Кофе меню бюро пианино кашне

Список существительных, относящихся к несклоняемым

Мы привыкли, что все существительные можно отнести к одному из трех склонений. Это позволяет писать грамотно, верно определяя окончания слов в различных падежах. Но среди заимствований из других языков существует целый список существительных, которые имеют одну и ту же форму в любом контексте. Нет никакой логики в том, в каком роде они употребляются с зависимыми прилагательными. Это необходимо просто запомнить.

Слова с -о, -у, -е, -и, -э, -ю и ударной -а на конце

Представим список существительных, относящихся к несклоняемым, в форме таблицы. В ней приведены только имена нарицательные.

Какао, манго, кино, метро, бюро, домино, трюмо, пальто, танго, бунгало, вето, авокадо, дело, сабо, бордо, евро, эсперанто, кашпо, депо, пианино
Кенгуру, шоу, рагу, какаду, зебу, фрау
Конферансье, шимпанзе, колье, резюме, кашне, атташе, пенсне, протеже, суфле, драже, шоссе, пюре, купе, фойе, коммюнике, кофе, кафе
Жалюзи, шасси, такси, алиби, киви, конфетти, жюри, иваси, пенальти, рефери, регби, кольраби, спагетти, бренди, виски, травести, пони
Каноэ, алоэ, нэцкэ, каратэ, каланхоэ
Меню, авеню, дежавю, инженю, барбекю, парвеню, интервью
Боа, бра, фейхоа, буржуа, амплуа

Имена собственные и нарицательные женского рода с согласной на конце

Подобных заимствованных слов не так много, поэтому список существительных, относящихся к несклоняемым, будет небольшим. Их нетрудно запомнить:

  • Мисс, миссис, фрейлен.
  • Элизабет, Маргарет.
  • Фамилии: Анна Дворкович, Ким Бейсингер, Ким Кардашян.
Читайте также:  Пианино orla stage artist

Иностранные имена и географические названия с гласной на конце

Невозможно привести полный список существительных, относящихся к несклоняемым, однако приведем наиболее яркие примеры:

  • Географические названия — Токио, Осло, Колорадо, Сочи, Баку, Борнео, Хельсинки, Капри, Миссури, Миссисипи.
  • Фамилии — Делакруа, Золя, Шоу, Бизе, Дюма, Гете, Гюго, Мориа.
  • Имена — Франсуа, Мари, Хилари, Натали.

Сложносокращенные слова и аббревиатуры

Здесь также невозможно привести полный список существительных, относящихся к несклоняемым, поэтому ограничимся примерами:

  1. Сложносокращенные слова — роно, сельпо, завкафедрой.
  2. Аббревиатуры — МГУ, НАТО, ЮНЕСКО, ОБСЕ, ГИБДД.

Фамилии славянского происхождения, оканчивающиеся на -о, -ко, -аго/-яго, -ово, -ых/-их

Обращаем внимание, что в данном случае не важно, к мужскому или женскому роду относится фамилия. Приведем примеры:

  • Жудро, Костенко, Лихитченко.
  • Водолаго, Дубяго.
  • Дурново, Хитрово.
  • Черных, Ильинских.

Обратите внимание на представленную чуть выше картинку, где можно повторить типы несклоняемых существительных. Список представлен чуть выше, но следует помнить — окончаний у них нет.

Источник

Подскажите, пожалуйста. ВСЕ Несклоняемые существительные.

Например, жюри, интервью

Колибри, кенгуру, шоссе
Фламинго, пони, шимпанзе,
Какао, кофе, домино
Алоэ, радио, кино,
Такси, метро, купе, пальто
Кашне, кафе, трюмо, манто,
И какаду, драже, пари,
И интервью, рагу, жюри
И пианино, и фойе,
Пюре, бюро и ателье –Ты все слова запоминай,
Но никогда их не склоняй!

Метро, пальто.. .
§ 1143. Несклоняемые существительные, называющие одушевленные предметы, относятся к муж. или жен. р. Эта отнесенность отвечает противопоставлению родовых значений, характеризующих все одушевл. существительные (см. § 1138). К жен. р. относятся слова, называющие лиц женского пола (мисс, миссис, мадам, фрау, леди) , имена и фамилии женщин (Бетси, Мери, Мари, Кармен, Элен; Засулич, Кюри, Норкевич, Педерсен) ; к муж. р. относятся слова, называющие лицо вообще, слова, называющие лиц мужского пола по социальному положению или профессии, а также названия животных безотносительно к их принадлежности к тому или иному полу: (крупный) буржуа, (средний) рантье, (испанский) гидальго, (военный) атташе, (знакомый) конферансье, кюре, портье; (прелестный) какаду, (быстроногий) кенгуру, (маленький) пони, (забавный) шимпанзе.

При необходимости подчеркнуть пол животного существительное, как правило, определяется прилагательным в форме муж. или жен. р. (об образованиях типа шимпанзиха, кенгуриха см. § 384). При этом женский род обозначает принадлежность животного к женскому полу, а за мужским родом, помимо способности обозначать принадлежность к мужскому полу, сохраняется возможность общего обозначения, безотносительно к полу: Не каждый день приходится нам сидеть в обществе молоденькой и по-своему миловидной шимпанзе (газ.) ; У обезьян выработался определенный инстинкт к ползучим. Когда приходится угомонить взбунтовавшегося шимпанзе, мы обращаемся к обыкновенному ужу (газ.) ; Крошка Вега – первый и пока единственный шимпанзе, родившийся в зоопарках Советского Союза. Ей пять месяцев (газ.) .

Несклоняемым существительным визави, протеже, инкогнито свойственна двойственная родовая принадлежность (см. § 1146): этот, мой, наш визави – эта, моя, наша визави; мой, моя протеже. Сущ. инкогнито может относиться к муж. и сред. р.

К несклоняемым существительным относятся: 1) многие существительные иноязычного происхождения с конечными гласными -о, -е, -и, -у, -ю, -а (соло, кофе, хобби, зебу, кешью, бра, Дюма, Золя) ; 2) иноязычные фамилии, обозначающие лиц женского пола, оканчивающиеся на согласный (Мишон, Саган) ; 3) русские и украинские фамилии на -о, -их, -ых (Дурново, Крутых, Седых) ; 4) сложносокращенные слова буквенного и смешанного характера (МГУ, МВД, завкафедрой).

Кофе, кафе, бистро, шоссе, монпансье, шансонье.

Например, жюри, интервью

Колибри, кенгуру, шоссе
Фламинго, пони, шимпанзе,
Какао, кофе, домино
Алоэ, радио, кино,
Такси, метро, купе, пальто
Кашне, кафе, трюмо, манто,
И какаду, драже, пари,
И интервью, рагу, жюри
И пианино, и фойе,
Пюре, бюро и ателье –Ты все слова запоминай,
Но никогда их не склоняй!
Пальто, кино, метро, депо, табло, трюмо, кашпо, казино, авизо, радио, пианино, фортепиано, кимоно, эскимо, контральто, жабо, трико, лассо, лото, домино, зеро, фото, видео, маэстро, микадо, турне, кашне, безе, галифе, кабаре, пенсне, шоссе, досье, каре, карате, желе, реле, кофе, оливье, крупье, рантье, портье, атташе, цеце, такси, салями, иваси, колибри, пенальти, мацони, сациви, суши, ассорти, шасси, пари, жалюзи, жюри, травести, леди, папарацци, рагу, азу, какаду, эму, кенгуру, меню, авеню, инженю, боа, бра, буржуа.
И многие другие.

Например, жюри, интервью

Колибри, кенгуру, шоссе
Фламинго, пони, шимпанзе,
Какао, кофе, домино
Алоэ, радио, кино,
Такси, метро, купе, пальто
Кашне, кафе, трюмо, манто,
И какаду, драже, пари,
И интервью, рагу, жюри
И пианино, и фойе,
Пюре, бюро и ателье –Ты все слова запоминай,
Но никогда их не склоняй!
Пальто, кино, метро, депо, табло, трюмо, кашпо, казино, авизо, радио, пианино, фортепиано, кимоно, эскимо, контральто, жабо, трико, лассо, лото, домино, зеро, фото, видео, маэстро, микадо, турне, кашне, безе, галифе, кабаре, пенсне, шоссе, досье, каре, карате, желе, реле, кофе, оливье, крупье, рантье, портье, атташе, цеце, такси, салями, иваси, колибри, пенальти, мацони, сациви, суши, ассорти, шасси, пари, жалюзи, жюри, травести, леди, папарацци, рагу, азу, какаду, эму, кенгуру, меню, авеню, инженю, боа, бра, буржуа.
И многие другие.

Источник

«Несклоняемые имена существительные». 6-й класс

Класс: 6

а) Познакомить учащихся с понятием “несклоняемые имена существительные”; уметь находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи;

б) учить детей исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного и разграничивать склоняемые и несклоняемые существительные; определять падеж несклоняемых существительных; обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения;

в) способствовать развитию речи учащихся, расширять их словарный запас; воспитывать интерес к языку.

Тип урока: урок-усвоение новых ЗУН через решение учебных проблем.

Применяемые методы:

    Познавательные УУД: Поиск необходимой информации, смысловое чтение.
  • Регулятивные УУД: Целеполагание как постановка учебной задачи. На основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися того что еще будет новым и интересным.
  • Коммуникативные УУД: Использование средств языка и речи для получения и передачи информации участие в диалоге, самовыражение.

ЛичностныеУУД: умение анализировать и осмысливать свои достижения.

Метапредметный результат: учиться ставить цель и задачи урока, проводить самоконтроль и самооценку.

Знать: несклоняемые имена существительные

Уметь: находить несклоняемые имена существительные, правильно употреблять их в речи.

1. Проверка домашней работы

2. Усвоение новых понятий и формирование умений и навыков.

— Сегодня мы, продолжая работу над темой “Склонение имён существительных”, познакомимся с очень интересными словами. Прослушайте стихотворение “ Про то, как не надо говорить”:

— Употребление каких слов показалось странным? (кенгуру, кино, пальто, кафе, метро, фортепьяно, шимпанзе, пенсне, кашне, какаду) — Все значения слов вам понятны?

Словарная работа:

кашпо – декоративная ваза для цветочного горшка,

какаду – птица отряда попугаев с хохолком на голове,

кашне – шейный шарф,

пенсне – род очков, держащихся при помощи пружинки, за переносицу,

манто – широкое дамское платье.

фойе – помещение в театре, кино и т.п. для пребывания зрителей перед началом спектакля, фильма, концерта.

— А теперь каждый из вас поработает редактором. Возьмите листочки с текстом и исправьте ошибки. (Раздаю по рядам)

3. Определение темы уроков, целеполагание

  • Что общего у всех слов, исправленных нами в стихотворении?
  • Какова же тема нашего урока?
  • Какова цель урока? Что мы должны узнать? Чему научиться на уроке?
  • Как вы думаете, много ли таких слов?
  • Существуют несклоняемые фамилии?
  • У кого из ваших знакомых или в классе несклоняемая фамилия?

Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)
И листочки собираем (наклоны вперед)
Собирать их каждый рад
Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)

4. Группы несклоняемых существительных

Несклоняемые существительные – это существительные, которые во всех падежах имеют форму только именительного падежа.

Попробуем просклонять одно из несклоняемых существительных:

И.п. построено метро

Р.п. стою у метро

Д.п. иду по метро

Т.п. восхищаюсь метро

5. Познакомимся с группами несклоняемых существительных

1. Заимствованные существительные с конечным гласным -О, — Е, -И,-У, -Ю и конечным ударным гласным – А (нарицательные и собственные)

Животный мир: кенгуру, какаду, шимпанзе, колибри, пони.

Одежда, пища и жилище человека: кашне, трико, пенсне, манто, портмоне, хаки, пальто, манго, какао, кофе, эскимо, салями, иваси, филе, жалюзи, фойе, трюмо, пианино, кашпо, домино, фортепьяно, радио.

Город: авеню, шоссе, табло, шоу, панно, ателье, кафе, метро, такси, кино.

Имена, фамилии, названия: Тбилиси, Конго, Токио, Сочи, А. Дюма, Чиполлино, Пеппи, Маугли, Буратино. .

2. Заимствованные существительные, обозначающие лиц женского пола и оканчивающиеся на согласный: мисс, мадам, Э.Войнич, М.Поппинс

3. Русские и украинские фамилии на –О и –ЫХ(-ИХ): Рудых, Малых, Левченко, Дайнеко, Головных, Тихих, А.Н.Приходько.

4. Сложносокращённые слова: ГИБДД, ЛФК, СМИ, ВВЦ, ПФТ

(Читаем правило с учебника с.140-141)

— Несклоняемых существительных в русском языке немало. Например, жюри, интервью. Да вы и сами можете продолжить этот список. Приведите примеры.

Хочу прочитать вам стихотворение:

Колибри, кенгуру, шоссе,
Фламинго, пони, шимпанзе,
Какао, кофе, домино,
Алоэ, радио, кино,
Такси, метро, купе, пальто,
Кашне, кафе, трюмо, манто,
И какаду, драже, пари,
И интервью, рагу, жюри,
И пианино, и фойе,
Пюре, бюро и ателье –
Ты все слова запоминай,
Но никогда их не склоняй!

Давайте выполним упр. № 267 один у доски остальные в тетради

6. Поиграем в игру “Сломай рифму” (раздаточные материалы)

Исправьте в данном тексте ошибки, допущенные поэтом, поставьте несклоняемые существительные в нужную форму, определите у них падеж. (Раздаю листочки)

Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура,
Ходит – бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.
Кенгура в кафу зашел,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян.
Тут и взрослый, сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.
Интересное кино.
Жаль окончилось оно.
В гардероб пора бежать –
Будут польта выдавать.

3 группа. Задание вставьте в словосочетания подходящие по смыслу несклоняемые имена существительные. Такси, метро, пальто, фортепьяно, радио, кино, портмоне, ателье, салями, шоссе, пони.

  • Выйти из , играть на , гулять без ,
  • Ехать по , бутерброд с , приехать на ,
  • Кататься на , вынуть из , слушать по ,
  • Пойти в , работать в .

Игра “Назови одним словом”

Дети должны определить слова по их лексическому значению.

На карточках каждой группе лексическое значение слов. Дети должны догадаться “Что это?”

1. Верхняя одежда для зимы и осени.

2. Подземная железная дорога.

3. Клавишный музыкальный инструмент.

4. Асфальтированная дорога.

5. Сорт мороженого на палочке.

6. Напиток из зерен кофейного дерева.

Высказывания детей (пальто, метро, пианино, шоссе, эскимо, кофе)

Давайте решим кроссворд

1. Род очков, держащихся при помощи пружинки за переносицу.

2. Музыкальный клавишный инструмент.

3. Род мороженого в шоколаде.

4. Дорога с жёстким покрытием.

5. Способ беспроволочной передачи и приёма звука.

(пенсне, пианино, эскимо, шоссе, радио)

1. Наёмный автомобиль с оплатой по счётчику.

2. Здание для стоянки и ремонта локомотивов и вагонов.

3. Игра в пластинки, на которые нанесены очки.

5. Подземная, наземная или надземная на эстакадах

(такси, депо, домино, кашне, метро)

— Я прочитаю “Песенку – итог” Аркадия Хайта.

Чтобы грамотными стать и писать отлично,
Никогда нельзя менять в падежах различных
Ни кино, ни домино, ни бюро и ни метро,
Ни кашне и ни пенсне, ни шоссе, ни шимпанзе.
Можно песню распевать и в гостях, и дома,
Если только не менять окончанье слова
Ни какао, ни депо, ни кафе и ни пальто,
Ни колибри, какаду, ни жюри, ни кенгуру.

8. Рефлексия

    Я узнал.
  • Я понял.
  • Было интересно.
  • Вызвало затруднение.

9. Домашняя работа:Упр.266, рабоч.тетр. №52

Источник

Оцените статью