Классный час гитара сценарий

Классный час История скрипки и гитары
классный час

Рассказ о скрипке и гитаре поможет детям развить свой кругозор, побывать в мире музыкальных инструментов.

Скачать:

Вложение Размер
klassnyy_chas_istoriya_skripki_i_gitary.docx 27.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Кайдаковская детская школа искусств

Вяземского района Смоленской области

«История скрипки и гитары».

Подготовила и провела Коломеец Е.Ю.

Цель: Расширение кругозора обучающихся путем знакомства с историей возникновения скрипки и гитары.

Задачи: Привить любовь к инструменту, сформировать устойчивый интерес к занятиям.

Наш сегодняшний классный час называется «История скрипки и гитары». Оба инструмента струнные, но различие их в том, что скрипка относится к разряду струнно-смычковых, а гитара — струнно-щипковых. Классификация происходит от способа извлечения звука.

Между скрипкой и гитарой на самом деле много общего. Давайте сравним визуально: очень похожий рельефный корпус, длинный гриф, натяжение струн на колки, наличие подставки, звуковое отверстие – эфы и розетка.

Основные виды смычковых инструментов: скрипка, альт, виолончель, контрабас. На этих инструментах можно сольно исполнять муз. произведения, а так же они могут быть в составе ансамблей и оркестров. У всех этих инструментов 4 струны, но настроены они по разному и все отличаются по размеру.

Основных типов гитары четыре: классическая, акустическая, джазовая, электро.

У классических гитар , как правило, головка с колками имеет отверстия. Струны обычно нейлоновые. Эти гитары меньше акустических и электро; гриф у них шире — этого требует специфика исполнения классических произведений. Термин « акустический » используется применительно ко всем инструментам, не требующим дополнительного усиления звука, им, как правило описываются гитары со стальными струнами, на которых играют исполнители блюза, фолка, кантри. Стальные струны звонче нейлоновых, у них более громкий и звенящий звук. На акустической гитаре можно играть пальцами(как делают классические музыканты) или медиаторами, которые делают звук громче. Акустическая гитара прекрасно подходит для аккомпанемента, а опытные гитаристы исполняют на ней сольные партии и импровизации. Однако сложные соло удобнее играть на классической гитаре. Отличительной чертой джаз-гитары являются отверстия резонатора в форме буквы f и выпуклые деки, как у скрипки. Такие гитары крупнее классических и акустических. Считается что такая форма корпуса влияет на качество звука.На такой гитаре обычно играют медиатором. Она является чем-то средним между акустической и электрогитарой: имеет характер акустической, однако современные музыканты используют на выступлениях усилители. Электрогитара. Гитарист-пионер Лес Пол был не только великолепным музыкантом, но и одаренным техником. Благодаря ему гитары с цельными корпусами стали вытеснять полые инструменты. Современные гитаристы играют на гитарах с цельными корпусами ритм и соло-партии. Без усилителя их не слышно; звук «снимается» звукоснимателем и обрабатывается различными эффектами, например «искажение». Так появился совершенно новый инструмент, который несмотря на гриф и струны, имеет очень мало общего с классической гитарой. Скрипка и гитара не всегда выглядели так, в каком виде мы привыкли их видеть сегодня. Сведения по истории смычковых музыкальных инструментов не очень богаты и подробны, как этого хотелось бы. Из истории Индии, Ирана и других государств можно почерпнуть некоторые сведения о существовании этих инструментов свыше двух тысячелетий назад. Можно предполагать, что первые смычковые инструменты появились именно у восточных народов. Древнейшим смычковым инструментом по- видимому был раванострон. Он состоял из пустого цилиндра, сделанного из тутового дерева, одна сторона которого была обтянута кожей широкочешуйчатого водного удава. Палочка, прикрепленная к этому корпусу, служит грифом и шейкой, а в верхнем конце палочки сделаны отверстия для двух колков. Струны делались из кишок газели, а смычок из бамбукового дерева, изогнутого дугой, был снабжен волосами. Звук раванострона слабый, глухой, но приятный. По преданию раванострон был изобретен Раваной, царем цейлонским, за 5000 лет до н.э. Раванострон сохранился и до нашего времени у странствующих жрецов Будды.

К последующим древним смычковым инструментам можно отнести ребаб. Ребаб (ребек, ребеб) имел корпус, сделанный из четырех деревянных пластинок, составляющих рамку, на которой натянуты два куска пергамента, образующие нижнюю и верхнюю деки. Гриф имеет форму цилиндра и составляет вместе с головкой одно целое. Ножкой служит железный прутик, прикрепленный к грифу, который проходит через весь инструмент и служит опорой во время игры.

В IX веке в сочинениях о музыке средних веков упоминается смычковый инструмент лира – однострунный инструмент с подставкой, подгрифником и подковообразными отверстиями в деревянной деке.

В XIII-XIY столетии появился еще один из видов смычкового музыкального инструмента- фидель , который явился прообразом виолы. Корпус фиделя строился уже по другому принципу, чем лира. Корпус состоял из вытянутой рамки, верхней и нижней деки. Верхняя дека имела вырезы. В таком виде корпус фиделя похож на гитару, а в дальнейшем перешел к форме виолы.

Уже в XIV столетии появилось большое количество видов виол, а в XVII веке их уже насчитывалось десятки видов. Наиболее широко применялись следующие:

Очень большая виола-бас;

Большая бас-виола де-гамба;

Малая бас-виола де-гамба в пяти вариантах по настройке;

Тенор-виола и альт-виола де-гамба, каждая в в двух вариантах настройки;

Кант-виола де-гамба в четырех вариантах; (гамбами,»от итальянского нога» назывались все инструменты, которые во время игры держали между коленами, тогда как виолами де-браччио »от слова рука» назывались все инструменты, которые во время игры держали в руках)

Виола бастарда в пяти вариантах;

Виола де-браччио в четырех вариантах.

Из этих разновидностей виол в дальнейшем развились контрабас, виолончель, альт и виолино-скрипка. Виолино- скрипка образовалась из виолы посредством уменьшения в объеме (виолино-есть уменьшительное от слова «виола»)

Виолино-скрипка или настоящая скрипка существует с первой половины XVI столетия. Родина ее- Северная Италия. Изобретение скрипки в таком виде, в каком мы ее знаем, приписывается итальянскому мастеру немецкого происхождения, жившему в Болонье, Гаспару Дуифопруггару(1467-1530), который изготовлял вначале виолы и лютни. Самая древняя скрипка, изготовленная в 1510 г. Гаспаром Дуифопруггаром и сохранившаяся до наших дней, хранится Нидергейском собрании в г. Аахене. Эта скрипка была сделана для короля Франца I.

Гитара не очень древний музыкальный инструмент. В таком виде, в котором мы привыкли видеть гитару, она существует чуть более двухсот лет. В наше время многие считают предком гитары лютню – средневековый инструмент. Существовало несколько разновидностей лютни, но строение у них было общее. Большой деревянный корпус напоминал половину дыни или корпус черепахи, широкий гриф, количество струн на котором варьировалось в зависимости от вида лютни. Выпуклая нижняя дека богато украшена, а в верхней деке был сделан вырез в виде розы. У лютни больших размеров таких вырезов могло быть три. Лютни больших размеров звучали в ансамблях и даже в оркестрах. Количество струн на разных типах лютни бывало разным, от шести до шестнадцати. Причем все они, кроме двух самых высоких, были удвоенными в унисон или октаву. Лютню любили и называли королевой инструментов.

Но вот, в XY веке в Испании появляется новый струнный инструмент- виуэла, инструмент для тех, кто серьезно посвящал себя музыке. Виуэла — испанский струнный щипковый музыкальный инструмент, близкий к лютне и имевший шесть двойных (настроенных в унисон) струн, первая струна могла быть одинарной.

XV—XVI веках виуэла была особенно популярна в аристократических кругах, правила хорошего тона и аристократического воспитания требовали владения искусством игры на виуэле, музыканты, игравшие на виуэле и писавшие для неё, были настоящей интеллектуальной элитой своего времени. Это доказывают не только биографические данные об этих людях, а прежде всего репертуар, написанный ими.

Виуэла использовалась как сольный инструмент, сопровождающий пение, для игры в ансамбле. Музыку для виуэлы можно без переложения исполнять на современной гитаре. Записывались произведения в виде табулатур(способ обозначения нот, отражающий расположение пальцев на грифе музыкального инструмента. В гитарной табулатуре шесть линий, обозначающих 6 струн. Цифрой обозначен лад на котором следует зажать струну, чтобы извлечь нужную ноту.)Неожиданно в конце XYI столетия виуэла вышла из моды, и ее место занял вариант гитары с 5-ю парами струн. В истории гитары были времена безумной популярности и упадка. В конце XYIII в. гитара приобрела знакомый нам вид и звучание: она лишилась двойных струн и приобрела шестую струну. Существуют гитары с 7-ю струнами. Кстати, первый опыт устройства семиструнной гитары был именно в России. Но этот строй не прижился, впрочем, также как и сама семиструнная гитара. Гитаристы разделились на 6-струнников и 7-струнников. В конечном итоге победило искусство.

А вы знаете, ребята, что раньше существовали музыкальные инструменты для богачей и для бедняков. Была музыка улиц и площадей, народных гуляний и карнавалов; а была музыка роскошных дворцов и гостиных. Для нарядных клавесинов, лютней, виол, принадлежащих состоятельным и образованным горожанам, сочиняли музыку именитые композиторы.

А на народных инструментах играли сами музыканты, которые даже нотной грамоты не знали. Они сами сочиняли для себя песни и наигрыши или перенимали на слух музыку, сами мастерили себе инструменты и придумывали новые способы игры на них.

Так вот, на многих играли, поставив инструмент на колено. Догадайтесь ребята, почему инструмент с колена, в конце концов, сняли, а стали держать на плече?

Народные музыканты – это всегда полноценные и активные участники создаваемого ими музыкального действия, а не равнодушный аккомпаниатор. Если пляска – они пляшут, если песня – они поют…

Со скрипкой на колене много не напляшешь. Вот и перенесли музыканты скрипку на плечо.

И этому важнейшему приему игры народных музыкантов скрипка обязана тем, что стала самым виртуозным инструментом. Музыканты считают перенос скрипки с колена на плечо величайшим событием. Ведь до тех пор ни один музыкальный инструмент в мире не держали у плеча. А оказалось, что это в тысячу раз удобнее.

Источник

Внеклассное мероприятие: Лекция-концерт «Вечер гитарной музыки»
классный час на тему

Лекция-концерт для обучающихся струнно-щипкового отделения младших классов.

Скачать:

Вложение Размер
vecher_gitarnoy_muzyki.docx 26.98 КБ

Предварительный просмотр:

«Вечер гитарной музыки»

для обучающихся струнно-щипкового отделения

Ведущая цель: познакомить обучающихся с историей создания и развития гитары, особенностями ее звучания и конструкции в различные эпохи.

1. Образовательная: дать знания об истории инструмента, научить учащихся распознавать разновидности гитары, ее звучания, познакомить с произведениями различных эпох для этого инструмента.

2. Развивающая: развивать творческое мышление обучающихся, уверенность при исполнении произведений ( участников концерта).

3. Воспитательная: воспитывать любовь к классической музыке.

Оборудование: гитара, ноты, ноутбук, СD диск с музыкой и изображениями разновидностей гитар, свечи, распечатанные слова песни «Изгиб гитары желтой».

На доске написана тема внеклассного мероприятия и нарисована гитара.

Учитель: Сегодня мы с вами побываем на необычном концерте. Чем он необычен? Может тем, что наше мероприятие называется «Вечер гитарной музыки», а за окном день? Нет, сейчас мы создадим подходящую атмосферу (завешиваются шторы и зажигаются свечи).

Учитель: скажите, а вы когда-нибудь были на концертах гитарной музыки?

Учитель: а кто-нибудь из вас умеет играть на этом инструменте, или кто-нибудь из ваших родственников?

Учитель: а вы знаете историю этого инструмента? Где он появился, когда, и как он выглядел в разные времена своего развития?

Учитель: Необычен этот концерт тем, что мы сегодня не только услышим гитарную музыку в исполнении обучающихся класса гитары, педагога, а также в исполнении гитаристов-виртуозов, но и познакомимся с историей этого замечательного и удивительного инструмента.

Учитель: Гитара относится к струнным щипковым инструментам. Ее история начинается задолго до нашей эры в восточных странах, где она услаждает слух как простых, так и знатных людей. История гитары удивительна и интересна. На сегодняшний день каждый из нас, наверняка, разок другой держал какую-нибудь гитару в руках, пробовал «бренчать», даже не задумываясь над тем, сколько битв выдержала она за право быть одним из самых популярных музыкальных инструментов практически во всем цивилизованном мире.

Учитель: Несмотря на то, что родословная гитары, как утверждают её исследователи, начинается с Востока, а название инструмента выводят от греческого kithara, родиной современной классической гитары, несомненно, следует считать Испанию. Именно здесь лютня, а затем виуэла дали основу для рождения нового инструмента, ставшего истинно народным по популярности. Начиная с середины XIII века сведения об эволюции гитары, её иконография становятся более точными.

(изображения лютни и виуэлы)

Учитель: Появлению гитары в традиционном нынешнем виде предшествовал длинный путь развития, корни которого уходят вглубь истории. Самое раннее изображение инструмента, похожего на гитару, относится ко II веку. Это рисунок на барельефе, который украшал надгробную стелу в Мериде. Это уже говорит о некоторой «культовости» инструмента и его специфической направленности.

Начиная с X века, изображение струнных щипковых инструментов становится общепринятым. Инструменты этого периода совмещали в себе черты, которые в эпоху Возрождения распределятся между различными видами щипковых — такими, как виола, виуэла и гитара.

(изображения виолы, виуэлы и гитары)

Учитель: скажите, в чем вы видите сходства, а в чем различия этих инструментов? И похожи ли они на знакомую нам гитару?

Учитель: Гитара имела четыре двойные струны (четыре хора). Исполнители применяли следующие приёмы игры, следуя своей фантазии: пальцами, плектром (медиатором). Уже на этом этапе были заложены основные принципы звукоизвлечения, которые повлекли за собой совершенствование конструкции и окончательное формирование семейств струнных инструментов.

Учитель: а какие вы знаете разновидности гитары?

Учитель: раньше выделяли два вида инструментов — это гитара мавританская (арабская) и гитара латинская (римская).

Мавританская гитара овальной формы, её нижняя дека выпукла, широкий корпус имеет несколько декоративных резонаторных отверстий. Металлические струны прикреплены к основанию корпуса с помощью полукруглого струнодержателя или небольших кнопок, проходят через подставку и наматываются на колки, вставленные в объёмистую колковую коробку. Играют на ней как при помощи плектра (медиатора), так и с помощью пальцев — в XIII веке смычок выходит из употребления.

(изображение мавританской гитары)

Учитель : Латинская гитара, более сложная по форме (овальная в нижней части, суживающаяся по направлению к грифу) имеет плоскую нижнюю деку. Звук из жильных струн извлекается плектром или пальцами . Благодаря особенностям своей конструкции и звучания, латинская гитара оказывается более близкой предшественницей современной классической гитары. Некоторые элементы конструкции, по-видимому, уже сформировались: плоский корпус, слегка вытянутый в «талии»; резонаторное отверстие, расположенное посередине: шейка с грифом, снабжённым порожками. Форма колковой коробки, количество струн и способ их крепления, напротив, ещё не устоялись. Точно так же дело обстоит и с постановкой инструмента и способом игры — использование пальцев и плектра зависит от вкуса исполнителя.

(изображение латинской гитары)

Учитель: Гитара того времени, была инструментом аккомпанирующим, имеющим первоначально четыре двойных струны (четыре хора). По свидетельству одной из традиционных легенд, в XVI веке Висенте Эспинель добавляет гитаре пятую струну, именно такой инструмент становится известен в Европе как испанская гитара. Но это всё ещё инструмент с аккордовой техникой — на двойных струнах сложно вести мелодию. В Испании этого времени, среди музыкантов профессионалов, фаворитом щипковых инструментов была виуэла.

(изображения современной гитары и виуэлы)

Учитель: Несмотря на то, что гитара к этому времени распространилась по всему миру, основные события в её истории произошли в Европе.

Английской гитарой в Англии и Америке 18 века назывался инструмент грушевидной формы с 6 — 14 струнами (более правильное название — цистра).

Гавайская гитара (укулеле), которая используется и в современной американской музыке, имеет глубокий корпус и 4 металлические струны. Играют на ней с помощью плектра. Своим характерным звучанием она обязана скользящей стальной пластинке, которая ставится на струны, но не прижимает их к грифу, изменяя их длину, и, следовательно, высоту звука.

Учитель: Гитара того времени преимущественно была всё ещё инструментом с пятью рядами струн. В связи с тем, что исполнителям сложно было подобрать струны для средних рядов, которые хорошо бы звучали в унисон, некоторые гитаристы начали прибегать к упрощенной настройке – отказываясь от двойных струн. Употребление одинарных струн значительно обедняло низкий регистр гитары.

Учитель: Возможно, для того чтобы сделать звучание инструмента более полноценным, некоторые мастера вскоре начинают добавлять шестую струну. Поиски мастеров в оптимизации конструкции гитары приводили, порой, к весьма курьёзным результатам — появились самые причудливые инструменты, но большинство их стало тупиковыми ветвями эволюции гитары. В 1773 году ван Хекке сделал двенадцатиструнную гитару, которую он назвал «бисзекс» (дважды шесть). Аббат Морлане в 1788 году в Париже изобрёл семиструнную гитару. Обер де Труа в 1789 году сконструировал гитару с двумя грифами и двумя специальными аккордами струн. Венский мастер Штауфер создал восьмиструнную гитару. В лондонском Музее Виктории и Альберта хранится гитара, на которой натянуто 32 струны (мастер дон Рафаэль Вальехо, 1789). Однако ни один из этих инструментов не смог превзойти шестиструнную гитару, поскольку каждый эксперимент порождал больше неудобств, чем преимуществ.

Учитель: Постепенно формировался репертуар гитары. Ближе ко второй половине столетия, именуемого «Веком просвещения», появляются многочисленные новые методики обучения игре на гитаре, школы игры. В первой половине XIX столетия Дионисио Агуадо ввёл в широкую практику использование ногтевого способа звукоизвлечения. Его друг и соотечественник Фернандо Сор расширил технические возможности гитары благодаря широкому применению приема барре и других нововведений.

Учитель: Ряд блестящих виртуозов и композиторов связали свою жизнь с этим инструментом. Среди них — известнейшие испанцы Д. Агуадо, Ф. Сор и итальянцы М. Каркаси, Ф. Карулли, М. Джулиани и многие, многие другие. Гитара в руках хорошего исполнителя стала звучать как «маленький оркестр».

Учитель: Сейчас в исполнении Шишова Дмитрия прозвучит произведение Ф. Карулли «Вальс». (Ф. Карулли – итальянский классических гитарист, композитор, педагог, автор первого в истории полного пособия для обучения на гитаре, а также считается одним из первых сольных исполнителей на классической гитаре).

Обучающий 1 класса Шишов Дмитрий исполняет «Вальс» Ф. Карулли.

Учитель: Сейчас вы услышите произведение еще одного представителя классической итальянской гитарной школы – Маттео Каркасси. Многочисленные сочинения этого гитариста входят в репертуар современных исполнителей.

Обучающаяся 2 класса Хорьякова Анастасия исполняет «Андантино» М.Каркасси.

Учитель: Шестиструнная гитара быстро завоевала всеобщую симпатию русского народа. На этом виде гитары играют практически во всех домах, аристократов и незнатных людей. И именно с этой гитарой связано появление Школ игры. Самой старой школой является труд фон Гельда, изданный на двух языках. Петербургский педагог и композитор Гальяни издает «Этюды», «Четыре сонаты».

Учитель: В исполнении Агибалова Кирилла прозвучит произведение «Ах вы, сени, мои сени» В. Калинина (русского гитариста и композитора).

Обучающийся 2 класса Агибалова Кирилл исполняет произведение.

Учитель: с появлением фортепиано, популярность гитары упала. Пальма первенства была передана более молодому инструменту. И только в начале 20 века с появлением таких виртуозов, как Таррега, Сеговия и др, наступил перелом – их творчество стало эталоном, высшей степенью развития классической гитары. Техника игры этих музыкантов позволила исполнять очень сложные произведения в больших концертных залах.

В записи звучит произведение Тарреги «Фантазия на темы из оперы Травиата».

Учитель: С этого периода гитара обрела статус сольного концертного инструмента, заняв одно из ведущих мест среди других классических инструментов.

В моем исполнении звучит «Хоровод и пляска» В.Козлова и испанский танец «Булериас» Я.Миохи.

Учитель: В России на рубеже 19 — 20 веков большую популярность получила семиструнная гитара, настроенная в основном по терциям. Техника игры на шестиструнной и на русской семиструнной гитаре практически идентична, однако терцовый строй семиструнной гитары менее удобен в сложных полифонических произведениях, более подходя для аккомпанемента. Поэтому в России больше прижилась 6-ти струнная гитара.

Учитель: Но не только голосом, но и исполнением на инструменте можно передать свои эмоции, чувства, мысли и переживания.

Обучающаяся 4 класса исполняет произведение Г. Альберта «Чувства».

Учитель: Особым этапом в развитии гитары, стало появление электрогитар. Богатые возможности звуковой обработки, аналоговые и цифровые процессоры позволили до неузнаваемости изменить звук классической гитары. Одновременно расширились исполнительские возможности.

В это время появляются такие виртуозы как музыканты группы Пинк Флойд, Битлз, Эл Ди Меола, Пако де Люсия и многие другие. Электрическая гитара, с соответствующими обработками, становится самостоятельным видом музыкального инструмента. Хотя многие произведения прекрасно звучат и в классическом исполнении. Это еще раз доказывает универсальность гитары.

Учитель: А сейчас Александров Виктор споет нам песню под аккомпанемент гитары.

Обучающийся 4 класса Александров Виктор исполняет песню группы «Сплин» — «Мое сердце остановилось».

Учитель: становится понятно, почему гитара, во всех ее разновидностях, стала популярным современным инструментом. Гитара находит место и в студиях, и на концертных площадках, и дома, и в походе у костра.

Учитель: Давайте, сейчас исполним, всем вам, наверное, известную песню Олег Митяева «Изгиб гитары желтой».

( раздаю распечатанные слова кому нужны)

Исполняем всем классом песню О. Митяева «Изгиб гитары желтой» под аккомпанемент гитары.

Учитель: спасибо вам за участие в нашем концерте.

Источник

Читайте также:  Ноты для фортепиано джингл белс все ноты
Оцените статью