Клавиатура фортепиано с октавами нотами

Октавы на фортепиано: полная информация

Все музыкальные звуки, если их расположить по высоте от самого низкого до самого образуют музыкальный звукоряд, в который входит около ста различных по высоте звуков. Наибольший объем имеют:

  • орган (104 звука),
  • фортепиано (85-88 звуков),
  • полный баян (57 звуков),
  • современная бандура (до 55 звуков).

Каждому звуку музыкального звукоряда соответствуют подобные ему по звучанию, но разные по высоте звуки. Они называются октавными, а группа звуков между ними — октавой (от лат. oktava).

Полная октава содержит двенадцать различных по высоте звуков (октавный звук тринадцатый). Из них лишь семь основных имеют самостоятельные названия: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Названия звуков периодически повторяются в других октавах.

На фортепиано и на правой клавиатуре аккордеона и баяна основным звукам соответствуют белые клавиши (1) или белые кнопки (2).

Остальные пять звуков, которым соответствуют черные клавиши или кнопки упомянутых инструментов, самостоятельных названий не имеют. Их названия зависят от повышения или понижения соседних с ними основных звуков.

Ряд клавиш фортепиано, аккордеона или кнопок баяна называется клавиатурой. На фортепиано — одна клавиатура, на баяне, гармони и аккордеоне — две (для правой и левой рук). На баяне или гармони обе клавиатуры имеют кнопки. На аккордеоне правая клавиатура имеет клавиши, как фортепиано, а левая — кнопки, как баян.

Читайте также:  Мелодии для приложения пианино

На струнных инструментах роль клавиатуры выполняет гриф, в который врезан ряд узеньких металлических планочек — ладки (лады).

Некоторые струнные инструменты не имеют ладов на грифе (скрипка, альт, виолончель, контрабас). Точность воспроизведения звуков на этих инструментах в большой степени зависит от музыкального слуха исполнителя.

На бандуре, которая также не имеет ладов, каждая струна соответствует одному из звуков музыкального звукоряда, то есть бандура имеет определенный строй.
На духовых инструментах звуки добываются с помощью губ исполнителя, разных мундштуков (с тростью или без нее) и клапанов или вентилей, перекрываются пальцами, сокращая или удлиняя столб воздух внутри инструмента. Определенную роль играет также сила, с которой
вдувается воздух в духовой инструмент.

Началом каждой из октав условно считается звук до, что соответствует белой клавиши слева от первой из двух черных.

Сколько октав на фортепиано

Весь звукоряд делится на девять октав: семь полных и две неполные.

Название октав на фортепиано

Субконтроктава

Самая низкая в звукоряде субконтроктава — неполная, она имеет только три звука.

Ноты субконтроктавы в басовом ключе:

Контроктава

Следующая зовется контроктава, она — полная.

Вот так записываются нот контроктавы в басовом ключе:

Большая октава

Следующая большая октава — тоже полная.

Малая октава

Идет после большой, тоже полная октава.

Ноты малой октавы в басовом ключе

Октавы, идущие после малой, обозначаются порядковыми числами и называются: первая, вторая, третья, четвертая (полные).

Первая октава

Ноты первой октавы в скрипичном ключе:

Вторая октава

Ноты второй октавы

Третья октава, Четвертая октава и Пятая октава

Некоторые фортепиано вовсе не имеют пятой октавы, и зукоряд у них заканчивается звуком ля четвертой октавы.

Клавиатура фортепиано с нотами и октавами

На рубеже XVII и XV III вв. установился музыкальный звукоряд, называемый равномерно — темперированным. В нем все звуки расположены на одинаковом расстоянии друг от друга (расстояние здесь следует понимать как соотношение звуков по высоте), а октава делится на двенадцать равных частей.

Кратчайшее расстояние между двумя соседними звуками называется полутоном. Его принято считать наименьшей единицей измерения соотношений звуков по высоте. Полутону равняется расстояние между двумя основными звуками, соответствующими двум белым клавишам (или кнопкам), между которыми нет черной (то есть ми — фа и с и — к), или между основным и соседним с ним повышенным или пониженным звуком, то есть между белой и прилегающего к ней черного клавишами фортепиано (или кнопками баяна).
Два полутона в сумме составляют целый тон. Итак, октава имеет двенадцать полутонов, или шесть тонов.

Расстояние между звуками до — ре, ре — ми, фа — соль, соль — ля и ля — си равно двум полутонам или целому тону. На фортепиано (баяне) это две белые клавиши( две кнопки), между которыми есть черная. Кроме того тон равен расстоянию между двумя клавишами (кнопками) , между которыми есть третья.

Источник

Октавы на пианино

В данной статье поговорим о том, что такое октавы на пианино и как с ними совладать. Знания нот октавы особенно важно на начальном этапе освоения клавишных, поскольку это базовые основые — без них далеко не уедешь. Музыкальные звуки могут по разному слышаться и их объединили по звучанию в определенные группы — октавы и они по разному называются.

бывают «Первая октава», «Вторая», «Третья», «Четвёртая» и «Пятая». «Малая октава», «Большая», «Контроктава, «Субконтроктава».

Поняв и изучив как клавиатура делиться на октавы, вы легко сможете разобраться с любым клавишным инструментом, научитесь читать с листа и играть даже сложные музыкальные произведения.

Что такое октава на клавиатуре пианино?

Октава представляет собой тип музыкального интервала или расстояние между двумя нотами с одноименным названием. Например, найдите на клавиатуре ноту «до» и отсчитайте вверх или вниз восемь белых клавиш, то есть дойдите до следующей «до».

Термин «октава» заимствован от латинского слова «octavus», что означает восьмой.

Две соседние клавиши образовывают полутон и, соответственно, весь интервал составляет 12 полутонов. Каждая нота обладает своей собственной звуковой частотой, другими словами, скоростью колебания звука. Два звука, разделенных 8 ступенями, имеют частотное соотношение 2:1. Так, к примеру, нота «ля» содержит частоту 440 Гц, а на октаву выше она будет звучать на 880 Гц. Таким образом, это самый согласованный или приятно звучащий интервал.

Сколько октав у пианино

В предыдущем разделе мы познакомились с термином, а теперь узнаем, как называются октавы, где какая расположена и выясним, как они звучат. Вся клавиатура любого стандартного фортепиано делится на 7 октав плюс несколько дополнительных клавиш по краям.

Сначала посмотрим на основные три, которые находятся в середине клавиатуры, поскольку они часто используемые. В самом центре расположена первая окатва со средней высотой нот (261,63 – 523,25 Гц) и нотационным обозначением (С4-В4). Ниже ее стоит малая октава, звучание которой можно охарактеризовать, как умеренно-низкое (130,81– 261,63 Гц). Вторая октава (С5-В5), наоборот, выше первой и звучит умеренно высоко (523,25 – 1046,5 Гц). Далее добавляем еще две по обе стороны: большая октава (С2-В2) с низким тоном (65,406 – 130,81 Гц) и с другой стороны третья октава(С6-В6) с высоким тоном (1046,5 – 2093,0 Гц). Из полных у нас осталась контроктава (С1-В1) с чрезвычайно низким звуком (32,703 – 65,406 Гц) и четвертая (С7-В7) с чрезвычайно высоким (2093,0 – 4186,0 Гц). В самом нижнем регистре есть еще две клавиши А0 и В0, которые называются субконтроктава (16,352 – 32,703 Гц).

Это простой, но достаточно эффективный способ представить себе октавы, где каждая имеет свою собственную территорию, а также понять, как они звучат, прежде чем есть возможность их услышать.

А вот как выглядят первая и малая октавы в нотной тетради:

Как играть октавы на пианино

Один из лучших способов освоить октавы и усовершенствовать технику игры через гаммы. Лучше всего начинать с до-мажор. Играть нужно очень медленно, отрабатывая по отдельности каждую руку.

Со временем и упорством ваш навык вырастит, и вы будете чувствовать себя более комфортно и уверенно. С этого момента можно переходить на более быстрый темп. Но не торопитесь. Во-первых, ваши запястья могут устать, так как не привыкли к растяжке. Во-вторых, нужно отработать технику сбрасывания веса руки на клавиши, сохраняя при этом плечи свободными. Благодаря этим занятиям выработается выносливость, и пальцы привыкнут к форме интервала. Кроме того, регулярная игра гамм, усиливает представление об октавах в уме и значительно улучшает общее понимание каждой, а также способность быстро передвигаться по клавишам.

Немного усидчивости и стремления, и вы легко перейдете на новый продвинутый уровень! Дерзайте и не бойтесь трудностей – все преодолимо!

Еще из интересного:

Если все таки не поняли до конца, то вот еще есть мнение профессионала — как правильно выбрать цифровое пианино

Также возможно вам будет интересно почитать:

Источник

Как называются клавиши фортепиано

В данной статье мы будем знакомиться с клавиатурой пианино и других клавишных музыкальных инструментов. Вы узнаете о том, как называются клавиши фортепиано, что такое октава и как сыграть диез или бемоль.

Как известно, число клавиш на пианино – 88 (52 белых и 36 чёрных), и они расположены в определённом порядке. Прежде всего, сказанное относится к чёрным клавишам: они расположены по принципу чередования – две, три, две, три, две, три и т.д. Почему именно так? – для удобства игры и для простоты навигации (ориентирования). Это первый принцип. Второй принцип – при движении по клавиатуре слева направо возрастает высота звука, то есть в левой половине клавиатуры находятся звуки низкие, в правой половине – высокие. Когда мы перебираем клавиши подряд – мы как бы поднимаемся по ступенькам от низких звучностей во всё более высокий регистр.

Белые клавиши фортепиано называются также как и 7 основных нот – до ре ми фа соль ля си . Этот «набор» клавиш повторяется по всей клавиатуре несколько раз, каждое его повторение называется октавой. Другими словами, октава – это расстояние от одной ноты «до» до следующей (можно откладывать октаву как вверх, так и вниз). Все остальные клавиши (ре ми фа соль ля си) между двумя до входят в данную октаву, помещаются внутри неё.

Где находится нота до?

Вы уже поняли, что нота до на клавиатуре не единственная. Помните про то, что чёрные клавиши располагаются группами по две и три? Так вот, любая нота до примыкает к группе из двух чёрных клавиш, и находится слева от них (то есть как бы впереди них).

Ну и вот посчитайте, сколько нот до на клавиатуре вашего инструмента? Если вы за пианино – то их аж восемь штук, если за синтезатором, то будет поменьше. Все они принадлежат разным октавам, в этом мы сейчас разберёмся. Но сначала, смотрите – теперь вы знаете, как сыграть и все остальные ноты:

Можете сами придумать для себя какие-нибудь удобные ориентиры. Ну, например, типа таких: нота фа слева от трёх черных клавиш, или нота ре между двумя чёрными клавишами и т.п. А мы перейдём к октавам. Теперь сосчитаем их. Полная октава должна содержать все семь основных звуков. Таких октав на фортепиано семь. На краешках клавиатуры у нас нот в «набор» не хватает: снизу есть только ля и си, а сверху и вовсе одна нота – до. Эти октавы неполные, тем не менее, они будут иметь собственные названия, поэтому и эти кусочки мы будем считать отдельными октавами. Итого у нас получилось 7 полных октав и 2 октавы «огрызочные».

Названия октав

Теперь о том, как называются октавы. Называются они очень просто. В центре (на пианино обычно прямо напротив названия) находится первая октава, выше неё будут вторая, третья, четвёртая и пятая (одна нота до в ней, помните, да?). Теперь от первой октавы движемся вниз: слева от первой находится малая октава, дальше большая, контроктава и субконтроктава (это в которой белые клавиши ля и си).

Смотрим ещё разок и запоминаем:

Итак, октавы у нас повторяют один и тот же набор звуков, только на разной высоте. Естественно, все это отражается в нотной записи. Вот, к примеру, сравните, как записываются ноты первой октавы и, как записываются ноты в басовом ключе для малой октавы:

Наверное, давно уже назрел вопрос: а для чего вообще нужны чёрные клавиши, не для одной ведь навигации? Разумеется. На чёрных клавишах тоже играют, и нажимают их нисколько не реже, чем белые. Так в чём же дело? Дело вот в чём: кроме основных ступеней-нот (это те, что мы только что играли на белых клавишах), есть ещё и производные – они то и располагаются в основном на чёрных клавишах. Черные клавиши фортепиано называются точно так же, как и белые, только к названию добавляется одно из двух слов – диез или бемоль (например, до-диез или соль-бемоль). Сейчас разберёмся, что такое диез и что такое бемоль.

Как играть диезы и бемоли?

Рассмотрим все клавиши, которые входят в любую октаву: если посчитать вместе черные и белые, то, оказывается, что их в сумме выходит 12 (7 белых + 5 чёрных). Получается, что октава разделена на 12 частей (12 равных ступенек), и каждая клавиша в данном случае – одна часть (одна ступенька). Вот, расстояние от одной клавиши до самой близкой соседней – это полутон (неважно, куда откладывать полутон: вверх или вниз, между двумя белыми или между чёрной и белой клавишей). Итак, октава состоит из 12 полутонов.

Диез – это повышение основной ступени на полутон, то есть, если нам нужно сыграть, скажем, ноту до-диез, то мы нажимаем не клавишу «до», а ту ноту, которая на полутон выше. До-диез – соседняя чёрная клавиша (справа от клавиши «до»).

Бемоль имеет обратное действие. Бемоль – это понижение основной ступени на полутон. Если нам нужно сыграть, к примеру, си-бемоль, то мы играем не белую «си», а нажимаем соседнюю чёрную клавишу, которая ниже этой «си» (слева от клавиши «си»).

Теперь понятно, что каждая чёрная клавиша – это или диез или бемоль какой-нибудь из соседних «белых» нот. Но не всегда диез или бемоль занимает именно чёрную клавишу. Например, между такими белыми клавишами, как ми и фа, или си и до, нет чёрных. И как тогда играть до-бемоль или ми-диез?

Очень просто – все по тому же правилу: диез на полтона выше, бемоль на полтона ниже. Напоминаю, что полутон – это кратчайшее расстояние между любыми двумя соседними клавишами. Значит, для того чтобы сыграть до-бемоль, спускаемся на полтона – получаем, что до-бемоль совпадает по высоте с нотой си. Аналогично, нужно играть ми-диез – поднимаемся на полутон: ми-диез совпадает с клавишей фа. Звуки, которые одинаковы по высоте, но по-разному записываются, называются энгармоническими (энгармонически равными).

Ну, вот и всё! Я думаю, всё понятно. Мне осталось добавить по поводу того, как диез и бемоль обозначают в нотах. Для этого используют специальные значки, которые записываются перед той нотой, которую нужно изменить.

Небольшое заключение

Мы с вами в данной статье разобрались в том, как называются клавиши фортепиано, какие ноты соответствуют каждой клавише и как легко ориентироваться на клавиатуре. Также мы выяснили, что такое октава и узнали, названия всех октав на фортепиано. Ещё вы теперь знаете, что такое диез и бемоль, и как найти диезы и бемоли на клавитуре.

Клавиатура фортепиано – универсальна. Многие другие музыкальные инструменты оснащены клавиатурами подобного типа. Это не только рояль и пианино, но аккордеон, клавесин, орган, челеста, клавишные гусли, синтезатор и т.д. По образцу такой клавиатуры расположены пластинки на ударных инструментах – ксилофоне, маримбе, вибрафоне.

Если вы интересуетесь внутренним устройством фортепиано, если вам любопытно узнать, как и откуда берётся звук у этого дивного инструмента, то рекомендую ознакомиться со статьей «Устройство пианино». До встречи! Оставляйте свои комментарии внизу, нажимайте «Мне нравится», чтобы поделиться найденным материалом с друзьями и единомышленниками в контакте, моём мире и фейсбуке.

Источник

Оцените статью