- Сколько октав на пианино
- Название октав на пианино
- Первая октава на пианино
- Какой инструмент подойдет для обучения
- Построение аккордов
- Чем отличается рояль
- Материалы по теме
- В чем разница между пианино и фортепиано
- Как выучить ноты на пианино
- Октавы на пианино
- Что такое октава на клавиатуре пианино?
- Сколько октав у пианино
- Как играть октавы на пианино
- Ноты на фортепиано
- Оглавление
- Клавиатура фортепиано. Белые клавиши
- Знаки альтерации. Чёрные клавиши фортепиано. Энгармонизм
- Интервалы между нотами
- Буквенные обозначения нот
- Деление на октавы
- «Нот всего семь»
- Упражнения и вопросы для самоконтроля
Сколько октав на пианино
Вы знаете, сколько октав у пианино и рояля? Их количество 9 штук. семь из них присутствуют на клавиатуре полностью и две частично.
Количество нот на клавиатуре соответствует количеству клавиш. У фортепиано их 88. Каждой клавише принадлежит своя нота.
Нужно заметить, что гитара имеет в 2 раза меньший звуковой диапазон, поэтому именно на рояле чаще всего играют сложные серьезные произведения музыканты на своих концертах. Так же это еще один аргумент в пользу того, что гитара любого вида будет легче в обучении, чем клавишный инструмент.
Название октав на пианино
Давайте перечислим название октав на пианино по порядку:
- Субконтроктава (Три ноты);
- Контроктава;
- Большая;
- Малая;
- Первая;
- Вторая;
- Третья;
- Четвертая;
- Пятая; (Одна нота).
Расположение октав на пианино по порядку очень простое, они идут от субконтроктавы к пятой слева направо. Субконтроктава самая низкая по звучанию, соответственно пятая — самая высокая по звучанию.
Современные синтезаторы могут иметь меньшее количество клавиш на своей клавиатуре. По этой причине для обучения стоит покупать именно электронное фортепиано с полным набором клавиш.
Кстати, когда вы будете учиться вокалу, вам тоже понадобится инструмент с постоянным строем. Для этой цели подойдет любой средний синтезатор, так как голосом вы вряд ли сможете перебрать весь диапазон звучания настоящего фортепиано даже когда сможете петь профессионально.
Первая октава на пианино
Как вы уже заметили, первая октава на пианино вовсе не первая, а субконтроктава. Если вы собираетесь заниматься профессионально, то это важно помнить. 1 октава на пианино на самом деле по счету будет пятой.
Именно ноты центральных клавиш на фортепиано и рояле чаще всего задействуют при исполнении произведений музыканты.
Какой инструмент подойдет для обучения
Для обучения новичку идеально подойдет Casio 130. Это уже не синтезатор, а хороший инструмент с полным диапазоном звучания — 88 клавиш.
Вы сможете играть полноценные произведения и вам не придется тащить обычный акустический инструмент в свой дом.
Цифровые инструменты не занимают много места, их легко перемещать если потребуется.
Так же у Casio есть более сложные профессиональные цифровые фортепиано. Если вы хотите что-то подороже, то можно обратить свой взор на фирму Yamaha.
Помните, что в начале вы не поймете различия. Дорогие цифровые фортепиано нужны только для профессиональных музыкантов. Иногда вам хватит простого синтезатора.
Построение аккордов
Аккорды строятся из нескольких нот и бывают мажорного (веселого) и минорного (грустного) звучания.
Для начала ученик просто выучивает как строится аккорд. В процессе обучения вы поймете закономерность их построения и сможете самостоятельно построить нужный вам аккорд, если вы его забыли.
Для начала самое сложное — это научиться играть двумя руками. Как только вы освоите этот навык остальное будет получаться гораздо легче.
Чем отличается рояль
Рояль имеет горизонтально расположенные струны по которым при игре на клавиатуре бьют молоточки.
Молоточки возвращаются на место под действием силы тяжести, что позволяет получать более интересный звук если требуется играть одну ноту несколько раз подряд (Репетиционная механика).
Так как при изготовлении рояля компактность — вопрос второстепенный, звук который получается лучше всего подойдет для исполнения на больших концертных площадках.
Материалы по теме
В чем разница между пианино и фортепиано
Очень многие, те, кто недавно познакомился с миром музыки, или совсем ничего о нем не знает, часто интересуются у профессиональных музыкантов в чем различие между пианино и фортепиано, ведь с виду они у них совершенно одинаковые.
Как выучить ноты на пианино
Неопытным музыкантам бывает непросто. Хочется быстрее сесть и непринужденно начать играть любимую песню или что-нибудь красивое, но не получается играть даже ноты для новичков.
Источник
Октавы на пианино
В данной статье поговорим о том, что такое октавы на пианино и как с ними совладать. Знания нот октавы особенно важно на начальном этапе освоения клавишных, поскольку это базовые основые — без них далеко не уедешь. Музыкальные звуки могут по разному слышаться и их объединили по звучанию в определенные группы — октавы и они по разному называются.
бывают «Первая октава», «Вторая», «Третья», «Четвёртая» и «Пятая». «Малая октава», «Большая», «Контроктава, «Субконтроктава».
Поняв и изучив как клавиатура делиться на октавы, вы легко сможете разобраться с любым клавишным инструментом, научитесь читать с листа и играть даже сложные музыкальные произведения.
Что такое октава на клавиатуре пианино?
Октава представляет собой тип музыкального интервала или расстояние между двумя нотами с одноименным названием. Например, найдите на клавиатуре ноту «до» и отсчитайте вверх или вниз восемь белых клавиш, то есть дойдите до следующей «до».
Термин «октава» заимствован от латинского слова «octavus», что означает восьмой.
Две соседние клавиши образовывают полутон и, соответственно, весь интервал составляет 12 полутонов. Каждая нота обладает своей собственной звуковой частотой, другими словами, скоростью колебания звука. Два звука, разделенных 8 ступенями, имеют частотное соотношение 2:1. Так, к примеру, нота «ля» содержит частоту 440 Гц, а на октаву выше она будет звучать на 880 Гц. Таким образом, это самый согласованный или приятно звучащий интервал.
Сколько октав у пианино
В предыдущем разделе мы познакомились с термином, а теперь узнаем, как называются октавы, где какая расположена и выясним, как они звучат. Вся клавиатура любого стандартного фортепиано делится на 7 октав плюс несколько дополнительных клавиш по краям.
Сначала посмотрим на основные три, которые находятся в середине клавиатуры, поскольку они часто используемые. В самом центре расположена первая окатва со средней высотой нот (261,63 – 523,25 Гц) и нотационным обозначением (С4-В4). Ниже ее стоит малая октава, звучание которой можно охарактеризовать, как умеренно-низкое (130,81– 261,63 Гц). Вторая октава (С5-В5), наоборот, выше первой и звучит умеренно высоко (523,25 – 1046,5 Гц). Далее добавляем еще две по обе стороны: большая октава (С2-В2) с низким тоном (65,406 – 130,81 Гц) и с другой стороны третья октава(С6-В6) с высоким тоном (1046,5 – 2093,0 Гц). Из полных у нас осталась контроктава (С1-В1) с чрезвычайно низким звуком (32,703 – 65,406 Гц) и четвертая (С7-В7) с чрезвычайно высоким (2093,0 – 4186,0 Гц). В самом нижнем регистре есть еще две клавиши А0 и В0, которые называются субконтроктава (16,352 – 32,703 Гц).
Это простой, но достаточно эффективный способ представить себе октавы, где каждая имеет свою собственную территорию, а также понять, как они звучат, прежде чем есть возможность их услышать.
А вот как выглядят первая и малая октавы в нотной тетради:
Как играть октавы на пианино
Один из лучших способов освоить октавы и усовершенствовать технику игры через гаммы. Лучше всего начинать с до-мажор. Играть нужно очень медленно, отрабатывая по отдельности каждую руку.
Со временем и упорством ваш навык вырастит, и вы будете чувствовать себя более комфортно и уверенно. С этого момента можно переходить на более быстрый темп. Но не торопитесь. Во-первых, ваши запястья могут устать, так как не привыкли к растяжке. Во-вторых, нужно отработать технику сбрасывания веса руки на клавиши, сохраняя при этом плечи свободными. Благодаря этим занятиям выработается выносливость, и пальцы привыкнут к форме интервала. Кроме того, регулярная игра гамм, усиливает представление об октавах в уме и значительно улучшает общее понимание каждой, а также способность быстро передвигаться по клавишам.
Немного усидчивости и стремления, и вы легко перейдете на новый продвинутый уровень! Дерзайте и не бойтесь трудностей – все преодолимо!
Еще из интересного:
Если все таки не поняли до конца, то вот еще есть мнение профессионала — как правильно выбрать цифровое пианино
Также возможно вам будет интересно почитать:
Источник
Ноты на фортепиано
Эта статья — вторая в трёхчастной серии публикаций о нотах. Рекомендую предварительно прочитать первую часть, где рассмотрены необходимые базовые понятия.
Оглавление
Клавиатура фортепиано. Белые клавиши
Знакомиться с нотами удобнее всего на клавиатуре фортепиано. Ноты на ней упорядочены по высоте: чем клавиша левее, тем ниже издаваемый ею звук, а чем клавиша правее, тем звук выше.
Интервал между звуками любых двух соседних клавиш, учитывая чёрные, равен полутону.
Найдём ноту до. Все клавиши, соответствующие этому звуку, отмечены на следующем рисунке. Их удобно искать, если запомнить, что справа от каждой находится группа из двух чёрных клавиш. Исключением является самое правое до, так как на нём клавиатура современных фортепиано обычно заканчивается.
Интервал между любыми соседними до в точности равен октаве, поэтому все они схожи по звучанию и называются одинаково, несмотря на различную высоту. Ноты до, таким образом, разбивают весь диапазон звуков на октавы. Последовательность нот внутри этих октав одинакова. Рассмотрим белые клавиши:
При движении вверх (т.е. вправо) по белым клавишам после до следуют звуки ре, ми, фа, соль, ля и си. Затем следует до следующей октавы, и вся последовательность нот повторяется.
Интервал между любыми соседними одноименными звуками (до — до, ре — ре, ми — ми и т. д.) равен октаве.
Мы рассмотрели все белые клавиши, но остались ещё чёрные. Для продолжения нам нужны так называемые знаки альтера́ции.
Знаки альтерации. Чёрные клавиши фортепиано. Энгармонизм
Начнём с двух знаков альтерации: дие́за (♯) и бемо́ля (♭). Диез означает повышение звука на полутон, а бемоль — понижение на полутон. К примеру, звук ре-диез на полтона выше, чем ре, а ре-бемоль — на полтона ниже.
Как мы помним, при движении по клавиатуре вправо звуки становятся выше, причём интервал между звуками любых двух соседних клавиш, учитывая чёрные, составляет полутон. Значит, к примеру, звук чёрной клавиши, находящейся между до и ре, на полтона выше, чем до. Следовательно, это до-диез. Выходит, что чёрным клавишам соответствуют ноты до-диез, ре-диез, фа-диез, соль-диез и ля-диез, как показано на следующем рисунке.
С другой стороны, звук той же чёрной клавиши между до и ре на полтона ниже, чем ре. Следовательно, это ре-бемоль. Теперь получается, что чёрным клавишам соответствуют ноты ре-бемоль, ми-бемоль, соль-бемоль, ля-бемоль и си-бемоль.
Таким образом, звук любой чёрной клавиши можно называть по-разному. Понятно, что от смены названия высота этого звука не меняется. Получается, что некоторые ноты звучат одинаково, хотя имеют различные названия. До-диез и ре-бемоль — это один и тот же звук. Такое совпадение высоты нот с различными названиями называется энгармони́змом. Говорят, что ноты до-диез и ре-бемоль энгармонически равны или энгармонически эквивалентны. То же самое можно сказать про ре-диез и ми-бемоль, фа-диез и соль-бемоль и т. д.
Кстати, энгармонические фокусы возможны не только с чёрными, но и с белыми клавишами. Например, между си и до — полутон, поэтому ноту си можно назвать до-бемолем, а ноту до — си-диезом. То же самое с ми и фа: фа можно назвать ми-диезом, а ми — фа-бемолем.
Интервалы между нотами
Интервалы между нотами до и ре, ре и ми, фа и соль, соль и ля, ля и си равны целому тону, а между ми и фа, си и до — полутону. Это становится очевидным, если обратить внимание на то, что ни между ми и фа, ни между си и до нет чёрной клавиши. Таким образом, между нотами последовательности до — ре — ми — фа — соль — ля — си — до получаем такие интервалы: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.
Буквенные обозначения нот
Ноты часто обозначают латинскими буквами. Существует две системы буквенной записи: английская и немецкая.
В английской системе звуки до, ре, ми, фа, соль, ля и си обозначают буквами C, D, E, F, G, A и B соответственно. Если нужно, к ним добавляют знак диеза или бемоля: С♯ (до-диез), E♭ (ми-бемоль) и т. п.
Немецкая система отличается от английской лишь тем, что в ней буквой B обозначают си-бемоль, а для записи звука си используют букву H.
Какую систему использовать для себя — вопрос вкуса. Во всех материалах этого веб-сайта используется английская система, то есть B означает си, а си-бемоль обозначен как B♭.
Деление на октавы
Как мы уже видели, звуки до делят весь диапазон нот на октавы. Каждой из них присвоено собственное название.
Октава в центре клавиатуры фортепиано называется первой. Выше (правее) неё лежат вторая, третья, четвёртая и пятая октавы, ниже (левее) — малая, большая, контроктава и субконтроктава. Субконтроктава обычно представлена только тремя нотами, а пятая октава — всего одной нотой до.
При буквенной записи нот принадлежность к конкретной октаве можно обозначить цифрой после буквы. Цифра при этом показывает порядковый номер октавы. Нумерация начинается с субконтроктавы, которая обычно имеет нулевой номер. Тогда, к примеру, A0 означает ля субконтроктавы, F1 — фа контроктавы, С2 — до большой октавы, D♯3 — ре-диез малой октавы, E♭4 — ми-бемоль первой октавы и так далее.
«Нот всего семь»
Распространённое выражение «нот всего семь» справедливо лишь в том случае, если в пределах одной октавы считать только белые клавиши, а чёрные не учитывать. Полагаю, так делают потому, что ноты на белых клавишах имеют собственные названия (до, ре, ми, фа, соль, ля и си), а названия нот на чёрных клавишах являются производными — их образуют, добавляя к названию ноты на белой клавише часть «диез» или «бемоль», например, до-диез. Это, однако, не означает, что чёрные клавиши имеют меньшее значение, чем белые, поэтому в октаве, строго говоря, не семь нот, а двенадцать: до, до-диез (ре-бемоль), ре, ре-диез (ми-бемоль), ми, фа, фа-диез (соль-бемоль), соль, соль-диез (ля-бемоль), ля, ля-диез (си-бемоль) и си.
Далее, если под термином «нота» понимать звук определённой высоты, то одноименные звуки в разных октавах придётся считать отдельно, потому что все они различаются по высоте, и тогда на клавиатуре фортепиано мы насчитаем не семь и не двенадцать нот, а ровно столько, сколько на ней клавиш, то есть 88 для большинства современных инструментов.
Упражнения и вопросы для самоконтроля
- При движении в какую сторону по клавиатуре фортепиано звуки становятся выше?
- Какой интервал образуют звуки любых двух соседних клавиш фортепиано, учитывая чёрные клавиши?
- Как найти ноту до на клавиатуре фортепиано?
- Запомните порядок следования нот на белых клавишах в обе стороны: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до — до, си, ля, соль, фа, ми, ре, до.
- Назовите ноты на белых клавишах в прямом порядке через одну, начиная с до: до, ми, соль и т. д. Остановитесь, когда вновь окажетесь на ноте до. Сколько октав между до, с которого вы начали, и до, на котором вы остановились? Сделайте то же самое в обратном порядке: до, ля, фа и т. д.
- Выполните упражнение, аналогичное предыдущему, только пропускайте не одну ноту, а две. В прямом порядке получится: до, фа, си и т. д.; в обратном: до, соль, ре и т. д. Сколько октав между до, с которого вы начали, и до, на котором вы остановились?
- Что означают знаки альтерации диез и бемоль? Как они записываются?
- Что такое энгармонизм? Какие ноты энгармонически равны нотам до-диез, ми-бемоль, фа-диез, ля-бемоль, си-бемоль, ми-диез, до-бемоль?
- Сколько полутонов между соседними нотами до и ре, ре и ми, ми и фа, фа и соль, соль и ля, ля и си, си и до?
- Какими буквами обозначаются ноты в английской и немецкой системах буквенной записи нот? В чём отличия этих двух систем?
- Перечислите названия всех октав, представленных на клавиатуре фортепиано. Которая из них находится в центре клавиатуры?
- Как с помощью буквы и цифры обозначить ноты ля второй октавы, до четвёртой октавы, ми малой октавы, фа контроктавы, си субконтроктавы?
- Сколько полутонов между ре первой октавы и ре третьей октавы? Сколько целых тонов между ля большой октавы и ля второй октавы?
Эта статья — вторая в трёхчастной серии публикаций о нотах: часть 1 | часть 2 | часть 3
Источник