Когда можно настраивать пианино

Как часто настраивать пианино

На этот вопрос нет однозначного ответа. Все зависит от первоначального состояния пианино, условий его эксплуатации и даже температурного режима в помещении.

Причины, по которым может требоваться частая настройка.

Оптимальным вариантом будет приглашать мастера для настройки каждые 6 месяцев. Если звуки достаточно чистые, и вас ничего не беспокоит, можно проверять его и 1 раз в год.

Но существуют условия, при которых может потребоваться более частая настройка инструмента.

Если вы активно используете пианино, играя на нем ежедневно по несколько часов (больше 7-8), приглашайте мастера-настройщика каждые 2-3 месяца.

  • Фортепиано новое или недавно проходило реставрацию.

Растягивание недавно установленных струн будет происходить не менее двух лет. В этот период времени пристально следите за своим инструментов, настраивая его 3-4 раза в год.

  • Инструмент недавно перевозили или переносили из одного помещения в другое.

Есть риск, что во время перемещения фортепиано положение колок сместится и вам потребуется помощь мастера по настройке.

Если исполнение некоторых произведений подразумевает жесткое и грубое «битье» по клавишам, унисоны могут потерять чистоту звучания.

В эти периоды пианисты отмечают, что строй нарушается и звук становится «плывущим». На фортепиано сильно влияют перепады влажности и температуры, поэтому ему начинает требоваться помощь специалиста.

В любом случае, если вы слышите дребезжание, «рыхлость» звука, посторонние стуки, стоит вызвать настройщика. Он быстро найдет причину этой проблемы, устранит ее, и вы сможете снова наслаждаться идеальным звучанием вашего инструмента.

Как предотвратить появление расстроенных струн?

Чтобы вам не пришлось вызывать мастера слишком часто, можно предпринять ряд профилактических мер по сохранности настроек фортепиано.

Сохраняйте достаточный уровень увлажненности и температуру в помещении, оптимальную для пианино – 23С, а также держите его подальше от обогревателей и батарей.

Источник

Как настроить пианино

В этой статье мы поделимся опытом, который мы получили, изучая инструменты для настройки фортепиано и роялей. Вы узнаете, какой инструмент используют для настройки пианино, какие вообще существуют инструменты для фортепиано, в чем их назначение, особенности и отличия. Так же мы расскажем об основных принципах настройки, руководствуясь советами опытных настройщиков.

Итак, фортепиано, как и рояль, является акустическим инструментом. Это сложный механизм, придуманный столетия назад, и с тех самых пор принципиальных отличий в его строении не появилось. Мы можем понять, что фортепиано настроено, если каждая нота соответствует своему строю, и все вместе, во время игры, они звучат гармонично.

Состояние струн инструмента, как физических объектов, подвержено различным воздействиям окружающей среды. На стабильность их натяжения влияет и состояние крепежных элементов конструкции инструмента, и влажность, и усталостные изменения в самих струнах. Влияет даже винтовое искривление металлического стержня, к которому крепится струна, но об этом мы расскажем далее в статье. Другими словами – знание множества факторов, которые необходимо учесть настройщику для успешного приведения инструмента в строй, отличает хорошего настройщика от плохого, и содержит в себе все мастерство этого ремесла.

Для успешной настройки вам понадобятся специальные инструменты. Взгляните.

Инструменты для настройки пианино

Разберем, какие существуют инструменты, в чем их назначение, особенности и отличия, какой набор приспособлений необходим.
Ключ для настройки пианино. Ключ – основной инструмент для настройки пианино. Им вращают штифт (вирбель), на который наматывается струна.

Количество граней ключа

Считается, что чем больше граней имеет ключ, там проще будет выполнить точную настройку, ведь многое зависит от хвата ключа настройщиком, силы, которая к нему прилагается. Перехватывать ключ, имеющий шестнадцать граней, гораздо проще, чем тот, что имеет всего четыре.

Четырехгранные ключи хорошо подходят для выворота колков, больше как ремонтный инструмент, чем настроечный. Так же четырехгранный ключ может не подойти к некоторым моделям пианино с тонкими вирбелями (например, советское пианино «Заря»).

6-, 8- , 16-гранные ключи считаются настроечными. Лучшие из них имеют сужающееся конусное отверстие, которое позволяет крепко насадить ключ на любой вирбель, вне зависимости от его состояния.

Какие бывают диаметры отверстия ключа

В советских пианино диаметр вирбеля – 7 мм, в европейских – 6.8 мм.

Сменные головки и рукоять

Существуют ключи со сменными головками. Специалисты рекомендуют покупать такие ключи, где головка отвинчивается от рукоятки, а не у основания ключа. Это предотвращает самопроизвольное раскручивание во время настройки, а так же люфт.

Рукояти могут быть Г-, или Т-образные. Классическими и предпочтительными считаются Г-образные ручки, но некоторые настройщики используют Т-образные, в виду собственных вкусов.

Значимые характеристики, отличающие один ключ от другого: количество граней ключа, его форма, способ крепления насадки, если ключ имеет сменные головки, вес ключа, форма ручки (Г- или Т-образная).

Демпферы (с рукоятями и без). Резиновые клинья-демпферы используются для глушения струн, не участвующих в настройка в данный момент. Клинья аккуратно вставляются между двух струн, чтобы заглушить их колебания. Существуют клинья для труднодоступных мест, насаженные на проволочную ручку.

Обратный пинцет. Используется для глушения струн самых высоких регистров, где струны очень коротки и обычные демпферы уже не помещаются. Пинцет бережно прилагают к струнам, просовывая его между черенками молоточков. Одним таким пинцетом можно заглушить две соседние струны, либо две крайние в одном хоре, оставляя свободной струну для настройки.

Суконная лента, а так же лента для темперирования строя. Как и демпферы, суконная лента используется для глушения струн, не участвующих в настройке текущего интервала. Некоторые специалисты считают глушения лентой гораздо более быстрым способом, чем использование клиньев.

Камертон. Существуют классические вилочковые камертоны и современные электронные устройства и приложения. Как это часто бывает, не все принимают новшества сразу, поэтому настройка по классическому камертону считается предпочтительной. Классический камертон имеет частоту колебания, равной ноте «Ля» первой октавы (частота 440 Гц). Колебания камертона вызываются однократным умеренным ударом им по твердой поверхности.

Как часто нужно настраивать пианино

Настройка любого фортепиано, будь то пианино или рояль, необходима для любого инструмента. Даже если вы приобрели новое пианино с фабрики, то в первый год игры инструмент нужно настроить дважды.

Если вы купили бывшее в употреблении фортепиано, то после транспортировки обязательно нужно вызвать мастера и провести полную настройку инструмента.

Процесс настройки фортепиано. Методы воздействия на строй

Настройке пианино невозможно научиться, прочитав лишь инструкцию. Это, по большей части, мышечная память, которая приходит со временем и практикой. Даже инструкции, порой, противоречат друг другу. Различные мастера используют свои собственные техники, считая их самыми лучшими. Если этот полный ответ на вопрос: как настроить пианино самостоятельно дома вас не устроил, то берем инструмент для настройки пианино и читаем дальше.

Цель настройки – получить устойчивый строй с правильными высотными соотношениями. Стабильной, или устойчивой, считается та струна, которая сохраняет приданное ей натяжение при сильных ударах по клавише. Эта характеристика имеет несколько другую природу, чем общая стабильность строя инструмента, которая меняется со временем под воздействием релаксации струн, и их смежных компонентов, изменений температуры и влажности, от плотности посадки вирбелей в вирбельбанк (место крепления колков пианино) и т. д. При высокой стабильности строя струна может быть настроена неправильно, и уже после нескольких ударов по клавише её строй изменится.

На стабильность струны прежде всего влияет упругость всей системы, в которой она находится. Струну можно разделить на три части:

  1. Нерабочая часть струны между вирбелем и аграфом (порожек крепления струны).
  2. Рабочая часть струны, которая колеблется от ударов молоточка.
  3. Нерабочая часть, которая идет ниже, между штеговым штифтом и штифтом чугунной рамы.

Из-за трения в местах отсечек рабочей части струны, наматываясь на вирбель, она натягивается неравномерно. Сначала натяжение происходит в первой нерабочей части струны, затем более слабое натяжение появляется в рабочей части, и еще более слабое натяжение в третьей нерабочей части струны. Если не делать специальных манипуляций, то, настроив струну, после первых же ударов молоточка по ней, натяжение равномерно распределится, сначала кратковременно повысив её строй, а затем понизив.

Чтобы преодолеть это явление, струну рекомендуют слегка перетягивать, и, во время перетяжки, сильно ударять по клавише, чтобы распределить натяжение по всей длине струны.

Кроме того, следует учитывать упругость самого вирбеля. Металлический вирбель вбит в деревянное основание вирбельбанка. При настройке струны, зафиксированная в вирбельбанке часть вирбеля будет вращаться медленнее, чем его крайняя часть, на которую наматывается струна. Такое явление называется винтовое искривление.

Поэтому, при тонкой настройке, вращение вирбеля вообще не осуществляют, оказывая, по большей части, давление на него. Так же, для стабильности струны важно окончательное положение вирбеля. Рекомендуют устанавливать вирбель так, чтобы по окончанию настройки он был слегка наклонен вниз. Это поможет ему сохранить свое положение при сильных ударах по клавишам во время игры, которые неизбежно будут создавать избыточное напряжение струны.

Вирбель можно вращать, оказывать на него давление, а так же изгибать. Если первые два метода мы уже рассмотрели, то изгиб вирбеля все еще считается спорным способом настройки. Многие зарубежные специалисты считают такой метод допустимым, позволяющим быстро и очень точно, вплоть до нескольких микрон, изменять натяжение струны. Настройщик слегка отгибает вирбель ключом, ударяя по клавише и слушая биение струны. Делать это нужно очень осторожно, чтобы не повредить крепление. Конечное положение изогнутого вирбеля в идеале должно быть таким, чтобы он, своим изгибом, компенсировал натяжение струны от сильных ударов по клавише, возвращая её в исходное положение.

Каждое действие настройщика должно контролироваться прослушиванием текущего состояния струны, вращение или другие воздействия на вирбель без этого бессмысленны.

Как слушать струны и откуда начинать настройку

Большинство отдельных нот фортепиано звучат благодаря нескольким струнам, которые настроены в унисон. Басовые ноты используют одну или две струны, более высокие ноты используют по три струны на каждую ноту. Созвучие трёх струн в пианино называется «хор». Каждая струна в хоре должна быть отстроена по отношению к другим струнам в своем хоре, и в интервалах по отношению к другим хорам.

Фортепиано имеет 280 струн, и, как ни странно, просто настроить каждую из них в нужную ноту не получится. Дело в том, что если настроить каждую ноту слишком чисто, то некоторые интервалы в звучании фортепиано будут звучать не гармонично. Для пианино строй темперируют – то есть настраивают ноты чуть шире от чистого звучания, чтобы получить эти самые благоприятные созвучия в интервалах.

Каждый из вас замечал, что при настройке двух, звучащих в унисон струн, при малейшем отклонении от идеального звучания возникает эффект вибрато. Эти волнения в звучании называют биениями. Биения во время звучания двух источников звука возникают тогда, когда их звучание отличается. Чем медленнее интервалы биения, тем ближе объекты звучат друг к другу.

Настройку принято начинать с ноты «ля» первой октавы. Настройщик выбирает струну в хоре, у которой самое маленькое нерабочее расстояние и самое большое рабочее. Такая струна менее подвержена искажениям и её проще настроить. В пианино это чаще всего самая правая струна в хоре.

Выбрав струну для настройки, необходимо заглушить остальные струны хора. Для этого нам потребуются клинки, о которых мы говорили ранее. Клинки вставляются между теми струнами, звучание которых нам необходимо заглушить. Минимальное количество клинков для настройки интервала равняется двум. Чтобы постоянно не переставлять клинки во время настройки интервала, некоторые специалисты используют суконную ленту, или ленту для темперирования строя. Её закладывают между теми струнами, которые нужно заглушить, оставляя свободными струны для настройки.

Так или иначе, после заглушения лишних струн, свободная струна настраивается по камертону, исключая биения. Интервал биения для струны Ля первой октавы по отношению к камертону должен быть больше 10 секунд.

Далее, от этой струны, специалист «темперирует» интервалы в пределах первой октавы. У каждого интервала определено свое количество биений в секунду, которые слушает настройщик. Затем, вынимая заглушки, отстраиваются остальные струны центральной октавы, выстраивая унисоны. Когда центральная октава настроена, от нее настраивают по октавам остальные ноты инструмента, сначала вверх, потом вниз от центра.

Чаще всего используется схема равномерно темперированного строя, но существуют и другие схемы темперации. Новичкам специалисты рекомендуют освоить в совершенстве равномерно темперированный строй, а так же кварто-квинтовую темперацию.

Как вы уже могли понять, настройка фортепиано это интересный, но чрезвычайно сложный процесс, включающий в себя огромное количество деталей, которые нужно учитывать. Надолго согласовать между собой все ноты пианино, при этом не повредив его конструкцию, под силу только профессионалам своего дела.

Источник

Вопросы и ответы по настройке пианино

Как часто нужно настраивать пианино и почему?

Настраивать пианино лучше два раза в год при средней по интенсивности эксплуатации. Все индивидуально.

Когда лучше настраивать пианино, до или после перевозки?

Это очень индивидуальный момент. Конечно, все зависит от того, как инструмент держит строй. Можно настроить и до перевозки, но при этом может понадобиться донастройка после. Лучше после перевозки.

Как узнать, стоит ли восстанавливать пианино или лучше его выкинуть?

Можно заказать услугу «оценка пианино», в ходе которой будет выяснен объем износа деталей инструмента, при необходимости будет произведена оценка ремонта или реставрации инструмента.

Старое пианино «Ed.Seiler» привезено из Германии в послевоенное время, давно не настраивалось. Насколько можно восстановить внешний вид и настроить старый инструмент?

Для определения объема работ необходимо инструмент посмотреть. Он относится к серии антикварных очень высокого качества с уникальным звучанием.

Стоит ли приобретать пианино фирмы Zimmerman, если при осмотре обнаружилось, что на нем западает клавиша и внутри отсутствует деталь, молоточек?

Инструменты марки Циммерман довольно высокого качества. После перевозки необходимо вызвать мастера, который поможет в устранении западания клавиши и ремонте механики.

Пианино «Красный Октябрь» очень давно не настраивалось, внутрь попала вода, западает несколько клавиш, есть небольшое дребезжание при игре. Устранимы ли перечисленные неисправности?

У давно не обслуживаемого инструмента могут быть различные типы неисправностей. Наверняка разрегулирована механика и нужен мелкий ремонт, настройка с поднятием строя. Что касается попадания внутрь воды, если небольшое количество, не беда.

Стоит ли менять колки на фортепиано «Красный Октябрь»?

Колки менять можно, но нужно учесть некоторые особенности инструментов этой марки. Пианино «Красный Октябрь» бывают в черном и коричневом варианте. Черные — из массива дерева, хорошо передают всю звуковую палитру, но строй держат хуже. Коричневые — фанерные, по звучанию уступают черным. Решение по тому, стоит ли менять колки и восстанавливать строй, нужно принимать в зависимости от задач, которые будут возложены на инструмент. Клавиатура у них туговатая, но для тренировки выносливости пальцев подойдет.

Настройщик пианино отвечает на часто задаваемые вопросы

Настойка пианино – важнейшее мероприятие, обеспечивающее вашему инструменту правильное звучание.

Как понять, что пианино расстроено?

  1. Проверить звучание ноты Ля первой октавы со звучанием камертона.
  2. Проверить звучание ноты Ля первой октавы со звучанием или показанием цифрового тюнера. Показание должно быть равно

440 Гц.

  • Проверить на слух — расстроенное пианино будет издавать дребезжащие, двоящиеся, троящиеся, не ровные, неприятные звуки.
  • Что будет, если пианино долго не настраивать?

    Фортепиано – тонкий механизм, если не следить за ним должным образом, в нем могут произойти необратимые перемены. Если пианино не настраивать в течение нескольких лет, причем, неважно, пользуетесь вы им или нет, может понадобиться полноценный ремонт пианино. Особенно это касается инструментов, которые хранились в плохих условиях.

    Какие признаки указывают на то, что пианино нуждается в ремонте?

    В первую очередь, это, конечно, очевидные внешние повреждения: трещины, сколы, вмятины, отсутствие деталей и элементов корпуса. Внешние дефекты – это не самое страшное, что может произойти с фортепиано. Все это легко исправить – достаточно сделать реставрацию пианино.

    Другое дело, поломки внутри механизма. Они дают о себе знать дребезжанием, приглушением, а то и полным отсутствием звука. Тут все сложнее: некоторые поломки, опытные мастер устранит легко и недорого, другие требуют более серьезного ремонта, который может обойтись недешево.

    Что нужно сказать по телефону мастеру по ремонту пианино?

    Итак, вы подозреваете, что ваше пианино неисправно – вы приняли решения обратиться к мастеру по ремонту фортепиано. Что нужно сказать ему по телефону, чтобы получить максимальную информацию о длительности работ и их стоимости:

    1. Марку пианино, его цвет;
    2. Примерный возраст инструмента;
    3. Количество педалей;
    4. Дату последней настройки;
    5. Наличие внешних повреждений.

    Источник

    Оцените статью