Клементи избранные сонаты для фортепиано

М.Клементи — Ноты для фортепиано

фортепианные произведения композитора Муцио клементи


Классики — юношеству
М.Клементи
Избранные произведения

для фортепиано
составление и общая редакция Г.П.Прокофьева
«Государственное музыкальное издательство», 1962г.
номер 29466

Основная цель данного сборника произведений Клементи — пополнить — репертуар обучающихся игре на фортепьяно; и преподаватели при выборе материала из данного сборника получат возможность ближе познакомиться с творчеством крупного композитора и замечательного педагога своего времени. Это знакомство даст новый повод к раздумью над основными вопросами успешного развития исполнительских качеств пианиста — над тем, что является повседневной задачей самоотверженного и вдохновенного труда музыканта-педагога.

Музыкальное произведение уже само по себе в какой-то мере выявляет творческие устремления автора, но более полному пониманию их могут помочь хотя бы краткие сведения о творчестве композитора в целом.
Долгий жизненный путь Муцио Клементи (1752—1832) заполнен кипучей, разносторонней и неизменно плодотворной работой.
Едва ли не самой блестящей стороной деятельности Клементи было исполнительство. Ослепительный восход светила, чудо-ребенка Вольфганга Моцарта, родившегося на четыре года позже Клементи, не заслонил успеха девятилетнего Муцио, выступавшего как органист и композитор. Этот успех не вскружил голову талантливого подростка, и он продолжал настойчиво совершенствоваться.
Будучи уже взрослым во время одной из своих концертных поездок по странам Европы, Клементи решился даже состязаться с великим Моцартом, и в этом состязании, ло «мнению слушателей, победителя не оказалось. Сам же Клементи был восхищен искусством Моцарта и впоследствии признавался, что лишь много лет спустя добился в своем исполнении благородства стиля и певучести звука. На протяжении всей жизни Клементи его концертные поездки с неизменным успехом проходили по всей Европе, включая Россию, в то «время редко посещаемую иностранными гастролерами.

Читайте также:  Великая ектения ковальджи ноты

О плодотворной педагогической деятельности Клементи свидетельствует длинный список его учеников, среди которых было много крупных пианистов с ярко выраженной индивидуальностью (Фильд, Крамер, Бергер, Ал. Кленгель и др.). Этот факт нельзя объяснить ни тяготением талантливой молодежи к авторитетному руководству выдающегося мастера, ни случайностью. Уже предназначенный для начинающих сборник «Прелюдии и экзерсисы» обнаруживает мудрое и редкое для того времени стремление педагога Клементи бороться с механичностью технической работы учащегося даже при начальном освоении мажорных и минорных тональностей. Этой цели служат не только характерные прелюдии, но и экзерсисы из этого сборника. Метрический узор этих упражнений, а также формы взаимодействия партий правой и левой рук даны композитором так, чтобы внимание исполнителя не ослабевало.
А для учащихся старшего возраста Клементи создал сборник из ста пьес—«Ступень к Парнасу». Под таким названием и доныне широко распространен сборник этюдов, извлеченных Таузигом из полного текста Клементи. Отбирая только этюды, направленные на развитие беглости и выносливости исполнителя, Таузиг исказил педагогический замысел Клементи. В подлиннике дано очень большое количество пьес как полифонического склада (каноны различного «построения и фуги), так и характерных, нацеленных на поиски исполнителями звуковых красок. Клементи при этом часто объединял свои пьесы в трех- или четырехчастные «Сюиты», при воплощении которых исполнителю приходилось резко перестраиваться и широко развертывать свою художественно-стилевую фантазию. Попутно пианист развивал умение управлять звучностью инструмента и точностью действий каждого пальца и всей ручки.
Этот творческий замысел Клементи показывает ценность его педагогических устремлений и проливает свет на источник блестящих результатов его работы с пианистами-учениками.
Даже деловая, предпринимательская деятельность Клементи — он был пайщиком музыкального издательства и фортепьянной фабрики — вытекала из тех же его устремлений и обнаруживала его прозорливость. То был период борьбы поклонников фортепьяно с мягкой «венской» механикой против приверженцев фортепьяно с тяжелой «английской» механикой. Замыслы титанической фантазии Бетховена, конечно, полнее воплощались на инструментах мощного английского типа. Но не только это понимал Клементи, «горячий почитатель творчества Бетховена,— он провидел будущую победу фортепьяно английского типа, и на эту победу Клементи не жалел ни сил, ни денег.

Читайте также:  Моцарт концерты для фортепиано с оркестром анализ

Клементи не обладал яркой творческой индивидуальностью, но оставил много произведений различных жанров; в основном же он писал для фортепьяно (60 сонат для этого инструмента и до 70 — для фортепьяно с каким-либо другим инструментом). В произведениях Клементи отразился не только бурный взлет музыкального творчества того времени (Ф. Э. Бах, Гайдн, Моцарт и Бетховен), но и начинавшийся расцвет виртуозного стиля. Такой многоэлементный сплав несколько затрудняет применение произведений Клементи в современной педагогической практике. Для самого автора, конечно, не представляло трудности исполнение октавных, скажем, пассажей, или эпизодов, изложенных в двойных нотах (терциях или секстах) и вкрапленных в пьесы «средней трудности», как говорят в наше время. Но помимо таких педагогически непригодных сонат или отдельных частей из них, в творческом наследии Клементи немало ценного и интересного материала.
Октябрь. 1961 г. Г.Прокофьев

1. Подобно многим композиторам прошлого, Клементи считает истолкование орнаментики делом вдумчивости и художественной фантазии исполнителя. Редактор данного сборника лишь в крайних случаях идет вразрез со взглядами композитора. При уже готовом переводе знаков орнаментики на точную ритмическую запись задача учащегося и педагога явно. облегчается, но художественная идея орнаментики — звуковая светотень, «растушовка» мелодии—терпит ущерб. Украшение, изящная легкая деталь, приобретает точные, но неизбежно грубоватые очертания, а попутно угасает инициатива исполнителя и его обязанность творчески вскрывать замысел композитора. В процессе разучивания подстрочного перевода, к примеру, значка tr юный пианист утрачивает представление о художественном смысле трели как мягкой вибрации соседних звуков—вибрации легко и свободно дышащей и далеко не всегда равномерной в своем течении.
Сказанное относится к воплощению любого значка орнаментики, и лишь в тех случаях, когда Клементи считает нужным дать толчок фантазии исполнителя, редактор предлагает свою исполнительскую гипотезу.

Читайте также:  Юрий шамо токката ноты для фортепиано

2. Аппликатурных указаний Клементи не дает. Редактор часто рядом с той аппликатурой, которую он считает наиболее ценной с художественной, пианистической и педагогической точек зрения, ставит в скобках другую, возможную. При всем разнообразии движений пианиста сравнение этих вариантов и необходимый выбор
одного из них удовлетворят, думается, запросы учащегося и самого взыскательного педагога. Пусть только не забывается, что аппликатура простая, азбучная, вполне подходящая при исход ном, медленном темпе, очень часто становится тормозом при подвижном темпе и при поисках художественной законченности.
При исполнении, например, трели редактор настаивает на аппликатуре с пропуском пальца (3—5, 4—2, 3—1), способствующей не только ловкости и легкости исполнения, но и управлению звучностью.

3. На строгую последовательность при расстановке лиг редактор не претендует из-за укоренившейся их многозначности. Хотелось, однако, избегнуть их нагромождения и предохранить исполнителей от чувства недоумения при взгляде на эти значки.
4. Обозначения педализации отсутствуют: произведения, вошедшие в данный сборник,
появятся в учебном репертуаре учащегося, уже освоившего элементарные виды педализации (педаль, связывающую звуки мелодии или гармонии).
С развитием же слухового восприятия учащегося и чувства осязания им клавиатуры становится решающим руководство педагога, внедряющего
умение педализировать в реальных условиях исполнения. А самые тщательные попытки точно записывать педализацию, как показала история, обречены на неудачу.
Что же касается общего стиля педализации Клементи, то в своем изложении звуковой ткани он примыкает к Моцарту, требовавшему минимального, строго необходимого применения педали. Там же, где педализация художественно или исполнительски необходима, редактор ограничивается обозначением «con pedale», тем самым приглашая учащегося и педагога к тщательным поискам в сфере этого важнейшего средства фортепьянной выразительности.

  • 1. Соната B-dur, соч. 25 № 3
  • 2. Соната D-dur, соч. 26 № 3
  • 3. Анданте из сонаты B-dur, соч. 10 № 3
  • 4. Менуэт из сонаты A-dur, соч. 33 №3
  • 5. Этюд из сборника «Preludes et exercices
  • 6. Скерцо из сборника «Cradus ad Parnassum
  • 7. Ариетта с вариациями нз сонаты Es-dur, соч. 24 № 3
  • 8. Ларго из сонаты Es-dur, соч. 12 № 2
  • 9. Аллегро (финал сонаты A-dur, соч. 26 № 1)
  • 10. Соната B-dur, соч. 47 № 2
  • 11. Соната fis-moll, соч. 26 № 2.
  • 12. Соната Es-dur, соч. 12 № 4

Скачать ноты

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Музыка (1569)
  • Симфоническая (548)
  • Фортепианная (400)
  • Камерная (296)
  • Скрипичная (187)
  • Духовная (113)
  • Хоровая (94)
  • Народная (55)
  • Органная (41)
  • Композиторы (1511)
  • Музыкальные жанры и формы (727)
  • Концерт (244)
  • Симфония (172)
  • Соната (108)
  • Вальс (81)
  • Увертюра (68)
  • Ноктюрн (31)
  • Прелюдия (26)
  • Скерцо (7)
  • Баркарола (2)
  • Балет (444)
  • Танцовщики (198)
  • Балетмейстеры (65)
  • Опера (381)
  • Певцы (357)
  • Музыканты (354)
  • Пианисты (180)
  • Скрипачи (111)
  • Виолончелисты (40)
  • Вокальное искусство (320)
  • Музыка и литература (247)
  • Фестивали, конкурсы, концерты (218)
  • Романс (202)
  • Музыкальная культура народов мира (163)
  • Музыкальные инструменты (140)
  • Дирижёры (130)
  • Музыкотерапия (108)
  • Музыкальный словарь (102)
  • Музыка и живопись (76)
  • Музыкальные театры мира (63)
  • Классика для детей: Твой друг Музыка (52)
  • Оперетта (37)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Фортепианные сонаты Муцио Клементи

Вторник, 08 Декабря 2015 г. 09:45 + в цитатник

Современники называли Клементи «отцом фортепианной музыки» и королем сонат.
За пятьдесят лет работы в жанре фортепианной сонаты Клементи сочинил семьдесят четыре сонаты и сонатины. В связи с виртуозной и педагогической деятельностью самого Клементи, а также в соответствии с исполнительской практикой XVIII века, в сонатном творчестве композитора можно выделить две главные разновидности сонат: сонаты для виртуозов, отличающиеся крупными размерами и технической сложностью, и более компактные по размерам и технически несложные сонаты для любителей.

В ранние и зрелые периоды в творчестве Клементи преобладают сонаты бравурного характера, которые изобилуют техническими трудностями, требующие виртуозного исполнения, сонаты торжественного патетического характера. Сонаты, сочиненные в театральном стиле и для любителей – относятся к более позднему периоду его творчества.
Существенное значение для формирования клементиевской фортепианной сонаты имел особый социальный статус Клементи-музыканта. Он получил широчайшую известность в первую очередь не как композитор, а как солист-виртуоз. Виртуозное исполнительство и педагогика были не просто тесно связаны с его фортепианными сонатами, но даже подчиняли их себе.
Сонатное наследие дало толчок рождению новой раннеромантической виртуозной сонаты. Наряду с произведениями других композиторов, окружавших Гайдна, Моцарта и Бетховена, они позволяют если не полностью воссоздать, то, по крайне мере, до некоторой степени ощутить многокрасочность, разнообразие, богатство и плодотворность музыкальной жизни второй половины 18-начала 19 веков.

Текст из беседы о композиторе Клементи Евгении Осиповой.

I. Piuttosto allegro con espressione 0:00
II. Lento e patetico 3:57
III. Presto 7:48

Соната оп.40 in B minor.

1. Molto adagio e sostenuto 00:00 — Allegro con fuoco 02:04

2. Largo, mesto e patetico 06:50 — Allegro 09:22

Соната оп.34 №2 часть 1.

Рубрики: Музыка/Фортепианная
Музыкальные жанры и формы/Соната

Метки: Клементи итальянские композиторы соната для фортепиано

Процитировано 6 раз
Понравилось: 6 пользователям

Источник

Избранные сонаты для фортепиано

О произведении

Другие ноты автора

Сонатина № 9 (C-Dur) Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова

Сонатина N 6 Соч. 36, № 6 Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова

Сонатина № 6 (D-Dur) Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова

Этюд № 21 для фортепиано Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова

Сонатина N 2 Соч. 36, № 2 Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова

Этюд № 13 для фортепиано Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова

Сонатина № 4 Соч. 36, № 4 Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова

Сонатина N 9 Соч. 37, № 3 Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова

Сонатина № 2 (G-Dur) Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова

Сонатина № 1 Соч. 36, № 1 Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова

Портал НЭБ предлагает вам читать онлайн ноты «Избранные сонаты для фортепиано», автора Клементи Муцио. Ноты были изданы в 1991 году. Содержит 80 с.

Выражаем благодарность библиотеке «Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова» за предоставленный материал.

Пожалуйста, авторизуйтесь

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

В связи с тем что сейчас посещение читальных залов библиотек ограничено, документ доступен онлайн. Для чтения необходима авторизация через «Госуслуги».

Для получения доступа нажмите кнопку «Читать (ЕСИА)».

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Источник

Оцените статью