Клавиши пианино по частотам

О настройке фортепиано

Фортепиано отличается от синтезатора возможностью извлечения звуков различной громкости при более или менее сильных нажатиях на клавиши, поэтому ф-но = пианино, рояль.

Настройка ф-но обычно делается так, что ля 1 октавы = 440 Гц, ля 2 октавы — 880,4 гц, третья — 1761,2 Гц, четвёртая — 3522,5 Гц +- отклонения, зависящие от свойств самих струн (жёсткость, эластичность) (1).

Существовал и существует строй, который называется вердианским, или вердиевским, в честь композитора Верди, который старался утвердить естественное звучание музыкального ряда, идущее из глубины веков. И сейчас можно услышать музыкальные произведения, звучащие в этом строе, на концертах классической музыки и романсов. При этом строе ля первой (1) октавы = 432 Гц.

Герцы — это число полных колебаний струны в секунду.

В фашистской Германии был принят строй ля 1 = 448 Гц. На самом деле, музыка влияет на состояние психики, здоровья.

При настройке ф-но часто оказывается, что фальшивый звук издают несколько нот; — а число струн, которые ответственны за один звук, может быть 1, 2 и 3. Басовые струны — 1, а 1 октава и выше — на каждый звук — 3 струны. Одна из трёх струн может быть ослаблена; — задача в том, чтобы подтянуть такие струны и избавиться от фальшивого звучания.

Когда ф-но экзаменуется на звучание по камертону, то общий настрой может быть такой, что ля 1 октавы на несколько г-ц ниже, например, вместо 440 Гц — получается 438 Гц. И в таком случае лучше не браться за «подтягивание» строя всего инструмента. Если он стоял годами, то при малейшем натяжении струны выше 1 октавы, она может порваться, а найти такую же струну — большая проблема. Даже если удастся найти струну такой же тональности, всё равно будет слышаться многозвучие, — как диссонанс; тогда частоту этой струны нужно будет (в зависимости от её жёсткости) увеличивать или уменьшать, — и тогда будут биения (эффект интерференции), которые на слух воспринимаются как дефект настройки инструмента. Если же настройка приведёт к тому, что часть звуков будут извлекаться не 3 , а 2 струнами ( струна порвалась ) , — то будет эффект уменьшения громкости и глубины звучания, что тоже плохо. Например, у пианино «Беларусь», которому 40 — 50 лет, нужно очень осторожно подтягивать струны, не завышая частоту из звучания. Металл на струнах обладает свойством усталости, и поэтому лучше не испытывать струны в месте колок на сгиб и разгиб. Ход рукоятки ключа настройки должен быть менее 1 мм.

Читайте также:  Изучение гаммы для фортепиано

Способов настройки много, а для нахождения лучшего способа нужно стремиться к минимальному количеству перестройки звучания струн. Можно начать с басовых струн, и пройти все ноты до, потом — до #, ре и так далее, — до 1 октавы включительно. Басовые ноты обычно меньше расстроены, чем ноты 1- й и 2 -й октав. Когда настроены басы и 1 октава, начинаем настраивать 1 -ю , 2, 3,4 октавы — по октавам, начиная с до.

Далее берём аккорды различных тональностей, выявляем ноты с фальцетным звучанием. Чаще всего , если две струны звучат одинаково , а третья отличается по высоте, — в большинстве случаев неправильно настроена третья струна.

Допустим , мы выравняли до 1 октавы и до 2 октавы, а до 3 октавы не соответствует «удвоению» частоты по сравнению с до 2 октавы, и звучание всех трёх струн до 3 октавы — неправильное. Тогда можно поставить ключ на 1 -ю струну этой ноты, и добиться на ней удвоенной частоты по сравнению с нотой 2 -й октавы, а затем уже подтянуть две другие струны, ответственные за звучание этой ноты. Простые схемы настройки — по октавам и по аккордам можно чередовать.

Если же инструмент полностью расстроен, то начинать настройку лучше с +1- й октавы, выбрать нужный строй ( обычный или вердианский ). Для настройки 1 и 2 октавы можно использовать хорошую гитару, сравнивать лучше не звучание нот пианино, а звучание его струн. У гитары басовые струны — до ми ( — 1 октавы), однако лучше настраивать по гитаре от ля ( -1 ) до ля (+1 октавы), а соль# 1 -й октавы и выше настраивать по октавам от (соль# -1 ). Звучание гитары в заданной тональности удобно записать и настраивать по записям на телефоне или планшете. Звучание нот ми, ля — можно взять в интернете ( обычный или вердианский строй).

Источник

Частоты настройки фортепиано

В стандартном фортепиано с 88 клавишами октава разделена на 12 полутонов по логарифмической шкале. В каждой следующей октаве частота соответствующего тона вдвое выше: ля первой октавы — 440 Гц, ля второй — 880 Гц, третьей — 1760 Гц и т. д. (подробнее см. статью Настройка фортепиано).

Примечание

Эти частоты соответствуют теоретически идеальному строю фортепиано. В реальном инструменте высшие гармоники основной частоты всегда немного выше, причём чем выше гармоника, тем больше девиация (отклонение). Например, вторая гармоника к ля второй октавы может составлять около 880,4 Гц, третья — 1761,2 Гц, четвёртая — 3522,5 Этот эффект в зарубежных источниках называют негармоничностью ([es.wikipedia.org/wiki/Inarmon%C3%ADa inarmonía] или [en.wikipedia.org/wiki/Inharmonicity inharmonicity]); зависит он от жёсткости струны: чем она жёстче, тем сильнее эффект. Поэтому для разных инструментов и разного набора струн эффект будет проявляться в разной степени. Негармоничность приводит к тому, что при настройке фортепиано по биениям на слух получается «расширенный» строй, то есть несколько «расходящийся» к краям клавиатуры по частоте.

Таблица теоретических частот для нот фортепиано

Номер клавиши Нота Английская нотация Частота (Гц).
88 до7 C8 4186,01
87 си6 B7 3951,07
86 ля♯6 (си♭6) A♯7/B♭7 3729,31
85 ля6 A7 3520,00
84 соль♯6 (ля♭6) G♯7/A♭7 3322,44
83 соль6 G7 3135,96
82 фа♯6 (соль♭6) F♯7/G♭7 2959,96
81 фа6 F7 2793,83
80 ми6 E7 2637,02
79 ре♯6 (ми♭6) D♯7/E♭7 2489,02
78 ре6 D7 2349,32
77 до♯6 (ре♭6) C♯7/D♭7 2217,46
76 до6 C7 2093,00
75 си5 B6 1975,53
74 ля♯5 (си♭5) A♯6/B♭6 1864,66
73 ля5 A6 1760,00
72 соль♯5 (ля♭5) G♯6/A♭6 1661,22
71 соль5 G6 1567,98
70 фа♯5 (соль♭5) F♯6/G♭6 1479,98
69 фа5 F6 1396,91
68 ми5 E6 1318,51
67 ре♯5 (ми♭5) D♯6/E♭6 1244,51
66 ре5 D6 1174,66
65 до♯5 (ре♭5) C♯6/D♭6 1108,73
64 до5 C6 1046,50
63 си4 B5 987,767
62 ля♯4 (си♭4) A♯5/B♭5 932,328
61 ля4 A5 880,000
60 соль♯4 (ля♭4) G♯5/A♭5 830,609
59 соль4 G5 783,991
58 фа♯4 (соль♭4) F♯5/G♭5 739,989
57 фа4 F5 698,456
56 ми4 E5 659,255
55 ре♯4 (ми♭4) D♯5/E♭5 622,254
54 ре4 D5 587,330
53 до♯4 (ре♭4) C♯5/D♭5 554,365
52 до4 C5 523,251
51 си3 B4 493,883
50 ля♯3 (си♭3) A♯4/B♭4 466,164
49 ля3 A4 440,000
48 соль♯3 (ля♭3) G♯4/A♭4 415,305
47 соль3 G4 391,995
46 фа♯3 (соль♭3) F♯4/G♭4 369,994
45 фа3 F4 349,228
44 ми3 E4 329,628
43 ре♯3 (ми♭3) D♯4/E♭4 311,127
42 ре3 D4 293,665
41 до♯3 (ре♭3) C♯4/D♭4 277,183
40 до3 C4 261,626
39 си2 B3 246,942
38 ля♯2 (си♭2) A♯3/B♭3 233,082
37 ля2 A3 220,000
36 соль♯2 (ля♭2) G♯3/A♭3 207,652
35 соль2 G3 195,998
34 фа♯2 (соль♭2) F♯3/G♭3 184,997
33 фа2 F3 174,614
32 ми2 E3 164,814
31 ре♯2 (ми♭2) D♯3/E♭3 155,563
30 ре2 D3 146,832
29 до♯2 (ре♭2) C♯3/D♭3 138,591
28 до2 C3 130,813
27 си1 B2 123,471
26 ля♯1 (си♭1) A♯2/B♭2 116,541
25 ля1 A2 110,000
24 соль♯1 (ля♭1) G♯2/A♭2 103,826
23 соль1 G2 97,9989
22 фа♯1 (соль♭ 1) F♯2/G♭2 92,4986
21 фа1 F2 87,3071
20 ми1 E2 82,4069
19 ре♯1 (ми♭1) D♯2/E♭2 77,7817
18 ре1 D2 73,4162
17 до♯1 (ре♭1) C♯2/D♭2 69,2957
16 до1 C2 65,4064
15 си0 B1 61,7354
14 ля♯0 (си♭0) A♯1/B♭1 58,2705
13 ля0 A1 55,0000
12 соль♯0 (ля♭0) G♯1/A♭1 51,9130
11 соль0 G1 48,9995
10 фа♯0 (соль♭0) F♯1/G♭1 46,2493
9 фа0 F1 43,6536
8 ми0 E1 41,2035
7 ре♯0 (ми♭0) D♯1/E♭1 38,8909
6 ре0 D1 36,7081
5 до♯0 (ре♭0) C♯1/D♭1 34,6479
4 до0 C1 32,7032
3 си−1 B0 30,8677
2 ля♯−1 (си♭−1) A♯0/B♭0 29,1353
1 ля−1 A0 27,5000

См. также

  • Настройка пианино
  • Камертон
  • [en.wikipedia.org/wiki/Key_signature_names_and_translations Названия нот в разных нотациях (англ.)]

Напишите отзыв о статье «Частоты настройки фортепиано»

Отрывок, характеризующий Частоты настройки фортепиано

«Всё это так должно было быть и не могло быть иначе, – думал Пьер, – поэтому нечего спрашивать, хорошо ли это или дурно? Хорошо, потому что определенно, и нет прежнего мучительного сомнения». Пьер молча держал руку своей невесты и смотрел на ее поднимающуюся и опускающуюся прекрасную грудь.
– Элен! – сказал он вслух и остановился.
«Что то такое особенное говорят в этих случаях», думал он, но никак не мог вспомнить, что такое именно говорят в этих случаях. Он взглянул в ее лицо. Она придвинулась к нему ближе. Лицо ее зарумянилось.
– Ах, снимите эти… как эти… – она указывала на очки.
Пьер снял очки, и глаза его сверх той общей странности глаз людей, снявших очки, глаза его смотрели испуганно вопросительно. Он хотел нагнуться над ее рукой и поцеловать ее; но она быстрым и грубым движеньем головы пeрехватила его губы и свела их с своими. Лицо ее поразило Пьера своим изменившимся, неприятно растерянным выражением.
«Теперь уж поздно, всё кончено; да и я люблю ее», подумал Пьер.
– Je vous aime! [Я вас люблю!] – сказал он, вспомнив то, что нужно было говорить в этих случаях; но слова эти прозвучали так бедно, что ему стало стыдно за себя.
Через полтора месяца он был обвенчан и поселился, как говорили, счастливым обладателем красавицы жены и миллионов, в большом петербургском заново отделанном доме графов Безухих.

Старый князь Николай Андреич Болконский в декабре 1805 года получил письмо от князя Василия, извещавшего его о своем приезде вместе с сыном. («Я еду на ревизию, и, разумеется, мне 100 верст не крюк, чтобы посетить вас, многоуважаемый благодетель, – писал он, – и Анатоль мой провожает меня и едет в армию; и я надеюсь, что вы позволите ему лично выразить вам то глубокое уважение, которое он, подражая отцу, питает к вам».)
– Вот Мари и вывозить не нужно: женихи сами к нам едут, – неосторожно сказала маленькая княгиня, услыхав про это.
Князь Николай Андреич поморщился и ничего не сказал.
Через две недели после получения письма, вечером, приехали вперед люди князя Василья, а на другой день приехал и он сам с сыном.
Старик Болконский всегда был невысокого мнения о характере князя Василья, и тем более в последнее время, когда князь Василий в новые царствования при Павле и Александре далеко пошел в чинах и почестях. Теперь же, по намекам письма и маленькой княгини, он понял, в чем дело, и невысокое мнение о князе Василье перешло в душе князя Николая Андреича в чувство недоброжелательного презрения. Он постоянно фыркал, говоря про него. В тот день, как приехать князю Василью, князь Николай Андреич был особенно недоволен и не в духе. Оттого ли он был не в духе, что приезжал князь Василий, или оттого он был особенно недоволен приездом князя Василья, что был не в духе; но он был не в духе, и Тихон еще утром отсоветывал архитектору входить с докладом к князю.
– Слышите, как ходит, – сказал Тихон, обращая внимание архитектора на звуки шагов князя. – На всю пятку ступает – уж мы знаем…
Однако, как обыкновенно, в 9 м часу князь вышел гулять в своей бархатной шубке с собольим воротником и такой же шапке. Накануне выпал снег. Дорожка, по которой хаживал князь Николай Андреич к оранжерее, была расчищена, следы метлы виднелись на разметанном снегу, и лопата была воткнута в рыхлую насыпь снега, шедшую с обеих сторон дорожки. Князь прошел по оранжереям, по дворне и постройкам, нахмуренный и молчаливый.
– А проехать в санях можно? – спросил он провожавшего его до дома почтенного, похожего лицом и манерами на хозяина, управляющего.
– Глубок снег, ваше сиятельство. Я уже по прешпекту разметать велел.
Князь наклонил голову и подошел к крыльцу. «Слава тебе, Господи, – подумал управляющий, – пронеслась туча!»
– Проехать трудно было, ваше сиятельство, – прибавил управляющий. – Как слышно было, ваше сиятельство, что министр пожалует к вашему сиятельству?
Князь повернулся к управляющему и нахмуренными глазами уставился на него.
– Что? Министр? Какой министр? Кто велел? – заговорил он своим пронзительным, жестким голосом. – Для княжны, моей дочери, не расчистили, а для министра! У меня нет министров!
– Ваше сиятельство, я полагал…
– Ты полагал! – закричал князь, всё поспешнее и несвязнее выговаривая слова. – Ты полагал… Разбойники! прохвосты! Я тебя научу полагать, – и, подняв палку, он замахнулся ею на Алпатыча и ударил бы, ежели бы управляющий невольно не отклонился от удара. – Полагал! Прохвосты! – торопливо кричал он. Но, несмотря на то, что Алпатыч, сам испугавшийся своей дерзости – отклониться от удара, приблизился к князю, опустив перед ним покорно свою плешивую голову, или, может быть, именно от этого князь, продолжая кричать: «прохвосты! закидать дорогу!» не поднял другой раз палки и вбежал в комнаты.
Перед обедом княжна и m lle Bourienne, знавшие, что князь не в духе, стояли, ожидая его: m lle Bourienne с сияющим лицом, которое говорило: «Я ничего не знаю, я такая же, как и всегда», и княжна Марья – бледная, испуганная, с опущенными глазами. Тяжелее всего для княжны Марьи было то, что она знала, что в этих случаях надо поступать, как m lle Bourime, но не могла этого сделать. Ей казалось: «сделаю я так, как будто не замечаю, он подумает, что у меня нет к нему сочувствия; сделаю я так, что я сама скучна и не в духе, он скажет (как это и бывало), что я нос повесила», и т. п.
Князь взглянул на испуганное лицо дочери и фыркнул.
– Др… или дура!… – проговорил он.
«И той нет! уж и ей насплетничали», подумал он про маленькую княгиню, которой не было в столовой.
– А княгиня где? – спросил он. – Прячется?…
– Она не совсем здорова, – весело улыбаясь, сказала m llе Bourienne, – она не выйдет. Это так понятно в ее положении.

Источник

Оцените статью