Классицизм произведения для фортепиано

Классицизм

Музыкой периода классицизма или музыкой классицизма, называют период в развитии европейской музыки приблизительно между 1750 и 1820 годами. Понятие «музыка классицизма» не следует путать с понятием «классическая музыка», имеющим более общее значение как музыки прошлого, выдержавшей испытание временем.

Классицизм в музыке устойчиво ассоциируется с творчеством Гайдна, Моцарта и Бетховена, называемых венскими классиками и определивших направление дальнейшего развития музыкальной композиции.

В этот период в творчестве композиторов достигают совершенства такие жанры, как соната, симфония и опера.

Из барокко в классицизм

Надо сказать, что во время оно слушать музыку было не принято. То есть, принято, но не в современном смысле. То есть, в современном смысле тоже, но не так, как слушают сегодня оперу лучшие представители человечества, а как ходит на рок-концерты подходящее нынче к пенсионному возрасту поколение. Не слушать, но, типа, участвовать. Музыка — это, типа, фон.

Моцарт, Глюк и Гайдн хороши, кроме всего прочего, тем, что вывели музыку из эпохи декоративности, из барокко привели в классицизм. Моцарт, к примеру, ужасно обижался и топал ногами, когда под его музыку пытались обсуждать какие-то политические сплетни или чего-нибудь есть. Он нервничал и настаивал, чтобы его композиции слушали от начала и до конца — типа как книжку читать. Это вызывало недоумение — мол, книжку можно отложить, прерваться, а музыку отложить нельзя. Вот и не прерывайтесь, настаивал Моцарт. А если очень нужно? Нет, не нужно. И так далее. Над ним смеялись, но идея осталась и даже дала положительные результаты. Под музыку Бетховена, например, говорить уже боялись. Посмотрите на портрет Бетховена, и вы поймете, почему. Его и без музыки все боялись.

Читайте также:  Как регулировать ремень для гитары

Классицизм. Наиболее известные произведения

Народный рейтинг: 475190

Лично мне запомнилось использование Лунной сонаты в мультфильме «Маша и медведь» («До весны не будить»), где в финальных титрах Медведь, намаявшись с Машей, вместе с Волком в ночном лесу ест кашу и воет на луну.

Народный рейтинг: 457326

Написано от безответной любви. Любовь не сложилась, зато сложился шедевр.

Народный рейтинг: 437380

Знаменитый «па-ба-ба-бам», известный также как «мотив судьбы» или «тема судьбы».

Народный рейтинг: 416592

Рондо «А ля Турка», или «Турецкий марш» – одно из самых известных произведений Вольфганга Амадея Моцарта. Любовь турок к этой мелодии воистину не знает границ. Простые люди не помнят автора, но все поют. Большинство уверены, что мелодия — народная.

Народный рейтинг: 387057

Является одним из самых известных и наиболее узнаваемых произведений композитора.

Народный рейтинг: 326600

Гимн Евросоюза, между прочим

Народный рейтинг: 315853

Симфонию № 40 можно найти в поисковике, набрав «парарам парарам парарарам )))

Народный рейтинг: 281931

Почему-то именно эту музыку исполняют турникеты московского метро при безбилетном проходе.

Приобщение «зайцев» к культуре ?! Или тонкий намёк )))

Народный рейтинг: 253606

Народный рейтинг: 239693

Народный рейтинг: 228374

Соната для фортепиано № 17 ре минор, op. 31 № 2, была написана Бетховеном в 1802 году. Неофициальные названия: «Буря», «Соната с речитативом», «Шекспировская соната».

Народный рейтинг: 188838

Народный рейтинг: 162639

«Мальчик резвый кудрявый, влюбленный
Адонис, женской лаской прельщённый,
Не довольно ль вертеться, кружиться,
Не пора ли мужчиною быть.»

Народный рейтинг: 157548

Однажды Йозеф Гайдн заметил, что некоторые несознательные граждане имеют наглость дремать под его симфонии. И подготовил «сюрприз», да такой, что спящая публика аж подскакивала.

Народный рейтинг: 138390

Народный рейтинг: 116789

Соната для фортепиано № 8 до минор, oп. 13 «Патетическая», часть 1 — Allegro di molto e con brio

Народный рейтинг: 107176

Народный рейтинг: 105918

Самый известный фрагмент «реквиема», в котором лично Моцарт успел написать всего 8 тактов, а остальное дописывали ученики.

Народный рейтинг: 101609

Первый концерт для фортепиано с оркестром из пяти, написанных Моцартом в возрасте 11 лет. Фрагмент часто используется для заставок в телефонных колл-центрах.

Народный рейтинг: 82784

В финале симфонии музыканты начинают один за другим молча вставать и уходить, оставляя на сцене лишь пару скрипачей, а затем и вовсе одного растерянного дирижера. ИЗ-за этого симфония получила неофициальное название «прощальная».

Комментарии (1)

Классику (как любой драгоценный антиквариат) значительно усиливает связанная с ней история. Вы очень поможете проекту, дополнив приведённое выше описание, предложив для иллюстрации картинку, или видео, или интересный факт. 🎵 Хотите предложить музыку на сайт ?

Возможно, точно такое предложение уже есть в Копилке идей, проверьте, пожалуйста. Тогда обязательно поддержите идею дополнительным комментарием в её поддержку, и это непременно ускорит добавление.

Также Вы можете добавить мелодию на сайт самостоятельно. 🔎 Не получается найти музыку ?

Список использованных произведений находится в разделе «Музыка». Там же есть поиск по названию и композитору. 🤔 Указано неправильное название ?

Не стесняйтесь оставлять замечания, если, по Вашему мнению, произведение озаглавлено неправильно либо некорректно.

Мы обсудим замечания с Клубом защиты музыки от неверных названий и внесём поправки, либо объясним, почему именно такое название использовано.

    👍 12.04.2019 16:36 Ева | Классицизм

Очень интересная информация, спасибо ≧◡≦

Источник

Классицизм в музыке — кратко об особенностях, чертах и этапах эпохи

Между барокко и романтизмом

До середины XVIII века в европейской культуре господствует музыка барокко, которую искусствоведы характеризуют как «высокопарную» и «странную». Название термина происходит от португальского словосочетания perola barroca, обозначающего жемчужину причудливой формы. Мелодии в барочном стиле вычурные и спутанные. Сочинители используют изощрённые музыкальные украшения, которые усложняют исполнение произведений.

Замысловатость барокко сменяется простотой и естественностью классицизма. В переводе с латинского языка classicus означает «образцовый». Основные особенности музыкальной классики — логичность и стройность, рационализм и гармония. Разум побеждает чувства. На первое место выдвигаются типические свойства человеческого характера, отметая в сторону индивидуальность личности.

Эпоха классицизма в музыке начинается с реформы оперного искусства, которую провёл композитор из Баварии Кристоф Глюк, заложив мировоззренческие основы нового направления. Сочинения должны быть правдивы, просты и естественны. Классическая музыка строится по определённым канонам. В структуре произведения необходимы пропорциональность и уравновешенность. Всё второстепенное и лишнее отбрасывается.

Становление классицизма в музыке делится на два этапа, которые проходили под влиянием двух творческих и исполнительских направлений. Искусствоведы именуют их школами — мангеймской и венской.

Композиторы, работавшие в Мангейме, начали использовать в симфонии четырёхчастную структуру. Музыканты стремились избегать монотонного звучания. Большое внимание уделялось выделению мелодических оборотов. Диапазон громкости расширился от максимального фортиссимо (очень громко) до еле слышимого пианиссимо (очень тихо). Яркими представителями мангеймской школы являются Ян Стамиц, Франц Рихтер, Антон Фильс.

Венская школа

Труды немецких музыкантов продолжили композиторы, творившие в Вене. В этот период сочинители окончательно закрепили в симфонии четыре раздела, происходит формирование сонатной формы музыкальных произведений. Камерная музыка обогащается новыми жанрами — струнным квартетом и фортепианным трио. Развивается оперное искусство. Новое лицо обретает церковная музыка.

Главными фигурами венской школы классики являются Гайдн, Моцарт и Бетховен. В их музыке в полной мере проявляются простота и логичность художественной формы. В сочинениях венских классиков переплетаются разум и душа, трагизм и комичность, скрупулёзный расчёт и лёгкость изложения мысли.

Франц Йозеф Гайдн

В детстве Гайдн (1732—1809) служил певчим в венском кафедральном соборе. В храме святого Стефана мальчик научился играть на клавесине и скрипке, начал писать музыку. С 1749 по 1761 год молодой человек перебивается случайными заработками в разных оркестрах. Затем последовала тридцатилетняя служба при дворе Пала Эстерхази. После того как оркестр венгерского князя был распущен, музыкант работает в Англии. Последние годы жизни композитор провёл в Вене.

Гайдн считается родоначальником оркестровой инструментальной музыки. Он создал уравновешенную симфоническую форму. Камерные сочинения пишутся в новой сонатной форме.

Композитор написал почти 1 тыс. произведений во всех современных ему жанрах. Вершинами творчества Йозефа Гайдна считаются оратории «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801).

Вольфганг Амадей Моцарт

Шестилетний ребёнок солирует в концертах и пишет серьёзные произведения. Так начинался краткий творческий путь Моцарта (1756—1791). К 16 годам юноша создал 4 оперы, 13 симфоний, 4 церковные мессы, 24 сонаты. Однако талантливый музыкант интересует публику меньше, чем вундеркинд. До 1781 года Вольфганг вынужден выполнять обязанности органиста при архиепископе зальцбургском.

Расцвет талант композитора приходится на последнее десятилетие жизни. Характерной чертой произведений Моцарта является переплетение жанров в одном сочинении. В опере и инструментальном концерте проявляются симфонические элементы, а симфония может зазвучать как камерная музыка.

К шедеврам, которые навсегда легли в музыкальную копилку человечества, относятся симфония № 40 соль минор (1788), опера «Волшебная флейта» (1791). Траурная месса «Реквием» (1791) нередко исполняется во время богослужения в католических кафедральных соборах.

Людвиг ван Бетховен

Отец мечтал, что Людвиг будет виртуозом, и заставлял мальчика репетировать по ночам. Но Бетховен (1770—1827) стал не известным исполнителем, а гениальным сочинителем. В молодости музыкант зарабатывал на жизнь, выступая с концертами, которые привлекали публику непревзойдёнными импровизациями исполнителя. Затем до конца жизни композитор давал уроки игры на фортепиано.

Первые творческие годы посвящены написанию сонат. Бетховен разработал фортепианный стиль, характе́рный для классической камерной музыки. Композитор любит противопоставлять крайние регистры, использует педаль инструмента, отдаёт предпочтение густым аккордовым созвучиям. С началом XIX столетия расцветает талант Бетховена-симфониста.

В масштабных произведениях в полной мере соблюдается концепция, заявленная венской школой классики, — строгая пропорциональность композиции, баланс между многообразием и единичностью мелодических элементов и форм.

По определению музыкальных критиков, лучшими творениями Бетховена считаются цикл из 32 фортепианных сонат (1792—1822), «Торжественная месса» (1824) и симфония № 9 (1824).

Музыкальные жанры классики

Классические мелодии зародились не на пустом месте. Предшествующие музыкальные направления служили фундаментом, на котором выросли музыканты-классики. Однако новаторские формы не вмещались в традиционные рамки. Композиторы венской школы развивают старые и создают новые формы. Список классических жанров:

  • инструментальная музыка;
  • камерные ансамбли;
  • опера;
  • церковная музыка.

В основе классической инструментальной музыки лежит сонатная форма. Сонаты исполнялись и ранее, но представители венской школы ломают старые каноны и формируют новые правила. Теперь произведение состоит из трёх частей. В экспозиции, исполняемой в быстром темпе, представляются две темы — главная и второстепенная. В разработке, выдержанной в медленном темпе, темы развиваются и сопоставляются. В репризе повторяется экспозиция, но только темы сближаются изменением тональностей.

Аналогична структура инструментального концерта. Название жанра происходит от латинского concertare, что означает «состязание». В трёхчастном произведении противоборствуют, если можно так сказать, оркестр и солирующий инструмент.

Симфонию как инструментальный жанр развивают композиторы Мангейма. Увеличивается число инструментов в оркестре. Возросшее количество исполнителей потребовало, чтобы музыкантами управлял дирижёр. Симфоническое произведение состоит из четырёх частей и строится по определённым правилам. Принципы построения музыкального материала:

  1. Структурированность каждой части осуществляется в сонатной форме.
  2. Симметричность требует обрамления медленных фрагментов быстрыми частями. Периодичность подразумевает систематическую повторяемость музыкальных тем.
  3. Контрастное противопоставление проявляется в смене темпов и тональностей.
  4. Мелодике симфонии придаётся определённый ритмический рисунок.

Во второй половине XVIII столетия начинается рассвет камерной музыки. Сонатная форма стала колыбелью струнного квартета и трио. В состав первого включались альт, две скрипки и виолончель. Ансамбль из трёх исполнителей обычно состоял из скрипача, пианиста и виолончелиста.

В эпоху музыкального классицизма утверждается господство оперы. Почти каждый европейский королевский двор содержал оперный театр. Развитие жанра проходило в двух направлениях: опера-сериа и опера-буффа. В первом случае темой избирался один из античных мифов. В основе вторых лежал комедийный бытовой сюжет.

Принципы классики повлияли и на церковную музыку. Светская музыка привносит симфонизацию и драматизм в духовные произведения. Мессы и реквиемы, исполняемые во время богослужений, приобретают характер самостоятельных концертных композиций.

Реферат на тему музыкального классицизма призван сообщить об отличительных чертах направления в искусстве. Иллюстрацией к рассказу послужат фрагменты из произведений, которые создали композиторы венской школы. По сей день сочинения Гайдна, Моцарта и Бетховена остаются непревзойдёнными шедеврами.

Источник

Оцените статью