Клавиатура баяна правая рука с нотами
Учимся играть на баяне и гармошке, клавиатуры и расположение нот
В литературе я видел немало картинок клавиатур и расположения нот, но работать с ними одно мученье. Мне удобнее, когда на картинке я вижу в точности то, что видит играющий, если наклонит голову вперед, а не зеркальные отображения и прочую галиматью. Я привык к буквенным названиям аккордов и вместо «Ля септ аккорд» мне привычнее написать «A7», не говоря о том, чтобы искать аккорды по трезвучиям, записанным в басовом ключе. Поэтому левые клавиатуры разрисованы именно таким образом.
Для правых клавиатур я поместил соответствующие ноты. Для тех, кто не знает нот очень рекомендую найти и почитать азы нотной граммоты и для начала просто усвоить на какой кнопке искать нужную ноту (не вдаваясь пока в длительности нот и прочие тонкости).
Слева играем аккомпанемент. Левая рука задает и размер мелодии, правая играет под нее (а не наоборот!). Собственно все то же самое как, например, на гитаре, то есть бас-аккорд или бас-бас-аккорд. Рядом с основными басами есть кнопочки дополнительных басов и я рекомендую не забывать про них, для того, чтобы разнообразить аккомпанемент, а не тупо лупить бас-аккорд. Напирмер для аккорда Am кроме баса A может быть и C и E или даже F. Очень часто такие нестандартные вещи так и записываются, к примеру Am/G — бас G с аккордом Am. Для использования доп. басов очень помогает использование четырех пальцев левой руки.
Вертикальные ряды. Имеем два ряда басов, 1й — дополнительный, 2й — основной, от которого есть еще три ряда готовых аккордов. Аккорды нарисованы кружками побольше. Первый ряд — мажор, потом минор, потом мажор-септ, например, C(бас) — C(мажор) — Cm(минор) -C7 (мажор-септ). Дополнительные басы часто находятся на ряд выше-ниже во втором ряду, например для C это может быть бас G. Горизонтальные ряды расположены через квинту (5 полутонов), то есть никаких проблем играть аккомпанемант в любой тональности с той же аппликатурой. Основные звуки и аккорды это белые кнопочки, черные — диез/бемольные полутона.
Короче говоря есть все звуки и основные аккорды для них. (Прим. аккордеоны и некоторые баяны имеют шестой вертикальный ряд минорных септаккордов типа Cm7, Am7 etc).
В отличие от баяна обычная гармошка-хромка (25×25) играет только в двух тональностях, например в моем примере это C-мажор и A-минор. Хочу отметить, что это условные тональности, на самом деле чаще всего гармошки настроены в Fm-Ab. Но при записи нот подразумевается именно C/Am. Почему именно Fm? Дело в том, что если петь под гармошку, Am не очень удобен для многих голосов.
Первый веркальный ряд — басы. Это ряд вспомогательных басов в том смысле, что аккорды построены не от них.
Второй вертикальный ряд — минор/септ. Расположены они в порядке бас-аккорд, через квинту. Например, типичным аккомпанементом будет Am-Dm-H7-E7-Am.
Третий вертикальный ряд — басы и мажорные аккорды, расположенные точно так же как и во втором ряду. Для многих частушек, например будет такой аккомпанемент — F-C-G-C.
Все вышесказанное про баян в полной мере справедливо и здесь, то есть игра четырьмя пальцами и чередование басов.
Здесь играется мелодия. Именно правая рука играет под левую. Ноты обычно записываются в унисон (мелодия как она есть). Очень часто приходится переделывать если петь под баян/гармонь, потому как петь в унисон не очень удобно.
Играть надо четырьмя или пятью пальцами. Чаще всего большой палец правой руки «достается» из-за грифа только для исполнения каких-то мест произведения, а потом «прячется» обратно.
Тут все понятно. Белые кнопки — основные тона, черные — диез-бемольные. Очень удобно, что если играть на ряд выше-ниже с той же аппликатурой, то уезжаем на полтора тона вверх-вниз (для настройки под голос например).
Мелодия соло и под голос чаще всего играется в пределах малой-первой октавы.
Как я уже говорил, хромка играет только в двух тональностях. Соответственно и звукоряд обрезан и загнан в соответствующую тональность. Звукоряд повышается не так как у баяна, а наоборот (не слева-направо-вверх, а справа-налево на нижнюю кнопку). Диез-бемольные ноты (их только три) вынесены на самый верх. Очень часто используеся диез-бемольная нота из другой октавы и используется большой палец правой руки. Не очень удобно, но все же лучше, чем ничего.
Источник
Баянная аппликатура
Баян — самый молодой инструмент, техника игры на котором находится на стадии становления: постоянно расширяется репертуар, требующий выполнения новых технических задач, появляются новые приёмы игры.
Необходимое условие успешного исполнения произведения — подбор аппликатуры. За последнее время принципы подбора аппликатуры на баяне претерпели существенные изменения: традиционная (трёхпалая) заменилась на позиционную (пятипальцевую) систему, при применении которой используются все пальцы, причём позиционная аппликатура отличается не только применением первого пальца, но и чередованием пальцев: пальцы идут друг за другом, что не противоречит анатомическому строению руки. В традиционной аппликатуре пальцы идут вразнобой (2-4-3-4), что неудобно и противоречит физиологии. По этому поводу ведутся дискуссии, преподаватели—баянисты разделились на два «лагеря»: появились сторонники традиционной системы и приверженцы позиционной системы. Кто прав, кто не прав, может показать практика. Кому пришлось сравнить данные системы при игре на баяне, тот пришёл к тому, что позиционная система более удобна, при игре легче добиться автоматизма, да и исполнители высшего уровня уже не пользуются традиционной системой. Если проследить игру на других инструментах (фортепиано, скрипка, аккордеон, гусли, домра, балалайка),то можно сделать вывод, что везде применяется позиционный принцип игры.
Проследим по методическим пособиям, школам игры на баяне, самоучителям разных авторов, какие изменения претерпела аппликатура.
В «Прогрессивной школе игры на баяне» Ю. Акимова показано, что первый палец должен находиться за грифом, в нотном тексте указывается традиционная аппликатура. Выделено три основные позиции правой руки на клавиатуре. Первая позиция: 2, 3, 4пальцы располагаются по рядам клавиш в хроматической последовательности. Вторая позиция: при игре аккордов, интервалов, арпеджио, применяется и при использовании первого пальца. Третья позиция: при игре аккордов в широком расположении и полифонической фактуры. Второй палец помещается в третьем ряду, а пятый — в первом ряду. В «Школе игры на баяне» А.Е.Онегина сказано, что при игре на баяне большой палец правой руки применяется при исполнении пятизвучных аккордов и больших растяжках пальцев, в связи с этим применение большого пальца может осуществляться на позднем этапе обучения.
Для определения этого положения руки пальцы нужно поставить таким образом: второй— на клавишу до, третий — на ми, четвёртый— на ре. Второе положение руки: локоть опущен вниз и отведён в сторону. Такое положение удобно для исполнения арпеджированных пассажей, октав и аккордов. Для определения такого положения руки можно взять ля-мажорное трезвучие с добавлением основного тона.
В данном издании говорится, что устройство правого грифа баяна рассчитано на исполнение произведений с использованием преимущественно четырёх пальцев правой руки, большой палец скользит по внутренней стороне грифа параллельно указательному. Это позволяет хорошо ощущать клавиатуру, находить нужные клавиши. Большой палец, находясь за грифом, участвует в яркой, эмоциональной и тонкой нюансировке: незначительное изменение силы давления большого пальца на гриф раскрашивает динамику произведения.
Выделены факторы, влияющие на выбор традиционной или позиционной аппликатуры для исполнения произведения:
—музыкальные способности учащегося;
—степень технической подготовленности;
—особенности и физическое состояние (в смысле утомляемости) обеих рук;
Общие моменты, где использование большого пальца на клавиатуре желательно:
—в произведениях полифонического и подголосочного склада;
—для исполнения на легато последовательности из двойных нот;
—при исполнении широких аккордов и больших скачков;
—чтобы избежать перемены положения руки там, где большой палец может
сохранить стабильность положения руки;
Автор говорит о том, что нужно научиться сочетать четырёхпальцевую и пятипальцевую аппликатуру, не исключает возможности применения большого пальца на клавиатуре. В данном пособии есть раздел, содержащий упражнения, гаммы двойными нотами, арпеджио для игры пятипальцевой аппликатурой.
В«Начальной школе игры на баяне» П.И.Говорушко аппликатура рассматривается как способ развития исполнительской техники. «Одним из таких путей является применение более рациональной аппликатуры, нахождение её новых, оптимальных вариантов, исключение из практики как устаревших положений, так и не подтвердивших свою результативность аппликатурных нововведений». В общих чертах это сводится к упорядочению системы подкладывания и перекладывания пальцев и ограничению их необоснованных перемещений, более полному подчинению принципа их чередования закономерностям деятельности мышечного аппарата.
В данном источнике говорится о том, что традиционная система противоречит закономерностям деятельности мышечного аппарата, но и при игре позиционной аппликатурой двукратное подкладывание первого пальца является труднопреодолимым порогом. Автор пришёл к компромиссу, изменил аппликатуру так, что осталось одно подкладывание, второе заменено использованием четвёртого пальца. П. И. Говорушко советует преподавателю: для воспитания у учащихся аппликатурных навыков выявлять закономерности применения аппликатуры и добиваться их прочного усвоения. Исключать перенесение одних и тех же пальцев на далеко расположенные клавиши, преодолевать скачки в мелодии пальцами, не занятыми исполнением предшествующих звуков, по возможности за счёт естественного растяжения мышц, без дополнительного передвижения всей кисти, по возможности применять одни и те же пальцы на повторяющихся нотах в отдельных мелодических построениях. Данные рекомендации можно выполнить лишь при использовании позиционной аппликатуры. В«Самоучителе игры на баяне» О.Ф.Агафонова, П.П.Лондонова, Ю. В. Соловьёва описывается традиционная система игры на баяне, о применении первого пальца речи не идёт.
В«Самоучителе игры на баяне» А.П.Басурманова также описана традиционная система игры на баяне, однако затронут вопрос о применении первого пальца. Клавиатура и гриф стандартного баяна приспособлены к четырёхпальцевой системе игры, при которой большой палец находится за грифом. Поэтому нужно, прежде всего, овладеть игрой четырьмя пальцами и соответствующей постановкой руки. Позже, когда баянист начинает играть сложные произведения и ему «не хватает пальцев», он осваивает вторую постановку руки, при которой большой палец находится над клавиатурой, то есть в положении, удобном для его применения в игре. Однако из-за неприспособленности грифа и клавиатуры большой палец применяется и при этой новой постановке только в необходимых случаях. В самоучителе дана постановка руки, удобная для игры четырьмя пальцами, так как нотный материал несложный. Для желающих даны упражнения для развития первого пальца.
В «Школе игры на баяне» Ю.Т.Акимова наряду с традиционной системой даётся представление о применении большого пальца на клавиатуре. Автор считает, что вынесение первого пальца на клавиатуру связано с определёнными трудностями: нарушается контакт руки с клавишами, ориентация на клавиатуре, правая рука выключается из процесса управления мехом, положение баяна менее устойчиво. Задача преподавателя состоит в том, чтобы привить учащемуся навыки целесообразного сочетания аппликатурных систем, использования преимуществ четырёх- и пятипальцевой аппликатуры.
Первый палец рекомендуется вводить после усвоения правил посадки и постановки, получения навыков ощущения клавиатуры. В противовес сказанному автор говорит, что при игре на выборной клавиатуре «традиционной» аппликатурой кисть предельно поворачивается вверх, в запястье левой руки могут возникнуть болевые ощущения. «Поэтому для исполнения гамм в выборной клавиатуре рекомендуется иной, более рациональный принцип сочетания „традиционной“ и позиционной аппликатуры».
Стативкин Г.Т. в пособии «Начальное обучение на выборно-готовом баяне» предлагает последовательность изучения гамм в своеобразном комплексе, что создаёт благоприятное условие для унификации аппликатурных позиций в работе над гаммами, образуется система аппликатурно-позиционных блоков.
«Достигаемые при этом навыки не только упрощают и облегчают учебные процессы, но, что не менее важно, влекут за собой значительное повышение качества слухового контроля, так как стандартизация двигательных навыков при активном участии музыкального слуха и памяти может довольно легко (и незаметно) привести ученика к овладению всеми родственными тональностями». Из приведённых схем гаммообразных последовательностей можно заметить, что все их виды укладываются в две основные позиции как на правой, так и на противоположной (выборной) клавиатуре баяна. Каждая из этих позиций имеет ограниченное число разновидностей, из которых можно составить четыре универсальных упражнения, заключающих весь объём исполнительских трудностей, характерных для данного вида баянной техники.
В учебном пособии Петра Серотюка «Хочу быть баянистом» рассмотрен принцип интонационных моделей, с которым связано «развитие аппликатурных навыков на основе позиционной игры» . В начале каждого раздела проставлены ладовая попевка и варианты аппликатуры. Ученик сам «изобретает» несколько вариантов аппликатуры и с помощью преподавателя выбирает оптимальный. Это позволяет выработке аппликатурной дисциплины, развитию гибкости мышления, двигательной памяти, индивидуальной исполнительской техники и формированию постановки руки.
В«Современной школе игры набаяне» В.А.Семёнова есть раздел, посвящённый позиционной игре. Автор Школы говорит о том, что для успешного овладения позиционной игрой нужно подготовить к игре первый палец. «Сначала необходимо освоить лёгкий удар первым пальцем правой руки по клавише». Поворотом кисти от клавиатуры нужно приподнять первый палец над клавишами (замах), при этом первый палец выпрямляется. Теперь производится собственно удар по клавише за счёт поворота кисти.
Этот навык необходим для качественного звукоизвлечения в гаммообразных последовательностях. При нажиме клавиши не нужен замах, достаточно предварительного её касания. Способом нажима играем медленные мелодии. Наследующем этапе нужно научиться играть одноголосные последовательности в позициях на трёх, четырёх и пяти клавишах (начинать нужно с упражнений в виде арпеджио на клавишах, расположенных на одном ряду). В.А.Семёнов рекомендует сразу формировать постановку руки с выносом первого пальца на клавиатуру.
Источник