Кленовым топом что это у гитары

Материалы гитарного корпуса и топа

Описание материала корпуса

  • Липа (Basswood) — Дерево отлично подходит для типичного гитарного диапазона, и очень хорошо для соло-гитары, из-за выразительного певучего звука. Сложные обертона глушатся вместе с верхними частотами, оставляя выраженный основной тон.
  • Ольха (Alder) — на слух воспринимается как менее среднечастотный звук по сравнению с липой, что обуславливает более ровную частоткую характеристику. Гитара с корпусом из ольхи весьма универсальна и применима в любом стиле музыки.
  • Болотный ясень (Swamp ash) — Дерево очень резонансное по всем диапазоне частот, оно обладает чистыми «колокольными» верхами, подчеркнутой серединой и сильным низом. Вместе с тем, в нем заметны случайно распределенные провалы на средних частотах. Классический «стеклянный» звук с более глубоким резонансом и упругим сустейном твердого дерева.
  • Красное дерево (Mahogany) — Звук махогани характеризуется прежде всего резкой, взрывной среднечастотной атакой и резонансом на (низкой) середине. Вклатце его можно описать как бархатистый. Постоянная плотность слегка компрессирует средние частоты, и это может восприниматься как «жирный», полный звук, так как в то же время низкие и средне-низкие частоты также воспроизводятся хорошо. Отсутствие выпяченной середины и отзывчивость в динамике дают ощущение «стены звука».
  • Орех (Walnut) — На ритме ощущаются «гнусавые» оттенки, но в соло-игре ноты «выпрыгивают». У него есть много преимуществ перед другими традиционными гитарными породами – резкая атака и плотный низ ясеня, но мягкие верха махогани и проработанные средние а-ля ольха. Недостатки – оно тяжелее, и более закрепощенное по звуку. Для него не подходят первые попавшиеся случайные датчики звукосниматели должны быть хорошо подобраны для конкретной гитары.
  • Коа (Koa) — Довольно музыкальный звук для кого-нибудь, кто хочет получить больше основных тонов, либо менее экспрессивный звук для кого нибудь, кто играет тяжелый блюз.
  • Корина (Korina) — Кратко ее можно охарактеризовать следующим образом – «супер-махогани» или «махогани делюкс». Их структура волокон довольно схожа, и звучание также. Считается, что у нее более приятный среднечастотный диапазон, и она более отзывчива.
  • Клен (Maple) — он довольно тяжел, с яркой верхней серединой и глухими басами. Экстремально плотные верхние частоты здесь отсутствуют, потому что поры дерева настолько закупоренные, что компрессируют звук. Некоторые положительные звуковые качества могут быть вытащены из него с помощью подходящих звукоснимателей, если вам нравится металлический сухой призвук в верхней середине на бриджевом датчике или сухой, фильтрованный ритмовый звук.
  • Твердый клен (hard maple, hard rock maple) — Это дерево «кричит». Оно громкое, с сильной верхней серединой, яркими верхами и слегка заваленными, но очень плотными басами. Звукосниматель с хорошим низом поможет обнаружить и вытащить их в корпусе из твердого клена, но они будут очень плотными и не будут нормально взаимодействовать с громким халф-стэком.
  • Ель (Fur-tree) — в цельнокорпусном инструменте оно будет выдавать невероятный резонанс и открытую середину, но вместе с тем сохранит высокочастотную атаку, и будет иметь добротное низкочастотное «рычание». Из-за низкой плотности звук в целом не будет восприниматься как имеющий меньше середины чем липа. Середина будет такой же мощной и динамичной, за исключением чистых верхов и низа. Возможно наиболее полночастотный материал для корпуса.
  • Лэйсвуд (Lacewood) — это настоящее «мульти-плотностное» дерево. Двойная плотность будет подчеркивать одни тембры и отфильтровывать другие. Дерево звучит ярче чем ольха, и насыщеннее чем сплошной клен. Это еще одно дерево, хорошо работающее с расширенным низом. Его двойная плотность дает хороший каркас для плотных низов, вместе с тем из-за тепло звучащих мягких секций достигается хороший компромисс с более высокими струнами.
  • Тополь (Poplar) — Тополь подобен клену по цвету и весу. Различие находится в размере пор. Тополь доступен в больших количествах чем Ольха, по этому Fender использует его как материал некоторых гитарах.

Материалы топа

«Бутербродная» конструкция создает ситуацию, когда атака нот будет больше определяться верхним деревом, а резонанс и затухание – нижним. Толщина и форма топа определяет его влияние на звук. Склеенный корпус будет более жестким, чем однокусковый, поэтому в общем случае сустейн увеличится.

  • Кленовый топ на липе — Чистая атака и ровные верха клена будут дополнять спад этих частот в липе. Низы все еще будут слабыми, однако в результате будет закрыт больший диапазон частот, чем в случае с одной лишь липой. Динамика не пострадает (а что, она была?) , за исключением верхнечастотного диапазона, который был менее представлен в самой липе. Таким образом улучшения по верхам будут, но чуть более компрессированные, и не настолько четкие и отзывчивые по атаке, как в болотном ясене, например.
  • Кленовый топ на махогани — Клен добавляет четкости махогани, но при этом ее низы и нижняя середина также остаются. Клен фильтрует некоторые верхние частоты, но не потому что он не отзывчив в этой области, а потому что он слишком отличается от махогани по своему поведению в верхах. В результате получается борьба между двумя слоями, которая приводит к фильтрации некоторых высокочастотных составляющих. Это является частью той гладкости, которая ассоциируется с гитарами типа Les Paul и PRS.
  • Кленовый топ на ольхе — Делает звучание ольхи более похожим на звук болотного ясеня, но без такой же динамики. Открытый резонанс ольхи проявляется с острой атакой и яркостью клена по верхам. Эффект от клена на ольхе похож на эффект от него на липе. Проявляется также верхняя середина от клена, так как ольха не подавляет эти частоты.
  • Кленовый топ на болотном ясене — Хорошая прибавка к болотному ясеню, однако уменьшает открытую, воздушную динамику цельного ясеня. Клен слегка глушит увеличенную середину, но на практике не фильтрует какие-либо части диапазона. Они хорошо работают вместе. Добавляется немного больше компрессированного «крика» в стиле рок или кантри, ценой потери комплексных низов и нижней середины ясеня.
  • Палисандровые топы — Топы из палисандра добавят сустейна, не только за счет своей плотности, но и за счет самой склейки. Его маслянистость приглушит атаку и отдачу на верхних частотах. Так что палисандр на махогани выразится в очень гладком звуке, в то время как палисандр на ясене оставит немного открытого среднечастотного резонанса. Палисандр на ольхе или ясене увеличит сустейн без заметного эффекта на звуке (не учитывая фильтрацию верхней середины за счет склейки), так как дополнительное демпфирование верхов палисандром здесь практически не скажется.
  • Коа топы — Топы из волнистой или ровной коа будут звучать похоже на кленовые топы, за исключением того что они не будут столь сильно «бороться» с махогани за диапазон верхней середины. Несмотря на то что клен больше резонирует в этой области, топ из коа на махогани будет меньше фильтровать и компрессировать эти частоты.
  • Ореховые топы — Эти топы будут иметь немного меньше высокочастотных составляющих чем клен, однако же и меньше компрессии и фильтрации в сочетании с махогани.
  • Лэйсвуд топы — У него хороший верх и сустейн, который дает жесткий каркас, сильно изрезанная середина и низы из-за мелких мягких секций.

Источник

Дерево для электрогитары

Что же самое главное в электрогитаре? Несомненно это дерево, из которого она изготовлена. И этому есть объективные причины. Если фурнитуру и электронику можно всю заменить, то дерево вы уже не поменяете. Иначе это уже будет просто другая гитара. Я не буду в этой статье рассуждать на тему влияет ли дерево на звук, ибо уже куча видео снята на эту тему с «разоблачениями». Просто расскажу о видах древесины, из которых изготавливаются электрогитары.

Важно учитывать, что порода древесины и сустейн непосредственно связаны друг с другом. Если дерево глухое и вообще не звучит, то тут не помогут ни дорогие примочки, усилители или супер мощные звукосниматели. Чтобы найти свой звук гитары, вам необходимо знать породы дерева для электрогитар и учитывать их свойства при выборе инструмента.

Чтобы получить качественную заготовку для корпуса или грифа гитары, дерево предварительно подвергают сушке. Она может быть естественной и искусственной. При втором случае процесс заметно быстрее. Но, естественная предпочтительнее, потому что только путем такой сушки можно сохранить структуру волокон древесины. Они напрямую влияют на частотные и резонансные характеристики будущего музыкального инструмента. Не каждая порода дерева подойдет для гитары. Есть определенные сорта, которые отлично подходят. Различные породы дерева обладают особым неповторимым звуком, а также отличаются весом и плотностью. Но не стоит полагать, что все гитары, изготовленные из одного сорта дерева, будут одинаково звучать. Здесь я буду говорить только об общих «фишках» звучания того или иного дерева.

Для начала определимся какие вообще породы дерева применяют в гитаростроении. Выделим здесь только достаточно популярные, без экзотики. А ниже ознакомимся с ними поподробнее.

  1. Ash – ясень
  2. Maple – клен
  3. Rosewood – палисандр
  4. Mahogany – красное дерево
  5. Alder – ольха
  6. Poplar – тополь
  7. Basswood – американская липа.
  8. Agathis – агатис

Ясень

Довольно популярная порода дерева, применяемая в производстве гитар. Дерево достаточно легкое и поэтому обеспечивает звонкое и прозрачное звучание. Отличается яркой атакой. Дерево очень музыкальное. Например, гитары Фендер делают как раз из него. Ясень в основном применяют в производстве грифов и топов.

Атака у инструментов, сделанных из клена, еще более ярко выражена. Звук получается очень четкий и читаемый, выделяющийся. Недостаток — наверно, нехватка того самого мяса, то есть нижних частот. Кстати, существуют несколько подвидов клена. Например, используют европейский и американский (hard maple) клен. Второй отличается более твердой и прочной структурой. Из-за своей твердости и упругости, клен занимает лидирующие позиции в качестве материала грифов гитар. Также из клена изготавливают топы. К примеру, лес полы с корпусом из красного дерева имеют кленовый топ, для придания звуку большей читаемости.

Палисандр

Довольно редкий и дорогой вид дерева. Основная область его применения — накладки на гриф. Дерево имеет темно-коричневый цвет с красноватыми прожилками. Поверхность слегка маслянистая. Палисандр отличается сочным звуком и немного приглушенными верхними частотами.

Красное дерево

Также как и ясень с кленом, красное дерево очень распространенная порода в гитаростроении. Но если первые две отличаются прозрачностью и легкостью звука, то красное дерево наоборот дает много мяса и плотности. Гитара из красного дерева отличный выбор для тяжелых жанров музыки. У инструментов из этой породы ярко выражена нижняя середина, что и дает ту самую мясистость в звуке.

Чтобы инструментам из красного дерева придать читаемости, на корпус гитары монтируют топ, например, из клена. Самый яркий пример это гитары Гибсон Лес Пол. О том какие вообще бывают формы гитар, читайте в статье Виды корпусов электрогитары.

Ольха

Еще один очень распространенный вариант древесины для электрогитары. По шкале «мясо-звонкость» занимает среднее положение. Этакий компромиссный и универсальный вариант. Ольха отлично резонирует и имеет сбалансированный спектр частот по всему диапазону. В основном все производители гитар на сегодняшний день имеют в своей линейке гитары из ольхи.

Тополь

Тополь очень популярная порода для изготовления бюджетных инструментов. Ну и естественно супер-пупер звуком он не отличается. Дерево очень легкое, стоит достаточно дешево.

Дерево по своим характеристикам похоже на ольху, но при этом звучит немного менее звонко. Сустейн у гитар из липы довольно существенный,выражены основной тон и средние частоты. До некоторого времени, считалось, что липа также как и тополь больше дерево для бюджетных гитар. Но Джо Сатриани с компанией Ибанез развеяли это заблуждение и показали, как она может звучать в профессиональных руках. Все подписные гитары Джо выполнены из липы.

Агатис

Агатис — это один из сортов красного дерева. Но не обольщайтесь, звук совсем не похож на него. Агатис дает довольно глухой и мутный звук и поэтому из него делают преимущественно бюджетные инструменты. Например, много гитар LTD (бюджетная линейка ESP) выполнены из агатиса. Звучат не очень.

Так какую гитару выбрать?

Мы убедились, что сортов дерева для гитар существуют большое множество. Так на какой же остановится? В первую очередь, вам важно понять в каком стиле вы будете играть и что. Если предпочтение вы отдаете легким стилям, например, блюз, блюз-рок, то вам подойдут гитары из ольхи и ясеня. Если же вы предпочитаете рубить тяжелые риффы в метальных жанрах, то красное дерево ваш выбор. Ну а если вы любите поливать нотами на высоких скоростях, пилить высокочастотные соло, то вам нужен инструмент с хорошей читаемостью. Ее вам обеспечит липа и клен.

Источник

Как влияет накладка на грифе на звук гитары

Мы уже немного вникли в тонкости того, как влияет дерево корпуса электрогитары на ее звучание. Теперь пришла пора взглянуть на гриф. Некоторые считают, что главное в грифе — это ощущения при игре, но это только начало.

Выбор накладки для грифа

Мы все знаем, что клён — очень яркое дерево для грифа. Побочным продуктом природы этой древесины является специфический высокочастотный призвук, обертона, которые часто называют «стеклом», а также терминами “twang” и “jangle”. Те, кому нравится классическое звучание телекастера, выбираю кленовую накладку по разным причинам. Основные — это то, что в 50х на оригинальных телеках использовались кленовые накладки, этот звук вошел в историю, а также потому, что клен помогает звучать технике «чикен пикин» (широко применяется в кантри музыке), интереснее звучат разные бенды из нескольких нот и чистые аккорды.

Тем не менее, часто можно встретить как легенды кантри и блюза играют на гитарах с палисандровыми накладками, так что это — сугубо дело вкуса. Гитаристы как правило выбирают клён из-за ощущений больше, чем из-за звука. Кленовые накладки всегда покрыты лаком, это сухое дерево. Палисандр же нуждается в регулярном увлажнении маслом. Тем, кому нравится ощущение от необработанного дерева, больше по душе палисандр.

Накладки из клена и палисандра

Палисандр

Маслянистое, пористое дерево, используется во множестве гитар как с синглами, так и с хамбакерами. Считается, что с палисандр поглощает обертона, в результате чего звук становится упругим, богатым и более мягким. Это дерево не нуждается в лаке. Для сравнения мы взяли 2 гитары Fusion Classic Strat. Даже в не подключенном виде чувствуется уникальный характер каждой из них. Гитара с кленовым грифом звучала с более ярким щелчком при атаке и более ярко выраженной серединой.

Версия с палисандровым грифом звучала жирнее, более мягко. Тем не менее важно знать, что каждая гитара, даже если будет сделана из одних и тех же материалов, будет звучать непохоже на другую, так что полагайтесь только на ваш слух. Элементарная разница в материале, из которого изготовлен гриф, скажется и на звуке и на ваших ощущениях при игре.

Накладка из чёрного дерева (эбони)

Эбони

Твердая порода дерева, естественно устойчивая к износу. Накладки из африканского черного дерева часто встречаются на бас-гитарах. Перкуссивный яркий звук отлично дополняет глубокий бас. А теперь представьте, как это сказывается на звучании электрогитары. Черное дерево даёт резкую атаку, звенящие обертона, оно звучит ярче, чем клён. Ноты очень хорошо отделяются друг от друга, поэтому это дерево так любят джазовые виртуозы (Gibson L-5) и шреддеры (ESP V). На ощупь это дерево очень мягкое, приятное, поэтому его часто используют при изготовлении безладовых гитар. Пальцы от него не так устают при долгой игре.

Однако, редкость, стоимость и хрупкость этого дерева не позволяют его использовать на поточных инструментах и в основном оно применяется либо в custom либо мелкосерийном производстве гитар. На накладках из черного дерева очень красиво смотрится инкрустация — благодаря большому контрасту. Хотя эбони и твердое дерево, и может усилить гриф, с ним нужно быть очень аккуратным при изготовлении гитары, а это означает бОльшие трудозатраты. Существуют сотни сортов черного дерева. Какие-то дешевле, какие-то дороже. Самоё черное — самое дорогое.

Накладка из Пау Ферро

Пау Ферро

Pau Ferro — твёрдая порода дерева, занимает своё место между палисандром и черным деревом, что касается структуры и звучания. У Пау Ферро очень приятный сустейн, насыщенные обертона. По сути, если вам нужна яркая атака клена и теплота звучания палисандра, Пау Ферро — отличный вариант. Бас-гитаристы также любят это дерево за его универсальность. Яркий пример гитары с такой накладкой — Fender SRV Strat!

Другие материалы

Алюминий

Существует множество экзотических пород, таких как кокоболо(cocobolo), слива (padauk), змеиное дерево (lacewood), бубинга (bubinga). Бывает так, что редкое дерево звучит очень круто. В конечном счете, звук получается от гитары в целом и от гитариста. Если можете себе позволить — экспериментируйте с разными гитарами, пробуйте разное и вы обязательно найдете своё звучание. И кто знает, может быть это будет даже не дерево 🙂 Вот, к примеру, Electrical Guitar Company использует алюминий и для грифа и для корпуса.

До скорых встреч на страницах наших статей!

Источник

Оцените статью