Ноты на фортепиано
Эта статья — вторая в трёхчастной серии публикаций о нотах. Рекомендую предварительно прочитать первую часть, где рассмотрены необходимые базовые понятия.
Оглавление
Клавиатура фортепиано. Белые клавиши
Знакомиться с нотами удобнее всего на клавиатуре фортепиано. Ноты на ней упорядочены по высоте: чем клавиша левее, тем ниже издаваемый ею звук, а чем клавиша правее, тем звук выше.
Интервал между звуками любых двух соседних клавиш, учитывая чёрные, равен полутону.
Найдём ноту до. Все клавиши, соответствующие этому звуку, отмечены на следующем рисунке. Их удобно искать, если запомнить, что справа от каждой находится группа из двух чёрных клавиш. Исключением является самое правое до, так как на нём клавиатура современных фортепиано обычно заканчивается.
Интервал между любыми соседними до в точности равен октаве, поэтому все они схожи по звучанию и называются одинаково, несмотря на различную высоту. Ноты до, таким образом, разбивают весь диапазон звуков на октавы. Последовательность нот внутри этих октав одинакова. Рассмотрим белые клавиши:
При движении вверх (т.е. вправо) по белым клавишам после до следуют звуки ре, ми, фа, соль, ля и си. Затем следует до следующей октавы, и вся последовательность нот повторяется.
Интервал между любыми соседними одноименными звуками (до — до, ре — ре, ми — ми и т. д.) равен октаве.
Мы рассмотрели все белые клавиши, но остались ещё чёрные. Для продолжения нам нужны так называемые знаки альтера́ции.
Знаки альтерации. Чёрные клавиши фортепиано. Энгармонизм
Начнём с двух знаков альтерации: дие́за (♯) и бемо́ля (♭). Диез означает повышение звука на полутон, а бемоль — понижение на полутон. К примеру, звук ре-диез на полтона выше, чем ре, а ре-бемоль — на полтона ниже.
Как мы помним, при движении по клавиатуре вправо звуки становятся выше, причём интервал между звуками любых двух соседних клавиш, учитывая чёрные, составляет полутон. Значит, к примеру, звук чёрной клавиши, находящейся между до и ре, на полтона выше, чем до. Следовательно, это до-диез. Выходит, что чёрным клавишам соответствуют ноты до-диез, ре-диез, фа-диез, соль-диез и ля-диез, как показано на следующем рисунке.
С другой стороны, звук той же чёрной клавиши между до и ре на полтона ниже, чем ре. Следовательно, это ре-бемоль. Теперь получается, что чёрным клавишам соответствуют ноты ре-бемоль, ми-бемоль, соль-бемоль, ля-бемоль и си-бемоль.
Таким образом, звук любой чёрной клавиши можно называть по-разному. Понятно, что от смены названия высота этого звука не меняется. Получается, что некоторые ноты звучат одинаково, хотя имеют различные названия. До-диез и ре-бемоль — это один и тот же звук. Такое совпадение высоты нот с различными названиями называется энгармони́змом. Говорят, что ноты до-диез и ре-бемоль энгармонически равны или энгармонически эквивалентны. То же самое можно сказать про ре-диез и ми-бемоль, фа-диез и соль-бемоль и т. д.
Кстати, энгармонические фокусы возможны не только с чёрными, но и с белыми клавишами. Например, между си и до — полутон, поэтому ноту си можно назвать до-бемолем, а ноту до — си-диезом. То же самое с ми и фа: фа можно назвать ми-диезом, а ми — фа-бемолем.
Интервалы между нотами
Интервалы между нотами до и ре, ре и ми, фа и соль, соль и ля, ля и си равны целому тону, а между ми и фа, си и до — полутону. Это становится очевидным, если обратить внимание на то, что ни между ми и фа, ни между си и до нет чёрной клавиши. Таким образом, между нотами последовательности до — ре — ми — фа — соль — ля — си — до получаем такие интервалы: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.
Буквенные обозначения нот
Ноты часто обозначают латинскими буквами. Существует две системы буквенной записи: английская и немецкая.
В английской системе звуки до, ре, ми, фа, соль, ля и си обозначают буквами C, D, E, F, G, A и B соответственно. Если нужно, к ним добавляют знак диеза или бемоля: С♯ (до-диез), E♭ (ми-бемоль) и т. п.
Немецкая система отличается от английской лишь тем, что в ней буквой B обозначают си-бемоль, а для записи звука си используют букву H.
Какую систему использовать для себя — вопрос вкуса. Во всех материалах этого веб-сайта используется английская система, то есть B означает си, а си-бемоль обозначен как B♭.
Деление на октавы
Как мы уже видели, звуки до делят весь диапазон нот на октавы. Каждой из них присвоено собственное название.
Октава в центре клавиатуры фортепиано называется первой. Выше (правее) неё лежат вторая, третья, четвёртая и пятая октавы, ниже (левее) — малая, большая, контроктава и субконтроктава. Субконтроктава обычно представлена только тремя нотами, а пятая октава — всего одной нотой до.
При буквенной записи нот принадлежность к конкретной октаве можно обозначить цифрой после буквы. Цифра при этом показывает порядковый номер октавы. Нумерация начинается с субконтроктавы, которая обычно имеет нулевой номер. Тогда, к примеру, A0 означает ля субконтроктавы, F1 — фа контроктавы, С2 — до большой октавы, D♯3 — ре-диез малой октавы, E♭4 — ми-бемоль первой октавы и так далее.
«Нот всего семь»
Распространённое выражение «нот всего семь» справедливо лишь в том случае, если в пределах одной октавы считать только белые клавиши, а чёрные не учитывать. Полагаю, так делают потому, что ноты на белых клавишах имеют собственные названия (до, ре, ми, фа, соль, ля и си), а названия нот на чёрных клавишах являются производными — их образуют, добавляя к названию ноты на белой клавише часть «диез» или «бемоль», например, до-диез. Это, однако, не означает, что чёрные клавиши имеют меньшее значение, чем белые, поэтому в октаве, строго говоря, не семь нот, а двенадцать: до, до-диез (ре-бемоль), ре, ре-диез (ми-бемоль), ми, фа, фа-диез (соль-бемоль), соль, соль-диез (ля-бемоль), ля, ля-диез (си-бемоль) и си.
Далее, если под термином «нота» понимать звук определённой высоты, то одноименные звуки в разных октавах придётся считать отдельно, потому что все они различаются по высоте, и тогда на клавиатуре фортепиано мы насчитаем не семь и не двенадцать нот, а ровно столько, сколько на ней клавиш, то есть 88 для большинства современных инструментов.
Упражнения и вопросы для самоконтроля
- При движении в какую сторону по клавиатуре фортепиано звуки становятся выше?
- Какой интервал образуют звуки любых двух соседних клавиш фортепиано, учитывая чёрные клавиши?
- Как найти ноту до на клавиатуре фортепиано?
- Запомните порядок следования нот на белых клавишах в обе стороны: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до — до, си, ля, соль, фа, ми, ре, до.
- Назовите ноты на белых клавишах в прямом порядке через одну, начиная с до: до, ми, соль и т. д. Остановитесь, когда вновь окажетесь на ноте до. Сколько октав между до, с которого вы начали, и до, на котором вы остановились? Сделайте то же самое в обратном порядке: до, ля, фа и т. д.
- Выполните упражнение, аналогичное предыдущему, только пропускайте не одну ноту, а две. В прямом порядке получится: до, фа, си и т. д.; в обратном: до, соль, ре и т. д. Сколько октав между до, с которого вы начали, и до, на котором вы остановились?
- Что означают знаки альтерации диез и бемоль? Как они записываются?
- Что такое энгармонизм? Какие ноты энгармонически равны нотам до-диез, ми-бемоль, фа-диез, ля-бемоль, си-бемоль, ми-диез, до-бемоль?
- Сколько полутонов между соседними нотами до и ре, ре и ми, ми и фа, фа и соль, соль и ля, ля и си, си и до?
- Какими буквами обозначаются ноты в английской и немецкой системах буквенной записи нот? В чём отличия этих двух систем?
- Перечислите названия всех октав, представленных на клавиатуре фортепиано. Которая из них находится в центре клавиатуры?
- Как с помощью буквы и цифры обозначить ноты ля второй октавы, до четвёртой октавы, ми малой октавы, фа контроктавы, си субконтроктавы?
- Сколько полутонов между ре первой октавы и ре третьей октавы? Сколько целых тонов между ля большой октавы и ля второй октавы?
Эта статья — вторая в трёхчастной серии публикаций о нотах: часть 1 | часть 2 | часть 3
Источник
Клавиатура фортепиано. Октавы. Названия нот.
Как выглядит клавиатура фортепиано
Начнем обучение со знакомства с инструментом, на котором Вы будете учиться играть. Клавиатура фортепиано состоит из белых и черных клавиш. Их количество может варьироваться в зависимости от инструмента. На моем пианино 88 клавиш – 52 белых и 36 черных.
Чтобы Вы не запутались в таком количестве клавиш и легко ориентировались на клавиатуре, посмотрим, из чего она состоит.
Октавы
Клавиатура делится на равные части – октавы. Каждая октава имеет свое название. Ограничивается октава клавишами со звуком «до». То есть от «до» начинается каждая следующая октава. На фото ниже – фотография первой октавы с подписанными названиями (от “до” до “си”). Первая октава находится по середине клавиатуры. Если у Вас акустическое пианино, то в пределах первой октавы находится замочек.
Названия октав
Каждая октава имеет свое название. Первая октава – в середине клавиатуры. Если сдвигаемся от нее направо, к более высоким звукам, за ней следуют вторая, третья и четвертая октавы. У меня еще одна клавиша «до» от пятой октавы поместилась.
Если сдвигаемся влево от первой октавы, к более низким звукам, то за ней следует малая октава, большая октава, контроктава и небольшой кусочек субконтроктавы.
На этом видео я подробно показываю расположение октав на клавиатуре фортепиано.
Высота звуков
Наверняка Вы уже пробовали нажимать клавиши на своем пианино и обратили внимание, что слева звуки более низкие, а справа – высокие. Детям на уроке музыки обычно объясняют, что слева, где низкие звуки – живут мишки, а справа, где высокие звуки – птички.
Когда упоминается, что звуки повышаются – это означает, что на клавиатуре мы сдвигаемся вправо. А если понижаются – то влево. Надо запомнить для себя: вверх – вправо, вниз – влево.
Названия клавиш
Как понятно из фото выше, названий белых клавиш всего семь: до, ре, ми, фа, соль, ля си. Дальше они повторяются уже в других октавах.
Черные клавиши своих названий не имеют. Для их наименований используют обозначения «диез» и «бемоль». Диез – означает повышение звука, бемоль – понижение. То есть если мы говорим «до диез», мы подразумеваем соседнюю черную клавишу справа от клавиши «до». А если говорим, например, «соль бемоль», мы имеем ввиду соседнюю черную клавишу слева от клавиши «соль». Таким образом, например, «до диез» и «ре бемоль» обозначает одну и ту же черную клавишу.
То, как правильно называть черную клавишу – с диезом или с бемолем – зависит от тональности произведения, в котором они употребляются. Об этом будем говорить позже.
Вот так графически выглядят обозначения диеза и бемоля:
Клавиши, ноты, звуки – в чем разница?
Все очень просто. Клавиши находятся на инструменте (синтезаторе, пианино, рояле). У каждой клавиши есть свое название, которое соответствует звуку и ноте. Звук – это звучание, то, что мы слышим. Нота – это графическое обозначение звука (то, что мы записываем значком).
Задание
- Выучить название и расположение клавиш. Как это делать? Выбираете клавишу «до» и играете ее во всех октавах. Сразу называйте название октавы, в которой играете. Потом берет «ре» и так все белые клавиши.
- Найти на своей клавиатуре следующие клавиши:
ля 1 октавы
си бемоль 2 октавы
фа большой октавы
ре диез 3 октавы
ми бемоль 1 октавы
соль малой октавы
си 2 октавы
до большой октавы
ре малой октавы
соль диез 4 октавы
- Задание на развитие музыкального слуха. Пропевать звуки белых клавиш одновременно с игрой. Берете «до» и поете его. Слушайте себя, слушайте, как звучит инструмент. Старайтесь попасть в ноту голосом. Отмечайте для себя высоту звуков относительно друг друга – выше стал звук или ниже. Для начала пойте звуки подряд – до, ре, ми, фа, соль, ля, си. При выборе октавы, в какой будете петь, ориентируйтесь на свой голос. Для женщин скорее всего подойдет первая октава, для мужчин – чаще верхняя часть большой октавы и нижняя часть – малой.
Если у Вас возникли вопросы и что-то непонятно, пишите свои вопросы в комментариях к этой статье.
Источник