Клавирные произведения баха ноты

Клавирные произведения баха ноты

Цвета радуги :
=Главная страница
=О счастье размышления
=Рисунки добавил много новых акварелей
=Стихи и проза Пишу обо всём, что волнует.
=Фотографии 2004 . 2008 годы
=Любимые книжки то, что нравится читать
= Любимая музыка ноты для гитары и фортепиано
=Ссылки Интернет, видео, музыка, ноты, радио, аудиокниги, софт.
=Написать письмо

Бах Избранные произведения для клавира В двух частях .
\ Вернуться к Баху.

Составитель Николай Александрович Копчевский 78

Часть 1 BWV844 . 998

РАННИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Фуга e-moll BWV 956 . 5 Каприччио на отъезд возлюбленного брата B-dur BWV 992 . 9 Каприччио в честь Иоганна Кристофа Баха из Ордруфа E-dur BWV 993 ..17 Ария, варьированная в итальянской манере a-moll BWV 989 . 25 Соната D-dur BWV 963 . 35 Фуга a-moll BWV 947 . 45 Фуга a-moll BWV 958 . 49 Прелюдия (Фантазия) c-moll BWV 921 . 52 Фантазия a-moll BWV 922 . 55 Фантазия g-moll BWV 920 . 63 Прелюдия и фуга a-moll BWV 897 . . 70 Скерцо d-moll BWV 844 . 76 !! Фантазия на две темы g-moll BWV 917 77 !! ОБРАБОТКИ ЧУЖИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Концерт d-moll (Алессандро Марчелло) BWV 974 . 79 Есть здесь страница 24 и далее. Замечательно! Largo (II часть) из концерта g-moll (Антонио Вивальди) BWV 975 . 88 Есть здесь Вивальди А. Концерт соль минор Ларго = страница 36 и далее . Соната a-moll (по трио-сонате Яна Адама Рейнкена) BWV 965 . 90 ФУГИ НА ЧУЖИЕ ТЕМЫ Фуга B-dur на тему Я. А. Рейнкена BWV 954 105 !! Фуга A-dur на тему Т. Альбинони BWV 950 .111 !! Прелюдия h-moll BWV 923 . 117 . Фуга h-moll на тему Т. Альбинони BWV 951 .120 !! ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЛЮТНИ ИЛИ КЛАВИРА Сюита c-moll BWV 997 . 127 Шедевр. Две части из сюиты a-moll BWV 996 Шедевр 1. Прелюдия. 140 стр1 стр2 2. Аллеманда. 142 стр3 Прелюдия, фуга и Allegro Es-dur BWV 998 .143 Шедевр ПРИЛОЖЕНИЕ Расшифровка цифрованного баса в 3-й части Каприччио на отъезд возлюбленного брата BWV 992 1. Ф. К. Грипенкерль. 151 2. К. Рейнеке. 152 3. Б. Сельвй. 153 4. Д. Смирнов. 155 Комментарии. 157

Читайте также:  Acpad midi контроллер для гитары

Источник

И.С. Бах — Избранные произведения для клавира


Иоганн Себастиан Бах
Избранные произведения для клавира
Выпуск 1
составление и редакция Н.Копчевского
«Музыка», 1978г.
номер 10041

Цель настоящего издания — представить клавирное творчество великого немецкого композитора, с наибольшей полнотой показать сочинения, не вошедшие в популярные сборники («Хорошо темперированный клавир», Французские, Английские сюиты, партиты, инвенции), и поэтому менее известные, а в некоторых случаях и совсем неизвестные.
Издание выходит в двух выпусках. Расположение материала дает возможность проследить эволюцию клавирного стиля композитора от первых шагов до высшей зрелости.

Настоящий, первый выпуск состоит из разделов: ранние произведения, обработки чужих произведений, фуги на чужие темы, произведения для лютни или клавира. Разделы второго выпуска следующие: произведения зрелого периода, обработки собственных произведений, произведения позднего периода.
Многие из включенных в сборник сочинений никогда в нашей стране не публиковались.
В основу изданий положены наиболее достоверные в текстологическом отношении современные публикации ГДР (выпуски Urtextausgabe издательства Петере, а также Neue Bach-Ausgabe).
В отдельных случаях составитель обращался к изданию Баховского общества. Ряд ценных советов в отношении отбора материала и источников составитель получил от сотрудников Баховского архива и издательства Deutsche Verlag für Musik в Лейпциге.

РАННИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Фуга e-moll BWV 956
Каприччио на отъезд возлюбленного брата B-dur BWV 992
Каприччио в честь Иоганна Кристофа Баха из Ордруфа E-dur BWV 993
Ария, варьированная в итальянской манере a-moll BWV 989
Соната D-dur BWV 963
Фуга a-moll BWV 947
Фуга a-moll BWV 958
Прелюдия (Фантазия) c-moll BWV 921
Фантазия a-moll BWV 922
Фантазия на две темы g-moll BWV 917

ОБРАБОТКИ ЧУЖИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Концерт d-moll (Алессандро Марчелло) BWV 974
Largo (II часть) из концерта g-moll (Антонио Вивальди) BWV 975
Соната a-moll (по трио-сонате Яна Адама Рейнкена) BWV 965

ФУГИ НА ЧУЖИЕ ТЕМЫ
Фуга B-dur на тему Я.А. Рейнкена BWV 954
Фуга A-dur на тему Т. Альбинони BWV 950
Прелюдия h-moll BWV 923
Фуга h-moll на тему Т. Альбинони BWV 951

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЛЮТНИ ИЛИ КЛАВИРА
Сюита c-moll BWV 997
Две части из сюиты a-moll BWV 996
1. Прелюдия
2. Аллеманда
Прелюдия, фуга и Allegro Es-dur BWV 998

ПРИЛОЖЕНИЕ
Расшифровка цифрованного баса в 3-й части Каприччио на отъезд возлюбленного брата BWV 992
1. Ф. К. Грипенкерль
2. К. Рейнеке
3. Б. Сельва
Комментарии

Скачать ноты

Спасибо Сергею за восстановленные страницы!


Иоганн Себастиан Бах
Избранные произведения для клавира
Выпуск 2
составление и редакция Н.Копчевского
«Музыка», 1979г.
номер 10597

Автографы большинства публикуемых сочинений до нас не дошли. Поэтому многие пьесы не имеют точной датировки, а некоторые из них даже не могут быть с полной достоверностью причислены к сочинениям И. С. Баха. Но все же в отношении произведений, включенных в настоящее издание, большинство исследователей — на основании стилистического анализа и других данных — пришло к выводу, что они принадлежат перу великого кантора.

  • ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗРЕЛОГО ПЕРИОДА
    • Фантазия c-moll BWV 919
    • Фуга a-moll BWV 959
    • Фантазия и фуга a-moll BWV 894
    • Фантазия и фуга a-moll BWV 944
    • Allegro e-moll BWV 1019 (III часть — Cembalo solo — из Сонаты VI G-dur для скрипки и чембало)
    • Сюита Es-dur BWV 819
    • Фантазия и фуга a-moll BWV 904
  • ОБРАБОТКИ СОБСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИИ
    • Три части из Сюиты E-dur BWV 1006а (обработка Партиты III E-dur для скрипки соло BWV 1006)
      • 1. Прелюдия (I часть)
      • 2. Лур (II часть)
      • 3. Бурре (VI часть)
    • Adagio G-dur BWV 968 (I часть из Сонаты III C-dur для скрипки соло BWV 1005)
    • Соната d-moll BWV 968 (обработка Сонаты II a-moll для скрипки соло BWV 1003)
  • ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПОЗДНЕГО ПЕРИОДА
    • Фантазия c-moll BWV 906
    • Фуга c-moll (неоконченная) BWV 906
    • Французская увертюра (Партита) h-moll BWV 831
    • Фантазия в виде рондо c-moll BWV 918
    • Две части из «Музыкального приношения» BWV 1079
      • 1. Трехголосный ричеркар
      • 2. Шестиголосный ричеркар
    • Четыре части из «Искусства фуги» BWV 1080
      • 1. Contrapunctus 1
      • 2. Contrapunctus 12. Canon alia Ottava
      • 3. Contrapunctus 15. Canon per Augmentationem in Contrario Motu.
      • 4. Contrapunctus 9 alia Duodecima
  • ПРИЛОЖЕНИЕ
    • 1. Исполнение арпеджио в Фантазии a-moll BWV 944
    • 2. Аллеманда Es-dur BWV 819a (вторая версия аллеманды из Сюиты Es-dur BWV 819)
    • 3. Бузони Ф. Завершение неоконченной фуги c-moll BWV 906
  • Комментарии

Скачать ноты


И.С. Бах
Избранные сочинения для клавира
Том 1
Пять сонат
обработка и редакция для фортепиано
«Государственное музыкальное издательство», 1933г.
номер м13615г

Огромное творческое наследие Иоганна Себастьяна Баха, несмотря на широкое распространение отдельных его произведений и сборников, все же недостаточно глубоко изучено нашими теоретиками, историками, композиторами и исполнителями.
Исходя из этих соображений, Государственное Музыкальное Издательство в последние годы включило в план издания и частично уже выпустило целый ряд не издававшихся у нас ранее произведений Баха: карманные партитуры сюит и бранденбургских концертов, ряд сонат для скрипки и фортепиано в различных обработках, две светские кантаты полностью («Борьба Феба и Пана», «Кофейная кантата»), ряд вокальных арий и мн. др.

Произведения для клавира, занимая значительный удельный вес в творчестве И. С. Баха, изучены и известны у нас далеко не в достаточной степени: целый ряд произведений (как например, помещенные в I и II томах настоящего издания сонаты и сюиты) у нас никогда не были изданы и чрезвычайно редко исполнялись в артистическом или педагогическом плане. Другая часть произведений, наиболее популярных и распространенных, издавалась у нас в различное время и в различных редакциях, качество и автентичность которых неоднократно оспаривались нашими критиками, теоретиками, исполнителями и педагогами.
В результате разнообразия методов редактирования, во многих случаях соединенных с искажениями подлинного авторского текста в виде ряда произвольных отклонений и «исправлений», передававшихся по традиации от поколения к поколению,— в результате всего этого получалось довольно смутное и путанное представление о принципах исполнительского стиля Баха.
Для того, чтобы поднять исполнительское (и теоретическое) изучение творчества И. С. Баха на высшую ступень, необходимо представить его в некоей единой концепции, являющейся результатом наивысших достижений в области исполнительской и редакторской трактовки, основанной на принципах современного пианизма, с одной стороны, и на тщательном изучении подлинных источников, с другой.

В основу настоящего издания положены редакции, выполненные одним из значительнейших знатоков и интерпретаторов Баха Ферруччио Бузони (1866— 1924), его ближайшим учеником и последователем Эгоном Петри (род. 1881) и профессором музыкального лицея в Болонье Бруно Муджёллини (1871 — 1912) под общим руководством первого. Бузониевское издание (Busoni-Ausgabe) очищает баховский текст от исполнительских и редакторских наслоений, придающих ему либо «академическую» сухость, либо салонную выразительность. Бузониевская трактовка раскрывает конструктивную крепость и выразительную энергию баховских построений, фиксирует в пластичных и действенных образах высший уровень исполнительской трактовки Баха, который только.был достигнут в буржуазной музыке. В данной редакции Бузони окружает баховский текст целой системой теоретического анализа, исполнительских указаний, попутных замечаний, перерастающих временами в настоящую школу современной техники—фортепианной (первый том «Клавира хорошего строя»), транскрипторской (первое приложение к тому же тому), композиционной (второй том «Клавира хорошего строя»), представляя из себя выдающуюся и самостоятельную художественно-педагогическую ценность.
Во всех этих отношениях замечательная работа Бузони представляет исключительный интерес для советских музыкантов, во многих -хотя и не во всех — точках близко соприкасаясь с нашими художественными устремлениями. Без тщательного критического изучения и использования бузониевских достижений-вряд ли возможен в настоящее время высокий уровень исполнения Баха и дальнейшее поступательное развитие нашей пианистической культуры.

  • 2. Г. Хубов—И. С. Бах
  • 3. Э. Петри—Предисловие (изложение редакционных принципов, применяемых им к ялавирным сочинениям И. С. Баха).
  • 4. Комментарии Згона Петри к трем сонатам (a-moll, C-dur, a-moll).
  • 5. Три сонаты под ред. Эгона Петри
    • № 1 a-moll
    • № 2 C-dur
    • № 3 a-moll
  • 6. Две сонаты под ред. Бруно Муджеллини:
    • 4 D- dur.
    • 5 d-moll.

Скачать ноты

Источник

Бах Иоганн Себастьян

За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений. В его творчестве представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы; он обобщил достижения музыкального искусства периода барокко. Бах — мастер полифонии. После смерти Баха его музыка вышла из моды, но в XIX веке, благодаря Мендельсону, её открыли вновь.

Его творчество оказало сильное влияние на музыку последующих композиторов, в том числе и в XX веке. Педагогические произведения Баха используются по назначению до сих пор.

Иоганн Себастьян Бах был шестым ребёнком в семье музыканта Иоганна Амброзиуса Баха и Элизабет Леммерхирт. Род Бахов известен своей музыкальностью с начала XVI века: многие предки Иоганна Себастьяна были профессиональными музыкантами. В этот период Церковь, местные власти и аристократия поддерживали музыкантов, особенно в Тюрингии и Саксонии. Отец Баха жил и работал в Эйзенахе. В это время в городе насчитывалось около 6000 жителей. Работа Иоганна Амброзиуса включала организацию светских концертов и исполнение церковной музыки.

Показать полностью Свернуть

Когда Иоганну Себастьяну было 9 лет, умерла его мать, а через год — отец, успев незадолго до этого ещё раз жениться. Мальчика взял к себе старший брат, Иоганн Кристоф, служивший органистом в соседнем Ордруфе. Иоганн Себастьян поступил в гимназию, брат обучал его игре на органе и клавире. Иоганн Себастьян очень любил музыку и не упускал случая заниматься ею или изучать новые произведения. Известна следующая история, иллюстрирующая страсть Баха к музыке. У Иоганна Кристофа в шкафу хранилась тетрадь с нотами известных в ту пору композиторов, но, несмотря на просьбы Иоганна Себастьяна, он не давал ему с ней ознакомиться. Однажды юному Баху удалось извлечь из всегда запертого шкафа брата тетрадь, и в течение полугода лунными ночами он переписывал себе её содержимое. Когда работа уже была завершена, брат обнаружил копию и отнял ноты.

Обучаясь в Ордруфе под руководством брата, Бах познакомился с творчеством современных ему южнонемецких композиторов — Пахельбеля, Фробергера и других. Возможно также, что он познакомился с работами композиторов Северной Германии и Франции. Иоганн Себастьян наблюдал, как осуществлялся уход за органом, и, возможно, сам принимал в нём участие.

В 15 лет Бах переехал в Люнебург, где в 1700—1703 годах учился в певческой школе св. Михаила. Во время учёбы он посетил Гамбург — крупнейший город в Германии, а также Целле (где в почёте была французская музыка) и Любек, где он имел возможность познакомиться с творчеством знаменитых музыкантов своего времени. К этим же годам относятся и первые произведения Баха для органа и клавира. Кроме пения в хоре а капелла, Бах, вероятно, играл на трёхмануальном органе школы и на клавесине. Здесь он получил первые знания по богословию, латыни, истории, географии и физике, а также, возможно, начал учить французский и итальянский языки. В школе Бах имел возможность общаться с сыновьями известных северонемецких аристократов и известными органистами, прежде всего, с Георгом Бёмом в Люнебурге и Рейнкеном и Брунсом в Гамбурге. С их помощью Иоганн Себастьян, возможно, получил доступ к самым большим инструментам из всех, на которых он когда-либо играл. В этот период Бах расширил свои знания о композиторах той эпохи, прежде всего, о Дитрихе Букстехуде, которого он очень уважал.

Арнштадт и Мюльхаузен (1703—1708)

В январе 1703 года, после окончания учёбы, он получил должность придворного музыканта у веймарского герцога Иоганна Эрнста. Неизвестно точно, что входило в его обязанности, но, скорее всего, эта должность не была связана с исполнительской деятельностью. За семь месяцев службы в Веймаре распространилась слава о нём как об исполнителе. Бах был приглашён на должность смотрителя органа в церковь св. Бонифация в Арнштадте, находящемся в 180 км от Веймара. С этим старейшим немецким городом у семьи Бахов были давние связи. В августе Бах занял пост органиста церкви. Работать ему приходилось всего 3 дня в неделю, а жалование было относительно высоким. Кроме того, инструмент поддерживался в хорошем состоянии и был настроен по новой системе, расширявшей возможности композитора и исполнителя. В этот период Бах создал много органных произведений, в том числе знаменитую Токкату ре минор.

Семейные связи и увлечённый музыкой работодатель не смогли предотвратить напряжение между Иоганном Себастьяном и властями, возникшее через несколько лет. Бах был недоволен уровнем подготовки певцов в хоре. Кроме того, в 1705—1706 годах Бах самовольно отлучился в Любек на несколько месяцев, где он познакомился с игрой Букстехуде, что вызвало недовольство властей. К тому же, начальство предъявило Баху обвинения в «странном хоральном сопровождении», смущавшем общину, и в неумении управлять хором; последнее обвинение, видимо, имело под собой основания. Первый биограф Баха Форкель пишет, что Иоганн Себастьян прошёл более 40 км пешком, чтобы послушать выдающегося композитора, но сегодня некоторые исследователи подвергают этот факт сомнению.

В 1706 году Бах решает сменить место работы. Ему предложили более выгодную и высокую должность органиста в церкви св. Власия в Мюльхаузене, крупном городе на севере страны. В следующем году Бах принял это предложение, заняв место органиста Иоганна Георга Але. Его жалование по сравнению с предыдущим было повышено, а уровень певчих был лучше. Четыре месяца спустя, 17 октября 1707 года Иоганн Себастьян женился на своей кузине Марии Барбаре из Арнштадта. Впоследствии у них родилось семеро детей, трое из которых умерли в детстве. Трое из выживших — Вильгельм Фридеман, Иоганн Кристиан и Карл Филипп Эммануил — стали впоследствии известными композиторами.

Городские и церковные власти Мюльхаузена были довольны новым служащим. Они без раздумий одобрили его план реставрации церковного органа, требующий больших затрат, а за публикацию праздничной кантаты «Господь — мой царь», BWV 71 (это была единственная напечатанная при жизни Баха кантата), написанной к инаугурации нового консула, ему дали большое вознаграждение.

Проработав в Мюльхаузене около года, Бах вновь сменил место работы, на этот раз получая место придворного органиста и устроителя концертов — намного более высокую позицию, чем прошлая его должность — в Веймаре. Вероятно, факторами, заставившими его сменить место работы, стали высокое жалованье и хорошо подобранный состав профессиональных музыкантов. Семья Баха поселилась в доме всего в пяти минутах ходьбы от графского дворца. В следующем году родился первый ребёнок в семье. В это же время к Бахам переехала старшая незамужняя сестра Марии Барбары, которая помогала им вести хозяйство до самой своей смерти в 1729 году. В Веймаре у Баха родились Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эммануил.

В Веймаре начался длительный период сочинения клавирных и оркестровых произведений, в которых талант Баха достиг расцвета. В этот период Бах впитывает музыкальные веяния из других стран. Произведения итальянцев Вивальди и Корелли научили Баха писать драматические вступления, из них Бах почерпнул искусство использования динамичных ритмов и решительных гармонических схем. Бах хорошо изучил работы итальянских композиторов, создавая переложения концертов Вивальди для органа или клавесина. Идею написания переложений он мог позаимствовать у своего работодателя, герцога Иоганна Эрнста, который был профессиональным музыкантом. В 1713 году герцог вернулся из зарубежной поездки и привёз с собой большое количество нот, которые показал Иоганну Себастьяну. В итальянской музыке герцога (и, как можно видеть из некоторых произведений, самого Баха) привлекало чередование соло (игры одного инструмента) и тутти (игры всего оркестра).

В Веймаре у Баха была возможность играть и сочинять органные произведения, а также пользоваться услугами герцогского оркестра. В Веймаре Бах написал большинство своих фуг (наиболее крупным и известным собранием фуг Баха является «Хорошо темперированный клавир»). Во время службы в Веймаре Бах начал работу над «Органной тетрадью» — сборником пьес для обучения Вильгельма Фридемана. Этот сборник состоит из обработок лютеранских хоралов.

К концу своей службы в Веймаре Бах был уже широко известным органистом и мастером клавесина. К этому времени относится эпизод с Маршаном. В 1717 году в Дрезден приехал известный французский музыкант Луи Маршан. Дрезденский концертмейстер Волюмье решил пригласить Баха и устроить музыкальное состязание между двумя известными клавесинистами, Бах и Маршан согласились. Однако в день соревнования выяснилось, что Маршан (который, видимо, имел перед тем возможность послушать игру Баха) спешно и тайно покинул город; состязание не состоялось, и Баху пришлось играть одному.

Через некоторое время Бах опять отправился на поиски более подходящей работы. Старый хозяин не хотел его отпускать, а 6 ноября 1717 года даже арестовал за постоянные просьбы об отставке — но уже 2 декабря отпустил на свободу «с изъявлением немилости». Леопольд, герцог Анхальт-Кётенский, нанял Баха на должность капельмейстера. Герцог, сам будучи музыкантом, ценил талант Баха, хорошо ему платил и предоставлял большую свободу действий. Однако герцог был кальвинистом и не приветствовал использование утончённой музыки на богослужениях, поэтому большинство кётенских работ Баха были светскими. Среди прочего, в Кётене Бах сочинил сюиты для оркестра, шесть сюит для виолончели соло, Английские и Французские сюиты для клавира, а также три сонаты и три партиты для скрипки соло. В этот же период написаны и знаменитые Бранденбургские концерты.

7 июля 1720 года, во время того как Бах находился за границей с герцогом, случилась трагедия: внезапно умерла его жена Мария Барбара, оставив четырёх малолетних детей. В следующем году Бах познакомился с Анной Магдаленой Вильке, молодой высоко одарённой певицей (сопрано), которая пела при герцогском дворе. Они поженились 3 декабря 1721 года. Несмотря на разницу в возрасте — она была младше Иоганна Себастьяна на 17 лет, — их брак, по всей видимости, был счастливым. У них родилось 13 детей.

В 1723 году состоялось исполнение его «Страстей по Иоанну» в церкви св. Фомы в Лейпциге, и 1 июня Бах получил должность кантора этой церкви с одновременным исполнением обязанностей учителя школы при церкви, заменив на этом посту Иоганна Кунау. В обязанности Баха входило преподавание пения и еженедельное проведение концертов в двух главных церквях Лейпцига, св. Фомы и св. Николая. Должность Иоганна Себастьяна предусматривала также преподавание латыни, однако ему было позволено нанимать помощника, делавшего эту работу за него, — поэтому преподаванием латыни занимался Пецольд за 50 талеров в год. Бах получил должность «музыкального директора» всех церквей города: в его обязанности входил подбор исполнителей, наблюдение за их обучением и выбор музыки для исполнения. Во время работы в Лейпциге композитор неоднократно вступал в конфиликты с городской администрацией.

Первые шесть лет жизни в Лейпциге оказались очень продуктивными: Бах сочинил до 5 годовых циклов кантат (два из них, по всей вероятности, были утеряны). Большинство этих произведений написаны на евангельские тексты, которые читались в лютеранской церкви каждое воскресенье и по праздникам в течение всего года; многие (такие как «Wachet auf! Ruft uns die Stimme» and «Nun komm, der Heiden Heiland») основываются на традиционных церковных песнопениях.

Во время исполнения Бах, по-видимому, сидел за клавесином или стоял перед хором на нижней галерее под органом; на боковой галерее справа от органа располагались духовые инструменты и литавры, слева находились струнные. Городской совет предоставлял в распоряжение Баха только около 8 исполнителей, и это часто становилось причиной споров между композитором и администрацией: Баху приходилось самому нанимать до 20 музыкантов, чтобы исполнять оркестровые произведения. На органе или клавесине играл обычно сам композитор; если он руководил хором, то это место занимал штатный органист или один из старших сыновей Баха.

Сопрано и альтов Бах набирал из числа учащихся, а теноров и басов — не только из школы, но и со всего Лейпцига. Кроме регулярных концертов, оплачиваемых городскими властями, Бах со своим хором подрабатывали исполнением на свадьбах и похоронах. Предположительно, именно для этих целей были написаны как минимум 6 мотетов. Частью его обычной работы в церкви было исполнение мотетов композиторов венецианской школы, а также некоторых немцев, например, Шютца; во время сочинения своих мотетов Бах ориентировался на произведения этих композиторов.

Сочиняя кантаты большую часть 1720-х годов, Бах собрал обширный репертуар для исполнения в главных церквях Лейпцига. Со временем ему захотелось сочинять и исполнять больше светской музыки. В марте 1729 года Иоганн Себастьян стал руководителем Музыкальной коллегии (Collegium Musicum), светского ансамбля, существовавшего ещё с 1701 года, когда его основал старый друг Баха Георг Филипп Телеман. В то время во многих крупных немецких городах одарённые и активные студенты университетов создавали подобные ансамбли. Такие объединения играли всё бо́льшую роль в общественной музыкальной жизни; их часто возглавляли известные профессиональные музыканты. В течение почти всего года Музыкальная коллегия дважды в неделю устраивала двухчасовые концерты в кофейне Циммермана, располагавшейся недалеко от рыночной площади. Владелец кофейни предоставил музыкантам большой зал и приобрёл несколько инструментов. Многие из светских произведений Баха, датированных 1730-ми, 40-ми и 50-ми годами, были сочинены именно для исполнения в кофейне Циммермана. К числу таких произведений принадлежат, например, «Кофейная кантата» и клавирный сборник «Clavier-Übung», а также многие концерты для виолончели и клавесина.

В этот же период Бах написал части Kyrie и Gloria знаменитой Мессы си минор, позже дописав остальные части, мелодии которых почти целиком заимствованы из лучших кантат композитора. Вскоре Бах добился назначения на должность придворного композитора; по-видимому, он долго добивался этого высокого поста, который был веским аргументом в его спорах с городскими властями. Хотя вся месса целиком никогда не исполнялась при жизни композитора, сегодня многие считают её одним из лучших хоровых произведений всех времён.

В 1747 году Бах посетил двор прусского короля Фридриха II, где король предложил ему музыкальную тему и попросил тут же что-нибудь на неё сочинить. Бах был мастером импровизации и сразу исполнил трёхголосную фугу. Позже Иоганн Себастьян сочинил целый цикл вариаций на эту тему и послал его в подарок королю. Цикл состоял из ричеркаров, канонов и трио, основанных на продиктованной Фридрихом теме. Этот цикл был назван «Музыкальным приношением».

Другой крупный цикл, «Искусство фуги», не был завершён Бахом, несмотря на то, что написан он был, скорее всего, задолго до его смерти. При жизни он ни разу не издавался. Цикл состоит из 18 сложных фуг и канонов, основанных на одной простой теме. В этом цикле Бах использовал все инструменты и техники написания полифонических произведений.

Последним произведением Баха стала хоральная прелюдия для органа, которую он продиктовал своему зятю, практически находясь на смертном одре. Название прелюдии — «Vor deinen Thron tret ich hiermit» («Вот я предстаю перед Твоим троном»); этим произведением часто заканчивают исполнение неоконченного «Искусства фуги».

Со временем зрение Баха становилось всё хуже. Тем не менее, он продолжал сочинять музыку, диктуя её своему зятю Альтникколю. В 1750 году в Лейпциг приехал английский офтальмолог Джон Тейлор, которого многие современные исследователи считают шарлатаном. Тейлор дважды прооперировал Баха, но обе операции оказались неудачными, Бах остался слепым. 18 июля он неожиданно ненадолго прозрел, но уже вечером с ним случился удар. Бах умер 28 июля; возможно, причиной смерти стали осложнения после операций. Оставшееся после него состояние было оценено в более чем 1000 талеров и включало 5 клавесинов, 2 лютневых клавесина, 3 скрипки, 3 альта, 2 виолончели, виолу да гамба, лютню и спинет, а также 52 священные книги.

В течение жизни Бах написал более 1000 произведений. В Лейпциге Бах поддерживал дружеские отношения с университетскими профессорами. Особенно плодотворным было сотрудничество с поэтом, писавшим под псевдонимом Пикандер. Иоганн Себастьян и Анна Магдалена нередко принимали у себя в доме друзей, членов семьи и музыкантов со всей Германии. Частыми гостями были придворные музыканты из Дрездена, Берлина и других городов, в том числе Телеман, крёстный отец Карла Филиппа Эммануила. Интересно, что Георг Фридрих Гендель, одногодка Баха из Галле, что всего в 50 километрах от Лейпцига, никогда не встречался с Бахом, хотя Бах дважды в жизни пытался с ним встретиться — в 1719 и 1729 годах. Судьбы этих двух композиторов, однако, были соединены Джоном Тейлором, который оперировал обоих незадолго до их смерти.

Композитора похоронили вблизи церкви св. Фомы, где он прослужил 27 лет. Однако вскоре могила затерялась, и лишь в 1894 году останки Баха случайно были найдены во время строительных работ; тогда и состоялось перезахоронение.

Бах написал более 1000 музыкальных произведений. Сегодня каждому из известных произведений присвоен номер BWV (сокращение от Bach Werke Verzeichnis — каталог работ Баха). Бах писал музыку для разных инструментов, как духовную, так и светскую. Некоторые произведения Баха являются обработками произведений других композиторов, а некоторые — переработанными версиями своих произведений.

Органная музыка в Германии ко времени Баха уже обладала давними традициями, сложившимися благодаря предшественникам Баха — Пахельбелю, Бёму, Букстехуде и другим композиторам, каждый из которых по-своему влиял на него. С многими из них Бах был знаком лично.

В течение жизни Бах был больше всего известен как первоклассный органист, преподаватель и сочинитель органной музыки. Он работал как в традиционных для того времени «свободных» жанрах, таких как прелюдия, фантазия, токката, так и в более строгих формах — хоральной прелюдии и фуги. В своих произведениях для органа Бах умело соединял черты разных музыкальных стилей, с которыми он знакомился в течение жизни. На композитора оказала влияние как музыка северонемецких композиторов (Георг Бём, с которым Бах встретился в Люнебурге, и Дитрих Букстехуде в Любеке), так и музыка южных композиторов: Бах переписывал себе произведения многих французских и итальянских композиторов, чтобы понять их музыкальный язык; позже он даже переложил несколько скрипичных концертов Вивальди для органа. В течение наиболее плодотворного для органной музыки периода (1708—1714 годы) Иоганн Себастьян не только написал много пар прелюдий и фуг и токкат и фуг, но и сочинил неоконченную Органную книжечку — сборник из 46 коротких хоральных прелюдий, в котором демонстрировались различные техники и подходы к сочинению произведений на хоральные темы. После отъезда из Веймара Бах стал меньше писать для органа; тем не менее, после Веймара были написаны многие известные произведения (6 трио-сонат, сборник «Clavier-Übung» и 18 Лейпцигских хоралов). Всю жизнь Бах не только сочинял музыку для органа, но и занимался консультированием при постройке инструментов, проверкой и настройкой новых органов.

Прочее клавирное творчество

Бах также написал ряд произведений для клавесина, многие из которых можно было исполнять и на клавикорде. Многие из этих творений представляют собой энциклопедические сборники, демонстрирующие различные приёмы и методы сочинения полифонических произведений. Большинство клавирных произведений Баха, изданных при его жизни, содержались в сборниках под названием «Clavier-Übung» («клавирные упражнения»).

• «Хорошо темперированный клавир» в двух томах, написанных в 1722 и 1744 годах, — сборник, в каждом томе которого содержится по 24 прелюдии и фуги, по одной на каждую употребительную тональность. Этот цикл имел очень важное значение в связи с переходом на системы настройки инструментов, позволяющие одинаково легко исполнять музыку в любой тональности — прежде всего, к современному равномерно темперированному строю,

• 15 двухголосных и 15 трёхголосных инвенций — небольшие произведения, расположенные в порядке увеличения количества знаков в тональности. Предназначались (и используются по сей день) для обучения игре на клавишных инструментах.

• Три сборника сюит: Английские сюиты, Французские сюиты и Партиты для клавира. Каждый цикл содержал по 6 сюит, построенных по стандартной схеме (аллеманда, куранта, сарабанда, жига и необязательная часть между последними двумя). В английских сюитах аллеманде предшествует прелюдия, а между сарабандой и жигой присутствует ровно одна часть; во французских сюитах количество необязательных частей увеличивается, а прелюдии отсутствуют. В партитах стандартная схема расширяется: кроме изысканных вступительных частей, присутствуют дополнительные, причём не только между сарабандой и жигой.

• Гольдберг-вариации (около 1741) — мелодия с 30 вариациями. Цикл имеет довольно сложное и необычное строение. Вариации строятся скорее на тональном плане темы, чем на самой мелодии.

• Разнообразные пьесы вроде «Увертюры во французском стиле», BWV 831, «Хроматической фантазии и фуги», BWV 903, или «Итальянского концерта», BWV 971.

Оркестровая и камерная музыка

Бах писал музыку как для отдельных инструментов, так и для ансамблей. Его произведения для инструментов соло — 6 сонат и партит для скрипки соло, BWV 1001—1006, 6 сюит для виолончели, BWV 1007—1012, и партиту для флейты соло, BWV 1013, — многие считают одними из самых глубоких творений композитора. Кроме того, Бах сочинил несколько произведений для лютни соло. Писал он также трио-сонаты, сонаты для солирующих флейты и виолы да гамба, сопровождаемых лишь генерал-басом, а также большое количество канонов и ричеркаров, в основном без указания инструментов для исполнения. Наиболее значимые примеры таких произведений — циклы «Искусство фуги» и «Музыкальное приношение».

Наиболее известные произведения Баха для оркестра — «Бранденбургские концерты». Они были так названы, потому что Бах, послав их маркграфу Христиану Людвигу Бранденбург-Шведтскому в 1721 году, думал получить работу при его дворе; эта попытка оказалась безуспешной. Шесть концертов написаны в жанре кончерто гроссо. Другие дошедшие до нас произведения Баха для оркестра включают два скрипичных концерта, концерт для 2 скрипок ре минор, BWV 1043, и концерты для одного, двух, трёх и даже четырёх клавесинов. Исследователи считают, что эти концерты для клавесинов были всего лишь переложениями более старых произведений Иоганна Себастьяна, ныне утерянных. Кроме концертов, Бах сочинил 4 оркестровые сюиты.

• Кантаты. В течение долгого периода своей жизни каждое воскресенье Бах в церкви св. Фомы руководил исполнением кантаты, тема которой выбиралась согласно лютеранскому церковному календарю. Хотя Бах исполнял и кантаты других композиторов, в Лейпциге он сочинил как минимум три полных годовых цикла кантат, по одной на каждое воскресенье года и каждый церковный праздник. Кроме того, он сочинил некоторое количество кантат в Веймаре и Мюльхаузене. Всего Бахом было написано более 300 кантат на духовную тематику, из которых только около 195 дожили до наших дней. Кантаты Баха сильно различаются по форме и инструментовке. Некоторые из них написаны для одного голоса, некоторые — для хора; некоторые требуют для исполнения большого оркестра, а некоторые — всего несколько инструментов. Однако наиболее часто используемая модель такова: кантата открывается торжественным хоровым вступлением, затем чередуются речитативы и арии для солистов или дуэтов, а завершается всё хоралом. В качестве речитатива обычно берутся те же слова из Библии, что читаются на этой неделе по лютеранским канонам. Завершающий хорал часто предвосхищается хоральной прелюдией в одной из средних частей, а также иногда входит во вступительную часть в виде cantus firmus. Наиболее известными из духовных кантат Баха являются «Christ lag in Todesbanden» (номер 4), «Ein’ feste Burg» (номер 80), «Wachet auf, ruft uns die Stimme» (номер 140) и «Herz und Mund und Tat und Leben» (номер 147). Кроме того, Бах сочинил и некоторое количество светских кантат, обычно приуроченных к каким-либо событиям, например, к свадьбе. Среди самых известных светских кантат Баха — две Свадебных кантаты и шуточная Кофейная кантата.

• Пассионы, или страсти. Страсти по Иоанну (1724) и Страсти по Матфею (ок. 1727) — произведения для хора и оркестра на евангельскую тему страданий Христа, предназначенные для исполнения на вечернях в страстную пятницу в церквях св. Фомы и св. Николая. Пассионы являются одними из наиболее масштабных вокальных произведений Баха. Известно, что Бах написал 4 или 5 пассионов, но только эти два полностью дошли до наших дней.

• Оратории и магнификаты. Наиболее известна Рождественская оратория (1734) — цикл из 6 кантат для исполнения во время рождественского периода литургического года. Пасхальная оратория (1734—1736) и магнификат представляют собой скорее обширные и тщательно проработанные кантаты и имеют меньший размах, чем Рождественская оратория или пассионы. Магнификат существует в двух версиях: изначальной (ми-бемоль мажор, 1723) и более поздней и известной (ре мажор, 1730).

• Мессы. Наиболее известная и значимая месса Баха — месса си минор (закончена в 1749 году), представляющая собой полный цикл ординария. В эту мессу, как и во многие другие произведения композитора, вошли переработанные ранние сочинения. Месса никогда не исполнялась целиком при жизни Баха — впервые это произошло только в XIX веке. Кроме того, эта музыка не исполнялась по назначению из-за длительности звучания (около 2 часов). Кроме мессы си минор, до нас дошло 4 коротких двухчастных мессы Баха, а также отдельные части, как Sanctus и Kyrie.

Остальные вокальные произведения Баха включают несколько мотетов, около 180 хоралов, песни и арии.

Источник

Оцените статью