Когда были изобретены названия нот

Что означают ноты и кто их придумал

Идею нотной грамоты разработал флорентийский монах и музыкант Гвидо д’Ареццо, проживавший в первой половине XI века. Он обучал монастырских певчих церковным песнопениям. Гвидо Аретинскийзаимствовал названия нот из старинного церковного гимна, посвященного святому Иоанну Крестителю.

UT queant laxis
REsonare fibris
MIra gestorum
FAmuli tuorum
SOLve polluti
LAbii reatum
Sancte Ioannes

В переводе с латинского:

Как видите, первые шесть строк начинаются со слогов UT, RE, MI, FA, SOL и LA. Похоже на современные ноты, не правда ли? Пусть вас не смущает самый первый слог.

Он, конечно, неудобен для пения, и поэтому в XVII веке этот неудобный UT заменили на более мелодичное ДО, которое мы поем теперь. Есть вполне правдоподобная точка зрения, что название ноты ДО произошло от латинского слова DOMINUS, что значит – Господь. Другая версия приписывается итальянскому теоретику музыки Дж. Б. Дони.

Позднее появился ещё один новый звук, — Si, который был образован из первых букв словосочетания Sancte Iohannes (Святой Иоанн)

В последнее время в Интернете, в частности, на сайте Фейсбук, Вконтакте в разных группах и на стенах пользователей часто можно увидеть запись, в которой сообщается что полные названия нот такое:

Do – Dominus – Господь;
Re – rerum – материя;
Mi – miraculum – чудо;
Fa – familias рlanetarium – семья планет, т.е. солнечная система;
Sol – solis – Солнце;
La – lactea via – Млечный путь;
Si – siderae – небеса.

Современная Ошибочная интерпретация названий нот!

Эта теория получила широкое распространение, так как подписчики верят, что случайный набор красивых слов имеет какое-то отношение к музыкальной грамоте. Однако эта информация в корне неверна.

Источник

Кто придумал ноты и почему они так называются?

Даже без музыкального образования почти каждый человек знает названия нот в музыке. С детства знакомые названия кажутся привычными и не вызывают лишних вопросов. На музыкальных распевках в школе или в музыкальном учреждении названия нот не вызывают сомнений.

Но все ли так просто? Изменились ли названия нот с их первого упоминания? И кто придумал эти «имена»?

Что такое нота?

Изучая партитуры произведений, не каждый музыкант или обыватель задастся вопросом, кто придумал ноты и их названия. С древних времен люди пытались передать определенные тембры звучания: голосом, стуком и так далее.

Музыка издревле считалась высочайшей формой искусства. Платон, известный философ, считал, что именно музыка дарит человеческой душе крылья, наделяет мышление воображением и воспитывает в людях лучшие качества.

Уже в древние времена люди тесно связали свои жизни с музыкой: женщины, поглощенные ежедневными обязанностями, тихонько напевали простые мелодии. Спокойные и переливчатые мотивы помогали быстрее уснуть детям.

Многим известно, что любая мелодия состоит из нот. Но что такое нота? В переводе с латинского nota обозначает метку или знак. В музыке ноты используются для графического изображения звуков определенной тональности. Благодаря дополнительным символам, таким как диез и бемоль, любому звуку придается дополнительная характеристика: высота, длительность и звучание.

Немецкая нотация

Привычные русскоговорящим названия нот от До до Си, звучат несколько иначе на других языках. В одной из самых распространенный буквенных нотаций им были присвоены другие «имена»: C, D, E, F, G, A и Н. Это система родом из Германии, и в ней нота Си обозначается как Н.

В данной системе нотного обозначения более высокое звучание – диез – обозначается окончанием -is. К примеру, До диез – cis и так далее. Единственное исключение – нота Си. Для обозначения ее более высокого звучания используют символ b. Более низкое звучание – окончание -is. Исключения для нот нет. Бекар – строчная буква-обозначение ноты.

Английская нотация

Немецкая буквенная нотация распространена почти во всех странах Европы. Исключения – государства, где государственный язык английский. Там ноты также обозначают буквами латинского алфавита, но от A до G. При том что букве А соответствует нота Ля. Дополнительные символы: бекар – идентичная буква, диез – sharp, бемоль – flat.

Расположение нот на нотном стане

При изучении инструментальных партитур можно заметить, что все ноты выглядят одинаково – черный или белый овал, расположенный на или между линиями. Различается лишь их положение и форма верхней части. И до того, как узнать, кто придумал ноты, необходимо понять, как их различать.

Прежде всего стоит отметить, что все ноты расположены на нотном стане: пяти линейках. Счет идет снизу вверх. Ноты записываются слева направо. Каждая линия соответствует определенной ноте. Если для записи высокого или низкого звука не хватает линий, то линейки могут быть дорисованы вручную.

Форма и цвет нот передают ее длительность. К примеру, незаштрихованный овал без дополнительных линий – это целая нота, длящаяся четыре полных счета. Если к незаштрихованному овалу добавить палочку – штиль – получится половинная нота, равная двум счетам. Закрашенный овал со штилем – четвертная нота. Закрашенная со штилем и флажком – восьмая нота и так далее.

Но прежде чем записывать ноты на нотном стане, проставляется ключ скрипичный или басовый. Они определяют общую тональность произведения.

Первое появление нот

Прежде чем пытаться понять, как объяснить детям, кто придумал ноты, необходимо узнать, когда они впервые появились. В привычной форме от До до Си они были записаны только в Средние века, в одиннадцатом веке. Но это не означает, что до этого периода не было музыки.

До появления привычной формы записи нот звуки разных тональностей обозначались буквами алфавита: греческого или латинского. Но эта форма записи была неудобной. Пропеть все буквы было трудно, а записать многоголосую партитуру для хора почти невозможно.

Вскоре в церковных хорах начали использовать другую форму записи: крючки и завитушки, или невмы. Так, с их помощью передавалась общая структура песнопения: подъем вверх или более низкое звучание. Но такой формой записи нельзя было передать точные переливы мелодии. А запомнить каждый псалом у хористов не было возможности.

Возникновение линейной нотации

Невмы не могли точно отобразить характеристику песнопений, тогда начались поиски нового способа передачи высоты и долготы нот. Для начала к невмам стали добавлять буквы, которые обозначали тональность. Но из-за них партитура становилась слишком громоздкой, и порой разобрать в ней что-то было довольно проблематично.

Революцию в нотации совершил итальянец Гвидо из Арецио. Он заменил громоздкие буквы и завитушки на линии, которые впоследствии приобрели вид современного нотного стана. Но поначалу было всего две линии, затем их число возросло до четырех. Затем Гвидо научил хористов нотной грамоте: невмы записывались на линиях или между ними. Таким образом, во время служб каждый знал, в каком диапазоне необходимо исполнять то или иное песнопение.

Со временем неудобные невмы были заменены на квадратные аналоги, и лишь спустя много лет они превратились в овалы разной формы.

Гвидо Аретинский: человек, давший нотам имена

И все же, кто придумал ноты и их современное название? В 991 или 992 году нашей эры родился Гвидо Аретинский. Повзрослев, он стал музыкальным теоретиком, впоследствии одним из самых значимых деятелей Средневековья.

Названия нот изобретены были именно Гвидо. Итальянец позаимствовал их из древнего гимна к святому Иоанну Крестителю. Песнопение было написано на латинском языке.

Примечательно, что гимн насчитывает семь строк и каждая последующая звучит на тон выше предыдущей. Начальные слоги первых шести слогов следующие: Ut, Re, Mi, Fa, Sol и La. Хоть названия нот изобретены итальянцем Аретинским, но уже не он изменил неудобное для произношения Ut на более мелодичное и привычное слуху Do. Теорий о том, откуда происходит Do, множество. Самая популярная из них гласит, что это начальный слог от латинского слова Dominus – Господь. Но подтверждения данной информации нет.

Седьмая нота – Си – также получила свое название несколько позже. Слог сложился из первых букв слов седьмой строки: святой Иоанн – Si.

Ошибочная теория

Многие из тех, кто хочет разыскать информацию о том, кто придумал ноты, находят не совсем верные источники. В последние годы высокая активность в социальных сетях породила сотни тысяч групп, ежедневно публикующих интересные факты из истории.

Так, некоторые публикации могут ответить на вопрос о том, кто придумал названия нот. И хоть автор в таких записях не указывается, администраторы групп заявляют, что названия нот произошли от латинских слов, обозначающих Господа, материю, чудо, Солнечную систему, Солнце, Млечный путь и небеса.

Эта теория получила широкое распространение, так как подписчики верят, что случайный набор красивых слов имеет какое-то отношение к музыкальной грамоте. Однако эта информация в корне неверна: тем, кто изобрел ноты, был и остается Гвидо Аретинский.

История нот, таких простых и понятных, оказалась запутанной и включает множество изменений. Деятелям музыки прошлых лет пришлось приложить немало усилий, чтобы придать нотам нынешний привычный вид и звучание. И чтобы понять важность этого процесса, необходимо знать и то, кто дал нотам имена, и что стоит за простыми слогами.

Источник

Как появились названия нот?

Происхождение названий нот и развитие нотации вообще – это очень интересная история. Дело в том, что знакомые нам слоговые названия – ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ впервые появились лишь в эпоху Средневековья в XI веке. Значит ли это, что раньше никаких нот не существовало вовсе? Совсем нет.

Ранее в европейской музыке были распространены, например, буквенные обозначения звуков – сначала на основе греческого, а затем латинского алфавита. Но буквы совсем неудобно петь вслух, а кроме того с помощью букв было трудно записать многоголосное сочинение для хора.

Впрочем, певчие в хоре предпочитали совершенно другой способ записи музыки. Они записывали мелодии специальными значками, которые назывались НЕВМЫ. Невмы представляли собой всякие крючки и завитушки, которые помогали певцам вспоминать те песнопения, которые они уже знали наизусть.

Невмами, увы, нельзя было зафиксировать мелодию точно, они лишь приблизительно указывали общий характер и направление мелодического движения (например, двигаться вверх или вниз). А ведь всю музыку не удержишь в памяти? А музыки певчим церковных хоров приходилось разучивать много. В церкви ведь отмечается много разных праздников, и для каждого праздника были свои песнопения, свои мелодии. Нужно было искать какой-то выход…

Изобретение линейной нотации

И выход был найден. Правда, не сразу. Сначала придумали такую вещь. Над некоторыми невмами ставили буквы, то есть их высоту, таким образом, как бы уточняли. Но от этого записи становились громоздкими, тексты песнопений, невмы и буквенные обозначения нот перемешивались между собой, мельтешили перед глазами. Многие признавали такую систему записи неудобной.

Великое открытие совершил один монах, известный под именем Гвидо Аретинского. Он решил избавить певцов хотя бы от одного неудобства и вместо букв, обозначавших звуки, придумал рисовать линии. Каждая линия означала какую-либо ноту, таких линий сначала было две, затем их стало четыре. А между линиями помещались невмы, и теперь любой певчий точно знал, в каких границах диапазона ему следует петь.

Со временем невмы превратились в квадратные ноты. Читать такие ноты было гораздо удобнее, музыкальный текст стал более опрятным и наглядным. А самим нотам были присвоены новые названия. И снова эта заслуга принадлежит Гвидо Аретинскому.

Как появились слоговые названия нот?

Гвидо Аретинский, или как его еще иногда называют Гвидо из Ареццо, заимствовал названия нот из старинного церковного гимна, посвященного святому Иоанну Крестителю. В этом латинском гимне певцы восхваляют известного святого и просят, чтобы он очистил их уста от греха, чтобы они могли чистыми голосами славить его чудеса.

Однако для нас больший интерес представляет не содержание гимна, а его музыкально-поэтическое строение. Гимн состоит из семи строк, а мелодия каждой строки все время начинается на тон выше по сравнению с предыдущей. Так получилось, что шесть первых строк начинаются с шести разных нот. Эти шесть нот получили названия по первым слогам текста каждой строчки гимна.

Давайте, наконец, с текстом этого гимна познакомимся:

Ut queant laxis
Re sonare fibris
Mi ra gestorum
Fa muli tuorum
Sol ve polluti
La bii reatum
S ancte I oannes

Как видите, первые шесть строк начинаются со слогов UT, RE, MI, FA, SOL и LA. Похоже на современные ноты, не правда ли? Пусть вас не смущает самый первый слог. Он, конечно, неудобен для пения, и поэтому в XVII веке этот неудобный UT заменили на более мелодичное ДО, которое мы поем теперь. Есть вполне правдоподобная точка зрения, что название ноты ДО произошло от латинского слова DOMINUS, что значит – Господь. Впрочем, никто до сих пор не может эту гипотезу ни подтвердить, ни опровергнуть.

А название седьмой ступени звукоряда – СИ – тоже появилось немного позднее. Оно сложилось из начальных букв слов Святой Иоанн, то есть из седьмой строки текста того же самого гимна. Вот такая вот история.

Кстати, мы с вами имеем возможность и посмотреть на нотную запись того самого средневекового гимна, от которого образованы названия нот, и даже можем его послушать.

Одна ошибочная гипотеза про полные названия нот

В последнее время в Интернете, в частности, на сайте ВКонтакте в разных группах и на стенах пользователей часто можно увидеть запись, в которой сообщается что полные названия нот совсем другие. А именно:

Вы, дорогие читатели, как носители света истины теперь знаете точно, что эта теория неправильная, поэтому не должны допускать заблуждения на этот счет. А кроме того вы можете рассказать другим, как дело обстоит на самом деле. Причем можете сделать это прямо сейчас, если поделитесь ссылкой на эту статью на своей страничке какой-либо из социальных сетей. Все-таки мир должен знать правду!

Источник

Оцените статью