Клоуны кабалевского ноты барабан

Д. Кабалевский. «Клоуны»: ноты для фортепиано

На этой странице представлены ноты произведения Дмитрия Кабалевского под названием «Клоуны» . Ноты для фортепиано можно скачать бесплатно с нашего сайта в формате pdf чуть ниже. А пока мы предлагаем вспомнить мелодию этого произведения и посмотреть видео с примером его исполнения на фортепиано.

«Клоуны»: скачать бесплатно ноты для фортепиано

Нотный архив NotaDo.ru представляет ноты произведений Дмитрия Кабалевского для фортепиано, баяна и других инструментов. Все ноты произведений этого композитора на нашем сайте можно скачать абсолютно бесплатно.

Дмитрий Кабалевский — советский композитор, дирижёр, пианист, педагог. В основе большинства произведений композитора — советская тематика, связанная с академическими традициями отечественной музыки. Внёс также вклад в область музыки для детей и юношества. Его музыка отличается хорошим вкусом, профессиональным мастерством, национальным колоритом, преимущественным обращением к традиционным для XIX века средствам выразительности.

Источник

Альбом детских пьес (Кабалевский) — ноты для фортепиано

На этой странице можно скачать бесплатно ноты для фортепиано «Альбома детских пьес» композитора Дмитрия Кабалевского.

Содержание:

1. Пьеса первая (Op. 39, №1)
2. Песенка (Op. 39, №2)
3. Маленькая полька (Op. 39, №2)
4. Вроде марша (Op. 39, №3)
5. Тихая песня (Op. 89, №3)
6. Забавный случай (Op. 39, №7)
7. Ласковая песенка (Op. 89, №13)
8. Ёжик (Op. 89, №8)
9. Первый вальс (Op. 89, №5)
10. Чемпион по прыжкам (Op. 89, №6)
11. Маленький жанглер (Op. 89, №21)
12. Вальс (Op. 39, №13)
13. Маленькая аферистка (Op. 89, №24)
14. Упрямый братишка (Op. 89, №27)
15. Танец Буратино (Op. 89, №28)
16. Хромой козлик (Op. 89, №19)
17. Грустный дождик (Op. 89, №34)
18. Частушка (Op. 89, №25)
19. У воды (Op. 89, №35)
20. Прелюдия (Op. 39, №19)
21. Маленький вальс (Op. 39, №23)
22. Клоуны (Op. 39, №20)
23. Невеста (Op. 39, №22)
24. Весёлое путешествие (Op. 39, №24)
25. Ночью на реке (Op. 27, №4)
26. Сказочка (Op. 27, №9)
27. Странный танец (Op. 27, №7)
28. Игра в мяч (Op. 27, №5)
29. Печальная история (Op. 27, №6)
30. Токкатина (Op. 27, №12)
31. Марш (Op. 27, №15)
32. Воинственный танец (Op. 27, №19)

Источник

Кабалевский. Клоуны

МУЗЫКА ВЫРАЖАЕТ НАСТРОЕНИЯ, ЧУВСТВА, ХАРАКТЕР ЛЮДЕЙ

Кабалевский. Клоуны

1-е занятие

Программное содержание. Вызывать у детей эмоциональный отклик на музыку шутливого, задорного характера.

П е д а г о г. Дети, сегодня вы познакомитесь ещё с одним произведением композитора Дмитрия Борисовича Кабалевского. Д. Б. Кабалевский написал музыку, которую знают во всём мире. Он очень любил детей, прилагал много сил для того, чтобы они узнали и почувствовали красоту музыки, полюбили её, нашли друга на всю жизнь. Ведь музыка передает столько чувств, переживаний, которые испытывает человек в жизни. Д. Б. Кабалевский создал для детей пионерские песни, марши, музыкальные картинки, произведения для дошкольников. Какие его произведения вы помните?

Д е т и. «Вальс», «Походный марш».

П е д а г о г. Сейчас я напомню вам фрагменты этих произведений, а вы скажите, какой характер пьес (исполняет фрагменты).

Д е т и. «Вальс» — нежный, ласковый, танцевальный, мягкий, а «Походный марш» — бодрый, задорный, решительный, смелый.

П е д а г о г. Правильно, пьесы эти очень разные — одна лирическая, мечтательная, светлая, а другая — торжественная, маршевая, бодрая. Д. Б. Кабалевский передаёт в своих произведениях самые различные чувства, настроения, существующие в жизни, образы, знакомые и близкие детям. В новой пьесе Д. Б. Кабалевского вы услышите рассказ о цирковых артистах. Она называется «Клоуны». Послушайте и скажите, какая музыка по настроению (исполняет пьесу).

Д е т и. Весёлая, задорная, озорная.

П е д а г о г. Правильно, эта музыка шутливая, живая, бойкая, забавная. Послушайте пьесу ещё раз (исполняет её).

2-е занятие

Программное содержание. Различать смену характера музыки, форму музыкального произведения, выделять выразительные средства — динамику, направление мелодических интонаций.

П е д а г о г. Дети, послушайте отрывок из пьесы и вспомните её название (исполняет среднюю часть).

Д е т и. «Клоуны» Д. Кабалевского.

П е д а г о г. Послушайте её целиком и скажите, меняется ли характер музыки (исполняет пьесу).

Д е т и. В начале музыка весёлая, задорная, в середине звучит тихо, неуверенно, а потом опять весело, как в начале.

П е д а г о г. Правильно, в пьесе три части. В средней части характер её меняется: она начинает звучать осторожно, робко, неуверенно (исполняет фрагмент). Почему пьеса называется «Клоуны», а не «Клоун»?

Д е т и. В музыке рассказывается о двух клоунах.

П е д а г о г. А какие это клоуны? (Исполняет фрагменты.)

Д е т и. Весёлый и грустный.

П е д а г о г. Один клоун весёлый, умелый, а другой — неудачник, всё у него валится из рук, всё он делает наоборот. Послушайте, как звучит мелодия. В начале она направлена вверх, а в средней части — вниз (исполняет фрагменты). А в конце средней части как звучит музыка? (Исполняет фрагмент.)

Д е т и. Громко, неуклюже.

П е д а г о г. Мелодия несколько раз повторяется, всё громче, второй клоун пытается подражать своему собрату, но все его попытки заканчиваются неудачей (исполняет фрагмент). Послушайте всю пьесу целиком (исполняет её).

3-е занятие

Программное содержание. Закреплять представления детей о выразительном значении динамики, характере мелодических интонаций, находить выразительные тембры инструментов, передающие разный характер музыки.

П е д а г о г. Дети, послушайте пьесу Д. Кабалевского «Клоуны» и скажите, почему вы определили, что клоуны разные. Как музыка рассказала об этом? (Исполняет пьесу.)

Д е т и. В первой и третьей частях музыка громкая, смелая, задорная. У весёлого клоуна всё получается легко, а средняя часть — осторожная, неспокойная, тихая.

П е д а г о г. Правильно, прислушайтесь, как уверенно заканчивается мелодия в крайних частях пьесы (исполняет фрагмент). Она звучит каждый раз с акцентом, смело, устойчиво, законченно. А в средней части? (Исполняет 9 -12-й такты.)

Д е т и. Тихо, неуверенно, несмело.

П е д а г о г. Как меняется направление мелодии? (Исполняет фрагменты.)

Д е т и. В начале она движется вверх, а в середине — вниз.

П е д а г о г. Когда мелодия направлена вверх, она звучит решительно, чётко и заканчивается ярким акцентом — у клоуна всё получается с блеском, шутя. В средней части, когда мелодия направлена вниз, она звучит тихо, неуверенно, понуро (исполняет фрагмент). А потом движется вверх, несколько раз повторяется всё громче и настойчивее (исполняет фрагмент). А какой аккомпанемент? Давайте сравним его с началом пьесы (исполняет фрагменты аккомпанемента).

Д е т и. В начале – отрывистый, лёгкий, а в средней части — твёрдый.

П е д а г о г. Он изложен аккордами, напряжённо, остро. Музыка в средней части внезапно прерывается, все попытки клоуна закончились смешной, забавной неудачей. Послушайте пьесу ещё раз и скажите, какие инструменты можно использовать для передачи характера музыки в разных частях (показывает детям колокольчики, погремушки, барабаны). (Исполняет пьесу).

Д е т и. Когда музыка изображает весёлого клоуна, возьмём колокольчики, а когда грустного — погремушки.

П е д а г о г. Правильно, музыка первой и третьей частей звучит шутливо, игриво. Колокольчики помогут подчеркнуть весёлое, праздничное звучание. А погремушки — тихо, осторожно; они хорошо передадут образ клоуна-неумехи. В конце средней части, когда музыка звучит громко, какой инструмент можно использовать?

Д е т и. Барабан.

П е д а г о г. Давайте попробуем исполнить пьесу все вместе. Вы разделитесь на три группы. Первую и третью части одна группа будет играть на колокольчиках. Начало второй части — вторая группа на погремушках. Конец второй части – третья группа на барабанах (исполняет пьесу вместе с детьми).

П е д а г о г. К следующему занятию попробуйте нарисовать обоих клоунов такими, какими вы их представляете, слушая пьесу Д. Кабалевского.

4-е занятие

Программное содержание. Различать ладовую окраску как выразительное средство музыки. Уметь передавать в движении различный характер музыкальных образов.

П е д а г о г (выставляет все рисунки детей). Дети, давайте посмотрим нарисованных клоунов. Они разные — и весёлые, и грустные, и все очень добрые. А какие пёстрые цветные костюмы! Почему вы использовали яркие краски?

Д е т и. В цирке всегда красиво, празднично. Клоуны одеты в разноцветные смешные костюмы.

П е д а г о г. Пьеса «Клоуны» такая же яркая и разноцветная, как эти рисунки. Сейчас я её сыграю вам, а вы выберете те рисунки, которые наиболее удачно выражают характер музыки (исполняет пьесу).

П е д а г о г. Мы говорили с вами, что в пьесе Д. Кабалевского два различных образа — умелого клоуна (в начале и в конце) и его смешного, неудачливого партнёра (в середине). Если мы прислушаемся внимательно, то услышим, что уже в самом начале пьесы есть противопоставление этих характеров. Сравним маленькие мотивы, из которых состоит мелодия: один звучит светло, радостно, а другой приглушённо, грустно. Они всё время чередуются (исполняет фрагмент, заостряет внимание на звучании мажорной и минорной терции). Перед нами оба клоуна уже в начале пьесы. Но начинает представление весёлый клоун.

Первая часть пьесы звучит радостно, легко (исполняет фрагмент). А в средней части слышится, как второй клоун смешно и неловко пытается повторить его трюки (исполняет фрагмент). Но вот снова первый клоун с ещё большим блеском и смелостью демонстрирует своё мастерство (исполняет фрагмент). Давайте попробуем передать характер клоунов в движении. Музыка звучит то отрывисто и легко, то более робко, то тяжело и неуклюже.

Педагог исполняет фрагменты, предлагает детям выразить характер музыки в движении — вызывает по нескольку человек. Обсуждает удачно найденные движения. Можно сравнить исполнение пьесы на фортепиано с оркестровым — в аудиозаписи и двигаться под её звучание.

Клоуны
Рекомендации по исполнению. Шутливый, озорной характер музыки создаётся лёгким, отрывистым звучанием аккомпанемента, акцентами.
В практике работы детских садов часто приходится слышать исполнение пьесы в преувеличенно быстром темпе, что влечёт за собой невнятность артикуляции, неясное звучание кульминации, сумбурность. Пьеса во многом теряет свою выразительность. Дети бывают не в состоянии расслышать многие существенные для понимания её содержания выразительные моменты — ладовую переменность мелодии, смену направлений движения, окраску гармоний в кульминации.
Иногда встречается и замедленный темп игры. В этом случае, как правило, начало лиг в затактах звучит тяжеловесно. Пьеса исполняется статично, монотонно, скучно. Пьеса должна звучать ясно, собранно, в умеренно быстром ритме, чётко, ритмично. Определённую сложность исполнения представляет собой обилие мелких лиг, первый звук каждой из которых необходимо играть легко. Кроме того, они усложняют объединение мелодии в длинные фразы.
В кульминации (конец средней части) заключительные акцентированные аккорды необходимо исполнять ярко, определённо.
При пояснении содержания пьесы особую трудность вызывает средняя часть. Иногда педагог не определяет её характер вообще, а лишь констатирует смену динамики. Бывают и такие пояснения: «клоуны крадутся, прячутся друг от друга», «клоуны поссорились, а потом помирились» и др.
Проанализируем интонации мелодии. Прежде всего отметим постоянное мерцание звуков до и до диез, которые образуют мажорную и минорную терции трезвучия и окрашивают звуки то в светлые, то в более приглушённые тона. Это делает возможным интерпретировать пьесу как противопоставление двух различных образов: клоуна, играющего роль весёлого, умелого человека, и клоуна, изображающего неудачника.
В 1-ой и 3-ей частях пьесы инициатива явно принадлежит весёлому клоуну. Каждая фраза заканчивается акцентом на тонике, уверенно, устойчиво — клоун добивается успеха. Начальные интонации мелодии направлены вверх и звучат смело, решительно, благополучно.
В средней части характер музыки меняется. Она становится более осторожной, вкрадчивой, робкой. Это позволяет интерпретировать её как образ клоуна-неудачника. Все интонации мелодии меняют своё направление – клоун пытается подражать первому, но делает всё наоборот.
Во 2-м разделе средней части меняется характер аккомпанемента — повторяющиеся аккорды создают напряжение. Мелодия также состоит из настойчивых мотивов, устремлённых вверх, — клоун делает попытки добиться успеха, но они заканчиваются неудачей. Заключительный диссонирующий аккорд и обрывающаяся на неустойчивом звуке мелодия красноречиво говорят об этом. Такими средствами достигнут комический эффект.

Вальс
Рекомендации по исполнению. Мелодию необходимо играть гибко, плавно, мягко, длинными фразами без акцентов, с устремлением к вершинам. Сочетание плавной мелодии с прерывистым аккомпанементом придаёт характеру трепетность, лёгкость. Темп вальса (умеренно) допускает различные варианты исполнения.
Первый — спокойно, сдержанно, нежно, мечтательно, с очень мягким аккомпанементом; второй — немного оживлённее (но не быстро, оставаясь в пределах темпа- умеренно), трепетно, взволнованно, устремлённо, характер аккомпанемента, более встревоженный. Исполнитель должен остановиться на варианте, наиболее доходчивом для детей. Можно использовать приём сравнения детьми двух вариантов интерпретации. При этом недопустимо какое-либо искажение текста. Меняется только интонация произнесения мелодии, аккомпанемента — чуть-чуть более спокойная или трепетная, чуть-чуть взволнованная.

Презентация:

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Кабалевский. Марш , mp3;
Кабалевский. Вальс , mp3;
Кабалевский. Клоуны (2 варианта исполнения — струнные и фортепиано), mp3;
3. Конспект и методические рекомендации к проведению занятий, docx;
4. Ноты для исполнения педагогом, jpg.

Источник

Дмитрий Кабалевский — Фортепианная музыка для детей и юношества — Ноты

Фортепианная музыка для детей и юношества

  • Рапсодия (два фортепиано)
  • Избранные пьесы, Вариации
  • Две русские народные песни
  • Избранные романсы и песни
  • Серенада Дон-Кихота
  • Песня утра, весны и мира
  • .
  • Пьесы для скрипки и фортепиано
  • Баян
    • Сюита «Комедианты»
    • Увертюра к опере «Кола Брюньон» (для баяна)
    • Музыка из оперетты «Весна поет» (аккордеон)
  • .
  • Дорогие мои друзья (книга)

Нотные издания, сборники, песенники для фортепиано
ноты в pdf


Д. Кабалевский
Фортепианная музыка для детей и юношества

выпуск 1
“Советский композитор”, 1983г.
номер с1351к
(pdf, 1.78 Мб)

Сочинять фортепианные пьесы для детей я начал в 1927 году, будучи еще студентом консерватории. Но лишь немногие из них я решился тогда издать. Пять пьес под названием «Из пионерской жизни» (ор; 14) были напечатаны в 1931 году, одну я ввел в качестве третьей части во Вторую сонатину (ор. 13 № 2), несколько самых легких включил позже в сборник «30 фортепианных пьес» (ор. 27). Остальные пьесы, которые раньше я хотел собрать под ор. 3, частично пропали, частично сохранились в черновиках и эскизах. Лишь сорок лет спустя, в 1968 году я по этим эскизам написал сюиту из шести пьес, назвал ее «В пионерском лагере» и поставил не только две даты сочинения — 1927—1968, но и два опуса —3/86. Одной из пьес — «По лесам и горам»— стала изъятая из Второй сонатины третья часть. Назвал я новый цикл сюитой, так как в отличие от пьес «Из пионерской жизни» он более цельный; все составляющие его шесть пьес объединены общей темой-программой (день в лагере) и могут исполняться не только отдельно, но и целиком, как одно циклическое произведение.
Что же касается пьес «Из пионерской жизни», то я сейчас многое в них изменил и выпускаю в новой редакции, довольно существенно отличающейся от той, которая была в изданиях предшествующих лет. Сделал я это из простого желания улучшить изложение музыки, освободить ее от ряда пианистически неудобных мест, от разного рода неточностей в голосоведении, фактуре и динамике. Короче говоря, я хотел по возможности освободить эти пьесы от тех недостатков, которых не мог избежать в ту пору, когда, сочиняя их, не имел еще никакого опыта в области музыки для детей.
Дм. Кабалевский, 1969

I began to write piano music for children in 1927 while still a student of the Conservatoire, but I ventured to publish only a few pieces composed at the time. In 1931 five pieces appeared as Op. 14 under the general title of From Pioneer Life, one piece was used for the’third movement of the Second Sonatina, Op. 13, No. 2, and a few of the easiest were included in the collection Thirty Piano Pieces, Op. 27. The rest, of which I originally intended to make up a collection Op. 3, have either been lost or preserved in rough sketches. After a lapse of forty years, in 1968, I utilised the sketches for a six-movement suite which I called In the Pioneer Camp and provided with a double composition date (1927—1968) and two opus numbers (3/86). The piece that used to be the third movement of the Second Sonatina is included in the suite under the title of Through Forests and Mountains. I have defined the new collection as a suite because, unlike the From Pioneer Life, it is an integral whole; its six items are unified by a common programme (a day at a Young Pioneer Camp) and may be performed both as a single cyclic work, or separately.
As for the From Pioneer Life collection I have made numerous changes in it and prepared a new version differing materially from the one which has appeared in previous editions. These changes were dictated by a desire to improve the musical expression, to smoothe over certain pianistic difficulties, to clarify the part-writing and remove the oversights in the texture, dynamics, etc. —in short, I wanted to purge the pieces of the shortcomings which were inevitable in a work by a young composer who had had no experience in writing music for children.
Dmitry Kabalevsky, 1969

  • Op. З/86. В ПИОНЕРСКОМ ЛАГЕРЕ Сюита / In the Pioneer Camp Suite
    • 1. УТРО / In the Morning
    • 2. ЗАРЯДКА / Morning Exercises
    • 3. НА РЕЧКЕ / On the River
    • 4. ПО ЛЕСАМ И ГОРАМ / Through Forests and Mountains
    • 5. ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / Extraordinary Event
    • 6. У КОСТРА / By the Campfire
    • Смотреть и слушать пьесы на Ютубе
  • Op. 14. ИЗ ПИОНЕРСКОЙ ЖИЗНИ / From Pioneer Life
    • 1. БАРАБАНЩИК / Drummer
    • 2. ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ИГРА / Sporting Game
    • 3. ПРАЗДНИК / Holiday
    • 4. ПИОНЕРСКАЯ ПЕСНЯ / Pioneer Song
    • 5. ПОХОДНЫЙ МАРШ / March
    • Смотреть и слушать пьесы на Ютубе

Скачать ноты

Д. Кабалевский
Фортепианная музыка для детей и юношества

выпуск 2
“Советский композитор”, 1984г.
номер с1352к

ОТ АВТОРА
Первая сонатина печатается с весьма незначительными поправками в аппликатуре, штрихах, нюансах. Вторая сонатина впервые печатается в новой редакции, существенно отличающейся от той, в которой она издавалась ранее. Прежде всего, сонатина превратилась из четырех частной в трехчастную. Третья ее часть (по старой редакции) вошла сейчас в сюиту «В пионерском лагере» (выпуск 1), для которой она и была написана в свое время, еще до сочинения сонатины под названием «По лесам и горам». Кроме того, довольно основательно пересочинена первая часть сонатины, внесен ряд изменений во вторую часть и сделаны некоторые мелкие поправки в финале.
Дмитрий Кабалевский, 1969

Composer’s Note
My First Sonatina is published here with slight alterations in fingering, dynamics marks and nuances. My Second Sonatina is for the first time published in a new version which differs considerably from its earlier publications. First, the Sonatina now has three movements instead of four; what used to be its third movement has been incorporated in the suite entitled In the Pioneer Camp, First Series (for which it had originally been intended, before the Sonatina was written) under the title Through Forests and Mountains. The first movement has been drastically revised, a number of changes have been introduced into the second movement, and a few slight alterations made in the Finale.
Dmitry Kabalevsky, 1969

  • Op. 13. ДВЕ СОНАТИНЫ / TWO SONATINAS
    • ДО МАЖОР / С MAJOR Ютуб
    • СОЛЬ МИНОР / G MINOR Ютуб

Скачать ноты

Д. Кабалевский
Фортепианная музыка для детей и юношества

выпуск 3
“Советский композитор”, 1985г.
номер с1355к
(pdf, 4.52 Мб)

  • ТРИДЦАТЬ ДЕТСКИХ ПЬЕС / Ор. 27. THIRTY CHILDREN’S PIECES
    • 1. Вроде вальса / A Kind of Waltz
    • 2. Песенка / A Little Song
    • 3. Этюд / Etude
    • 4. Ночью на реке / At Night on the River
    • 5. Игра в мяч / Playing Ball
    • 6. Печальная история. / A Sad Little Tale
    • 7. Старинный танец / An Old Dance
    • 8. Колыбельная / Lullaby
    • 9. Сказочка / A Little Fairy Tale
    • 10. Шуточная / Having Fun
    • 11. Рондо /Rondo
    • 12. Токкатина / Toccatina
    • 13. Шуточка. / A Little Joke
    • 14. Скерцо / Scherzo
    • 15. Марш / March
    • 16. Лирическая пьеса / A Lyrical Piece
    • 17. Пляска на лужайке / Dance on the Lawn
    • 18. Сонатина / Sonatina
    • 19. Воинственный танец / A Warlike Dance
    • 20. Сказка / Fairy Tale
    • 21. Погоня / Pursuit
    • 22. Рассказ / Story
    • 23. Метелица / Snow-Storm
    • 24. Этюд /Etude
    • 25. Новелла / Novelette
    • 26. Этюд / Etude
    • 27. Танец / Dance
    • 28. Причуда / Caprice
    • 29. Кавалерийская / Cavalry Gallop
    • 30. Драматический фрагмент / A Dramatic Fragment

Смотреть и слушать на Ютубе

Скачать ноты

Д. Кабалевский
Фортепианная музыка для детей и юношества

выпуск 4
“Советский композитор”, 1986г.
номер с1972к
(pdf, 2.9 Мб)

  • Op. 30. ТРИ РОНДО из оперы «Кола Брюньон» / THREE RONDOS from Opera «Colas Breugnon»
    • 1. Песня сборщиц винограда / Grape Gatherer’s Song
    • 2. Народный танец / Folk Dance
    • 3. Марш / March
  • Op. 60. ЧЕТЫРЕ РОНДО / FOUR RONDOS Ютуб
    • 1. Рондо-марш. / Rondo-March
    • 2. Рондо-танец. / Rondo-Dance
    • 3. Рондо-песня. / Rondo-Song
    • 4. Рондо-токката. / Rondo-Toccata

Скачать ноты

Д. Кабалевский
Фортепианная музыка для детей и юношества

выпуск 5
“Советский композитор”, 1986г.
номер с1562к

  • ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ ЛЕГКИЕ ПЬЕСЫ Ор. 39 / TWENTY-FOUR EASY PIECES
    • Тетрадь I / Book I
      • 1. Песенка. / Little Song.
      • 2. Маленькая полька. / Little Polka.
      • 3. Вроде марша. / March-Like.
      • 4. Колыбельная. / Lullaby.
      • 5. Игра. / Game
      • 6. Маленькое скерцо. / Scherzino.
      • 7. Забавный случай. / Funny Incident.
      • 8. Напев. / Song
      • 9. Пляска. / Dance
      • 10. Марш. / March
    • Тетрадь II / Book II
      • 11. Осенняя песня. / Autumn Song
      • 12. Шутка. / Joke
      • 13. Вальс. / Waltz
      • 14. Весёлая сказочка / Funny Tale.
      • 15. Скачка. / Riding
      • 16. Печальный рассказ. / Sad Story.
      • 17. Народный танец. / Folk Dance.
      • 18. Галоп. / Galop
      • 19. Прелюдия. / Prelude
      • 20. Клоуны. / Clowns
      • 21. Импровизация. / Improvisation.
      • 22. Новеллетта. / Novelette.
      • 23. Медленный вальс. / Slow Waltz.
      • 24. Весёлое путешествие. / A Qay Journey

Смотреть и слушать на Ютубе

Скачать ноты

Д. Кабалевский
Фортепианная музыка для детей и юношества

выпуск 6
“Советский композитор”, 1987г.
номер с1970к
(pdf, 4.77 Мб)

  • Op. 40. Тетрадь I. ЛЕГКИЕ ВАРИАЦИИ: Book I. EASY VARIATIONS: Ютуб
    • 1. Ре мажор. (Токката) / D Major: (Toccata)
    • 2. Ля минор / A Minor
  • Op. 51. Тетрадь II. ЛЕГКИЕ ВАРИАЦИИ на народные темы / Book II. EASY VARIATIONS ON FOLK THEMES: Ютуб
    • 1. На тему русской народной песни. / On the Theme of a Russian Folk Song
    • 2. На тему русской народной песни / On the Theme of a Russian Folk Song
    • 3. На тему словацкой народной песни / On the Theme of a Slovak Folk Song
    • 4. На тему украинской народной песни. On the Theme of a Ukrainian Folk Song
    • 5. На тему украинской народной песни. On the Theme of a Ukrainian Folk Song
  • Op. 87. Тетрадь III. ВАРИАЦИИ на народные темы / Book III. VARIATIONS ON FOLK THEMES: Ютуб
    • 1. На американскую народную тему / On an American Folk Theme
    • 2. На французскую народную тему / On a French Folk Theme
    • 3. На японскую народную тему / On a Japanese Folk Theme

Скачать ноты

Д. Кабалевский
Фортепианная музыка для детей и юношества

выпуск 7
Op.61
“Советский композитор”, 1987г.
номер с1890к
(pdf, 2.65 Мб)

ОТ АВТОРА
(К ЮНЫМ ИСПОЛНИТЕЛЯМ ЭТИХ ПЬЕС)
По заглавиям пьес вы, вероятно, уже догадались, что все они имеют не только свою определенную форму (прелюдии и фуги), но и определенное содержание, свою особую, как мы говорим, «программу». Я думаю, что вам будет не только интересно, но и полезно подробнее узнать о том, что же это за программы: ведь мы исполняем музыку тем ярче и выразительнее, чем яснее представляем себе ее содержание, чем точнее знаем, какие мысли и чувства хотим вызвать ею у наших слушателей.
Но сперва я должен хоть кратко объяснить вам, что такое вообще фуга и что такое прелюдия.
Вы, конечно, не раз слушали пение хора и, вероятно, обращали внимание на то, что иногда хор запевает не сразу, не весь одновременно, а по частям, по группам. Сперва начинает петь какая-нибудь одна группа хора, например басы, потом к ней’ присоединяется другая группа, потом третья, а если хор, как это часто бывает, разделен на четыре группы (басы, тенора, альты и сопрано), то, в конце концов, и четвертая группа присоединится к остальным голосам. Получается так, словно различные голоса догоняют друг друга, то звуча поодиночке, то сочетаясь по два, по три, то сливаясь в единый многоголосный хор.
В музыке, написанной таким образом, нет «главного голоса» и «аккомпанемента», как это бывает во множестве пьес и песен, которые вам случается играть или петь. В ней, можно сказать, все голоса главные и часто в них поочередно звучит одна и та же основная мелодия. Такая музыка, которая не делится на «главный голос» и «аккомпанемент», в которой все голоса равноправны, называется музыкой полифонической.

Фуга и представляет собой один из наиболее интересных образцов такой полифонической музыки. Фуги бывают с разным количеством голосов — от двух до пяти и даже больше. Начинается фуга всегда поочередным вступлением всех ее голосов с одной и той же главной мелодией. Это и составляет первую часть фуги, которую мы называем экспозицией. После этого начинается средняя часть фуги — ее называют разработкой, — где главная мелодия развивается, видоизменяется, переходит из одной тональности в другую. И, наконец, наступает третья, заключительная часть фуги— реприза, в которой музыка обычно возвращается в основную тональность и в разных голосах снова звучит главная тема.
Когда вы будете разучивать фугу, разберите ее как можно подробнее: постарайтесь определить границы основных частей — экспозиции, разработки и репризы; найдите, в каких голосах звучит главная мелодия, как она видоизменяется, в какие тональности переходит. Такой разбор очень поможет вам скорее и легче запомнить музыку фуги наизусть и, конечно, лучше сыграть ее.

Научиться хорошо играть полифоническую музыку очень важно: это вырабатывает в нас уменье красиво и выразительно исполнять мелодию независимо от того, где она появляется — в нижних голосах, в верхних или средних, в правой руке или в левой; это учит нас объединять все голоса, сколько бы их ни было, в одно целое — тоже красивое и выразительное.
Мне остается теперь добавить несколько слов о том, что такое прелюдия. Прелюдия — это небольшая пьеса, существующая либо самостоятельно, либо в сочетании с какой-нибудь другой пьесой. Часто прелюдии пишутся вместе с фугами, образуя с ними как бы единое сочинение, хотя и состоящее из двух частей. Иногда прелюдия звучит лишь как вступление к фуге, наподобие вступления рассказчика к самому рассказу, а иногда носит более самостоятельный характер. И если фуга всегда пишется в полифоническом стиле, по особым правилам, то прелюдии пишутся совершенно свободно, в любой форме и вовсе не обязательно в полифоническом стиле.
Теперь, наконец, я могу изложить вам программы шести прелюдий и фуг, вошедших в этот сборник. Почти все эти программы, как вы увидите, связаны с миром юности, с образами пионеров и комсомольцев, иногда — с картинами природы.

Прелюдия и фуга № 1 — «Летним утром на лужайке». Программа здесь очень незатейливая. В прелюдии мне хотелось нарисовать картину мягкой, уютной, еще не проснувшейся лесной лужайки. А вот — с первыми же звуками фуги — словно оживает лес, просыпается и лужайка. Выбегают зайчата— погреться в первых лучах солнца, порезвиться, попрыгать, погоняться друг за дружкой. А вот, кажется, из неподалеку расположенного пионерского лагеря донеслись звуки утреннего горна. Становится жарко и хочется уйти в тень больших деревьев на опушке — там прохладно, спокойно и тихо.
Прелюдия и фуга № 2 — «Прием в пионеры».
Здесь — единственный раз во всем сборнике — прелюдия и фуга имеют свои отдельные подзаголовки. Прелюдия — «Серьезный разговор». Сегодня очень важный и радостный день в жизни октябрят: их только что приняли в пионеры. Вожатый, старший товарищ-комсомолец, ведет с ними серьезный разговор. Разговор о том, каким должен быть настоящий пионер, как он должен готовить себя к большой трудовой жизни, быть может, рассказывает о героических подвигах юных пионеров в годы Великой Отечественной войны. А фуга — «Праздник». Тут, пожалуй, и пояснять нечего. Что такое праздник, веселье, да еще в такой замечательный день, когда впервые горит на груди алый пионерский галстук, каждый из вас отлично знает и без моих пояснений.

Прелюдия и фуга № 3 — «Вечерняя песня за рекой». Прелюдия, как и ее отзвук после фуги, это — картина природы. Мне она представляется так: вечер, берег реки, солнце уже скрылось, но еще тепло, и слабый свет луны не кажется поэтому холодным. Откуда-то издалека, с противоположного берега реки доносится протяжная, лирическая песня. Это началась фуга. Запевают песню мужские голоса, подхватывают низкие женские, потом вступают женские голоса повыше. Песня звучит спокойно и неторопливо. Постепенно она приближается, слышится яснее и громче. Должно быть, это девушки и парни из ближнего села. Хорошо поработав днем в поле, они гуляют сейчас вдоль берега реки. А мы сидим по эту сторону и, затаив дыхание, слушаем их красивое, задушевное пение. Песня приблизилась, прошла мимо нас и снова затихла, словно растаяла в вечернем сумраке. И опять, как вначале, — вечер, берег реки, ласковый свет луны, спокойная тишина.
Прелюдия и фуга № 4—«В пионерском лагере». Здесь программа не требует особых пояснений. Большинство из вас,.вероятно, бывало в пионерских лагерях и потому без труда услышит и в музыке прелюдии, и в музыке фуги отзвуки пионерского горна, звонких пионерских песен, веселых ребячьих игр.
Прелюдия и фуга № 5 —«Рассказ о герое». Это самая серьезная и самая сложная из всех пьес сборника. Ее замысел возник у меня тоже в пионерском лагере — в прославленном Артеке, на берегу Черного моря, в жарком солнечном Крыму. На повороте одной из дорожек, ведущих с горы к морю, стоит белая скульптура — матрос с автоматом в руке. Это — памятник неизвестному моряку, и поставлен он здесь в память обо всех моряках, погибших при обороне Крыма в дни Великой Отечественной войны. И как бы шумно и весело ни шли ребята по этой дорожке из лагеря к морю или обратно в лагерь после купанья, они без всякой команды, без всяких напоминаний смолкают и, сняв белые панамми, в полнейшем безмолвии проходят мимо памятника. Однажды я слышал, как пионервожатая рассказывала ребятам о подвиге и гибели юного комсомольца, одного из тех безвестных героев-моряков, чью память так свято чтят пионеры-артековцы.
В прелюдии мне хотелось нарисовать образ юного героя, картину его подвига и гибели. Кончилась прелюдия, наступила большая, очень большая пауза — это сосредоточенная тишина у памятника, о которой я рассказывал. И началась фуга. Это — рассказ пионервожатой, сначала очень тихий, неторопливый, потом все более и более взволнованный. Да и можно ли без волнения об этом рассказывать?
Прелюдия и фуга № 6 — «Праздник труда». Здесь можно представить себе картину комсомольского субботника. Яркий солнечный день. Как на праздник, вышли на работу веселые, бодрые девушки и юноши. Они добровольно решили посвятить свое свободное время этой работе. Их труд дышит молодой энергией, задорной силой, целеустремленностью.

* * *
В заключение я хочу высказать несколько замечаний, касающихся исполнения этих прелюдий и фуг.
О характере исполнения. № I — в прелюдии добиваться возможно большего спокойствия, мягкости, ровности; в фуге — игривости, живости, изящества. № 2 — в прелюдии обратить внимание на то, чтобы серьезность исполнения не превратилась в задумчивость — музыка должна здесь звучать убеждающе и даже энергично; в фуге, даже при самом быстром темпе, избегать суетливости. № 3— в прелюдии и ее отзвуке после фуги следить за тем, чтобы мелодическая линия была певучей и более полнозвучной, чем сопровождающие ее аккорды; в фуге избегать акцентов на сильные доли такта — это поможет сыграть ее певуче и плавно, и добиваться очень постепенной и ровной линии — сперва crescendo (приближение песни), потом diminuendo (удаление). № 4 — прелюдия и фуга должны исполняться в совершенно одинаковом темпе, за исключением небольшого замедления во второй половине прелюдии, указанного в нотах. В этой непрерывности движения—основная трудность пьесы. № 5 — прелюдия должна звучать очень взволнованно, напряженно и драматично, остановку перед фугой (фермата на до-минорном трезвучии) выдержать как можно дольше. Фугу следует начать очень тихо и сосредоточенно, а потом играть все более и более взволнованно и все время помнить о том, кому эта музыка посвящена. № 6 — самое главное (и, одновременно, самое трудное) в этой пьесе — точнейший ритм, отчетливость, особая четкость звучания. Для этого надо собрать всю свою волю, всю целеустремленность. В прелюдии, при переходе от двухчетвертного движения к трехчетвертному — обратите внимание на то. чтобы длительность четвертей (и в нотах, и в паузах) была абсолютно одинаковой. На протяжении всей прелюдии, а также фуги, которую следует играть чуть быстрее прелюдии, не должно происходить никаких отклонений от взятого темпа.
О кульминациях. Кульминациями, или вершинами, мы называем самые важные точки сочинения, звучащие обычно наиболее значительно и, как правило, наиболее полнозвучно. Зачастую в каждом разделе пьесы (особенно, если пьеса большая) есть своя кульминация, своя вершина. Но из всех этих вершин одна бывает всегда самой большой, самой важной и самой полнозвучной, а более мелкие кульминации оказываются как бы ступеньками, по которым мы взбираемся на высшую, главную кульминацию всего сочинения, расположенную обычно во второй половине пьесы, ближе к ее концу. Вот, например, в фуге № 5 такими ступеньками будет двухтактовый мотив, появляющийся в фуге несколько раз (впервые— в 5-м и 6-м тактах). На этом мотиве построена и главная кульминация фуги. А в фуге № 1 все четыре кульминации построены на различной музыке, но обнаружить их очень легко: первая достигает звука ля (2-й октавы), вторая— звука си, третья — звука до и, наконец, четвертая, высшая, — звука ре. В каждой прелюдии и в каждой фуге, которые вы будете играть, найдите мелкие кульминации (ступеньки) и главную вершину всей пьесы. Это поможет вам исполнить сочинение ярко и выпукло, так, чтобы оно легко воспринималось вашими слушателями. Сумейте так распределить свои силы, чтобы не растратить их до наступления главной кульминации, которая должна прозвучать как вершина всего сочинения.

О педали. Указания на педаль проставлены лишь в самых важных местах. Так как педализация в значительной мере зависит от степени художественно-технической подвинутости учащегося, то окончательно установить ее можно только в практической работе над пьесой под руководством педагога.
О темпах. Вопрос о темпах — очень важный вопрос, и часто он вызывает оживленные споры. Не слишком ли медленно? Не слишком ли быстро? На эти вопросы ответить нелегко, так как колебания темпов в ту и другую сторону бывают порой довольно значительными.
Конечно, возможны эти колебания в определенных пределах, устанавливаемых характером музыки и авторскими указаниями. При этом следует помнить, что, как правило, более быстрый темп требует большей легкости, темп более замедленный— большего звукового наполнения, чуть большей тяжести (это замечание относится преимущественно к более или менее быстрой музыке).
Дм. Кабалевский

  • 1. Прелюдия и фуга (двухголосная) / Prelude and Fugue (in Two Parts)
    «Летним утром на лужайке» / «A Summer Morning in a Lawn».
  • 2. Прелюдия и фуга (трехголосная) / Prelude and Fugue (in Three Parts)
    «Приём в пионеры» / «Becoming a Young Pioneer».
  • 3. Прелюдия и фуга (трехголосная) / Prelude and Fugue (in Three Parts)
    «Вечерняя песня за рекой» / «An Evening Song beyond the River».
  • 4. Прелюдия и фуга (двухголосная) / Prelude and Fugue (in Two Parts)
    «В пионерском лагере» / «In the Young Pioneer Camp»
  • 5. Прелюдия и фуга (четырехголосная) / Prelude and Fugue (in Four Parts)
    «Рассказ о герое» / «A Story about a Hero».
  • 6. Прелюдия и фуга (трехголосная) / Prelude and Fugue (in Three Parts)
    «Праздник труда» / «Feast of Labour»

Смотреть и слушать на Ютубе

Скачать ноты

Источник

Читайте также:  Девчонка 16 лет с аккордами
Оцените статью