Кнопочные аккордеоны что это

Чем отличается баян от аккордеона?

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Баян и аккордеон – это популярные музыкальные инструменты, издающие богатый и завораживающий звук. Они кажутся похожими друг на друга, но различаются некоторыми особенностями. Разобраться в отличительных тонкостях этих инструментов можно путем сравнения их характеристик и параметров.

Внешние различия

Русская любимая гармонь является родоначальником баяна и аккордеона. Старинная популярная гармошка относится к язычковым типам, так как звучание возникает из-за вибрирующих движений язычка – планки из гибкого металла. У каждой пластины 2 язычка, расположенных по разные стороны, поэтому растягивая и сжимая меха, гармонь издает звуки. Гармонь была популярна очень давно, но из-за наличия в ней небольшого числа октав она ограничена диапазоном звуков. Это простейшее музыкальное изобретение изменялось и совершенствовалось, а к началу XX столетия «родился» потомок – баян с кнопками на правой половине корпуса. На его левой части расположились двойные ряды басов и аккордов.

Баян отличается от аккордеона типом клавиатуры, которая делится на 2 класса:

Первый вид клавиатуры напоминает клавиши пианино, а кнопочный экземпляр имеет множество кнопок, расположенных в хроматическом порядке рядами, количество которых от 3-х до 5. Аккордеон является усовершенствованным наследником гармошки, отличить который от обычного баяна можно наличием басов и аккордов на левой клавиатуре, а также хроматического звукоряда на противоположной стороне. Правая клавиатура с клавишами выглядит как пианино с полной хроматической гаммой.

Общее количество клавиш равно 45, этого достаточно, чтобы играть сложные музыкальные композиции. Аккордеон изобретен в конце XIX века в Германии, он также является одним из пневматических видов гармони с язычковой клавиатурой.

У 2-х видов музыкальных инструментов есть некоторые различия в конфигурации корпуса и конструкции грифа. У баяна углы почти прямые, а у аккордеона они более закруглены.

Разница в звучании

Многие люди считают, что баян только по внешним признакам отличается от аккордеона. Но это ошибочное мнение. Коренное отличие двух конкурирующих представителей – это звук. Всеми любимый баян – русское изобретение, у иностранцев такого понятия не существует. До определённого времени баяны не имели регистров и настраивались по камертону, это придавало звуку кристальную чистоту. Баян пользуется широким спросом как инструмент, аккомпанирующий вокальному исполнителю, а также в качестве сольного музыкального варианта. В руках виртуозов этот инструмент живет своей наполненной жизнью.

В отличие от него аккордеон не обладает таким же звучанием, его голоса завышаются или занижаются на доли тона, простыми словами, меняется тембр. Происходит это способом переключения большого количества имеющихся регистров на обеих клавиатурах. Этот многотембровый инструмент идеально воспроизводит академическую и классическую музыку. Сегодня многие музыкальные производители выпускают баяны, имеющие такие же возможности. Аккордеон заменяет практически любой инструмент. Выразительность звука обеспечивают вибрирующие в потоке воздуха язычки, а также меха. Движение мехов в разные стороны напоминает дыхание поющего человека, в результате аккордеон издает бархатные звуки.

Другие отличия

За рубежом баян не нашел свое место, но получил широкую известность в России. С кнопочным аккордеоном у него больше похожих внешних характеристик. Иногда отличить эти 2 инструмента легче только знающему человеку, поэтому часто их называют баянами. Музыкальные инструменты по типу клавиатуры можно классифицировать на следующие классы:

Система первого класса включает басы и аккорды, а третий тип состоит из двух, соответствующих названию. Переходить от одного типа к другому помогают специальные регистры. Кнопочный аккордеон вмещает в себе качества и одного и второго музыкальных инструментов – это звук и диапазон, а кнопки вместо клавиш позволяют исполнять с большой скоростью такие произведения, которые на клавишах сложно сыграть.

Аккордеон принято считать довольно молодым инструментом, продолжающим свое развитие и завоевавшим собственную нишу. Его мощное звучание напоминает игру целого оркестра.

Что лучше выбрать?

Мнение профессионалов в предпочтении выбора того или иного инструмента расходятся. Баянисты и его сторонники считают, что на этом инструменте проще играть технически сложные композиции. Любители игры на аккордеоне уверены, что качество звука в этом случае богаче и красочнее. Кроме того, наличие небольшого количества клавиш позволит освоить и фортепианную клавиатуру.

По мнению преподавателей, аккордеон обладает рядом преимуществ, среди которых модели инструментов, подобранные для начального обучения, имеют возможность выбора разных звуковых тембров. Даже простые детские инструменты производят с переключателями регистров, также их делают трехголосными. Чего не скажешь об аккордеонах кнопочного типа и баянах. Такими характеристиками наделены профессиональные модели, стоимость которых высока.

Баяны для обучения игре обычно делают двухголосными, поэтому звучат они не так эффектно. Однако за счет широкого диапазона и удобства расположения кнопок на правой клавиатуре возможности качественной игры значительно увеличиваются. Эти параметры позволяют без проблем играть любые сложные произведения. Сделать это на клавишном аккордеоне сложнее, а иногда физически невозможно.

Оба музыкальных инструмента прекрасны, и выбрать наиболее подходящий экземпляр для себя или ребенка нужно, руководствуясь собственным вкусом. Баян немного ближе к русской гармошке. Аккордеон пришёл из-за границы, со своей конструкцией, способами настройки и звучанием. У него нет пока в России такой интересной истории, какая есть у гармошки, завезенной с германской земли.

Профессиональные музыканты отдают предпочтение готовым инструментам, как баянам, так и аккордеонам, из-за их большей способности воспроизводить звуки. Но в этом случае на освоение такого инструмента уйдет больше времени. Остановив свой выбор на одном из музыкальных инструментов, важно запомнить еще несколько правил приобретения.

  • Подобрать размер. Если инструмент расположен на коленях сидящего ребенка, он не достает до подбородка.
  • Осмотреть внешний вид инструмента. Исключены царапины, вмятины и другие дефекты.
  • Проверить качество звука, издаваемого инструментом, способом разведения меха, не нажимая на клавиши. Воздух должен выходить постепенно.
  • Кнопки легко нажимаются и не западают, клавиши находятся на одинаковом уровне.
  • Кнопки работают без скрипа, регистры переключаются без усилия и возвращаются в начальное положение.

Аккордеон и баян – музыкальные инструменты, между которыми не должно быть конкуренции. При их внешнем сходстве дизайн и звук различаются, достаточно определиться с типом клавиатуры.

Когда на обоих инструментах воспроизводится музыка, сразу становится ясно, что баян – это сила, а аккордеон – гармония.

Источник

Чем баян отличается от КНОПОЧНОГО аккордеона?

Баян (кнопочный аккордеон) — сложный язычковый инструмент, снабженный мехами Он может содержать от двух до четырех (иногда пяти) голосов
. Основное отличие баяна от гармони заключается в расширенном диапазоне звучания и хроматическом двенадцатиступенном равномерно-темперированном строе, что делает его инструментом широкого использования. Существуют следующие разновидности баяна: с готовым аккомпанементом (нажатием одной кнопки получают мажорные, минорные трезвучия и септаккорды) , с выборным аккомпанементом (полная хроматическая гамма в басовой части без готовых аккордов) и с готово-выборным аккомпанементом (комбинация первых двух разновидностей)

Количество регистровых переключателей (регистров) и рядов кнопок у баянов делают обычно больше, чем у гармоней, что обусловлено большим звуковым диапазоном баянов.
Звукоряд баяна
Кроме того, повышается удобство игры. В ансамблях и оркестрах народных инструментов используются так называемые оркестровые баяны. От обычных баянов они отличаются тем, что клавиатуру (кнопки) имеют только в правой части корпуса.
Для получения определенной тембровой окраски звука созданы специальные тембровые баяны, в которых возбуждаемые язычки связаны с акустическими камерами (трубами) , имеющими специально подобранные собственные частоты колебаний аналогично органным трубам. Такие баяны могут имитировать тембры кларнета, валторны, рожка, гобоя, трубы и т. д. Мехи тембровых баянов имеют специальные клапаны, позволяющие как при сжатии, так и при растяжении направлять поток воздуха в одну и ту же сторону.

Очень долго штудировала информацию). Самой стало интересно
разобраться. И только вот что нашла:

Баян известен за рубежом как «кнопочный аккордеон», что не совсем верно: это разные инструменты. Баян удобен для исполнения танцевальных мелодий (вместе с другими инструментами он создаёт характерный насыщенный звук), в то время как аккордеон — мелодический, ведущий инструмент
Аккордео́н (фр. accordéon) — музыкальный инструмент, ручная гармоника. В русской традиции так принято называть только инструменты с правой клавиатурой фортепьянного типа (обычно несколько тембровых регистров) — в отличие, например, от баяна.

Источник

Каким бывает аккордеон и как его выбрать?

Если представить в голове – без долгих размышлений – ролик о Франции, где-то на фоне прекрасных видов и воодушевляющих пейзажей будет играть аккордеон. Музыкальный инструмент с выразительным звучанием и красивым визуальным рядом (приятно просто смотреть на исполнителя, который управляет ручной гармоникой) имеет не самую простую судьбу. Но сегодня он не нуждается в рекламе: его звучание любят, на нем играют дети и взрослые, маститые инструменталисты создают на нем выдающиеся концертные программы.

Что это такое?

Аккордеон называют родным братом баяна, дети даже путают эти инструменты, не сразу могут сказать, чем они отличаются друг от друга. Вместо правой клавиатуры у баяна кнопочная – вот и основное отличие. Аккордеон является академическим, хроматическим духовым инструментом. Его устройство – это модернизированная гармоника, с одной стороны имеющая фортепианные клавиши, с другой – круглые кнопки. Левой рукой аккордеонист берет аккорды и басы или низкие ноты. А справа, помимо клавиш, размещены регистровые регуляторы.

Из чего состоит инструмент.

  • Две секции аккордеона соединены мехами. В правой части – коробка с клавишным фортепианным рядом. Их, клавиш, число различно, если инструмент полный, их будет 41.
  • Внутри изделия находятся клапаны, регистры и резонаторы. Регистры нужны для скорой смены тембральных значений. Звуковые отверстия, совпадающие с резонаторными, открывает специальная клапанная система. На резонаторах стоят «голосовые планки».
  • На левой клавиатуре обычно 5 рядов (нечасто – 6). Два ряда представлены басовыми кнопками, другие же являются готовыми аккордами – минорными, мажорными, септаккордными. Традиционный аккордеон имеет строение в 120 кнопок.
  • Мех – это картон, особая ткань, качественная кожа, плотная бумага и клей. Его могут усиливать стальные накладки.

Чем отличается этот инструмент от иных гармоник, так это одновременным звучанием множества язычков. Они могут быть октавными, квинтовыми, строевыми, с разливом и пикколо.

Квинтовыми язычками оснащен только пятиголосный аккордеон, пикколо имеется только в четырехголосном.

История происхождения

Внешне инструмент действительно выглядит как баян, и если не приглядываться, фортепианная клавиатура не бросается в глаза на первых же секундах. Изначально замечается именно общий вид, корпус, а также то, как держит инструмент музыкант.

Логично, что история происхождения этого инструмента должна быть интересной. А началась она, вероятно, с Древнего Востока, именно там впервые использовался принцип язычкового извлечения звука. И обладал им инструмент под названием «шэн». Вот где истоки появления аккордеона. А свой привычный вид инструмент приобрел благодаря двум талантливейшим мастерам: немецкому часовщику Христиану Бушману и чешскому изобретателю Франтишку Киршнеру. И это вовсе не дуэт мастеров, специалисты работали независимо друг от друга.

Бушман сделал вот что: его желанием было упростить настройку органа, и оно воплотилось в таком несложном устройстве, как камертон. Камертон, выглядящий как малая коробочка, мастер оснастил металлическим язычком. Когда умелец вдувал в камертон воздух, язычок становился звучным, он обнажал тон конкретной высоты. Затем автор пошел дальше, он добавил устройству меха, и этот воздушный резервуар сделал конструкцию еще более совершенной. А чтобы исключить одномоментную вибрацию язычков, Бушман сделал их клапанными.

В 1821 году немецкий мастер изобрел то, что можно назвать прообразом губной гармоники. И дал ей название «аура». Что больше всего поражает в этой истории, так это то, что придумал такое устройство Бушман, будучи 17-летним юношей.

Совсем в другом месте трудился чешский органист Франтишек Киршнер, он работал при российском царском дворе и увлеченно относится к своему музыкальному призванию. А как еще объяснить то, что Франтишек придумывает новую систему языковых планок, которая станет базой ручной гармоники. Да, с современным инструментом такое описание сравнимо не на 100%, но ведь принцип извлечения звука тот же – металлическая пластина колеблется под струей воздуха, действием щипков и нажатий.

Еще одно имя, с которым связана история инструмента, – Кирилл Демиан. Это венский мастер органов, старательно совершенствовавший инструмент и, наконец, давший ему принципиально иной вид. Демиан смог раздвоить корпус, на каждой части поместил по клавиатуре для рук, а половинки сочленил мехами. Вот и появился в мире музинструмент, который был уже более похож на современный аккордеон.

И название вполне очевидно: с каждой клавишей соотносится аккорд.

Да, все тот же Кирилл Демиан создал и название инструмента. В мае 1829 года он официально его представил, стал обладателем патента и сделал главное – поспособствовал массовому производству аккордеонов.

Ну а дальше история уходит к итальянским берегам. Там, в селении близ Кастельфидардо, батрацкий сын Пауло Сопрани покупает у монаха-странника аккордеон авторства все того же Кирилла Демиана. В 1864 году Пауло, заручившись поддержкой столяров и плотников, открывает мастерскую по производству аккордеонов. Потом она становится фабрикой, которая уже занимается не только выпуском инструмента, но и его совершенствованием. Итальянцы быстро полюбили этот лирический инструмент, впрочем, как и, считай, вся Европа.

Ну а волна иммиграции в конце XIX века помогает аккордеону оказаться по ту сторону Атлантики и стать не просто гостем в Америке, но и уверенно обосноваться на континенте. Его даже там именовали легким прозвищем «пианино на бретельках». В прошлом веке, в 40-х, американцы уже производили электронные аккордеоны.

Источник

Читайте также:  Гитара с нуля все уроки по порядку
Оцените статью