Князь игорь хор бояр мужайся княгиня ноты для

«Мужайся княгиня» (хор бояр из оперы “Князь Игорь ”)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 14:09, монография

Краткое описание

“Мужайся княгиня ” – это одни из хоров оперы Князь Игорь. Звучат они в финале первого действия , во второй картине.
Текст данного хора передаёт очень сильное эмоциональное напряжение. Но ещё больше это состояние подпитывает музыкальный материал ,который в свою очередь неразрывно связан с текстом. Такая взаимосвязь текста с музыкальным материалом даёт остроту ощущения , эмоции, состояния. Эмоциональное напряжение создаёт реплика княгини , перекликающаяся с хоровой партией. Её волнение ,эмоции ,ожидания ,передаются именно через эту черту партии. Очень чётко композитор показал чувства ,эмоции, скорбь и печаль этого хора.

Содержимое работы — 1 файл

Мужайся княгиня.docx

Не стенами крепок город,

Не в остороге крепость наша

Не в окопах , не во рвах

Наша крепость вера Бога

Верность князю и тебе княгиня.

И к Родине любавь.

Текст данного хора передаёт очень сильное эмоциональное напряжение. Но ещё больше это состояние подпитывает музыкальный материал ,который в свою очередь неразрывно связан с текстом. Такая взаимосвязь текста с музыкальным материалом даёт остроту ощущения , эмоции, состояния. Эмоциональное напряжение создаёт реплика княгини , перекликающаяся с хоровой партией. Её волнение ,эмоции ,ожидания ,передаются именно через эту черту партии. Очень чётко композитор показал чувства ,эмоции, скорбь и печаль этого хора.

Данный хор представляет собой жанр хоровой миниатюры в опере. Форма хоровой партии представляет период, форма является одночастной.

Особенностью этой партитуры является наличие партии SOLO ,с которой начинается хор (размер четырёхдольный , p, Allegro moderato,четверть=96,24 такта.)

Партию соло можно выделить в данном контексте ,как вступление , которое звучит в тональности es-moll,т.к. партия хора начинается уже в другой тональности. На 35 такте партия соло сменяется хоровой партией в трёхдольном размере ,пиано, Andantino ,четверть=84. Хор вступает уже в тональности ля минор ,на третью долю.

Фактура – гамофонно-гармоническая , где главный голос – тема у хора , а средние и нижнее – оркестр. Голоса звучат преимущественно в низкой тесситуре.

Тональный план данного произведения неустойчив. Сама партия хора, которая начинается партией баса, написана в ля миноре ,но вступают басы в тональности ля бемоль минор , и уже к 39 такту переходит а тональность ми бемоль мажор. Но в 42 такте партия теноров опять вступает в тональности ля бемоль минор , а далее ,как и партии басов, следует отклонение в тональность ми бемоль минор , в которой далее, в 50 такте , следует продолжение.

Далее , начиная с 50 такта до 68 идёт постоянная смена тональностей с хроматическим движением в партии теноров. Схематично это выглядит так :

Es-moll (50-51) D-dur(52) fis-moll (53) a-moll (54) H-dur (50-56) e-moll (57)

C-dur(58) e-moll (59-60) Es-dur(61) g-moll(62) b-moll(63) C-dur(64-65) fis-moll(66)

Es-dur(140) Des-dur(146) Es-dur (152)

Именно такая тональная основа придаёт неустойчивый и тревожный характер музыки.

Так как форма хорового сочинения представляет собой период, то можно разделить данный хор на два периода. И с 68 по 101 такты начинается второй период ,при чём период практически полностью дублирует первый период. Различия лишь в том , что во втором периоде добавляется реплика Княгини ,уже с 69 до самого окончания. Общим для двух этих периодов то , чей тональный план совершенно идентичен.

Данный хор имеет такое строение , что таковой КОДЫ тут нет , хор заканчивается сольной партией княгини со словами НЕТ!НЕТ!

Ключевыми моментами данной партитуры являются:

    • Тяжёлая мелодия басов , которая то поднимается выше, переходя к тенорам , то снова опускается в самый низкий хоровой регистр.
    • Тональная неустойчивость хроматическими ходами в партии теноров.
    • Суровый колорит звучания в тональности es-moll и as-moll.

Что касается размера , то он остаётся неизменным ( трёхдольным ) до окончания партитуры. Частой смены темповых и агогических изменений не происходит ,что больше выражает эмоциональное напряжение и сдержанность. Используются ритмические фигуры : восьмая (редко) ,четверть , половинная.

Чёткое , ровное движение по таким длительностям создаёт напряжённую атмосферу и соответствующее настроение.

Хор «Нам княгиня не впервые» написан в куплетной форме.

Особенности хорового изложения.

Хор “Мужайся княгиня” написан для двухголосного мужского хора с партией соло (драматическое сопрано)

Диапазон партии Теноров : des-as1

Тесситура несложная ,удобная для хорового изложения .охватывает средний (рабочий) диапазон , однако могут быть некоторые затруднения в исполнении верхних нот диапазона данной партии теноров.

Мелодия у партии звучит постепенно , но встречается и скачкообразное движение на квинту ,на сексту. Звуковедение плавное , тяжёлое ,угловатое ,уступчатое. Основной трудностью данной партии является точно интонированное исполнение хроматических ходов при движении вниз.

Диапазон партии Басов : F-b

Тесситура удобная для хорового исполнения , охватывает средний (рабочий) диапазон. Трудность также. Как и в партии теноров , может составить интонирование при исполнении верхних звуков диапазона данной партии. Так как в партии басов также есть скачкообразное движение ,то этот фактор может повлиять на трудность исполнения.

Диапазон партии solo : g1-as2

Тесситура партии удобна ,охватывает средний рабочий диапазон (общий диапазон драматического сопрано h-c3) Состоит партия в основном из скачкообразного движения , что представляет собой основную трудность при исполнении.

Диапазон всего хора : F-as2

Хор «Нам княгиня не впервые» написан для мужского двухголосного хора. Диапазон данного хора очень мал.

Диапазон партии Т:

Диапазон партии Б:

Характер звука – округлённый ,при исполнении должно создаваться ощущение “купола”,Чтобы характером звучания как можно лучше передать характер произведения.

Основной дирижёрской задачей при работе над произведением является своевременный показ вступления , т.к. чаще всего вступление приходится на третью долю , а для соло-показ вступления без опоздания . т.к. вступление данной партии приходится на разные доли.

Важной задачей является передача образа через дирижёрский жест. Жест должен быть тяжёлым ,грузным , чтобы характер произведения можно было донести до исполнителя.

В данном хоре сопровождение играет немаловажную роль ,т.к. низкая по звучанию оркестровая партия дублирует полностью хоровую партию. Также, сопровождение создаёт именно то настроение , ту обстановку ,которая присуща данному хору. Создаётся именно то эмоциональное напряжение ,возбуждённое состояние ,суровый колорит . Сопровождение с самых первых звуков настраивает слушателя и исполнителя на нужный для данного произведения лад. Поэтому ,я считаю роль сопровождения в данном произведении неразрывно связанным с хоровой партией.

Опера А.П.Бородина “Князи Игорь” – это культурное наследие двух течений литературы и музыкального искусства. В этой опере Бородин воплотил в жизнь показать на переднем плане не только главных героев , но и народ. Его патриотический замысел нашёл своё воплощение в этой опере. Даже на примере разбираемого хора ,можно понять, насколько точно передана ситуация ,настроение ,характер партитуры ,насколько роль сопровождения велика для передачи эмоциональной напряжённости . Без сопровождения смысл этого хора теряется , не будет нагнетения ситуации , нужного характера , передачи образов.

Такая опера как “Князь Игорь” несёт в себе не только показ похода Князя Игоря и битву с ханом ,а историческую значимость для каждого человека. В этом замысле и выразилось патриотическое отношение Бородина.

Источник

Бородин Князь Игорь

А.П.Бородин Опера «Князь Игорь»

I. Литературный первоисточник – «Слово о полку Игореве», поэма XII века. В опере несколько изменён образ Игоря, он идеализирован, более подробно выписан образ Владимира Галицкого и хана Кончака; введены новые персонажи – Кончаковна, Владимир Игоревич (сын Игоря), Скула и Ерошка. Неизменным остаётся образ Ярославны. В опере отсутствует глубокий исторический анализ событий.

II. Драматургия оперы строится на противостоянии двух лагерей – русских и степняков. Каждый лагерь в свою очередь членится на противостоящие друг другу группы. У русских Игорю, Ярославне, дружине противопоставлены Глицкий, его челядь, Скула и Ерошка. У половцев Кончаку и его окружению противостоит Овлур.

Значимым аспектом драматургии становится осмысление власти, которая предстаёт в трёх «вариантах» – Игорь и Ярославна, Галицкий, Кончак (см. вводную лекцию).

Драматургия оперы включает лирический аспект (Владимир Игоревич и Кончаковна), но он не завершён.

III. Музыкальное воплощение драматургических сфер.

Положительный полюс русского лагеря получает массовую характеристику и персонифицируется в отдельных героях. Хоры интродукции, бояр (финал I действия), заключительный хор рисуют образ народа-богатыря. Другая сторона русского лагеря – лирико-бытовая показана в хорах девушек, поселян.

Характеристики отдельных персонажей:

Игорь в отдельных репликах интродукции получает характеристику в патетико-героическом ключе. Центральная характеристика – ария II действия близкая стилю bell canto, раскрывает разные грани образа – раскаяние, героику, любовь к Ярославне.

Образ Ярославны выписан более детально, нежели образ Игоря. С одной стороны, героиня характеризуется как представительница власти – мужественная и решительная (сцена с Галицким I д., 2-я картина, с боярами – финал I д.). С другой стороны, в этом образе ярко выражено лирическое начало (ариозо «Ах, где ты, где ты» I д., 2-я картина, Плач IV действия).

Владимир Игоревич раскрывается как сугубо лирический персонаж.

Отрицательный полюс русского лагеря характеризуется в массовых сценах — чествование Галицкого («княжьей песне» — I д., 1-я картина), а также через конкретных персонажей.

Владимир Галицкий воплощает безответственную власть, власть ради личных интересов. Центральная характеристика – песня «Только б мне дождаться чести» (I д., 1-я картина) в духе разгульной плясовой. Реплики Галицкого в сцене с Ярославной носят характер издёвки.

Скула и Ерошка – дружинники-дизертиры, бежавшие из дружины Игоря и примкнувшие к челяди Галицкого. Их музыкальная характеристика соответствует духу скоморшин.

Характеристике половецкого стана посвящены II и III действия. Композитор обращается к музыке восточного колорита с прихотливой мелодикой, обилием украшений, часто возникающей интонации ув.2, обострённым тяготениями, остинатным басом. Оркестровка также соответствует восточному колориту.

Половцев «в массе» характеризует большая хореографическая картина (здесь композитор следует традиции «Ивана Сусанина» М.И.Глинки). Половцы характеризуются двояко: среди них есть, с одной стороны, пленники и пленницы, а, с другой, – воины.

Центральный персонаж половецкого лагеря – хан Кончак. Центральная характеристика – большая ария II д., включающая три раздела (1-й – повествование о битве, 2-й – обращение к Игорю, 3-й – тоже обращение к Игорю). Несмотря на то, что сюжетно Кончак противопоставлен Игорю как захватчик, он внушает симпатию и уважение, поскольку, ведёт себя благородно по отношению к князю.

Интродукция хор «Солнцу красному слава», стр. 26 – наиз.

Хор «Княжьи молодцы гуляли» стр. 69, Ц.1 – по нотам

Речитатив и песня Галицкого:

«Грешно таить» стр. 73 – по нотам

«Только б мне дождаться чести» стр.74 – наиз.

Хор девушек «Ой, лихонько» стр.81 – по нотам

Ариозо Ярославны «Ах, где ты, где ты, прежняя пора» стр.107 – наиз.

Хор «Мы к тебе, княгиня» стр.114 – по нотам

Сцена Ярославны и Галицкого «Да ты забыл, что я княгиня» стр.130, ц.5 – по нотам

Хор бояр «Мужайся, княгиня» стр.135 – по нотам

Хор половецких девушек «На безводье» стр. 155 – по нотам

«Ни сна, ни отдыха» стр.199 – наизусть

«Погибло всё: и честь моя и слава» стр. 200, ц.2 – по нотам

«О, дайте, дайте мневободу» стр.201 – наиз.

«Ты одна, голубка лада» стр.202 – наиз.

«Ты ранен в битве при Каяле» стр.213, ц.1 – по нотам

«О нет, нет, друг» стр.216 – наиз.

«Хочешь, возьми коня любого» стр.217, ц.3 – по нотам

Половецкая пляска с хором

«Улетай на крыльях ветра» стр.227 – по нотам

«Пойте песни славы хану» стр.232 – по нотам

«Ах, плачу я» стр.337 – наизусть

«Я кукушкой перелётной» стр.338 – по нотам

Песня гудовщиков (Скула и Ерошка) «Ты гуди» стр. 368 – по нотам

Заключительный хор «Князь из плена к нам вернулся» стр.395, ц.2 – по нотам

Источник

Князь игорь хор бояр мужайся княгиня ноты для

АННОТАЦИЯ
Муз. А.П. Бородина. «Мужайся Княгиня»
( Из действия II картины оперы «Князь Игорь»)

Александр Порфирьевич Бородин родился 12 ноября 1833 года в Петербурге. Музыкой Александр начал заниматься с восьми лет и вскоре научилсяиграть на флейте, фортепиано, а позднее и на виолончели. Сочинять мальчик начал едва ему исполнилось девять лет.
В 1850 года Бородин поступил в Медико- химическую академию. Учеба шла весьма успешно. В 1858 году Александр Порфирьевич получил степень доктора медицины.
Знакомство и дальнейшее общение с руководителем «Могучей кучки»,а затем и с другими членами этого кружка утвердило в молодомученом более серьезное отношение в к своему композиторскому дарованию. В 1862 годы Александр Порфирьевич становиться одним из членов кружка.
Балакирев первым разгадал необыкновенную одаренность бородина, внушил ему мысль о необходимости создания Первой симфонии. Работа над симфонией продолжалась около пяти лет. Историческая ценность Первой симфонии заключена не только в ее высокой художественнойзрелости. Она явилась одной из первых симфоний в русской музыке.
Тогда же он создает Вторую симфонию, «Богатырскую». Это одно из лучших произведений русской симфонической музыки. Одновременно со Второй симфонией бородин работал и над созданием главного своего произведения- оперы «Князь Игорь». Работа над оперой продолжалась 18 лет. Произведение не было закончено самим композитором. После смерти бородинаоперу дописали Н.А. Римский- Корсаков и А. К. Глазунов.
Композиторское наследие Бородина не очень велико, но каждое его произведение- истинный шедевр.
Умер Александр Порфирьевич 27 февраля 1887 г. В Петербурге.

Оперы:
«Богатыри» (1868)
«Князь Игорь» (1869-1887)
«Царская невеста» (1867—1868, наброски, утрачены)
Произведения для голоса с фортепиано:
«Разлюбила красна девица»(50-е годы)
«Что ты рано, зоренька» (50-е годы)
«Слушайте, подруженьки, песенку мою» (50-е годы)
«Отравой полны мои песни» (слова Г. Гейне, перевод Л. А. Мея, 1868)
«Из слез моих» (слова Г. Гейне, перевод Л. А. Мея, 1871)
«У людей-то в дом» (слова Н. А. Некрасова, 1881)
«Для берегов отчизны дальней» (слова А. С. Пушкина, 1881)

На слова Бородина:
«Морская царевна» (1868)
«Спящаякняжна» (1867)
«Фальшивая нота». Романс (1868)
«Песня тёмного леса» (1868)
«Море». Баллада (1870)
«Арабская мелодия» (1881)

Вокальный ансамбль:
мужской вокальный квартет без сопровождения Серенада четырёх кавалеров одной даме (слова Бородина, 1868-72)

Художественно- поэтический анализ.
Содержание оперы «Князь Игорь»:

«Древний русский город Путивль. Рать во главе с князем Игорем выступает в походна половцев. Народ торжественно славит его. Внезапно землю окутывает мрак — начинается солнечное затмение. Боясь недоброго предзнаменования, народ и бояре отговаривают Игоря идти в поход; умоляет князя остаться и его жена Ярославна. Но Игорь непреклонен. Поручив заботы о жене ее брату Владимиру Галицкому, он ведет дружину на битву с врагом.Галицкий воспользовался отъездом Игоря. Вместе со своейчелядью он бражничает и бесчинствует; разгульным пиром верховодят захмелевшие гудочники Скула и Ерошка, бежавшие из Игорева войска. Галицкий лелеет мечту сесть в Путивле князем, а пока всячески притесняет жителей. Дерзко похитив девушку, князь прогоняет подружек, явившихся просить об ее освобождении.
Защиты от наглого обидчика девушки ищут у Ярославны. Но, несмотря на всю свою решительность и твердость,княгиня не в силах справиться с братом. Бояре приносят недобрую весть: в неравном бою полегла вся рать, Игорь ранен и вместе с сыном взят в плен, а к Путивлю подходят полчища половцев. Слышен тревожный набат, возвещающий о вражеском нашествии. Все устремляются на защиту города.
Вечер в половецком стане. Девушки-половчанки песнями и плясками развлекают дочь Хана.

Чтобы читать весь документ, зарегистрируйся.

Источник

Оцените статью