Клавиша для механического пианино

Устройство фортепиано

Каждый начинающий пианист, желающий стать профессионалом, обязан не только овладеть техникой игры, но и знать устройство инструмента. Ниже мы в общих чертах расскажем вам, как же устроено фортепиано.

Устройство рояля

1 — рама и вирбельбанк;
2 — откидная часть крышки;
3 — каподастр;
4 — демпфер;
5 — неподвижная часть крышки;
6 — контрклавиатура;
7,8,9 — передача от правой педали;

10 — педальный шток;
11 — педаль;
12 — штег;
13 — задний штифт;
14 — задняя пластина рамы;
15 — резонансная дека;
16 — струна.

Системы, из которых состоит инструмент:

  • Корпус – оболочка пианино.
  • Звуковая или акустическая система.
  • Ударно-клавишная система (механика инструмента).
  • Система педалей.

Механика рояля

Корпус – это одновременно и основание, и защита всех внутренних механизмов от внешнего негативного воздействия. Самая задняя часть – прочный деревянный футор. К нему прикреплена доска, на которой находятся колки (отвечающие за натяжение струн) – она называется вирбельбанк. Сами струны надежно закреплены на тяжелой чугунной раме – она во многом ответственна за большой вес фортепиано (около 200 кг), и относятся уже к акустической системе.

Кроме струн и рамы, к которой они прикреплены, к этой системе относят и резонансную деку – сосновую доску, которая благодаря особому расположению и свойствам усиливает звук.

Механическая или ударно-клавишная система – это целый ряд рычагов, молоточков, других невидимых глазу устройств, которые заставляют струны звучать правильным образом.

Педали работают следующим образом: когда вы нажимаете правую, специальные заглушающие звук подушечки на струнах (демпферы) поднимаются – и свободному колебанию струн ничего не препятствует. Нажимаете левую – молоточки придвигаются ближе к струнам, а звук при нажатии на клавиши становится в несколько раз слабее.

Устройство пианино

1 — боковые стенки корпуса,
2 — верхняя крышка,
3 — чугунная рама,
4 — вирбели,
5 — резонансная дека,
6 — молотки,
7 — рулейстик,
8 — фенгеры,
9 — клавиатура,
10 — бакенклёцы,
11 — штеги,
12 — рычаг левой педали,
13 — педальные цуги,
14 — педальные лапки,
15 — цокольный пол,
16 — ролики,
17 – модератор.

Как из пианино извлекается звук?

Клавиша является своеобразным рычагом, который приводит в действие механизм молоточка. Тот, в свою очередь, ударяет по нужной струне, а когда звук уже не нужен (вы отпустили клавишу), колебания струны моментально «гасятся» специальной подушечкой – демпфером.

В вашем инструменте всего 88 клавиш (белых – 52, черных – 36). Но струн при этом в несколько раз больше, 220! Для чего нужны «лишние»? За звук, исходящий при нажатии клавиши отвечают до 3 струн сразу (они вместе называются хором). Хочется отметить, что количество белых и черных клавиш у разных инструментов может отличаться как и количество струн.

Когда какая-то одна струна перестает звучать соответствующим образом и выходит из строя, звук становится «грязным». В такой ситуации и нужна помощь профессионального мастера-настройщика.

Механика пианино

Клавишно-молоточковый инструмент

Служит для передачи механического усилия пальцев пианиста с клавиш на молоточки, извлекающие звук ударом по струнам и регулирования звучания. К каждой струне в нейтральном состоянии прикасается демпфер — глушитель, представляющий собой деревянную колодку, покрытую войлоком. После нажатия на клавишу глушитель отходит от струны и одновременно по ней ударяет молоточек, рождая звук.

Педали фортепиано

Эта часть клавишно-молоточкового инструмента предназначена для регулирования звучания. Количество педалей во всех фортепиано и некоторых пианино — три, правая, средняя и левая. Подавляющее большинство пианино имеет лишь две педали- правую и левую.

В предшественниках фортепиано — клавикордах- функцию педалей выполняли специальные рычаги, которые пианист двигал коленями.

Правая педаль служит для создания неразрывного звучания и обогащения звуков новыми обертонами. В нотах нажатие правой педали обозначается Ped либо P, поэтому эту педаль иногда называют просто педалью. Непрерывное звучание обозначается legato. Музыканты 19 века обозначали этим символом особый колорит звучания.

Принцип действия правой педали — выключение демпферной системы, что порождает звучание после отжатия педали и инициацию вторичного звучания остальными струнами.

Правая педаль используется двумя способами — перед нажатием на клавиши (прямой способ) и сразу после, до отжатия (запаздывающий способ).

Левая педаль служит для усиления эффекта мягких пассажей, ослабления звучания. Звук становится тихим и мягким. В нотах обозначается знаком una corda, снятие педали — tutte le corde либо tre corde.

При нажатии левой педали в рояле сдвигаются молоточки, что влечет удары лишь по двум струнам вместо трех. В пианино молоточки придвигаются к струнам, что влечет за собой снижение силы удара.

Средняя педаль поднимает демпферы и фиксирует их в таком состоянии до отжатия педали, что, например, позволяет играть стакатто вне зависимости от удерживаемой ноты. Остальные, не задействованные средней педалью струны с демпферами ведут себя как обычно.

Некоторые пианино имеют среднюю педаль, фиксируемую путем сдвига влево. Это делает звучание тихим, что может пригодиться, например, для игры на пианино ночью в многоквартирном доме.

Источник

Механическое пианино (пианола)

Задолго до появления механического пианино люди заслушивались музыкой, которую воспроизводила шарманка. Человек с ящиком ходил по улице, крутил рукоятку и вокруг собиралась толпа. Пройдут века, и принцип работы шарманки станет основой для создания механизма нового устройства, которое назовут пианола.

Устройство и принцип работы

Пианола – это музыкальный инструмент, воспроизводящий музыку по принципу фортепиано воздействием ударов молоточками на клавиши. Главное отличие пианолы от пианино и рояля в том, что для игры не нужно присутствие профессионального музыканта. Звучание воспроизводится автоматически.

Внутри приставки или встроенного устройства находится валик, на поверхности которого нанесены выступы. Их расположение соответствует последовательности нот исполняемого произведения. Валик приводится в действие при помощи рукоятки, выступы последовательно воздействуют на молоточки, и получается мелодия.

Другой вариант устройства, появившийся позднее, работал по такому же принципу, но партитура была закодирована на ленте бумаги. Через отверстия перфоленты нагнетался воздух, он воздействовал на молоточки, те в свою очередь на клавиши и струны.

История происхождения

Во второй половине XIX века мастер начали эксперименты с устройствами для пианолы, основанные на действии механического органа. Раньше пианолы появился гармоникорд, в котором стержни на штифтованной дощечке воздействовали на клавиши. Позднее французский изобретатель Ж.А. Тест представил миру картониум, где дощечка со стержнями была заменена перфокартой с пневматическим механизмом.

Изобретателем механического фортепиано считается Э. Вотей. Его pianola 1895 года выпуска работала за счет давления, создаваемого воздействием пианиста на педали внизу инструмента. Музыка воспроизводилась при помощи перфорированных бумажных рулонов. Отверстия в бумаге обозначали только ноты, не было динамических оттенков, темпа. Разница между пианолой и пианино тогда состояла в том, что первый не требовал присутствия музыканта, знающего особенности нотного стана.

Первые устройства имели небольшой диапазон, крупные габариты. Их приставляли к фортепиано, а вокруг усаживались слушатели. В начале XX века научили вставлять конструкцию в корпус пианино и применять электрический привод. Размеры устройства стали меньше.

Новым инструментом заинтересовались знаменитые композиторы. Они адаптировали свои произведения под пианолу, кодируя партитуры на рулонах бумаги. Среди самых известных авторов С. Рахманинов, И. Стравинский.

В 30-е годы популярными стали граммофоны. Они стали использоваться чаще и быстро вытеснили механическое пианино. Во время изобретения первых компьютеров интерес к нему возобновился. Появилось всем известное сегодня цифровое пианино, отличие которого в электронной обработке партитур и записи закодированных звуков на электронный носитель.

Использование пианолы

Расцвет механического инструмента пришелся на начало прошлого века. Слушателям хотелось выбрать больше произведений, и спрос родил предложение. Репертуар расширялся, стали доступны ноктюрны Шопена, симфонии Бетховена и даже джазовые композиции. Специально для пианолы «писали» произведения Мийо, Стравинский, Хиндемит.

Инструменту стали доступны скорость и исполнение сложнейших ритмических рисунков, что сложно было выполнить «живым» исполнителям. В пользу механического пианино сделал свой выбор Конлон Нанкарроу, написавший «Этюды для механического пианино».

Различие пианолы и пианино тогда могло бы полностью отодвинуть «живую» музыку на второй план. От пианолы фортепиано отличалось не только тем, что требовало присутствия грамотного музыканта. Некоторые произведения по сложности требовали долгого разучивания, технического мастерства исполнителя. Но с приходом граммофонов, радиол и магнитофонов об этом инструменте совсем забыли, он перестал использоваться, и увидеть его теперь можно только в музеях и в коллекциях антикваров.

Источник

Сохранить и прочитать потом —

Название этой статьи может показаться странным – зато само по себе «самоиграющее» фортепиано не выглядит необычной или нелепой идеей. Представьте, что вы выбираете любимое произведение, садитесь за инструмент – и он сам играет его для вас. Даже опытным и уверенным в себе пианистам такая возможность может показаться любопытной.

От пианолы до дисклавира

Музыкальные инструменты, играющие сами по себе, появились больше ста лет назад. Среди них были музыкальные шкатулки, автоматические механические церковные колокола и даже ярмарочные органы. Эти инструменты были исключительно распространены в начале двадцатого века, несмотря на изобретение фонографа, или граммофона. Пианола, или механическое пианино, упоминалась еще в середине 19 столетия и стала крайне популярным типом механических музыкальных устройств.

Еще в 1849 году производители Брэндиш и Хант предложили использовать рулон бумаги для воспроизведения музыки на пианино. Рулон считывался при помощи «подпружиненных пальцев», которые приводили в движение клавиши фортепиано. На выставке 1876 года в Филадельфии были представлены три разных типа устройств, которые в конечном итоге были применены в конструкции механических пианино. Основными из них были пневматический двигатель и клапанный механизм, благодаря которым и стало возможным воспроизведение музыки, закодированной на бумаге.

Первая готовая пианола была изготовлена Эдвином Вотеем в 1895 году, через три года после поступления в компанию Aeolian, которая начала продавать инструмент в разных регионах США. Практичные бизнесмены компании устроили дело так, что ни один другой производитель не имел права на использование бренда Pianola, что укрепило лидерское положение компании на рынке. Однако основой коммерческого успеха стал не только бренд, но и качество продукции. Надежное и безотказное механическое пианино пользовалось значительной популярностью. Одним из самых сильных конкурентов была германская компания Tonkunst (название которой можно перевести как «искусство звука»).

Однако для англоязычного потребителя оно вызывало нежелательные ассоциации с «кабацкими» (honky-tonk) пианино – низкокачественными и нередко расстроенными. Производством механических пианино занимались и более авторитетные компании. В 1914 году Steinway & Sons выпустили собственную версию пианолы с полноразмерной клавиатурой с 88 клавишами, корпусом из красного дерева и впечатляющей ценой – 1250 долларов.

Механизм пианолы работал на основе «всасывающей силы», создаваемой давлением ног пианиста на две больших педали в нижней части инструмента. Тщательно контролируя силу нажатия, опытный исполнитель на пианоле мог выделить отдельную ноту или аккорд, создавая собственную интерпретацию музыки. Сама же музыка воспроизводилась при помощи специальных бумажных рулонов.

Эти рулоны были испещрены тысячами небольших отверстий, выполненных техниками на основе нотной записи произведения. Запись на рулоне не включала указаний на динамические оттенки и небольшие изменения темпа; все эти частности оставались на долю исполнителя. «Воспроизводящее фортепиано», созданное в 1904 году компанией Michael Welte & Sons, было способно более полно воссоздавать «человеческий фактор», включая рубато, динамику и педализацию.

По мере роста популярности механических пианино и пианол доступный репертуар быстро расширялся, следуя за спросом публики. Вначале это были классические произведения, от ноктюрнов Шопена до симфоний Бетховена, и джазовые композиции. Затем и современные композиторы начали интересоваться возможностями «автоматических» пианино. Такие известные авторы, как Мийо, Хиндемит и даже Стравинский, создали произведения, предназначенные специально для механических пианол.

Возможно, самым ярким представителем этого направления стал американский композитор Конлон Нанкэрроу. После переезда в Мехико в 1940 году он почти полностью переключился на создание произведений для пианол. Его творческая жизнь протекала в сознательной изоляции от других. Нанкэрроу был большим поклонником джаза и музыки Стравинского, у которого особенно ценил применение сложных ритмических рисунков.

Произведения для механического пианино отличались усложненными ритмическими структурами, с которыми было бы непросто справиться самым талантливым «живым» пианистам. Это обстоятельство отчасти определило выбор инструмента для Нанкэрроу. Кроме того, скорость многих его композиций также была за пределами человеческих возможностей. По ссылке можно ознакомиться с его опусом № 36.

И сегодня идея механического пианино не забыта. Такие компании, как Edelweiss Pianos, изобретают современные версии пианол. Компания Edelweiss начала свою деятельность с изготовления на заказ фортепиано исключительно высокого качества, однако вскоре обнаружила, что многие ее клиенты вообще не играют на инструментах, используя их как эффектный предмет мебели. Это открытие привело к разработке собственных механических пианино, основанных на знаниях создателя компании в области физики и производства музыкальных инструментов.

Способ воспроизведения звука позволяет воссоздать около тысячи различных нюансов исполнения. Работающее на соленоидах фортепиано восхищает качеством воспроизведения.

Еще одним ведущим производителем механических пианино стала Yamaha. Компания славится своими инструментами профессионального качества, от фортепиано до саксофонов и гитар. В ее каталоге есть и такая категория, как «дисклавир». Это линейка механических фортепиано, в которую входит несколько типов моделей. Все они основываются на акустических роялях и пианино Yamaha с добавлением технологии автоматического воспроизведения. Дисклавир – это не только акустическое фортепиано мирового уровня, но и возможность записи и воспроизведения собственного исполнения. Для этих устройств существует огромная библиотека записей с точной передачей всех деталей исполнения, каких можно ожидать от профессионального пианиста.

Как сказано в рекламном ролике Yamaha, дисклавир способен даже транслировать музыку с интернет-сайтов, обеспечивая практически безграничные возможности, о которых пианолы Aeolian девятнадцатого века не могли и мечтать. Любопытно, каким будет следующий шаг в эволюции механического пианино.

Подготовлено по материалам сайта Cmuse.org, апрель 2019 г.

Об авторе:
Доктор Джастин Уилдридж – композитор и мультиинструменталист, работающий в собственной студии на юго-востоке Англии. Он имеет степень доктора по композиции Ноттингемского университета и более двадцати лет сочиняет музыку в современных стилях.

Источник

Оцените статью