- Клавиатура фортепиано. Октавы. Названия нот.
- Расположение нот на клавиатуре пианино
- Какие бывают октавы на фортепиано?
- Для чего нужны черные клавиши?
- Музыкальная клавиатура — Musical keyboard
- СОДЕРЖАНИЕ
- Описание
- Размер и исторические вариации
- Электронные клавиатуры
- Техника игры
- Другое использование
- Клавиатуры с альтернативными наборами клавиш
Клавиатура фортепиано. Октавы. Названия нот.
Как выглядит клавиатура фортепиано
Начнем обучение со знакомства с инструментом, на котором Вы будете учиться играть. Клавиатура фортепиано состоит из белых и черных клавиш. Их количество может варьироваться в зависимости от инструмента. На моем пианино 88 клавиш – 52 белых и 36 черных.
Чтобы Вы не запутались в таком количестве клавиш и легко ориентировались на клавиатуре, посмотрим, из чего она состоит.
Октавы
Клавиатура делится на равные части – октавы. Каждая октава имеет свое название. Ограничивается октава клавишами со звуком «до». То есть от «до» начинается каждая следующая октава. На фото ниже – фотография первой октавы с подписанными названиями (от “до” до “си”). Первая октава находится по середине клавиатуры. Если у Вас акустическое пианино, то в пределах первой октавы находится замочек.
Названия октав
Каждая октава имеет свое название. Первая октава – в середине клавиатуры. Если сдвигаемся от нее направо, к более высоким звукам, за ней следуют вторая, третья и четвертая октавы. У меня еще одна клавиша «до» от пятой октавы поместилась.
Если сдвигаемся влево от первой октавы, к более низким звукам, то за ней следует малая октава, большая октава, контроктава и небольшой кусочек субконтроктавы.
На этом видео я подробно показываю расположение октав на клавиатуре фортепиано.
Высота звуков
Наверняка Вы уже пробовали нажимать клавиши на своем пианино и обратили внимание, что слева звуки более низкие, а справа – высокие. Детям на уроке музыки обычно объясняют, что слева, где низкие звуки – живут мишки, а справа, где высокие звуки – птички.
Когда упоминается, что звуки повышаются – это означает, что на клавиатуре мы сдвигаемся вправо. А если понижаются – то влево. Надо запомнить для себя: вверх – вправо, вниз – влево.
Названия клавиш
Как понятно из фото выше, названий белых клавиш всего семь: до, ре, ми, фа, соль, ля си. Дальше они повторяются уже в других октавах.
Черные клавиши своих названий не имеют. Для их наименований используют обозначения «диез» и «бемоль». Диез – означает повышение звука, бемоль – понижение. То есть если мы говорим «до диез», мы подразумеваем соседнюю черную клавишу справа от клавиши «до». А если говорим, например, «соль бемоль», мы имеем ввиду соседнюю черную клавишу слева от клавиши «соль». Таким образом, например, «до диез» и «ре бемоль» обозначает одну и ту же черную клавишу.
То, как правильно называть черную клавишу – с диезом или с бемолем – зависит от тональности произведения, в котором они употребляются. Об этом будем говорить позже.
Вот так графически выглядят обозначения диеза и бемоля:
Клавиши, ноты, звуки – в чем разница?
Все очень просто. Клавиши находятся на инструменте (синтезаторе, пианино, рояле). У каждой клавиши есть свое название, которое соответствует звуку и ноте. Звук – это звучание, то, что мы слышим. Нота – это графическое обозначение звука (то, что мы записываем значком).
Задание
- Выучить название и расположение клавиш. Как это делать? Выбираете клавишу «до» и играете ее во всех октавах. Сразу называйте название октавы, в которой играете. Потом берет «ре» и так все белые клавиши.
- Найти на своей клавиатуре следующие клавиши:
ля 1 октавы
си бемоль 2 октавы
фа большой октавы
ре диез 3 октавы
ми бемоль 1 октавы
соль малой октавы
си 2 октавы
до большой октавы
ре малой октавы
соль диез 4 октавы
- Задание на развитие музыкального слуха. Пропевать звуки белых клавиш одновременно с игрой. Берете «до» и поете его. Слушайте себя, слушайте, как звучит инструмент. Старайтесь попасть в ноту голосом. Отмечайте для себя высоту звуков относительно друг друга – выше стал звук или ниже. Для начала пойте звуки подряд – до, ре, ми, фа, соль, ля, си. При выборе октавы, в какой будете петь, ориентируйтесь на свой голос. Для женщин скорее всего подойдет первая октава, для мужчин – чаще верхняя часть большой октавы и нижняя часть – малой.
Если у Вас возникли вопросы и что-то непонятно, пишите свои вопросы в комментариях к этой статье.
Источник
Расположение нот на клавиатуре пианино
Всего на клавиатуре фортепиано есть 88 клавиш, среди которых 52 штуки белых, остальные 36 – черные. Белые клавиши расположены все подряд без каких-либо особенностей, а черные – группами по две или по три. Посмотрите на картинку:
На белых клавишах регулярно повторяются семь одних и тех же нот: ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Каждое такое повторение от одной ноты ДО до следующей ноты ДО называется ОКТАВОЙ. Любая нота ДО находится перед группой из двух черных клавиш, то есть слева от них, как бы «под горкой». Рядом с клавишей ДО на пианино находится клавиша РЕ и так далее все клавиши пианино располагаются по порядку. Смотрим на картинку:
Итак, вот что мы выяснили:
- Нота ДО всегда находится слева от двух черных клавиш.
- Нота РЕ расположена на пианино между двумя черными клавишами.
- Нота МИ занимает положение справа от группы из двух черных клавиш.
- Нота ФА находится слева от группы из трех черных клавиш.
- Ноты СОЛЬ и ЛЯ находятся внутри группы из трех черных клавиш.
- Нота СИ соседствует с нотой ДО и находится справа от группы из трех черных клавиш.
Какие бывают октавы на фортепиано?
Мы выше уже сказали, что каждое повторение набора всех семи звуков называется октавой. Октавную систему можно сравнить с многоэтажным домом. Те же самые ступеньки музыкальной лестницы (ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ) повторяются каждый раз на новой высоте, как будто бы постепенно повышается этаж расположения лесенки.
Октавы имеют свои названия, они очень простые. Средние и высокие звуки находятся в октавах, которые называются: ПЕРВАЯ, ВТОРАЯ, ТРЕТЬЯ, ЧЕТВЕРТАЯ и ПЯТАЯ. Первая октава обычно находится в середине инструмента, в середине диапазона. Вторая, третья, четвертая октавы находятся выше, то есть с правой стороны по отношению к первой октаве. Пятая октава считается неполной, так как в ней всего лишь один звук – одна только нота ДО без продолжения.
Про ноты, находящиеся в разных октавах так и говорят: до первой октавы, до второй октавы, до третьей октавы и т.д., соль первой октавы, соль третьей октавы, соль четвертой октавы и т.д.
Низкие, басовые звуки занимают левую сторону клавиатуры фортепиано. Они располагаются в октавах, которые называются: МАЛАЯ, БОЛЬШАЯ, КОНТРОКТАВА, СУБКОНТРОКТАВА. Малая октава находится ближе всех к первой, непосредственно слева от нее. Ниже, то есть левее, на пианино – клавиши большой октавы, далее – контроктавы. Субконтроктава является неполной, в ней две белые клавиши – ля и си.
Для чего нужны черные клавиши?
С белыми клавишами пианино мы немного разобрались – на них в разных октавах располагаются основные ноты ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ и СИ. А для чего же тогда нужны черные клавиши на фортепиано? Разве только для ориентировки по ним? Оказывается, нет. Дело в том, что в музыке есть ноты (ступени) основные, их семь, а кроме них есть ступени производные, которые получаются при повышении или понижении основных. Повышение ступени обозначается словом ДИЕЗ, а понижение – словом БЕМОЛЬ.
В нотах для обозначения диезов и бемолей применяются специальные знаки. Диез по начертанию представляет собой небольшую решетку (совсем такая решетка как на клавиатуре вашего телефона), которая ставится перед нотой. Бемоль (с французского – мягкая «бэ») напоминает русский мягкий знак, только более заостренный к низу или латинскую букву b, этот знак также как и диез ставится перед нотой (заранее).
ВАЖНО! Диез и бемоль повышает или понижает, то есть изменяет ноту на ПОЛУТОН. Полутон – много это или мало? Полутоном на фортепианной клавиатуре считаемся наименьшее расстояние между двумя клавишами. То есть, если играть все клавиши фортепиано подряд, не пропуская белые и черные, то между двумя соседними клавишами будет расстояние в полутон.
И если нам нужно сыграть какой-нибудь диез, то мы просто берем клавишу на полутон выше, то есть не обычную белую ДО, РЕ или МИ, а следующую за ним черную (или белую, в случае когда черной рядом не имеется). Давайте посмотрим примеры:
Так получилось, что две ноты – ми-диез и си-диез совпадают с другими клавишами. МИ-ДИЕЗ совпадает с клавишей ФА, а СИ-ДИЕЗ – с клавишей ДО. Для этих диезов не нашлось отдельных черных клавиш, поэтому их «выручили» соседние белые. Тут нечему удивляться, в музыке часто такое бывает. Это интересное свойство, когда звуки совершенно одинаково звучат, но по-разному называются, имеет имя ЭНГАРМОНИЗМ (ЭНГАРМОНИЧЕСКОЕ РАВЕНСТВО).
Если нам нужно взять на фортепиано какой-нибудь бемоль, то нужно наоборот играть клавишу на полутон ниже, то есть левее, ту клавишу, которая идет перед основной. И здесь тоже будут случаи энгармонического равенства: ФА-БЕМОЛЬ совпадает с клавишей МИ, а ДО-БЕМОЛЬ – с клавишей СИ. Давайте посмотрим теперь все остальные бемоли:
Таким образом, черные клавиши на клавиатуре пианино выполняют очень интересную двойную функцию: для одних нот они являются диезами, а для других – бемолями. Если вы хорошо усвоили сегодняшний урок, то вы без труда эти совпадения клавиш можете назвать. Если вы занимаетесь с ребенком, то попросите его об этом обязательно, чтобы эта мысль в его голове лучше отложилась. Кстати, если вы собираетесь разучить с ребенком написание нот, то в помощь вам у нас есть неплохое пособие – Как выучить ноты с ребенком? Милости просим вас на эту страничку!
Дорогие друзья! Помог ли вам как-то этот материал? Какие вопросы у вас остались неразрешенными? Что еще вам хотелось бы узнать от нас о мире музыки? Напишите свои мысли и пожелания в комментариях. Ни одно ваше сообщение не останется без внимания.
Источник
Музыкальная клавиатура — Musical keyboard
Музыкальной клавиатуры является множество смежных утапливани рычагов или кнопок на музыкальном инструменте . Клавиатуры обычно содержат клавиши для воспроизведения двенадцати нот западной музыкальной шкалы с комбинацией более крупных, длинных клавиш и меньших, более коротких клавиш, которые повторяются с интервалом в октаву . Нажатие на клавишу на клавиатуре заставляет инструмент издавать звуки — либо путем механического удара по струне или зубца ( акустическое и электрическое пианино , клавикорд ), либо путем перещипывания струны ( клавесина ), вызывая прохождение воздуха через орган , ударяя по колоколу ( карильон). ), или, на электрических и электронных клавишных , замыкание цепи ( орган Hammond , цифровое пианино , синтезатор ). Поскольку наиболее часто встречающимся клавишным инструментом является пианино , раскладку клавиатуры часто называют клавиатурой пианино .
СОДЕРЖАНИЕ
Описание
Двенадцать нот западной музыкальной шкалы расположены так, что самая низкая нота находится слева; Более длинные клавиши (для семи «естественных» нот гаммы до мажор : C, D, E, F, G, A, B) выступают вперед. Поскольку эти клавиши традиционно были покрыты слоновой костью, их часто называют белыми нотами или белыми клавишами . Клавиши для остальных пяти нот, которые не являются частью гаммы C-мажор (например, C ♯ / D ♭ , D ♯ / E ♭ , F ♯ / G ♭ , G ♯ / A ♭ , A ♯ / B ♭ ) (см. Sharp and Flat ) приподняты и короче. Поскольку эти клавиши изнашиваются меньше, они часто изготавливаются из дерева черного цвета и называются черными нотами или черными клавишами . Паттерн повторяется с интервалом в октаву .
Расположение более длинных клавиш для до мажор с промежуточными более короткими клавишами для промежуточных полутонов относится к 15 веку. Многие клавишные инструменты, датируемые до XIX века, такие как клавесины и органы, имеют клавиатуру с перевернутыми цветами клавиш: белые ноты сделаны из черного дерева, а черные ноты покрыты более мягкой белой костью. Несколько электрических и электронных инструментов 1960-х и последующих десятилетий также сделали это; Электронные органы Vox 1960-х годов, портативные органы Farfisa FAST, Clavinet L Хохнера , одна из версий синтезатора Korg Poly-800 и цифровые клавесины Roland.
Некоторые электронные органы 1960-х годов использовали обратные цвета, серые диезы или естественные оттенки, чтобы обозначить нижнюю часть (или части) одной клавиатуры, разделенной на две части, каждая из которых управляет своей регистрацией или звуком. Такие клавиатуры воспроизводят мелодию и контрастный аккомпанемент без затрат на второе руководство и были обычным явлением в испанских и некоторых английских органах эпохи Возрождения и барокко. Разрыв был между средним C и C-диезом или за пределами Iberia между B и C. Сломанные клавиатуры снова появились в 1842 году с фисгармонией , разделение произошло на E4 / F4.
Клавиши обратного цвета на органах Hammond, таких как B3, C3 и A100, представляют собой переключатели в виде защелок для выбора предварительно установленных звуков.
Размер и исторические вариации
Хроматический диапазон (также называемый компасом ) клавишных инструментов имеет тенденцию к увеличению. В 18 веке клавесины часто превышали пять октав (> 60 клавиш), в то время как большинство фортепиано, произведенных примерно с 1870 года, имели 88 клавиш. Самая низкая высота (частота: 27,5 Гц) 88-клавишного фортепиано эквивалентна суб-контрабасу в названии диапазона. Некоторые современные пианино имеют даже больше нот ( Bösendorfer 290 «Imperial» имеет 97 клавиш, а модель Stuart & Sons — 108 клавиш). В то время как современные синтезаторные клавиатуры обычно имеют 61, 76 или 88 клавиш, небольшие MIDI-контроллеры доступны с 25 клавишами. (Цифровые системы позволяют динамически сдвигать октавы, высоту тона и «разделять» диапазоны, что в некоторых случаях снижает потребность в выделенных клавишах. Однако меньшие клавиатуры обычно ограничивают то, какие музыкальные партитуры могут воспроизводиться.) Органы обычно имеют 61 клавишу на каждую. ручной, хотя в некоторых моделях спинета их 44 или 49. Педалборд органа — это клавиатура с длинными педалями, на которых играет ногой органиста. Педалборды различаются по размеру от 12 до 32 нот.
В типичной раскладке клавиатуры черные клавиши нот имеют одинаковую ширину, а белые клавиши нот имеют одинаковую ширину и одинаковый интервал на передней части клавиатуры. В больших зазорах между черными клавишами ширина естественных нот C, D и E немного отличается от ширины клавиш F, G, A и B. Это позволяет приблизить к равномерному интервалу 12 клавиш на октаву при сохранении однородности семь «естественных» клавиш на октаву.
За последние триста лет расстояние между октавами на исторических клавишных инструментах (органы, вирджиналы , клавикорды , клавесины и фортепиано ) варьировалось от 125 мм (4,9 дюйма) до 170 мм (6,7 дюйма). . Современные фортепианные клавиатуры обычно имеют октавный диапазон 164–165 мм (6,5–6,5 дюйма), в результате чего ширина черных клавиш в среднем составляет 13,7 мм (0,54 дюйма), а белых клавиш — около 23,5 мм (0,93 дюйма) у основания без учета пространства. между ключами. Было предложено и продано несколько стандартов уменьшенного размера. Клавиатура размером 15/16 (диапазон октавы 152 мм (6,0 дюйма)) и стандартная клавиатура 7/8 DS (размах октавы 140 мм (5,5 дюйма )), разработанная Кристофером Донисоном в 1970-х годах и разработанная и проданная Steinbuhler & Company . Американская пианистка Ханна Рейманн продвигает фортепианные клавиатуры с более узким октавным диапазоном и имеет патент США на устройство и методы модификации существующих пианино для создания сменных клавиатур разных размеров.
Дизайн клавиатуры был изменен для решения технических и музыкальных проблем. Самые ранние конструкции клавишных инструментов были в значительной степени основаны на нотах, используемых в григорианском пении (семь диатонических нот плюс си-бемоль), и как таковые часто включали B ♭ и B ♮ как диатонические «белые ноты», с B ♮ на крайняя левая сторона клавиатуры и B ♭ крайняя правая. Таким образом, в октаве будет восемь «белых клавиш» и только четыре «черных клавиши». Акцент на этих восьми нотах будет продолжаться в течение нескольких столетий после принятия системы «семь и пять» в форме короткой октавы : восемь вышеупомянутых нот были расположены в крайней левой части клавиатуры, сжаты в клавишах между E и C (в то время такие низкие аварии были очень редкими и, следовательно, не нужны). В шестнадцатом веке, когда инструменты были часто настроены Медиантный темперамент , некоторые клавесины были построены с G ♯ и E ♭ ключи разделить на две части . Одна часть клавиши G ♯ управляет струной, настроенной на G ♯, а другая — струной, настроенной на A ♭ , аналогично одна часть клавиши E ♭ управляет струной, настроенной на E ♭ , другая часть управляет струной, настроенной на D. ♯ . Этот тип раскладки клавиатуры, известный как энгармоническая клавиатура , расширил гибкость клавесина, позволив композиторам писать клавишную музыку, требующую гармоний, содержащих так называемую волчью квинту (от G-диез до ми-бемоль), но не вызывая дискомфорта на слух. в слушателях (см. разделение диезом ). «Прерванная октава», вариация вышеупомянутой короткой октавы, аналогичным образом использовала разделенные клавиши для добавления случайностей, оставшихся за пределами короткой октавы. Другие примеры вариаций дизайна клавиатуры включают клавиатуру Jankó и хроматические системы клавиатуры на хроматическом аккордеоне и бандонеоне .
Электронные клавиатуры
У более простых электронных клавиатур есть переключатели под каждой клавишей. Нажатие клавиши подключает цепь, которая запускает генерацию тона. В большинстве клавиатур используется матричная схема клавиатуры , в которой пересекаются 8 строк и 8 столбцов проводов — таким образом, 16 проводов могут обеспечить 8 × 8 = 64 пересечения, которые контроллер клавиатуры сканирует, чтобы определить, какая клавиша была нажата. Проблема с этой системой в том, что она выдает только грубый двоичный сигнал включения / выключения для каждой клавиши. Лучшие электронные клавиатуры используют два набора переключателей с небольшим смещением для каждой клавиши. Путем определения времени между активацией первого и второго переключателей можно определить скорость нажатия клавиши, что значительно улучшает динамику производительности клавиатуры. Лучшие электронные клавиатуры имеют отдельные схемы для каждой клавиши, обеспечивающие полифоническое послекасание.
Усовершенствованные электронные клавиатуры могут обеспечивать сотни уровней касания клавиш и иметь 88 клавиш, как и большинство фортепиано.
Техника игры
Несмотря на внешнее сходство, разные типы клавишных инструментов требуют разной техники. Молотковый механизм фортепьяно издает более громкую ноту, чем быстрее нажимается клавиша, в то время как механизм плектра клавесина заметно не изменяет громкость ноты при различных прикосновениях к клавиатуре. В трубах органа объема х и тембр управляются потоком воздуха из сильфона и прекращает предварительно выбранный игрок. Поэтому исполнители этих инструментов используют разные техники для окраски звука. Аранжировщик клавиатура может быть запрограммирована , чтобы произвести любой диапазон голосов, а также ударный и другой аккомпанемент , которые реагируют на аккорды , проигрываемых левую рука.
Несмотря на то, что раскладка клавиатуры проста и все ноты легко доступны, игра требует навыков. Опытный игрок много тренировался, чтобы играть точно и в темпе . Новички редко сносно исполняют даже простую пьесу из-за отсутствия техники . Последовательность движений рук игрока может быть очень сложной. Проблемы включают широкие аккорды , которые могут быть трудными для людей с маленькими руками, аккорды, требующие необычного положения рук, которое изначально может быть неудобным, а также быстрые гаммы , трели и арпеджио .
Игра на инструментах с чувствительной к скорости нажатия (или динамической ) клавиатурой (т. Е. Реагирующей на изменяющуюся скорость игры) может потребовать независимости пальцев, так что одни пальцы играют «тяжелее», а другие — более мягко. Пианисты называют это регулированием скорости касания голосом (не путать с «голосом» пианиста, изменяющим твердость молотков). Клавишники говорят о том, чтобы играть все тише и мягче или с большей или меньшей силой. Это может точно описать опыт игрока, но в механике клавиатуры скорость управления музыкальной динамикой. Чем быстрее игрок нажимает клавишу, тем громче звук. Игроки должны научиться координировать две руки и использовать их независимо. Большая часть музыки написана для двух рук; обычно правая рука играет мелодию в диапазоне высоких частот, а левая рука играет аккомпанемент из басовых нот и аккордов в диапазоне низких частот. Примеры музыки , написанная для одной только левой руки включать несколько Годовских «s 53 исследований на этюдах Шопена , Морис Равель » s фортепиано Концерт для левой руки и Сергей Прокофьев «s Концерт для фортепиано № 4 для левой руки . В музыке, использующей технику контрапункта , обе руки одновременно играют разные мелодии.
Другое использование
Некоторые ударные инструменты, такие как ксилофон , маримба , вибрафон или глокеншпиль, имеют тональные элементы, расположенные в раскладке клавиатуры. Вместо того, чтобы нажимать клавишу, исполнитель обычно ударяет молотком по каждому элементу (колокол, металлический или деревянный стержень и т. Д.).
Есть несколько примеров раскладки музыкальной клавиатуры, используемой для немузыкальных устройств. Например, некоторые из самых ранних печатных телеграфных машин использовали раскладку, похожую на клавиатуру пианино.
Клавиатуры с альтернативными наборами клавиш
После открытий и теоретических разработок музыканта и изобретателя Хулиана Каррильо (1875–1965) существуют некоторые редкие варианты клавишных с более или менее 12 клавишами на октаву, которые в основном используются в микротональной музыке .
Некоторые клавишные инструменты со свободным язычком, такие как аккордеоны и индийские фисгармонии, содержат микротоны. Пионер электронной музыки Полин Оливерос сыграла одну из них. Египетские музыканты, исполняющие танец живота, такие как Хассам Рамзи, используют специально настроенные аккордеоны, чтобы играть на традиционных гаммах. Маленький аккордеон Гармон, на котором играет Музыка Азербайджана, иногда имеет клавиши, которые могут воспроизводить микротоны при нажатии клавиши «Shift».
Источник