. Ее можно ставить практически везде и почти при любом занятии в качестве ненавязчивого фона.

  • Armik. Иранский исполнитель гитарной музыки, играющий энергичные композиции в стиле фламенко с элементами джаза и латиноамериканских ритмов. Слушать на Яндекс.Музыке .
  • Acoustic Alchemy. Современная инструментальная джазовая группа из Великобритании, гитарный дуэт. Спокойные ненавязчивые мелодии. Красивая гитарная музыка без слов. Слушать оннлайн на Яндекс.Музыке .

Подхватывайте эстафету «Музыка, живущая в веках», пишите в блогах о композиторах, произведениях и исполнителях, которые вас трогают до глубины. Делитесь с читателями своими музыкальными пристрастиями и эмоциями от прослушивания!

Источник

История гитарного ансамбля

В настоящее время во всем мире, будь то любители или профессионалы, гитаристы периодически собираются вместе, чтобы выступить в дуэте, трио или квартете, а также в более крупных составах. Исторически, разумеется, это не новое явление. Ансамблевая музыка для большинства музыкантов является и всегда была основным средством зарабатывания на жизнь. Социальные контексты музыки, начиная от танцевального зала и заканчивая религиозными церемониями, от королевского двора до салона, обычно всегда подразумевали несколько инструменталистов, выступающих вместе.

Суть классической ансамблевой музыки заключалась в том, что она включала в себя инструменты различных тембров, от перкуссии до медного или тонкоголосого деревянного духового инструмента, с полным набором смычковых инструментов, заполняющих всю тесситуру. На протяжении веков композиторы расширяли свои ресурсы, чтобы сделать концертные залы великолепными соборами звука.

История лютни и гитары происходила в несколько иной области — на частном собрании, в дворцовом будуаре, компактном салоне, маленьком концертном зале. В то время, когда профессиональные музыканты искали себе в качестве покровителя, например, аристократа, на низовом уровне были популярны щипковые струнные инструменты, особенно для сопровождения песен. К сожалению, столетия развития народной песни и импровизационной музыки сегодня доступны нам только в той мере, в какой их влияние было передано через тех композиторов, которые записывали свои композиции.

Для лютни елизаветинской эпохи в Англии (вторая половина XVI — начало XVII века) сохранилось удивительно мало дуэтов. Например, это «Toy for two lutes» Томаса Робинсона (Thomas Robinson) или аранжировка Джона Доуленда (John Dowland) «My Lord Willoughby’s Welcome Home» для двух исполнителей на одной лютне. Важно отметить, что благодаря записям «Julian Bream Consort» мы имеем возможность услышать ансамбли XVI века, включающие лютневые партии. Книга Томаса Морли (Thomas Morley) «First Book of Consort Lessons» (1599/1611) антологизировала различных композиторов, которые написали великолепную музыку для «Broken Consort» — комбинации щипковых и смычковых инструментов с добавлением флейты.

Эпоха композиторов барокко Франческо Корбетта (Francesco Corbetta), Франсуа де Визе (Francois de Visee), Гаспара Санза (Gaspar Sanz), Сантьяго-де-Мурсии (Santiago de Murcia ) и так далее не несёт никаких доказательств того, использовалась ли их музыка ансамблями. Но лютнист Пол О’Детт (Paul O’Dette) пишет, что «торжественные, строго сконструированные Фантазии 16-го века из репертуара виуэлы (испанская лютня) были заменены более экстравертированным стилем импровизационной танцевальной музыки на новой пятиструнной гитаре. Записи 17-го и 18-го веков в Испании часто описывают исполнения новых танцев на нескольких гитарах с кастаньетами или тамбуринами». Чтобы проиллюстрировать это, запись Пола О’Детта под названием «Jacaras» (на лейбле Harmonia Mundi) представляет музыку Сантьяго-де-Мурсии с барочными гитарами, арфой, псалтерионом и перкуссией, тем самым связывая опубликованные страницы исторических записей с концепциями танцевальных традиций.

Начало аутентичных традиций гитарного исполнения в дуэтах, трио и квартетах мы находим в начале 19-го вка. Одним из первых был немецкий гитарист Кристиан Готтлиб Шайдлер (Christian Gottlieb Scheidler, 1747 — 1829), чья «Sonata in D» для двух гитар — условно популярный номер из этого репертуара. Братья Абреу (Abreu) сделали великолепную запись этой пьесы, которая доступна на YouTube.

Рожденный 20 лет спустя после Шайдлера, австрийский гитарист Леонард фон Колл (Leonhard von Call, 1767 — 1815) писал пьесы для гитарных дуэтов и трио, а также музыку для гитары с комбинациями других инструментов. В то же время французский гитарист Антуан де л’Ойер (Antoine de l’Hoyer, 1768 — 1836) опубликовал произведения для двух гитар и «Trio Concertant for Three Guitars», Op. 29 (1817, Париж), а также «Air Varie et dialogue for Four Guitars». Последняя считается первой публикацией для гитарного квартета.

Современники Антуана де л’Ойера, в частности Карулли (Carulli, 1770 — 1841), Сор (Sor, 1778 — 1839) и Джулиани (Giuliani, 1781 — 1829) создали не только сольный репертуар, но и отличные гитарные дуэты. Ансамблями являются «Serenade in A», Op. 96 и «Duo in G», Op. 34 Карулли, «L’Encouragement», Op. 34 Сора, а также «Variazioni concertante», Op. 130 Джулиани, записанные Джулианом Бримом (Julian Bream) и Джоном Вильямсом (John Williams). Эти маленькие шедевры можно услышать на альбоме лейбла RCA Victor «Together: The Ultimate Collection». Сор, как известно, играл свои дуэты с Агуадо (Aguado, 1784 — 1849), объединив вместе двух лучших исполнителей эпохи.

Из того же поколения Антон Диабелли (Anton Diabelli, 1781 — 1858) создал много полезного педагогического материала для дуэтов, например «Variations on a Favorite Theme», Op. 57, «Grand Trio in F», Op. 62, «Grand Serenade for Two Guitars», Op. 100. Малоизвестной для многих классических гитаристов является музыка Марко Аурелио де Ферранти (Marco Aurelio de Ferranti, 1801-1878). Его «Concertante for two guitars», Op. 22, и «Polonaise Concertante for three guitars», Op. 27 указывают на высокий уровень развития, достигнутый инструментом в этом периоде.

Продолжателем традиций ансамбля был Иоганн Каспар Мерц (Johann Kaspar Mertz, 1806 — 1856), который внес огромный вклад в гитарный дуэт, подняв его эмоциональный уровень. Музыка Мерца для двух гитар до недавнего времени пренебрегалась ведущими дуэтами. Может быть потому, что дуэты Мерца используют обычную гитару с нормальной мензурой и настройкой вместе с терц-гитарой, меньшим по размеру инструментом с более высокой настройкой. Йоханнес Мёллер (Johannes Moller) и Лаура Фратичелли (Laura Fraticelli) записали 13 дуэтов Мерца, в том числе глубоко трогательный «At the Grave of the Beloved», на их альбоме «Guitar Duets» на лейбле Naxos.

В равной степени обычно пренебрегают тремя виртуозными дуэтами Наполеона Коста (Napoleon Coste, 1805 — 1883), который, согласно исследованиям Саймона Уинберга (Simon Wynberg), выступал в дуэте с Сором по крайней мере один раз и, возможно, писал дуэты, «вдохновлённые композициями Сора в этом жанре». «Grand Duo» можно услышать на YouTube в превосходном исполнении Юдикель Перро (Judicael Perroy) и Жереми Джув (Jeremy Jouve).

Может показаться удивительным, что ведущий маэстро второй половины XIX века, Франциско Таррега (Francisco Tarrega, 1852 — 1909), не был увлечён сочинением для ансамбля. Однако он сделал маленький «Waltz for two guitars» и предложил аналогичную обработку для мазурки, известной как «Petit Minuet». С другой стороны, Таррега был трудолюбив в аранжировке классических произведений для двух гитар. Биография Тарреги, написанная Эмилио Пухолем (Emili Pujol), перечисляет работы в этой области над музыкой Бетховена (Beethoven), Бизе (Bizet), Бретона (Breton), Чапи (Chapi), Гуно (Gounod), Гайдна (Haydn), Мендельсона (Mendelssohn), Моцарта (Mozart) и Шуберта (Schubert); Всего 20 транскрипций.

Этот прецедент, возможно, вдохновил двух выдающихся учеников Тарреги: Мигель Льобет (Miguel Llobet, 1878 — 1938) аранжировал для двух гитар произведения Агирре (Aguirre), Альбениса (Albeniz), Д’Акина (D’Aquin), Брамса (Brahms ), Чаварри (Chavarri), Фалья (Falla), Гранадоса (Granados), Мендельсона (Mendelssohn), Моцарта (Mozart), Рогатиса (Rogatis) и Чайковского; в то же время Эмилио Пухоль (1886 — 1980) сделал то же самое для произведений Альбениса (Albeniz), Бизе (Bizet), Броки (Broqua), Сервантеса (Cervantes), Круса (Cruz), Фалья (Falla), Гранадоса (Granados), Пуленка (Poulenc), Равеля (Ravel), Родриго (Rodrigo) и Вила-Лобоса (Villa-Lobos). Пухоль также транскрибировал менует Бизе из L’Arlesienne для трех гитар. Оба художника неизмеримо усилили привлекательность гитарного дуэта в начале 20-го века — Льобет в лице Марии Луизы Анидо (Maria Luisa Anido, 1907 — 1997) и Пухоль в лице его жены Матильды Куервас (Matilda Cuervas, 1888 — 1956), блеск их соответствующих записей остаётся без изменений. Гитарный дуэт как художественная ценность позже был увековечен дуэтом «Presti-Lagoya Duo», который повсеместно известен как несравненные пионеры в искусстве дуэта. Ида Прести (Ida Presti, 1924 — 1967) и ее муж Александр Лагойя (Alexandre Lagoya, 1929 — 1999) остаются лучшим историческим примером игры дуэтом, а многие их записи существуют, чтобы вдохновлять последующие поколения.

В своем эссе «Генрих Альберт и первый гитарный квартет» (доступном в интернете) Аллан Моррис (Allan Morris) прослеживает историю гитарного квартета. Историк Фриц Буек (Fritz Buek) основал «Munich Guitar Quartet» в 1907 году, который стал первым в развитии инструмента. Исполнителями были Буек, Генрих Альберт (Heinrich Albert), Герман Ренш (Hermann Rensch) и Карл Керн (Karl Kern). Они решили потенциальную проблему звучания гитарного квартета — использования четырёх стандартных гитар — путём применения разнообразных инструментов. Так например, они использовали «Terz Bogengitarre» (настроенную на малую терцию выше обычной гитары, с резонансными струнами), «Lyra-Terzgitarre» (с 24 ладами и несколькими резонансными струнами), «Quintbassogitarre» (настроенную на квинту ниже обычной гитары) и «Wappenformgitarre» в форме большой мандолины. Они дали свой первый концерт в 1909 году в Мюнхене и продолжали в 1920-х годах. Когда Генрих Альберт покинул квартет, его место на первой терц-гитаре занял не кто иной, как Герман Хаузер (Hermann Hauser, 1882 — 1952), которому было суждено стать одним из величайших гитарных мастеров столетия.

В 1960-е годы «Los Romeros» — Селедонио Ромеро (Celedonio Romero, 1913 — 1996) и его три сына, Селин (Celin), Пепе (Pepe) и Ангел (Angel) получили международную репутацию лучшего гитарного квартета (их часто называли «Королевская семья гитары»), и как замечательные сольные исполнители сами по себе. Как и «Presti-Lagoya Duo», «Los Romeros» установили стандарт технических и выразительных возможностей для своего жанра. Их многочисленные записи и прочная ассоциация с «Concierto Andaluz» Хоакина Родриго для четырех гитар позволяют выделить их из других квартетов той эпохи. (Родриго также писал пьесы для «Presti-Lagoya».)

Одним из самых популярных и влиятельных современных ансамблей является «Los Angeles Guitar Quartet»:

Недооценённой Золушкой гитарных ансамблей, похоже, является трио гитары. И всё же, выдающиеся трио-ансамбли создали себе хорошую музыкальную и концертную репутацию. Например, «Amsterdam Guitar Trio», чьи транскрипции «The Four Seasons» Вивальди и «Brandenburg Concertos» Баха , а также интерпретация «El Amor Brujo» Фальи являются изысканными и виртуозными. Работа гитарного трио в настоящее время развивается такими ансамблями, как «Mobius Trio», сформированным в 2010 году гитаристами Робертом Нэнсом (Robert Nance), Мейсоном Фишем (Mason Fish) и Мэтью Холмс-Линдером (Matthew Holmes-Linder), когда они учились в консерватории в Сан-Франциско. Они были названы Серджио Асадом (Sergio Assad) как «самый изобретательный и захватывающий молодой гитарный ансамбль сегодня». Их исполнения в 2016 году на International Guitar Research Centre Conference в университете Surrey в Англии специально подготовленных работ и музыки Равеля были захватывающими.

Также следует упомянуть феномен гитарного оркестра, который приобрёл популярность в последние годы. В целом, большинство из них более интересны сами по себе, нежели чем для целей прослушивания. Репертуар часто предназначен для удовлетворения интересов любителей, и, хотя некоторые гитарные оркестры постоянно повышают уровень своей техники, пьесы, которые вы обычно слышите, подчёркивают участие, а не музыкальное совершенство. На протяжении многих лет гитаристы казались менее компетентными, чем другие инструменталисты при чтении с листа и ансамблевой деятельности, но предпринимаются усилия для исправления ситуации.

Полностью профессиональный гитарный оркестр еще предстоит создать, и в конечном итоге такое предприятие будет осуществлено. Возможно, они начнут с чего-то вроде «Electric Counterpoint» Стива Райха (Steve Reich), который представляет собой веху в истории ансамбля гитары, где действительно был достигнут настоящий прорыв.

Источник

Оцените статью