- Аккордеоны с клавиатурой итальянской и французской систем
- Кнопочный аккордеон. Баян — его русская разновидность
- Кнопочный аккордеон. Баян — его русская разновидность
- баян — это тот же самый кнопочный аккордеон, но только его русская версия.
- разницы между баяном и кнопочным аккордеоном практически нет никакой
- Так чем же кнопочный аккордеон отличается от наших баянов?
- Музыка Франции: французский аккордеон
- Как появился аккордеон во Франции
- Что такое французский аккордеон
- Кнопочный аккордеон с французским розливом
Аккордеоны с клавиатурой итальянской и французской систем
В начале 90-х годов прошлого века итальянские мастера, ознакомившись с аккордеоном Г. Мирвальда (см. бельгийскую систему) и усовершенствовав левую клавиатуру, изменили и порядок расположения кнопок на правой.
Эта система, возникшая почти одновременно с системой Мирвальда, имеет и сейчас большое распространение: не только в Италии, но и в других странах мастера игры на кнопочных аккордеонах считают удобным такое расположение кнопок и естественным положение кисти: все пальцы немного повернуты вверх по клавиатуре, что разрешает играть всеми пальцами (и мизинцем и большим). В настоящее время кнопочные аккордеоны итальянской системы (как ее еще называют, C-Griff) пользуются большим успехом в Италии и за ее пределами.
Схема расположения звуков на правой клавиатуре по итальянской системе
Значительно позднее — во Франции — появилась еще одна система расположения звуков на кнопочных клавиатурах, французская система. При игре на клавиатурах этой системы кисть исполнителя находится в еще более повернутом вверх положении, чем на клавиатурах итальянской системы. Преимущество такого положения является спорным, поэтому, очевидно, французская система не получила столь большого распространения, хотя исполнители на инструментах этой системы в самой Франции — явление нередкое.
Схема расположения звуков на правой клавиатуре по французской системе
Источник: Мирек А. Справочник по гармоникам. — М., 1968.
Источник
Кнопочный аккордеон. Баян — его русская разновидность
Липецкое трио баянистов
Сергей Ельчанинов,Вячеслав Мельник, Виктор Карпий
Кнопочный аккордеон. Баян — его русская разновидность
Живя в России я как-то никогда не задумывался об этом, и мне всегда представлялся кнопочный аккордеон как инструмент с большими кнопками и с грифом глубоко сидящим у корпуса. Но насмотревшись в Германии на музыкальной ярмарке во Франкфурте на различные модели аккордеонов, в том числе и кнопочные, и попробовав их, я начал думать по-другому: кто я по специальности? Являясь по российскому диплому преподавателем баяна и концертным исполнителем — баянистом, я не знал, да и не только я, но и переводчики, переводящие мой диплом, как писать мою специальность.
И вдруг меня осенило: Аккордеон, преподаватель аккордеона, аккордеонист!
В то время это было для меня по-настоящему революционным решением, изменившим моё сознание и представление об инструменте которому посвятил свою жизнь. Инструмента баяна — нет в Западной Европе, в Америке, в других странах, есть только в России, в странах бывшего СССР и в странах социалистического лагеря. Ну, не странно ли? Но зато есть кнопочный аккордеон.
В дальнейшем встречаясь с немецкими аккордеонистами — профессионалами и любителями, а также со своими коллегами переехавшими как и я из России и стран СНГ, читая газету «Intermusik» и журнал «Harmonika International», я открыл для себя что Россия не является «родиной слонов», что
баян — это тот же самый кнопочный аккордеон, но только его русская версия.
Посмотрите на различные системы русской гармони: елецкая, вятская, ливинская, саратовская, хромка, тальянка, черепашка всех и не перечислишь. Так же обстоит и с кнопочным аккордеоном : в разных странах свои предпочтения и системы. Например в отличии от русского баяна, в западно-европейских C -Griff — нота «До» находится не в третьем, а в первом ряду. То-есть — первый и третий ряды поменялись местами. Вот и вся разница.
А теперь несколько слов о звучании. У современных регистровых инструментов эта разница практически отсутствует, можно говорить только лишь об особенностях настройки, зависящая от вкуса покупателя-заказчика и национальных особенностей.
Некоторые модели концертных клавишных аккордеонов на Западе называют даже баянами (см.Каталог Bugari или Siwa & Figli). Это если они включают в себя весь «джентльменский набор»
современного инструмента: готово-выборную систему/Converter, ломанную деку/Cassotto, регистры/Register, в том числе и подбородочные/Kinnregister.
В общем — «крыша» едет. Всё перемешалось. Аккордеоны стали баянами, баяны — аккордеонами. А может быть это всё-таки один и тот же инструмент и нечего тут «копья ломать»? Тем более как вы видите
разницы между баяном и кнопочным аккордеоном практически нет никакой
У нас раньше принято было идеологизировать это различие, ведь аккордеоны пришли к нам с Запада и принесли вражескую западную идеологию и культуру, а это мягко говоря не поощрялось. А вот баяны — противопоставление всему этому, это хорошо, это наше русское, поэтому поддерживалось на государственном уровне. Название Аккордеон всё-таки произошло от левой клавиатуры которая у всех разновидностей одинаковая, принцип звукообразования — тоже, ну а различия в правой руке -это национальные особенности или, если хотите, дело вкуса и воспитания. Есть впрочем и другая версия названия Аккордеон: это от итальянского слова «Accord» и древнегреческого окончания «ion», имеющее мифическое происхождение и переводимое как «нечто находящееся в движении». Движение. – это наверное не только необходимость постоянного движение меха, но и то, что инструменты применялись в основном в движении, во время ходьбы, шествий, процессий, на них играли в основном стоя.
Липецкое трио баянистов ( Сергей Ельчанинов, Вячеслав Мельник, Виктор Карпий ) исполняет обработку Вячеслава Черникова «Отрада»
Баян и кнопочный аккордеон, по сути дела — один инструмент, разновидности аккордеона. Аккордеоны с фортепианной правой клавиатурой (Piano Akkordeon) уже давно унифицировались, т.е. стали похожими друг на друга, а вот с кнопочными аккордеонами (Knopf Akkordeon,Button Accordion) на которых играют во Франции, Германии, Бельгии, Италии и в других странах Западной Европы дела обстоят иначе.
Так чем же кнопочный аккордеон отличается от наших баянов?
К счастью, левая «стандартная клавиатура» за малым исключением везде одинаковая, но в правой и в «выборной» — всё по другому, с нашей точки зрения — навыворот. Принято различать две системы:
B-Griff — собственно говоря — баян, это наша русская версия кнопочного аккордеона с нотой «до» в третьем ряду и C-Griff — западно-европейская система, с нотой «до» в первом ряду.
Вроде бы небольшая разница — первый и третий ряды поменялись местами так, что нота «до» вместо третьего ряда оказалась в первом, но сыграть что-нибудь на таком инструменте без переучивания практически невозможно. А в выборной клавиатуре всё вообще в прямом смысле поставлено с ног на голову. Нижние басовые ноты не внизу как у нас, а вверху клавиатуры и успокаивает лишь то, что теоретически понимаешь как она устроена, так как это реально правая клавиатура баяна, но это всё равно не приносит облегчение когда берёшь инструмент в руки.
Играет один из молодых лауреатов международных конкурсов Александр Хрустевич, Украина, Ассистент-стажёр НМАУ им. П.И.Чайковского (кл. проф. В.В. Бесфамильнова).
Французцкие аккордеонисты Domi Emorine (Piermaria) и Eric Bouvelle (Covagnolo) играют польку Perles de Cristal
Для производителей аккордеонов и баянов — C-Griff или B-Griff не имеет принципиального значения, все модели кнопочных аккордеонов выпускаются в двух вариантах.
Также расположение грифа на корпусе инструмента в разных моделях разная: есть как у нас — ближе к середине инструмента, или как у аккордеона — ближе к корпусу.
Ещё один пример, француз Frederic Langlais играет на Cavagnola два французских вальса -мюзетта
Мне думается что здесь налицо взаимообогащение двух систем. Дело в том, что за последние 20 лет на Запад уехало много баянистов и аккордеонистов из России и стран бывшего СССР, которые заказывая и покупая инструменты оказали большое влияние на производителей и стимулировали Европейский рынок аккордеонной продукции. В последнее время некоторые фирмы такие как Vignoni, Viсtoria и др. даже выпускают на заказ инструменты с цельными планками Titlbach произведёнными в Чехии и привезёнными оттуда. Так что теперь вы видите, что
наш баян и кнопочный аккордеон — это один и тот же инструмент. Knopfakkordeon, button accordion, баян, кнопочный аккордеон — различие только в названии, все они — разновидности аккордеона.
Источник
Музыка Франции: французский аккордеон
Бархатное звучание французской гармоники с французским шармом создает весеннее настроение. Его мелодика возвращает в прошлое Франции, где за столиками кафе суетится garçon, пьют вино мужчины в шарфах, по тихим улочкам ходят женщины в шляпках, а на набережной Сены пары танцуют вальс и цветут каштаны.
Другими словами, аккордеон – это особые эмоции, расплавленные в городских звуках. Как живописные бытовые сцены Ренуара и Мане, городские этюды Моне, Дега и его танцовщицы, французский аккордеон рисует картины городского быта и жизни его персонажей.
Как появился аккордеон во Франции
Синонимом парижского образа жизни является м ю з е т (от франц. — дудка) – традиционная французский танец под волынку, получивший развитие при дворе Короля-Солнце. Парижские балы были олицетворением мюзета и имели большой успех в начале ХХ века. После Первой мировой войны волыночный мюзет уступил место аккордеону и новым танцам – вальсу, фокстроту, кадрили. В новых формах танца аккордеону уделялось центральное место. Музыкальный стиль «мюзет» сочетает в себе виртуозные пассажи, французский шансон и мелодии, попурри. Аккордеон развивался как инструмент массовой культуры. Во Франции его популярность определила доступность и легкость воспроизведения народных мелодий.
«Гармоника – это орудие пытки, которым вооружаются молодежь мужского пола, по вечерам нарушающая порядок на улицах» — так описывают силу и популярность инструмента в 19 веке.
Что такое французский аккордеон
А ккордеон – современный вариант ручной гармоники, где имеется правая и левая клавиатуры. Играют на таком инструменте двумя руками, стоя или сидя. Французский аккордеон отличается от русской гармони большим размером и клавиатурой как у фортепиано с 2-мя рядами кнопок. Баян – другой вид аккордеона, уже модернизированный. Это кнопочный инструмент, но с расширенным звуковым диапазоном. После изменений конструкции аккордеона, он стал называться баяном только на территории России.
Конструкторская мысль народных мастеров развивалась в направлении оригинального звучания. Так, мастера Дебен Бюссон и Летерм совместили 2 тембровых голоса, звучащие «вразлив». Такая модель определила своеобразную мелодию и прообраз современного аккордеона. Ему подвластны изящные вальсы, легкая полька, зажигательные латинские танцы и танго. Интересную область освоения аккордеона представляет джазовая музыка. Простора и динамики вполне достаточно, чтобы исполнять самые неожиданные интерпретации. Выразительным приемом – интонированием — аккордеон способен проникнуть в сущность джазового искусства и свободно импровизировать.
В популярной музыке 30-50х г.г. французский аккордеон проявил себя в творчестве графов Гидо и Пьетро Дейро, а 70-90-е годы мир услышал инструмент виртуоза Майрона Флорена.
Винтажная музыка Жеже де Монмартра — шансонье и аккордеониста из Гренобля в настоящее время покоряет сердца москвичей. В его музыкальной шкатулке ретро-мелодии, французские популярные песни, босса-нова, джазовые и блюзовые композиции, создающие образ разноликого Парижа.
Как показывает репертуар современных исполнителей, в инструментальной музыке огромный пласт составляет аккордеонное искусство. Инструмент тесно связан с европейскими традициями и с массовым музицированием. Он определяет ценность французской музыкальной культуры и является мощным средством современной коммуникации.
Источник
Кнопочный аккордеон с французским розливом
Друзья, я прошу вас о помощи в выборе инструмента. Я никогда в жизни не держал в руках аккордеона, баяна или других им родственных инструментов (чего не могу сказать о духовых инструментах и гитарах), но очень хочу научиться играть, и в частности, очень хочется играть что-то из Австрийских мотивов, Тирольских песнопений, Йодль, и т.п. Ещё в качестве примера моих пожеланий хочу показать видео с YouTube (больше всего мне нравится первое). Я не знаю, какой инструмент мне нужен, потому что на видео, которые я смотрел (пример ниже на видео и на картинках) изображено некое подобие гармони (или я неправ?) фирмы lanzinger (у них есть официальный сайт ланзингер), если заинтересует, нагуглите, ибо не хочу, чтобы кто-то подумал, что я тут рекламирую или развожу спам. Но мне очень нравится звук этих инструментов, и мотивы, которые там исполняются. Сами эти инструменты стоят несколько тысяч евро каждый, поэтому я не потяну точно такой. Помогите выбрать — то мне нужно для исполнения такой музыки, близкое к этим инструментам? Аккордеон, баян или гармонь? И как начинающему, можно ли, допустим, просто купить с рук отечественный клавишный аккордеон (они сейчас идут на продажу от тысячи рублей, до 5 тысяч всяко не дорого)? И сложно ли будет переучиться потом на кнопки?
Игорь, чего ты паришься, покупай обычный аккордеон, и будет тебе счастье! На всех аккордеонах есть такой звук, с розливом, кроме того, они все хроматические (это значит, что сыграть можно практически все).
По поводу гармони на видео — я могу ошибаться, но мне кажется, что там гармони с венской системой, а не французской. Французы в-основном выпускают как раз аккордеоны с разными звуками на сжим-разжим, а на тех, что на видео — звуки одинаковые, что на сжим, что на разжим. Смысла искать такую гармонь и осваивать её у нас в России я не вижу никакого, т.к. это очень редкие у нас «гости» и будут проблемы во-первых, с инструментом (найти, купить, отремонтировать и т.д.), во-вторых, с репертуаром (если когда-нибудь захочется на нем сыграть что-нибудь более серьезное, чем польки да вальсы).
Сорри, присмотрелся повнимательней — на этих гармонях тоже разные звуки на сжим и разжим. Венская гармонь имеет такой же строй.
Ну в-общем, это не важно. Ни к чему у нас такие инструменты, при наличии полноценных заменителей.
Ну а по цене правильно писАл Артемий — дешевле 10 тыщ — это не инструмент, это либо убитая помойка, либо совсем детский, старый и незвучащий инструмент.
Первый вопрос — звуком, в-остальном ничем. Баян — это и есть по сути кнопочный аккордеон. Они различаются только клавиатурой — есть «европейская» и «русская» раскладка + их разновидности.
второй вопрос — надо самое главное обращать внимание на состояние инструмента.
1. держит ли мех
2. все ли кнопки и клавиши хорошо нажимаются и главное — возвращаются обратно 😀
3. надо обратить внимание на звучание ВСЕХ звуков, причем как на разжим, так и на сжим (т.к. и на разжим и на сжим — всегда отдельные голоса)
4. ну и внешний вид, конечно.
третий вопрос — ответ на него не смогут вам сказать даже те люди, которые всю жизнь играют на инструменте и перепробовали кучу разных баянов/аккордеонов/гармоней. Этот вопрос чисто эстетический, кому-то нравится один производитель, кому-то другой. Но есть четкое различие в КЛАССЕ инструмента. Есть инструменты для обучения, есть для домашнего музицирования, есть для студентов, есть для профессиональной концертной практики. Почти у каждого производителя есть инструменты для каждой из этих групп, выбирают тут исходя из задач и уровня исполнителя. Чем он выше, тем «навороченней» нужен инструмент. Повторюсь, для игры той музыки, которую ты хочешь играть, подойдет самый простой инструмент для домашнего музицирования. Скажем, от 2/4 и выше — вполне потянет. Такие инструменты НОВЫЕ в магазине стоят ок.30тыщ, что совсем недорого для музыкального инструмента. Ну а с рук при везении тыщ за 10 можно взять отличный экземпляр. НО надо искать.
четвертый вопрос — отчасти я на него в предыдущем ответе ответил, качество звука никак не связано с количеством октав или размерами инструмента. Все зависит от производителя и состояния инструмента. 😉
Источник