Когда было сделано пианино

Кто изобрел фортепиано: дата создания, история появления, развития и эволюции музыкального инструмента

Создание такого музыкального инструмента, как фортепиано, внесло большой переворот в музыкальную европейскую культуру XVIII столетия. Погрузимся более глубоко в эту историю и детально рассмотрим, где и когда изобрели фортепиано.

Начало истории

В 1709 году в таком прекрасном городе Италии, как Флоренция, было сконструировано это первое чудо музыкальной техники. Того, кто изобрел фортепиано, звали Бартоломео Кристофори. Итальянец всю свою жизнь работал над клавесинами, пытаясь усовершенствовать их и привнести что-то новое. В это время в музыкальной сфере уже давно требовался инструмент, который обладал бы широким и динамическим диапазоном. Как заверяют письменные свидетельства, Бартоломео с 1698 года работал над клавесином, который играл бы мягко и в то же время громко. С 1720 годов до своей смерти в 75 лет итальянский мастер создал своими руками около двадцати фортепиано.

История названия

В каком году изобрели фортепиано точно сказать сложно, так как у него было много предшествующих инструментов. В основу разработанного механизма вошли клавесин и клавикорд. Так как Бартоломео Кристофори сам конструировал клавесины, он отлично разбирался в этом и привнес свои новые идеи. Методом проб и ошибок он все же сумел создать известный на весь мир возвратный молоточковый механизм. Свое изобретение итальянец назвал клавесином, играющим форте и пьяно. «Форте» означает сильный и громкий звук, а «пьяно» – более слабый и тихий. Только потом эти инструменты начали называть «пианофорте» или, как известно сейчас всем, «фортепиано».

Читайте также:  Ноты обливион пьяццолла для виолончели

Совершенствование инструмента

Кто и в какой стране изобрел фортепиано, так бы и осталось неизвестным, пока один журналист из Италии Щипионе Мэффеи не написал статью, в которой восторгался новым механизмом. Он опубликовал схемы, и статья получила большое распространение. После ее прочтения многие изобретатели начали свою работу по усовершенствованию инструмента. Так появилась еще одна версия, кто придумал фортепиано. Мастер по органам Готтфрид Зильберман создал свой инструмент, очень похожий на клавесин Кристофори, но с одним важным отличием. Зильберман изобрел более современную педаль, снимающую звук со всех струн одновременно. В дальнейшем эта идея распространилась и на новые модели музыкального инструмента.

В 1730-х гг. Готтфрид Зильберман решил показать одну из своих работ Баху, которому изначально не понравился инструмент. Иоганн Себастьян Бах негодовал из-за слабого звучания высокого регистра, к тому же он ощутил сложность нажатия клавиш. Прислушавшись к замечаниям, органный мастер внес изменения, после которых Бах не только одобрил изобретение, но и поспособствовал его продаже и дальнейшему продвижению. Одно остается точным, так это то, в какой стране придумали фортепиано. Италия дала новый виток в европейской культуре.

Промышленная революция

В течение ста лет – с 1790 по 1890 годы – фортепиано подвергалось множествам серьезных изменений, которые сформировали в итоге современную форму инструмента. Промышленная революция предоставила необходимые ресурсы для изготовления фортепиано, удовлетворяющего запросы композиторов. Требовалось постоянное улучшение качества звука, хотелось сделать его более насыщенным и долгим. Каждый, кто изобрел фортепиано, добавил в него частичку нового. Позже его изготавливали из качественной прочной стали и железных рам.

Увеличение октав

Долгое время после создания фортепиано оставалась проблема сложности игры на нем. Чтобы воспроизвести музыкальную композицию, требовалось большое напряжение мышц, и приходилось прикладывать немало усилий. Решение нашли в английской фирме «Броудвуда». Первые, кто изобрел фортепиано диапазоном в пять октав в 1790 году, были производители именно этой фирмы. Впоследствии они же расширили диапазон до шести октав в 1810 году и до семи к 1820 году. Свои усовершенствованные экземпляры организация предложила великим композиторам Гайдну и Бетховену. К 1820 году инновационный центр разместился в Париже в фирме Эрара, который в свою очередь произвел фортепиано для Шопена и Листа. Себастьян Эрар создал механизм, который мог повторять удары по струне, не полностью возвращая клавишу в исходное положение, лишь частично ее поднимая. После его механика стала использоваться в построении всех роялей.

Современное фортепиано

Свою современную форму фортепиано получило в начале двадцатого века, но с тех пор прогресс не стоит на месте и модели постоянно совершенствуются. Сейчас существует два основных его типа: рояль и фортепиано вертикальное. Рояль состоит из корпуса и струн, которые натягивают горизонтально дальше клавиатуры. Для более точного звука этому инструменту нужно большое помещение с высокими потолками.

Виды современного клавесина

По размеру можно выделить несколько категорий музыкально инструмента.

  1. Концертный рояль может весить до пятисот килограмм, быть высотой в 1,8 и длиной в 1,4 метров.
  2. Салонный рояль весит до трехсот пятидесяти килограмм, а в высоту достигает 1,4 метра.
  3. Кабинетный рояль весит не более двухсот пятидесяти килограмм, а высота составляет до 1,2 метра.

Большие виды роялей обычно используются для выступлений, масштабных концертов, ведь они обладают более громким и насыщенным звуком. Малые инструменты выбирают для небольших помещений. Тот, кто изобрел фортепиано вертикальное, рассчитывал на места, не обладающие большой площадью. Этот инструмент более компактный за счет корпуса и струн, которые натянуты вертикально, и направляются от клавиатуры к молоточкам. Звук не такой насыщенный и красивый, как у большого рояля, но современные технологии приближают его к желаемому звучанию.

Электронный наследник

Инновации 1990-х годов открывают миру цифровые фортепиано. Инструмент производит оцифрованный звук, и не так прост в использовании. Помимо клавиш и педалей, в нем имеются многочисленные приспособления в виде интерфейсов и большого количества звуков.

Фортепиано в современном виде содержит восемьдесят восемь клавиш. В некоторых моделях делают восемь октав, в нижнем регистре начинается с «фа», а вверху заканчивается «до». Пианисты, которые не используют эти дополнительные клавиши, стараются закрывать их специальной крышкой. Эти клавиши были придуманы для большего резонанса, при нажатии педали, они вибрируют с остальными струнами, создавая более насыщенное звучание.

История создания фортепиано берет начало с клавесина, от которого унаследовано расположение клавиш. Поменялось только цветовое решение, стандартом для всех фортепиано конца восемнадцатого века стала черно-белая клавиатура.

Составляющие фортепиано

Материалы, из которых сооружают этот музыкальный инструмент, используют только высокого качества. Для внешней отделки берут клен или бук. Выбирают гибкую часть древесины, чтобы вибрация от звука дольше сохранялась внутри инструмента. Основание рояля делается из более мягкой древесины, чтобы не утяжелять инструмент. Струны выполняют из стали самого высокого качества, чтобы с годами они не деформировались и сохраняли свое первоначальное звучание и не допускали тонального искажения. Басовые струны дополнительно оборачивают медным проводом для большей гибкости. Металлический корпус, располагающийся внутри фортепиано, делается из чугуна. Из-за такой большой тяжелой детали инструмент может оказаться эстетически некрасивым, поэтому производители из года в год стараются это скрыть, полируя и украшая рисунками пластину. Остальные детали фортепиано делают из древесины и пластмассы. Однако использование пластмассы в 1950-х годах привело к неприятным последствиям, так как после десятилетия использования детали теряли свою износостойкость. Лишь современной фирме «Каваи» удалось создать эффективные прочные детали из этого материала.

Клавиши фортепиано должны быть легкими, поэтому для них используют ель или сорт американской липы. Тем ни менее, металлический каркас, крепкая древесина и другие детали делают этот инструмент неимоверно тяжелым. Даже самое маленькое фортепиано весит около 136 килограмм, а самое большое фортепиано модели «Фазиоли Ф308» имеет вес 691 килограмм.

Хотя история создания фортепиано насчитывает около трехсот лет, его изобретение стало настоящей революцией в мире искусства. Европейская музыка кардинальным образом поменяла свой характер, для этого инструмента писали произведения все великие композиторы. Многие получили славу благодаря фортепиано, некоторые даже стали пианистами-виртуозами. До сих пор это немаловажное изобретение остается одним из главных музыкальных инструментов.

Источник

Фортепиано музыкальный инструмент

Пианино — струнно-клавишный музыкальный инструмент с клавиатурой. Обычное пианино имеет 88 клавиш. Хотя основные принципы работы фортепиано просты, утонченность, необходимая для разработки мощного, но чувствительного современного фортепиано, делает его также самым сложным из всех механических инструментов, кроме органа. Струны фортепиано ударяет войлочный молоток, который должен отскочить от струн мгновенно, иначе это ослабит их вибрации в самом процессе их инициации. Таким образом, молоток должен свободно лететь к струнам. Чтобы пианист сохранил максимальный контроль над громкостью, расстояние свободного полета молотка должно быть как можно меньше.

Инструмент бывает двух основных типов: рояль и фортепиано. Фортепиано — клавишный струнный инструмент с горизонтальным (рояль) или вертикальным (пианино) расположением струн. Пианино было чрезвычайно популярным инструментом в западной классической музыке с конца 18-го века. Человек, который играет на пианино, называется пианистом.

История происхождения пианино

Фортепиано было изобретено в 18-ом веке Бартоломео Кристофори из Падуи, Италия. Свой первый рояль он сделал в 1709 году. Он происходил от клавесина, который выглядит как пианино. В фортепьяно на струны ударяет кусок дерева, называемый молотком.

Ранние инструменты с клавиатурой, такие как клавикорды, клавесины и органы, которые использовались в то время, имели гораздо более короткую клавиатуру, чем сегодня. Постепенно клавиатура стала длиннее, пока в ней не стало 88 нот (7 октав плюс три ноты) современного пианино.

Сначала инструмент назывался «фортепиано». Это означает «громко-тихо» по-итальянски. Ему было дано это имя, потому что его можно было играть громко или тихо, в зависимости от того, как сильно была нажата нота.

Хотя пианино было изобретено в начале 18-го века, только спустя 50 лет оно стало популярным. Первый раз на пианино было сыграно на публичном концерте в Лондоне, это было в 1768 году, когда на нем сыграл Иоганн Кристиан Бах. Вертикальное пианино было изобретено в 1800 году Джоном Исааком Хокингсом. Семь лет спустя Т. Саутвелл изобрел «перетягивание». Это означает, что струны для низких нот проходят по диагонали через деки, чтобы они могли быть длиннее и издавать гораздо больший звук.

У ранних фортепиано были струны, которые были прикреплены к деревянной раме. Они были не очень тяжелыми, но они были не очень сильными или громкими, поэтому их не очень хорошо слышали в большом концертном зале. В 1825 году чугунная рама была изобретена в Америке. Это сделало пианино намного сильнее, чтобы оно могло издавать больший звук, и струны вряд ли бы сломались.

Устройство фортепиано

У пианино есть клавиатура с белыми клавишами и черными. Когда клавиша нажата, демпфер отрывается от струны, и молоток ударяет струну. Он ударяет его очень быстро и отскакивает, так что струна может свободно вибрировать и издавать звук. Когда пианист убирает палец с ключа, демпфер падает обратно на струну, и звук прекращается. Струны натянуты очень плотно по раме, проходя по мосту на пути. Мост касается деки. Это означает, что вибрации отправляются на деки. Дека является очень важной частью фортепиано. Если он поврежден, пианино не издаст звука.

Механизм, который заставляет молот отскочить от струны очень быстро, называется «спуск». В 1821 году Себастьян Эрар изобрел своего рода двойной спуск. Молоток касается струны только около одной тысячной секунды. Молотки покрыты войлоком, который представляет собой смесь шерсти, шелка и волос.

Стандартные пианино имеет две педали, но есть разновидности с тремя.

  • Педаль демпфера — эта педаль находится справа. Когда пианист прижимает его правой ногой, любые ноты, которые он играет, будут звучать, даже если он уберет палец с ноты. Это потому, что есть демпферы (они немного похожи на молотки), которые опираются на все струны. Когда пианист удерживает правую педаль, все демпферы отрываются от струн, так что струны могут свободно вибрировать. При воспроизведении ноты эта нота продолжит звучать. Некоторые другие струны также будут вибрировать очень легко (это называется «сочувствующей вибрацией»). Это сделает звук более гладким и богатым. Пианисты должны научиться правильно пользоваться педалью. Это будет зависеть от таких вещей, как стиль музыки, размер пианино, размер комнаты и много ли там обстановки.
  • Вторая педаль — мягкая педаль находится слева. Когда пианист прижимает его левой ногой, ноты звучат тише. На рояле вся клавиатура и действие немного смещены влево, так что молотки бьют только по двум струнам вместо трех. Также части войлока, которые поражают нить, мягче, потому что они не стали твердыми при большом количестве использования.
  • Средняя педаль, как и правая педаль, она поддерживает звучание, но влияет только на ноты, которые уже воспроизводятся в момент нажатия средней педали. Это позволяет сохранить один аккорд во время исполнения других нот, которые не будут продолжаться. У всех концертных роялей есть такая педаль, а также у некоторых современных пианино.

Знаменитые композиторы и пианисты

Как только пианино стало популярным в конце 18 века, многие композиторы писали музыку для фортепиано. Вольфганг Амадей Моцарт начал учиться игре на клавесине, когда был очень маленьким, но пианино становилось популярным, когда он был молодым, и он написал много сонат и концертов для фортепиано. Франц Йозеф Гайдн также написал много фортепианной музыки. Людвиг ван Бетховен был очень известным пианистом, прежде чем он стал очень известным как композитор. Его фортепианные композиции включают 5 концертов и 32 сонаты. В романтический период многие композиторы писали для фортепиано. Среди них Франц Шуберт, Роберт Шуман, Иоганнес Брамс, Ференц Лист и Фридерик Шопен. Позднее композиторы — Сергей Рахманинов, Клод Дебюсси, Морис Равель, Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович и Бела Барток.

Одни из первых известных пианистов игры на фортепиано Дюссек, Моцарт, Муцио Клементи, Джон Филд и Шопен. В 19 веке Ференц Лист очень сильно повлиял на фортепиано, сочиняя и исполняя очень сложную музыку. Другими великими пианистами являются Клара Шуман и Антон Рубинштейн. Пианисты 20-го века Артур Шнабель, Владимир Горовиц, Иосиф Гофман, Вильгельм Кемпф, Дину Липатти, Клаудио Аррау, Артур Рубинштейн, Святослав Рихтер и Альфред Брендель. Среди величайших пианистов сегодня Владимир Ашкенази, Даниэль Баренбойм, Лейф Ове Андснес, Борис Березовский и Евгений Кисин.

Пианисты, играющие популярную музыку, Либераче, Джерри Ли Льюис, Литтл Ричард, Элтон Джон, Билли Джоэл, Телониус Монах, Тори Эймос и Рэй Чарльз. Возможно, величайшим джазовым пианистом был Фэтс Уоллер.

Пианино было очень популярным инструментом с середины 18-го века, когда вскоре он заменил клавикорд и клавесин. К началу 19-го века звучание фортепиано было достаточно большим, чтобы заполнить большие концертные залы. Маленькие пианино были сделаны для использования в домах людей.

Пианино не часто используются в оркестрах (если они есть, они являются частью секции ударных). Они могут использоваться для концертов фортепьяно (пьесы для сольного пианиста в сопровождении оркестра). Существует огромное количество музыки, написанной для фортепиано соло. Пианино также можно использовать вместе с другими инструментами, в джазовых группах и для сопровождения пения.

Видео

Посмотрите видео ниже чтобы послушать и насладиться звучанием инструмента.

Источник

Оцените статью