Клинок для настройки фортепиано

Ищете настройщика пианино своей мечты!? Поздравляю, Вы нашли его!

Дмитрий Иванов

8-965-434-01-01

Техника настройки фортепиано

Мастерству настройки фортепиано учатся практически, им нельзя овладеть прочтя некоторое количество теоретических работ.

Нужна кропотливая тренировка слуха и руки с ключом и другим рабочим инструментом. Однако овладение основами теории и приемами опытных настройщиков может значительно ускорить обучение этому уникальному мастерству.

В этой главе большое внимание будет уделено настройке клавишных инструментов. Музыканты, играющие на различных струнных инструментах, настраивают их самостоятельно, но не много найдется пианистов, которые способны настраивать свой инструмент, так как настройка фортепиано сложная и квалифицированная работа.

Настройка клавишных струнных инструментов

Состояние клавишных инструментов, которые приходится настраивать настройщикам, может быть различным по стабильности строя и по физической сохранности основных частей: опорных конструкций, механики, корпус а и т. д. Разумеется, настройщик должен учитывать это состояние, но во всех случаях, когда не требуется предварительный ремонт, то есть тогда, когда необходима работа именно настройщика, а не реставратора, должна быть проведена полная настройка, начиная с области темперирования и по всей шкале.

Некоторые настройщики имеют вызывающую сожаление привычку настраивать инструмент на той высоте, на которой он находится к моменту настройки. Пониженный строй может быть оправдан только для фортепиано старше 50 лет и то не во всех случаях. Для остальных инструментов должна быть установка строя в камертон, проверенный и точно настроенный на тон ля1 440 Гц (или 443 Гц для оркестровой настройки).

Иногда ограничиваются выборочной настройкой отдельных хоров, а там, где наиболее заметны отклонения, уточнением отдельных интервалов. Но большинстве случаев фортепиано следует настраивать по полной программе.

Основной инструмент для настройки: камертон (или несколько камертонов с разными частотами темперированной шкалы), настроечные ключи, различающиеся по диаметру гнезда под головку вирбеля (на нормальный и утолщенный вирбель) и по форме ручки (Г или Т образной), клинки деревянные, оклеенные замшей, и резиновые клинки, интонировочные иглы. Кроме того, нужны различные регулировочные и ремонтные инструменты: отвертки, плоскогубцы, кусачки, хорейзен, крючок для подъема колец струны на вирбеле и т.д. В продаже имеются язычковые камертоны, и типа свистков. Нужно предостеречь от их применения для серьезных видов настройки. Такими камертонами можно пользоваться любителям при повседневной настройке смычковых и щипковых инструментов. Ни в коем случае их нельзя использовать для настройки клавишных инструментов, поскольку частота язычковых камертонов и свистулек сильно зависит от температуры и влажности попадаемого на язычок воздуха и в процессе работы с таким камертоном частота его никогда не бывает постоянной. Даже вилочный камертон (особенно из алюминия) подвергается влиянию температуры, и настройщик должен знать об этом.

Заглушение струн производят с помощью резиновых или деревянных, обтянутых замшей, клинков. Деревянный клинок используют при настройке струн дисканта пианино, где из за малой длины струн трудно вставлять резиновый клинок. Стержень деревянного клинка свободно проходит между гаммерштилями (стержнями) молоточков и вставляется между струнами одного хора или между соседними хорами.

Резиновый клинок вырезают из массивного куска достаточно твердой резины длиной примерно 70 -100 мм, шириной 10 -15 мм и толщиной 6-8 мм. Клинок вырезают сначала острым ножом и затем заглаживают неровности напильником или, что еще лучше, обрабатывают на шлифовальном круге.

Считается, что настраивать пианино и рояль настройщик должен стоя. Но мастера не всегда придерживаются этого правила и настраивают также и сидя, особенно когда пианино малогабаритное.

Камертон держат за рукоятку и резко, но не слишком сильно, ударяют им о какой либо твердый предмет, покрытый тканью, сукном, резиной. Можно просто ударять вилкой камертона по согнутому суставу кисти свободной левой руки. Настроечный ключ может быть посажен на головку вирбеля в восьми различных положениях. Какое из них предпочтительнее? Общая рекомендация: ручка ключа должна стоять по направлению к оси струн и чуть правее. Но в пианино можно ставить и несколько левее воображаемой линии продолжения струн.

Расположение рукоятки ключа справа от вирбеля (при настройке пианино) считается некоторыми настройщиками неправильным, хотя на практике чаще можно встретить именно такое положение ключа. Получается как в известной ситуации: «Нельзя, но если очень необходимо, то можно». По нашему мнению, если не злоупотреблять слишком большим переносом рукоятки ключа вправо (в рояле влево), то такое положение также может быть допустимым в практике.

Что же касается излишнего давления на гнездо вирбельбанка, то оно действительно не желательно для беспанцирных чугунных рам инструментов, то есть таких инструментов, у которых чугунная рама имеет окно в области расположения вирбелей. В современных клавишных инструментах применены исключительно панцирные чугунные рамы, и в них давление выходной части вирбелей передается жесткой пластине панциря. Поэтому расположение рукоятки ключа и на стороне струны, и на противоположной стороне определяется в некоторых случаях только удобством работы с ключом и не должно иметь особого отрицательного влияния на прочность посадки вирбелей в панцирных инструментах с хорошим держанием строя. Но правое расположение рукоятки всѐ же нежелательно для беспанцирных инструментов, если к тому же слаба посадка вирбелей в гнездах.

На первом этапе овладения работой с настроечным ключом необходимо усвоить правило: головка ключа всегда должна быть плотно, до упора установлена на вирбеле. В инструменте могут стоять и ремонтные утолщенные вирбели. Для них нужно иметь соответствующую головку настроечного ключа с большим размером восьмигранного гнезда.

Постановка нормальной головки на утолщенный вирбель может привести к порче квадрата вирбеля и к большому люфту при настройке. Обычной ошибкой начинающего настройщика является постановка ключа не на тот вирбель, струна которого настраивается в данный момент. В верхнем регистре это часто является причиной перетяжки и обрыва струны, так как настройщик, не слыша изменения высоты настраиваемой струны, перетягивает другую струну до ее обрыва. Поэтому рекомендуется каждый раз сначала убедиться в правильности выбора вирбеля.

Цель настройки получение правильно и устойчиво настроенных струн с точно выдержанными высотными соотношениями. Стабильность настройки (частоты) струны зависит от той техники, которой владеет настройщик. Под стабильностью частоты струны здесь следует понимать способность струны сохранять приданную ей частоту при воздействии сильных ударов по клавише. От данного понятия необходимо отличать стабильность строя инструмента, зависящую от длительности процессов релаксации струн и опорных конструкций, от прочности посадки вирбелей, изменений температурно-влажностных условий внешней среды. При высокой стабильности строя струна может быть настроена неустойчиво из-за неправильной техники настройки, и при первых же сильных ударах по клавише, струна окажется фальшиво настроенной по отношению к другим струнам.

При низкой стабильности строя струна даже при правильно выбранной технике не будет устойчивой продолжительное время к игровым нагрузкам. Что же в таком случае определяет стабильность частоты струны? Поведение струны в процессе настройки определяется двумя факторами, зависящими друг от друга: упругостью настраиваемой системы и трением в ней. Каждый из этих факторов имеет несколько составляющих. Если под понятием «настраиваемаясистема» подразумевать все, что закрепляет, натягивает и поддерживает струну в точках соприкосновения с ней, то в эту систему мы должны включить вирбель с вирбельбанком, струну и опоры струны: аграф или клангштабик с каподастром, штифты на штеге и рамный штифт на чугунной раме. Вот эту всю систему в результате настройки необходимо оставить в таком состоянии напряженной устойчивости, которое наилучшим образом сохранит заданную частоту струны.

Перечислим составляющие факторов упругости и трения. К первому надо отнести: упругость вирбеля, составленную, в свою очередь, из упругости самого вирбеля и упругости гнезда в вирбельбанке, упругость нерабочих частей струны, упругость рабочей части струны, упругость штега, связанную с упругостью деки, и упругость штеговых штифтов. К фактору трения следует отнести трение вирбеля в гнезде вирбельбанка, трение в аграфе или на клангштабике, трение на штеге. Трение на штифте чугунной рамы мы не будем рассматривать, поскольку оно, как правило, велико и практически исключает расстройку струны из-за сдвига ее около штифта. Что происходит при натягивании струны в такой системе?

Прежде всего натягивается участок струны между вирбелем и аграфом (каподастром и клангштабиком), далее натягивается ее рабочая часть и в последнюю очередь нерабочая часть между штеговым штифтом и штифтом чугунной рамы. Поскольку существует трение в местах отсечек рабочей части струны, напряжение в керне струны на различных ее участках обычно неодинаково, и это создает одну из предпосылок неустойчивого положения струны. Действительно, напряжение в керне струны у вирбеля больше напряжения рабочей части струны, а последнее больше, чем напряжение нерабочей части струны уштифта чугунной рамы. При постепенном повышении силы удара молотка по струне и при условии, что величина трения приблизительно одинакова на местах отсечки рабочей части струны, сначала выравнивают напряжения в керне по обе стороны аграфа (клангштабика), затем можно выравнять напряжение в керне по обе стороны штеговых штифтов.

Эти оба выравнивания напряжений по разному сказываются на частоте колебаний струны: сначала частота повышается, так как скачок струны на аграфе при первоначально большом напряжении в нерабочей части струны у вирбеля повышает напряжение в рабочей части, а с ним и частоту. Так как напряжение в нерабочем участке струны за штегом было ниже напряжения в остальных участках, то сдвиг струны по штегу вызовет уже понижение частоты рабочей части струны. Мы рассмотрели один вариант работы струны при определенном соотношении трений и упругостей элементов настраиваемой системы.

В каждом индивидуальном случае каждому инструменту, струне будут свойственны конкретные соотношения величин трений в опорах и упругостей, которые заранее определить невозможно. Например, при большом трении на штеге напряжения в керне по обеим сторонам штега при сравнительно слабых ударах вообще не будут выравниваться. Поведение струны будет иным, если она предварительно была существенно перетянута и настроена с понижением напряжения верхнего нерабочего участка (у вирбеля).

Величина трения на опорах может существенно меняться в разных струнах. В некоторых случаях трение может быть почти равным нулю, особенно на клангштабике, или достигать большого значения, когда соприкасающиеся участки струны и клангштабика покрыты ржавчиной или струна имеет в этом месте излом. Чтобы преодолеть подобные препятствия при настройке, рекомендуется в начале настройки предварительно ослабить струну.

Если же есть уверенность в том, что трение струны у аграфа или клангштабика достаточно мало, а необходимо снять «застойные» явления в струне на штеге, можно проделать следующее: слегка перетянуть струну и в момент этой перетяжки сильно ударить по клавише данной струны, чтобы выровнить напряжение на штеге. При последующем понижении напряжения, поворачивая вирбель против часовой стрелки, одновременно ударяют по клавише, выравнивая напряжения уже по обеим сторонам аграфа.

Допустим теперь, что напряжение на штеге достаточно выровнено, а трение струны между штеговыми штифтами таково, что небольшие изменения напряжения в струне под воздействием вирбеля не дают возможности струне скользить по штегу. Возникает вопрос, каким должно быть направление движения нерабочей части струны у вирбеля, приводящее к точной настройке рабочей части струны? Очевидно, это последнее движение, вызываемое действием вирбеля, должно быть таковым, чтобы напряжения в керне струны по обеим сторонам аграфа или клангштабика были по возможности равными. Действительно, если заканчивать настройку струны так, что у вирбеля напряжение в струне будет больше, чем в рабочей части, то при сильных ударах струна может перескочить в сторону вирбеля и повысить свою частоту, то есть произойдет ее расстройка вверх.

Если же настройку заканчивать при пониженном напряжении в керне нерабочей част и струны у вирбеля по сравнению с напряжением рабочей части, то дальнейшая расстройка будет происходить с понижением частоты струны.

Использованы материалы из книги В.Г. Порвенкова

Источник

Как настроить пианино

В этой статье мы поделимся опытом, который мы получили, изучая инструменты для настройки фортепиано и роялей. Вы узнаете, какой инструмент используют для настройки пианино, какие вообще существуют инструменты для фортепиано, в чем их назначение, особенности и отличия. Так же мы расскажем об основных принципах настройки, руководствуясь советами опытных настройщиков.

Итак, фортепиано, как и рояль, является акустическим инструментом. Это сложный механизм, придуманный столетия назад, и с тех самых пор принципиальных отличий в его строении не появилось. Мы можем понять, что фортепиано настроено, если каждая нота соответствует своему строю, и все вместе, во время игры, они звучат гармонично.

Состояние струн инструмента, как физических объектов, подвержено различным воздействиям окружающей среды. На стабильность их натяжения влияет и состояние крепежных элементов конструкции инструмента, и влажность, и усталостные изменения в самих струнах. Влияет даже винтовое искривление металлического стержня, к которому крепится струна, но об этом мы расскажем далее в статье. Другими словами – знание множества факторов, которые необходимо учесть настройщику для успешного приведения инструмента в строй, отличает хорошего настройщика от плохого, и содержит в себе все мастерство этого ремесла.

Для успешной настройки вам понадобятся специальные инструменты. Взгляните.

Инструменты для настройки пианино

Разберем, какие существуют инструменты, в чем их назначение, особенности и отличия, какой набор приспособлений необходим.
Ключ для настройки пианино. Ключ – основной инструмент для настройки пианино. Им вращают штифт (вирбель), на который наматывается струна.

Количество граней ключа

Считается, что чем больше граней имеет ключ, там проще будет выполнить точную настройку, ведь многое зависит от хвата ключа настройщиком, силы, которая к нему прилагается. Перехватывать ключ, имеющий шестнадцать граней, гораздо проще, чем тот, что имеет всего четыре.

Четырехгранные ключи хорошо подходят для выворота колков, больше как ремонтный инструмент, чем настроечный. Так же четырехгранный ключ может не подойти к некоторым моделям пианино с тонкими вирбелями (например, советское пианино «Заря»).

6-, 8- , 16-гранные ключи считаются настроечными. Лучшие из них имеют сужающееся конусное отверстие, которое позволяет крепко насадить ключ на любой вирбель, вне зависимости от его состояния.

Какие бывают диаметры отверстия ключа

В советских пианино диаметр вирбеля – 7 мм, в европейских – 6.8 мм.

Сменные головки и рукоять

Существуют ключи со сменными головками. Специалисты рекомендуют покупать такие ключи, где головка отвинчивается от рукоятки, а не у основания ключа. Это предотвращает самопроизвольное раскручивание во время настройки, а так же люфт.

Рукояти могут быть Г-, или Т-образные. Классическими и предпочтительными считаются Г-образные ручки, но некоторые настройщики используют Т-образные, в виду собственных вкусов.

Значимые характеристики, отличающие один ключ от другого: количество граней ключа, его форма, способ крепления насадки, если ключ имеет сменные головки, вес ключа, форма ручки (Г- или Т-образная).

Демпферы (с рукоятями и без). Резиновые клинья-демпферы используются для глушения струн, не участвующих в настройка в данный момент. Клинья аккуратно вставляются между двух струн, чтобы заглушить их колебания. Существуют клинья для труднодоступных мест, насаженные на проволочную ручку.

Обратный пинцет. Используется для глушения струн самых высоких регистров, где струны очень коротки и обычные демпферы уже не помещаются. Пинцет бережно прилагают к струнам, просовывая его между черенками молоточков. Одним таким пинцетом можно заглушить две соседние струны, либо две крайние в одном хоре, оставляя свободной струну для настройки.

Суконная лента, а так же лента для темперирования строя. Как и демпферы, суконная лента используется для глушения струн, не участвующих в настройке текущего интервала. Некоторые специалисты считают глушения лентой гораздо более быстрым способом, чем использование клиньев.

Камертон. Существуют классические вилочковые камертоны и современные электронные устройства и приложения. Как это часто бывает, не все принимают новшества сразу, поэтому настройка по классическому камертону считается предпочтительной. Классический камертон имеет частоту колебания, равной ноте «Ля» первой октавы (частота 440 Гц). Колебания камертона вызываются однократным умеренным ударом им по твердой поверхности.

Как часто нужно настраивать пианино

Настройка любого фортепиано, будь то пианино или рояль, необходима для любого инструмента. Даже если вы приобрели новое пианино с фабрики, то в первый год игры инструмент нужно настроить дважды.

Если вы купили бывшее в употреблении фортепиано, то после транспортировки обязательно нужно вызвать мастера и провести полную настройку инструмента.

Процесс настройки фортепиано. Методы воздействия на строй

Настройке пианино невозможно научиться, прочитав лишь инструкцию. Это, по большей части, мышечная память, которая приходит со временем и практикой. Даже инструкции, порой, противоречат друг другу. Различные мастера используют свои собственные техники, считая их самыми лучшими. Если этот полный ответ на вопрос: как настроить пианино самостоятельно дома вас не устроил, то берем инструмент для настройки пианино и читаем дальше.

Цель настройки – получить устойчивый строй с правильными высотными соотношениями. Стабильной, или устойчивой, считается та струна, которая сохраняет приданное ей натяжение при сильных ударах по клавише. Эта характеристика имеет несколько другую природу, чем общая стабильность строя инструмента, которая меняется со временем под воздействием релаксации струн, и их смежных компонентов, изменений температуры и влажности, от плотности посадки вирбелей в вирбельбанк (место крепления колков пианино) и т. д. При высокой стабильности строя струна может быть настроена неправильно, и уже после нескольких ударов по клавише её строй изменится.

На стабильность струны прежде всего влияет упругость всей системы, в которой она находится. Струну можно разделить на три части:

  1. Нерабочая часть струны между вирбелем и аграфом (порожек крепления струны).
  2. Рабочая часть струны, которая колеблется от ударов молоточка.
  3. Нерабочая часть, которая идет ниже, между штеговым штифтом и штифтом чугунной рамы.

Из-за трения в местах отсечек рабочей части струны, наматываясь на вирбель, она натягивается неравномерно. Сначала натяжение происходит в первой нерабочей части струны, затем более слабое натяжение появляется в рабочей части, и еще более слабое натяжение в третьей нерабочей части струны. Если не делать специальных манипуляций, то, настроив струну, после первых же ударов молоточка по ней, натяжение равномерно распределится, сначала кратковременно повысив её строй, а затем понизив.

Чтобы преодолеть это явление, струну рекомендуют слегка перетягивать, и, во время перетяжки, сильно ударять по клавише, чтобы распределить натяжение по всей длине струны.

Кроме того, следует учитывать упругость самого вирбеля. Металлический вирбель вбит в деревянное основание вирбельбанка. При настройке струны, зафиксированная в вирбельбанке часть вирбеля будет вращаться медленнее, чем его крайняя часть, на которую наматывается струна. Такое явление называется винтовое искривление.

Поэтому, при тонкой настройке, вращение вирбеля вообще не осуществляют, оказывая, по большей части, давление на него. Так же, для стабильности струны важно окончательное положение вирбеля. Рекомендуют устанавливать вирбель так, чтобы по окончанию настройки он был слегка наклонен вниз. Это поможет ему сохранить свое положение при сильных ударах по клавишам во время игры, которые неизбежно будут создавать избыточное напряжение струны.

Вирбель можно вращать, оказывать на него давление, а так же изгибать. Если первые два метода мы уже рассмотрели, то изгиб вирбеля все еще считается спорным способом настройки. Многие зарубежные специалисты считают такой метод допустимым, позволяющим быстро и очень точно, вплоть до нескольких микрон, изменять натяжение струны. Настройщик слегка отгибает вирбель ключом, ударяя по клавише и слушая биение струны. Делать это нужно очень осторожно, чтобы не повредить крепление. Конечное положение изогнутого вирбеля в идеале должно быть таким, чтобы он, своим изгибом, компенсировал натяжение струны от сильных ударов по клавише, возвращая её в исходное положение.

Каждое действие настройщика должно контролироваться прослушиванием текущего состояния струны, вращение или другие воздействия на вирбель без этого бессмысленны.

Как слушать струны и откуда начинать настройку

Большинство отдельных нот фортепиано звучат благодаря нескольким струнам, которые настроены в унисон. Басовые ноты используют одну или две струны, более высокие ноты используют по три струны на каждую ноту. Созвучие трёх струн в пианино называется «хор». Каждая струна в хоре должна быть отстроена по отношению к другим струнам в своем хоре, и в интервалах по отношению к другим хорам.

Фортепиано имеет 280 струн, и, как ни странно, просто настроить каждую из них в нужную ноту не получится. Дело в том, что если настроить каждую ноту слишком чисто, то некоторые интервалы в звучании фортепиано будут звучать не гармонично. Для пианино строй темперируют – то есть настраивают ноты чуть шире от чистого звучания, чтобы получить эти самые благоприятные созвучия в интервалах.

Каждый из вас замечал, что при настройке двух, звучащих в унисон струн, при малейшем отклонении от идеального звучания возникает эффект вибрато. Эти волнения в звучании называют биениями. Биения во время звучания двух источников звука возникают тогда, когда их звучание отличается. Чем медленнее интервалы биения, тем ближе объекты звучат друг к другу.

Настройку принято начинать с ноты «ля» первой октавы. Настройщик выбирает струну в хоре, у которой самое маленькое нерабочее расстояние и самое большое рабочее. Такая струна менее подвержена искажениям и её проще настроить. В пианино это чаще всего самая правая струна в хоре.

Выбрав струну для настройки, необходимо заглушить остальные струны хора. Для этого нам потребуются клинки, о которых мы говорили ранее. Клинки вставляются между теми струнами, звучание которых нам необходимо заглушить. Минимальное количество клинков для настройки интервала равняется двум. Чтобы постоянно не переставлять клинки во время настройки интервала, некоторые специалисты используют суконную ленту, или ленту для темперирования строя. Её закладывают между теми струнами, которые нужно заглушить, оставляя свободными струны для настройки.

Так или иначе, после заглушения лишних струн, свободная струна настраивается по камертону, исключая биения. Интервал биения для струны Ля первой октавы по отношению к камертону должен быть больше 10 секунд.

Далее, от этой струны, специалист «темперирует» интервалы в пределах первой октавы. У каждого интервала определено свое количество биений в секунду, которые слушает настройщик. Затем, вынимая заглушки, отстраиваются остальные струны центральной октавы, выстраивая унисоны. Когда центральная октава настроена, от нее настраивают по октавам остальные ноты инструмента, сначала вверх, потом вниз от центра.

Чаще всего используется схема равномерно темперированного строя, но существуют и другие схемы темперации. Новичкам специалисты рекомендуют освоить в совершенстве равномерно темперированный строй, а так же кварто-квинтовую темперацию.

Как вы уже могли понять, настройка фортепиано это интересный, но чрезвычайно сложный процесс, включающий в себя огромное количество деталей, которые нужно учитывать. Надолго согласовать между собой все ноты пианино, при этом не повредив его конструкцию, под силу только профессионалам своего дела.

Источник

Оцените статью