- Ноты на фортепиано
- Оглавление
- Клавиатура фортепиано. Белые клавиши
- Знаки альтерации. Чёрные клавиши фортепиано. Энгармонизм
- Интервалы между нотами
- Буквенные обозначения нот
- Деление на октавы
- «Нот всего семь»
- Упражнения и вопросы для самоконтроля
- В помощь начинающему преподавателю сольфеджио. Наглядные пособия
Ноты на фортепиано
Эта статья — вторая в трёхчастной серии публикаций о нотах. Рекомендую предварительно прочитать первую часть, где рассмотрены необходимые базовые понятия.
Оглавление
Клавиатура фортепиано. Белые клавиши
Знакомиться с нотами удобнее всего на клавиатуре фортепиано. Ноты на ней упорядочены по высоте: чем клавиша левее, тем ниже издаваемый ею звук, а чем клавиша правее, тем звук выше.
Интервал между звуками любых двух соседних клавиш, учитывая чёрные, равен полутону.
Найдём ноту до. Все клавиши, соответствующие этому звуку, отмечены на следующем рисунке. Их удобно искать, если запомнить, что справа от каждой находится группа из двух чёрных клавиш. Исключением является самое правое до, так как на нём клавиатура современных фортепиано обычно заканчивается.
Интервал между любыми соседними до в точности равен октаве, поэтому все они схожи по звучанию и называются одинаково, несмотря на различную высоту. Ноты до, таким образом, разбивают весь диапазон звуков на октавы. Последовательность нот внутри этих октав одинакова. Рассмотрим белые клавиши:
При движении вверх (т.е. вправо) по белым клавишам после до следуют звуки ре, ми, фа, соль, ля и си. Затем следует до следующей октавы, и вся последовательность нот повторяется.
Интервал между любыми соседними одноименными звуками (до — до, ре — ре, ми — ми и т. д.) равен октаве.
Мы рассмотрели все белые клавиши, но остались ещё чёрные. Для продолжения нам нужны так называемые знаки альтера́ции.
Знаки альтерации. Чёрные клавиши фортепиано. Энгармонизм
Начнём с двух знаков альтерации: дие́за (♯) и бемо́ля (♭). Диез означает повышение звука на полутон, а бемоль — понижение на полутон. К примеру, звук ре-диез на полтона выше, чем ре, а ре-бемоль — на полтона ниже.
Как мы помним, при движении по клавиатуре вправо звуки становятся выше, причём интервал между звуками любых двух соседних клавиш, учитывая чёрные, составляет полутон. Значит, к примеру, звук чёрной клавиши, находящейся между до и ре, на полтона выше, чем до. Следовательно, это до-диез. Выходит, что чёрным клавишам соответствуют ноты до-диез, ре-диез, фа-диез, соль-диез и ля-диез, как показано на следующем рисунке.
С другой стороны, звук той же чёрной клавиши между до и ре на полтона ниже, чем ре. Следовательно, это ре-бемоль. Теперь получается, что чёрным клавишам соответствуют ноты ре-бемоль, ми-бемоль, соль-бемоль, ля-бемоль и си-бемоль.
Таким образом, звук любой чёрной клавиши можно называть по-разному. Понятно, что от смены названия высота этого звука не меняется. Получается, что некоторые ноты звучат одинаково, хотя имеют различные названия. До-диез и ре-бемоль — это один и тот же звук. Такое совпадение высоты нот с различными названиями называется энгармони́змом. Говорят, что ноты до-диез и ре-бемоль энгармонически равны или энгармонически эквивалентны. То же самое можно сказать про ре-диез и ми-бемоль, фа-диез и соль-бемоль и т. д.
Кстати, энгармонические фокусы возможны не только с чёрными, но и с белыми клавишами. Например, между си и до — полутон, поэтому ноту си можно назвать до-бемолем, а ноту до — си-диезом. То же самое с ми и фа: фа можно назвать ми-диезом, а ми — фа-бемолем.
Интервалы между нотами
Интервалы между нотами до и ре, ре и ми, фа и соль, соль и ля, ля и си равны целому тону, а между ми и фа, си и до — полутону. Это становится очевидным, если обратить внимание на то, что ни между ми и фа, ни между си и до нет чёрной клавиши. Таким образом, между нотами последовательности до — ре — ми — фа — соль — ля — си — до получаем такие интервалы: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.
Буквенные обозначения нот
Ноты часто обозначают латинскими буквами. Существует две системы буквенной записи: английская и немецкая.
В английской системе звуки до, ре, ми, фа, соль, ля и си обозначают буквами C, D, E, F, G, A и B соответственно. Если нужно, к ним добавляют знак диеза или бемоля: С♯ (до-диез), E♭ (ми-бемоль) и т. п.
Немецкая система отличается от английской лишь тем, что в ней буквой B обозначают си-бемоль, а для записи звука си используют букву H.
Какую систему использовать для себя — вопрос вкуса. Во всех материалах этого веб-сайта используется английская система, то есть B означает си, а си-бемоль обозначен как B♭.
Деление на октавы
Как мы уже видели, звуки до делят весь диапазон нот на октавы. Каждой из них присвоено собственное название.
Октава в центре клавиатуры фортепиано называется первой. Выше (правее) неё лежат вторая, третья, четвёртая и пятая октавы, ниже (левее) — малая, большая, контроктава и субконтроктава. Субконтроктава обычно представлена только тремя нотами, а пятая октава — всего одной нотой до.
При буквенной записи нот принадлежность к конкретной октаве можно обозначить цифрой после буквы. Цифра при этом показывает порядковый номер октавы. Нумерация начинается с субконтроктавы, которая обычно имеет нулевой номер. Тогда, к примеру, A0 означает ля субконтроктавы, F1 — фа контроктавы, С2 — до большой октавы, D♯3 — ре-диез малой октавы, E♭4 — ми-бемоль первой октавы и так далее.
«Нот всего семь»
Распространённое выражение «нот всего семь» справедливо лишь в том случае, если в пределах одной октавы считать только белые клавиши, а чёрные не учитывать. Полагаю, так делают потому, что ноты на белых клавишах имеют собственные названия (до, ре, ми, фа, соль, ля и си), а названия нот на чёрных клавишах являются производными — их образуют, добавляя к названию ноты на белой клавише часть «диез» или «бемоль», например, до-диез. Это, однако, не означает, что чёрные клавиши имеют меньшее значение, чем белые, поэтому в октаве, строго говоря, не семь нот, а двенадцать: до, до-диез (ре-бемоль), ре, ре-диез (ми-бемоль), ми, фа, фа-диез (соль-бемоль), соль, соль-диез (ля-бемоль), ля, ля-диез (си-бемоль) и си.
Далее, если под термином «нота» понимать звук определённой высоты, то одноименные звуки в разных октавах придётся считать отдельно, потому что все они различаются по высоте, и тогда на клавиатуре фортепиано мы насчитаем не семь и не двенадцать нот, а ровно столько, сколько на ней клавиш, то есть 88 для большинства современных инструментов.
Упражнения и вопросы для самоконтроля
- При движении в какую сторону по клавиатуре фортепиано звуки становятся выше?
- Какой интервал образуют звуки любых двух соседних клавиш фортепиано, учитывая чёрные клавиши?
- Как найти ноту до на клавиатуре фортепиано?
- Запомните порядок следования нот на белых клавишах в обе стороны: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до — до, си, ля, соль, фа, ми, ре, до.
- Назовите ноты на белых клавишах в прямом порядке через одну, начиная с до: до, ми, соль и т. д. Остановитесь, когда вновь окажетесь на ноте до. Сколько октав между до, с которого вы начали, и до, на котором вы остановились? Сделайте то же самое в обратном порядке: до, ля, фа и т. д.
- Выполните упражнение, аналогичное предыдущему, только пропускайте не одну ноту, а две. В прямом порядке получится: до, фа, си и т. д.; в обратном: до, соль, ре и т. д. Сколько октав между до, с которого вы начали, и до, на котором вы остановились?
- Что означают знаки альтерации диез и бемоль? Как они записываются?
- Что такое энгармонизм? Какие ноты энгармонически равны нотам до-диез, ми-бемоль, фа-диез, ля-бемоль, си-бемоль, ми-диез, до-бемоль?
- Сколько полутонов между соседними нотами до и ре, ре и ми, ми и фа, фа и соль, соль и ля, ля и си, си и до?
- Какими буквами обозначаются ноты в английской и немецкой системах буквенной записи нот? В чём отличия этих двух систем?
- Перечислите названия всех октав, представленных на клавиатуре фортепиано. Которая из них находится в центре клавиатуры?
- Как с помощью буквы и цифры обозначить ноты ля второй октавы, до четвёртой октавы, ми малой октавы, фа контроктавы, си субконтроктавы?
- Сколько полутонов между ре первой октавы и ре третьей октавы? Сколько целых тонов между ля большой октавы и ля второй октавы?
Эта статья — вторая в трёхчастной серии публикаций о нотах: часть 1 | часть 2 | часть 3
Источник
В помощь начинающему преподавателю сольфеджио. Наглядные пособия
От редакции. Данным материалом редакция постаралась ответить на многочисленные поисковые запросы пользователей интернета, связанные с наглядными пособиями по сольфеджио для ДМШ. Наиболее популярные в педагогической практике пособия нужны как самим педагогам, так и родителям учащихся, которых преподаватели обычно просят изготовить часть из них. Материал может быть полезен также студентам музыкальных учебных заведений, начинающим преподавать сольфеджио в секторе педагогической практики. Для удобства использования молодыми педагогами все пособия кратко описаны и прилагаются в PDF-формате для скачивания.
На уроках сольфеджио большое значение в усвоении теоретического материала имеют различные наглядные пособия. С первых уроков в подготовительном классе предлагается использовать пособие «пуговки». Это два нотных стана со скрипичным и басовым ключами. На них вертикально натягиваются лески. На каждую леску надеваются по две пуговицы — белая и чёрная. В результате вверху выстраивается ряд белых пуговиц, внизу — ряд чёрных. Пуговки свободно двигаются по леске, короткие звуки обозначаются чёрным цветом, длинные звуки — белым. Это пособие сначала помогает изучать ноты, причём в обоих ключах, затем с помощью пуговок «записываются» простейшие и даже более сложные мелодии. Так как на уроке сольфеджио много форм работы, а маленькие дети плохо и медленно пишут ноты, данное пособие экономит время.
Общеизвестно, что применение пособий-карточек очень оживляет уроки сольфеджио. В подготовительном, первом и даже втором классе желательно рассказывать детям небольшие увлекательные истории, героями которых являются музыкальные термины. Очень хорошо для этой цели подходят сказки В. Кирюшина. Познакомить ребят с различными интервалами, дать им яркую эмоциональную окраску можно на примере «Сказки о глупой жирафе Октаве» и «Сказки о двух братьях Консонансе и Диссонансе». С другой стороны, никто не мешает творчески ориентированному педагогу сочинить свои сказки и предложить другой персонаж, изобразив его на карточке. С помощью сказок дети легко запоминают названия интервалов. Разумеется, педагог должен сопровождать свой рассказ музыкой. После усвоения материала дети любят играть в «интервальные дорожки», используя карточки, «загадывать» интервалы на фортепьяно, при этом ответы-карточки демонстрирует вся группа.
Пособия помогают в развитии ладового, гармонического, внутреннего слуха, способствуют чистому интонированию. Можно предложить ещё три пособия, которые используются начиная с подготовительного класса и далее в последующие годы обучения.
Первое пособие — это ЛЕСЕНКА. Лесенка предлагается в качестве пособия в учебнике для подготовительного класса М. Котляревской-Крафт. В основе её заложен релятивный способ изучения соотношения ступеней-звуков в ладу, который очень хорошо зарекомендовал себя для развития чистой интонации, помогая расширять диапазон голоса ребёнка. Предлагается сопровождать изучение лесенки ручными знаками. Первые интонационные упражнения по лесенке рекомендуется начинать с попевок и песенок на двух ступенях III-V (ВИ-ЗО), затем к данным попевкам присоединяется VI- ступень РА, только потом I ступень (Ё), даётся понятие тоники, далее — все остальные. Cтупени лесенки предлагается дифференцировать в цветовом отношении и связывать окраску лесенки со сказочными персонажами. ЛЕСЕНКА, которую мы используем, окрашена в цвета «любимые» главными героями сказки В. Кирюшина «В Стране Гармонических функций». Сказку лучше рассказывать, когда вводится ступень Ё (I) — Тоника, она по сказке В. Кирюшина — Царица страны Гармонических Функций, которая живёт в восьмиэтажном дворце, на первом этаже находится её тронный зал, а на восьмом — комната для отдыха. В сказке есть ещё один главный персонаж — Доминанта — главный министр Страны Гармонических Функций, который носит красный плащ и красную шляпу. Четвёртая ступень окрашена в жёлтый цвет, так как на этом этаже во дворце «живёт» главный повар Страны — Субдоминанта, предпочитающая в своём наряде жёлтый цвет. Остальная раскраска ступеней лесенки связана также с персонажами сказки. Таким образом, уже в подготовительном классе можно познакомить детей с названиями III ступени — Медианты, VI ступени — Субмедианты, связывая их с героями сказки и давать определённую функциональную принадлежность этих ступеней. На примере ЛЕСЕНКИ целесообразно проводить изучение строения мажорного звукоряда, а с помощью расширенной Лесенки — минорного. Предлагается петь песенки, показывая по Лесенке движение мелодии.
Второе пособие, хорошо знакомое преподавателям сольфеджио — это Болгарская Столбица. Рекомендуется главные ступени лада I, IV, V преподнести в той же цветовой гамме, что и на Лесенке, то есть использовать синий, жёлтый, красный цвет. На Столбице целесообразно стрелочками показать тяготение неустойчивых ступеней в устойчивые. Разрешение ступеней очень полезно дублировать ручными знаками в интонационных упражнениях. С помощью Столбицы удобно зафиксировать в сознании детей строение мажорного и минорного звукорядов. Даже обозначения ступеней римскими цифрами хорошо получается изучать по Столбице. По Столбице можно проводить распевки, когда в роли учителя выступает ученик, импровизировать, петь знакомые песенки, «загадывать загадки» из мелодий, таким образом развивая внутренний слух детей. С помощью Столбицы наглядно происходит знакомство учащихся с интервалами, аккордами и их более глубокое изучение в старших классах. Для изучения хроматизмов, видов минора, мажора рекомендуется с правой стороны от каждой ступени проставить диезы и бекары, а с левой стороны — бемоли и бекары.
Третье предлагаемое пособие — КЛАВИАТУРА ЗВУКОРЯДОВ. В данном пособии очень наглядно выделены главные ступени лада, причём в той же цветовой гамме, что и в Лесенке и в Столбице. Поскольку чёрные клавиши не раскрашены в нужные цвета, то ключевые знаки детям предлагается домысливать самостоятельно.
Общеизвестно, что изучать все гаммы, интервалы, аккорды важно в связи с КЛАВИАТУРОЙ ФОРТЕПИАНО. Вызывать же всех детей к инструменту на групповом уроке сольфеджио бывает часто невозможно. Поэтому, данное пособие исключительно полезно во всех классах ДМШ на уроках сольфеджио.
Источник