- Сольфеджио для фортепиано
- Теория сольфеджио для фортепиано
- Интервалы
- Аккорды
- Уроки сольфеджио для начинающих на фортепиано
- Клавиатура фортепиано для сольфеджио
- Заключение
- Материалы по теме
- Музыкальная грамота и сольфеджио
- Как выучить сольфеджио
- Интервалы в сольфеджио
- В помощь начинающему преподавателю сольфеджио. Наглядные пособия
- Расположение нот на клавиатуре пианино
- Какие бывают октавы на фортепиано?
- Для чего нужны черные клавиши?
Сольфеджио для фортепиано
Изучая сольфеджио для фортепиано для начинающих, дети узнают новые музыкальные термины и знакомятся с тем, как записывать музыкальные произведения на бумаге. Это главная составляющая для того, чтобы смочь музицировать на пианино как можно более продуктивно.
Зачастую этот предмет вызывает сложности у детей, взрослым же гораздо легче разобраться в нем. Поэтому, даже если вам, к примеру, за 30 и вы сомневаетесь, что сможете изучить данную дисциплину – стоит попробовать, ведь шансы на успех велики.
Теория сольфеджио для фортепиано
Теория сольфеджио для фортепиано включает в себя множество терминов, которые применяются на практике при игре на этом музыкальном инструменте. При обучении в музшколах в начальных классах дети изучают элементарные понятия, такие как лад ( это организация звуков) и метр (чередование долей ( слабых и сильных) в произведении). В последующем эти термины помогают в освоении более сложных определений.
Стоит отметить, что понимание того, как клавиатура пианино для сольфеджио выглядит и соотносится с музыкальными терминами, очень важно для обучения.
Интервалы
Перед тем, как ученики начинают учить аккорды, дети знакомятся с понятием «интервал». Интервалом именуется расстояние между двумя звуками.
Существует несколько его видов:
- мелодический (при музицировании на инструменте ноты берутся поочередно);
- гармонический (звуки играются одновременно).
Интервалы бывают чистыми ( октава, прима, кварта, квинта ), большие ( септима, секунда, терция, секста ), малые ( они имеют ровно такие же названия, как и большие ), уменьшенные ( септима, квинта ) и увеличенные ( кварта и секунда ).
Также интервалы могут обращаться. То есть перемещать звуки интервала на октаву вверх или вниз, а также образовывать новый интервал. Например, малые обращаются в большие и наоборот, увеличенные – в уменьшенные и наоборот и так далее. Интервалы, которые обращаются друг в друга, называются взаимообратными. Например, прима – октава, терция- секста и так далее.
Кроме обычных интервалов, существует тритоны. Тритоны — это интервалы, которые содержат в себе 3 тона. К такому виду относятся 2 интервала: увеличенная кварта, а также уменьшенная квинта. Самое удивительное, что эти два интервала – диссонирующие, взаимообратимые и энгармонически равные.
Аккорды
При подготовке учеников к музицированию на различных, будь то клавишных или струнных, инструментах изучается такое довольно-таки трудное понятие, как аккорд. Он состоит из 3-х нот или больше, расположенных по терциям. Также существует трезвучие — оно состоит исключительно из трех звуков. Построение аккордов на фортепиано от нот по сольфеджио строится от нижней ноты вверх.
Каждый звук имеет свое название:
- Первый-основной;
- Второй-терцовый;
- Третий-квинтовый.
Обозначение это происходит от того, что расстояние от первого звука до второго и от первого и третьего образует терцию и квинту.
Каждое трезвучие имеет два обращения: секстаккорд (терция + кварта) и квартсекстаккорд (кварта + терция). Эти два аккорда тоже имеют два вида: доминантовый (строится на 5 ступени) и субдоминантовый (строится на 4 ступени) Аккорды, построенные на первой, 4 и пятой ступенях лада, имеют название «главные трезвучия».
Также аккорды можно строить и от 2, 6 и 7 ступенях, но они уже будут или доминантовые или субдоминантовые.
Есть еще один вид аккордов, называемый септаккордом. Он состоит из 4-х звуков, которые расположены по терциям. Интересно, почему у этого аккорда такое странное название? Все очень просто: крайние звуки образуют интервал «септима», поэтому этот аккорд и имеет столь странное название. Согласитесь, не так ли? Каждый тон септаккорда имеют собственные обозначения: основной, терцовый, квинтовый, септовый.
Уроки сольфеджио для начинающих на фортепиано
Первые уроки для начинающих музыкантов, как и сольфеджио для пианино, начинается с изучения нотной грамоты. Ноты для фортепиано для сольфеджио обозначаются специальными условными знаками.
Длительность звука обозначается нотными знаками: овалами (пустыми или заполненными), штилями (вертикальными палочками), хвостами ( флажками), ребрами ( горизонтальными палочками). От вида нот зависит и продолжительность нажатия клавиши на пианино или пения мелодии. Четвертная нота является основной длительностью для отсчета в музыке. Также четвертными нотами пишут размер произведения (это выражение метра).
Также, проводя уроки сольфеджио для начинающих на фортепиано, нельзя игнорировать изучение 7 главных нот:
- си;
- ля;
- соль;
- фа;
- ми;
- ре;
- до.
Они образуют лад, а каждая нота этого лада называется его ступенью. А что же это такое? Лад- это организация звуков вокруг главного, опорного. В ладу также существуют два вида ступеней: устойчивые и неустойчивые. Неустойчивые ступени тяготеют и разрешаются в устойчивые.
Клавиатура фортепиано для сольфеджио
Клавиатура фортепиано для сольфеджио помогает детям наглядно определять интервалы и аккорды в мелодии. На пианино есть белые и черные клавиши. Ориентироваться на клавиатуре нужно по черным клавишам – там, где две черных клавиши, слева от них внизу всегда находится нота ДО.
Белые клавиши — это чистые звуки, а черные — диезные (повышенные) или бемольные (пониженные). Они образуют тон и полутон на фортепиано по сольфеджио. Тон получается тогда, когда стоят две белые или две черные клавиши рядом, а между ними белая или черная, а полутон образуется при соседстве двух белых или при белой и черной клавишах.
Чаще всего для закрепления этих знаний распечатывается таблица аккордов для фортепиано по сольфеджио, по ней наглядно и просто разобраться с расположением клавиш.
Заключение
В конце хотелось бы отметить, что если ваша цель – научиться музицировать на ином инструменте, то основные постулаты сольфеджио для фортепиано прекрасно подойдут для любой музыкальной направленности.
Хотим напомнить, что для обучения в школе музыки вам, скорее всего, потребуются нотные тетради, учебники и клавиатура пианино для сольфеджио с нотами в распечатанном виде.
Материалы по теме
Музыкальная грамота и сольфеджио
Музыка — это целая страна, в которой есть свои законы и правила. Если знать верный подход, то освоение музыкальных дисциплин даст быстрый результат и доставит много положительных эмоций.
Как выучить сольфеджио
Сольфеджио — это пение по нотам. Такие занятия отлично подходят чтобы развить память, координацию слуха и голоса. Интонация является самой значимой частью музыки.
Интервалы в сольфеджио
Интервалы в сольфеджио – это основа музыки. Она обеспечивает произведению гармонию и выступает как материал для выстроения базы игры на инструменте.
Источник
В помощь начинающему преподавателю сольфеджио. Наглядные пособия
От редакции. Данным материалом редакция постаралась ответить на многочисленные поисковые запросы пользователей интернета, связанные с наглядными пособиями по сольфеджио для ДМШ. Наиболее популярные в педагогической практике пособия нужны как самим педагогам, так и родителям учащихся, которых преподаватели обычно просят изготовить часть из них. Материал может быть полезен также студентам музыкальных учебных заведений, начинающим преподавать сольфеджио в секторе педагогической практики. Для удобства использования молодыми педагогами все пособия кратко описаны и прилагаются в PDF-формате для скачивания.
На уроках сольфеджио большое значение в усвоении теоретического материала имеют различные наглядные пособия. С первых уроков в подготовительном классе предлагается использовать пособие «пуговки». Это два нотных стана со скрипичным и басовым ключами. На них вертикально натягиваются лески. На каждую леску надеваются по две пуговицы — белая и чёрная. В результате вверху выстраивается ряд белых пуговиц, внизу — ряд чёрных. Пуговки свободно двигаются по леске, короткие звуки обозначаются чёрным цветом, длинные звуки — белым. Это пособие сначала помогает изучать ноты, причём в обоих ключах, затем с помощью пуговок «записываются» простейшие и даже более сложные мелодии. Так как на уроке сольфеджио много форм работы, а маленькие дети плохо и медленно пишут ноты, данное пособие экономит время.
Общеизвестно, что применение пособий-карточек очень оживляет уроки сольфеджио. В подготовительном, первом и даже втором классе желательно рассказывать детям небольшие увлекательные истории, героями которых являются музыкальные термины. Очень хорошо для этой цели подходят сказки В. Кирюшина. Познакомить ребят с различными интервалами, дать им яркую эмоциональную окраску можно на примере «Сказки о глупой жирафе Октаве» и «Сказки о двух братьях Консонансе и Диссонансе». С другой стороны, никто не мешает творчески ориентированному педагогу сочинить свои сказки и предложить другой персонаж, изобразив его на карточке. С помощью сказок дети легко запоминают названия интервалов. Разумеется, педагог должен сопровождать свой рассказ музыкой. После усвоения материала дети любят играть в «интервальные дорожки», используя карточки, «загадывать» интервалы на фортепьяно, при этом ответы-карточки демонстрирует вся группа.
Пособия помогают в развитии ладового, гармонического, внутреннего слуха, способствуют чистому интонированию. Можно предложить ещё три пособия, которые используются начиная с подготовительного класса и далее в последующие годы обучения.
Первое пособие — это ЛЕСЕНКА. Лесенка предлагается в качестве пособия в учебнике для подготовительного класса М. Котляревской-Крафт. В основе её заложен релятивный способ изучения соотношения ступеней-звуков в ладу, который очень хорошо зарекомендовал себя для развития чистой интонации, помогая расширять диапазон голоса ребёнка. Предлагается сопровождать изучение лесенки ручными знаками. Первые интонационные упражнения по лесенке рекомендуется начинать с попевок и песенок на двух ступенях III-V (ВИ-ЗО), затем к данным попевкам присоединяется VI- ступень РА, только потом I ступень (Ё), даётся понятие тоники, далее — все остальные. Cтупени лесенки предлагается дифференцировать в цветовом отношении и связывать окраску лесенки со сказочными персонажами. ЛЕСЕНКА, которую мы используем, окрашена в цвета «любимые» главными героями сказки В. Кирюшина «В Стране Гармонических функций». Сказку лучше рассказывать, когда вводится ступень Ё (I) — Тоника, она по сказке В. Кирюшина — Царица страны Гармонических Функций, которая живёт в восьмиэтажном дворце, на первом этаже находится её тронный зал, а на восьмом — комната для отдыха. В сказке есть ещё один главный персонаж — Доминанта — главный министр Страны Гармонических Функций, который носит красный плащ и красную шляпу. Четвёртая ступень окрашена в жёлтый цвет, так как на этом этаже во дворце «живёт» главный повар Страны — Субдоминанта, предпочитающая в своём наряде жёлтый цвет. Остальная раскраска ступеней лесенки связана также с персонажами сказки. Таким образом, уже в подготовительном классе можно познакомить детей с названиями III ступени — Медианты, VI ступени — Субмедианты, связывая их с героями сказки и давать определённую функциональную принадлежность этих ступеней. На примере ЛЕСЕНКИ целесообразно проводить изучение строения мажорного звукоряда, а с помощью расширенной Лесенки — минорного. Предлагается петь песенки, показывая по Лесенке движение мелодии.
Второе пособие, хорошо знакомое преподавателям сольфеджио — это Болгарская Столбица. Рекомендуется главные ступени лада I, IV, V преподнести в той же цветовой гамме, что и на Лесенке, то есть использовать синий, жёлтый, красный цвет. На Столбице целесообразно стрелочками показать тяготение неустойчивых ступеней в устойчивые. Разрешение ступеней очень полезно дублировать ручными знаками в интонационных упражнениях. С помощью Столбицы удобно зафиксировать в сознании детей строение мажорного и минорного звукорядов. Даже обозначения ступеней римскими цифрами хорошо получается изучать по Столбице. По Столбице можно проводить распевки, когда в роли учителя выступает ученик, импровизировать, петь знакомые песенки, «загадывать загадки» из мелодий, таким образом развивая внутренний слух детей. С помощью Столбицы наглядно происходит знакомство учащихся с интервалами, аккордами и их более глубокое изучение в старших классах. Для изучения хроматизмов, видов минора, мажора рекомендуется с правой стороны от каждой ступени проставить диезы и бекары, а с левой стороны — бемоли и бекары.
Третье предлагаемое пособие — КЛАВИАТУРА ЗВУКОРЯДОВ. В данном пособии очень наглядно выделены главные ступени лада, причём в той же цветовой гамме, что и в Лесенке и в Столбице. Поскольку чёрные клавиши не раскрашены в нужные цвета, то ключевые знаки детям предлагается домысливать самостоятельно.
Общеизвестно, что изучать все гаммы, интервалы, аккорды важно в связи с КЛАВИАТУРОЙ ФОРТЕПИАНО. Вызывать же всех детей к инструменту на групповом уроке сольфеджио бывает часто невозможно. Поэтому, данное пособие исключительно полезно во всех классах ДМШ на уроках сольфеджио.
Источник
Расположение нот на клавиатуре пианино
Всего на клавиатуре фортепиано есть 88 клавиш, среди которых 52 штуки белых, остальные 36 – черные. Белые клавиши расположены все подряд без каких-либо особенностей, а черные – группами по две или по три. Посмотрите на картинку:
На белых клавишах регулярно повторяются семь одних и тех же нот: ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Каждое такое повторение от одной ноты ДО до следующей ноты ДО называется ОКТАВОЙ. Любая нота ДО находится перед группой из двух черных клавиш, то есть слева от них, как бы «под горкой». Рядом с клавишей ДО на пианино находится клавиша РЕ и так далее все клавиши пианино располагаются по порядку. Смотрим на картинку:
Итак, вот что мы выяснили:
- Нота ДО всегда находится слева от двух черных клавиш.
- Нота РЕ расположена на пианино между двумя черными клавишами.
- Нота МИ занимает положение справа от группы из двух черных клавиш.
- Нота ФА находится слева от группы из трех черных клавиш.
- Ноты СОЛЬ и ЛЯ находятся внутри группы из трех черных клавиш.
- Нота СИ соседствует с нотой ДО и находится справа от группы из трех черных клавиш.
Какие бывают октавы на фортепиано?
Мы выше уже сказали, что каждое повторение набора всех семи звуков называется октавой. Октавную систему можно сравнить с многоэтажным домом. Те же самые ступеньки музыкальной лестницы (ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ) повторяются каждый раз на новой высоте, как будто бы постепенно повышается этаж расположения лесенки.
Октавы имеют свои названия, они очень простые. Средние и высокие звуки находятся в октавах, которые называются: ПЕРВАЯ, ВТОРАЯ, ТРЕТЬЯ, ЧЕТВЕРТАЯ и ПЯТАЯ. Первая октава обычно находится в середине инструмента, в середине диапазона. Вторая, третья, четвертая октавы находятся выше, то есть с правой стороны по отношению к первой октаве. Пятая октава считается неполной, так как в ней всего лишь один звук – одна только нота ДО без продолжения.
Про ноты, находящиеся в разных октавах так и говорят: до первой октавы, до второй октавы, до третьей октавы и т.д., соль первой октавы, соль третьей октавы, соль четвертой октавы и т.д.
Низкие, басовые звуки занимают левую сторону клавиатуры фортепиано. Они располагаются в октавах, которые называются: МАЛАЯ, БОЛЬШАЯ, КОНТРОКТАВА, СУБКОНТРОКТАВА. Малая октава находится ближе всех к первой, непосредственно слева от нее. Ниже, то есть левее, на пианино – клавиши большой октавы, далее – контроктавы. Субконтроктава является неполной, в ней две белые клавиши – ля и си.
Для чего нужны черные клавиши?
С белыми клавишами пианино мы немного разобрались – на них в разных октавах располагаются основные ноты ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ и СИ. А для чего же тогда нужны черные клавиши на фортепиано? Разве только для ориентировки по ним? Оказывается, нет. Дело в том, что в музыке есть ноты (ступени) основные, их семь, а кроме них есть ступени производные, которые получаются при повышении или понижении основных. Повышение ступени обозначается словом ДИЕЗ, а понижение – словом БЕМОЛЬ.
В нотах для обозначения диезов и бемолей применяются специальные знаки. Диез по начертанию представляет собой небольшую решетку (совсем такая решетка как на клавиатуре вашего телефона), которая ставится перед нотой. Бемоль (с французского – мягкая «бэ») напоминает русский мягкий знак, только более заостренный к низу или латинскую букву b, этот знак также как и диез ставится перед нотой (заранее).
ВАЖНО! Диез и бемоль повышает или понижает, то есть изменяет ноту на ПОЛУТОН. Полутон – много это или мало? Полутоном на фортепианной клавиатуре считаемся наименьшее расстояние между двумя клавишами. То есть, если играть все клавиши фортепиано подряд, не пропуская белые и черные, то между двумя соседними клавишами будет расстояние в полутон.
И если нам нужно сыграть какой-нибудь диез, то мы просто берем клавишу на полутон выше, то есть не обычную белую ДО, РЕ или МИ, а следующую за ним черную (или белую, в случае когда черной рядом не имеется). Давайте посмотрим примеры:
Так получилось, что две ноты – ми-диез и си-диез совпадают с другими клавишами. МИ-ДИЕЗ совпадает с клавишей ФА, а СИ-ДИЕЗ – с клавишей ДО. Для этих диезов не нашлось отдельных черных клавиш, поэтому их «выручили» соседние белые. Тут нечему удивляться, в музыке часто такое бывает. Это интересное свойство, когда звуки совершенно одинаково звучат, но по-разному называются, имеет имя ЭНГАРМОНИЗМ (ЭНГАРМОНИЧЕСКОЕ РАВЕНСТВО).
Если нам нужно взять на фортепиано какой-нибудь бемоль, то нужно наоборот играть клавишу на полутон ниже, то есть левее, ту клавишу, которая идет перед основной. И здесь тоже будут случаи энгармонического равенства: ФА-БЕМОЛЬ совпадает с клавишей МИ, а ДО-БЕМОЛЬ – с клавишей СИ. Давайте посмотрим теперь все остальные бемоли:
Таким образом, черные клавиши на клавиатуре пианино выполняют очень интересную двойную функцию: для одних нот они являются диезами, а для других – бемолями. Если вы хорошо усвоили сегодняшний урок, то вы без труда эти совпадения клавиш можете назвать. Если вы занимаетесь с ребенком, то попросите его об этом обязательно, чтобы эта мысль в его голове лучше отложилась. Кстати, если вы собираетесь разучить с ребенком написание нот, то в помощь вам у нас есть неплохое пособие – Как выучить ноты с ребенком? Милости просим вас на эту страничку!
Дорогие друзья! Помог ли вам как-то этот материал? Какие вопросы у вас остались неразрешенными? Что еще вам хотелось бы узнать от нас о мире музыки? Напишите свои мысли и пожелания в комментариях. Ни одно ваше сообщение не останется без внимания.
Источник