Клавиатура пианино для сольфеджио с октавами

В помощь начинающему преподавателю сольфеджио. Наглядные пособия

От редакции. Данным материалом редакция постаралась ответить на многочисленные поисковые запросы пользователей интернета, связанные с наглядными пособиями по сольфеджио для ДМШ. Наиболее популярные в педагогической практике пособия нужны как самим педагогам, так и родителям учащихся, которых преподаватели обычно просят изготовить часть из них. Материал может быть полезен также студентам музыкальных учебных заведений, начинающим преподавать сольфеджио в секторе педагогической практики. Для удобства использования молодыми педагогами все пособия кратко описаны и прилагаются в PDF-формате для скачивания.

На уроках сольфеджио большое значение в усвоении теоретического материала имеют различные наглядные пособия. С первых уроков в подготовительном классе предлагается использовать пособие «пуговки». Это два нотных стана со скрипичным и басовым ключами. На них вертикально натягиваются лески. На каждую леску надеваются по две пуговицы — белая и чёрная. В результате вверху выстраивается ряд белых пуговиц, внизу — ряд чёрных. Пуговки свободно двигаются по леске, короткие звуки обозначаются чёрным цветом, длинные звуки — белым. Это пособие сначала помогает изучать ноты, причём в обоих ключах, затем с помощью пуговок «записываются» простейшие и даже более сложные мелодии. Так как на уроке сольфеджио много форм работы, а маленькие дети плохо и медленно пишут ноты, данное пособие экономит время.

Общеизвестно, что применение пособий-карточек очень оживляет уроки сольфеджио. В подготовительном, первом и даже втором классе желательно рассказывать детям небольшие увлекательные истории, героями которых являются музыкальные термины. Очень хорошо для этой цели подходят сказки В. Кирюшина. Познакомить ребят с различными интервалами, дать им яркую эмоциональную окраску можно на примере «Сказки о глупой жирафе Октаве» и «Сказки о двух братьях Консонансе и Диссонансе». С другой стороны, никто не мешает творчески ориентированному педагогу сочинить свои сказки и предложить другой персонаж, изобразив его на карточке. С помощью сказок дети легко запоминают названия интервалов. Разумеется, педагог должен сопровождать свой рассказ музыкой. После усвоения материала дети любят играть в «интервальные дорожки», используя карточки, «загадывать» интервалы на фортепьяно, при этом ответы-карточки демонстрирует вся группа.

Читайте также:  Кондак новомученикам ноты трубачев

Пособия помогают в развитии ладового, гармонического, внутреннего слуха, способствуют чистому интонированию. Можно предложить ещё три пособия, которые используются начиная с подготовительного класса и далее в последующие годы обучения.

Первое пособие — это ЛЕСЕНКА. Лесенка предлагается в качестве пособия в учебнике для подготовительного класса М. Котляревской-Крафт. В основе её заложен релятивный способ изучения соотношения ступеней-звуков в ладу, который очень хорошо зарекомендовал себя для развития чистой интонации, помогая расширять диапазон голоса ребёнка. Предлагается сопровождать изучение лесенки ручными знаками. Первые интонационные упражнения по лесенке рекомендуется начинать с попевок и песенок на двух ступенях III-V (ВИ-ЗО), затем к данным попевкам присоединяется VI- ступень РА, только потом I ступень (Ё), даётся понятие тоники, далее — все остальные. Cтупени лесенки предлагается дифференцировать в цветовом отношении и связывать окраску лесенки со сказочными персонажами. ЛЕСЕНКА, которую мы используем, окрашена в цвета «любимые» главными героями сказки В. Кирюшина «В Стране Гармонических функций». Сказку лучше рассказывать, когда вводится ступень Ё (I) — Тоника, она по сказке В. Кирюшина — Царица страны Гармонических Функций, которая живёт в восьмиэтажном дворце, на первом этаже находится её тронный зал, а на восьмом — комната для отдыха. В сказке есть ещё один главный персонаж — Доминанта — главный министр Страны Гармонических Функций, который носит красный плащ и красную шляпу. Четвёртая ступень окрашена в жёлтый цвет, так как на этом этаже во дворце «живёт» главный повар Страны — Субдоминанта, предпочитающая в своём наряде жёлтый цвет. Остальная раскраска ступеней лесенки связана также с персонажами сказки. Таким образом, уже в подготовительном классе можно познакомить детей с названиями III ступени — Медианты, VI ступени — Субмедианты, связывая их с героями сказки и давать определённую функциональную принадлежность этих ступеней. На примере ЛЕСЕНКИ целесообразно проводить изучение строения мажорного звукоряда, а с помощью расширенной Лесенки — минорного. Предлагается петь песенки, показывая по Лесенке движение мелодии.

Читайте также:  Носков не согласен аккорд

Второе пособие, хорошо знакомое преподавателям сольфеджио — это Болгарская Столбица. Рекомендуется главные ступени лада I, IV, V преподнести в той же цветовой гамме, что и на Лесенке, то есть использовать синий, жёлтый, красный цвет. На Столбице целесообразно стрелочками показать тяготение неустойчивых ступеней в устойчивые. Разрешение ступеней очень полезно дублировать ручными знаками в интонационных упражнениях. С помощью Столбицы удобно зафиксировать в сознании детей строение мажорного и минорного звукорядов. Даже обозначения ступеней римскими цифрами хорошо получается изучать по Столбице. По Столбице можно проводить распевки, когда в роли учителя выступает ученик, импровизировать, петь знакомые песенки, «загадывать загадки» из мелодий, таким образом развивая внутренний слух детей. С помощью Столбицы наглядно происходит знакомство учащихся с интервалами, аккордами и их более глубокое изучение в старших классах. Для изучения хроматизмов, видов минора, мажора рекомендуется с правой стороны от каждой ступени проставить диезы и бекары, а с левой стороны — бемоли и бекары.

Третье предлагаемое пособие — КЛАВИАТУРА ЗВУКОРЯДОВ. В данном пособии очень наглядно выделены главные ступени лада, причём в той же цветовой гамме, что и в Лесенке и в Столбице. Поскольку чёрные клавиши не раскрашены в нужные цвета, то ключевые знаки детям предлагается домысливать самостоятельно.

Общеизвестно, что изучать все гаммы, интервалы, аккорды важно в связи с КЛАВИАТУРОЙ ФОРТЕПИАНО. Вызывать же всех детей к инструменту на групповом уроке сольфеджио бывает часто невозможно. Поэтому, данное пособие исключительно полезно во всех классах ДМШ на уроках сольфеджио.

Источник

Клавиатура фортепиано. Октавы. Названия нот.

Как выглядит клавиатура фортепиано

Начнем обучение со знакомства с инструментом, на котором Вы будете учиться играть. Клавиатура фортепиано состоит из белых и черных клавиш. Их количество может варьироваться в зависимости от инструмента. На моем пианино 88 клавиш – 52 белых и 36 черных.

Чтобы Вы не запутались в таком количестве клавиш и легко ориентировались на клавиатуре, посмотрим, из чего она состоит.

Октавы

Клавиатура делится на равные части – октавы. Каждая октава имеет свое название. Ограничивается октава клавишами со звуком «до». То есть от «до» начинается каждая следующая октава. На фото ниже – фотография первой октавы с подписанными названиями (от “до” до “си”). Первая октава находится по середине клавиатуры. Если у Вас акустическое пианино, то в пределах первой октавы находится замочек.

Названия октав

Каждая октава имеет свое название. Первая октава – в середине клавиатуры. Если сдвигаемся от нее направо, к более высоким звукам, за ней следуют вторая, третья и четвертая октавы. У меня еще одна клавиша «до» от пятой октавы поместилась.

Если сдвигаемся влево от первой октавы, к более низким звукам, то за ней следует малая октава, большая октава, контроктава и небольшой кусочек субконтроктавы.

На этом видео я подробно показываю расположение октав на клавиатуре фортепиано.

Высота звуков

Наверняка Вы уже пробовали нажимать клавиши на своем пианино и обратили внимание, что слева звуки более низкие, а справа – высокие. Детям на уроке музыки обычно объясняют, что слева, где низкие звуки – живут мишки, а справа, где высокие звуки – птички.

Когда упоминается, что звуки повышаются – это означает, что на клавиатуре мы сдвигаемся вправо. А если понижаются – то влево. Надо запомнить для себя: вверх – вправо, вниз – влево.

Названия клавиш

Как понятно из фото выше, названий белых клавиш всего семь: до, ре, ми, фа, соль, ля си. Дальше они повторяются уже в других октавах.

Черные клавиши своих названий не имеют. Для их наименований используют обозначения «диез» и «бемоль». Диез – означает повышение звука, бемоль – понижение. То есть если мы говорим «до диез», мы подразумеваем соседнюю черную клавишу справа от клавиши «до». А если говорим, например, «соль бемоль», мы имеем ввиду соседнюю черную клавишу слева от клавиши «соль». Таким образом, например, «до диез» и «ре бемоль» обозначает одну и ту же черную клавишу.

То, как правильно называть черную клавишу – с диезом или с бемолем – зависит от тональности произведения, в котором они употребляются. Об этом будем говорить позже.

Вот так графически выглядят обозначения диеза и бемоля:

Клавиши, ноты, звуки – в чем разница?

Все очень просто. Клавиши находятся на инструменте (синтезаторе, пианино, рояле). У каждой клавиши есть свое название, которое соответствует звуку и ноте. Звук – это звучание, то, что мы слышим. Нота – это графическое обозначение звука (то, что мы записываем значком).

Задание

  1. Выучить название и расположение клавиш. Как это делать? Выбираете клавишу «до» и играете ее во всех октавах. Сразу называйте название октавы, в которой играете. Потом берет «ре» и так все белые клавиши.
  2. Найти на своей клавиатуре следующие клавиши:

ля 1 октавы
си бемоль 2 октавы
фа большой октавы
ре диез 3 октавы
ми бемоль 1 октавы
соль малой октавы
си 2 октавы
до большой октавы
ре малой октавы
соль диез 4 октавы

  1. Задание на развитие музыкального слуха. Пропевать звуки белых клавиш одновременно с игрой. Берете «до» и поете его. Слушайте себя, слушайте, как звучит инструмент. Старайтесь попасть в ноту голосом. Отмечайте для себя высоту звуков относительно друг друга – выше стал звук или ниже. Для начала пойте звуки подряд – до, ре, ми, фа, соль, ля, си. При выборе октавы, в какой будете петь, ориентируйтесь на свой голос. Для женщин скорее всего подойдет первая октава, для мужчин – чаще верхняя часть большой октавы и нижняя часть – малой.

Если у Вас возникли вопросы и что-то непонятно, пишите свои вопросы в комментариях к этой статье.

Источник

скрипачу.рф

Сайт для скрипачей, их преподавателей и родителей

Клавиатура пианино. Октавы. Регистры.

Клавиатура фортепиано

Клавиатура — это последовательность чёрных и белых клавиш, с помощью которых извлекается звук из инструмента. Клавиатура бывает не только у пианино или рояля. Также к клавишным инструментам относятся:

Октавы

Октава — это расстояние от ноты до её следующего повторения.

В музыке существует 9 октав:

  • Субконтроктава
  • Контроктава
  • Большая октава
  • Малая октава
  • Первая октава
  • Вторая октава
  • Третья октава
  • Четвертая октава
  • Пятая октава

Рассмотрим расположение октав на картинке

Регистр — диапазон пианино разбитый по частям, которые объединяются тембровым окрасом.

Выделяют три регистра:

  • Нижний (субконтроктава, контроктава и большая октава)
  • Средний (малая, первая и вторая октавы)
  • Верхний регистр (третья, четвертая и пятая октавы)

Источник

Расположение нот на клавиатуре пианино

Всего на клавиатуре фортепиано есть 88 клавиш, среди которых 52 штуки белых, остальные 36 – черные. Белые клавиши расположены все подряд без каких-либо особенностей, а черные – группами по две или по три. Посмотрите на картинку:

На белых клавишах регулярно повторяются семь одних и тех же нот: ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Каждое такое повторение от одной ноты ДО до следующей ноты ДО называется ОКТАВОЙ. Любая нота ДО находится перед группой из двух черных клавиш, то есть слева от них, как бы «под горкой». Рядом с клавишей ДО на пианино находится клавиша РЕ и так далее все клавиши пианино располагаются по порядку. Смотрим на картинку:

Итак, вот что мы выяснили:

  • Нота ДО всегда находится слева от двух черных клавиш.
  • Нота РЕ расположена на пианино между двумя черными клавишами.
  • Нота МИ занимает положение справа от группы из двух черных клавиш.
  • Нота ФА находится слева от группы из трех черных клавиш.
  • Ноты СОЛЬ и ЛЯ находятся внутри группы из трех черных клавиш.
  • Нота СИ соседствует с нотой ДО и находится справа от группы из трех черных клавиш.

Какие бывают октавы на фортепиано?

Мы выше уже сказали, что каждое повторение набора всех семи звуков называется октавой. Октавную систему можно сравнить с многоэтажным домом. Те же самые ступеньки музыкальной лестницы (ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ) повторяются каждый раз на новой высоте, как будто бы постепенно повышается этаж расположения лесенки.

Октавы имеют свои названия, они очень простые. Средние и высокие звуки находятся в октавах, которые называются: ПЕРВАЯ, ВТОРАЯ, ТРЕТЬЯ, ЧЕТВЕРТАЯ и ПЯТАЯ. Первая октава обычно находится в середине инструмента, в середине диапазона. Вторая, третья, четвертая октавы находятся выше, то есть с правой стороны по отношению к первой октаве. Пятая октава считается неполной, так как в ней всего лишь один звук – одна только нота ДО без продолжения.

Про ноты, находящиеся в разных октавах так и говорят: до первой октавы, до второй октавы, до третьей октавы и т.д., соль первой октавы, соль третьей октавы, соль четвертой октавы и т.д.

Низкие, басовые звуки занимают левую сторону клавиатуры фортепиано. Они располагаются в октавах, которые называются: МАЛАЯ, БОЛЬШАЯ, КОНТРОКТАВА, СУБКОНТРОКТАВА. Малая октава находится ближе всех к первой, непосредственно слева от нее. Ниже, то есть левее, на пианино – клавиши большой октавы, далее – контроктавы. Субконтроктава является неполной, в ней две белые клавиши – ля и си.

Для чего нужны черные клавиши?

С белыми клавишами пианино мы немного разобрались – на них в разных октавах располагаются основные ноты ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ и СИ. А для чего же тогда нужны черные клавиши на фортепиано? Разве только для ориентировки по ним? Оказывается, нет. Дело в том, что в музыке есть ноты (ступени) основные, их семь, а кроме них есть ступени производные, которые получаются при повышении или понижении основных. Повышение ступени обозначается словом ДИЕЗ, а понижение – словом БЕМОЛЬ.

В нотах для обозначения диезов и бемолей применяются специальные знаки. Диез по начертанию представляет собой небольшую решетку (совсем такая решетка как на клавиатуре вашего телефона), которая ставится перед нотой. Бемоль (с французского – мягкая «бэ») напоминает русский мягкий знак, только более заостренный к низу или латинскую букву b, этот знак также как и диез ставится перед нотой (заранее).

ВАЖНО! Диез и бемоль повышает или понижает, то есть изменяет ноту на ПОЛУТОН. Полутон – много это или мало? Полутоном на фортепианной клавиатуре считаемся наименьшее расстояние между двумя клавишами. То есть, если играть все клавиши фортепиано подряд, не пропуская белые и черные, то между двумя соседними клавишами будет расстояние в полутон.

И если нам нужно сыграть какой-нибудь диез, то мы просто берем клавишу на полутон выше, то есть не обычную белую ДО, РЕ или МИ, а следующую за ним черную (или белую, в случае когда черной рядом не имеется). Давайте посмотрим примеры:

Так получилось, что две ноты – ми-диез и си-диез совпадают с другими клавишами. МИ-ДИЕЗ совпадает с клавишей ФА, а СИ-ДИЕЗ – с клавишей ДО. Для этих диезов не нашлось отдельных черных клавиш, поэтому их «выручили» соседние белые. Тут нечему удивляться, в музыке часто такое бывает. Это интересное свойство, когда звуки совершенно одинаково звучат, но по-разному называются, имеет имя ЭНГАРМОНИЗМ (ЭНГАРМОНИЧЕСКОЕ РАВЕНСТВО).

Если нам нужно взять на фортепиано какой-нибудь бемоль, то нужно наоборот играть клавишу на полутон ниже, то есть левее, ту клавишу, которая идет перед основной. И здесь тоже будут случаи энгармонического равенства: ФА-БЕМОЛЬ совпадает с клавишей МИ, а ДО-БЕМОЛЬ – с клавишей СИ. Давайте посмотрим теперь все остальные бемоли:

Таким образом, черные клавиши на клавиатуре пианино выполняют очень интересную двойную функцию: для одних нот они являются диезами, а для других – бемолями. Если вы хорошо усвоили сегодняшний урок, то вы без труда эти совпадения клавиш можете назвать. Если вы занимаетесь с ребенком, то попросите его об этом обязательно, чтобы эта мысль в его голове лучше отложилась. Кстати, если вы собираетесь разучить с ребенком написание нот, то в помощь вам у нас есть неплохое пособие – Как выучить ноты с ребенком? Милости просим вас на эту страничку!

Дорогие друзья! Помог ли вам как-то этот материал? Какие вопросы у вас остались неразрешенными? Что еще вам хотелось бы узнать от нас о мире музыки? Напишите свои мысли и пожелания в комментариях. Ни одно ваше сообщение не останется без внимания.

Источник

Оцените статью