Князь игорь плач ярославны ноты

Плач Ярославны. Бородин

Вы находитесь на сайте Нотного Архива России (library notes Russia) — www.notarhiv.ru Посмотреть другие произведения

Музыка А. Бородина Плач Ярославны из оперы «Князь Игорь»

Ах! Плачу я, горько плачу я, слёзы лью,
Да к милому на море шлю, рано по утрам.
Я кукушкой перелётной полечу к реке Дунаю,
Окуну в реку Каялу мой рукав бобровый.
Я омою князю раны на его кровавом теле…
Ох ты, ветер, ветер буйный, что ты в поле веешь?
Стрелы вражьи ты навеял на дружины князя.
Что не веял, ветер буйный, вверх под облака,
В море синем корабли лелея!
Ах, зачем ты, ветер буйный, в поле долго веял?
По ковыль-траве рассеял ты моё веселье…
Ах! Плачу я, горько плачу я, слёзы лью
Да к милому на море шлю рано по утрам.
Гой, ты, Днепр мой, Днепр широкий,
Через каменные горы в половецкий край дорогу
Ты пробил,
Там насады Святослава до Кобякова полку
Ты лелеял, мой широкий, славный Днепр,
Днепр, родной наш Днепр!
Вороти ко мне милова,
Чтоб не лить мне горьких слёз
Да к милому на море не слать рано по утрам.
Ох, ты, солнце, солнце красно,
В небе ясном ярко светишь ты,
Всех ты греешь, всех лелеешь,
Всем ты любо, солнце, солнце,
Красно солнце!
Что же ты дружины князя зноем жгучим обожгло?
Ах! Что ж в безводном поле жаждой
Ты стрелкам луки стянуло
И колчаны им истомой, горем запекло?
Зачем!

Источник

Ариозо Ярославны. Бородин

Вы находитесь на сайте Нотного Архива России (library notes Russia) — www.notarhiv.ru Посмотреть другие произведения

Читайте также:  Вязать крючком гитару схема

Музыка А. Бородина Ариозо Ярославны из оперы «Князь Игорь»

Немало времени прошло с тех пор,
Как Игорь, лада мой, с сыном Владимиром
И с братом нашим Всеволодом на половцев повел свои дружины.
Не знаю, что и думать мне: кажись, давно пора бы
От князя быть гонцам ко мне.
И хоть бы кто-нибудь оттуда случайно об Игоре мне весть принес…
Ох, мне сердце весть недобрую несет; щемит, болит и ноет ретивое,
Тоска меня грызет, уж видно не к добру!
Ах, где ты, где ты, прежняя пора, когда мой лада был со мною…
Прошла пора тех красных дней!
Одна в тоске все дни с утра, одна в слезах не сплю я ночи
И страстно жду я друга моего, и жадно жду вестей я от него!
Не едет он, вестей не шлет, и жду я долго-долго…
И сны зловещие покой мутят мне ночью.
Мне часто снится лада мой, как будто он опять со мной,
Манит рукой, зовет с собой,
А сам все дальше, дальше от меня идет, и я одна опять…
Мне станет страшно и тоскливо…
Проснуся я, — рекою слезы так и льются, и не могу я их унять…
Была пора, не знала горя я, мой лада был тогда со мною;
Прошла пора тех красных дней:
На сердце мрак, в душе тоска, я плачу дни, я плачу ночи.
Одна, одна лишь дума у меня, одна, одна забота на душе:
Не едет он, гонцов не шлет, а времени прошло уж много, много…
Скоро ль ко мне воротится мой милый, дождусь ли я его?
Где он, где он, князь мой, лада.

Читайте также:  Ludovico einaudi solo ноты для фортепиано

Источник

Князь игорь плач ярославны ноты

Александр Бородин «Плач Ярославны»

Опера «Князь Игорь». Это выдающееся творение гениального русского композитора Александра Порфирьвича Бородина , от первой и до последней ноты наполненное духом патриотизма, хорошо знают не только в нашем отечестве, но и за его пределами. В произведении много ярких, потрясающих своей силой запоминающихся номеров. Чего только стоит вокально-хореографическая сцена « Половецкие пляски », музыка которой исполнителями самых различных современных направлений разобрана на цитаты. Кроме этого, необходимо отметить эмоциональную арию князя Игоря «О, дайте, дайте мне свободу!» и, конечно же, проникновенный «Плач Ярославны» — композицию, признанную величайшим достижением русского оперного искусства.

Историю создания «Плача Ярославны» из оперы «Князь Игорь» Бородина, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

История

Так как «Плачь Ярославны» открывает четвёртое действие оперы Бородина « Князь Игорь », то неоспорим тот факт, что истории сочинения этих произведений тесно взаимосвязаны.

К 1869 году Александр Порфирьевич Бородин в Санкт-Петербурге почитался как весьма уважаемый человек. После возвращения из-за границы в сентябре 1862 года, где Александр Порфирьевич проходил трёхгодичную научную стажировку, он, познакомившись с Милием Балакиревым и Цезарем Кюи, вступил в содружество талантливых музыкантов, которое позднее получило название « Могучая кучка ».

С декабря того же года он занялся преподавательской деятельностью в Медико-хирургической академии, а вскоре, заступив на должность профессора в этом учебном заведении, возглавил кафедру химии. Тем не менее, несмотря на большую загруженность педагогической работой, Бородин старался находить время, чтобы заниматься любимым композиторским творчеством. Поначалу, сочиняя камерные произведения, он в 1862 году всё же начал, а в 1865 году закончил свою первую симфонию.

После её успешного премьерного исполнения, по убедительному настоянию искусствоведа, критика и идейного вдохновителя «Могучей кучки» Владимира Васильевича Стасова, восхищавшегося талантом композитора, Александр Порфирьевич решил серьёзно попробовать свои силы в оперном жанре. Стасов, прекрасно знавший творческие потребности Бородина, пообещал свою помощь в выборе сюжета и в апреле 1869 года он предложил композитору обратить внимание на выдающийся шедевр древнерусской литературы «Слово о полку Игореве».

Поскольку выбранный сюжет пришёлся Александру Порфирьевичу по душе, то он основательно взялся за подготовительную работу: изучал исторические источники, песенный фольклорный материал, а летом даже побывал в Путивле — месте, где должны были происходить основные действия оперы. Вернувшись из отпуска, Бородин показал своим коллегам-музыкантам первые эскизы произведения, однако из-за осеннего начала учебного года и академической занятости сочинение оперы ему пришлось отложить. Перерыв в работе над «Князем Игорем» продлился четыре года. Возвращение к сочинению произведения произошло только в октябре 1874 года и первые фрагменты, среди которых был «Половецкий марш», ария Ярославны и упомянутый выше «Плач Ярославны» из-под пера композитора появились уже через месяц.

В общей сложности работа над оперой «Князь Игорь» продолжалась восемнадцать лет, но закончить своё творение Александр Порфирьевич так и не успел: безвременная смерть нарушила все творческие планы композитора. После похорон Бородина его творческие соратники Николай Андреевич Римский-Корсаков и Александр Глазунов разобрали музыкальные рукописи композитора и договорились о приведении их в порядок, а также подготовке к изданию. Опера «Князь Игорь» требовала особого внимания. В 1888 году произведение было не только полностью отредактировано и оркестровано, но и отдано в печать в издательство Митрофана Беляева.

Премьера оперы с большим успехом под оглушительные овации состоялась в октябре 1990 года на сцене Мариинского театра.

Интересные факты

  • Старинные плачи-причеты – древнейший фольклорный обрядовый жанр, который имел место у многих народов. Это своеобразные песни, мелодика которых отличалась импровизационностью, а также особой жалостливостью и печалью. Помимо похоронно-поминальных, свадебных и рекрутских причитаний слагались также и внеобрядовые плачи, которые распевались в трудных жизненных ситуациях, например, после пожара или во время тяжкой работы. Причитания исполняли специально приглашённые плакальщицы, которые жёстко следовали определённым установкам во время совершения того или иного обряда. Плачи-причеты строжайше запрещалось исполнять детям и незамужним девушкам.
  • Чтобы добиться истинной достоверности Александр Порфирьевич в процессе работы над оперой «Плач Ярославны» переделывал несколько раз.
  • Несмотря на то, что к 1869 году издательствами было напечатано одиннадцать переводов «Слова о полку Игореве», написанных разными авторами, Александр Порфирьевич Бородин сделал свой вариант древнерусского текста. По воспоминаниям современников его версия даже превосходила работу некоторых литераторов. Либретто к опере «Князь Игорь» Александр Бородин тоже написал сам.
  • В опере «Князь Игорь» затрагивается тема романтических отношений сына князя Игоря и дочери половецкого хана Кончака. Основываясь на исторические факты, Свобода Кончаковна и Владимир Игоревич были связаны брачным союзом и являлись прародителями Великого князя Александра Невского.
  • К большому сожалению, в театрах оперу «Князь Игорь» полностью услышать практически невозможно. Произведение, включающее четыре акта, по масштабам достаточно велико и его продолжительность в общей сложности составляет три с половиной, а то и четыре часа. Поэтому спектакль обычно сокращают, вырезая третий акт.

Содержание «Плача Ярославны»

Четвёртое действие оперы «Князь Игорь» . Ранним утром одна на городской стене стоит жена князя Игоря — Ярославна. Она внимательно всматривается в ту сторону, где пленённый врагами томиться её милый муж. Ярославна вернуть ей любимого Игоря с мольбами обращается к солнцу, ветру и реке. В её проникновенных словах чувствуется глубокая боль не только за свою женскую долю, но и тяжкую судьбу родной страны.

Сцену открывает небольшое вступление, в котором заунывная мелодия в трёхдольном размере и тональности си минор в исполнении кларнета и флейт рисует заунывный пейзаж. На него накладывается голос Ярославны. Её композиция, включающая в себя несколько разделов, начинается с рефрена: «Ах! Плачу я, горько плачу я, слёзы лью». В его выразительной мелодической линии в основном присутствуют нисходящие интонации, которые весьма характерны для народных лирических напевов, повествующих о горе или душевных страданиях. Далее с изменением на четырёх дольный размер со слов «Я кукушкой перелётной» начинается сам плач. Этот эпизод звучит мягко и тепло, так как все мысли героини устремляются к любимому мужу. Затем размер музыки вновь меняется на трёхдольный, и в оркестре опять звучит тема вступления. После этого в следующем эпизоде первой части героиня обращается к ветру. Музыкальный материал здесь интонационно приподнимается, а сопровождение становится более возбуждённым. Далее оркестровый проигрыш и рефрен оповещают о начале другого раздела, в котором Ярославна свои мольбы направляет к реке Днепр. В этой части мелодические интонации музыкального материала расширяются и по своему характеру приближаются к народно-песенному материалу. В последнем же обращении героини, которое направлено к солнцу, ярко прослушивается тема верности и любви, звучавшая в арии Игоря во втором действии оперы.

«Плач Ярославны» в опере Бородина «Князь Игорь» является значительным эпизодом, который можно обозначить как главный кульминационный момент произведения. Он выражает преданность, любовь и беззаветное самоотвержение, но кроме этого символизирует всенепременную победу над тёмными силами зла.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

«Плач Ярославны» Бородина

Источник

Князь игорь плач ярославны ноты

Срок выполнения задания: 17.05.2020

  • Просмотрите видеолекцию.
  • Оформите записи в рабочей тетради по теме урока как показано в рамке.

Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и опера «Князь Игорь»

Часть II

А́рия — законченный вокальный номер в опере, исполняемый главным героем в сопровождении оркестра.

Ария выражает характер или состояния героя, раскрывает его роль в развитии сценического действия.

А. П. Бородин. Ария князя Игоря. Из оперы «Князь Игорь»

А. П. Бородин. Ария хана Кончака. Из оперы «Князь Игорь»

А. П. Бородин. «Плач Ярославны». Из оперы «Князь Игорь»

  • Прочитайте вторую часть § 25. Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и опера «Князь Игорь» (учебник стр. 153 — 159)
  • Прослушайте музыкальные произведения:

А. Бородин. Ария князя Игоря. Из оперы «Князь Игорь»

Ни сна, ни отдыха измученной душе,
Мне ночь не шлёт отрады и забвенья,
Всё прошлое я вновь переживаю
Один в тиши ночей.
И божья знаменья, угрозу

И бранной славы пир весёлый.
Мою победу над врагом
И бранной славы горестный конец,
Погром и рану, и мой плен,

И гибель всех моих полков,

Честно за Родину головы сложивших.

Погибло всё и честь моя, и слава,
Позором стал я земли родной.
Плен, постыдный плен —
Вот удел отныне мой,
Да мысль, что все винят меня.

О, дайте, дайте мне свободу,
Я свой позор сумею искупить.
Спасу я честь свою и славу,
Я Русь от недругов спасу.

Обращаясь к Ярославне:

Ты одна голубка-лада,
Ты одна винить не станешь,
Сердцем чутким всё поймешь ты,
Всё ты мне простишь.

А. Бородин. Ария хана Кончака. Из оперы «Князь Игорь»

Здоров ли, князь?
Что приуныл ты, гость мой?
Что ты так призадумался?
Аль сети порвались?
Аль ястребы не злы и с лёту птицу не сбивают?
Возьми моих!

(Князь Игорь:
И сеть крепка, и ястребы надёжны,
Да соколу в неволе не живётся.)

Всё пленником себя ты здесь считаешь.
Но разве ты живёшь как пленник, а не гость мой?
Ты ранен в битве при Каяле
И взят с дружиной в плен;
Мне отдан на поруки, а у меня ты гость!
Тебе почёт у нас, как хану,
Всё моё к твоим услугам.
Сын с тобой, дружина тоже,
Ты как хан здесь живёшь,
Живёшь ты так, как я.

А. Бородин. «Плач Ярославны». Из оперы «Князь Игорь»

Ах! Плачу я, горько плачу я, слёзы лью
Да к милому на море шлю рано по утрам.

Рефрен:
Я кукушкой перелётной полечу к реке Дунаю,
Окуну в реку Каялу мой рукав бобровый.

Я омою князю раны на его кровавом теле.

  • Продумайте ответы на следующие вопросы:
  1. В каких сольных жанрах раскрываются характеристики главных героев оперы?
  2. Что явилось дурным предзнаменованием небес, предвещавшим неудачный поход Князя Игоря?
  3. Сломило ли военное поражение дух Игоря?
  4. В какой момент действия оперы звучит ария князя Игоря?
  5. Определите главенствующий музыкальный образ в Арии князя Игоря.
  6. Каким становится образ в музыкальной теме «Ты одна голубка-лада. «?
  7. Определите музыкальный образ «Плача Ярославны».
  8. Какой музыкальный признак связывает образ Ярославны с образом князя Игоря в их сольных номерах?
  9. К каким человеческим качествам обращена музыка оперы Князь Игорь?
  10. Можно ли утверждать, что опера «Князь Игорь» А. Бородина близка и понятна нашему современнику?
  • Пройдите тест по изученному материалу на Школьном портале и получите оценку за урок.

Важно! Тест на Школьном портале можно пройти только через учётную запись учащегося, а не родственника. При отсутствии доступа к учётной записи учащегося необходимо обратиться к Вашему классному руководителю с просьбой заказать логин и пароль к учётной записи учащегося у администратора Школьного портала. Или обратиться напрямую к администратору Школьного портала по ссылке. Запрос отправляйте в личном сообщении.

  • Сфотографируйте или отсканируйте рабочую тетрадь с записями по теме урока и отправьте файл через форму внизу этой страницы.
  • Разучите песню (обязательно).

По желанию, для получения дополнительной оценки за пение

Запишите своё исполнение песни (1 — 2 куплета) на диктофон или видео и отправьте через форму обратной связи. Песню для записи можно выбрать одну из двух.

Критерии оценки пения:

  1. Чистота интонации (попадание во все ноты в пределах диапазона выбранной песни).
  2. Ровность звучания отдельных нот (ноты, особенно долгие должны звучать ровно, без отклонений от правильной высоты).
  3. Ритмичность (точное соблюдение ритмического рисунка мелодии).
  4. Правильное распределение дыхания (дыхания должно хватать на фразы).
  5. Чёткое и уверенное пропевание текста песни (дикция).
  6. Выразительность исполнения (в исполнении передавать характер песни).

Для связи с учителем и отправки файлов используйте эту форму.

Указывайте фамилию, имя, класс ученика!

[contact-form-7 404 «Not Found»]

Источник

Оцените статью