Клавесин как предшественник фортепиано

М. Бражников — Фортепиано

ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ФОРТЕПИАНО

  • ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ФОРТЕПИАНО
    • Клавикорд
    • Спинет
    • Клавесин

История музыкального инструмента фортепиано

Клавесин

Клавесин [1] близок к спинету, имеет ту же щипковую механику, но размеры его крупнее, а конструкция совершеннее, и наделен он значительно большими музыкально-исполнительскими возможностями. Возникновение клавесина может быть отнесено к XIV веку. Внешним видом инструмент напоминает современный рояль. Длинные басовые струны его располагаются вдоль длинной стороны корпуса, а короткие, дающие высокие звуки,— вдоль короткой его стороны. Небольшие вначале инструменты ставили на стол, затем их стали делать на специальных ножках.

Клавесин был тем инструментом, который в наибольшей степени отразил стремление композиторов и инструментальных мастеров к достижению силы звука и разнообразия тембров. С этой целью в устройстве клавесина появились нововведения: вместо одного ряда струн стали натягивать несколько рядов, в связи с чем возникла необходимость и в нескольких клавиатурах. Верхней клавиатуре соответствовали те же звуки (по названию), что и нижней, но на октаву выше. Если делали три клавиатуры, то верхняя управляла струнами самого высокого регистра, средняя — среднего и нижняя — нижнего. Таким образом, оказывалось возможным значительно расширить диапазон инструмента и, что особенно важно, производить «наложение» друг на друга разных по высоте и тембру звуков и увеличивать их силу. Однако, играя просто на двух клавиатурах, нельзя было использовать сразу все тембровые возможности инструмента, а при наличии трех клавиатур — тем более. Выход был найден путем введения «регистров» — металлических рычагов, с помощью которых включались (по желанию) одна, две или три системы струн и особые приспособления, изменявшие тембр и делавшие его похожим, например, на тембр лютни.
Но звучность инструмента и его тембр изменялись не постепенно, а вдруг, скачком. Это хорошо слышно при игре на органе, когда «ступенчатость» смены разнородных звучаний чувствуется еще сильнее, чем при игре на клавесине [2] .

Читайте также:  Save that lil peep по нотам


Клавесин

Звук клавесина не лишен известной сухости и жесткости. Кроме того, при слабом нажиме на клавишу щипок не получался, и струна не звучала. Поэтому на клавесине, в противоположность клавикорду, игра была всегда громкой. Но надо прямо сказать, что ни на каком другом струнном клавишном инструменте нельзя получить звучность такой непередаваемой красоты, как на клавесине.
Помимо обычного клавесина, существовала его разновидность — клавицитериум — стоячий клавесин. Вертикальное положение корпуса клавицитериума потребовало внесения существенных изменений в механику инструмента. Она по-прежнему осталась щипковой, но направление движения «прыгуна» было уже не снизу вверх, а по горизонтали, от задней стенки корпуса. Механика усложнилась, но звук инструмента от этого не стал ни сильнее, ни выразительнее. Наоборот, в сравнении с клавесином, клавицитериум потерял силу звука [3] .

Наибольшее распространение клавесин получил в XVII — XVIII веках, и прежде всего в Италии, где славились имена композиторов-клавесинистов Н. Порпоры (1686—1768), Б. Марчелло (1686— 1739), Ф. Дуранте (1684— 1755), Дж. Мартини (1706— 1784) и особенно Доменико Скарлатти (1685— 1757). Будучи выдающимся клавесинистом (и соперничая в этом с Генделем), Скарлатти внес в свое искусство много нового, создав огромное количество произведений: одних сонат для клавесина написано им свыше пятисот. Сохраняя национальные черты, сочинения Скарлатти существенно отличаются от современной ему французской клавесинной школы большей глубиной и строгостью содержания.
В Германии было особенно много композиторов, писавших музыку для различных инструментов, а созданные ими клавесинные (как и клавикордные) произведения остались непревзойденными. Здесь прежде всего надо назвать Георга Фридриха Генделя (1685 — 1759) и Иоганна Себастьяна Баха (1685 — 1750)—-титанов среди таких видных немецких музыкантов-инструменталистов, как И. Фробергер, И. Пахельбель, Г. Мюфф, И. Кунау и Другие.

Читайте также:  Мрачное воскресенье ноты для фортепиано

Генделем написаны клавесинные сюиты и фуги, но наибольший интерес представляют его многочисленные концерты для клавесина и органа. И все же, как ни велик Гендель, он должен отступить перед гением Баха. Для клавикорда и клавесина Бахом сочинено большое число токкат, несколько тетрадей «клавирных упражнений», «английские» и «французские» сюиты, сонаты, вариации, концерты, инвенции и многое другое. Особняком стоят две тетради его знаменитых прелюдий и фуг, известные под названием «Хорошо темперированный клавир».

В Англии клавесин назывался верджиналем. В этой стране постепенно сложилась высокохудожественная, содержательная верджи-нальная литература. Особо выдающимися были произведения Генри Перселла (1659 — 1695), с именем которого связывают расцвет английского верджинального искусства. Перселл обращался к народным истокам, разрабатывал танцевальную сюиту, разнообразные вариационные формы. Его сочинениям не были чужды программность, а иногда и звукоподражание.
В XVII —XVIII веках можно назвать много славных имен композиторов, которым клавесинная музыка обязана своим развитием. В большинстве случаев они были одновременно клавесинистами и органистами, что оказывало благотворное влияние как на содержание клавесинной музыки, так и на обогащение фактуры, на поиски новых технических усовершенствований самого инструмента.
Выдающееся значение имели сочинения французских клавесинистов. Клавесинизм здесь развивался в обстановке тесной связи с придворным и дворянским бытом Франции XVIII века, особенно при Людовике XIV, когда жизнь при дворе достигла исключительного блеска и роскоши. В конечном счете во французском клавесинизме сложился своеобразный стиль, получивший наименование «галантного» и отличающийся утонченной внешней отделкой, условностью и эффектностью в ущерб, как правило, глубине идейного содержания.

Жака Шамбоньера (после 1601 — 1670/72), виртуозного исполнителя и автора более ста пьес для клавесина, считают основателем школы французских клавесинистов. За ним (в XVII—XVIII веках) последовал целый р яд з н а м енитых композиторов — клавесинистов: Ж. Ф. Рамо (1683— 1764), Ж. Ф. Дандриё (1682— 1738), Л. К. Дакен (1694— 1772), Ф. Куперен (1668— 1733) и другие. Особое значение имело творчество Рамо и Куперена, в сочинениях которых — прежде всего Куперена — клавесинная музыка Франции достигла особого совершенства и блеска.
Франсуа Куперен был придворным клавесинистом и предпочитал клавесин всем другим инструментам. Для клавесина им написано более двухсот пьес, а также ряд ансамблей с его участием.

Наилучшие качества клавесина нашли полное и яркое выражение и в музыке названных выше композиторов-клавесинистов. Их пьесы-миниатюры чрезвычайно характерны для клавесина, они нежны, легки и прозрачны, богаты разнообразием красок.
Фактура клавесинных пьес напоминает тонкую кружевную резьбу. Мелодия их изобилует многочисленными мелизмами — форшлагами, мордентами. Исполнение всех этих украшений, как и пьес в целом, требует большого искусства и изысканного вкуса. Многие музыканты играли их свободно, по собственному усмотрению отклоняясь от авторского текста, что нередко приводило к нарушению стиля и содержания музыки. Поэтому Ф. Куперен настаивал на совершенно точной трактовке своих сочинений.
Учитывая сравнительно небольшие регистровые возможности клавесина и стремясь в то же время показать инструмент с лучшей стороны, композиторы ограничивались преимущественно пределами среднего и высокого регистров, значительно реже используя «тяжелый» нижний регистр. При этом они все же раскрывали в своем творчестве довольно широкий круг настроений, человеческих переживаний и образов природы.

Куперена и Рамо считают зачинателями французской программной музыки. О содержании их пьес обычно говорят сами названия, например «Курица», «Сумрачная», «Тростники», «Перекличка птиц». В некоторых пьесах композиторы прибегали к приему звукоподражания:


Рамо — Курица

Произведения клавесинистов, особенно такие, как «Курица» Рамо, «Кукушка» Дакена и другие, пользуются широкой известностью до настоящего времени и в переложениях для рояля охотно исполняются.
Искусство клавесинистов в целом было большим художественным явлением, однако к концу XVIII века клавесин уже не удовлетворял полностью музыкантов, и они все чаще стали прибегать к возможности исполнения своих сочинений на фортепиано.

Если для обучения игре на таком скромном инструменте, как клавикорд, были написаны школы, то тем более они оказывались необходимыми для игры на клавесине. Появилось несколько руководств. Будучи предназначенными для обучения игре на клавесине, они позволяли также знакомиться с отдельными приемами фортепианного исполнительства, зарождение которого происходило в ту эпоху. Наибольшей известностью пользовались труды Ф. Куперена «Искусство игры на клавесине» и Ж. Рамо «Методы пальцевой механики» К Хотя значительная часть указанных в этих руководствах приемов касается собственно клавесинного исполнительского искусства, к отдельным советам их авторов могли внимательно прислушиваться и пианисты.

Клавикорды и клавесины были завезены и в Россию, где они появились первоначально в домах представителей знати, «высшего» общества. По мере спроса на эти инструменты возникла необходимость в местном их производстве. Имеются сведения о том, что в Петербурге в 1747 году была открыта первая мастерская, производившая и продававшая клавикорды и клавесины.
Обобщая сказанное о клавикорде и клавесине, не следует преуменьшать достоинства
этих инструментов, но нельзя закрывать глаза и на их недостатки. Несмотря на то, что клавесин был большим шагом вперед сравнительно с клавикордом, все же на нем по-прежнему оставалось недостижимым то, к чему стремились и композиторы, и инструментальные мастера, — громкое и певучее звучание, а главное— возможность не только значительного, но и постепенного усиления и ослабления
звука [4] .

1 Клавесин — французское наименование инструмента; итальянское название его — клавичембало, немецкое — клавицимбал; первое из них — клавесин — наиболее употребительное.

2 У органа клавесин, несомненно, «позаимствовал» и клавиатуры, и регистры.

3 По существу, появление клавицитериума было первым шагом к далекому потомку — пианино.

4 F. Cоuрегin. L’Art de toucher le clavecin. Paris, 1716 (1717); J.-P. Rameau. Pieces de clavecin avec une methode pour la mechanique des doigts ou Ton enseigne les moyens de se procurer une parfaite execution sur cet instrument. Paris, 1724.

Источник

Клавесин как предшественник фортепиано

Музыкальный инструмент: Клавесин

Наверняка на концертах вы замечали музыкальный инструмент, похожий на рояль, но значительно меньший в размерах, с несколькими клавиатурами и совершенно другим, звенящим металлическим звучанием? Название этого инструмента – клавесин. В каждой стране он называется по-разному: во Франции и России это клавесин, в Италии – чембало (а иногда и клавичембало), в Англии – харпсихорд. Клавесин – это клавишный струнный музыкальный инструмент, у которого звук извлекается щипковым способом.

Звук

Звучание клавесина трудно перепутать с каким-либо другим инструментом, оно особенное, блестящее и отрывистое. Как только вы услышите этот звук, сразу же представляются старинные танцы, балы, и знатные придворные дамы в пышных платьях с невообразимыми прическами. Главное отличие клавесина в том, что звук у него не может менять плавно динамику, как другие инструменты. Для того, что бы решить эту проблему, мастера придумали добавлять другие регистры, которые включаются при помощи ручных переключателей и рычажков. Они располагаются по бокам клавиатуры. Чуть позже возникли еще и ножные переключатели, чтобы облегчить игру.

Фото:

Интересные факты

  • Клавесин всегда считался аристократическим инструментом, украшавшим салоны и залы богатейших людей Европы. Именно поэтому в старину его делали из дорогих сортов дерева, клавиши покрывали пластинками из панциря черепахи, перламутром, а иногда и инкрустировали драгоценными камнями.
  • А вы замечали, что у некоторых клавесинов нижние клавиши черные, а верхние белые – все в точности до наоборот, чем у рояля или фортепиано? Клавесины с такой расцветкой клавиш были распространены во Франции в XVII веке. Как объясняют историки, такая отделка клавиатуры была связана с господствующим в то время в искусстве галантным стилем – на черной клавиатуре очень изящно и рельефно смотрелись белоснежные руки клавесинисток.
  • Первое время клавесин располагали на столе, немного позднее мастера добавили красивые ножки.
  • Одно время за клавесином приходилось сидеть дирижеру, причем он умудрялся левой рукой играть, а правой – руководить музыкантами.
  • Пытаясь воссоздать звук клавесина, некоторые мастера пошли на хитрость. Так, в рояле Красный Октябрь, изготовленном в советское время, третья педаль опускает на струны специальную ткань, к которой приделаны язычки из металла. Молоточки ударяют по ним и возникает характерный звук. Такая же конструкция есть и у советского фортепиано «Аккорд».
  • Ножные переключатели на клавесине появились лишь в 1750 году.
  • Поначалу динамику звука меняли с помощью удвоения и утроения струн, только в XVII-XVIII веках стали изготавливать инструменты с 2-мя и даже 3-мя мануалами, расположенными друг над другом с разными регистрами. При этом верхний мануал был настроен на октаву выше.
  • Долгое время старейшим клавесином, сохранившимся до наших дней, считался инструмент итальянского мастера Иеронимуса в 1521 г. Однако, позже нашли более древний клавесин, изготовленный 18 сентября 1515 года Винцентиусом из Ливигимено.
  • Клавесины XVI века преимущественно были итальянского происхождения (Венеция) и изготавливались из кипариса. Французские инструменты с двумя клавиатурами (мануалами) были из орехового дерева.
  • Большинство клавесинов имеет лютневый регистр, он характеризуется носовым тембром. Для того, чтобы добиться такого звука, струны заглушались кусочками ткани из войлока или кожи.
  • В средние века при дворе испанского короля Филиппа II был так называемый «кошачий клавесин». Это было устройство, состоящее из клавиатуры и прямоугольного ящика с несколькими отсеками, куда помещались кошки. Перед этим животных прослушивали, наступая на хвосты, и располагали по голосам. Затем хвосты несчастных кошек закрепляли под клавишами, при нажатии на которые, в них вонзалась игла. Животное сильно кричало, а исполнитель продолжал наигрывать свою мелодию. Известно, что Перт I также заказал «кошачий клавесин» для своей кунсткамеры.
  • У известного французского клавесиниста Ф. Куперена есть трактат «Искусство игры на клавесине», которым пользуются музыканты и в наше время.
  • Именно Куперен стал активно использовать при игре на клавесине большой (первый палец), до этого, музыканты играли только четырьмя, а пятый был не задействован. Эту идею совсем скоро перехватили и другие исполнители.
  • Известный исполнитель Гендель , в детстве был вынужден практиковаться игре на клавесине на чердаке, так как отец был против карьеры музыканта и мечтал, чтобы сын получил юридическое образование.
  • Интересно, что действие прыгунка описал У. Шекспир в своем 128 сонете.
  • Музыкантов, игравших на клавесине, называли клавиристами, так как они успешно владели еще органом и клавикордом.
  • Примечательно, что диапазон концертного клавесина середины XVIII века был шире, чем у фортепиано, которое его чуть позже вытеснило

Произведения

Конструкция

Внешне клавесин своим видом немного напоминает рояль. Вытянутая треугольная форма дополнена красивыми ножками, а струны в нем располагаются горизонтально, параллельно клавишам. Каждая клавиша оснащена толкачиком, его иногда еще называют прыгуном, на его верхнем конце закрепляется язычок. Звук у клавесина извлекается при помощи щипка. При нажатии на клавишу приводятся в движение упругие язычки, изготовленные из птичьих перьев, в более современных моделях уже использовались пластмассовые. Они цепляют тугую струну ,и из-за этого возникает характерный звук щипка.

История происхождения

Первые сведения об этом инструменте принято относить к 1511 году, поэтому считают, что возник он в XVI веке. Однако чуть позднее появилась новая информация о том, что в итальянском источнике 1397 года («Декамерон» Дж. Боккачо) также имеются сведения об инструменте. Самое древнее изображение датируется 1425 годом – на алтаре в Миндене.

Своим происхождением, клавесин обязан псалтериуму. Конструкция этого старинного предшественника была измена и присоединен клавишный механизм. Первые клавесины не очень были похожи на современную версию. Они были прямоугольной формы и внешне скорее напоминали «свободный» клавикорд, только струны были у него разной длины.

В свое время, клавесин был очень популярен и его успешно использовали в ансамблях, оркестре. В XVII – XVIII вв инструмент получил широкое распространение именно как сольный. Своеобразный тембр клавесина, как нельзя лучше соответствовал этому галантному времени. К началу XIX века инструмент практически вышел из обихода, пока культура игры на нем не возродилась на рубеже XIX-XX вв.

Разновидности

Название «клавесин» принадлежит клавишным инструментам с диапазоном до 5 октав и имеющих крыловидную форму. Встречаются и более маленькие по размерам разновидности инструмента, которые бывают с одним набором струн, а их диапазон доходит только до 4 октав. Так, среди них выделяются: спинет, у которого струны расположены по диагонали, мюзелар – прямоугольной формы и струнами, расположенными строго перпендикулярно клавиатуре. Кроме того, к разновидностям относится и вёрджинел.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Источник

Оцените статью