Когда народ свой вывел с египта моисей ноты

Почему Моисей водил евреев по пустыне 40 лет?

Исход евреев из Египта является одним из ключевых событий Библии. Моисей вывел свой народ и направился в Землю обетованную, которая находилась в 350 км от Египта. Этот путь занял бы несколько месяцев, тогда почему Моисей водил евреев 40 лет по пустыне?

Исходу евреев из Египта и последующей их жизни посвящены 4 ветхозаветные книги: Исход, Числа, Левит, Второзаконие. Но подробнее их жизнь описана в первых двух.

После того как Моисей освободил евреев из египетского плена и оставил позади египетское войско, утонувшее в море, он с народом направился в землю Рефидим, где евреи столкнулись с войсками семитского кочевника Амалека.

После победы Моисей повел народ на гору Синай, где получил от бога Яхве заповеди. Спустившись с горы, Моисей увидел, что часть евреев поклоняются золотому тельцу, за это Моисей велел истребить их.

Затем Моисей отправился с оставшимся народом в пустыню Фаран, которая находилась рядом с Землей обетованной, которую Яхве заповедовал освободившемуся израильскому народу, если те будут покорны ему. Но евреи оказались непокорными.

Остановившись в пустыне Фаран, Моисей отправил 12 разведчиков в Ханаан, страну, которая распростерлось на Земле обетованной. Там жили многие народы, с которыми в будущем расправится народ Моисея. 12 разведчиков были отобраны из каждого израильского колена. Среди них были Иисус Навин из колена Ефрема и Халев из колена Иуды.

Читайте также:  Великое славословие напева киево печерской лавры ноты

Через 40 дней разведчики вернулись и сказали, что видели в землях Ханаана плодородные почвы и вкусные плоды, но там живут сильные народы за высокими стенами городов, также среди них были великаны-исполины. Халев говорил, что пора завоевать эти земли, но остальные разведчики, за исключением Иисуса Навина, засомневались в его словах, сказав, что они не смогут одолеть исполинов и захватить их города.

Евреи испугались, стали роптать на Моисея и его брата Аарона, даже предложили вернуться в Египет. Бог услышал ропот евреев и разозлился на них, потому что они до сих пор не уверовали в его силу и безграничные возможности.

Поэтому Бог велел Моисею, чтобы никто из его народа старше 20 лет на момент наказания не смог посетить Землю обетованную, за исключением Халева и Иисуса Навина. Также он сказал, что их дети будут скитаться 40 лет в пустыне, пока наибольшая часть освободившихся из плена не умрет в пустыне.

Таким образом, евреи, добираясь до Земли обетованной около года с учетом остановок, дошли до ее границ, но испугались захватить ее, ведь там уже жили другие народы. Евреи хотели получить земли без каких-либо усилий, но Яхве пожелал, чтобы они поборолись за свое царство.

Еврейский народ, живший в плену всю свою жизнь, не решился на риск, усомнился в уверенности Моисея и Бога. Сорокалетнее пребывание евреев в пустыне было божественным наказанием за непокорность и непослушание евреев.

Возможно, бог Яхве хотел обновить еврейский народ, вырастить новое поколение, которое было бы свободным от опыта пребывания в египетском плену. Только спустя 40 лет обновленный еврейский народ под предводительством Иисуса Навина, который стал преемником Моисея, завоевал Землю обетованную. Моисей же тоже был наказан Богом, он умер в возрасте 120 лет на границе обещанной Яхве земли.

Источник

Моисей выводит евреев из Египта

Исход евреев из Египта – библейское предание, описанное в Ветхом Завете в книге Исход. Исход евреев – одно из наиболее широко освещенных в Библии событий, что, тем не менее, не приводит к единогласному мнению исследователей Библии о достоверности данных событий.

Предание о том, как Моисей выводит евреев из Египта, в христианстве оказало особое влияние на теологию отдельных движений. К примеру, протестанты, спасаясь от преследований, часто искали в предании моральную поддержку, католики использовали исход евреев как прообраз поиска политической свободы.

Предыстория исхода евреев из Египта.

Род Израиля переселился в Египет из-за голода, который царил в Ханаане. Согласно Ветхому Завету, евреи жили в Египте на протяжение более 400 лет. За это время значительно возросла их численность. В книге Исход говорится:

…сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли, и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та. (Книга Исход, глава 1)

На трон взошел новый фараон, который боялся, что народ Израильский со временем может покорить местное население, а потому отправил евреев на изнурительные работы, чтобы сократить их численность. Следующая мера, которую предпринял фараон, — убийство еврейских мальчиков. Он приказал повивальным бабкам убивать всякого мальчика, рождавшегося в еврейской семье, однако женщины были богобоязненны и не исполняли жестокого приказа фараона. Тогда фараон просто приказал топить мальчиков.

В это время родился Моисей, которому предначертано было вывести народ Израиля из египетского плена. Мать Моисея, чтобы спасти сына, положила его в корзинку и отправила по течению реки. Моисея нашла дочь фараона и взяла во дворец.

Моисей рос в доме фараона. Однажды он увидел, как египетский надсмотрщик жестко обращается с одним из евреев на каторжных работах. Моисей вступился за бедолагу и убил надсмотрщика. Фараон приказал убить Моисея за этот поступок, однако тот успел сбежать в землю Мадиамскую, где женился на дочери местного священника.

Спустя некоторое время Моисею явился Господь в горящем кустарнике и приказал ему вернуться в Египет и вывести евреев из египетского плена в землю обетованную. Моисей возвращается в Египет и предстает перед фараоном, требуя отпустить народ Израиля. Фараон отказывается и тогда бог насылает на страну Десять казней египетских. Подробней о 10 казнях Вы можете прочесть в этой статье или, непосредственно в главах Библии (Книга Исход, главы 7 — 12).

Переход через Красное море

После данного события евреи покинули Египет. Судя по всему, их было не менее 600 тысяч мужчин, и по-видимому не менее полутора миллиона в целом. Фараон погнался за евреями, однако господь помог своему народу и воды моря расступились, дав пройти Моисею и Его народу, когда же народ Израиля прошел – воды снова сомкнулись и привели к гибели армии фараона, следовавшей по пятам за евреями.

… И избавил Господь в день тот Израильтян из рук Египтян, и увидели [сыны] Израилевы Египтян мертвыми на берегу моря. (Исход, глава 14)

После перехода через Красное море, Израильтяне еще больше уверовали в Господа и в пророка его Моисея. Они воспели хвалебную песнь Господу – Исход, глава 15.

Странствия евреев по пустыне под предводительством Моисея.

Через три месяца после исхода из Египта, Моисей привел евреев к горе Синай. Здесь Богоизбранный народ стал свидетелем явления Господа. Здесь, на горе Синай, Бог перезаключил Завет со Своим народом и дал ему 10 заповедей и большое количество законов, описанных в главах 21 – 24 Книги Исход. Законы эти призваны были регулировать повседневные отношения евреев.

Евреи оставались жить у горы Синай в течение года. За это время здесь был построен походный храм (скиния), были назначены священники из левитов. Первосвященником стал Аарон. Здесь же была первая перепись евреев, согласно которой среди них было более 603 тысяч здоровых мужчин, которые способны воевать.

Исход евреев из Египта – станы Исхода.

Известно, что исход евреев из Египта длился долгие 40 лет. Причиной тому стало то, что народ до конца не поверил в силу Господа. Когда, уйдя с горы Синай, народ Израиля пересек пустыню Фаран и подошел к границе Ханнаана, то евреи усомнились в том, что Господь поможет им одолеть хананеев. За это Бог обрек их на сорокалетнее скитание по пустыне, за время которого умер каждый, кто был в плену в Египте. Когда евреи вышли к Иордану, это было уже новое поколение.

В Библии описывается 42 локации, которые были посещены евреями во время исхода из египетского плена под предводительством Моисея. Станы сынов Израилевых описаны в 33 главе книги Числа. Много данных есть также в книге Исход и во Второзаконии.

Если верить документальной гипотезе, список мест, посещенных при исходе евреев из Египта не входил в оригинальный текст Пятикнижия и был добавлен позже.

Путь евреев был нелегким, однако господь помогал им не умереть от голода и жажды, посылая им манну небесную.

Карта исхода евреев из Египта.

Не смотря на некоторое разногласия между теологами и историками, на сегодняшний день существуют примерные карты исхода. Более того, до сих пор ведутся многочисленные исследования, в которых ученые, толкую текст Библии, пытаются реконструировать маршрут, по которому Моисей вывел евреев из Египта.

Сорок лет спустя ухода их Египта, израильтяне обогнули Моав, разбили амореев и вышли к берегу реки Иордан недалеко от горы Нево. Здесь Моисей умер, назначив своим преемником Иисуса Навина.

Историчность Исхода Евреев.

Ранее библейское повествование о том, как Моисей вывел евреев из Египта, воспринималось как документально точное описание. Подобная точка зрения была основной до начала ХХ века. На сегодняшний день существует несколько точек зрения на историчность исхода евреев, описанного в Ветхом Завете.

  • События исхода вполне достоверны и соответствуют реальной истории, хотя и претерпели поэтическое переосмысление в Библии (точка зрения школы Библейской археологии).
  • События исхода имели место быть, однако имели меньший масштаб и со временем, переродившись в народный эпос, для которого характерно преувеличение и возвеличивание, стали основой библейского предания об исходе (точка зрения многих западных ученых-библеистов).
  • События исхода – миф, то есть исключительно народное творчество, не имеющее под собой исторических оснований.
  • Предание об исходе евреев – вымышленное и имеет исключительно имеет богословское значение. Придумано оно было в 5—4 веках до н. э в среде израильских священников (точка зрения библейского ревизионизма).

Год исхода евреев из Египта.

Многие интересуются, когда Моисей вывел евреев из Египта, какой год считается годом Исхода. В Библии не указано время исхода, что, конечно, породило множество версий, касательно возможного года, когда Моисей вывел народ Израиля из Египта. Большинство версий охватывают период между 2100 и 1050 годами до н. э.

Предпринимались многочисленные попытки вывести год исхода из текста Библии. Если отталкиваться от текста Третьей Книги Царств:

В четыреста восьмидесятом году по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской, в четвертый год царствования Соломонова над Израилем, в месяц Зиф, который есть второй месяц, начал он строить храм Господу. (Третья книга царств, глава 6),

то можно сделать вывод, что год исхода – 1446 год. Однако эта дата часто подвергается критике, ввиду того, что число 480 весьма символично, его рассматривают как результат умножения символичного для всего Пятикнижия Моисеева числа 40 на 12 – количество колен Израиля. Более того, если обратится к хронологии Библейской Книги Судей, то дата не подтвердится.

Рассмотрим еще несколько версий датировки исхода, не основанных на тексте Библии:

Эммануэль Анати считает, что исход евреев имел место быть около 2100 года до н. э. Он отождествляет гору Синай с горой Хар-Карком, где существовал храм (скиния) и осуществлялась культовая практика именно в это время. Позже гора Хар-Карком была покинута. Это полностью ложится на факты, описанные в Библии: евреи пришли на гору Синай, где жили в течение года, построив здесь походный храм и назначив священников.

Нужно сказать, что практически никто из историков, археологов и библеистов не поддерживает эту точку зрения по причине того, что нет данных о том, что народ Израиля существовал в это время, а также археологических данных о появлении нового этноса в данном регионе.

Иосиф Флавий считал, что исход евреев из Египта был между 1700 и 1800 гг до н. э. В своей точке зрения, он полагался на труды историка Манефона, который, к сожалению, не дошли до нашего времени. Манефон описывал некий народ гиксосов, которые создали свое царство в дельте Нила и были впоследствии изгнаны египетским фараоном. Именно с гиксосами Флавий отождествляет народ Израиля.

Генри Холл, известный египетский археолог, в целом поддерживал теорию Иосифа Флавия, однако считал, что эти события произошли несколько позже – примерно в 1400 гг до н. э.

Уильям Олбрайт считает, что Исход евреев произошел между 1250 и 1200 годами. Эта точка зрения имеет большое количество последователей среди археологов, которые отмечают появления нового типа керамики, а, значит, и новой этнической группы в регионе.

Источник

Почему Моисей, так и не вошёл в Ханаан

Последний и печальный разговор Моисея с Богом состоялся, на вершине Фасги, находящейся напротив Иерихона. И хотя Моисей искренне любил Бога, а Бог искренне любил Моисея, возникли обстоятельства, из-за которых в целом всё ещё крепкий и сильный Моисей, так и не ввёл израильтян в обетованную землю, вынуждено перепоручив это дело Иисусу Навину.

«И сказал ему Господь: вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: «семени твоему дам ее»; Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь. И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню … Моисею было сто двадцать лет, когда он умер; но зрение его не притупилось, и крепость в нем не истощилась».
Втор.34:4-7

Моисей, главная фигура всего Ветхого Завета. Без Пятикнижия Моисея (Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие) не было бы ни Ветхого Завета, ни Торы, ни иудаизма, да и Новый Завет во многом опирается на слова и основание Моисея. По крайней мере, книгу Бытие, рекомендуют читать каждому христианину, ещё до того, как преступать к Евангелию. Так почему же Бог не нашёл возможности, чтобы такой великий вождь, всю жизнь которого сопровождали чудеса и знамения и сделавший так много для израильского народа, осуществил свою мечту и лично ввёл избранный народ в Ханаан?

Непосредственную причину, мы находим, в эпизоде, когда Бог просит Моисея извлечь из скалы воду. После 40 лет скитаний в пустыне видно, что Моисей устал мириться с неверием и непослушанием израильтян и он с раздражением бьёт эту скалу. Однако Бог хотел, чтобы Моисей, явив очередное чудо, помог народу наконец-то сплотиться, забыть все прошлые неудачи и войти в Ханаан обновлёнными людьми.

«И собрали Моисей и Аарон народ к скале, и сказал он им: послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду? И поднял Моисей руку свою и ударил в скалу жезлом своим дважды, и потекло много воды, и пило общество и скот его. И сказал Господь Моисею и Аарону: за то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему».
Чис.20:10-12

Здесь нужно понимать, что обращаясь к израильтянам «непокорные», Моисей обращается к тем израильтянам, которые не знали жизни в Египте и родились в пустыне – это совершенно новое поколение израильтян, которое и ведёт себя по-новому.

Израильтяне, вышедшие из Египта действительно постоянно жаловались, подвергали сомнению лидерство Моисея и желали вернуться в Египет. Чтобы убедиться в этом достаточно вспомнить эпизоды: у Чёрмного моря («Разве нет гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыне? что это ты сделал с нами, выведя нас из Египта?»Исх.14:11), изготовление золотого тельца («И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» Исх.32:3,4) и разведку в Ханаане («Ваши трупы падут в пустыне сей; а сыны ваши будут кочевать в пустыне сорок лет, и будут нести наказание за блудодейство ваше, доколе не погибнут все тела ваши в пустыне; по числу сорока дней, в которые вы осматривали землю, вы понесете наказание за грехи ваши сорок лет, год за день, дабы вы познали, что значит быть оставленным Мною». Чис.14:32-34).

Однако родившееся в пустыне, были совершенно новыми людьми, а вот Моисей остался прежним, ему вероятно, сложно было относиться к новому поколению израильтян по-новому и он видел в них всё тех же бунтарей, которые доставили ему так много хлопот.

Моисей взвалил на себя непомерный груз, взяв ответственность за израильский народ — из Египта вышло примерно два миллиона человек и по началу, у Моисея, кроме Аарона и не было никаких помощников и никакой системы для управления народом. Ему приходилось единолично принимать все решения и выслушивать все мельчайшие просьбы и проблемы многочисленного народа.

«На другой день сел Моисей судить народ, и стоял народ пред Моисеем с утра до вечера. И видел [Иофор,] тесть Моисеев, всё, что он делает с народом, и сказал: что это такое делаешь ты с народом? для чего ты сидишь один, а весь народ стоит пред тобою с утра до вечера? И сказал Моисей тестю своему: народ приходит ко мне просить суда у Бога; когда случается у них какое дело, они приходят ко мне, и я сужу между тем и другим и объявляю [им] уставы Божии и законы Его».
Исх.18:13-16

И конечно постоянные жалобы народа не могли не влиять и на самого Моисея, ведь к той злосчастной скале, Моисей подошёл уже уставшим и уже обременённым неудачами прошлого. Его прошлые поступки показывают, как постепенно он шёл к своей главной неудаче и что в какой-то степени она была предрешена его собственными решениями.

Ещё живя во дворце фараона, Моисей проявляет необузданный нрав, убивая египтянина, в порыве любви к своему народу. Любовь Моисея к народу заслуживает всяческого уважения, однако Моисей в то время был наследным принцем в Египте, и сумей он удержать свой пыл и стань он фараоном, вероятно история израильского народа была совершенно другой. После этого опрометчивого поступка, Моисей вынужден был бежать из дворца и скрываться в пустыне 40 лет.

«Спустя много времени, когда Моисей вырос, случилось, что он вышел к братьям своим [сынам Израилевым] и увидел тяжкие работы их; и увидел, что Египтянин бьет одного Еврея из братьев его, [сынов Израилевых]. Посмотрев туда и сюда и видя, что нет никого, он убил Египтянина и скрыл его в песке».
Исх.2:11,12

Когда Бог призывает Моисея, для того, чтобы вывести народ из Египта, Моисей сомневается до самого последнего момента, стараясь найти причину, чтобы отказаться от предназначенной ему роли.

«[Моисей] сказал: Господи! пошли другого, кого можешь послать».
Исх.4:13

Народ жалуется и проявляет неверие, а Моисей высказывает свои претензии Богу:

«И сказал Моисей Господу: для чего Ты мучишь раба Твоего? и почему я не нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя всего народа сего? разве я носил во чреве весь народ сей, и разве я родил его, что Ты говоришь мне: неси его на руках твоих, как нянька носит ребенка, в землю, которую Ты с клятвою обещал отцам его?»
Чис.11:11,12

Даже каменные скрижали, с Божьим Словом, Моисей разбил в порыве гнева, увидев израильтян поклоняющихся золотому тельцу.

«Когда же он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою».
Исх.32:19

Как мы видим двойной удар по скале, уставшего и разгневанного Моисея, был лишь последним завершающим аккордом, в целой череде подобных поступков. Как бы не любил Моисей Бога и как бы не любил Бог Моисея, но в какой-то момент Бог вынужден отказаться от человека раз за разом совершающего одну и ту же ошибку. Необузданный и крутой нрав Моисея, помогавший ему вести за собой народ, спорить с фараоном, побеждать врагов в пустыне, в конечном итоге сыграл с ним злую шутку и не позволил войти в Ханаан.

Бог никогда не вмешивается в человеческую долю ответственности, однако Он взаимодействует с нами, основываясь на результатах наших поступков. Бог не остановил Адама и Еву в Эдемском саду, поддавшихся искушению архангела, не схватил за руку Каина, убивавшего младшего брата, не остановил Моисея, не будет Он избавлять от искушений и испытаний и нас. А ситуация с Моисеем показывает, насколько важно преодолевать любые свои недостатки.

Источник

Оцените статью