Когда меняют лады не гитаре

КОГДА НЕОБХОДИМА ЗАМЕНА ЛАДОВ НА ГИТАРЕ?

Опубликовано: 2013-02-09 / Автор: Сергей Хмарук

Здравствуйте уважаемые! Сегодня у меня на повестке дня довольно интересная, я думаю для многих гитародержателей, тема. А поговорим мы конкретно о том, в каких случаях и когда нужна замена ладов на гитаре, а также, почему звенят струны. Советую дочитать этот пост до конца, будет интересно!

Пожалуй, самый наиболее распространенный вид работы с грифом гитары – ремонт ладов. Это связано в первую очередь с тем, что гитарные лады со временем изнашиваются, особенно при довольно частой игре на гитаре или же могут быть изначально неаккуратно установлены производителем еще на фабрике. К последнему случаю зачастую можно отнести довольно дешевые гитары китайского производства. А бывает и так, что просто необходимо установить новый комплект ладов из другого материала.

Что ж, постараемся по порядку разобраться со всеми возможными недостатками, из-за которых нам потребуется замена ладов на гитаре или, в крайнем случае, их правильная обработка (ремонт). Также рассмотрим случаи, когда наблюдаются недостатки в звуке из-за изношенности ладов или их неправильной формы. Частым проявлением этих недостатков является дребезжание струн, когда они задевают лады и это довольно самая распространенная проблема.

Прежде чем идти дальше, рекомендую немного сбавить темп и почитать мою предыдущую статью о гитарных ладах, в которой я рассказывал, какие бывают виды ладов, их размеры и применяемые материалы. Это так сказать для ознакомления. Ну а те, кто уже в курсе могут смело читать дальше.

Почему звенят струны?

Причиной данной проблемы может быть один или сразу несколько из перечисленных ниже факторов:

  • Лады вылезли из накладки или болтаются из стороны в сторону, из-за этого струны неприятно звенят.
Читайте также:  Название палец для гитары

  • Лады слишком низкие вследствие чего нет правильной отсечки струны на вершине лада либо всегда приходится зажимать струну слишком близко перед самим ладом. Еще его высота напрямую связанна с натяжением и видом струн. Для акустической гитары и электрогитары эти параметры будут разными.

  • Лады имеют выемку или сточены – довольно распространенный дефект вследствие изношенности и нарушении изначальной правильной овальной формы лада, который выражается в том, что струна начинает противно дребезжать, задевая более высокий соседний лад. Такие канавки появляются чаще всего на ладах сделанных из мягкого метала.

  • Лады с плоской площадкой довольно негативно сказываются на звучании струны, вызывая неприятный дребезг немного другого характера, как будто вы немного не дожимаете струну. Плюс ко всему, плоские лады сильно искажают строй гитары из-за того что струна отсекается по краю лада, а не по его центру.

  • Лады выпирают по краям грифа и при игре царапают руки. Причиной этого недостатка являются природные свойства материалов: накладка деревянная, а лад металлический. Изменение влажности постоянно воздействует на деревянный гриф вашей гитары, который может усыхать со временем. В решении данной проблемы вам поможет надфиль, чтобы подточить торцы ладов, а для профилактики – специальное лимонное масло для пропитки накладок.

Рекомендации перед установкой новых ладов

В первую очередь хотелось бы отметить несколько важных моментов, которые необходимо знать и учитывать при замене ладов.

  • Крайне важно, чтобы лады устанавливались на прямой, т.е. правильно изогнутый гриф.
  • При работе с накладкой грифа необходимо сделать правильный расчет расположения ладов – это в принципе и есть расчет мензуры. Этот параметр жестко задается расположением пропилов под лады на накладке. Ровно на вершине лада должна находиться точка отсечки струны. Неправильная обработка вершины может существенно сдвинуть эту точку.
  • Ширина пропила под лад должна строго соответствовать его ножке. Перед тем как пилить накладку грифа вам необходимо знать параметры тех ладов, которые вы собираетесь устанавливать. Они должны прочно держаться и при этом пропил должен им соответствовать, т.е. не быть слишком узким, чтобы при установке ладов не получилось так, что вы расклините и испортите накладу. Как ни странно, но материал, из которого изготовлена накладка, тоже имеет большое значение для необходимой ширины пропила, т.к. дерево может быть относительно мягким (клен), так и достаточно твердым (черное дерево, палисандр).
  • И последний немаловажный момент. Бывают случаи, когда при замене ладов ширина пропилов может не соответствовать новому комплекту, ярким примером этого являются советские гитары. Решением данной проблемы может послужить специально выпущенная ладовая проволока для ремонта гитар, у которой ножка немного толще, чем у обычной.

Ну а в следующей статье я расскажу вам, как поэтапно и правильно поменять лады на электрогитаре. Так что не пропустите продолжение.

Источник

Говорим про лады и их износ

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Состояние ладов на грифе вашей гитары определяет то, насколько удобно на ней играть. Каждый раз, когда вы прижимаете струну к ладу возникает трение между ними, которое почти неуловимо меняет форму лады и, в конечном итоге, обуславливает его износ. С течением времени, этот контакт метал о метал может вызвать дребезг струн и проблемы со строем гитары. Наиболее сильный износ ладов вызывают каподастеры, особенно при использовании струн без обмотки.

Вообще, износ ладов – это абсолютно нормальное явление, возникающее при игре на инструменте. Вам, как гитаристу, важно знать, когда лады начинают снашиваться, а так же понимать что нужно сделать, что это исправить. Обычно вопрос состоит в том, стоит ли менять лады или все-таки можно их восстановить или шлифануть? Давайте вникнем глубже в эту тему, и начнем, собственно, с самих ладов.

Из чего сделаны лады для гитары?

Несмотря на то, что проволоку для ладов обычно называют «никель-серебро» (по-русски этот сплав называется нейзильбер), никакого серебра там нет. Обычно сплав содержит 18% никеля, 80% меди и небольшое количество других металлов, цинка, свинца или кадмия. Действительно хорошая проволока для ладов содержит больше цинка и меньше меди. Один из моих любимых брэндов – это Jescar, и их формула нейзильбера – это 62% меди, 18% никеля и 20% цинка. Такая проволока для ладов тверже, чем обычная, поэтому лады из нее служат дольше.

Еще один вариант – это нержавеющая сталь. Нержавеющая сталь –это материал с которым трудно работать, однако лады из нержавейки служат значительно дольше, чем из проволоки из традиционных сплавов. Но и стоят они дороже заметно дороже. Многие гитарные мастера выставляют двойную цену за то, чтобы заменить лады, на лады из нержвавейки, потому что, мало того, что нержавеющая сталь портит их инструменты, так и занимает этот процесс гораздо больше времени. С другой стороны, если смотреть на долгую перспективу, то это может быть идеальным решением, т.к., возможно, вам больше никогда не придется менять их снова!

Каких размеров бывают лады?

Проволока для ладов бывает самых различных форм и размеров. На рисунке 1 изображены четыре элемента, которые определяют особенности строения лада. Это ширина и высота короны (crown), размер зубца (barb) и глубина стержня-ножки (tang).

Корона – это самая явная часть лада. Когда вы берете ноту на ладу, вы прижимаете струн к самой верхней части короны. Зубец, словно ряд кручков, фиксирует лады в накладке грифа. Ширина зубца определяет ширину паза для лада в накладке, в то время как, глубина стрежня определяет его (паза) глубину. В общем, как глубоко лад проникает в накладку грифа.

Размеры и форма каждого из этих четырех элементов специально разработаны для различных гитар и предпочтений самого гитариста. Ширина коронки может меняться в пределах от очень тонкой (ultra narrow) – 0.053” до очень широкой (ultra jumbo) – 0.118”. Высота лада находится в пределах от короткой – 0.032” до высокой – 0.060”. Ширина зубца и глубина стержня может меняться от 0.19” до 0.040”.

Разные размеры подразумевают разное использование, и это необходимо учитывать при выборе проволоки для ладов. Например, более широкие лады могут давать более сильный звук, но вместе с тем, по мере износа, строй у гитары уплывает несколько больше, чем у тонких ладов. Но и у тонких ладов есть свои недостатки: они, конечно, не могут вызвать такой значительный «уплыв» строя при износе, но они снашиваются быстрее широких ладов.

Высокие лады, при прочих равных, прослужат дольше, прежде чем их нужно будет менять. Но я не рекомендовал бы такие лады для тех, кто зажимает струны довольно сильно. Если вы сильно прижимаете струны во время игры, или используете капо, то струны будут ощущаться довольно острыми во время игры. С другой стороны, низкие лады изнашиваются быстрее (особенно при использовании каподастра) и их придется менять чаще.

Влияние размеров зубца и стержня на гриф довольно велико, поэтому если вы решите установить новые лады, то очень важно использовать правильный размер. Если зубцы слишком узки, а ножка слишком коротка, то лады не будут хорошо сидеть в накладке. Что может служить причиной выпадения ладов при изменении погоды или появлении неровностей лада, мертвых нот и дребезга струн. Если же зубец слишком широк, а стрежень слишком длинный, то накладка может потрескаться или расколоться. Или даже гриф может повести. Если это произошло из-за смены ладов, то в этом случае вам придется менять их еще раз.

Подытожим: лады должны точно подходить накладке грифа по размеру и подходить стилю игры гитариста, в противном случае есть возможность попасть на деньги.

Можно ли починить вмятины и потертости на моих ладах?

Вмятины на ладах всегда создают проблемы. Но как понять, можно ли их убрать шлифовкой или придется менять лады?

Тут можно пойти любим путем, но правильный путь зависит от размера вмятин. Если вмятины слишком глубоки, то гитарному мастеру придется убрать слишком много материала со всех ладов, что устранить проблему с одного. Когда высота лада менее 0.038”, целесообразно менять лады.

Посмотрите на рисунок 2 и отметьте глубокие канавки в этих ладах. Такие вмятины слишком глубоки, поэтому такие лады должны быть заменены.

Канавки и вмятины – это не единственная причина менять лады. Еще одна причина – это плоские места на ладах Для того, чтобы лад работал правильно, его корона должна быть куполообразной. Если же она плоская, как на рисунке 3, то это может вызвать дребезг струн и проблемы со строем. В общем, все примерно так же, как с вмятинами и канавками – если корона плоская, то нужно менять лады.

Если высота ладов достаточна для починки, то их сначала выравнивают, а затем снова придают куполообразную форму. Для того, чтобы выровнять лады, мастер шлифует их, приводя к одной высоте. После чего, лады остаются с плоской короной. Следующий шаг – это скруглить корону, убрав материал по краям и оставив тонкую полоску для контакта со струной, как на рисунке 4. Это очень кропотливый процесс, который требует годов практики и опыта, в общем, определенно, работа для профессионала.

Что связано с заменой ладов?

Ну, во-первых меняются все лады. А во-вторых это очень кропотливый процесс, требующий дорогих инструментов и большого умения. Основные шаги при замене ладов: разборка гитары, удаление старых ладов, выравнивание накладки грифа, придание ей нужного радиуса, очистка пазов для ладов, установка новых ладов, их выравнивание и скругление, очистка накладки и полировка ладов, и, наконец, сборка гитары. См. рисунок 5.

И это только основные шаги в этом процессе. Вообще же, этих шагов так много, что их хватит для того, чтобы написать целую книгу по замене ладов. Эта процедура дорога, занимает много времени, но в общем, она того стоит.

За годы работы, у меня были клиенты, которые предпочитали менять сразу гриф, вместо того, чтобы менять лады, само собой, если гриф на болтах. В принципе, это хороший выбор, но учтите, что практически все новые грифа требуют выравнивания ладов и из скругления. У Большинства фабрик, производящих, гитарные комплектующие просто не уделяют этому времени и внимания. Так что прикиньте, что за деньги, которые вы потратите на покупку нового грифа и на его доводку, можно поменять лады на оригинальном грифе, да еще будет сдача!

А что скажите про частичную замену?

Иногда, чтобы добиться нужного результата, можно заменить несколько ладов, вместо того, чтобы менять их все. Такая процедура предпочтительна для гитару, у которых сношены первые шесть-семь ладов, и к которых ровная накладка грифа. Если накладка в хорошем состоянии, а остальные лады достаточно высоки, то частичная замена – это отличный способ сэкономить деньги. Не все гитары подходят для этой операции. Если накладку немного повело, то необходима полная замена ладов.

Капо – слово из четырех букв

Капо – это злейший враг ладов. Конечно, я люблю капо, потом что я люблю менять лады! Если бы никто не использовал каподастры, то мой доход упал бы процентов на 60. Чем больше вы используете капо, тем быстрее снашиваются лад на вашей гитаре. Все каподастры прижимают струны к ладам, но дело в том, что они буквально вдавливают струну в лад и делают это гораздо сильнее, чем вы когда берете аккорд. В результате, лады стачиваются и образуется вмятины и канавки. Это неплохо для гитарного мастера, но не для гитариста.

Тут можно посоветовать использовать каподастры с регулировкой силы нажатия, что поможет избежать, как проблем со строем, так и излишне сильного вжатия струн. На рынке есть несколько отличных капо, которые уменьшают износ ладов и позволяют избежать проблем со строем. Это, например, каподастер Planet Waves Dual Action или различные модели Chubb. Если у вашего капо нет регулировки силы нажатия, то купите другой. Это позволит вам сэкономить много денег на замене ладов.

Опубликовано на premierguitar.com.
Автор: John LeVan. Гитарный мастер из Нэшвила, автор 5 книг по ремонту гитар, включая бестселлер Guitar Care, Setup & Maintenance.
Перевод: CraSS

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Источник

Оцените статью