Клавиатура пианино для учащихся

Клавиатура пианино для учащихся

Современные музыкальные технологии не оставляют без внимания потребности пианистов и учащихся музыкальных школ, колледжей и институтов. В целом ряде случаев компактный электронный инструмент оказывается предпочтительнее классического акустического пианино или рояля.

Текст: Филипп Баранов a.k.a. mix2r@

Цифровые пианино не теряют строй и не нуждаются в настройке специалиста, занимают меньше места и позволяют играть экспрессивно, не беспокоя окружающих. У цифровых роялей и пианино есть разъемы для наушников, память для записи исполнения, в то же время производители непрерывно улучшают их, стремясь сделать похожими на акустические инструменты. В музыкальных магазинах можно встретить множество клавишных инструментов с так называемой «взвешенной» клавиатурой, которые в момент нажатия в той или иной степени пытаются имитировать работу фортепианного механизма. Диапазон исполнительских стилей и пристрастий в этом вопросе стимулировал появление целого ряда технологий воссоздания в мелочах ощущений, возникающих при игре на клавиатуре настоящего акустического пианино или рояля. Этой осенью мой собственный сын пошел в подготовительный класс музыкальной школы. И мне не удалось найти и одного русскоязычного материала по цифровым пианино, подходящим для учащихся. Разумеется, я разобрался во всем сам, а ниже я предлагаю в систематизированном виде эту информацию.

Для облегчения понимания технологий имитации ощущений от механизма фортепианных клавишей мы немного разберемся с принципом звукоизвлечения и устройством этого механизма. Само это слово «механизм» означает, что акустическое пианино или рояль производит звук в результате механического воздействия на струны посредством взаимодействующих частей. Фортепианная механика состоит из более чем 30 деталей на каждую ноту и совершенствуется на протяжении нескольких столетий. В какое-то время молоточки пришли на смену металлическим щипкам клавира. В упрощенном представлении нажатие или удар по клавише высвобождает струну от демпфера одновременно с ударом по ней молоточка. Кроме этого, нажатием правой педали сразу все струны могут быть освобождены при помощи демпферной штанги, а нажатием левой педали, наоборот, заглушены форшибунгом. Фортепианный механизм обладает динамикой – позволяет молоточкам бить по струнам с различной силой в зависимости от силы и скорости воздействия на клавиши. В электронных пиано динамика достигается параметрами velocity и touch sensitivity, физически отображающими скорость движения клавиши и последующее на нее воздействие. Также в фортепианном механизме имеется репетиция – устройство, обеспечивающее быстрый повтор нот в трелях, триолях и виртуозных пассажах, позволяющее извлечь тонкие тембровые нюансы.

Читайте также:  Кабардинец поет под гитару

Таким образом, перед производителями клавиатур современных цифровых пианино оказались довольно противоречивые требования – обеспечить по возможности наиболее точное воспроизведение всех нюансов работы механизма акустического фортепиано при наименьшем возможном весе и размере. С точки зрения физики, для запуска сэмпла – фрагмента записи звука струны – хватает одного простого контакта, для получения динамики – двух, а тензодатчиков достаточно для «съема» послекасания – воздействия на клавишу после нажатия. Вкупе с сегодняшними цифровыми сигнальными и звукоусилительными технологиями этих данных достаточно для получения полной иллюзии нахождении в одном помещении с инструментом со струнами и корпусом. Если бы на цифровых пианино играли роботы, этим, и даже меньшим, можно было бы ограничиться. Клавиатуры были бы компактными и невесомыми, похожими на компьютерные.

Все остальные усилия направлены на достижение эффекта ступенчатости при работе фортепианной механики, инерционности 30 деревянных, кожаных и фетровых деталей и характерной задержки и вибраций при возврате клавишей. У человека.

Существует целый ряд брендов цифровых пианино. Каждый бренд представлен несколькими линейками цифровых пианино в различных корпусах. Есть цифровые пианино в форм-факторе парты, есть цифровые пианино в форм-факторе комодов. Некоторые инструменты напоминают пульты управления космических кораблей, а есть компактные варианты, которые можно переносить. Но почти во всех в них установлены клавиатуры всего нескольких типов, произведенных по ОЕМ-соглашению для всех этих брендов неприметной компанией FATAR. Сегодня мы отправимся за цифровыми пианино не в мебельный, а в музыкальный магазин. Там мы услышим специализированные маркетинговые термины, которыми описывают свойства клавиатур цифровых пианино.

GradedHammer Action – полновесные полноразмерные клавиатуры с наиболее реалистичными ощущениями, применяемые в изделиях Yamaha, Roland, Kurzweil, Korg, Nord Keyboards, M-Audio, Casio, Kawai и некоторых других. Roland использует термин Progressive hammer action, у Casio встречается термин Scaled hammer action, означающие то же самое. Клавиатуры этого типа создают ощущения от фортепианной клавиатуры, где клавиши в нижнем регистре кажутся тяжелее клавишей в верхнем регистре. Другими словами, при исполнении восходящего хроматического пассажа из нижнего регистра в верхний или слева направо извлечение облегчается, а сопротивление усилию уменьшается. Это связано с тем, что молоточки, бьющие по толстым басовым струнам сами по себе больше, тяжелее и обладают большей инерцией, чем аналогичные в верхних октавах. Также клавиатура в нижнем регистре реагирует с неуловимо большим запаздыванием.

Читайте также:  Когда сердце болит ноты для фортепиано

Термин Hammer Action 88 и относится к механизму, имитирующему молоточковые механизмы акустического фортепиано, где для извлечения звука по струнам бьют деревянно-фетровые молоточки, а самих клавишей 88. Даже имея иную конструкцию, чем в акустическом фортепиано, Hammer Action механизм цифрового пианино имеет молоточкоподобные детали как раз для создания нужного сопротивления и отдачи, чтобы у исполнителя появились необходимые ощущения, привычные при игре на классических инструментах. Тем не менее, конструкция Hammer Action механики воссоздает нужные ощущения не только при нажатии, но и при возвращении со скоростью, как в акустическом инструменте. Также необходимый вес, рычажки и пружины помогают клавиатуре цифрового пианино передавать изменения в динамике исполнения – стаккато, работу локтей, быстрые повторные нажатия. Клавишники с классической подготовкой и пианисты наилучшим образом характеризуют и предпочитают именно такие технологии в клавиатурах, поскольку они дают им то, к чему они привыкли. Graded-Hammer Action клавиатуры – единственные отзываются на широчайший диапазон исполнения от пианиссимо до фортиссимо, допускают приемы и нюансы, многие из которых возможны и могут быть услышаны лишь на инструментах с такими клавиатурами. Эти же клавиатуры наиболее подходят учащимся и студентам, позволяя первым правильно «поставить руку», а вторым, как минимум, добавить гибкости в расписание занятий – цифровое пианино поможет в часы, когда занятия на акустическом инструменте невозможны. Они же приходят на помощь, если нужно взять инструмент на дачу, в поездку, на каникулы. Цифровое пианино готово к использованию сразу после перевозки, тогда как акустическое требует настройки. Жилые комнаты в кампусе для размещения студентов с возможностью установки классического пианино или кабинетного рояля обходятся дороже. Часто сами правила позволяют играть на акустических фортепиано лишь в определенные часы.

WoodenKey Action – наиболее дорогие электронные клавиатуры, часто встречающиеся в инструментах типа mini-grand или baby-grand – компактных кабинетных цифровых пианино и роялях. Эти клавиатуры обладают механикой Graded Hammer Action с применением настоящего дерева при изготовлении клавишей. Большинство обычных Hammer Action 88 клавиатур изготавливается из пластиковых клавишей трех типов: 95 г, 85 г и 75 г. Деревянные Wooden keys имеют решающее преимущество для традиционных пианистов в том, что даже ощущение от прикосновения и стук при игре максимально приближены к возникающим от клавиатуры акустического фортепиано. Деревянные клавиши вместе с остальным механизмом обеспечивают минимально возможный дискомфорт при переходе с акустического инструмента на электронный и обратно. Среди деревянных клавишей могут быть цельнодеревянные или сэндвичевые, с пластиковым покрытием. Встречается заказное исполнение и отделка клавиатур с применением самого разного декоративного покрытия. Клавиатуры с применением дерева наиболее часто встречаются в инструментах Yamaha, Kawai и Roland.

Weighted Balanced Hammer Action – торговая марка, обозначающая клавиатуры с клавишами одинакового веса во всем диапазоне. Альтернативное название – Balanced Hammer Action либо Weighted Hammer Action. Все клавиатуры этого типа имеют механизм имитации молоточков наряду с другими средствами достижения надлежащего сопротивления при игре и возврата клавишей при отпускании. При этом различия в ощущениях в зависимости от регистра отсутствуют. Для тех, кто находит скрупулезное воспроизведение всего несовершенства фортепианной клавиатуры излишним, такие клавиатуры являются предпочтительными. Кому-то просто легче играть на равновзвешенной клавиатуре, и они находят аутентичный Hammer Action-механизм менее удобным. Дополнительным преимуществом является естественность при игре нефортепианными тембрами – органными, оркестровыми и т. д. Студенты эстрадных отделений – одни из представителей этой целевой аудитории.

SemiWeighted Action – полувзвешенные клавиатуры. Они не только имеют облегченные клавиши с уменьшенной инерционностью по сравнению с полновзвешенными, но и поведение их, как и ощущения, ими создаваемые, также отличаются. Сопротивление в таких клавиатурах создается за счет пружин, а не сложных механизмов, имитирующих молоточковый. Результатом является характерный, слишком резкий возврат, отдача при нажатии, вибрирующие клавиши при быстрых пассажах и повторениях, не слишком аутентичный дребезг. Различия в сопротивлении и отдаче в зависимости от регистра также не предусмотрены. Полувзвешенные клавиатуры являются промежуточным вариантом, компромиссом между синтезаторной клавиатурой и клавиатурой цифрового пианино. Наиболее близкий аналог – клавиатура органа или классического концертного электропиано. Тем не менее, очень многие клавишники предпочитают это сочетание – утяжеленные клавиши с быстрым пружинным механизмом синтезаторных клавиатур. Это позволяет им применять непианинные исполнительские техники – играть соло, стаккато аккордами без чрезмерного напряжения, пользоваться послекасанием и т. д. Синтезаторные клавиатуры в этом обзоре я не рассматриваю, поскольку для обучения пианистов они совершенно не подходят. А полувзвешенные упомянуты лишь потому, что они внешне напоминают пианинные, хотя ими не являются и для обучения фортепианной технике подходят гораздо хуже Hammer Action 88 клавиатур, клавиатур настоящих цифровых пианино.

На рисунках и схемах изображено устройство основных типов клавиатур, выпускаемых на заводах Fatar для ведущих изготовителей цифровых пианино. Чуть более подробно я остановлюсь на мебельной части инструментов – их форм-факторе.

Цифровые кабинетные рояли с массивным корпусом, ногами-стойками и крышками обладают сравнительно мощными встроенными акустическими системами, а деревянные панели их корпусов улучшают звук, усиливая ощущения игры на акустическом инструменте. Достоинство инструментов этого форм-фактора содержит в себе и его недостатки – увеличенные размеры, вес и стоимость. При покупке подобного инструмента почти невозможно обойтись без профессиональных грузчиков и сборщиков. Без подходящего помещения тоже не обойтись, иначе не удастся по достоинству оценить преимущества его акустического исполнения.

Цифровые пианино в корпусе-подставке с крышкой – следующий класс инструментов. Размеры и вес уже не так велики, а для занятий нужно лишь открыть крышку и включить питание. Подобные инструменты также имеют в корпусе акустические системы и ножки-стойки. Педали располагаются на специальных консолях, а корпус передает вибрации клавишам. В подобных инструментах чаще всего есть два гнезда для подключения наушников – есть возможность занятия с преподавателем в изолированном режиме. Если в семье есть дети или учащемуся нужна гибкость в расписании занятий, двойные наушники – важное преимущество.

Портативные концертные пианино представляют собой массивный клавишный инструмент, допускающий переноску. Ножки-стойки уже отсоединяются и/или складываются, встроенная акустическая система не имеет большой мощности, а педали могут располагаться на полу. В качестве очевидного преимущества помимо возможности транспортировки можно считать возможность применения обычной клавишной стойки с регулируемой высотой. Среди таких инструментов не редкость модели с двойными выходами для наушников и доступность специального кофра или чехла для транспортировки.

Альберт Большаков

менеджер компании «Мультимедиа клуб»

Комментарий Альберта Большакова:

Для начала, хотелось бы поблагодарить автора за этот материал. Тематика статьи сейчас актуальна, как никогда! Множество достойных производителей предлагают различные решения, постоянно расширяют ассортимент, выпуская все новые и новые модели. Сориентироваться во всем многообразии довольно сложно, поэтому я позволю себе сфокусироваться на одном из самых ярких представителей плеяды лидеров – компании Clavia и бренде Nord. Клавишные инструменты Nord – бренд хорошо известный, но в России многие знают, что такие инструменты есть, встречали их в продаже, но до практического знакомства с ними дело не дошло, и совсем напрасно. Это очень интересные разработки, выделяющиеся на фоне привычной японско-корейской продукции. Недаром с 2000 по 2009 год инструменты Nord неоднократно получали премию MIPA! (престижная музыкальная премия, среди производителей инструментов и музыкального оборудования)

Как я уже говорил, российская аудитория довольно поверхностно знакома с брендом компании Clavia, да и о самой компании знают немного. Поэтому я считаю необходимым немного рассказать о том, кто, как и когда создал имя Nord. А началось все в 1983 году в Стокгольме, где Ханс Норделиус (Hans Nordelius) вместе с Микаэлем Карлссоном (Mikael Carlsson) основали компанию Clavia. В подвальном помещении одного из домов в пригороде Стокгольма была создана цифровая драм-машина Digital Percussion Plate 1, которая в том же году вышла на коммерческий рынок. Ударники впервые получили возможность ощутить поразительную динамику при проигрывании синтезированных звуков. Звуки, записанные в 8-битном формате, хранились в сменных картриджах EPROM. Стоит ли говорить, что продукт мгновенно завоевал признание. Впоследствии компания Clavia продала успешный бренд Ddrum и сосредоточилась исключительно на разработке и производстве электромузыкальных клавишных инструментов и синтезаторов. Основной спрос приходился на инструменты для исполнителей, а именно на линейки Nord Stage EX и Nord Electro. Сфокусированность на узком сегменте рынка позволила создавать недорогую конкурентоспособную продукцию.

Первый свой синтезатор фирма выпустила в 1995 году, на 12-м году своего существования. Это был знаменитый Nord Lead – первый цифровой эмулятор аналогового синтеза, так сказать, классика среди электропианино. Впоследствии, разумеется, Nord совершенствовался и ни чем не уступал, а по некоторым параметрам часто превосходил знаменитые аналоги. И вот уже в 2005 году выпущено первое в истории компании сценическое пианино – Nord Stage. Это флагманский инструмент, который вобрал в себя многие технологии, наработанные компанией за прошедшие годы. В дополнение к великолепным эмуляциям акустических и электрических пианино, он эмулирует орган и имеет секцию синтеза.

Во всех музыкальных инструментах Nord используются клавиатуры Fatar, авторитетного итальянского производителя, которого автор, почему-то назвал «неприметным», но, справедливости ради, добавил, что используют эту продукцию почти все мировые производители электропианино и органов. У некоторых компаний, конечно, существуют собственные разработки, что, в общем, неплохо, но большинство производителей считают, что в этом нет необходимости, Fatar и так блестяще справляется со своей задачей.

Клавиатуры отличаются только типами. Полувзвешенного типа waterfall подходят для органов (например, Nord Electro 3) и синтезаторов; взвешенные молоточковые клавиатуры подойдут для электропианино (например, Stage EX и Piano 88).

Все инструменты Nord собираются вручную. На каждом этапе сборки производится контроль качества комплектующих и изделия в целом. Даже маленькая царапина на передней панели может стать причиной ее отбраковки. Вся готовая продукция проходит прогонку в тестовом режиме в термокамере при температуре 40°С в течение 72 часов. Благодаря такому жесткому контролю качества, величина брака, выявляющегося при эксплуатации, не превышает 1%.

Продукция компании Clavia имеет высокое соотношение «цена/качество». Сотрудники компании уверены, что любой музыкант, прикоснувшийся к инструментам Nord, сделает свой выбор в их пользу.

Какие рекомендации мы можем дать начинающим музыкантам?

На сегодняшний день выбор довольно разнообразен, и любой музыкант с опытом и знаниями сможет самостоятельно подобрать нужную модификацию инструмента. Но как быть тем, кто только начинает постигать азы и хочет учиться именно в классической фортепианной манере? Какими качествами и функциональными особенностями должен обладать самый первый инструмент?

Во-первых, одним из основополагающих факторов при выборе инструмента является тип клавиатуры. Тут я не могу не согласиться с автором, безусловно, идеальный вариант – взвешенная клавиатура молоточкового типа, которая идеально подойдет для исполнения как фортепианных, так и органных партий. Во-вторых, качество воспроизводимого звука. Вот как раз в этом компания Clavia и совершила революцию!

Специалистам удалось наиболее полно воссоздать эмуляцию звучания знаменитого органа Hammond C3. Это еще одна сильная попытка стереть границы между акустическим инструментом и электрическим аналогом. Прекрасным примером этой инновации может послужить Nord Piano 88. Помимо всех достоинств полноценного пианино, есть особенность, о которой нельзя не упомянуть. Функция String Resonance точно воссоздает мягкие резонансные колебания струн акустического фортепиано во время нажатия клавиши, при других нажатых клавишах. Когда данная функция включена, все ноты будут взаимодействовать друг с другом, создавая удивительное акустическое звучание. Функция String Resonance ощутима, если используется совместно с педалью сустейна. Также String Resonance имеет эффект крещендо: играя ноту повторно с одинаковой силой, звук будет меняться с течением времени. Изначально это вызвано ударами молоточка по вибрирующей струне в разных фазах.

В Piano 88 интуитивно понятное управление и классический дизайн, который сам по себе вызывает интерес как новичков, так и профессионалов, своего рода знак качества компании Clavia. Выдержанный стиль и удобство использования – это весьма важные аспекты, ведь часто бывает так, что если первое знакомство с клавишными окажется неинтересным или слишком сложным, то желание продолжать занятия может попросту исчезнуть. Конечно, идеальных вариантов для всех не существует, но совокупность достоинств данной модели позволяет утверждать, что удовольствие от ее использования выше цены.

Подводя итоги, хочу отметить, что линейка Nord достаточно разнообразна для того, чтобы удовлетворить потребности как новичка, так и профессионала, в зависимости от возможностей инструмента и, конечно, цены. Но в любом случае, можно быть уверенным в том, что вы получите качественный, продуманный до мельчайших деталей инструмент, который поможет учиться, совершенствоваться и творить.

Михаил Богданов

руководитель образовательных программ компании Yamaha Music (Russia)

Комментарий:

Интерес к цифровому фортепиано (Digital Piano) у профессиональных музыкантов и любителей музыки растет. Производство цифровых фортепиано в мире развивается стремительно, и технологии, применяемые компаниями-производителями при создании инструментов, становятся все более изощренными. Действительно, вопрос воссоздания естественного звучания струны является краеугольным камнем при строительстве цифровых фортепиано. Способ воспроизведения звука с помощью прикосновения к клавиатуре является второй проблемой, без разрешения которой невозможно приблизиться к идеалу, т. е. к акустическому инструменту. Тем более впечатляют успехи компаний, производящих цифровые фортепиано. Компания Yamaha выпускает цифровые клавишные инструменты, максимально приближенные к акустическому фортепиано. К ним относятся Portable Grand (NP-30, NP-30S, DGX-530, DGX 630), серия инструментов Clavinova и выдающийся образец цифрового фортепиано AvantGrant. Привлекательность этих инструментов различна для разных категорий музыкантов. Круг покупателей цифровых фортепиано очень широк – от родителей детей, обучающихся в музыкальной школе, до профессоров консерватории.

Cинтезатор Yamaha PSR S700

Чтобы представить ситуацию на рынке цифровых фортепиано, необходимо учитывать исторически сложившуюся систему образования профессиональных музыкантов, в частности пианистов. В России, как и во многих других странах с большой историей музыкального образования, пианино или рояль, а не цифровое фортепиано являются неоспоримым приоритетом для преподавателя фортепиано как в музыкальной школе и колледже, так и в консерватории.

Почти 300 лет развития акустического клавишного инструмента поставили фортепиано инструмент на недосягаемую высоту.

Изобретателем фортепиано считают итальянского инструментального и клавесинного мастера Бартоломео Кристофори (1655-1731). Профессиональные музыканты знают, что звучание рояля может меняться до неузнаваемости, когда на концерте после хорошего пианиста на том же инструменте играет выдающийся пианист. Такое волшебство производят руки пианиста, способ прикосновения к клавиатуре, нажатия и отпускания клавиши, работа молоточкового механизма фортепиано и использование его педали. Даже тяжесть корпуса, его опора и наклон имеют отношение к качеству произведенного звука. Качество звука фортепиано зависит и от конструкции инструмента, и от качества дерева, из которого изготовлен инструмент, и вытекающих отсюда акустических особенностей, и от многого другого. Поэтому занятия именно на акустическом инструменте необходимы для воспитания профессионального пианиста.

Cинтезатор Yamaha PSR S900

Какие категории пользователей цифровых фортепиано существуют в России в данный момент?

Первая категория пользователей – это профессиональные музыканты, использующие цифровое фортепиано в качестве миди-клавиатуры при соединении с компьютером, а игра в наушниках для таких музыкантов стала необходимостью во время вечерних и ночных занятий. К этой категории относятся, прежде всего, аранжировщики и композиторы.

Как правило, профессиональные пианисты предпочитают для репетиций хорошие акустические инструменты, но часто преподаватели фортепиано покупают цифровое фортепиано в дополнение к акустическому для вечерних и ночных занятий, целью которых является техническое поддержание виртуозности пианиста.

Синтезатор Yamaha DGX-630

Пользователей второй категории составляют студенты музыкальных колледжей и ВУЗов, для которых игра на цифровом фортепиано – вынужденная мера при вечерних и ночных занятиях дома или в общежитии, плюс возможность использования миди-порта для набора нот и работы с музыкальными программами в компьютере.

К третьей категории пользователей относятся семьи, обучающие детей в музыкальной школе, но не имеющие акустического фортепиано. Как правило, к этой категории относятся так называемые «немузыкальные семьи», поэтому вопросы качества звука и ответственности за самый важный этап в развитии юного пианиста – «постановку руки» – для них не являются принципиальными.

Цифровое пианино Yamaha NP-30

К четвертой категории пользователей относятся профессиональные музыканты, чья работа связана с развлекательной индустрией. К ним относятся музыканты, работающие на эстраде и в ресторане. Однако использование цифровых фортепиано для этой категории менее типично, чем использование синтезатора и компьютерных аранжировок (минусов).

Использование цифрового фортепиано в классах звукорежиссуры в музыкальных колледжах, конечно, возможно, но и здесь его вполне может заменить миди-клавиатура.

Преподавания фортепиано на цифровом фортепиано в музыкальных школах, колледжах и ВУЗах России не существует. Но в ДМШ и ДШИ России существует преподавание игры на клавишном синтезаторе.

Клавиатура клавишного синтезатора не имитирует клавиатуру акустического фортепиано. Клавишный синтезатор не предназначен для обучения игре на фортепиано. Изучение клавишного синтезатора в ДМШ и ДШИ призвано развивать творческие музыкальные способности детей. Соединение же клавишного синтезатора и компьютера, несомненно, в еще большей степени способствует творческому развитию ребенка.

Обучение игре на синтезаторе Yamaha в музыкальной школе

Музыкальное образование на электронных инструментах в России существует и развивается на низшей ступени образования. В ДМШ и ДШИ (которые относятся к системе культуры) и в Центрах детского творчества (которые относятся к системе образования). Причем в России образование на клавишном синтезаторе развито в основном в исторически сложившихся культурных центрах. К таким культурным центрам относятся Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург и Казань. Дальний Восток, Крайний Север и Юг России относятся к регионам, только начинающим внедрение классов игры на клавишном синтезаторе. Дети, обучающиеся в классах игры на клавишном синтезаторе, проходят три основных ступени развития. 1 – приобретение навыков игры на клавишном синтезаторе, 2 – изучение основ аранжировки, 3 – изучение основ композиции. При этом не идет речи о соединении синтезатора с компьютером. В некоторых музыкальных школах существует класс компьютерной музыки, где дети могут изучать простые музыкальные программы, и в этом случае клавишный синтезатор может быть использован в качестве миди-клавиатуры. Но такие классы скорее являются исключением из правил, чем правилом.

Для раскрытия творческих способностей ребенка в классе компьютерной музыки сейчас существуют большие возможности. Такие известные музыкальные редакторы, как Cubase, Sonar, Steinberg WaveLab, Sound Fofge, Acoustica Premium Edition, Cool Edit Pro и огромное количество менее известных программ и виртуальных студий помогут редактировать произведения учеников, созданные на клавишном синтезаторе, создавать собственные сэмплы, преобразовывать звук (FFT Filter, Parametric Equaliser, Distortion, Delay, Flanger и т. п.), создавать собственные стили, производить мастеринг и записывать собственные композиции в различных форматах. А программы Sibelius и Finale помогут в наборе нот и печати партитуры и голосов.

Таким образом, соединение компьютера и клавишного синтезатора в рамках класса клавишного синтезатора позволяет не только расширить творческие возможности ребенка, но и станут фундаментом для дальнейшего профессионального музыкального образования, в котором цифровые технологии с каждым днем приобретают все большее значение.

Вадим Кузнецов

руководитель отдела маркетинга Roland

Комментарий:

Сама идея написания такой статьи очень похвальна, и как представитель одного из крупнейших производителей цифровых фортепиано в мире не могу не отметить, что автор прав – информации по данной категории очень мало. Порой покупатель сталкивается со сложностью выбора, не обладая какими-либо специальными знаниями, вынужден ориентироваться на собственную интуицию и ощущения, что при покупке порой весьма недешевого инструмента не правильно. Также хочу отметить, что многие боятся технических проблем с цифровыми инструментами, и это напрасно. Эргономика современных инструментов позволяет освоить фортепиано за максимально короткий срок вне зависимости от возраста.

Если рассматривать данную статью как вводную в мир цифровых фортепиано, то думаю, она окажется весьма полезной для наших пользователей, но в то же время у меня есть несколько комментариев. Исходя из моих знаний, полученных внутри компании, о развитии цифровых фортепиано Roland, я отмечу следующее.

Компания Roland занимается разработкой цифровых фортепиано в их нынешнем понимании с 1986 года, с появления RD-1000. Все фортепиано производятся на трех заводах компании: в Японии, Италии и США (для рынка Северной Америки). Все разработки в области развития этого направления запатентованы и являются собственностью корпорации. Развитие инструментов шло в трех направлениях:

  1. Звук (звуковой генератор);
  2. Клавиатура (ощущения при игре, возможность использовать нюансы и пр.);
  3. Кабинет (акустика и внешний вид).

Звук

Годами и даже десятилетиями разработчики пытались добиться идеального звучания концертного рояля в своих инструментах. Прогрессируя год от года, конкурируя друг с другом, в начале второго десятилетия 21 века корпорации представляют огромную массу цифровых фортепиано с потрясающим звучанием. Долгое время звук цифрового фортепиано реализовывался технологией сэмплирования.

Процесс улучшения всех составляющих цифрового фортепиано получил революционный прорыв с созданием компанией Roland модели V-Piano. В этом инструменте использовано не обычное сэмплирование, а моделирование различных компонентов звука, таких как материал оплетки струн, длина струн, тяжесть молоточка, резонанс и размер деки рояля и многое другое. Технология SuperNATURAL является совмещением сэмплирования и физического моделирования из V-Piano. Именно это дает максимально реалистичное звучание инструмента, которое так ценят любители фортепианной музыки по всему миру. Составляющая звука SuperNATURAL пиано это:

  • Мультисэмпл для каждой из 88 нот – раннее на группу соседних нот сэмплировался один звук, что давало соседним клавишам одинаковую атаку и затухание. В технологии SuperNATURAL звук каждой клавиши сэмплирован отдельно, теперь атака и затухание каждой клавиши независимы.

  • Моделирование натурального затухания звука. До появления технологии SuperNATURAL затухание было неестественным, с биениями и без изменения в тембре, теперь этого биения нет, и тембр меняется при затухании, так же как и в акустическом инструменте.

  • Плавный переход от пианиссимо к фортиссимо. С приходом технологии SuperNATURAL тембр меняется плавно, а не ступеньками, как это было раннее.

В 2010-м году технология SuperNATURAL появилась в серии домашних фортепиано HP, а к 2011 году уже все категории фортепиано Roland имеют данную технологию, за исключением бюджетной серии F-110.

Клавиатура

Современные клавиатуры фортепиано Roland не имеют никакого отношения к компании Fatar, все, что разрабатывает корпорация, является ноу-хау компании. Вообще крупные производители фортепиано как цифровых, так и акустических (Yamaha, Roland, Kawai) производят клавиатуры сами, у всех корпораций есть собственные разработки, целью которых является достичь максимально реалистичного эффекта от прикосновения к концертному акустическому роялю топ-класса.

Если говорить про Roland, то сейчас мы имеем два типа клавишного механизма:

  • PHA III Ivory Feel (Progressive Hammer Action) – полновзвешенная молоточковая клавиатура с прогрессивным механизмом. Ivory Feel означает напыление под структуру слоновой кости, что позволяет пальцам не скользить по клавишам и в точности воссоздать ощущение от клавиатуры топовых концертных роялей. Нагрузка распределена равномерно, так что при нажатии большим пальцем и средним (большой давит у края клавиши, средний – у ее основания) различия в силе давления минимальны и едва ощутимы. Они делятся на два типа, литая и двухслойная, их отличия непринципиальны. Также в некоторых моделях сохранилась клавиатура предыдущего поколения PHA II как с напылением (Ivory Feel) так и без него.
  • PHA Ivory Feel-G, следующий шаг от клавиатур PHA II Alfa – облегченный механизм. Используется в фортепиано средней ценовой категории. Она впервые появилась в 2011 году в фортепиано RD-300NX.

Кабинет

В линейке Roland присутствуют фортепиано в различных корпусах, различного цветового решения, такие как:

  • рояльные корпуса в серии RG и V-Piano Grand (анонсирован в 2011 году);
  • классический вид домашнего пианино в серии LX;
  • классический вид цифрового домашнего фортепиано в серии HP, HPi и RP;
  • фортепиано в стиле модерн (стильное пиано), серии DP, FP и F;
  • сценические фортепиано серии RD.

В роялях и в серии домашних фортепиано Roland внедряет качественную стереосистему, которая позволяет насладиться звуком инструмента в полной мере. Сценические же модели не имеют динамиков в принципе.

Как мы видим, выбор у покупателя существует, и этот выбор колоссален. Зачастую фортепиано является для покупателя интерьерным решением, Roland, со своей стороны, пытается удовлетворить потребности всех групп потребителей.

Из неочевидных функций, которые выполняют цифровые фортепиано во втором десятилетии 21 века, я хотел бы отметить интерактивные функции. Такая функция, как TWIN PIANO дает возможность разбить клавиатуру на два одинаковых участка для занятий вдвоем. Функция записи/воспроизведения фортепианных партий с возможностью отключения правой или левой руки для индивидуальных занятий, а также различных обучающих функций, которые у Roland представлены в фортепианной серии Hpi. На 10-ти дюймовом экране Roland Hpi-7f, встроенном в пюпитр, вы найдете большое количество развивающих приложений, функции отображения нотной партитуры и многое другое. Радует, что все меню в данной модели русифицированы и понятны людям старшего поколения и детям. Теперь управление той или иной функцией становится не сложнее операций в мобильном телефоне.

Roland F-110 в белом цвете

Roland F-110 в черном цвете

Резюмируя все вышесказанное, я могу отметить, что потеряться в море цифровых фортепиано достаточно просто, но именно это разнообразие дарит возможность выбрать инструмент подходящий именно вам. Звук, клавиатура, внешний вид, интерактивные приложения и цена вашего инструмента теперь зависят именно от вашего выбора.

Источник

Оцените статью