Когда переходишь с аккордами

Содержание
  1. Транспонирование аккордов. Перевод аккордов гитары в другую тональность.
  2. Транспонирование аккордов – что это такое?
  3. Для чего нужно транспонировать аккорды?
  4. Чтобы изменить тональность аккордов на более удобную для вокала
  5. В песнях есть аккорды с баррэ, а вы умеете ставить только открытые аккорды
  6. Песня исполняется в другой тональности
  7. Четыре способа транспонирования аккордов
  8. Сайты с функционалом транспонирования
  9. Программа CoverTon
  10. Использование каподастра для смены тональности
  11. Таблица транспонирования аккордов
  12. Модуляция аккордов
  13. Модуляция в музыке
  14. Заключение
  15. ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:
  16. 2 Replies to “ Транспонирование аккордов. Перевод аккордов гитары в другую тональность. ”
  17. Как развивать переходы между аккордами начинающим гитаристам
  18. Как научиться быстро переставлять аккорды на гитаре: советы для начинающих
  19. Общий звук в аккордах: переход, не снимая палец со струны
  20. Am – A7
  21. Dm – G
  22. Dm – G7
  23. С – Am
  24. Am – B7
  25. Am – D7
  26. Изменение постановки пальцев в аппликатуре
  27. Em – G
  28. Em – F#
  29. Изменение формы аппликатуры
  30. G – C9
  31. С – Fmaj7
  32. Am – F9
  33. Bm – F#
  34. Удар по открытым струнам при переходе на аккорд
  35. Что делать когда «хитрости» не помогают, или советы по развитию аккордовой техники

Транспонирование аккордов. Перевод аккордов гитары в другую тональность.

Транспонирование аккордов – что это такое?

Транспонирование аккордов – это удобный инструмент для вокалистов, которые не могут вытянуть определенные ноты в произведении. Вы просто опускаете или поднимаете аккорды в другую тональность, сохраняя их форму и мелодическое звучание песни. Это довольно удобно для тех, кто не имеет при себе каподастра или просто не может петь в нужной тональности. Именно тому, как транспонировать аккорды, и посвящена данная статья.

Для чего нужно транспонировать аккорды?

Чтобы изменить тональность аккордов на более удобную для вокала

Если вы не можете исполнять произведение – выше оно, или ниже вашего диапазона, то гораздо проще не тянуть ноты, а транспонировать его в другую тональность, чтобы петь было гораздо удобнее. Для этого, правда, вам потребуется либо освоить прием баррэ, либо, что гораздо проще – приобрести себе каподастр .

В песнях есть аккорды с баррэ, а вы умеете ставить только открытые аккорды

Это более частный случай, и он работает далеко не всегда. Однако если песня исполняется, например, с зажатием последовательности аккордов с баррэ, то вы можете попробовать перенести их в открытые формы – хотя, зачастую, гораздо проще будет воспользоваться капо.

Песня исполняется в другой тональности

Это часто бывает, если песня подбиралась не опытным музыкантом по памяти, а не на слух. Тогда она может быть мелодически верна, однако аккорды в ней используются другие. В этом случае навык транспонирования вам точно поможет понять, что не так в подобранной мелодии.

Четыре способа транспонирования аккордов

Ниже представлено четыре способа транспонировать аккорды. Это наиболее простые и популярные методы, которые подойдут даже новичкам, которые не знакомы с музыкальной теорией, и для которых тональности совершенно незнакомы.

Сайты с функционалом транспонирования

На многих сайтах с аккордами есть функция транспонирования. Обычно в тексте указана гармония в изначальной тональности, а уже при помощи специальных кнопок вы можете поднять ее или опустить на полтона и более. Это крайне удобно новичкам, которые не знакомы с понятием музыкальной теории и им требуется просто перенести трезвучия в другие позиции.

Программа CoverTon

Существует программа, которая поможет вам в транспонировании аккордов. Она качается с нашего сайта (ссылка ниже) и абсолютно бесплатна. Кроме того, она также легка в освоении для новичка, однако для ее пользования нужно знать понятия тональности.

Как ей пользоваться:

  1. Скачайте архив и распакуйте его на свой компьютер;
  2. Откройте файл «coverton.html»;
  3. В первое окно вы должны вставить текст песни с проставленными на ней аккордами;
  4. После этого кнопками посередине выберите ту тональность, в которую надо перенести аккорды;
  5. Во втором окне справа вы увидите тот же самый текст, но с уже другими аккордами, которые подходят под тональность.

Использование каподастра для смены тональности

Каподастр позволяет вам сдвигать по ладам трезвучия, не меняя построение аккордов. Однако для того, чтобы правильно пользоваться им, вам надо знать, в какой тональности находится песня, и в какую вам ее надо перевести – а это уже работа с теорией музыки. Тем не менее, каподастр определенно должен быть в арсенале каждого музыканта, потому что это облегчает музицирование и расширяет возможности инструмента.

Таблица транспонирования аккордов

Для тех, кто знает музыкальную теорию, прекрасно подойдет таблица транспонирования. Она представлена ниже. Пользоваться ей надо таким образом:

  1. в первой строчке выберите основной аккорд (который определяет тональность)
  2. в столбце найдите тот, на который хотите поменять
  3. все остальные аккорды находятся точно также

Пример

У вас песня в тональности Am (ля-минор) с аккордами Am-F-C-G, а вам нужна тональность Em

Ищем Am, спускаемся вниз в столбце и находим Em

Все следующие аккорды будут находиться в той же строке где Em, просто начинайте искать сверху вниз от исходного трезвучия.

Выглядеть это будет так:

Чтобы до конца разобраться, как транспонировать, найдите все аккорды, которые представлены в этом примере в таблице.

Модуляция аккордов

Модуляция – это способ построения гармонии, когда вы меняете тональность песни в ее процессе. Это очень красивый метод разнообразить композицию, и его часто применяют различные группы для того, чтобы удивить слушателя.

Обычно музыканты просто переводят минорную тональность в мажорную или наоборот. Это крайне необычно звучит.

Для того, чтобы совершать модуляции, надо понять правила по которым они делаются. Обычно аккорды выставляются в квинту друг от друга – то есть, если вы хотите перевести мелодию из тональности C, то верным аккордом будет Am.

Кроме того, существует понятие модуляции скачком, когда все аккорды разом переходят в любую другую тонику. Тут уже все зависит прямо от вас и вашего композиторского таланта.

Модуляция в музыке

В обычных поп-песнях модуляции практически не используются. Такой прием свойственен рок-музыке, особенно жанрам «прогрессив» и «авангард», где идет отход от классических канонов музыкальной теории. При этом не всегда аккорды переходят в другую тональность полностью – все зависит от аранжировки.

Самое главное – прежде чем нарушать основы, выучите их. Научитесь транспонировать сложные с трезвучия в аккорды без баре, а также переносить песни в другие тональности.

Заключение

Даже новичку стоит узнать, что такое модуляция. Это крайне важно для понимания музыкальной теории и того, как вообще музыка работает. Кроме того, это однозначно стоит понять тем, кто хочет расширить свои познания в аранжировке и сочинении. Это довольно просто запомнить, однако открывает крайне богатые возможности для продумывания композиции собственных песен.

ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

2 Replies to “ Транспонирование аккордов. Перевод аккордов гитары в другую тональность. ”

Здравствуйте, у меня вопрос, если мы меняем тональность, то аккорды совсем другие становятся и звучат уже по другому, как это работает? Я думал что песня играется в одной тональности и если низко например, то просто меняем на тот же аккорд на баррэ в той же тональности.

Здравствуйте. Все верно, звучание меняется, т.к. изменяется тональный окрас. Ваш вариант с баррэ тоже работает, но не всегда удобен и применим. Вы написали, к примеру, если низко, то да можно ставить баррэ или каподастр. А если вам высоко петь? Куда тогда двигаться? Для этого как раз и будет удобнее транспонировать все аккорды на тональность ниже. К примеру, у нас аккорды Dm – A# – F – C, но вам это слишком высоко и удобнее играть и петь в Ля-миноре (Am). Мы транспонируем эти аккорды и получаем знакомую нам последовательность Am – F – C – G.

На вопрос «Как это работает», все просто и сложно одновременно. По сути, тональность меняется из уже готовых 12 нот, 7 целых и 5 полутонов. Меняя главный аккорд, который задает тональность, мы меняем и саму гамму, в которой они строятся, но при этом аккорды будут иметь одинаковые формулы построения и ступени в гамме. Следовательно, звучание изменится (на слух), но гармония и последовательность сохранится, и вам будет комфортнее петь и играть. Надеюсь, я правильно понял ваш вопрос.

Источник

Как развивать переходы между аккордами начинающим гитаристам

Многие знают, как зажимать аккорды, но не умеют перемещать пальцы от одного к другому быстро и одновременно. Если вам это знакомо, то в этой статье вы сможете найти пару упражнений, которые помогут вам с решением этой проблемы.

Ко мне на занятия зачастую приходят гитаристы, уже знающие аккорды, но испытывающие затруднения при переходах. Чаще всего выясняется, что человек не играл упражнений, направленных именно на переходы между аккордами.

На самом деле ключ к тому, чтобы легко переходить с одного аккорда на другой прост.

Вам помогут два следующих принципа:

  1. Делайте переход заранее
  2. В конце перехода ставьте пальцы синхронно как с ударом медиаторной руки, так и между собой.

Делайте переход заранее.

Сначала это кажется непривычно, но с практикой вырабатывается привычка. Снимайте пальцы с аккорда на несколько долей раньше, чем происходит непосредственно смена. Вы скажете, но как же так, будут звучать открытые струны? Да, будут, но это ничего страшного, ведь лучше сыграть так и перейти правильно, чем до последнего держать аккорд и смазать следующий. Позже я расскажу, как правильно пользоваться этим приёмом.

У меня были ученики, уже обладающие довольно большим опытом игры, которые, однако, не умели этого и пытались менять аккорд когда уже должен звучать другой. В итоге, естественно, выходила задержка, или даже грязь.

В конце перехода ставьте пальцы синхронно как с ударом медиаторной руки, так и между собой.

Тут дело обстоит несколько сложнее. Особенно если вы только начинаете играть и ваши пальцы ещё не привыкли. В таком случае, попробуйте использовать не открытые аккорды, а их более простые вариации. Тогда вам будет проще изолировать сам переход.

Первым делом сыграйте аккорд по ноте. Так вы убедитесь, что взяли его правильно. Если что-то не так, значит вам ещё рано заниматься переходами. Для начало поиграйте аккорды раздельно что бы запомнить их. Если какие-то струны дребезжат или приходится чрезмерно давить пальцами, поиграйте какие-нибудь мелодии несколько недель, чтобы натренировать пальцы.

Далее переходим непосредственно к упражнению на переход:

Вот как это должно звучать:

Вот об этих двух последних ударах первого такта и шла речь в первом пункте. Тут можно быть по всем шести струнам, но здесь написаны только две для наглядности. Однако, лучше по возможности делать меньше таких ударов:

Смена аккордов в последний момент может работать, если темп не очень высок, но тогда не выполняется второй пункт, о котором сегодня идёт речь, поэтому легче будет ошибиться. Если же поднять темп, переходы начнут просто смазываться.

Попробуйте поотрабатывать следующие переходы:

Ещё одно хорошее упражнение – это делать переход другими пальцами. Например перейдите с указательного и среднего на средний и безымянный.

Постарайтесь уделять этому хотя бы 20 минут в день и практикуйтесь, пока у вас не станет получаться свободно и не задумываясь.

Павел Бочаров — профессиональный гитарист и преподаватель по гитаре с большим опытом ведения уроков игры на гитаре в Москве . На его сайте вы можете скачать бесплатную книгу про ускорение переходов между аккордами, где вы найдете еще несколько советов о том, как лучше отрабатывать их.

Источник: Павел Бочаров

Написать ответную статью

Источник

Как научиться быстро переставлять аккорды на гитаре: советы для начинающих

Успеть перескочить с аккорда на аккорд, играя песню – ещё та задача для начинающих гитаристов. Донимают характерные ошибки – слишком большие паузы, неровно, хромает ритм, не все ноты звучат и пр. И тут, конечно же, возникает вопрос, как научиться быстро переставлять аккорды на гитаре.

Подробно отвечаем на него в этой статье. Далее – о секретах аппликатурных приёмов для быстрой смены аккордов, общие рекомендации по отработке аккордовой техники. И, естественно, с примерами в аппликатурах на фото и в аппликатурных сетках.

Общий звук в аккордах: переход, не снимая палец со струны

У одного аккорда и второго, на который нужно перейти, могут быть общие звуки, одни и те же ноты. И в аппликатурах они расположены одинаково – на той же струне, на том же ладу. Соответственно, будет и общий палец или даже несколько общих пальцев в аппликатурах, которые вообще можно не снимать, переставляя аккорд. То есть они остаются на том же месте. Усилий уже меньше нужно прикладывать – легко быстро ставить аккорды. Минимум «движений».

Давайте на практике рассмотрим использование этого приёма. Для конкретных последовательностей, распространённых в песенном аккомпанементе.

Am – A7

С ля минора на ля мажор септаккорд:

  1. Берём Am, как обычно (фото №1).
  2. Когда нужно переставлять аккорд (фото №2): указательный палец на 2-ой струне и средний на 4-ой не снимаем, оставляем неподвижными; а приподымаем только лишь безымянный – убираем его с 3-ей струны, 2 лада.
  3. Безымянным прижимаем 2-ую струну на втором ладу (фото №3). Вот и A7! Только лишь один палец нужно было переставить с Am.

Обратите внимание, что указательный так и остаётся на первом ладу. Фактически он не участвует в аппликатуре. Тем не менее, в такой постановке легче, быстрей зажимать ля мажор септаккорд. Второй вариант перехода – можно снимать и указательный. Ми – общий звук в аппликатурах Am и A7 – средний (4-ая, 2-ой лад). Только он остаётся неподвижным.

Dm – G

С ре минора на соль мажор:

В аппликатурах Dm и G общий звук ре: безымянный – 2 струна, 3-ий лад.

1. Стандартный Dm.

2. Указательный и средний приподымаем, когда нужно переставлять на G. А безымянный, «общий палец», так и прижимает вторую струну.

  • указательный – 5-ая, 2-ой лад;
  • средний – 6-ая, 3-ий лад;
  • безымянный уже на своём месте – где ему и нужно быть по аппликатуре (вот вам и экономия движений!);
  • мизинец – 1-ая, 3-ий лад.

Dm – G7

С ре минора на соль мажор септаккорд:

Общий звук в Dm и G7 – фа: указательный на 1-ой струне, 1-ом ладу.

Когда нужно переставлять на G7 с Dm, снимаем средний, безымянный. А общий палец, в данном случае указательный, оставляем на своём месте. Он продолжает прижимать 1-ую струну.

Осталось только поставить G7: средний – 5-ая струна, 2-ой лад, безымянный – 6-ая, 3-ий лад.

С – Am

С до мажор на ля минор:

Общих два звука: указательный – 2-ая струна, 1-ой лад (до) и средний – 4-ая, 2-ой лад (ми). Их не снимаем при переходе на Am. Получается, что по аппликатуре перемещается только безымянный с 5-ой струны, 3-его лада (С) на 3-ю, 2-ой лад (Am).

Am – B7

С ля минора на си мажор септаккорд.

В7 довольно сложный – новичкам ставить его непросто. И общий палец с Am может избавить от «тормозов» на переходах в песне, когда Am – B7.

Общий звук – ля: безымянный прижимает 3-ую струну на 2-ом ладу.

Итак, с Ля минора, чтобы быстро перескочить: указательный и средний убираем. «Остаток формы» – безымянный также продолжает прижимать 3-ую струну.

Берём B7: добавляем указательный – 4-ая, 1-ый лад, средний – 5-ая, 2-ой лад, мизинец – 1-ая, 2-ой лад.

Am – D7

С ля минора на ре мажор септаккорд:

В этих аппликатурах общий палец указательный (2-ая струна, 1-ый лад – до). Переставляем только средний и безымянный.

Быстро переставлять аккорды с общим пальцем/пальцами из примеров можно и в обратном порядке. То есть приём для удобных аппликатурных переходов будет работать и в последовательности Am – C, G –Dm, G7 – Dm и др.

Изменение постановки пальцев в аппликатуре

Попросту говоря, аккорд берётся немного по-другому. Например, 5-ая струна в аппликатуре прижимается не указательным пальцем, а средним; 6-ая – не средним, а безымянным и т.д.

Что это даёт? Наикратчайший путь для пальцев при переходе. То есть тоже получается минимум перемещений. Иногда после изменения постановки появляется и общий палец. И таким образом достигается плавная и чистая смена аккордов на гитаре.

Рассмотрим несколько последовательностей с применением этого метода:

Em – G

Изменяется аппликатура G: без указательного пальца – средний на 5-ую струну, безымянный на 6-ую и мизинец на 1-ую.

И получается удобная связка с общим пальцем в аппликатурах:

  • Em – играем как обычно.
  • Когда переходим на G: средний не снимаем со струны – он общий в аппликатурах.
  • Для соль мажора осталось только добавить два пальца: безымянный на 6-ую струну, мизинец на 1-ую.

Так можно зажимать Em – G или G – Em в приличном темпе, не сбиваясь, без пауз.

Соль мажор в такой же изменённой аппликатуре – без указательного пальца. Если в последовательности постоянно нужно «перепрыгивать» на C и G, такой вариант пальцовки очень даже подходит.

Положение среднего и безымянного практически не меняется, их нужно только переставить на 5-ую и 6-ую струны для G.

С ля мажора на си мажор. В таких формах зачастую ещё добавляются и сложности с баррэ. Переход и смещение в позицию.

Но если сменить постановку пальцев в открытом A (без указательного) и заменить баррэ упрощённой формой, уже можно быстрее переходить с аккорда на аккорд. Такую аппликатурную связку освоить легче.

  • Берём A (ля мажор) в изменённой аппликатуре: на втором ладу – средним 4-ую струну, безымянным 3-ю, мизинцем 2-ую.
  • Когда нужно переходить на B, пальцы снимаем, но не расгибаем. Они должны быть примерно в таком же положении, как были и на A. В «воздухе» сохраняем форму. И так их перемещаем в позицию.
  • Затем B (си мажор) во второй позиции. Аппликатура без изменений. Только добавляется указательный на 1-ой струне.

Так можно переставлять пальцы на аккордах в форме A и в закрытых позициях. С Eb на D, с D на C и т.д.

Em – F#

По аналогии с предыдущей последовательностью – когда открытый аккорд и далее с баррэ.

  • Em берём мизинцем и безымянным (так удобней для перехода в позицию F#).
  • Снимаем аккорд, но сохраняем форму аппликатуру (пальцы не расгибаем). Перемещаемся во II позицию.
  • На F# – упрощённое баррэ: безымянный и мизинец ставим на 4-ом ладу, также как они были и на Em; добавляем средний на 3-ую струну, и указательным прижимаем 1-ую и 2-ую.

Изменение формы аппликатуры

Чтобы было удобней, быстрей переставлять аккорды, изменяется основная аппликатура: добавляются или убираются пальцы. Однако следует учитывать то, что при таком подходе удваиваются/утраиваются основные звуки аккордов либо добавляются надстройки, дополнительные ступени. То есть наряду с аппликатурными удобствами меняется и звучание аккордов. Иногда это «фишка» в аккомпанементе – звучит классно. А иногда и нет: удобные аппликатурные связки, но для конкретной песни, мелодии не подходят. В таком случае нужно искать другие решения.

Ну что ж, учимся использовать изменённые аппликатуры:

G – C9

Вместо C берём C9, получается два общих пальца (звука) с G.

К стандартной «лесенке» C добавляем мизинец (1-ая струна, 3-ий лад – соль). Он будет общим пальцем для С и G. Переход на соль мажор – нужно только переставить средний и безымянный.

С – Fmaj7

Вместо стандартного баррэ F – простая трёхпальцевая аппликатура Fmaj7. Легче, быстрей – но всё-таки это не просто мажор, а большой мажорный септаккорд. Не забудьте, что звучание в приоритете. Слушайте, как эта связка будет гармонировать в аккомпанементе.

Опять же баррэ F, на котором новички часто «тормозят», упрощается. И получается с C частично общий палец: указательный остаётся на том же ладу, но немного смещается, чтобы прижать 1-ую и 2-ую струны.

Am – F9

В F добавляется 9-ая ступень – как замена фа мажора в I позиции. Для этого аккорда не требуется баррэ. И на него легче перейти с Am.

Bm – F#

Аппликатурная форма полностью, без изменений, смещается лишь на струнах. Bm (си минор) без баррэ. Затем пальцы приподымаем. И ставим в таком же положении только от 2-ой струны – F# без баррэ.

Эти аппликатуры можно применять и в других позициях – Em – B (VII), Dm – A (V) и др.

Удар по открытым струнам при переходе на аккорд

Чтобы уложиться в ритм, можно во время перестановки пальцев делать удар по открытым струнам:

  • Играется первый аккорд боем.
  • И на последний удар боя, пальцы снимаются с аккорда, пока звучат открытые струны, подготавливаются для перестановки в другую аппликатуру.
  • Затем второй аккорд и т.д.

Пример, использования приёма в последовательности Am – Dm – E – Am:

Последние удары боя (промежуточные) отмечены скобками в табах и нотах.

Если перебором – для упрощения переходов защипывается открытая струна согласно последовательности перебора (к примеру, в «шестёрке», «восьмёрке» – это 3-я).

Приём использования ударов по открытым струнам во время перестановки пальцев в основном хорошо звучит на открытых аккордах, а также в тональностях созвучных со 1-ой, 2-ой, 3-ей и 4-ой неприжатыми струнами – в Em/E, Bm/B, D, A и др.

А вот в некоторых последовательностях с диезными/бемольными закрытыми аккордами удары по открытым струнам на переходах использовать не рекомендуется. Так как они будут создавать диссонирующий призвук.

Что делать когда «хитрости» не помогают, или советы по развитию аккордовой техники

Конечно же, все выше рассмотренные приёмы для быстрой перестановки аккордов дают возможность сыграть ровно и чётко аккомпанемент в самых быстрых темпах. Но, увы, их не всегда их можно применить. Всё-таки это только «хитрости» для некоторых аппликатур.

Что же делать в таком случае? Наряду с использованием отдельных вспомогательных аппликатурных приёмов, безусловно, нужно развивать и базовую аккордовую технику.

В завершение занятия – дополнительно – общие советы, как научиться переставлять быстро аккорды. Или как одолеть сложные аппликатуры, когда по-другому их никак сыграть нельзя (без общего пальца, изменения постановки пальцев, аппликатурной формы):

  1. Без ритма отработайте аппликатуру каждого аккорда в отдельности. Так, чтобы пальцы одновременно становились на струны. И чтобы при этом звучала каждая нота.
  2. Пробуйте соединять аккорды. Включите метроном в очень медленном темпе и прорабатывайте перестановку. Как только пальцы снимаются с первого аккорда, перемещая их над грифом, сразу же старайтесь формировать аппликатуру следующего аккорда. Или как бы одновременно перемещайте пальцы к ладам, на которых они будут прижимать струны на следующем аккорде. Извлекайте звуки аккорда, только когда все пальцы в аппликатуре, то есть когда прижаты все струны.
  3. Добавляйте темп постепенно. Добивайтесь чёткого, ровного звучания.

Завершаем занятие. Используйте аппликатурные приёмы для быстрой перестановки пальцев в разнообразных последовательностях (не только из примеров). При этом обращайте внимание на то, как звучит аккомпанемент, если изменяются аппликатуры. Удобно играть, но звучит хуже – не вариант. В таком случае, лучше отработать аккорды как есть, ничего не меняя, или использовать другой приём. Развивайте аккордовую технику, изучайте новые аппликатуры.

Источник

Оцените статью