Когда качаются фонарики ночные под гитару
КОГДА КАЧАЮТСЯ ФОНАРИКИ НОЧНЫЕ
Когда качаются фонарики ночные
И тёмной улицей опасно вам ходить, —
Я из пивной иду,
Я никого не жду,
Я никого уже не в силах полюбить.
Мне лярва ноги целовала, как шальная,
Одна вдова со мной припала отчий дом.
А мой нахальный смех
Всегда имел успех,
А моя юность покатилась кувырком! (1)
Сижу на нарах, как король на именинах,
И пайку серого мечтаю получить.
Гляжу, как сыч, в окно,
Теперь мне всё равно!
Я раньше всех готов свой факел погасить.
Когда качаются фонарики ночные
И чёрный кот бежит по улице, как чёрт, —
Я из пивной иду,
Я никого не жду,
Я навсегда побил свой жизненный рекорд!
(1) Вариант — «А моя юность раскололась, как орех».
Авторская песня известного питерского поэта Глеба Горбовского, которая стала настоящей блатной классикой. Строки «Сижу на нарах, как король на именинах» превратились в ходячую уркаганскую присказку. Существуют также «женские» варианты этой песни —
Мне парни ноги целовали, как шальные,
С одним вдовцом я прокутила отчий дом. и проч.
Жиганец Ф. Блатная лирика. Сборник. Ростов-наДону: Феникс, 2001. С. 140-141.
Текст Горбовского написан в 1953 г. в Череповце. В некоторых источниках автором музыки указывается Б. Костырёв. Уже в 1960-е гг. была популярной блатной песней. Открыто с именем автора публикуется с 1992 г. На практике в каждом куплете последние три строчки повторяются. Глеб Горбовский так и не стал регистрировать своего авторства официально, потому никаких авторских вознаграждений за публикации песни он не получает.
До «Фонариков» (возможно, и до революции) бытовала похожая песня «Менял я женщин, как перчатки». Она использована в фильме Григория Козинцева и Леонида Трауберга «Юность Максима» (1934), где ее поет в бильярдной конторщик Дымба (играл его Михаил Жаров). Время действия — начало 1910-х гг.:
Менял я женщин, тири-тириям-та, как перчатки
Носил всегда я, тири-тириям-та, шапокляк.
Давал на людям на чай одни, тирьям, тройчатки,
И пил три звездочки, тирьям-тирьям, коньяк.
Две первые строчки этой же песни Дымба поет и в финальной части трилогии о Максиме «Выборгская сторона» (1938), действие которой происходит в дни Октябрьского переворота 1917 г., а Дымба из конторщика стал анархистом (комическим, как и большинство советских «киношных» анархистов).
Один куплет «Фонариков» прозвучал в кинофильме Леонида Лукова «Две жизни» (1961). Пел уголовник, выходя из «Крестов» во время Февральской революции:
Мне дамы ноги целовали, как шальные,
С одной вдовой я промотал весь отчий дом.
А мой нахальный смех всегда имел успех
И моя юность раскололась как орех.
Некоторые сборники указывают Горбовского автором и других хулиганских песен: «Не губите молодость, ребятушки» (известна под разными загл.: «Это дело было поздней осенью» и т. д.) и «Про постового», — но это уже из разряда предположенй.
ВАРИАНТЫ (8)
1.
Фонарики
Когда фонарики качаются ночные,
Когда на улицу опасно выходить,
А я с пивной иду,
Я никого не жду,
Я никого уж не сумею полюбить!
Мне парни руки целовали, как шальные,
С одним вдовцом я прокутила отчий дом.
А мой нахальный смех
Всегда имел успех,
И моя юность раскололась, как орех.
Сижу на нарах, как король на именинах,
И пайку черного мечтаю получить.
А я в окно гляжу,
Я никого не жду
Я никого уж не сумею полюбить!
Когда фонарики качаются ночные,
Когда на улицу опасно выходить,
А я с пивной иду,
Я никого не жду,
Я никого уж не сумею полюбить!
С фонограммы Анны Стыровой, CD «В нашу гавань заходили корабли» № 2, «Восток», 2001, без подписи.
2. Когда качаются фонарики ночные.
Когда качаются фонарики ночные
И вам на улицу опасно выходить,
Я из пивной иду,
Я ничего не жду,
Я ничего уже не в силах изменить.
Мне бабы ноги целовали, как шальные,
Одна вдова со мной пропила отчий дом.
А мой нахальный смех
Всегда имел успех,
И моя юность раскололась, как орех.
Сижу на нарах, как король на именинах,
И пайку черного мечтаю получить.
Гляжу, как сыч, в окно,
Теперь мне все равно,
Я никого уж не сумею полюбить!
В нашу гавань заходили корабли. Пермь: Книга, 1996. — без заглавия, без подписи. Этот же вариант вместе с авторским оригиналом Горбовского: Антология русской песни / Сост., предисл. и коммент. Виктора Калугина. М.: Эксмо, 2005.
3. Фонарики ночные
Когда качаются фонарики ночные
И темной улицей опасно вам ходить, —
Я из пивной иду,
Я никого не жду,
Я никого уже не в силах полюбить.
Мне лярва ноги целовала как шальная,
Одна вдова со мной пропила отчий дом.
А мой нахальный смех
Всегда имел успех,
А моя юность полетела кувырком.
Сижу на нарах, как король на именинах,
И пайку серого мечтаю получить.
Гляжу, как кот, в окно,
Теперь мне все равно!
Я раньше всех готов свой факел погасить.
Когда качаются фонарики ночные,
И черный кот бежит по улице, как черт, —
Я из пивной иду,
Я никого не жду,
Я навсегда побил свой жизненный рекорд!
Блатная песня: Сборник. М.: Эксмо-Пресс, 2002.
4 . Когда качаются фонарики ночные.
Когда качаются фонарики ночные
И вам на улицу опасно выходить,
Я из пивной иду, я никого не жду,
Я никого уже не в силах полюбить.
Мне девки пятки целовали, как шальные,
С какой-то вдовушкой я пропил отчий дом.
И мой нахальный смех всегда имел успех,
Но моя юность раскололась, как орех.
О что ты, подлая дешевка натворила!
Ты пятерых ребят легавым предала,
Ты четверых пришила пулей к стенке,
А я попал в кишлак на долгие года.
Костюмчик новенький, колесики со скрипом
Я на тюремную пижаму променял.
За эти восемь лет я видел много бед
И не один на мне волосик полинял.
Сижу на нарах, как король на именинах,
И пайку серого мечтаю получить.
Капель стучит в окно, а мне уж все равно –
Я никого уже не в силах полюбить.
В нашу гавань заходили корабли. Вып. 2. М.: Стрекоза, 2000. – без заглавия, без подписи.
5. Фонарики
Когда фонарики качаются ночные
И темной улицей опасно вам ходить,
Я из пивной иду, я никого не жду,
Я никого уже не в силах полюбить.
Мне девка ноги целовала, как шальная,
Одна вдова со мной пропила отчий дом,
А мой нахальный смех всегда имел успех,
А моя юность пролетела кувырком!
Лежу на нарах, как король на именинах,
И пайку серого мечтаю получить.
Гляжу, как кот, в окно, теперь мне всё равно!
Я раньше всех готов свой факел затушить!
Когда фонарики качаются ночные,
И черный кот бежит по улице, как черт,
Я из пивной иду, я никого не жду,
Я навсегда побил свой жизненный рекорд.
Сиреневый туман: Песенник / Сост. А. Денисенко. Новосибирск: Мангазея, 2001. (Хорошее настроение).
6.
1. Когда качаются фонарики ночные
И вы на улицу боитесь выходить,
Я из пивной иду, я никого не жду,
Я никого уж не сумею полюбить.
2. Мне дамы ноги целовали, как шальные,
Одна вдова со мной пропала отчий дом.
И мой нахальный смех всегда имел успех,
Но моя юность раскололась, как орех.
3. Сижу на нарах, как король на именинах,
И пайку серого мечтаю получить.
Капель стучит в окно, а сердцу все равно,
Я никого уж не сумею полюбить.
4. Когда качаются фонарики ночные
И черный кот бежит по улице, как черт,
Я из пивной иду, я никого не жду,
Я навсегда побил свой жизненный рекорд.
Слова Г. Горбовского, конец 1950-х годов. Музыка — не позднее 1960 года.
Шел трамвай десятый номер… Городские песни. Для голоса в сопровождении фортепиано (гитары). / Сост. А.П. Павлинов и Т.П. Орлова. СПб.: Композитор – Санкт-Петербург, 2005.
7.
Когда качаются фонарики ночные,
Когда на улицу опасно выходить.
Я из пивной иду, я никого не жду,
Я ничего уже не в силах изменить!
Мне бабы ноги целовали, как шальные,
Одной вдове помог пропить я отчий дом.
А мой нахальный смех всегда имел успех,
И моя юность раскололась, как орех.
Менял я женщин, вы представьте, как перчатки,
Носил я фраки дорогие, пил коньяк.
За этот модный фрак и за «Марьель» — коньяк,
Мотать приходится на зоне четвертак.
Сижу на нарах, как король на именинах,
И пайку черного мечтаю получить.
Гляжу, как сыч, в окно, теперь мне все равно,
Я поспешил свой факел жизни потушить!
Павленко Б.М. «На Дерибасовской открылася пивная. »: песенник: популярные дворовые песни с нотами и аккордами / Сост. Б.М. Павленко. Ростов н/Д: Феникс, 2008. (Любимые мелодии). С. 41.
8. Фонарики ночные
Слова Глеба Горбовского
Когда качаются фонарики ночные,
и тёмной улицей опасно вам ходить, —
я из пивной иду, я никого не жду:
я никого уже не в силах полюбить.
Мне девка ноги целовала, как шальная!
Одна вдова со мной пропила отчий дом.
А мой нахальный смех всегда имел успех,
и моя юность раскололась, как орех.
Мы, словно лампочку, вам выключим сознанье!
Валюту кинем на шикарный моцион!
Сперва зайдём в Донон, потом — в Гарве-салон!
А, может быть, — в столыпинский вагон.
Сижу на нарах, как король на именинах,
и пайку серого мечтаю получить.
Капель стучит в окно. Теперь мне всё равно:
я раньше всех готов свой факел погасить.
Когда качаются фонарики ночные,
и чёрный кот бежит по улице, как чёрт —
я из пивной иду, я никого не жду.
Я навсегда побил свой жизненный рекорд!
Из репертуара Сержа Никольского (1937-2001). Запись на пластинку — подпольная ленинградская студия «Золотая собака», 1966 год.
CD «Серж Никольский. Я вернусь: Песни и городские романсы. Архивные записи». СПб., Митьки, 2006.
Источник
Когда качаются фонарики ночные?
Часто ли процесс важнее результата?
Ответ прост.
Для процесса всегда важнее процесс, а для результата – результат.
Поскольку я стою за результат, в данном тексте его не будет – только процесс.
Фраза Сергея Довлатова о том, что в пятидесятых годах в фильме с участием Сергея Гурзо впервые прозвучала песня на стихи Глеба Горбовского «Когда качаются фонарики ночные» почему-то воодушевила меня.
Наверное, нужно объяснить, почему воодушевила.
Нужно-то нужно, но как-то не очень получается…
Короче так: знал я их всех по отдельности, короче: и Довлатова, и Гурзо, и Горбовского, и фонарики. А вот чтобы вместе – так и не знал.
Знал не в том смысле, как знал Кольку Голоту, ну который жил возле ДОСААФ, напротив базара, а как бы немного даже лучше знал.
В 1953 году Горбовский якобы уехал с женой ненадолго на Сахалин и там написал этот текст, который опубликовал как свой в начале 90-х.
Горбовский родился в Торжке. Точные даты рождения и смерти отсутствуют. Однако в тексте романа «Волны гасят ветер» есть указание, что в 2199 г. Горбовскому было более 150 лет, следовательно, родился он ранее середины XXI в.
В романах А. и Б. Стругацких отсутствуют сведения о смерти Горбовского, судя по всему, он, будучи дряхлым стариком, смог достичь 200-летнего возраста.
Профессиональный звездолетчик, в XXI веке командир фотонного звездолета «Тариэль».
Привлекался к экзаменационному контролю на курсах пилотов-космогаторов.
Десантник, позже астроархеолог и контактер, выдающийся ученый и политик ХXII века. «Живая легенда».
Только ко второй половине ХXII века налетал «более пятидесяти парсеков и побывал на десятке лун и планет».
Многими малознакомыми людьми воспринимался как «человек со странностями». Горбовский любит произносить фразу: «Можно, я лягу?». Объясняет это тем, что «бессмысленные движения руками и ногами неуклонно увеличивают энтропию Вселенной».
Провел последние годы жизни в «Доме Леонида» в Краславе (Латвия).
Умирал от депрессии («нежелания жить»), пока не был заинтересован сведениями о «люденах» («Волны гасят ветер»).
Родился в учительской семье. Отец, выходец из крестьянской старообрядческой семьи был репрессирован в 1937.
Мать, дочь коми-зырянской детской писательницы, перед самой войной отправила сына к сестре арестованного мужа в Порхов, который захватили немцы.
После Победы разыскалась мать, пробывшая всю блокаду в Ленинграде.
Поэт позже вспоминал, как он скитался по детдомам, пока мать с отчимом не нашли его и не определили в ремесленное училище № 13.
Из училища он попал в колонию для несовершеннолетних преступников в городе Маркс, совершил удачный побег.
Добрался до Ленинграда, но мать с отчимом к тому времени перебрались в Новосибирск, и Горбовский уехал в Костромскую область, где преподавал в сельской школе его ссыльный отец, который помог ему оформить паспорт и окончить семилетку.
Восьмой класс Горбовский закончил уже в Ленинграде, затем служил в стройбате (за три года службы двести с лишним суток отсидел на гауптвахте).
После армии поступил в Ленинградский полиграфический техникум, откуда был отчислен через два года.
Стихи писать начал в шестнадцать лет, в армии писал песни, одна из самых известных — «Сижу на нарах, как король на именинах». Первая публикация стихов — в волховской районной газете «Сталинская правда» (1955). Первая книга вышла в 1960. Член Союза писателей с 1963.
Фильм называется «Две жизни», снят в 1961 году.
«Начало 60-х годов. Во французский порт заходит советский круизный лайнер. Трое мужчин сходят на берег и заходят в небольшой ресторанчик. Один из них, Семён Востриков, пожилой уже человек, рассказывает своим молодым спутникам историю его участия в революционных событиях 1917-го года.
Период между двумя революциями для Вострикова неотрывно связаны с его взаимоотношениями с семьёй графов Нащёкиных, в чей круг он, молодой тогда без роду без племени солдат попал волей случая. Опрометчиво влюбившись в красивую, но бессердечно-холодную Ирину Нащёкину, он оказывается в центре небольшого заговора, организованного братом Ирины, высокомерным офицером Сергеем, с целью посмеяться над «санкюлотом», уверовавшим на волне изменений в стране в равенство.
Порождённый злым розыгрышем и насмешкой конфликт усугубился тем, что Нащёкин и Востриков оказались по разные стороны баррикад и в политическом противоборстве сторонников буржуазии, к которым примкнул Нащёкин, и борцов за дело рабочих и крестьян, большевиков, чьи идеалы разделяет Востриков.
Множество роковых случайностей, крупных и мелких событий приведут к развязке внутреннего противостояния Вострикова и Нащёкина, совпавшей с днём штурма Зимнего дворца в октябре 1917 г.
…Рассказывая свою историю, постаревший Семён слишком погружен в воспоминания, чтобы понять, что, показавшийся смутно знакомым, обслуживащий его столик пожилой официант, — всё тот же Сергей Нащёкин. Когда-то высокомерный и богатый, оказавшись в эмиграции, Нащёкин вынужден теперь прислуживать человеку, которого когда-то унизил, сгорая от страха, что тот может его узнать…»
Песня попала в фильм по формуле «слова народные».
Горбовский обратился за гонораром, но ему сказали, что «слова народные».
Как в воду глядели.
Когда качаются фонарики ночные
и темной улицей опасно вам ходить,
я из пивной иду,
я никого не жду,
я никого уже не в силах полюбить.
Мне дева ноги целовала, как шальная,
одна вдова со мной пропила отчий дом!
Ах, мой нахальный смех
всегда имел успех,
и моя юность пролетела кувырком!
Лежу на нарах, как король на именинах,
и пайку серого мечтаю получить.
Гляжу, как кот в окно,
теперь мне все равно!
Я раньше всех готов свой факел потушить.
Когда качаются фонарики ночные
и черный кот бежит по улице, как черт,
я из пивной иду,
я никого не жду,
я навсегда побил свой жизненный рекорд!
Я сын рабочего, подпольщика-партийца
Я сын рабочего, подпольщика-партийца,
Отец любил меня, и я им дорожил.
Но извела отца проклятая больница:
Туберкулез его в могилу положил.
И я остался без отцовского надзора,
Я бросил мать, а сам на улицу ушел,
И эта улица дала мне кличку вора,
Так незаметно до решеточки дошел.
Блатная жизнь — кильдины и вокзалы,
И словно в пропасть лучшие года.
Но в тридцать третьем, с окончанием канала,
Решил преступный мир забыть я навсегда.
Приехал в город — позабыл его название,
Хотел на фабрику работать поступить.
Но мне сказали: — Вы отбыли наказание,
Так будьте ласковы наш адрес позабыть.
Порвал, братва, я эту справочку с канала,
Какую добыл пятилетним я трудом!
И снова жизнь меня блатная в руки взяла,
И снова — кражи, уголовка, исправдом.
Костюмчик серенький, ботиночки со скрипом
Я на тюремные халаты променял.
Да восемь лет немало горя мыкал,
Из-за тебя, моя дешевка, пострадал.
И вот опять схожу я на вокзале,
А ты такая же, как восемь лет назад.
Своими жгучими прекрасными глазами
Ты вновь к себе мой привлекаешь взгляд.
Ты подошла ко мне и сразу так сказала,
Ты по-блатному мне Сказала: — Ну, пойдем.
А поздно вечером поила меня водкой
И завладела моим сердцем, как рублем.
Ведь никогда я не был хулиганом,
А хулиганом ты сделала меня,
Ты познакомила с малиной и с наганом,
И до тюрьмы меня ты довела.
У песни есть и женская версия, которую в сериале «Исаев» оживил режиссер Урсуляк.
На этом позвольте откланяться – процесс закончен.
Источник