Клавиатура аккордеона по октавам

Правая клавиатура

СВОЙСТВА ЗВУКА

Каждый звук имеет следующие свойства; высоту, длительность (продолжительность), силу и тембр (окраску).

Для записи музыкальных звуков пользуются знаками, которые называются нотами. Более подробно данный материал рассмотрен на уроках теории. Поэтому я здесь совсем коротко расскажу он некоторых свойствах звука, а Вы все-таки загляните в теоретический курс и прочитайте.

ВЫСОТА ЗВУКА

Ноты размещаются (пишутся) на пяти горизонтальных линейках, которые называются нотоносцем или нотным станом. Линейки нотоносца нумеруются снизу вверх по порядку, т. е. нижняя линейка — первая, следующая за ней — вторая и т. д.

Для обозначения высоты звука пользуются нотами, размещенными иа нотоносце.

В музыке существует семь основных названий звуков разных по высоте: до,ре,ми, фа, соль, ля, си.

Для определения высоты звука на правой клавиатуре и соответствующей ноты на нотоносце в начале нотоносца ставится особый знак, который называется скрипичным ключом или ключом соль. Он указывает на то, что нота соль первой октавы записывается на второй линейке нотоносца. Другие звуки имеют названия в зависимости от их расположения на нотоносце:


Расстояние между двумя звуками называется интервалом. Интервал, между двумя звуками, имеющими одинаковое название, называется октавой.

Если одновременно нажать две клавиши с одинаковыми названиями (например до и до, ре и: ре и т.д.), то, несмотря на разницу по высоте, звуки окажутся настолько сходными, что как бы сольются в одно звучание. Такие сходные звуки с одинаковыми названиями называются октавными.

Но эти октавные звуки (например, до и до, соль и соль и т.д.) нельзя смешивать с октавами, на которые делится звукоряд аккордеона. Октава, как участок звукоряда, начинается всегда со звука до и заканчивается на звуке си, (см. приведенную ниже схему):

Правая клавиатура аккордеона состоит из четырех октав: малой (неполной), первой, второй и третьей (неполной).

АППЛИКАТУРА

При игре на аккордеоне в правой клавиатуре используются все пять пальцев. Следует помнить некоторые основные правила распределения пальцев: по возможности не перескакивать одним и тем же пальцем с одной клавиши на другую, а менять пальцы в зависимости от расположения руки и клавишей; разные клавиши следует нажимать разными пальцами.

Порядок чередования пальцев называется аппликатурой (пальцовкой).

В нотах пальцы обозначаются цифрами:
1 — большой палец (первый палец)
2 — указательный (второй палец)
3 — средний (третий палец)
4 — безымянный (четвертый палец)
5 — мизинец (пятый палец)

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ЗВУКА

Для записи звуков разной длительности пользуются различной формой нот.

Чтобы правильно воспроизвести длительности звуков при игре на инструменте, нужно равномерно отсчитывать время вслух или про себя.

Целая нота — звук длится на протяжении четырех ударов (на четыре счета). Целая нота изображается большой светлой головкой. В продолжении всей длительности целой ноты палец с клавиши не снимается и движение меха не прерывается.

Вот и давайте научимся играть целыми нотами. Разберем первое упражнение. Нажмем большим пальцем ноту До первой октавы (если не можете сразу найти ноту — поищите на рисунке). Плавненько и ровно тянем мех, одновременно считаем вслух: «Раз, два, три, чтыре» (я специально пропустил букву «е»). Все, хватит, клавишу отпустили. Повторим еще раз то же самое, но только уже, сжимая мех. А вот во второй части упражнения уже по две ноты на разжим и две ноты на сжим. Каждую ноту просчитываем на счет: «1, 2, 3, 4». Понятно все? Переходим к водным проце. ой, простите, к следующим упражнениям.

Источник

Клавиатура аккордеона по октавам

Правая клавиатура аккордеона соответствует фортепианной клавиатуре. Высота звуков повышается сверху-вниз.
Диапазон полноразмерного аккордеона — от ноты Фа малой октавы до Ля третьей октавы (3 октавы и 4 полутона).

Левая клавиатура у аккордеона такая же, как и у баяна, у полного аккордеона состоит из 120-ти кнопок.
Диапазон левой клавиатуры аккордеона с готовым аккомпанементом — одна октава с басовыми (низкими) нотами.
Вертикальные ряды кнопок нумеруются, начиная от меха. В первых двух рядах располагаются басовые ноты. Первый ряд басов является вспомогательным, второй — основным. Далее, по порядку, идут ряды с мажорными и минорными трезвучиями (3-й и 4-й ряды), малыми мажорными септаккордами и уменьшенными септаккордами (5-й и 6-й ряды). Таким образом, от каждой ноты основного басового ряда строятся различные аккорды в горизонтальном ряду. Дублирование басовых кнопок на левой клавиатуре необходимо для удобства игры на аккордеоне.
Оркестровый вид аккордеона (басовый аккордеон) не имеет левой клавиатуры.

Источник

Левая клавиатура аккордеона с готовым аккомпанементом

На левой стороне обычных аккордеона и баяна находится так называемая стандартная клавиатура басов и готовых аккордов — для ведения партии аккомпанемента.

Впервые идея применения готового аккордового аккомпанемента на ручной гармонике принадлежит Кириллу Демиану, создавшему такую гармонику в Вене в 1829 году и назвавшему ее аккордеоном (Accordion).

В России (при массовом изготовлении в кустарных мастерских и на домашних фабриках гармоник в 30 — 60-х годах прошлого столетия) на левой стороне инструментов употреблялся стандартный аккомпанемент, состоящий из двух кнопок (клапанов): баса и аккорда. При смене движения меха звуки были разные: бас, как и аккорд, звучал в одну сторону движения меха — тоника, в другую – доминанта. В этот же период стали выпускаться гармоники и с четырьмя кнопками (клапанами): две кнопки — басы, две — аккорды.

Вслед за аккордовым аккомпанементом, состоящим из мажорных аккордов, появляется минорный; кроме одного ряда басов (основного), появился и второй, вспомогательный. Наиболее ярко и полно развитие клавиатуры с басо-аккордовым готовым аккомпанементом происходило еще до появления баяна у елецкой рояльной гармоники, прямой предшественницы современного аккордеона. Русские народные умельцы довели левую клавиатуру на этой гармонике от простого мажорного аккомпанемента в 4 баса и 4 аккорда (70-е годы) до полного кварто-квинтового круга басов (основного и вспомогательного рядов) — и к ним мажорные, минорные и доминантсептаккорды всех тональностей (в начале XX века).

С появлением трехрядных и четырехрядных хроматических гармоник в России в начале XX века (получивших название баян — 1907 г.) левая клавиатура насчитывала сначала 36 кнопок (басы, мажорные и минорные аккорды). К концу первого десятилетия XX века клавиатура готового аккомпанемента была доведена до 100 кнопок (стандарт и принцип расположения сохранены и теперь).

За рубежом расширение комплекса готового аккомпанемента на кнопочном аккордеоне (баяне) происходило в 90-е годы прошлого и начале XX века, причем ведущая роль принадлежала итальянским и немецким мастерам.

Левая клавиатура с готовым аккомпанементом на современных аккордеонах и баянах по своему строению и расположению кнопок одинакова.

Схема расположения басов и аккордов на левой клавиатуре с готовым аккомпанементом

Счет рядов ведется от меха инструмента. 1 -й ряд — вспомогательные басы (чтобы «взять» бас, находящийся далеко в основном ряду); 2-й ряд, главный, — основные басы, основа для построения аккордов, находящихся в этом же поперечном ряду); 3-й ряд — мажорные трезвучия в различных обращениях; 4-й ряд – минорные трезвучия в различных обращениях; 5-й ряд — септаккорды, чаще всего в полном четырехзвучном изложении (на большинстве советских и итальянских инструментов септаккорды звучат с пропущенной квинтой, а на немецких – полностью), но в записи их принято обозначать тремя нотами (с пропущенной квинтой); б-й ряд — уменьшенные септаккорды (или трезвучия); в нотной записи принято их обозначать тремя звуками.

Чтобы облегчить прочтение аккордов при исполнении на аккордеоне или баяне, быстро ориентироваться, где брать те или иные аккорды, в нотах ставятся условные обозначения: буква «Б» обозначает, что данный аккорд находится в третьем вертикальном ряду — мажорных аккордов; буква «М» указывает на четвертый ряд — минорных аккордов; цифрой «7» обозначаются септаккорды (пятый ряд); буквой «У» — уменьшенные септаккорды (шестой ряд). Буква «В» ставится под (или над) нотой басов — значит, кнопка находится во вспомогательном ряду басов. На инструментах с такими клавиатурами в начальном периоде обучения употребляют четыре пальца (кроме большого), обозначение которых на баяне — 1, 2, 3, 4 (1 — указательный), на аккордеоне — 2, 3, 4, 5 (1 — большой). Однако при больших клавиатурах (120 кнопок и более) в профессиональной практике употребляются при игре все пять пальцев левой руки, как и правой. Пятипальцевое обозначение более удобно.

Эти обозначения только указывают, в каком вертикальном ряду находится та или иная кнопка аккордов или басов. Место же аккорда в поперечном ряду (по горизонтали) указывает бас, стоящий перед аккордом. Например, над аккордом буква «Б», а перед аккордом — бас соль, следовательно, нужно взять мажорный аккорд, находящийся в том же поперечном ряду, что и бас соль. Если аккорд берется не в том поперечном ряду, в котором находится обозначенный впереди него бас, около аккорда маленькой ноткой в скобках помечается, от какого именно баса основного ряда надо взять данный аккорд. Например:

Таковы расположение и система записи партии левой руки с готовым басо-аккордовым аккомпанементом. Практическое звучание басов и аккордов имеет различие с нотной записью.

На левой клавиатуре аккордеона и баяна, в отличие от правой, нет деления звукоряда на октавы.

И хотя на клавиатурах с большим количеством кнопок имеется несколько кнопок до, соль, ре, ля и т. д., при нажиме звучат они одинаково. Для создания сочного звучания басовых звуков нажим одной кнопки с помощью наборной левой механики вызывает одновременное звучание трех, чаще четырех или пяти звуков одного и того же названия, но в различных октавах. Звучание всех басовых звуков выглядит в нотах следующим образом:

Самой низкой нотой бывает фа или соль. При извлечении одновременно четырехзвучия отсутствуют верхние звуки.

Фактическое звучание аккордов, например соль-мажорный аккорд:

Устройство левой стороны баяна и аккордеона видно из приведенных схем здесь и здесь и объяснений к ним.

В начале XX века существовала и иная система. Принципиальная формула соотношения басов и аккордов была такая же, как и на общепризнанной системе, но расположены все кнопки басов и аккордов были в обратном порядке.

Такая система была предложена в Туле В. П. Хегстремом в 1901 году и долгое время имела распространение под названием «хегстремовской» (или «тульской») системы готового аккомпанемента. За рубежом она была известна как бельгийская система готового аккомпанемента — в отличие от общепризнанной, которая называлась итальянской.

Схема расположения звуков на левой клавиатуре по системе Хегстрема

По этой же системе ранее строился готовый басо-аккордовый аккомпанемент на русских рояльных елецких гармониках.

Источник: Мирек А. Справочник по гармоникам. — М., 1968.

Источник

Каким бывает аккордеон и как его выбрать?

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Если представить в голове – без долгих размышлений – ролик о Франции, где-то на фоне прекрасных видов и воодушевляющих пейзажей будет играть аккордеон. Музыкальный инструмент с выразительным звучанием и красивым визуальным рядом (приятно просто смотреть на исполнителя, который управляет ручной гармоникой) имеет не самую простую судьбу. Но сегодня он не нуждается в рекламе: его звучание любят, на нем играют дети и взрослые, маститые инструменталисты создают на нем выдающиеся концертные программы.

Что это такое?

Аккордеон называют родным братом баяна, дети даже путают эти инструменты, не сразу могут сказать, чем они отличаются друг от друга. Вместо правой клавиатуры у баяна кнопочная – вот и основное отличие. Аккордеон является академическим, хроматическим духовым инструментом. Его устройство – это модернизированная гармоника, с одной стороны имеющая фортепианные клавиши, с другой – круглые кнопки. Левой рукой аккордеонист берет аккорды и басы или низкие ноты. А справа, помимо клавиш, размещены регистровые регуляторы.

Из чего состоит инструмент.

  • Две секции аккордеона соединены мехами. В правой части – коробка с клавишным фортепианным рядом. Их, клавиш, число различно, если инструмент полный, их будет 41.
  • Внутри изделия находятся клапаны, регистры и резонаторы. Регистры нужны для скорой смены тембральных значений. Звуковые отверстия, совпадающие с резонаторными, открывает специальная клапанная система. На резонаторах стоят «голосовые планки».
  • На левой клавиатуре обычно 5 рядов (нечасто – 6). Два ряда представлены басовыми кнопками, другие же являются готовыми аккордами – минорными, мажорными, септаккордными. Традиционный аккордеон имеет строение в 120 кнопок.
  • Мех – это картон, особая ткань, качественная кожа, плотная бумага и клей. Его могут усиливать стальные накладки.

Чем отличается этот инструмент от иных гармоник, так это одновременным звучанием множества язычков. Они могут быть октавными, квинтовыми, строевыми, с разливом и пикколо.

Квинтовыми язычками оснащен только пятиголосный аккордеон, пикколо имеется только в четырехголосном.

История происхождения

Внешне инструмент действительно выглядит как баян, и если не приглядываться, фортепианная клавиатура не бросается в глаза на первых же секундах. Изначально замечается именно общий вид, корпус, а также то, как держит инструмент музыкант.

Логично, что история происхождения этого инструмента должна быть интересной. А началась она, вероятно, с Древнего Востока, именно там впервые использовался принцип язычкового извлечения звука. И обладал им инструмент под названием «шэн». Вот где истоки появления аккордеона. А свой привычный вид инструмент приобрел благодаря двум талантливейшим мастерам: немецкому часовщику Христиану Бушману и чешскому изобретателю Франтишку Киршнеру. И это вовсе не дуэт мастеров, специалисты работали независимо друг от друга.

Бушман сделал вот что: его желанием было упростить настройку органа, и оно воплотилось в таком несложном устройстве, как камертон. Камертон, выглядящий как малая коробочка, мастер оснастил металлическим язычком. Когда умелец вдувал в камертон воздух, язычок становился звучным, он обнажал тон конкретной высоты. Затем автор пошел дальше, он добавил устройству меха, и этот воздушный резервуар сделал конструкцию еще более совершенной. А чтобы исключить одномоментную вибрацию язычков, Бушман сделал их клапанными.

В 1821 году немецкий мастер изобрел то, что можно назвать прообразом губной гармоники. И дал ей название «аура». Что больше всего поражает в этой истории, так это то, что придумал такое устройство Бушман, будучи 17-летним юношей.

Совсем в другом месте трудился чешский органист Франтишек Киршнер, он работал при российском царском дворе и увлеченно относится к своему музыкальному призванию. А как еще объяснить то, что Франтишек придумывает новую систему языковых планок, которая станет базой ручной гармоники. Да, с современным инструментом такое описание сравнимо не на 100%, но ведь принцип извлечения звука тот же – металлическая пластина колеблется под струей воздуха, действием щипков и нажатий.

Еще одно имя, с которым связана история инструмента, – Кирилл Демиан. Это венский мастер органов, старательно совершенствовавший инструмент и, наконец, давший ему принципиально иной вид. Демиан смог раздвоить корпус, на каждой части поместил по клавиатуре для рук, а половинки сочленил мехами. Вот и появился в мире музинструмент, который был уже более похож на современный аккордеон.

И название вполне очевидно: с каждой клавишей соотносится аккорд.

Да, все тот же Кирилл Демиан создал и название инструмента. В мае 1829 года он официально его представил, стал обладателем патента и сделал главное – поспособствовал массовому производству аккордеонов.

Ну а дальше история уходит к итальянским берегам. Там, в селении близ Кастельфидардо, батрацкий сын Пауло Сопрани покупает у монаха-странника аккордеон авторства все того же Кирилла Демиана. В 1864 году Пауло, заручившись поддержкой столяров и плотников, открывает мастерскую по производству аккордеонов. Потом она становится фабрикой, которая уже занимается не только выпуском инструмента, но и его совершенствованием. Итальянцы быстро полюбили этот лирический инструмент, впрочем, как и, считай, вся Европа.

Ну а волна иммиграции в конце XIX века помогает аккордеону оказаться по ту сторону Атлантики и стать не просто гостем в Америке, но и уверенно обосноваться на континенте. Его даже там именовали легким прозвищем «пианино на бретельках». В прошлом веке, в 40-х, американцы уже производили электронные аккордеоны.

Особенности звучания

Звук аккордеона называют серебристым – и это очень точное определение звучания инструмента. Ему присуща приятная вибрация, красочный и напевный голос. Иногда кажется, что он звучит точь-в-точь как орган, иногда его звук становится многоголосьем целого оркестра. Регистры, которые меняют его тембральную окраску, помогают инструменту прослыть знатным имитатором.

Принцип извлечения звука в аккордеоне таков: металлические язычки свободно колеблются под действием воздушной струи. Она же, в свою очередь, образуется благодаря движениям камеры с мехами. И меха, само их наличие – великая ценность инструмента. Меха управляют звучанием, и это не преувеличение. Они влияют на окраску тембра, делают звук мягче, прозрачнее, грубее и жестче.

А еще эксперты отмечают необычайную динамическую гибкость инструмента: если пиано, то оно может быть нежным как пушинка, как обволакивающее облако, а если форте – то его пронзительность может заставить прослезиться. Словом, такой диапазон, безусловно, сказался на популярности инструмента. Он и сейчас входит в рейтинги самых востребованных музыкальных объектов.

Благородный, красивый, богатый в своей выразительности и, что особенно приятно, учиться играть на нем не очень сложно.

Обзор видов

Классифицируется инструмент по разным показателям.

По типу клавиатуры

Клавиатура инструмента может быть фортепианной и кнопочной. Рассмотрим характеристики клавиатур.

Фортепианная

Клавишные изделия относительно звукового строя являются хроматическими. Максимум клавиш, который может быть на таком инструменте, – 45. И этого хватает, чтобы покорялись исполнителю даже сложные концертные произведения. Такие аккордеоны бывают трех-, четырех- и даже пятиголосными. Инструмент приобретает многотембровость.

Регистры-переключатели позволяют на автомате удваивать звуки в октаву и унисон, что помогает меняться тембру. А еще клавишному инструменту присуща игра только с наличием двух плечевых ремней – важно правильно подогнать их, от этого зависит качество игры.

Кнопочная

Эти инструменты делятся на хроматические и диатонические. Если говорить прямо, то русский баян – это просто разновидность кнопочности хроматического аккордеона. Клавиши в них бывают трехрядными и пятирядными. В пятирядной первые два будут вспомогательными (это дублеры нот, которые находятся в остальных трех рядах).

В традиционном представлении аккордеон – это только фортепианные клавиши с одной из сторон, никаких кнопочных. Но, оказывается, баян не просто родственник аккордеона, но и его прямой «наследник».

По типу системы аккомпанемента в левой руке

Эта система бывает готовой и готово-выборной. Первая включает басы и готовые аккорды, а альтернативная система предлагает две сразу, готовую и выборную, их можно менять спецрегистром.

Также инструмент бывает унисонорным (высотой тона не управляет меховая динамика) и бисонорным (направление мехового движения воздействует на высоту тона). Деление на хроматические и диатонические инструменты обусловлено следующим: хроматические предполагают строй на 12 полутонах темпер-системы. Диатонические музинструменты связаны с кнопочной схемой клавиатуры, у них раскладка ограничена нотным рядом диатонической гаммы, то есть обходится без интервалов в полтона.

Есть еще и гибридные модели инструментов с интересным потенциалом и внешним видом. Но они, скорее, находятся в статусе артефактов, в реальности используются редко. Примеры таких аккордеонов: трикитикса, британский хроматический аккордеон, инструмент Шраммеля.

Размеры

Самый распространенный вид называется 3/4 (три четверти). Он легче полноразмерного инструмента, имеет три голоса, 20 белых клавиш справа, 80 басовых элементов и аккомпанемента слева. Его диапазон – две с половиной октавы.

Другие размеры аккордеонов.

  • Очень маленькие – 1/8 и 1/4, мини-аккордеоны помогают учиться музыке детям дошкольного возраста. Они либо одно-, либо двухголосные. 10-14 белых клавиш справа, и довольно коротенький безрегистровый ряд басов. Немногим более двух октав диапазон такого простого изделия.

  • Средний размер 1/2 или 2/4 – устройство для ребят старше 5 лет, на нем могут играть и школьники лет до 9. Мало весит, удобный, недорогой – такой инструмент очень востребован, ведь с него начинают свой путь юные аккордеонисты музыкальных школ. Диапазон инструмента ограничивается двумя с половиной октавами, что для начального обучения достаточно. Это чаще двухголосый инструмент с 16 белыми клавишами справа, 3 или 5 регистрами (или даже совсем без таковых), а также 32-72 кнопками баса и аккомпанемента.

  • 7/8 – это уже инструмент с тремя октавами, добавлением 2 белых клавиш (в сравнении с изделием в 3/4) и 96 басами. Могут быть трехголосными и четырехголосными.

  • 4/4 – полный, большой инструмент, чей диапазон равен трем с половиной октавам. На нем играют старшие ученики музыкальных школ, а также взрослые. Инструмент имеет 24 белые клавиши (бывают и модели с 26), четыре голоса (11, а то и 12 регистров). Это распространенный концертный инструмент.

Профессиональный музыкант сегодня все чаще предпочитает цифровой аккордеон. В обучении такое современное изделие использовать неудобно, да и незачем, а вот для концерта оно идеально подходит. По габаритам он выгодно отличается от полного традиционного аккордеона, строй можно быстро понизить либо повысить, настраивать инструмент не нужно. Он не боится влажностных и температурных скачков. Кнопки правой клавиатуры в нем можно переставлять.

В нем есть даже встроенный метроном, USB-выход, регуляция громкости и прочее.

Лучшие модели

Рейтинги – дело неблагодарное, но они помогают координировать выбор. В списке лучших инструментов достойны оказаться следующие модели.

  • Scandalli Super VI. Итальянский аккордеон с пластиковым корпусом, а внутри – дерево ценных пород и дека из дюрали. Благодаря микрофонным системам можно заниматься частотной регулировкой. Инструмент четырехголосный, очень красивый, весит 11,5 кг. Многие называют его лучшим классическим аккордеоном.

  • АККО «Маша». Модель придумана специально для аккордеонистки Марии Власовой. В корпусе, где должна быть 41 клавиша, их сделали 45 (каждую клавишу уменьшили на 2 мм). Инструмент относится к готово-выборным, четырехголосный, очень комфортный в игре. Основной минус один – он весит 14 кг, что не всем подойдет.

  • Weltmeister Saphir 41/120/IV/11/5. Профессиональный инструмент из качественной древесины с сочным звучанием. Его гордость – очень надежные фирменные ремни. Обладает отличной динамикой мехов, плотным звуком, в комплекте имеет жесткий футляр.

  • «Юпитер» 3/4. У этого инструмента эталонное звучание. Он имеет 3 голоса и 7 регистров. Подойдет и юным музыкантам, и исполнителям постарше. Весит всего 9 кг, что значит, на нем можно долго играть и без усталости.

  • Aurus JH2005. Весит еще меньше, 8 кг. Также подойдет и старшим ученикам музыкальной школы, и взрослым музыкантам. 5 регистров (справа), 3 голоса создают богатый диапазон его игры.

Из цифровых моделей наибольшую известность приобрели инструменты фирмы Roland.

Если инструмент ищут для ребенка, не обязательно приобретать новый и дорогой, но вот удобным он должен быть непременно. Модели французских марок, финских, отечественных достойно конкурируют друг с другом, и пытаться найти лидера, может быть, и не стоит. Хотя кто-то может считать, что лучше, чем в Германии аккордеонов не делают. Но главное – репутация завода или фирмы, подходящий вес и размер, доступная цена и соответствие целям. Обучаться можно на скромных моделях, а уже на концертный инструмент можно и раскошелиться.

Комплектующие и аксессуары

К аксессуарам относят заплечные ремни (сегодня их выбор чрезвычайно велик), чехлы и футляры, сумки, микрофоны. К комплектующим относят полукорпусы мелодии и баса, клапаны и накладки, меха и принадлежности. Перед использованием инструмента нужно узнать все правила ухода за ним: как ставить (на ножки), в чем хранить, какие детали боятся сырости и прочее.

Тогда и комплектующие менять придется не скоро, а может, и не придется вовсе.

Нюансы выбора

Выбрать инструмент – значит, найти тот, который подходит по большей части критериев. Рассмотрим, что это за критерии.

  1. Подходящий по размеру. Это проверять нужно еще при покупке. Дискомфорта при игре быть не должно.
  2. Вход в бюджет. Если это инструмент для обучения, можно купить его «с рук», тем более что так вполне можно найти качественный аккордеон от известного производителя. Новый стоит дорого.
  3. Общее состояние, наличие дефектов. Если инструмент приобретается бывший в использовании, его выбирают особенно щепетильно. Хорошо, если в момент осмотра будет рядом человек, разбирающийся в аккордеонах, способный увидеть минусы и плюсы. Существенные недостатки – или сразу «нет» от покупателя, или большая скидка, покрывающая ремонт.

Осматривать инструмент нужно на месте, потому приобретение аккордеонов через интернет, без варианта проверить состояние – риск купить «кота в мешке». С новыми музыкальными изделиями будет попроще, хотя и к ним обязательно нужно примериться и убедиться хотя бы в отсутствии визуального брака.

Настройка

А вот в случае с настройкой интернет может стать лучшим помощником: там можно найти специальный профессиональный тюнер-настройщик. Он подойдет и опытным музыкантам, и новичкам. В инструкции и меню все понятно расписано – если им следовать, то даже без профессиональной помощи можно настроить инструмент. В противном случае лучше обратиться к хорошему аккордеонисту: начинающий музыкант может не справиться с настройкой либо сомневаться в качестве проведенной работы.

Техника игры

Первое, с чего следует начать – это знакомство с самим инструментом, его конструкцией, составляющими. Нужно понять, как работают клавиши, что могут меха, как надеваются и регулируются ремни.

Что делать дальше.

  1. Инструмент берется в руки и закрепляется ремнями так, чтобы его задник плотно прилегал к грудной клетке играющего. Левая рука музыканта будет двигаться горизонтально и вертикально, правая – только вертикально. Никаких помех, неудобств в физическом смысле во время игры быть не должно.
  2. Играть можно сидя и стоя. Это также индивидуально – как комфортно исполнителю, так он и делает. Сутулиться нельзя, при этом теряется равновесие, что негативно сказывается на игре.
  3. К инструменту нужно привыкнуть. К равновесию тела во время игры – тоже. Наклоняться вбок, вперед – нельзя.
  4. Руки следует просунуть в ремни так, будто на животе у человека рюкзак: клавиши и кнопки направлены наружу. Следует найти регулятор ремня и запомнить его местонахождение. Можно использовать и спинной ремень.

С этого все начинается, а уже дальше дело за игрой: поиск нот, изучение нотных рядов, пробы игры с движением мехов.

Сначала надо научиться играть на левой стороне, о правой и вовсе не думая. И переходить к правой следует только тогда, когда, играя на левой, не хочется смотреть на руки. Сначала это будет казаться нереальным, но обучение проходит быстрее, чем думается новичку. Начинают с маленьких пьес, простых упражнений.

Внимание! Нельзя растягивать и сжимать инструмент, не нажав предварительно ноту или специальную кнопку мехового спуска. Иначе могут повредиться язычки, и аккордеон станет фальшивить.

Интересные факты

Лучшими странами-производителями концертных инструментов считаются Италия, Россия и Германия.

А еще аккордеоны:

  • самых профессиональных моделей могут стоить от 5 до 15 тысяч евро;
  • звучат в хитах Боба Дилана, Билли Джоела, «Битлс» и «Роллинг Стоунс»;
  • способствуют быстрому обучению игры на фортепиано (а не наоборот, как кажется многим);
  • известной марки Weltmeister из г. Клингентале создает треть жителей этого городка, и многие работники сами отлично играют на инструменте.

В СССР инструмент процветал в 30-е годы, использовался в джазовых коллективах, в том числе Утесова, а потом подвергся репрессиям, как и сам джаз, как и саксофон, например. К счастью, теперь популярности аккордеона ничего не угрожает.

Источник

Читайте также:  Аве мария баха ноты только для фортепиано
Оцените статью