«Мой инструмент – фортепиано»
классный час на тему
Цель классного часа: изучение нового материала об инструменте фортепиано, истории его создания и совершенствования, дать представление о предшественниках фортепиано, формировать музыкальную культуру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl._chas_moy_instrument_-_fortepiano.docx | 26.61 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САФОНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №1»
Классный час на тему:
«Мой инструмент – фортепиано»
Преподаватели: Егорова Светлана Васильевна,
Сергеенкова Инна Сергеевна .
Классный час на тему: «Мой инструмент – фортепиано»
Преподаватели: Егорова Светлана Васильевна, Сергеенкова Инна Сергеевна .
Цель классного часа: изучение нового материала об инструменте фортепиано, истории его создания и совершенствования.
Задачи классного часа:
- познакомить с музыкальным инструментом фортепиано, дать представление о предшественниках фортепиано, раскрыть их типичные черты;
- воспитывать любовь к фортепианному и художественному наследию, формировать музыкальную культуру и эстетическое воспитание;
- развивать творческое воображение и образное мышление, умение анализировать и самостоятельно работать.
- Музыкальный : аудиозаписи произведений, исполняемых на клавикорде и клавесине, исполнение пьес на фортепиано учащимися старших классов
- Художественный : фотографии музыкальных инструментов, демонстрация презентации
- Литературный: стихотворения о музыке.
План классного часа:
- Организационный момент.
- Рассказ об истории фортепиано.
- Концерт.
На экране презентации первый слайд
Преподаватель: Сегодня мы хотим вместе с вами отправиться в путешествие по времени и рассказать о своём любимом музыкальном инструменте – фортепиано.
Преподаватель: Ребята, посмотрите знаком ли вам этот инструмент, который стоит у нас в классе? Как он называется?
Дети: Это – пианино, фортепиано.
Преподаватель : Конечно, этот инструмент знаком вам ещё со времён пребывания в детском саду: все музыкальные занятия, утренники, праздники проходили под сопровождение фортепиано. Возможно, у кого-то из вас или ваших друзей такой инструмент есть дома, и кто-либо из ваших родственников умеет музицировать. Думаю, что вы со мной согласитесь в том, что с фортепиано приходится встречаться гораздо чаще, чем с другими музыкальными инструментами, например, флейтой, саксофоном, арфой.
Фортепиано всегда было очень популярно. Те, кто хочет научиться играть на этом инструменте, приходят в школу искусств.
На экране презентации второй слайд
Рояль можно увидеть в концертном зале, во дворце культуры, в музыкальной школе, на экране телевизора. Он большой и важный, стоит на почётном месте – на сцене. В торжественных случаях у него поднимают верхнюю крышку и, тогда рояль принимает королевский вид.
На экране презентации третий слайд
Пианино гораздо скромнее своего «знатного» родственника. Оно занимает меньше места, да и звук у него слабее, чем у рояля. Но и на рояле, и на пианино играют совершенно одинаково. Для них написаны одни и те же произведения — «Пьесы для фортепиано». Задумывались ли вы когда-нибудь, откуда такое странное название? Фортепиано – значит: форте – громко, а тихо – это какое-то другое слово. Чтобы ответить на этот вопрос, попробуем отправиться в путешествие в далёкое прошлое…
Очень – очень давно в Древней Греции жил учёный Пифагор. С тех пор прошло много столетий, а теорему Пифагора до сих пор изучают в школе на уроках математики. Известно, что Пифагор был не только великим математиком, но и блестящим музыкантом. Проводя опыты со струной, Пифагор заметил, что если её сильно натянуть, то струна начинает звучать.
Для своих исследований Пифагор построил полуинструмент – полуприбор – монохорд. Это был продолговатый ящик с натянутой поверх него струной. Было замечено, что если струну зажимать в разных местах, то происходит изменение звука.
Шло время…Другие музыканты пробовали добавлять к одной струне дополнительные струны—сначала две, затем три, четыре… Изменился и внешний вид монохорда – ящик стал плоским, чтобы во время игры его было удобно ставить на колени.
На экране презентации четвёртый слайд
Исполнять музыку на монохорде можно было разными способами:
- защипывать струну пальцем;
- надевать на палец металлическое полукольцо, чтоб усилить звук;
- ударять по струне деревянными палочками или молоточками, обтянутыми кожей (подобно игре на металлофоне).
Будем считать, что монохорд – самый дальний «родственник» нашего инструмента. Прошло немало лет, пока неизвестный мастер не пристроил к монохорду клавиатуру. Таким образом, получился новый инструмент клавикорд. Перевести дословно это название можно так – клавишеструнник. Это ещё один из «родственников» нашего фортепиано. Его история началась почти 900 лет назад. Прошло несколько столетий, прежде чем мастера не придали клавикорду такой вид:
На экране презентации пятый слайд
В отличие от монохорда, который во время игры находился на коленях, новый инструмент ставили на стол или подставку. Позднее к корпусу прямоугольной формы приладили ножки. Размеры клавикорда – от малых, имеющих форму книги, до сравнительно больших, с корпусом длиной полтора метра. Звук на клавикорде получался так: в конце клавиши укреплялась металлическая пластина – тангет, который при нажатии клавиши касался струны. Играли на клавикорде осторожным, как бы вкрадывающимся прикосновением к клавише; отсюда тёплое, нежное и выразительное звучание. Чтобы хоть немного усилить громкость, достаточно было чуть – чуть раскачивать клавишу. Клавикорд был дорогим инструментом: корпус изготовлен из ценных пород древесины, украшен резьбой и золочёными узорами.
Клавиатура клавикорда отличается от клавиатуры фортепиано. Чёрные клавиши встали на место белых, а белые на место чёрных. И это было не случайно — на тёмной клавиатуре изящнее смотрелись руки музыкантов, обычно это были знатные дамы.
Для больших концертных залов такой инструмент не годился – не хватало силы звука. Играли на клавикорде, в основном, в домашнем кругу.
Познакомимся с ещё одним «родственником» фортепиано — клавесином.
На экране презентации шестой слайд
Клавесин появился позже клавикорда. Первые инструменты были четырёхугольной формы и напоминали по внешнему виду клавикорд. Гораздо позже клавесин приобрёл треугольную форму. Звук получался при защипывании струны пёрышком, находившимся на брусочке – толкачике, который, в свою очередь, был расположен в заднем конце клавиши. Звучание клавесина звонкое и блестящее, но мало певучее и менее выразительное, чем у клавикорда. Громкость звука не зависела от силы удара по клавише. Для того, чтобы разнообразить звук, мастера изготовляли инструменты с двумя, а иногда с тремя клавиатурами, у которых была разная громкость. Согласитесь, что играть на нескольких клавиатурах было неудобно.
Само время подсказывало: необходим такой инструмент, на котором можно исполнять музыку, от тихой и трепетной до громкой и торжественной. И такой инструмент был сконструирован итальянцем Бартоломео Кристофори. Для нас кажется привычным то, что на одном инструменте одновременно можно исполнять громкую и тихую музыку, а в то время это было новшеством. Такие инструменты называли фортепиано (по-итальянски форте — громко, пиано — тихо). Казалось, что все музыканты сразу начнут осваивать новый инструмент. Однако, первые конструкции не понравились исполнителям: звучание было грубым, неуклюжим, звуки, хоть и разной громкости, плохо складывались в мелодию. Музыкальным мастерам на протяжении следующих ста лет пришлось дорабатывать механику фортепиано, пока оно не превратилось в такой инструмент, какой мы имеем сейчас.
На экране презентации седьмой слайд
Современный инструмент имеет три регистра – низкий, средний, высокий, а педали изменяют характер и долготу звучания. На нём можно сыграть любые по настроению мелодии: и ласковые, и нежные, и озорные, и задорные, а так же бодрые и решительные.
Такова история фортепиано.
На экране презентации восьмой слайд: звучит Прелюдия И.С.Баха на клавикорде.
На экране презентации девятый слайд: звучит Аллеманда на клавесине.
Музыка — это не только лишь звук,
Музыка — это движенье.
И вылетает, как птица, из рук
Нот беспокойных круженье.
Мир музыки — это мир волшебный.
Кажется, он сделан из лучей и бликов
Серебристо-звёздных…
Из дождинок тонких, из метелей белых,
Из капели звонкой, кажется, он сделан.
Учащиеся старших классов исполняют пьесы на фортепиано:
- П. Чайковский – «Подснежник»
- А. Дворжак – Этюд
- С. Рахманинов – Прелюдия соль минор
Источник
Его величество — Фортепиано
классный час по теме
Рояль много клавиш имеет и струн.
У каждой струны — молоточек-игрун.
У клавиш два цвета черный и белый.
Медведь на рояле играет умело.
А по-другому рояль зовут странно,
Чудно, непонятно — фортепиано.
И пианино его называют.
Форте — громко обозначает.
А пиано — тихо, тихонько,
Клавиш коснись рукою легонько.
Слышишь, рояль начинает звучать?
И громко и тихо может играть.
Посмотри-ка, у рояля крышка есть и есть педали,
На спине крыло большое, Словно парус над волною.
Много черных, белых клавиш —
Сразу все не сосчитаешь! Вот рояль, большой и важный,
На эстраде встал отважно.
Его крышка вверх стремится, Как крыло огромной птицы.
На нём можно всё играть, Только много нужно знать.
Виртуозные пассажи сыграть могут дети даже.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izmenennyy.docx | 35.12 КБ |
slaydd1.docx | 1.04 МБ |
Предварительный просмотр:
Его величество – фортепиано
Концертный номер: Боккерини Менуэт
исполняют: Поплевина Лера
Добрый вечер, дорогие друзья!
Сегодня в нашем концерте пойдет речь об инструменте, без которого не может обойтись ни один концерт классической и популярной музыки, который при случае может заменить целый оркестр, а своим внешним видом украсить любой концертный зал. Имя ему – рояль!
Этому уникальному инструменту более 300 лет.
Рояль в переводе с французского означает «король», «королевский». Такое величественное название соответствует великолепному звучанию этого инструмента, его огромному диапазону. Он охватывает весь спектр звучания всех инструментов в оркестре!
У каждой вещи есть своя история, есть она и у фортепиано. Знать ее несомненно не только интересно, но и полезно. Это позволяет лучше разбираться в музыкальных стилях и понимать содержание того или иного произведения.
Сегодня мы узнаем, как произошло фортепиано, и кто был его предшественниками.
Этот музыкальный инструмент имеет богатую и длинную историю. Несмотря на то, что изобретение его относят к XVIII столетию, у фортепиано имеется множество предшественников и «прямых родственников». Данный инструмент относят к группе «клавишно-струнных , молоточковых ударных».
Так что же за родословная у нашего избранника?
А история такая…
Первым музыкантом в древности был Орфей.
Заслышав чарующие звуки его золотой лиры, становились послушными дикие звери, раздвигались скалы, деревья склоняли свои ветви. Его самым любимым инструментом была лира.
Лира и кифара были первыми музыкальными инструментами. Лира не имела резонансного ящика и поэтому звучала негромко.
Это древнегреческий струнный щипковый музыкальный инструмент. Имеет плоский корпус округлой формы, 7—11 струн Игрой на Лире сопровождали исполнение произведений эпической и лирической поэзии (отсюда возникновение термина «лирика»)
Лира — эмблема или символ искусства.
Кифара — древнегреческий струнный щипковый музыкальный инструмент, самая важная в античности разновидность лиры.
Кифара — один из самых распространённых музыкальных инструментов в Древней Греции. На кифаре играли только мужчины, извлекая звуки костяным плектром (крепился к инструменту шнурком). Кифара имела плоский тяжелый деревянный корпус с прямыми или фигурными очертаниями; к корпусу крепились струны. В классической кифаре VI-V вв. до н.э. (впрочем, как и на всякой другой лире того времени) было семь струн их количество увеличилось до 11-12 применялась как сольный или аккомпанирующий инструмент. Певца, аккомпанирующего себе на кифаре, называли кифаредом.
Известно большое семейство клавишно-струнных щипковых инструментов. Они различаются по размеру, форме и звуковым (красочным) ресурсам. Едва ли не каждый мастер, изготавливавший в старину такие инструменты, стремился внести что-то свое в их конструкцию
Одним из первых шагов на пути к рождению фортепиано был монохорд.
Монохорд – однострунный музыкальный инструмент, представляющий собой деревянный прямоугольный ящик, над верхней плоскостью которого крепилась единственная струна (отсюда и его название: «моно» по-гречески «одна», «хорд» — «струна»). Звук в монохорде извлекался ударом молоточка или защипыванием струны.
Дульцимер , и цимбалы – так именовались в разных концах света разновидности монохорда
Далее первые клавишные потомки монохорда уступили место клавикорду.
Одним из старейших клавишных инструментов является КЛАВИКОРД. Впервые название «клавикорд » упоминается в документах 1396 года, а самый старый сохранившийся инструмент был создан в 1543 году.
Перевести название Клавикорд можно так — «клавишеструнник». История первого клавишеструнника началась в одиннадцатом веке. Это был инструмент, чрезвычайно простой и в то же время обладающий нежным серебристым звучанием
Услышать клавикорд сегодня, увы , невозможно. Увидеть его можно только в музее, но там, сами понимаете, не только играть на нем, но и прикасаться к нему нельзя. Пока для нас этот инструмент только история.
Выпадет возможность побывать в каком-нибудь из музыкальных музеев — обязательно найдите там клавикорд.
Клавикорд имел устройство, похожее на устройство современного фортепиано. Однако его звук был слишком мягким и тихим для того, чтобы на нем можно было играть перед большим количеством людей.
Клавикорд имел очень простое устройство.
При нажатии на клавишу маленький медный квадратик под названием тангент ударял струну. У клавикорда было по одной струне на каждую клавишу, в то время как у современного фортепиано на каждую клавишу бывает до трех струн
Стоило музыканту отнять палец, как тангент своим весом опускал дальний конец клавиши, и она принимала первоначальное положение.
От последующих струнно-клавишных инструментов клавикорд отличался главным образом своим звучанием, которого не было ни в каком другом инструменте. Может быть, и жив был бы клавикорд до сих пор, если бы не его слишком тихий звук. Тут он не выдерживал конкуренции ни с клавесином, ни тем более с фортепиано, хотя довольно долго еще продолжал существовать бок о бок со своими более молодыми собратьями.
. Будучи очень тихим инструментом, клавикорд все же позволял делать крещендо и диминуендо.
Ему предстояло продолжить эстафету клавишных инструментов. Легкого прикосновения к клавише было достаточно, чтобы извлечь звук.
Струны клавикорда располагались параллельно линии клавиатуры. От их числа зависела ширина инструмента. Все струна настраивались одинаково, т.е. звучали в унисон.
Выпадет возможность побывать в каком-нибудь из музыкальных музеев — обязательно найдите там клавикорд
Самым распространенным инструментом 17 века стал орган.
Орган (лат. organum) — самый большой клавишный духовой музыкальный инструмент, который звучит при помощи труб (металлических, деревянных, без язычков и с язычками) различных тембров, в которые с помощью мехов нагнетается воздух.
Зародыш органа можно видеть в флейте Пана, а также в волынке. Считается, что орган (гидравлос; также hydraulikon, hydraulis — «водный орган») изобрёл грек Ктезибий, живший в Александрии Египетской в 296 – 228 гг. до н. э. Изображение похожего инструмента имеется на одной монете или жетоне времён Нерона.
Органы больших размеров появились в IV веке, более или менее усовершенствованные органы — в VII и VIII веках. Папа Виталиан (666 год) ввёл орган в католическую церковь. В VIII веке Византия славилась своими органами.
Искусство строить органы развилось и в Италии, откуда в IX веке они выписывались во Францию. Позднее это искусство развилось в Германии. Наибольшее и повсеместное распространение орган начинает получать в XIV веке. В XIV веке в органе появилась педаль, то есть клавиатура для ног.
Средневековые органы, в сравнении с более поздними, были грубой работы; ручная клавиатура, например, состояла из клавиш шириной от 5 до 7 см, расстояние между клавишами достигало полутора см. Ударяли по клавишам не пальцами, как теперь, а кулаками.
Композиторы, писавшие для органа:
Иоганн Себастьян Бах
Иоганн Адам Рейнкен
Иоганн Якоб Фробергер
Георг Фридрих Гендель
И.С.Бах Инвенция h-moll
Исполняет Гармаева Дари
И.С.Бах Маленькая прелюдия C-Dur
Поплевина Лера (переключить на звучание клавесина, органа)
А между тем рядом с ним существовал более звучный его собрат. В Италии его называли чембало, в Германии – флюгель, в Англии – арпсихорд, а во Франции – клавесин.
Исполняет: Суворова Лиза
КЛАВЕСИН это клавишный музыкальный инструмент. Его изобрели примерно в 1511 году в Италии. Из всех типов клавишно-струнных щипковых инструментов клавесин самый большой и самый сложный Клавесин имеет форму продолговатого треугольника..
XVII век – расцвет клавесинного искусства. Появились инструменты с несколькими клавиатурами, располагавшимися террасообразно, как у органа.
Если на органах играли в соборах во время богослужений, клавикордом пользовались дома, то в салонах – залах-гостиных богатых вельмож – безраздельно царил клавесин. Роскошным становится и внешний вид инструмента
Одно из самых ранних изображений клавесина мы можем увидеть в «Веймарской книге чудес» (1440).
Струны клавесина расположены горизонтально, параллельно клавишам. Звук извлекается при помощи перышка.
Клавесин издает яркие звуки, которые в отличие от клавикорда, имеют более отрывистый и не такой выразительный характер. Плавное увеличение и уменьшение громкости на клавесине невозможно. Для изменения силы и звука, используются специальные ручные и ножные переключатели.
Типичный клавесин имеет 2 клавиатуры, которые называются мануалами.
Они расположены одна сверху другой. К началу XVII века клавесин стал иной формы. Он приобрел треугольную крыловидную форму, при этом он мог содержать в себе около трех клавиатур, которые были расположены одна сверху другой. Клавесин
помощью красивых изображений, резьбой.
Перед вами разновидность клавесинов – Французкие клавесины
Это Спинет — небольшой домашний клавишный струнный музыкальный инструмент, разновидность клавесина. Имеет один мануал и один ряд струн. В отличие от других разновидностей клавесина струны спинета натянуты по диагонали слева направо.
Это композиторы клавесинисты, многих вы уже знаете, так как исполняли их произведения
Это Франсуа Куперен , Доменико Скарлатти, И. С. Бах, Карл Эмануэль Бах, Ванда
Так выглядит современный клавесин
Все же необходимо отметить, что, несмотря на падение своей популярности, клавесин не исчез со сцены совсем. Его нежное звучание и сегодня можно услышать на концертах старинной музыки. Композиторы продолжают писать музыку для этого инструмента, клавесины производятся в достаточно больших количествах.
Бартоломео Кристофори (1655 — 1731) — итальянский музыкальный мастер — изобретатель фортепьяно.
Изобретение фортепиано в начале XVIII столетия стало поворотным моментом в истории европейской культуры. Фортепиано полностью изменило характер музыкальной культуры западной цивилизации. На рубеже XVIII века композиторы и музыканты стали остро ощущать потребность в новом клавишном инструменте
. Был необходим инструмент с большим динамическим диапазоном, способным на громовое фортиссимо, нежнейшее пианиссимо и тончайшие динамические переходы
В 1709 году в мастерской итальянца Бартоломео Кристофори перышко, которое извлекало звук струн клавесина, было заменено молоточком, и это дало возможность варьировать силу звука. Громко по-итальянски звучит как форте, тихо-пиано. Так и родилось название «фортепиано», объединяющее современные клавишные инструменты – пианино и рояль.
В 1709 итальянский мастер — Бартоломео Кристофори изобрел совершенно новый клавишный инструмент. Инструмент который способен вызвать у слушателя поток эмоций.», Бартоломео Кристофори назвал свое изобретение такgravicembalo col piano e forteчто означало «Клавишный инструмент, играющий нежно и громко» Это название затем было сокращено, и появилось слово ФОРТЕПИАНО.
Звук в инструменте извлекался деревянными молоточками обтянутыми войлоком.Удар по клавише заставлял молоток ударять по струне, вызывая ее вибрацию и издавая новый в отличие от клавесина мягкий звук.
В 1709 году клавиатура фортепиано состояла всего из 4 октав, к 19 веку количество октав было доведено до семи, с самой низкой нотой, Ля. Измененная версия инструмента с 88 клавишами – это тот инструмент, который мы знаем как современное фортепьяно.
Всеобщее признание к роялю пришло не сразу. Еще сто лет он жил в тени клавесина. Но время шло… Начали появляться большие концертные залы, так как любителей послушать хорошую красивую музыку становилось все больше. Композиторы различных стран стали дарить роялю свои лучшие сочинения, а любители фортепианной музыки повсюду встречали его восторженными аплодисментами.
Когда фортепиано впервые заявило о себе, в Европе царила эпоха рококо (1725-1775) — период, переходный от барокко к классицизму. В период классицизма фортепиано стало популярным инструментом домашнего музицирования и концертного исполнения. Фортепиано как нельзя более подходило для исполнения появившегося в это время жанра сонаты, ярким образцом которого являются произведения Клементи и Моцарта.
В.А. Моцарт в юности играя лишь на клавесине, стал играть на фортепиано и сочинять музыку, которая могла показать инструмент во всем блеске. Моцарт был первым из великих музыкантов, кто выступал в концертах перед публикой, играя на фортепиано.
А. Моцарт Соната D- dur
Исполняет : Русакова Маша
Моцарт Симфония №40
Исполняет: Белов Саша
Но «сдался» клавесин лишь при Бетховине старенький тихоголосый клавесин не выдерживал звукового шквала напористой и мощной музыки великого маэстро.
.Очевидно, что появление фортепиано — казалось бы такое незначительное событие — стало поворотным моментом в истории искусства. Это изобретение изменило характер всей европейской музыки, которая является важной частью всей мировой культуры. За прошедшие триста лет почти все великие композиторы писали для фортепиано, и многие из них знамениты именно своими фортепианными произведениями.
Исполняет: Литвинцева Настя
К концу 18 века фортепиано полностью вытесняет клавесин, становясь, благодаря творчеству Гайдна, Моцарта, Бетховена, а позднее Шопена, Шумана, Листа и других композиторов, самым популярным
Шопен Забытый вальс
Исполняет Белова Настя
Хотя рояль всегда был самодостаточным инструментом, многие композиторы любили использовать игру на нем в музыкальных произведениях для сопровождения игры на других музыкальных инструментах или пения. Шишкин романс « Ночь светла» исполняют : Толстоухова Софья,
иллюстрирует: Верещагина Н.А.
Это вид современного фортепиано
Внутри фортепиано находится множество молоточков, которые при нажатии клавиши ударяются о струны образуя музыкальные звуки. Звук в инструменте извлекался деревянными молоточками обтянутыми войлоком.Удар по клавише заставлял молоток ударять по струне, вызывая ее вибрацию и издавая новый в отличие от клавесина мягкий звук.
К 19 веку появилось первое вертикальное фортепиано.
В последующие годы улучшение конструкции фортепиано было связано с эволюцией клавишного механизма, введением чугунной рамы, педалей, увеличением диапазона, изменением расположения струн. Над клавишным механизмом в разное время работали К. Г. Шрётер, И. А. Зильберманн, И. А. Штейн, И. А. Штрейхер, И. К. Цумпе, А. Беккерс, Ю. Блютнер.
С начала изобретения фортепиано и по сегодняшний день во всем мире работали более 20 000 фортепианных мастеров и фирм.
Фортепиано делятся на рояли — инструменты с горизонтальным расположением струн — и пианино с вертикальным. Самое замечательное в фортепиано — это способность резонировать и его большой динамический диапазон. Деревянный корпус и стальная рама позволяют инструменту достигать почти колокольного звучания на форте. Другое отличие фортепиано от его предшественников — это способность звучать не только тихо и громко, но и делать крещендо и диминуэндо, менять динамику внезапно или постепенно
Первое известное вертикальное фортепиано приписывается к Э. Фридеричи (Гера, Германия), создавшего его в 1745г.
К разновидностям вертикальных фортепиано относятся— пирамидальное, пиано-лира, пиано-бюро, пиано-арфа и др.
(Пирамидальное фортепиано из музея Волконских в Иркутске)
Многие композиторы XIX и XX века писали для фортепиано. Их привлекают его огромные, поистине безграничные возможности. Его диапазон включает в себя диапазоны почти всех остальных музыкальных инструментов. Сила звука может быть самой различной, от легчайшего пианиссимо до мощного фортиссимо. На фортепиано исполняют и певучие мелодии, и многозвучные аккорды, и виртуозные пассажи. Инструмент может звучать нежно, как флейта, а может, и как целый оркестр.
Благодаря тому, что фортепиано теперь можно было услышать не только в дворцах знати, круг любителей фортепианной музыки начал расширяться. Все больше и больше людей были готовы платить за то, чтобы услышать того или иного солиста. Это вызывало потребность во все новых и новых произведениях для фортепиано, росло количество композиторов, получавших признание благодаря музыке для фортепиано
Много русских, зарубежных . а теперь уже и современников писали и пишут произведения для фортепиано.
Наиболее часто исполняемые произведения в детской музыкальной школе таких композиторов :
Петр Ильич Чайковский
Исполняет Бельгаева Юля
Чайковский Адажио из балета « Щелкунчик» Исполняет Батодоржиева Алтан- Зула
Гедике Александр Федорович – русский композитор, пианист, органист и педагог. Окончив Московскую консерваторию, 50 лет был профессором по классу фортепиано.
Большой популярностью пользуются его произведения для юных исполнителей. Гедике Гроза
исполняет : Петоросян Лия
Дмитрий Кабалевский — русский композитор, педагог. Окончил Московскую консерваторию. С самого начала творческой деятельности большой интерес проявлял к детской тематике произведений
Исполняет Казарян Анжела
Фортепиано или как его иначе называют пианино вы, можете встретится с ним в школе или клубе, у некоторых из вас оно есть дома. Пианино гораздо скромнее своего «знатного» родственника. РОЯЛЯ. Конечно вы знакомы с этим инструментом. Его можно увидеть в концертных залах, в музыкальной школе. Его вы видите на экранах телевизоров.
Он, большой и важный (по-французски royal — королевский) с корпусом в виде крыла. Рояль стал концертным инструментом. Он используется там, где нужна полная, мощная звучность. Иногда у него поднимают крышку, и рояль становится похожим на огромную диковинную птицу, взмахнувшую крылом.
Халимов Баба Яга
исполняет: Тимофеева Оля
В XX веке появились принципиально новые инструменты — электронное пианино, которое подражает весам стандартного фортепьяно, и использует цифровые образцы
Имея только один инструмент, в памяти которого записаны звуки всех существующих музыкальных инструментов, а также звуки, не имеющие естественных аналогов в мире, музыкант способен составить оркестровую композицию со спецэффектами, ударными инструментами и наложением записи исполнения.
Несмотря на такие уникальные возможности электронного пианино и синтезатора, большинство музыкантов предпочитают живой звук!
(Звучит песня « Старый рояль»)
Мы сегодня увидали
Городок внутри рояля.
Целый город костяной,
Молотки стоят горой.
Блещут струны жаром солнца,
Всюду мягкие суконца,
Что ни улица — струна
В этом городе видна.
Сегодня мы с вами еще раз насладились звуками одного из самых востребованных и любимых инструментов человечества – фортепиано.
Это поистине универсальный инструмент, который помогает нам ощутить великую радость от общения с музыкой.
Список используемой литературы
1. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства, ч. 1-2, М., 1962-67.
2. Алексеев А.Д. Музыкально-исполнительское искусство конца XIX – первой
половины ХХ века. — М., 1995. — 328 с. (Глава III)
3. Бражникова М. Фортепиано. М., 1967
4. Газарян С. В мире музыкальных инструментов: Книга для учащихся старших
классов. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 1989. – 192.
5. Гельберквит М. Рождение фортепиано – М.: Детская литература, 1984.
6. Зимин П. История фортепиано и его предшественников. М., 1968
7. Зильберквит М. А. Рождение фортепиано / Зильберквит М. А.. — М.: П. Юргенсон,
8. История изобретения фортепиано (рояля, пианино)/ источник: nastroika.nm/ru.-
9. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах – М.: Всесоюзное издательство
советских композиторов. 1986.
10. Об истории изобретения фортепиано – http://euro-piano.ru/reviews/
11. Энциклопедия для детей. Искусство. Аванта +. Москва, 2001 год.
Источник