Бартоломео Кристофори ди Франческо
Бартоломео Кристофори ди Франческо (4 мая 1655 года – 27 января 1732 года) – итальянский клавесинист из г. Падуи, которого пригласил к своему двору флорентийский принц Фердинандо Де Медичи. Бартоломео жил при его дворе, развлекал гостей и на досуге размышлял о том, как заменить сам принцип звукоизвлечения, чтобы инструмент был с большим динамическим диапазоном, способным на громовое фортиссимо, нежнейшее пианиссимо и тончайшие динамические переходы: вместо того, чтобы дергать за струны, как это сделано в клавесине, он придумал “бить” по ним молоточками, что позволяло менять громкость игры. Отсюда и название инструмента -“gravicembalo col piano e forte” – т.е., клавесин, на котором можно играть тише и громче. Это название затем было сокращено, и появилось слово “фортепиано”. Таким образом в 1709 г. итальянец Бартоломео Кристофори изобрел первое фортепиано. В 1711 году уже существовало 4 инструмента работы Кристофори, а к 1726 году он уже довел инструмент почти до современного вида.
Устройство фортепиано Кристофори было очень простым. Оно состояло из клавиш, войлочного молоточка и специального возвращателя. У такого фортепиано не было ни демпферов, ни педалей. Удар по клавише заставлял молоток ударять по струне, вызывая ее вибрацию, совсем не похожую на вибрацию струн у клавесина (клавишный инструмент, изобретенный в Италии в XV веке) или клавикорда (первый клавишный инструмент, появившейся в позднее Средневековье). Возвращатель позволял молоточку идти назад, а не оставаться прижатым к струне, что заглушало бы вибрацию струны. Позднее была изобретена двойная репетиция, позволившая молоточку опускаться наполовину, что очень помогало в исполнении трелей и быстро повторяющихся нот.
Самое замечательное в фортепиано – это способность резонировать и динамический диапазон. Деревянный корпус и стальная рама (изобретенная в XIX веке, рама у фортепиано Кристофори была деревянной) позволяют инструменту достигать почти колокольного звучания на форте. Другое отличие фортепиано от его предшественников – это способность звучать не только тихо и громко, но и делать крещендо и доминуэндо, менять динамику внезапно или постепенно. В 1732 году Людовик Густини написал первую пьесу для фортепиано, где около нот были указания – играть громче или тише.
В период классицизма фортепиано стало популярным инструментом домашнего музицирования и концертного исполнения. Фортепиано как нельзя более подходило для исполнения появившегося в это время жанра сонаты, ярким образцом которого являются произведения Клементи и Моцарта.
Появление фортепиано также вызвало изменение репертуара ансамблей и оркестров. Концерт для фортепиано с оркестром – новый жанр, ставший весьма популярным в период классицизма. Динамические возможности позволили фортепиано встать в ряд сольных инструментов и занять центральное место в концертных залах Европы.
В эпоху романтизма, на которую приходится фортепианное творчество Бетховена, Шумана, Листа, Шопена, произведения для фортепиано в четыре руки стали очень популярными, из фортепиано извлекали до двадцати звуков, порождая новые краски. Рост популярности фортепиано привел к появлению пианистов-виртуозов.
Изобретение фортепиано стало поворотным моментом в истории европейской культуры и изменило характер всей европейской музыки. За прошедшие 300 лет почти все великие композиторы писали для фортепиано, и многие из них знамениты именно своими фортепианными произведениями.
Источник
Фортепьяно «Бартоломео Кристофори»
Итальянский клавесинист Бартоломео Кристофори ди Франческо проживал в городе Падуи в конце XVII – начале XVIII века. Он был приглашен флорентийским принцем Фердинандо Де Медичи к его двору для проживания и развлечения гостей. В свободное от данной миссии время, Бартоломео стал думать над тем, как изменить сам принцип звукоизвлечения. Ему хотелось, чтобы инструмент имел больший динамический диапазон и был способен на нежнейшее пианиссимо, тончайшие динамические переходы и громовое фортиссимо. Раздумывая над этим, он придумал извлекать звуки из клавесина не дерганием за струны, как это было принято, а битьем по ним небольшими молоточками. Этот способ звукоизвлечения позволил менять громкость во время игры. Инструмент, на котором можно играть громче и тише стали так и называть «gravicembalo col piano е forte». Позже это длинное название сократили до слова «фортепиано». Вот таким вот образом итальянец Бартоломео Кристофори в 1709 году изобрел первое в мире фортепиано. За два года мастер создал четыре таких инструмента, а в 1726 году он довел новый инструмент уже почти до современного вида.
Фортепиано Бартоломео Кристофори имело очень простое устройство. Оно состояло из войлочного молоточка, клавиш и специального возвращателя. При этом инструмент не был оснащен ни педалями, ни демпферами. Нажимая на клавишу, музыкант заставлял молоточек ударять по струне, что вызывало ее вибрацию, которая совершенно отличалась от вибрации струн у клавикорда (первого клавишного инструмента, появившегося в позднее Средневековье) и клавесина (клавишного инструмента, изобретенного в XV веке в Италии). Благодаря возвращателю, молоточек после удара не оставался прижатым к струне, а возвращался назад, не заглушая при этом ее вибрацию. Двойная репетиция, которая была изобретена немного позднее, позволила молоточку опускаться наполовину, что очень помогло в исполнении быстро повторяющихся нот и трелей.
Приобрести такой музыкальный инструмент хотели многие музыканты, поскольку они высоко оценили его за динамический диапазон и способность резонировать. В XIX веке была изобретена стальная рама, которая в сочетании с деревянным корпусом фортепиано позволили инструменту достичь звучания, очень приближенного к колокольному звучанию. Фортепиано отличался от своих предшественников еще и тем, что мог издавать не только тихие и громкие звуки, но и делать доминуэндо и крещендо, а также постепенно или внезапно менять динамику. Первая пьеса для фортепиано, в которой около нот было написано играть их тише или громче, была написана Людовиком Густини в 1732 году.
Особенно популярным фортепиано стало в период классицизма, когда его стали широко использовать для концертного исполнения и домашнего музицирования. Именно в этот период появился новый музыкальный жанр – сонаты. Самими яркими композиторами этого жанра были Моцарт и Клемент. Фортепиано просто идеально подходило для исполнения сонат.
Появление данного инструмента повлияло на репертуар оркестров и ансамблей. В период классицизма стал весьма популярен такой жанр, как концерт для фортепиано с оркестром. Благодаря своим динамическим возможностям, фортепиано стало одним из сольных инструментов и заняло почетное центральное место в европейских концертных залах.
В эпоху романтизма стали очень популярны произведения для фортепиано, написанные для четырех рук, а из самого инструмента стали извлекать до 20 звуков, порождая тем самым новые краски. На этот период приходится творчество Шумана, Бетховена, Шопена и Листа. Выросшая популярность данного музыкального инструмента привела к тому, что стали появляться пианисты-виртуозы, которые перевозили пианино за собой.
Появление фортепиано стало большим событием в истории европейской культуры и существенно повлияло на характер всей европейской музыки. За 300 лет, что прошли со дня изобретения данного музыкального инструмента, было написано большое количество произведений для фортепиано, многие из которых прославили своих композиторов на весь мир. Если у Вас дома стоит старое пианино, а Вам хотелось бы приобрести что-то более новое и современное, то проблему решить утилизация пианино . Она избавит вас от старого инструмента и тем самым освободит место в квартире для нового более современного пианино.
Источник
Тот, кто придумал фортепиано — Бартоломео Кристофори 365 лет со дня рождения
Невероятное распространение в последние века различных видов фортепиано и фантастические арсеналы фортепианной музыки не позволяют пройти мимо важной даты – появления на свет в XVII веке, а именно 4 мая 1655 года, 365 лет назад изобретателя этого чудо-инструмента Бартоломео Кристофори ди Франческо ( Bartolomeo Cristofori) . Наш герой, родившись в Падуе, приобрел профессию клавесиниста и музыкального мастера. В 1688 году он переехал во Флоренцию и стал работать хранителем музея музыкальных инструментов князя Фердинандо Медичи. Через десять лет он начал работать над конструкцией инструмента с большим динамическим диапазоном, способным на громовое фортиссимо, нежнейшее пианиссимо и тончайшие динамические переходы: вместо того, чтобы дергать за струны, как это сделано в клавесине, он придумал «бить» по ним молоточками, что позволяло менять громкость игры. Название инструмента отразило именно это его свойство, по-итальянски оно звучит как pianoforte, т.е. тихо-громко, ну а у нас наоборот – фортепиано. Блистательного торжества своего детища он не увидел. Громкий и прозрачный звук фортепьяно аристократам казался грубым, резким. Нужно было наступление эпох Баха, Моцарта, Бетховена, чтобы фортепиано проложило дорогу к концертной музыке, вызвало изменение репертуара ансамблей и оркестров. А в период классицизма стал весьма популярным новый жанр Концерт для фортепиано с оркестром.
Это ежедневный выпуск «Музыкального повода». Подписывайтесь и вы не пропустите информации о музыкальных датах и событиях. Попса голимая в их число не входит, это в другом месте. Да, и ваши лайки тоже не помешают проекту. Спасибо
Источник
Бартоломео Кристофори — Bartolomeo Cristofori
Бартоломео Кристофори ди Франческо ( итальянское произношение: [bartoloˈmɛːo kriˈstɔːfori di franˈtʃesko] ; 4 мая 1655 г. — 27 января 1731 г.) был итальянским производителем музыкальных инструментов, известным своим изобретением фортепиано .
СОДЕРЖАНИЕ
Жизнь
Доступные исходные материалы о жизни Кристофори включают его записи о рождении и смерти, два завещания, счета, которые он представил своим работодателям, и одно интервью, проведенное Сципионе Маффеи . От последнего сохранились как заметки Маффеи, так и опубликованная журнальная статья.
Кристофори родился в Падуе в Венецианской республике . О его молодости ничего не известно. Рассказывают, что он служил учеником великого скрипичного мастера Николо Амати , основываясь на появлении в записи переписи 1680 года «Христофаро Бартоломея», жившего в доме Амати в Кремоне . Однако, как указывает Стюарт Полленс , этим человеком не может быть Бартоломео Кристофори, поскольку перепись фиксирует возраст 13 лет, тогда как Кристофори, согласно его записи о крещении, в то время было бы 25 лет. Полленс также дает веские основания сомневаться в подлинности виолончели и контрабаса, которые иногда приписываются Кристофори.
Вероятно, самое важное событие в жизни Кристофори — первое, о котором у нас есть какие-либо записи: в 1688 году, в возрасте 33 лет, он был принят на работу к принцу Фердинандо Медичи . Фердинандо, любитель и покровитель музыки, был сыном и наследником Козимо III , великого герцога Тосканы . Тоскана в то время была еще маленьким независимым государством.
Неизвестно, что заставило Фердинандо завербовать Кристофори. Принц отправился в Венецию в 1688 году, чтобы присутствовать на карнавале , поэтому он, возможно, встретил Кристофори, проезжавшего через Падую по пути домой. Фердинандо искал нового техника для ухода за его многочисленными музыкальными инструментами, предыдущий сотрудник только что умер. Однако кажется возможным, что принц хотел нанять Кристофори не только как своего техника, но и конкретно как новатора в музыкальных инструментах. Было бы удивительно, если бы Кристофори в возрасте 33 лет не проявил уже той изобретательности, которой он впоследствии прославился.
Доказательства — все косвенные — того, что Кристофори, возможно, был нанят в качестве изобретателя, следующие. По словам Стюарта Полленса , во Флоренции уже было несколько квалифицированных специалистов, которые могли бы занять эту должность; однако принц обошел их и заплатил Кристофори более высокую зарплату, чем его предшественник. Более того, как отмечает Полленс, «любопытно, что [среди множества счетов, которые Кристофори представил своему работодателю], нет записей о счетах, представленных за пианофорты Кристофори . Это могло означать, что Кристофори должен был передать плоды своих экспериментов в суд. . » Наконец, принц, очевидно, был очарован машинами (он собрал более сорока часов, в дополнение к огромному разнообразию сложных музыкальных инструментов), и поэтому естественно интересовался сложным механическим действием, лежащим в основе работы Кристофори над фортепиано. .
Интервью Маффеи сообщает о воспоминаниях Кристофори о его разговоре с принцем в это время:
Che fu detto al Principe, che non volevo; rispos ‘egli il farò volere io.
который Джулиана Монтанари (ссылка ниже) переводит как:
Принцу сказали, что я не хочу ехать; он ответил, что заставит меня захотеть
Это говорит о том, что принц, возможно, чувствовал, что Кристофори будет призовым рекрутом, и пытался убедить его принять его предложение; снова согласуется с точкой зрения, что принц пытался завербовать его в качестве изобретателя.
В любом случае Кристофори согласился на встречу с зарплатой 12 скуди в месяц. Он довольно быстро переехал во Флоренцию (май 1688 года; собеседование при приеме на работу состоялось в марте или апреле), получил от администрации великого герцога дом с посудой и оборудованием и принялся за работу. Для принца он настраивал, обслуживал и перевозил инструменты; работал над своими изобретениями, а также реставрировал ценные старые клавесины.
В то время великие герцоги Тосканы наняли большой штат из около 100 ремесленников, которые работали в Galleria dei Lavori Уффици . Первоначальное рабочее место Кристофори, вероятно, находилось в этой области, что ему не нравилось. Позже он сказал Маффеи:
Che da Principio durava fatica ad andare nello stanzone in questo strepito Мне было трудно войти в большую комнату со всем этим шумом (тр. Монтанари)
В конце концов Кристофори обзавелся собственной мастерской, где обычно работали один или два помощника.
Более ранние инструменты
В оставшиеся годы 17-го века Кристофори изобрел два клавишных инструмента, прежде чем он начал свою работу над фортепиано. Эти инструменты задокументированы в описи многих инструментов принца Фердинандо, датированной 1700 годом. Стюарт Полленс предполагает, что этот инвентарь был подготовлен придворным музыкантом по имени Джованни Фуга, который, возможно, назвал его своим в письме 1716 года.
Spinettone , итальянский для «большого спинета», был большая, мульти-choired спинет (клавесин , в котором строки наклонены для экономии места), с расположением 1 х 8′ , 1 х 4′ ; большинство спинетов имеют простое расположение 1 x 8 футов. Это изобретение могло быть предназначено для размещения в переполненной оркестровой яме для театральных представлений, имея при этом более громкий звук, чем у инструмента с множеством хоров.
Другим изобретением (1690 г.) был очень оригинальный овальный спинет , своего рода девственница с самыми длинными струнами в середине корпуса.
Кристофори также построил инструменты существующих типов, задокументированные в том же инвентаре 1700 года: клавициферий (вертикальный клавесин) и два клавесина стандартного итальянского расположения 2 x 8 футов; у одного из них необычный футляр из черного дерева .
Первое появление фортепиано
Некоторое время считалось, что самое раннее упоминание о фортепиано находится в дневнике Франческо Маннуччи, придворного музыканта Медичи, что указывает на то, что Кристофори уже работал над фортепиано к 1698 году. Однако подлинность этого документа сейчас подвергается сомнению. Первое недвусмысленное свидетельство существования фортепиано — инвентарь Медичи 1700 года, упомянутый в предыдущем разделе. Запись в этом инвентаре пианино Кристофори начинается следующим образом:
Un Arpicembalo di Bartolomeo Cristofori di nuovaventione, che fa ‘il piano, e il forte , a due registri Principali unisoni, con fondo di cipresso senza rosa . «(жирный шрифт добавлен) «Arpicembalo» Бартоломео Кристофори, новое изобретение, которое производит мягкий и громкий звук, с двумя наборами струн в унисон, с декой из кипариса без розы . «
Термин «арпицембало», буквально «арфа-клавесин», был мало знаком во времена Кристофори. Эдвард Гуд приходит к выводу, что именно так Кристофори хотел называть свой инструмент. Однако наше собственное слово для фортепиано является результатом постепенного сокращения со временем слов, выделенных жирным шрифтом выше.
Перечень Медичи продолжает довольно подробно описывать инструмент. Диапазон этого (теперь утерянного) инструмента составлял четыре октавы, от C до c ″ ″ ′, стандартный (хотя и немного маленький) компас для клавесинов.
Еще один документом , ссылаясь на ранние фортепиано является маргинальной нотой , сделанная одним из придворных музыкантов Медичей, Федерий Meccoli, в копии книги Le Istitutioni harmoniche по Царлино . Мекколи писал:
Так можно играть на Arpicimbalo del piano e forte, изобретенном мастером Бартоломео Христофани [ sic ] из Падуи в 1700 году, мастером клавесина для Светлейшего великого принца Фердинанда Тосканского. (перевод Стюарт Полленс)
Согласно журнальной статье Сципиона Маффеи, к 1711 году Кристофори построил три фортепиано. Медичи подарили одну кардиналу Оттобони в Риме, а две были проданы во Флоренции.
Более поздняя жизнь
Покровитель Кристофори, принц Фердинандо, умер в возрасте 50 лет в 1713 году. Есть свидетельства того, что Кристофори продолжал работать на суд Медичи, который по-прежнему возглавлял отец принца Козимо III. В частности, инвентарный список коллекции музыкальных инструментов 1716 года подписан «Бартоломео Кристофори Кустоде», что указывает на то, что Кристофори получил титул хранителя коллекции.
В начале 18 века процветание князей Медичи пошло на убыль, и, как и многие другие мастера, нанятые Медичи, Кристофори начал продавать свои работы другим. Король Португалии купил по крайней мере один из своих инструментов.
В 1726 году был написан единственный известный портрет Кристофори (см. Выше). На нем изображен изобретатель, гордо стоящий рядом с тем, что почти наверняка является пианино. В левой руке он держит листок бумаги, на котором, как полагают, находится схема фортепианной игры Кристофори. Портрет был уничтожен во время Второй мировой войны, от него остались только фотографии.
Кристофори продолжал делать пианино почти до конца своей жизни, постоянно совершенствуя свое изобретение. В старшие годы ему помогал Джованни Феррини , который сделал выдающуюся карьеру, продолжая традиции своего учителя. Есть предварительные доказательства того, что был еще один помощник, П. Доменико Даль Мела, который в 1739 году построил первое пианино.
На склоне лет Кристофори подготовил два завещания. Первый, датированный 24 января 1729 года, завещал все свои инструменты Джованни Феррини. Второе завещание, датированное 23 марта того же года, существенно меняет положения, передавая почти все его имущество «сестрам Даль Мела . в счет их постоянной помощи, оказанной ему во время его болезней и недомоганий, а также в период болезни». имя благотворительности «. Это оставит Феррини небольшую сумму в пять скуди . Полленс отмечает дополнительные доказательства из завещания, что это отражало не ссоры между Кристофори и Феррини, а только моральные обязательства Кристофори перед своими опекунами. Изобретатель скончался 27 января 1731 года в возрасте 75 лет.
Источник