5 интересных фактов о фортепиано (часть 3)
Факт 1
Фортепианные клавиши были первоначально сделаны из слоновой кости (а точнее из бивней слонов), отсюда и происхождение фразы “щекотать клавиши из слоновой кости”. Они оставались таковыми до 1950 года, пока стоимость и экологические проблемы, вызванные массовым производством фортепиано, которые повлекли за собой массовые протесты против торговли слоновой костью, которая была окончательно запрещена в 1990 году, не заставили производителей перейти на пластиковые клавиши.
Факт 2
Новый инструмент должен быть настроен, по крайней мере, четыре раза в течение первого года. Сезонные изменения в температуре и влажности может привести фортепиано в расстроенное состояние. После первого года, оно должно настраиваться два раза в год.
Факт 3
Знаменитое пианино Steinway, которое стало эталоном для хорошего пианино могло называться совершенно другим именем. Генри Стейнвей, который является основателем компании Steiway первоначально носил имя Энгельхард Стейнвег, которое сменил после приезда в Соединенные Штаты.
Факт 4
Фортепиано абсолютно самодостаточный инструмент, который не нуждается в помощи других инструментов и может воспроизводить мелодию с аккомпанементом, при этом почти всем другим инструментам требуется сопровождение фортепиано в виде аккомпанирующего инструмента.
Факт 5
Несмотря на то, что пианино – это струнный инструмент, тем не менее его поместили в раздел ударных симфонического оркестра.
Источник
Моржовая и слоновая кость для изготовления накладок на клавиши пианино и роялей
С древних времен клыки моржей (их ещё называли «Рыбий зуб») ценились и пользовались повышенным интересом у многих народов. Большая часть моржей обитали у нас на крайнем севере России.
Как известно, основными продуктами питания у северных народов была рыба, а так же мясо и жир моржей. Выжить в холодную и долгую зиму чукчам и другим народам крайнего севера без мяса и жира моржей было не возможно. Поэтому рыбакам и охотникам приходилось уничтожать моржей ради собственного самосохранения. Мясо и жир моржей заготавливали впрок на всю холодную и долгую зиму.
А вот европейцев интересовали только бивни, кость и шкура моржей. У местного населения всё выше перечисленное они выкупали буквально за гроши. Запрет и монополия на ловлю моржей стоял еще с царских времен, но браконьеры не признавали ни какие указы. Начиная с середины XIX века американские зверобои устраивали охоту на моржей. Кожу, кость и бивни они увозили с собой, а туши выбрасывали в море.
Запрет и монополия на лов моржей установлены и по настоящее время. Но браконьерство, несмотря на ограничения, продолжает жить, я так думаю.
С середины ХVII века в Архангельске была создана уникальная в своем роде и гремевшая на всю империю артель по резьбе из моржовой кости. Основателями данного искусства были братья Шишенены. По приказу царя частная артель была закрыта и переведена в Москву в оружейную палату. Где под оком государя и была официально создана уникальная мастерская братьев Шишененых по художественной резьбе и гравировке клыков и костей моржей. Это высокое искусство резьбы и гравировки существует и сегодня.
Хочу показать вам гравировку на моржовом клыке: изображение жизни и быта народов крайнего севера, клыку уже много лет. А так же поделки из моржовой кости.
Видео — гравировка на моржовом клыке и изделия из моржовой кости:
В фортепианной промышленности традиционно использовалась накладка на клавиатуру из слоновой кости. В связи с периодическими запретами на добычу бивней слонов на рынке появилась кость из бивней моржей.
Предпочтение инженеров и технологов фортепианной промышленности естественно всегда была на стороне слоновой кости, т.к. в производстве слоновая кость хорошо обрабатывается и полируется.
На фотографии показаны уже готовые обработанные и отполированные клавиатурные пластины из слоновой кости.
У старого поколения роялей и пианино клавиатурные накладки состоят из двух частей. На фотографии показаны пластины из слоновой кости с лицевой и оборотной стороны.
Видео — цельные накладки из слоновой кости для клавиатуры пианино и роялей:
Конечно, работать с натуральной слоновой костью для мастера одно удовольствие. Но сегодня уже новое время, слоновая кость уходит в историю.
Видео — заготовки из слоновой кости из которых делают накладки для клавиш:
Европейские производители фортепианной промышленности уже давно перешли на новую технологию производства современного клавиатурного материала, а именно имитацию, заменяющую натуральную кость.
В прошлом фирма Steinway & Sons использовала для покрытия клавиатуры исключительно накладки из слоновой кости. Сегодня Steinway & Sons вошла в группу компаний по защите слонов и, в связи с этим, она полностью перешла на высококачественное искусственное покрытие накладок к клавиатуре фирмы Kluge Klaviaturen, основанная Херманом Клюге в городе Бармене (Германия). Данная клавиатура является качественной имитацией слоновой кости.
На фотографии показаны накладки из пластика для современного клавира роялей и пианино.
Читайте также:
Чтобы понять как часто настраивать пианино, нужна знать кто и какие музыкальные произведения на нем играет, как долго это происходит.
Мастер по ремонту и настройке фортепиано помогает выбрать хороший музыкальный инструмент.
Источник
Клавиша для пианино слоновая кость
Вопрос тогда такой: из чего сделаны клавиши и чем покрыты? (Я так думал, что из дерева и покрыты рояльным лаком.)
(Я так думал, что из дерева и покрыты рояльным лаком.)
Раньше облицовывали слоновой костью (говорят, иногда — моржовой), позже стали применять различные пластмассы.
А что такое «рояльный лак»?
Ай-яй-яй! Слоновая кость от солнечного света желтеет. Проверено на собственном (теперь уже ликвидированном) немецком пианине. Клавиши из немного желтоватых ещё более пожелтели где-то за неделю-две, это притом, что солнечный свет на них падал только в течение вечера, с 5 до 8 часов.
Просто подумай: а какого цвета кости в пустыне? И сколько они там лежат?
Слоновая кость — роговое образование. Это не совсем то же, что костная ткань, которая валяется в пустыне.
Ну что ж. Будем учить:
Почему слоновая (моржовая) кость? Потому что хорошо отбеливается!
В основном (да простят меня предки!) применялась не слоновая кость, а коровья!
Но и та и другая (и все остальные!) хорошо отбеливаются от ультрафиолета (Шух прав!)
Всем привет ! Если от такой операции кость отклеится от клавиши , значит клей на вашем инструменте пересох и испортился и надо снять все накладки и переклеить . А за одни снятые очень легко отбелить , т.к. не надо бояться что влага попадет на дерево клавиша .
Химия, насколько я слышал, всегда разрушает кость. Можно шкурить до умопомрачения.
В целом мой вывод.Отбеливать кость, истирая ее или разрушая агрессивной химией — чистой воды варварство.
Варварство вызвано обычными человеческими причинами — хочу , чтобы было красиво. Еще этого требуют коммерсанты для продажи.
Хорошая кость работает десятилетиями у активных пианистов. Всякое отбеливание, кроме естественного, уменьшает срок ее службы вдвое- втрое.
Не забывайте, сколько слонов или моржей угрохали ради этого.
Так. Для информации, хоть тема и состарилась..
Пластик от ультрафиолета желтеет, даже не просто желтеет, а разрушается, приобретая свойства мела по хрупкости и цвет от жёлтого до коричневого, в зависимости от интенсивности облучения. Слоновая(моржовая, коровья, сусликовая, человечья) кость от ультрафиолета светлеет, но светлеет не сама кость, а разрушаются и разлагаются до белой трухи компоненты загрязнения и пигменты, въевшиеся в кость. После ультрафиолета накладки клавиш не станут белоснежными, они останутся с желтоватыми неровными оттенками, в зависимости от того, насколько потемневшая клавиша была и, опять же, какая была интенсивность облучения.
Моё мнение совпадает со старожилами, не надо осветлять клавиши — весь шик старинного инструмента в тронутых временем деталях. А если надо, чтоб красиво и как новое — белоснежный пластик с Китая замечательно смотрится..
ячменный неочищенный самогон — отличный помощник
Даёт превосходный эффект, при приёме внутрь!:alcohol:
Источник
Методика отбеливания клавиш (1 онлайн
Nible
Guest
Собственно часть синтов имеет клавиши пожелтевшие.
Вопрос, кто-нибудь пробовал вернуть им первоначальную белизну?
Понятно, что это пластик, насколько целесообразно (безопасно) применять средства на основе окислителей (хлор, или пероксиды).
Ведь по идее пластик инертен к такой химии.
Нашел в инете одну методику:
КАК ОТБЕЛИТЬ КЛАВИШИ ПИАНИНО?
Клавиши пианино, роялей оклеены слоновой костью или пластмассой. Слоновая кость от времени желтеет. Для того, чтобы возвратить клавишам первоначальный вид, надо протереть их тампоном, смоченным перекисью водорода, в которую добавлен нашатырный спирт (столовая ложка на 1 литр воды).
Вот еще методика:
Возьмите ватку, смочите ее в перекиси водорода или водке. Этой ваткой протрите клавиши. Увидите, как быстро уйдет желтизна!
Кстати, вообще не забывайте про инструмент, а иногда протирайте белые клавиши спиртом, а черные сначала протрите тканью, пропитанной скипидаром, а потом сухой тряпочкой.
Еще совет по восстановлению:
Пришедшие с годами в неприглядный вид клавиши пианино можно почистить влажной тряпочкой с зубным порошком, а затем отполировать.
Кто-нибудь в курсе насколько материал клавиш пианино качественнее синтезаторного пластика?
Источник
Немного об инструментах. Фортепиано. Часть вторая. Как устроено фортепиано.
Первые фортепиано по звучанию были очень мало похожи на современные. Механизм звукоизвлечения в них был весьма несовершенным. И вначале фортепиано не могло успешно конкурировать с королем музыкальных инструментов того времени — клавесином. На протяжении XVIII века композиторы продолжали писать музыку для него. А тем временем новый инструмент улучшался. Усложнялось его устройство.
Сложный механизм фортепиано состоит почти из 10000 деталей, Они должны быть смонтированы и соединены между собой с профессиональной точностью.
В первую очередь изготовляют футор — прочную деревянную раму с распорками. Футор придает фортепиано прочность. К верхней части футора приклеивают вирбельбанк (колковую доску) — мощный деревянный брус из прочного дерева( бук, клен), в которую вбиты колки (вирбеля) .
Спереди на футор наклеена краями резонансная дека . Это большое полотно толщиною в один сантиметр. Дека склеена из сосновых дощечек. На обратную сторону деки ( ту, что у фортепиано смотрит наружу) наклеены еловые бруски — рипки . Дека и рипки отражают слабый звук струны и усиливают его.
На внутреннюю сторону резонансной деки устанавливают штеги . Штег — деревянный брусок идущий под углом. Сверху него будут проходить струны. Штег передает их вибрацию на резонансную деку.
По краям резонансной деки к футору привинчена чугунная рама. Это очень крепкая литая конструкция на которую натянуты струны. Она выдерживает силу натяжения, которая может достигать 20 тонн.
У фортепиано 220 струн, хотя клавиш 88. Почему так? Каждой клавише отвечает от одной до трех струн. Низкие — по одной струне, так как они толстые и длинные. Высокие струны короткие и тонкие. Их громкость не очень сильная. Поэтому они усиливаются добавлением таких же струн, настроенных в унисон. Такая группа струн называется хор струн.
В пианино применяется перекрестно-струнная система. Басовые струны идут почти по диагонали из верхнего левого угла в правый нижний угол корпуса. А струны верхнего регистра идут под ними в нижний левый угол.
Винты с помощью которых достигается и фиксируется нужное натяжение струн называются колками, или вирбелями . Их 220 как и струн. Расположены они в верхней части чугунной рамы, но вкручиваются не в нее, а в мощный деревянный брус, закрепленный позади — вирбельбанк.
Клавиатура — это цельная деревянная деталь, которую мастер распиливает на части. Как правило, пятьдесят две белые клавиши делают из липового дерева, а их верхний слой — из слоновой кости или синтетики. Черные клавиши производят из синтетического материала и покрывают черным деревом. Клавиши должны быть гладкими и находиться на одном уровне. Поэтому иногда к некоторым клавишам добавляют свинцовые грузы.
Клавиатура — это система рычагов, запускающая в действие ударный механизм молоточков . Когда пианист нажимает на клавишу, молоточек ударяет по струнам. В это же время от струны отскакивает войлочная подушечка — глушитель ( демпфер) . Струны от удара дрожат — вибрируют — и возникает звук. Если бы глушителя не было, то струны колебались бы дольше,чем нужно, и слышался бы сплошной гул. Отпустим клавишу — звук прекратиться. Это на место вернулся глушитель.
Важной частью фортепиано являются педали. Задача педалей — регулировать звучание некоторых нот и пассажей. При нажатии на левую педаль, молоточки сдвигаются вправо и ударяют не по центру струн (например из трех по одной), и звук получается слабее. Правая педаль отводит глушители от струн и звук тянется очень долго.
Все перечисленные детали заключены в корпус фортепиано. В зависимости от модели он может быть матовый — покрытый несколькими слоями нитроцеллюлозного лака, или блестящий — покрытый полиэстерным лаком и отполированный.
Ставьте «лайк»! Подписывайтесь на канал «Музыка праздника» — интересное и полезное чтение вам обеспечено!
Источник