Клавиши фортепиано озеро франтишек купка

Клавиши фортепиано (Озеро)

Описание картины «Клавиши фортепиано (Озеро)»

Картина «Клавиши фортепиано» отображает переход Франтишека Купки от недолго увлечения неоимпрессионизмом в мир абстракции. Абстракционизм Купки чрезвычайно музыкален, критик Валенси определил его как «музыкализм».

Внизу полотна изображены клавиши фортепиано в виде вертикальных линий, которыми Купка показывал состояние единения с высшими материями, вознесения (см. «Собор»). «Вертикальная линия торжественна, это позвоночник жизни в пространстве, ось любой конструкции» , – пояснял художник.

Пальцы касаются устремленных вверх клавиш, из которых рождается целый мир. Кажется, что лодка, озеро, деревья и люди вышли из фортепианного аккорда. Получившийся результат можно описать словами Бориса Пастернака, которому в ранних стихотворениях отлично удавалось соединять поэзию и музыку:
Я клавишей стаю кормил с руки
Под хлопанье крыльев, плеск и гогот.

Чуть раньше литовский художник и композитор Миколоюс Чюрленис тоже активно искал связи между живописью и музыкой и, как и Купка, нередко называл свои картины музыкальными терминами.

Живопись Купки не спонтанна, а глубоко продумана. Он активно использовал идею Ньютона о сопоставлении цветов солнечного спектра и звуков музыкальной октавы, проводя параллели между длиной разноцветных участков спектра и частотой колебаний звуков гаммы. Согласно этой теории, «до» – красный, «ре» – фиолетовый, «ми» – синий и так далее. Кстати сам Ньютон это открытие считал совершенно бесполезным и праздным. Но Купка такого отношения не разделял (у него даже есть абстрактная картина «Диски Ньютона») и при написании «Клавиш фортепиано» явно обращался к идее Ньютона. Из черно-белых клавиш рождаются не просто мир, но мир, облаченный во все цвета спектра, вернее, созданный из этих цветов.

Читайте также:  Аве мария шуберта ноты для вокала

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • стихи (2406)
  • цитаты (495)
  • политика (415)
  • живопись (332)
  • природа (312)
  • интервью и комментарии (291)
  • мудрые мысли (259)
  • забавно (241)
  • юмор (224)
  • психология (219)
  • ЖЗЛ (173)
  • из жизни людей (161)
  • города и страны (159)
  • видео (159)
  • книги (152)
  • мужчина и женщина (143)
  • кулинария (133)
  • это интересно (127)
  • красиво (122)
  • музыка (117)
  • фото (96)
  • фотоальбомы (94)
  • кино (90)
  • архитектура (84)
  • притчи (81)
  • осень (79)
  • фразы в картинках (73)
  • советы (47)
  • ссылки (43)
  • полезные вещи (39)
  • коллажи daath (31)
  • цитаты на английском (29)
  • мои любимые рассказы (23)
  • мультфильмы (17)
  • здоровье (16)
  • наши заблуждения (12)
  • Радиоспектали (9)
  • новость дня (8)
  • Свежая газета (7)
  • тесты (7)
  • домоводство (6)
  • проба пера (4)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Понравилось. Коллажи Daath. (Часть 12 — Франтишек Купка)

Одной из самых интересных и полезных для меня находок на интернете за последнее время стала страничка некоего пользователя по имени Daath на одном из фотосайтов. Ничего о ней не знаю, кроме того, что это женщина, москвичка, зовут ее Алиса и что по профессии она физик. Я с огромным удовольствием и интересом смотрю ее работы, но с еще большим восторгом читаю ее комментарии к ним.

То, что она делает, (а вернее, делала, т.к. очень давно она не появлялась на том сайте) являет собой некий синтез фотоискусства, живописи, поэзии, невероятной эрудиции, начитанности, мудрости, интеллигентности. Любопытные коллажи — ее фотоработы и картины известных художников, объединенные в одно целое — сопровождаются превосходными комментариями и прекрасными стихами.
То, что особенно меня зацепило, буду выкладывать здесь.

Чтобы найти все ее работы, выложенные у меня в дневнике, воспользуйтесь самым первым тэгом под названием daath.

«Франтишек Купка: «Фортепьянные клавиши – озеро». Музыка. Поэзия. Нескучный сад»

Прекрасна и грустна легенда листопада,
Нежна, как золото, багряна и ярка.
Не слышит никого. Ей ничего не надо.
В ней вопль дерева и всхлип смычка.

Кто и откуда музыку нам посылает?
Зачем? В какой она слагается стране?
Но отблеск звездный на лице моем пылает,
Когда неслыханные гимны снятся мне.

Франтишек Купка (1871-1957) – чешский художник, график, один из основателей абстрактного искусства. В детстве был отдан в ученики к шорнику, который оказался спиритом, увидевшем в мальчике природный дар медиума. За свое обучение на первом семестре в художественной школе Купка заплатил деньги, заработанные им в качестве медиума на спиритических сеансах. Живописи учился в Праге, потом в Вене, где увлекся немецкой философией и оккультизмом. Это помогло ему в восприятии теософии и других метафизических идей, владевших умами творческой интеллигенции начала 20 века.

В 1895 Купка поселился в Париже. Склонный к мистицизму, он легко воспринял эстетику символизма. В ранний период творчества он был известен как талантливый последователь неоимпрессионизма. К 1911г. относятся его первые абстракции – «освобождение цвета от формы», где линейные ритмы и цветовые сочетания складываются в музыкальные композиции. В своих занятиях живописью он использовал медитацию и музыкальное сопровождение. Искусство Купки близко к творчеству орфистов (Р.Делоне), придававших большое значение выразительности цвета и его связи с музыкой. Термин «орфизм» (как культ Орфея) был изобретен Г.Аполлинером, чтобы подчеркнуть особую музыкальность, интуитивность, иррациональность этого течения в абстрактном искусстве.

В картине «Фортепьянные клавиши – озеро», написанной в 1909 году, художник разрабатывает характерную для теософского символизма тему вертикальных плоскостей. Справа внизу пальцы, ударив по клавишам, берут аккорд. И зазвучавшая музыка выбрасывает клавиши, которые превращаются в вертикальные символы одухотворенности: из темных водных глубин (символ подсознания) – к небу. В теософии вертикальные линии символизируют восхождение к Высшему разуму. Согласно этому учению, истинная духовность в каждом человеке вносит свой вклад, очищая общую ауру человечества.

Я клавишей стаю кормил с руки
Под хлопанье крыльев, плеск и гогот.
Казалось, всё знают, казалось, всё могут
Кричавших кругом лебедей вожаки.

И было темно, и это был пруд
И волны. И птиц из семьи горделивой,
Казалось, скорей умертвят, чем умрут
Дробившиеся вдалеке переливы.

И все, что в пруду утопил небосвод,
Ковшами кипящими на воду вылив,
Казалось, доплескивало до высот
Ответное хлопанье весел и крыльев.

И это был пруд, и было темно,
И было охвачено тою же самой
Тревогою сердце, как небо и дно,
Оглохшие от лебединого гама.

(Б.Пастернак «Импровизация на рояле»)

Раскат импровизаций нес
Ночь, пламя, гром пожарных бочек,
Бульвар под ливнем, стук колес,
Жизнь улиц, участь одиночек.

Так ночью, при свечах, взамен
Былой наивности нехитрой,
Свой сон записывал Шопен
На черной выпилке пюпитра.

В последний месяц осени, на склоне
Горчайшей жизни,
Исполненный печали, я вошел
В безлиственный и безымянный лес.
Он был по край омыт молочно-белым
Стеклом тумана; по седым ветвям
Стекали слезы чистые, какими
Одни деревья плачут накануне
Всеобесцвечивающей зимы.

И тут случилось чудо:
На закате
Забрезжила из тучи синева,
И яркий луч пробился, как в июне,
Как птичьей песни легкое копье,
Из дней грядущих в прошлое мое.
И плакали деревья накануне

Благих трудов и праздничных щедрот
Счастливых бурь, клубящихся в лазури,
И повели синицы хоровод,
Как будто руки по клавиатуре
Шли от земли до самых верхних нот.

В стихотворении «Мелодия» Б. Вайханского поэзию, музыку, живопись и природу соединяет любовь.

Я небо приоткрою, как старый клавесин,
И пальцы окуну в клавиатуру звезд,
И звуки оживут, и вниз дождем косым
Скользнут по кронам елей и берез,

И оплывет луна
Подтаявшей свечой,
И обретет струна
В созвучья голос свой,
И сердце ощутит
Дыхание земли…
Как это важно – жить
В надежде и любви!

Я прикоснусь губами к талому ручью.
И отзовется он, как тонкая свирель.
И я его звенеть по нотам научу,
И снова превращу ноябрь в апрель.

И, будто с куполов
Малиновый трезвон,
Сорвется с проводов
Капели светлый тон,

И расцветет в миноре
Легкий птичий гам,
И будет волны море
Гнать к моим ногам.

Я вытяну дожди в шесть разноцветных струн
И пальцами ветров возьму аккорд зари,
И надо мной сгорят двенадцать желтых лун,
Похожих на простые фонари.

И неба акварель
Рассветит первый луч,
И тоненькая трель
Порвет завесу туч,
И я увижу вновь
Знакомые черты.
В них нежность и любовь.
Я знаю, это – ты!

Источник

Франтишек Купка: жизнь и творчество художника

Купка Франтишек (Kupka, Frantíšek) (1871–1957) — французский художник чешского происхождения, представитель модерна, ставший одним из основоположников абстрактного искусства.

СОДЕРЖАНИЕ

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Родился в городке Опочно (Чехия) 23 сентября 1871 в семье ремесленника.

Учился в Пражской (1881–1891) и Венской (1891–1892) академиях художеств, с 1895 обосновался в Париже, где посещал академию Р.Жюльена.

В религиозно-философском плане испытал большое воздействие теософии, а в плане политическом – анархизма. Зарабатывал на жизнь рисунками моделей одежды.

С 1900 активно работал как карикатурист и иллюстратор в парижских журналах и анархистской прессе (под псевдонимом «Поль Реньяр»). Выразил свои взгляды на современную историю в циклах сатирических рисунков Мир, Деньги,Проституция (1902–1904). Оформил своими иллюстрациями целый ряд книг, в том числе многотомный труд Э.Реклю Человек и земля (русский вариант этого издания вышел в 1906–1909).

Главной сферой его творчества со временем стала живопись. В 1906 году Купка поселился в Пюто.

Картины периода 1907–1910-х годов получили в художественной критике наименование «дикие». В них сказался интерес художника к искусству греческой архаики и особенно к крито-микенской живописи и архитектуре. Он создал в подобном духе целую серию работ — «Жиголетты».

В 1911 году Купка написал теоретический труд «Творение в пластических искусствах», где рассказывал о собственных представлениях об искусстве и его целях. Художник считает, что задача мастера — отыскать в вещественном мире зримые аналоги иной реальности и неведомых, созидающих и дающих жизнь на земле сил Вселенной.

С 1912 года Купка перешел к созданию абстрактных работ: «Круги Ньютона» (Национальный музей современного искусства, Париж), «Аморфа, фуга в двух цветах» (Национальная галерея, Прага), «Этюд к языку вертикалей» (Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид).

С 1913 по 1928 год Купка трудился над большой серией полотен «Горизонтальные и вертикальные планы». Эти композиции заполняют сложные переплетения и пересечения призматических объектов, на гранях которых отражается игра солнечных лучей.

В 1919 занял должность профессора пражской Академии художеств, руководя студентами, посланными в Париж.

С 1925 по 1935 год художник увлекался комбинациями, составленными из машиноподобных конструкций и их фрагментов — поршней, дисков и шатунов. После Второй мировой войны Купка считался признанным мэтром абстракционизма, а его картины регулярно экспонировались в Салоне новых реальностей.

В последние десятилетия своей жизни уединенно жил и работал в Пюто (предместье Парижа). Умер Купка в Пюто 21 июня 1957.

Большая часть его работ находится в музеях в Праге, одна из наиболее известных работ — ‘Planes by Colors’ — в музее Соломона Гуггенхайма (Solomon R. Guggenheim Museum) в Нью-Йорке.

ТВОРЧЕСТВО

Купку увлекали многие направления – стилистика модерна, пуантилизм, неоимпрессионизм и символизм.

Но позже он напишет: «Кажется ненужным изображать деревья, когда люди видят более красивые по пути на выставку».

Обыденность он не любил.

Франтишек Купка стал основателем орфизма, то есть живописи, основу которой, как и в музыке, составляют сочетания чистых и сильных тонов. Так, например, одна из знаменитых композиций мастера «Собор» создана из ромбических форм, которые заставляют вспомнить об игре лучей в интерьерах готических храмов и которые, сливаясь, образуют стройное здание, уносящееся ввысь. Сам Купка говорил, что он не ставил своей задачей изображение собора; для него гораздо важнее были свет и звук, рожденные его фантазией.

Он является одним из первых художников-абстракционистов, работы его представляют особый синтез абстракции и неслучайного набора символов.

Устремленность к теософии и оккультизму была присуща ему с юности.

К моменту поступления в Академию изящных искусств в Праге Купка был уже довольно опытным художником. Он создавал работы на национально-патриотические темы, работая в привычном для того времени стиле реализма, который диктовал художнику четкую границу между реальностью и фантазией, выбирая первую как основополагающий принцип.

После перевода в Венскую академию изобразительного искусства он начал особое внимание уделять таким современным течениям, как символизм и абстракционизм. На этот же период жизни приходится его увлечение Восточной философией и теологией; что же до художников, которые устанавливали вектор развития Купки как художника, то таким, безусловно, был немецкий символист Карл Вильгельм Дифенбах (Karl Wilhelm Diefenbach).

А в Париже его культурные установки, привитые домашним образованием, постепенно уступили в сердце Франтишека место новым тенденциям в европейском искусстве и, в частности, в живописи.

«Мое сознание отравлено парижским воздухом, который заставляет становиться прагматичным и уйти в себя»

Переломным моментом в его творчестве стал выход ‘Манифеста футуризма’ в газете ‘Фигаро’ (Le Figaro): так, его следующая работа ‘Клавиши пианино, или Озеро’ (Piano Keyboard/Lake) представляется нам как некий опыт художника в области комбинирования живописи и музыки, а также эксперимент с цветами и движением в пространстве. Стиль его наиболее известных работ формировался именно под влиянием этих идей и по сути является игрой воображения автора, синтезом его идей и вечных символов. Именно из этого и родился орфизм, главной идеей которого было комбинирование музыкальных ритмов и движения путем игры света и демонстрации криволинейности пересечений объектов в картине.

«Вчера я испытал сознание раскола», – написал он однажды своему приятелю – «Мне казалось, что я наблюдаю Землю за ее пределами. Я находился в огромном пустом пространстве и видел движение планет. После этого было трудно вернуться к бытовой ерунде…»

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Стал одним из создателей группы «Abstraction-Creation» («Абстракция-Творчество»), стремившейся придать новый импульс развитию беспредметного искусства.

Источник

Оцените статью