Левая клавиатура
На правой клавиатуре, как мы уже знаем, исполняется мелодия музыкального произведения; левая клавиатура служит для исполнения сопровождения (аккомпанемента) этой мелодии. Однако встречаются случаи, когда мелодия проходит в басовом голосе и исполняется на левой клавиатуре аккордеона.
БАСОВЫЙ КЛЮЧ
Для записи басовых звуков существует басовый ключ, или ключ «фа», который изображается особым знаком (см. рис.). Он указывает, что на четвертой линейке нотоносца записывается нота фа малой октавы:
Зная расположение этого звука на нотном стане, нетрудно определить и остальные звуки басов;
АППЛИКАТУРА
На левой стороне аккордеона находятся кнопки, расположенные немного наклонными поперечными рядами. Вся эта часть называется басовой клавиатурой.
При игре на аккордеоне в басовой клавиатуре используются четыре пальца. Обозначаются они так:
2 — указательный палец (второй палец)
3 — средний (третий палец)
4 — безымянный (четвертый палец)
5 — мизинец (пятый палец)
1-й палец в игре не участвует. Его употребляют для нажим воздушного клапана.
БАСОВЫЕ ЗВУКИ
Первые два продольных ряда от меха содержат основные басовые звуки. На этих рядах играют мелодическую линию в левой клавиатуре.
Второй ряд, считая от меха, называется основным. Здесь находится кнопка с небольшой выемкой, которая соответствует ноте до. Нажмите эту кнопку 3-м пальцем:
Выше кнопки басового звука до находится кнопка звука соль. Нажмите ее 2-м пальцем:
Ниже кнопки басового звука до находится кнопка ноты фа. Нажмите ее 4-м пальцем.
Басовые звуки принято записывать в пределах одной октавы.
ОСНОВНОЙ РЯД БАСОВ
Иногда в целях наглядности изображения мелодической линии басы записываются в разных октавах. В действительности же они звучат в пределах приведенной выше октавы.
Упражнения на основном ряду левой клавиатуры:
АККОРДЫ
Характерным для аккордеона является наличие кнопок, при нажиме которых звучит не один звук, а несколько. Такое одновременное звучание нескольких звуков называется аккордом. В правой клавиатуре для получения аккорда неободимо нажать несколько определенных клавиш одновременно, а вот в левой клавиатуре аккорды даны уже в готовом виде. Нажав одну кнопку, мы услышим аккорд, состоящий из нескольких звуков.
Аккорды записываются следующими нотами:
Из этих звуков образуются готовые аккорды. Все ноты, входящие в аккорд, выписываются на нотном стане друг над другом:
Аккорды бывают мажорные, минорные, доминантсептаккорды и уменьшенные (уменьшенные аккорды мы рассмотрим позже).
Аккорды строятся от основного баса по косым поперечным рядам и имеют те же названия. Ниже приведен бас (до) и аккорд от этого баса (до-мажор):
Для более легкого определения аккордов пользуются условными обозначениями.
Мажорные аккорды, находящиеся в третьем ряду клавиатуры, обозначаются буквой «Б«.
Минорные аккорды (четвертый ряд клавиатуры) обозначаются буквой «М«.
Доминантсептаккорды (пятый ряд) обозначаются цифрой «7«.
Ниже приведена схема аккордов левой клавиатуры. Пока мы рассмотрим аккорды только от основных звуков (до, ре, ми, фа, соль, ля, си). Первый (вспомогательный) ряд мы будем изучать на следующих уроках, поэтому пока этот ряд я «покрасил» в серый цвет.
Если после баса стоит обозначение (Б, М или 7), то этот аккорд (кнопка) берется от того же баса, находящегося в основном ряду.
При повторении одних и тех же аккордов условные обозначения могут и не выписываться:
Если бас и аккорд написаны один на другим, то они исполняются одновременно, то есть обе кнопки должны нажиматься вместе.
Упражнения
При разучивании упражнений старайтесь играть ровно, со счетом вслух. Аппликатуру соблюдайте пока в следующем порядке: основной ряд — третий палец, ряд мажорных аккордов — второй. Следите за движением меха, за звуком.
Источник
Клавиатура баяна ноты левая рука
—> —>Меню сайта —>
Наши друзья
—> —>Разное —>
—> —>Форма входа —>
На начальной стадии обучения (впрочем, как и в дальнейшем) технические упражнения и гаммы являются необходимым материалом для всестороннего развития музыканта. Регулярная работа над гаммами, аккордами и арпеджио является полезной для развития технических навыков. Несмотря на то, что развитие техники в значительной мере зависит от природных способностей ученика, учащиеся со средними исполнительскими данными могут достичь высокого технического мастерства при условии правильно организованной систематической работы.
Едва ли не самым трудным в обучении на баяне и аккордеоне на первоначальном этапе является разучивание гамм левой рукой. Отсутствие возможности зрительно проконтролировать исполнение гамм учеником усложняет этот процесс. Слух же еще недостаточно развит, чтобы проследить за точностью исполнения. Кроме этого одновременно перед учеником ставятся задачи соблюдения аппликатуры, хорошего ведения меха. Если разучивание ведется по нотам, то написание нот в басовом ключе тоже является некоторым препятствием. Справиться с таким большим количеством проблем ребенку тяжело.
Чтобы упростить задачу, можно нарисовать левую клавиатуру и обозначить стрелками движение мелодии гаммы:
Но эту же гамму можно записать и по-другому: выстроить все звуки по порядку – слева направо, убрать названия нот, оставив лишь аппликатуру (чтобы схему можно было использовать в любой тональности):
Большие окружности на этой схеме – кнопки, которые нужно нажать, маленькие – пропущенные кнопки, «В» — вспомогательный ряд, цифры – аппликатура.
Схемой мажорной гаммы на уроках мы пользуемся достаточно редко, предпочитая разучивание по тетрахордам (в течение нескольких уроков учим первые четыре ноты гаммы – «до, ре, ми, фа» — в медленном темпе, затем следующие четыре, объединяем). Но подобные схемы являются большим подспорьем в разучивании более сложных минорных и хроматических гамм и при освоении новых тональностей, т.к. некоторым учащимся очень сложно перестроиться на исполнение гаммы от другой кнопки). Научить читать подобные схемы нетрудно и недолго, но их знание экономит время и силы. Когда ученик начинает путаться в гамме левой рукой, стоит поставить перед ним «картинку» — и он тут же исправляется. Кроме того, в процессе участвует зрительное восприятие, которое почти не используется при обычном запоминании – схему запомнить легче, чем выписанные ноты с аппликатурой.
Было решено обратить в схему также хроматическую гамму. Вышеизложенный способ оказался неприемлемым. В результате схема была выстроена следующим образом:
В данной схеме нет ни пропущенных кнопок, ни обозначений вспомогательного ряда. Есть только общее направление движения пальцев и аппликатура. Читается она сверху вниз. Если гамму нужно сыграть в обратном порядке, то в обратном порядке читается и схема.
Использование схем в разучивании гамм левой рукой помогает при помощи зрительной памяти быстрее запомнить направление движения мелодии, аппликатуру, а также вносит разнообразие в работу над таким «скучным», но необходимым направлением, как изучение гамм.
Коннова Е. В.,1996 г.
Источник
Организация левой клавиатуры современного баяна. Видеоупражнения
Давайте внимательно осмотрим баян со всех сторон. Перед вами достаточно совершенный современный инструмент, прошедший весьма сложную и противоречивую эволюцию. Левая полная сторона баяна имеет сто двадцать кнопок. И самое интересное то, что во время игры исполнителю-баянисту их не видно. Человеку непосвященному это кажется невероятным: управлять таким обилием кнопок не глядя – есть в этом нечто мистическое. При одном только взгляде на левую клавиатуру у многих отпадает желание научиться играть на баяне.
Комплект видео упражнений для левой руки
Сегодня мы поговорим с вами о левой клавиатуре и начнем осваивать ее с помощью специальных упражнений. Здесь будет совершенно мало теории и много практического материала. Видео упражнения для левой руки, представленные здесь, дадут вам возможность в экспрессивном режиме подготовить левую руку к полноценной игре на баяне.
После освоения видео упражнений у вас не будет проблем, связанных с беглостью пальцев и их координацией. Практическое прохождение комплекта упражнений позволит вам абсолютно легко самостоятельно работать над разучиванием мелодий и пьес в облегченном переложении для баяна.
В видео упражнениях задан эталон звучания баяна при выполнении упражнений. Вы всегда сможете включить видео и сопоставить свою игру со звуком в записи. Эти упражнения способствуют выработке оптимального меховедения и приучают пальцы к верной аппликатуре. В подборке 30 видеороликов, 130 видео упражнений , которые признаны специалистами наиболее полезными для обучения начинающих баянистов.
Эти упражнения я использую в работе с желающими освоить баян уже почти сорок лет. На том материале, который у вас имеется возможность купить, научились играть на баяне сотни моих учеников — и взрослых и детей. Приобретая комплект видео упражнений для левой руки, вы автоматически получаете возможность в любое время получить мою консультацию, ответы на интересующие вас вопросы, рекомендации.
Для кого подготовлены эти упражнения?
— Для тех, кто начинает обучение на баяне с нуля, без какой-либо музыкальной подготовки. Материал в комплекте изложен таким образом, что практически каждый человек, сможет его освоить самостоятельно.
— Упражнения можно результативно использовать педагогами по классу баяна в качестве учебных материалов, а также для домашних заданий учащимся по классу баяна в детских музыкальных образовательных учреждениях.
Посмотрите фрагмент видео из Комплекта:
В комплекте: схемы расположения нот на клавиатуре, видеоупражнения с качественным звуком цифрового баяна Roland, отличная графика. Большинство упражнений с подписанными нотами и аппликатурными обозначениями. Имеются также файлы для распечатки упражнений. Каждое упражнение имеет методические рекомендации по их освоению. Видео записано в формате AVI.
Посмотрите фрагмент одного из видео упражнений, входящих в комплект:
Приобрести комплект видео упражнений для левой руки очень просто:
Цена 300 рублей
По вопросам приобретения комплекта пишите на почту p etrowich451@yandex.ru
Однако с этими многочисленными кнопками дело обстоит намного проще. Для полноценной игры на левой клавиатуре с охватом всех тональностей хватило бы и шестьдесят кнопок — ровно половина того, что имеется на левой клавиатуре. Конечно, и это многовато. Использовать при игре все шестьдесят кнопок практически невозможно: ведь не играем же мы какое-либо произведение сразу во всех тональностях.
Итак, основная группа из шестидесяти кнопок на левой стороне баяна располагается в двенадцати поперечных рядах. Каждый ряд – кнопка баса и четыре кнопки, соответствующие разным аккордам.
Кнопки основного баса идут не по порядку расположения нот в звукоряде, а по определенной системе – фа, до, соль, ре, ля, ми, си. Казалось бы, бессмыслица. Но нет, в такой последовательности басовых нот кроется великий смысл, большая продуманность и организованность левой клавиатуры баяна.
Когда баянист начинает играть произведение в какой-либо тональности, все кнопки, необходимые для полноценного аккомпанемента, удивительным образом оказываются у него под пальцами. Переходы в параллельные тональности также не вызывают затруднения, т.к. кнопки этих тональностей находятся рядом – чуть выше или чуть ниже.
На фотографии изображена стокнопочная левая клавиатура
При игре на баяне часто используются тональности, главные басовые кнопки которых находятся в самых нижних рядах из двенадцати. Если бы левая клавиатура ограничивалась только основной группой кнопок, исполнителю приходилось бы скакать через десять-одиннадцать рядов вверх. Велика вероятность промахов! Вот поэтому кнопки верхней части клавиатуры повторяются под нижней основной группой, и баянист не скачет вверх, рискуя промахнуться, а спокойненько играет свое произведение в комфортной аппликатурной зоне.
По аналогии нижняя часть кнопок основной группы повторяется в верхней части клавиатуры.
Это повторение составляет еще сорок кнопок. Остается двадцать. У них тоже своя особая миссия Они по своему расположению точно повторяют вертикальный ряд басов, но при этом смещены на четыре нотки вниз. Теперь все басовые кнопки действительно сгруппированы очень удобно и всегда находятся под пальцами исполнителя.
Источник