Когда начинать учить пианино

Выбираем инструмент. Советы родителям детей, поступивших на фортепианное отделение.
консультация по теме

В последнее время от преподавателей фортепиано можно слышать фразу: ни в коем случае не покупайте нашим ученикам электронное (цифровое)! Профессионалы для себя давно сделали выбор: играем на механических инструментах.
Но почему многие интуитивно чувствуют такую неприязнь именно к цифровому пианино? Почему преподаватели не рекомендуют покупать электронное пианино? Предлагаю подробно рассмотреть два варианта- акустическое и цифровое фортепиано, их плюсы и минусы.

Скачать:

Вложение Размер
выбираем инструмент для обучения игре на фортепиано 23.84 КБ

Предварительный просмотр:

Когда родители спрашивают меня: «Какой инструмент подобрать ребёнку- акустическое фортепиано, электронное (цифровое) фортепиано или синтезатор?», я отвечаю- «Рояль!» А потом добавляю: «Конечно, если ребёнок однозначно решил посвятить себя музыке, стать великим пианистом и у него имеются для этого необходимые способности, желание или невооружённым взглядом виден огромный талант!» Зачем откладывать покупку рояля на потом? Пусть старт будет поистине правильным, ведь ничто не сравнится с акустическим звучанием рояля, с его механикой и тембрами! Но, как правило, таких детей единицы, а значит встаёт вопрос о необходимости подобрать такой инструмент, который будет отвечать требованиям преподавателя, ученика и родителей.

В последнее время от преподавателей фортепиано можно слышать фразу: ни в коем случае не покупайте нашим ученикам электронное (цифровое)! Профессионалы для себя давно сделали выбор: играем на механических инструментах.
Но почему многие интуитивно чувствуют такую неприязнь именно к цифровому пианино? Почему преподаватели не рекомендуют покупать электронное пианино? Предлагаю подробно остановиться на двух вариантах- акустика или цифровое. Синтезатор я полностью исключаю и не советую. Заниматься на таких аппаратах (по крайней мере, предполагая играть на классическом пианино), действительно, очень вредно. И принципиальное отличие здесь — в клавиатуре: синтезаторная механика имеет совершенно другую конструкцию с абсолютно иными тактильными ощущениями.

Цифра или акустика

Теперь нужно понять, какой инструмент вам нужен, цифровой или акустический.

Разумеется, хорошее и правильно настроенное настоящее ( акустическое) пианино звучит лучше. Только весь вопрос в том и состоит, можете ли вы себе позволить иметь и содержать действительно хорошее пианино. Если вы не согласны мириться с компромиссами в звучании, горячо желаете приобрести акустический инструмент, готовы ради этого заниматься обслуживанием (настройка) инструмента и имеете совесть (или соседей, способных пробудить ее в любом) — ищите пианино с модератором — устройством, позволяющим приглушить звук. Отличительным признаком, как правило, является третья (средняя) педаль. Она сдвигается влево и там фиксируется, при этом между молоточками и струнами помещается специальная ткань.

Есть один аспект, где цифровое пианино дает исключительное преимущество, и я вовсе не о весе и габаритах. Возможность регулировки громкости вплоть до полного отключения звука не оставляет традиционному инструменту ни одного шанса в условиях современных панельных домов. «Повторение — мать учения” — этот лозунг возведен в ранг абсолюта при обучении игре на пианино. Вы пока можете не знать, что такое «гаммы”, но будьте абсолютно уверены — выносить их длительное время дано далеко не каждому слушателю( будь то член семьи или сосед за стенкой.

Справедливости ради необходимо отметить, что те, кто считает цифровое пианино абсолютно бесшумным, тоже ошибаются. Даже при отключенных динамиках сами клавиши достаточно ощутимо постукивают — механика есть механика. И иногда даже бывает, что соседям снизу этот стук в ночное время мешает. Конечно, такой звук не идет ни в какое сравнение с обычным пианино, но тем не менее такие случаи встречаются.

Кроме того, цифровое пианино обладает, как правило, дополнительными возможностями, которые по определению отсутствуют на акустических инструментах. Прежде всего, это возможность записи-воспроизведения собственной игры. Даже если вас не волнует проблема увековечивания исполнения, возможность взглянуть на него со стороны чрезвычайно полезна для контроля за огрехами в исполнении вашего ребёнка. Конечно, можно возразить, что запись можно сделать и с помощью традиционной аудиотехники, однако практика показывает, что организационно-технические сложности этого процесса (не говоря уже о качестве результата) в подавляющем большинстве случаев исключают его из повседневной практики.

Часто присутствуют также различные полезные мелочи вроде встроенного метронома, транспонирования и разделения клавиатуры на две зоны для игры различными инструментами или в четыре руки. Поиграть различными нефортепианными тембрами типа органа или клавесина тоже часто бывает очень приятно.

Многих волнует принципиальный вопрос — а можно ли вообще ребенку, который учится в детской музыкальной школе, заниматься на цифровом пианино? Ведь некоторые преподаватели отвечают на него категорическим «нет”.

Такая позиция чаще всего является следствием недостаточного знакомства с предметом неприятия. Сплошь и рядом бывает, что о цифровых пианино судят по дешевым синтезаторам, большинство из которых также имеет рояльные тембры.

Но инструменты, позиционируемые именно как электронное пианино, снабжены тяжелой, «рояльной” клавиатурой, имитирующей молоточковый механизм акустического фортепиано. И заниматься на них можно безо всякого ущерба. Более того, многие отмечают, что цифровое пианино более требовательно и на нем лучше слышны недочеты исполнения, так что в определенном смысле именно для обучения оно даже предпочтительнее.

Цифровое пианино среднего уровня стоимостью от 50 тысяч рублей вполне достаточно для обучения в детской музыкальной школе. Если вы не можете себе позволить такого — не расстраивайтесь, на первых порах можно использовать и гораздо более дешевый инструмент. Конечно, через какое-то время его возможностей будет уже не хватать, и придется думать о замене. Но ведь случается, что дети бросают занятия очень быстро. Если для вас указанная сумма не является слишком большой жертвой — не сомневайтесь, покупайте сразу хороший инструмент.

В этом деле есть одно важное исключение. Если в ребенке обнаружились задатки великого пианиста, заниматься на цифровом фортепиано ему, конечно, не стоит. Но ему не стоит также заниматься и на подавляющем большинстве акустических инструментов, встречающихся в реальной жизни, вот о чем не следует забывать! На мой взгляд, плохо настроенное акустическое пианино портит слух сильнее, чем электронное, а разбитая «настоящая” клавиатура вредит рукам больше, чем механика приличной «цифры”.

Некоторые родители опасаются, что привыкнув к цифровому пианино, ребенок будет испытывать трудности при адаптации к обычному инструменту. Однако следует учесть, что акустические инструменты также бывают очень разными и зачастую отличаются между собой больше, чем в сравнении с цифровыми.

Достаточно распространено мнение, что цифровое пианино — это всего лишь имитация акустического инструмента, звучанию которой никогда не достичь уровня оригинала. И это, безусловно, чистая правда. Только вопрос — а какого оригинала? А такого, к которому обычных людей не подпустят и на пушечный выстрел. Не только как исполнителей, но даже как слушателей. Для цифрового клонирования выбирают не просто лучшие модели, а самые великолепные, эталонные экземпляры, которые хранятся в стерильных условиях и настраиваются исключительно выдающимися мастерами. Так что нам, обыкновенным людям, иметь имитацию элитного, идеально настроенного «Стейнвея” гораздо предпочтительнее, чем разбитую «Зарю”.

Часто поклонники акустики говорят, что вместо цифрового пианино гораздо более целесообразно приобрести подержанное обычное, причем совсем недорого, сплошь и рядом «за самовывоз”.

1) Если вы решили выбрать акустический инструмент, то:

— звук (какие бы дифирамбы мы не пели цифровым инструментам этот пункт не вызывает сомнений);

— стоит дешевле схожего по качеству цифрового пианино (цены на советские инструменты стартуют от «даром», в приличном состоянии немецкие или чешские пианино стоят порядка 20-40 тыс. рублей)

— очень прочное и надежное (как ни странно, но при наличии маленьких детей крайне актуально, так как проверенную веками конструкцию пианино детям точно не сломать, а вот сохранность цифрового инструмента не гарантируется);

— «правильная» работа педалей (что не говори, но ни одно цифровое пианино не может предложить педализирование, полностью адекватное акустическому инструменту).

— громкость, занятия в вечернее и ночное время затруднительны (даже с модератором);

— необходимость регулярной настройки (тут затраты на настройку вполне могут быть уравновешенны затратами на электроэнергию в случае выбора цифрового пианино);

— вес инструмента и габариты.

Тем, кто все-таки решился идти по пути приобретения подержанного акустического пианино, первым делом нужно найти хорошего мастера/настройщика пианино и только вместе с ним выбирать подходящий инструмент. Из-за недолговечности отечественных акустических инструментов предлагаю Вам не тратить время на просмотр инструментов, продаваемых за символическую плату (это завуалированная просьба владельца пианино оплатить работу грузчиков и выбросить пианино на помойку за ваш счет), а сразу ориентироваться как минимум на немецкие или чешские марки (например, Petrof, Zimmerman, Ronisch и т.д.). Подержанные инструменты в диапазоне 20-40 тыс. рублей, выбранные с настройщиком, точно вас не огорчат ни своим качеством, ни звуком, да и внешний вид у них, как правило, хороший.

2) Если вы решили выбрать цифровой инструмент, то:

— может быть компактным (вы можете выбрать как переносной, так и полнокорпусный вариант);

— иметь дополнительные функции (другие тембры, запись, метроном и т.д.). Это зависит от модели инструмента.

— звук не дотягивает до акустики;

— если в вашем районе часто выключают электроэнергию, то у ребёнка не будет возможности позаниматься, инструмент же электрический!

Конечно, всегда есть место компромиссам, так что существует еще и 3 вариант:

3) Купить подержанное пианино и недорогое цифровое пианино.

Как ни странно, но данному варианту следуют многие как начинающие, так и опытные пианисты. Данный вариант не несет никаких минусов. По затратной части вариант вполне сопоставим с приобретением хорошего цифрового пианино (можно вписаться в диапазон от 40 до 80 тыс. рублей за оба инструмента). При таком подходе цифровое пианино – это клавиатурный тренажер для занятий ранним утром или поздно вечером, а акустический инструмент – возможность поиграть «в кайф».

Если с акустическими инструментами ситуация прояснилась, то по выбору цифровых инструментов вопросов меньше не стало. Дальнейшее повествование посвящено исключительно цифровым инструментам…

Особенно тяжело определиться с инструментом для начинающих. С одной стороны, покупать дорогой инструмент, когда еще непонятно, увлечет ли музицирование ребенка, не очень хочется. С другой стороны, чем лучше пианино, тем больше шансов, что именно увлечет. Критерий здесь только один, но он, к несчастью, не может быть выражен точно в общепринятых единицах — за инструмент должно быть просто приятно сесть. Но даже для целей начального обучения есть определенный порог, ниже которого опускаться уже не стоит. Это полноразмерная (88-клавиш, полный размер инструмента) клавиатура и полновзвешенная (full-weighted) молоточковая механика. Переучиваться часто бывает труднее, чем начинать «с нуля”. Резюме на данном этапе: необходимо цифровое пианино с клавиатурой и звучанием, максимально приближенным к акустическому. В рамках бюджета, естественно.

Моё личное мнение по поводу выбора инструмента таково:
многие делают ошибку, поддаваясь на рекламу продавцов и начиная занятия с цифровых пианино. Возможно, они никогда не узнают, что такое настоящий живой звук. Можно сравнить мягкую игрушку кошки или собаки и живую кошку и собаку. И с игрушкой и с живой кошкой можно играть и общаться, но какая между ними пропасть. Или «Жигули» сравнить с «Вольво» (кому какое сравнение больше нравится). С помощью цифровых инструметов вы не услышите те идеи и образы, которые сочинили композиторы как классические так и современные — классика, рэгтайм, джаз и т. д. Ведь сочиняли они на «живых» инструментах, сделанных порою из ценных пород дерева.
Попробуйте сами сравнить звук живого пианино и цифрового пианино у знакомых, или в магазине. Даже дорогие, только что выпущенные модели выдают неприятный металлическо — пластмассовый звук. Другими словами: если вы играли, пели или сочиняли на старом, чёрном отечественном пианино (самый недорогой на сегодняшний день вариант, не говоря о среднем классе «Петров», «Вэйнбах» или более высоком: старых немецких с антикварным звуком и роялях), и вы внезапно перешли на цифровое, особенно недорогое, тысяч за 20 — 40 р, то вас ждёт разочарование. При игре вас постоянно будет преследовать чувство дискомфорта, а вокал, или второй инструмент, сыгранный дуэтом, зазвучит плоско и отстранённо.

Источник

Вечный спор: с какого возраста начинать учить ребенка музыке?

Споры о возрасте, с которого можно начинать учиться музыке, ведутся давно, но по большому счету в этих спорах так и не родилась однозначная истина. Правы и сторонники раннего (а также очень раннего) развития – ведь маленький ребенок впитывает любую доступную информацию как губка, закладывая мощный фундамент для дальнейшего развития.

Убедительные аргументы приводят и противники слишком раннего обучения. Это и эмоциональные перегрузки, и психологическая неготовность малышей к систематическим занятиям, и физиологическая незрелость их игрового аппарата. Кто же прав?

Развивающие занятия для самых маленьких деток – вовсе не современное ноу-хау. Еще в середине прошлого века японский профессор Синити Сузуки успешно обучал трехлетних ребятишек игре на скрипке. Он не без основания полагал, что каждый ребенок потенциально талантлив, важно развивать его способности с самого раннего возраста.

Советская музыкальная педагогика регламентировала обучение музыке таким образом: с 7 лет ребенок мог поступить в 1 класс музыкальной школы (всего было семь классов). Для младших деток при музыкальной школе существовала подготовительная группа, в которую брали с 6 лет (в исключительных случаях – с пяти). Такая система просуществовала очень долго, пережив и советский строй, и многочисленные реформы в общеобразовательных школах.

Но «ничто не вечно под луной». Новые стандарты пришли и в музыкальную школу, обучение в которой теперь рассматривается как предпрофессиональная подготовка. Нововведений много, в том числе затрагивают они и возраст начала обучения.

В первый класс ребенок может поступать с 6,5 до 9 лет, а учеба в музыкальной школе продолжается 8 лет. Подготовительные группы с бюджетными местами теперь упразднены, поэтому желающие учить деток с более раннего возраста вынуждены будут платить довольно внушительные деньги.

Такова официальная позиция в плане начала обучения музыке. В реальности сейчас существует масса альтернативных вариантов (частные уроки, студии, развивающие центры). Родитель при желании может приобщить свое чадо к музыке с любого возраста.

Когда начинать учить ребенка музыке — вопрос очень индивидуальный, однако в любом случае решать его нужно с позиции «чем раньше, тем лучше». Ведь обучение музыке не обязательно подразумевает игру на инструменте, в раннем возрасте с этим можно и подождать.

Музыка — такой вид искусства, который дети способны воспринимать с первых дней жизни, и даже до рождения. Мамины колыбельные, ладушки-ладошки и прочие народные прибаутки, равно как и звучащая фоном классическая музыка — это все «предвестники» обучения музыке.

Дети, посещающие детские сады, дважды в неделю занимаются там музыкой. Пусть это далеко не профессиональный уровень, но польза есть несомненно. А если повезло с музыкальным руководителем, то можно не беспокоиться о дополнительных занятиях. Останется просто дождаться нужного возраста и пойти в музыкальную школу.

Обычно родители задумываются, в каком возрасте начинать занятия музыкой, подразумевая — насколько рано можно это делать. Но есть и верхняя граница возраста. Конечно, учиться никогда не поздно, но смотря о каком уровне музыкального образования говорить.

Для общего развития можно начинать постигать музыкальное искусство и на пенсии. Но если говорить о профессиональном владении инструментом, то даже в 9- летнем возрасте начинать уже поздновато, по крайней мере для таких сложных инструментов, как фортепиано и скрипка.

Итак, оптимальный (среднестатистический) возраст начала обучения музыке 6,5-7 лет. Конечно, каждый ребенок уникален, и решение нужно принимать индивидуально, учитывая его способности, желание, темпы развития, готовность к занятиям и даже состояние здоровья. И все же лучше начать капельку раньше, чем опоздать. Внимательный и чуткий родитель всегда сумеет привести ребенка в музыкальную школу вовремя.

Без комментариев

Источник

Читайте также:  Drop с строй ноты
Оцените статью