- Аккордеон кнопочный
- Как выбирать аккордеон
- Аккордеон
- Сравнение Аккордеона с другими инструментами
- Кнопочный аккордеон. Баян — его русская разновидность
- Кнопочный аккордеон. Баян — его русская разновидность
- баян — это тот же самый кнопочный аккордеон, но только его русская версия.
- разницы между баяном и кнопочным аккордеоном практически нет никакой
- Так чем же кнопочный аккордеон отличается от наших баянов?
- Чем отличается баян от аккордеона?
- Внешние различия
- Разница в звучании
- Другие отличия
- Что лучше выбрать?
Аккордеон кнопочный
При сжатии мехов кнопочного аккордеона (или баяна) воздух выжимается через язычки, последовательно расположенные внутри инструмента, и заставляет их вибрировать. На каждой из сторон инструмента имеются ряды кнопок : со стороны правой руки для того, чтобы играть мелодию, а с левой -для того, чтобы играть аккорды. Это переносной инструмент с ярким звуком, способный создать прекрасный аккомпанемент во время пения или танца. |
Послушать звучание: | |
НАЗВАНИЕ | Аккордеон кнопочный |
СЕМЕЙСТВО | Духовые |
Вплоть до 6-ти с половиной октав, с использованием комбинаций язычков при помощи планки | |
МАТЕРИАЛ | Стальные язычки, картонные мехи, деревянный корпус. |
РАЗМЕР | Бывают разные, данный экземпляр имеет длину 46 см, высоту 41 см. |
ПРОИСХОЖДЕНИЕ | Кнопочный аккордеон происходит от полноразмерной фисгармонии. Первый аккордеон был сделан в Австрии, в Веке, в 1829 году армянином Кириллусом Демианом. |
КЛАССИФИКАЦИЯ | Духовой |
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ | Кнопочный аккордеон также часто называют «ящиком с кнопками». Этот инструмент очень популярен среди музыкантов, исполняющих фольклор. |
Нажимая эти кнопки (или регистры), вы можете изменять звук кнопочного аккордеона. 11 дискантовых регистров названы в соответствии с различными окрасками тона который они придают основному тону — например: кнопки фагот, кларнет и челеста позволяют получить звук, схожий со звучанием соответствующих инструментов. | |
На дискантовой клавиатуре имеется 5 рядов кнопок.Каждый ряд расположен на разной высоте, так чтобы нажимать только нужные кнопки, не задевая при этом случайно соседние ряды. Каждая из кнопок воспроизводит две ноты — одну когда вы растягиваете мехи, другую при их сжатии. | |
Обычно внутри кнопочного аккордеона находятся 4 ряда язычков, которые играют либо раздельно, либо все вместе. Когда вы вдвигаете эту планку, все язычки играют вместе. |
Как выбирать аккордеон
При выборе гармони, баяна и аккордеона многие сталкиваются с проблемой
расшифровки многочисленных обозначений регистров, голосов количества кнопок,
собранных в единый цифровой код.
Чтобы помочь вам разобраться какая цифра что обозначает
представляем вашему вниманию пояснения по этому вопросу.
Возьмем к примеру обозначение
(41х120-lll-7/2)
Маркируют язычковые инструменты с помощью буквенно-цифрового кода:
— буква, обозначающая соответственно А — аккордеон, Б — баян, Г — гармонь;
— первая цифра, обозначающая количество клавиш правой клавиатуры;
— вторая цифра, обозначающая количество кнопок левой клавиатуры;
— римская цифра — обозначающая количество голосов, т. е. одновременно звучащих язычков при нажатии одной клавиши;
— затем дробь — числитель которой указывает количество переключателей регистра в мелодии,
а знаменатель — количество переключателей регистра в левой клавиатуре (в аккомпанементе).
Аккордеон
Аккордеон (от фр. accordéon) — музыкальный инструмент, ручная гармоника. В 1829 году это название дал венский органный мастер К. Дамиан усовершенствованной им гармонике. В русской традиции обычно принято называть только инструменты с правой клавиатурой фортепьянного типа (обычно несколько тембровых регистров) — в отличие, например, от баяна. Однако иногда встречается и наименование «кнопочный аккордеон». Некоторые его разновидности называют баяном.
В конце XIX века аккордеоны в большом количестве изготавливались в Клингентале (Саксония). До сих пор самыми распространёнными в России являются аккордеоны фирмы «Weltmeister» (различных марок, например, Diana, Stella, Amigo). Встречаются также другие фирмы-производители, как зарубежные («Horch», «Hohner»), так и российские («Берёзка», «Меркурий»).
Существует миф, что «те, кто умеют играть на пианино, с лёгкостью научатся играть на аккордеоне». Однако, это не так. При внешней схожести клавиатур аккордеона и фортепиано, их клавиши имеют разные размеры, также необходимо учитывать абсолютно разные принципы звукоизвлечения, приемы игры и положение исполнительского аппарата.
Сравнение Аккордеона с другими инструментами
Достоинства
• Использование множества т. н. регистров, позволяющих менять и комбинировать октавы исполняемых мелодий, даёт возможность моделировать множество других инструментов и тем самым фактически заменить их звучание. На концертных версиях аккордеонов существуют регистры, расположенные в местах, которые позволяют переключать их, не прерывая мелодии (например, т. н. «подбородковые» регистры).
• Управляемость длительностью звучания позволяет извлекать звуки почти произвольной длительности и, тем самым, адекватно воспроизводить орган, в отличие от фортепьяно, где это невозможно.
• Зависимость извлечения звука от движения меха даёт простор дополнительным приёмам звукоизвлечения (например, вибрато) вплоть до изменения высоты ноты на дробные доли тона (нетемперированное глиссандо).
• Портативность в сочетании с громкостью позволяет выступать музыкантам в практически любом месте.
• Меньший размер клавиш по сравнению с фортепиано даёт возможность исполнять большие интервалы.
Недостатки
• Отсутствие визуального контроля за левой рукой.
• Невозможность дифференцировать громкость отдельных голосов.
• В связи с редким расположением клавиш скорость исполнения может быть несколько ниже, чем на баяне (или кнопочном аккордеоне).
Источник
Кнопочный аккордеон. Баян — его русская разновидность
Липецкое трио баянистов
Сергей Ельчанинов,Вячеслав Мельник, Виктор Карпий
Кнопочный аккордеон. Баян — его русская разновидность
Живя в России я как-то никогда не задумывался об этом, и мне всегда представлялся кнопочный аккордеон как инструмент с большими кнопками и с грифом глубоко сидящим у корпуса. Но насмотревшись в Германии на музыкальной ярмарке во Франкфурте на различные модели аккордеонов, в том числе и кнопочные, и попробовав их, я начал думать по-другому: кто я по специальности? Являясь по российскому диплому преподавателем баяна и концертным исполнителем — баянистом, я не знал, да и не только я, но и переводчики, переводящие мой диплом, как писать мою специальность.
И вдруг меня осенило: Аккордеон, преподаватель аккордеона, аккордеонист!
В то время это было для меня по-настоящему революционным решением, изменившим моё сознание и представление об инструменте которому посвятил свою жизнь. Инструмента баяна — нет в Западной Европе, в Америке, в других странах, есть только в России, в странах бывшего СССР и в странах социалистического лагеря. Ну, не странно ли? Но зато есть кнопочный аккордеон.
В дальнейшем встречаясь с немецкими аккордеонистами — профессионалами и любителями, а также со своими коллегами переехавшими как и я из России и стран СНГ, читая газету «Intermusik» и журнал «Harmonika International», я открыл для себя что Россия не является «родиной слонов», что
баян — это тот же самый кнопочный аккордеон, но только его русская версия.
Посмотрите на различные системы русской гармони: елецкая, вятская, ливинская, саратовская, хромка, тальянка, черепашка всех и не перечислишь. Так же обстоит и с кнопочным аккордеоном : в разных странах свои предпочтения и системы. Например в отличии от русского баяна, в западно-европейских C -Griff — нота «До» находится не в третьем, а в первом ряду. То-есть — первый и третий ряды поменялись местами. Вот и вся разница.
А теперь несколько слов о звучании. У современных регистровых инструментов эта разница практически отсутствует, можно говорить только лишь об особенностях настройки, зависящая от вкуса покупателя-заказчика и национальных особенностей.
Некоторые модели концертных клавишных аккордеонов на Западе называют даже баянами (см.Каталог Bugari или Siwa & Figli). Это если они включают в себя весь «джентльменский набор»
современного инструмента: готово-выборную систему/Converter, ломанную деку/Cassotto, регистры/Register, в том числе и подбородочные/Kinnregister.
В общем — «крыша» едет. Всё перемешалось. Аккордеоны стали баянами, баяны — аккордеонами. А может быть это всё-таки один и тот же инструмент и нечего тут «копья ломать»? Тем более как вы видите
разницы между баяном и кнопочным аккордеоном практически нет никакой
У нас раньше принято было идеологизировать это различие, ведь аккордеоны пришли к нам с Запада и принесли вражескую западную идеологию и культуру, а это мягко говоря не поощрялось. А вот баяны — противопоставление всему этому, это хорошо, это наше русское, поэтому поддерживалось на государственном уровне. Название Аккордеон всё-таки произошло от левой клавиатуры которая у всех разновидностей одинаковая, принцип звукообразования — тоже, ну а различия в правой руке -это национальные особенности или, если хотите, дело вкуса и воспитания. Есть впрочем и другая версия названия Аккордеон: это от итальянского слова «Accord» и древнегреческого окончания «ion», имеющее мифическое происхождение и переводимое как «нечто находящееся в движении». Движение. – это наверное не только необходимость постоянного движение меха, но и то, что инструменты применялись в основном в движении, во время ходьбы, шествий, процессий, на них играли в основном стоя.
Липецкое трио баянистов ( Сергей Ельчанинов, Вячеслав Мельник, Виктор Карпий ) исполняет обработку Вячеслава Черникова «Отрада»
Баян и кнопочный аккордеон, по сути дела — один инструмент, разновидности аккордеона. Аккордеоны с фортепианной правой клавиатурой (Piano Akkordeon) уже давно унифицировались, т.е. стали похожими друг на друга, а вот с кнопочными аккордеонами (Knopf Akkordeon,Button Accordion) на которых играют во Франции, Германии, Бельгии, Италии и в других странах Западной Европы дела обстоят иначе.
Так чем же кнопочный аккордеон отличается от наших баянов?
К счастью, левая «стандартная клавиатура» за малым исключением везде одинаковая, но в правой и в «выборной» — всё по другому, с нашей точки зрения — навыворот. Принято различать две системы:
B-Griff — собственно говоря — баян, это наша русская версия кнопочного аккордеона с нотой «до» в третьем ряду и C-Griff — западно-европейская система, с нотой «до» в первом ряду.
Вроде бы небольшая разница — первый и третий ряды поменялись местами так, что нота «до» вместо третьего ряда оказалась в первом, но сыграть что-нибудь на таком инструменте без переучивания практически невозможно. А в выборной клавиатуре всё вообще в прямом смысле поставлено с ног на голову. Нижние басовые ноты не внизу как у нас, а вверху клавиатуры и успокаивает лишь то, что теоретически понимаешь как она устроена, так как это реально правая клавиатура баяна, но это всё равно не приносит облегчение когда берёшь инструмент в руки.
Играет один из молодых лауреатов международных конкурсов Александр Хрустевич, Украина, Ассистент-стажёр НМАУ им. П.И.Чайковского (кл. проф. В.В. Бесфамильнова).
Французцкие аккордеонисты Domi Emorine (Piermaria) и Eric Bouvelle (Covagnolo) играют польку Perles de Cristal
Для производителей аккордеонов и баянов — C-Griff или B-Griff не имеет принципиального значения, все модели кнопочных аккордеонов выпускаются в двух вариантах.
Также расположение грифа на корпусе инструмента в разных моделях разная: есть как у нас — ближе к середине инструмента, или как у аккордеона — ближе к корпусу.
Ещё один пример, француз Frederic Langlais играет на Cavagnola два французских вальса -мюзетта
Мне думается что здесь налицо взаимообогащение двух систем. Дело в том, что за последние 20 лет на Запад уехало много баянистов и аккордеонистов из России и стран бывшего СССР, которые заказывая и покупая инструменты оказали большое влияние на производителей и стимулировали Европейский рынок аккордеонной продукции. В последнее время некоторые фирмы такие как Vignoni, Viсtoria и др. даже выпускают на заказ инструменты с цельными планками Titlbach произведёнными в Чехии и привезёнными оттуда. Так что теперь вы видите, что
наш баян и кнопочный аккордеон — это один и тот же инструмент. Knopfakkordeon, button accordion, баян, кнопочный аккордеон — различие только в названии, все они — разновидности аккордеона.
Источник
Чем отличается баян от аккордеона?
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Баян и аккордеон – это популярные музыкальные инструменты, издающие богатый и завораживающий звук. Они кажутся похожими друг на друга, но различаются некоторыми особенностями. Разобраться в отличительных тонкостях этих инструментов можно путем сравнения их характеристик и параметров.
Внешние различия
Русская любимая гармонь является родоначальником баяна и аккордеона. Старинная популярная гармошка относится к язычковым типам, так как звучание возникает из-за вибрирующих движений язычка – планки из гибкого металла. У каждой пластины 2 язычка, расположенных по разные стороны, поэтому растягивая и сжимая меха, гармонь издает звуки. Гармонь была популярна очень давно, но из-за наличия в ней небольшого числа октав она ограничена диапазоном звуков. Это простейшее музыкальное изобретение изменялось и совершенствовалось, а к началу XX столетия «родился» потомок – баян с кнопками на правой половине корпуса. На его левой части расположились двойные ряды басов и аккордов.
Баян отличается от аккордеона типом клавиатуры, которая делится на 2 класса:
Первый вид клавиатуры напоминает клавиши пианино, а кнопочный экземпляр имеет множество кнопок, расположенных в хроматическом порядке рядами, количество которых от 3-х до 5. Аккордеон является усовершенствованным наследником гармошки, отличить который от обычного баяна можно наличием басов и аккордов на левой клавиатуре, а также хроматического звукоряда на противоположной стороне. Правая клавиатура с клавишами выглядит как пианино с полной хроматической гаммой.
Общее количество клавиш равно 45, этого достаточно, чтобы играть сложные музыкальные композиции. Аккордеон изобретен в конце XIX века в Германии, он также является одним из пневматических видов гармони с язычковой клавиатурой.
У 2-х видов музыкальных инструментов есть некоторые различия в конфигурации корпуса и конструкции грифа. У баяна углы почти прямые, а у аккордеона они более закруглены.
Разница в звучании
Многие люди считают, что баян только по внешним признакам отличается от аккордеона. Но это ошибочное мнение. Коренное отличие двух конкурирующих представителей – это звук. Всеми любимый баян – русское изобретение, у иностранцев такого понятия не существует. До определённого времени баяны не имели регистров и настраивались по камертону, это придавало звуку кристальную чистоту. Баян пользуется широким спросом как инструмент, аккомпанирующий вокальному исполнителю, а также в качестве сольного музыкального варианта. В руках виртуозов этот инструмент живет своей наполненной жизнью.
В отличие от него аккордеон не обладает таким же звучанием, его голоса завышаются или занижаются на доли тона, простыми словами, меняется тембр. Происходит это способом переключения большого количества имеющихся регистров на обеих клавиатурах. Этот многотембровый инструмент идеально воспроизводит академическую и классическую музыку. Сегодня многие музыкальные производители выпускают баяны, имеющие такие же возможности. Аккордеон заменяет практически любой инструмент. Выразительность звука обеспечивают вибрирующие в потоке воздуха язычки, а также меха. Движение мехов в разные стороны напоминает дыхание поющего человека, в результате аккордеон издает бархатные звуки.
Другие отличия
За рубежом баян не нашел свое место, но получил широкую известность в России. С кнопочным аккордеоном у него больше похожих внешних характеристик. Иногда отличить эти 2 инструмента легче только знающему человеку, поэтому часто их называют баянами. Музыкальные инструменты по типу клавиатуры можно классифицировать на следующие классы:
Система первого класса включает басы и аккорды, а третий тип состоит из двух, соответствующих названию. Переходить от одного типа к другому помогают специальные регистры. Кнопочный аккордеон вмещает в себе качества и одного и второго музыкальных инструментов – это звук и диапазон, а кнопки вместо клавиш позволяют исполнять с большой скоростью такие произведения, которые на клавишах сложно сыграть.
Аккордеон принято считать довольно молодым инструментом, продолжающим свое развитие и завоевавшим собственную нишу. Его мощное звучание напоминает игру целого оркестра.
Что лучше выбрать?
Мнение профессионалов в предпочтении выбора того или иного инструмента расходятся. Баянисты и его сторонники считают, что на этом инструменте проще играть технически сложные композиции. Любители игры на аккордеоне уверены, что качество звука в этом случае богаче и красочнее. Кроме того, наличие небольшого количества клавиш позволит освоить и фортепианную клавиатуру.
По мнению преподавателей, аккордеон обладает рядом преимуществ, среди которых модели инструментов, подобранные для начального обучения, имеют возможность выбора разных звуковых тембров. Даже простые детские инструменты производят с переключателями регистров, также их делают трехголосными. Чего не скажешь об аккордеонах кнопочного типа и баянах. Такими характеристиками наделены профессиональные модели, стоимость которых высока.
Баяны для обучения игре обычно делают двухголосными, поэтому звучат они не так эффектно. Однако за счет широкого диапазона и удобства расположения кнопок на правой клавиатуре возможности качественной игры значительно увеличиваются. Эти параметры позволяют без проблем играть любые сложные произведения. Сделать это на клавишном аккордеоне сложнее, а иногда физически невозможно.
Оба музыкальных инструмента прекрасны, и выбрать наиболее подходящий экземпляр для себя или ребенка нужно, руководствуясь собственным вкусом. Баян немного ближе к русской гармошке. Аккордеон пришёл из-за границы, со своей конструкцией, способами настройки и звучанием. У него нет пока в России такой интересной истории, какая есть у гармошки, завезенной с германской земли.
Профессиональные музыканты отдают предпочтение готовым инструментам, как баянам, так и аккордеонам, из-за их большей способности воспроизводить звуки. Но в этом случае на освоение такого инструмента уйдет больше времени. Остановив свой выбор на одном из музыкальных инструментов, важно запомнить еще несколько правил приобретения.
- Подобрать размер. Если инструмент расположен на коленях сидящего ребенка, он не достает до подбородка.
- Осмотреть внешний вид инструмента. Исключены царапины, вмятины и другие дефекты.
- Проверить качество звука, издаваемого инструментом, способом разведения меха, не нажимая на клавиши. Воздух должен выходить постепенно.
- Кнопки легко нажимаются и не западают, клавиши находятся на одинаковом уровне.
- Кнопки работают без скрипа, регистры переключаются без усилия и возвращаются в начальное положение.
Аккордеон и баян – музыкальные инструменты, между которыми не должно быть конкуренции. При их внешнем сходстве дизайн и звук различаются, достаточно определиться с типом клавиатуры.
Когда на обоих инструментах воспроизводится музыка, сразу становится ясно, что баян – это сила, а аккордеон – гармония.
Источник