Когда пианино не подлежит ремонту

Срок службы пианино

Какой срок службы у классического пианино?

Очень многие сегодня уверены в том, что большинство вещей в наше время изготавливается с запланированным сроком устаревания.

Я тоже разделяю эту точку зрения.

Чем больше производство, завод, корпорация, тем больше открывается возможностей для разработки материалов и деталей, поддающихся прогнозу износа в строго определенное время. Впрочем, иной раз и этого не нужно. Использование дешевых материалов, срок службы, которых укладывается в гарантийные обязательства, тоже весьма выгодно.

Однако конструкция и технология изготовления фортепиано таковы, что изменить в них, что-либо очень сложно.

Поэтому и до сегодняшнего дня даже новые пианино или рояли способны десятки лет сохранять свои характеристики. А высокая степень ремонтопригодности позволяет поддерживать их работоспособность еще дольше.

Срок службы классического фортепиано

Сколько лет может работать пианино? Однозначного ответа нет. Многое зависит, прежде всего, от игровой нагрузки.

В качестве примера можно использовать таблицу с рекомендациями по обслуживанию фортепиано.

Таблица периодичности настройки, регулировки и ремонта фортепиано, поможет поддерживать пианино или рояль в форме.

Среднесуточная продолжительность игровой нагрузки на инструмент в течение года, (Часов в сутки)

1-3 часа в сутки

4-6 часов в сутки

7-10 часов в сутки

11-15 часов в сутки

Вид технического обслуживания и ремонта
Настройка 2 раза в год 3-4 раза в год 5-8 раз в год 9-12 раз в год 14-18 раз в год
Регулировка 2 раза в год 3-4 раза в год 5-8 раз в год 9-12 раз в год 14-18 раз в год
Чистка 1 раз в 2 года 1 раз в год 1 раз в год 2 раза в год 2 раза в год
Текущий ремонт 1 раз в 2-3 года 1-2 раза в год 2-3 раза в год 4-6 раз в год 7-10 раз в год
Средний ремонт 1 раз в 10-15 лет 1 раз в 6-10 лет 1 раз в 4-6 лет 1 раз в 2-3 года 1 раз в 1-2 года
Капитальный ремонт 1 раз в 20-25 лет 1 раз в 15-20 лет 1 раз в 10-15 лет 1 раз в 8-10 лет 1 раз в 6-8 лет

Если брать в расчет последнюю строку таблицы, можно представить что при максимальной нагрузке капитальный ремонт потребуется через 6 – 8 лет, а при минимальной через 20 – 25 лет. Однако и это не окончательные цифры.

Количество капитальных ремонтов может быть 2, 3 и более. Соответственно и срок службы инструмента не 25 лет, а в 2, 3 и более раз дольше.

Впрочем, то, как долго прослужит фортепиано, зависит и от класса инструмента, и от качества его сборки и от регулярности в обслуживании.

Причем регулярность обслуживания и квалификация мастера одно из основных условий длительного срока службы пианино.

А что же происходит с пианино через 25 лет, если его не ремонтировать, не регулировать и вообще забыть о нем на долгие годы?

Старинное пианино после ремонта соответствует всем современным требованиям.

У пианино, как и у многих других не электронных музыкальных инструментов, есть одна особенность. Особенность эта резко отличает фортепиано от подавляющего большинства современных устройств и механизмов.

Механизм фортепиано почти не менялся более 100 лет.

То есть автомобиль, выпущенный 100 лет назад и отреставрированный сегодня, может быть предметом коллекционирования, но никак не современным средством передвижения. Его характеристики скорости, безопасности, комфорта и др. уже устарели.

А пианино или рояль сделанные 100 лет назад и отреставрированные сегодня – полностью соответствуют требованиям современных пианистов.

Возвращаясь к вопросу о том, что станет с пианино через 25 лет при отсутствии ремонта и обслуживания?

Разумеется, этот инструмент не сможет выполнять свои функции даже через 10 лет без обслуживания. К 25 годам он, вполне вероятно, рассохнется и потрескается. Другими словами придет в негодность. Но до тех пор, пока у пианино не треснула чугунная рама и пока он находится в комплектности (то есть, не утрачены важные детали механизма и корпуса), его можно восстановить до состояния нового.

Ярким примером является работа моего коллеги. Реставрация и модернизация пианино «Karl Ecke». Год его изготовления 1898. В 2018 году были закончены все восстановительные работы, с заменой изношенных деталей на оригинальные немецкие.

При минимальной эксплуатации и соблюдении правил хранения — срок его работоспособности с момента окончания ремонта 25 лет.

Как результат — примерный срок службы данного фортепиано, начиная с года его выпуска – 145 лет. Впрочем, если через 25 лет ему сделать еще один капитальный ремонт….

Одно из преимуществ классического пианино, это весьма значительный срок службы. Ни одно цифровое пианино не может таким похвастаться.

Причиной тому и электронная начинка, которая устаревает буквально через несколько лет, и более сложное, но менее надежное устройство механизма.

Впрочем, устройство механизма цифровых (электронных) пианино и срок их службы, это тема отдельной публикации, для которой необходимо подготовить еще немало информации.

Источник

Трещина в деке пианино или рояля – это страшно?

Нет, трещина в деке пианино или рояля – это не страшно!

И отправьте куда-нибудь подальше тех настройщиков и консультантов, которые пугают вас этими трещинами! Поверьте, сэкономите массу времени, нервов и средств.

Во-первых, мы не имеем в виду критическое состояние инструмента, когда множество трещин в деке – всего лишь часть всех случившихся с ним бед. Мы рассматриваем обычную, предельно распространенную ситуацию, когда в деке появилась парочка-тройка трещин, или уж тем более одна.

А во-вторых, самое интересное в том, что если отказаться от фортепиано с трещинами в деке, то играть попросту станет не на чем.

Откроем «страшную» тайну – целых дек практически не существует, разве что у отечественных инструментов и у потоковых китай-заменителей, там дека сделана либо «топором», либо из фанеры, она по определению не дает ни трещин, ни звука.

Резонансную деку нужно восстанавливать, когда делается полная капитальная реставрация фортепиано, но тогда дека является малой частью всего комплекса работ, и уж точно не она причина реставрации. Но целесообразно подобную реставрацию выполнять на фортепиано стоимостью хотя бы четыреста-пятьсот тысяч рублей за не новый инструмент.

Обратите внимание, в таких городах, как Санкт-Петербург, к примеру, климатические перепады велики настолько в течение года, в квартирах паркет разъезжается так, что невозможно не заметить. Что же тогда говорить о резонирующей клееной деке пианино или рояля, сделанной из ели? Она толщиной-то всего несколько миллиметров, да еще и натянута куполом. Чуть позже объясним, что это такое. Тем не менее, в Питере одна из сильнейших мировых фортепианных школ, и инструменты там достаточно хорошо работают.

Поэтому появление трещин в деке более чем обычный и вполне закономерный процесс. И современный производитель доступ к деке пианино делает открытым, чтобы адекватный мастер всегда мог устранить призвук, если таковой вдруг появляется. Очень простая операция. Но, как правило, трещина в деке ни на что не влияет, потому как тот же самый производитель по периметру плоскости деки устанавливает достаточно большое количество так называемых ребер жесткости (рипки).

Нас не интересуют ни дискуссии на этот счет, ни мнения не согласных с нами настройщиков. Здесь мы излагаем сугубо личное мнение и опыт. Наша цель – инструменты, продаваемые нами, должны надежно работать. Цель достигнута, а дискуссионные площадки оставим для тех счастливцев, кто располагает временем для бесконечного дискутирования.

Теперь, кому интересно, небольшое лирическое отступление на ту же тему.

Двадцать лет назад мне, А. Ю. Павлову, чуть ли не каждый настройщик важно заявлял, что если обнаруживается трещина в деке, то это полный караул, и единственный вариант решения проблемы – капитальный ремонт инструмента. Сам при этом с довольной физиономией потирал руки, ведь такое решение сулит приличный доход, только толку заказчику, потратившему деньги, будет немного или не будет совсем.

Почему? Очень просто. Если самой деке нужна трещина, значит ей там быть. Вы заплатите примерно полторы тысячи долларов за полный капитальный ремонт фортепиано, а вскоре она, трещина в деке, вам улыбнется вновь. И это будет абсолютно нормальный процесс, а не караул с фальшивых уст настройщика.

Поначалу подобное положение вещей я, разумеется, принимал за истину. Еще бы, сами настройщики так заявляют! Тоже мне, пророки. Но благо недолго я им верил, чего и всем желаю.

Шло время, через мою фирму проходили нескончаемым потоком инструменты – целых дек все меньше и меньше или нет вообще. И вскоре вопрос встал, что называется, ребром – а в чем, собственно, проблема, если в деке появилась трещина? На звуке не сказывается, на износостойкости фортепиано тоже. И вот на данный вопрос мне никто вразумительного ответа дать не может по сей день, кроме извечных: «Да что вы говорите такое?! Здесь же трещина в деке! Как вы не понимаете. » И тому подобные эмоциональные выпады все тех же настройщиков, навечно застрявших где-то там, в начале профпути, но мнящих из себя великих мастеров.

В своем маленьком центре реставрации мы не раз подолгу обдумывали, что делать с декой бюджетного фортепиано? Капремонт – неоправданно дорого, долго, да и какой смысл, если эта трещина с высокой вероятностью появится вновь. Отказаться от инструментов с трещинами в деке – а где брать без трещин? И не только нам, но и всем остальным желающим приобрести пианино или рояль. Для них остается только новый. К тому же, пианино с целой декой не факт, что хорошо звучит. Да-да, как ни странно, но это правда. Более того, бывают случаи, когда дека, выражаясь специальными терминами, просела, то есть пропал так называемый купол, но дека при этом осталась целой. Настройщик посмотрел профессорским оком, остался доволен, но только он. Звука-то нет, инструмент не поет, плоская дека звучать не будет. Зато целая! В этом случае уже однозначно нужен капремонт.

Мы подошли к вопросу с другой стороны. Фортепиано должно хорошо звучать, клавиатура отвечать всем техническим требованиям и параметрам профессионального пианиста, инструмент обязан остаться надежным, если речь идет о хорошем фортепиано. И при чем здесь тогда эти несчастные трещинки в деке, если все вышеперечисленные требования выполняются?

И вышло, что проблем у наших заказчиков нет, равно как почти нет и целых дек, люди играют, многие занимаются в серьезных музыкальных вузах, и ничего, все довольны.

Проблема оказалась не в деке, а в «мастерах»-настройщиках, извечно пугающих владельцев фортепиано и склоняющих их к дорогостоящему ремонту, который и сами-то сделать на должном уровне зачастую не могут.

Когда-то показательным выдался случай: к нам пришел один прекрасный молодой пианист, только что поступивший в консерваторию в класс достаточно известного профессора, и поинтересовался, не можем ли мы сделать капитальный ремонт его инструмента в рассрочку. Мы спросили, в чем проблема. Пианист ответил, что в его стареньком Petrof настройщик обнаружил две трещины в деке, сказал, что… понятно, что мог сказать настройщик, помимо неадекватной цены за ремонт.

Мы осмотрели это фортепиано: строй держит прилично, механика не изношена. Да, в деке есть не две, а четыре трещины, имеется небольшой зазор между декой и одним ребром жесткости – как результат, слабый призвук на паре нот. Зазор был устранен на месте, повторимся, это очень простая процедура, если кому нужно, обращайтесь, покажем.

Пианист настороженно спросил, сколько же у нас будет стоить ремонт? Мы ответили, что не нужен никакой ремонт. Играйте, и давайте вместе ждать тех бед, которых вам наобещали. Если уж и делать полную реставрацию, так пусть уж сначала фортепиано дойдет до кондиции полной невменяемости. Разумно ведь.

Наш знакомый давно закончил консерваторию, бед никаких так и не случилось, проблемы были не с декой, а только с механикой, и те вполне логичные и решаемые. Уж слишком они стараются, эти консерваторские пианисты, выдавая на инструмент запредельные нагрузки. Теперь музыкант с улыбкой вспоминает те времена, когда настройщик продолжал его пугать, говорил, как он не понимает, лучше раз потратиться, зато потом. Зачем слушает всяких там непонятных молодых и дерзких перекупщиков (в наш адрес, разумеется), когда вот он говорит истину, сам мастер (!) с тридцатилетним опытом водить людей вокруг пальца. Его надо слушать!

Тот случай стал последней каплей в чаше нашего терпения, после чего мы подобных мастеров послали на все четыре стороны и обязательно в обратном от наших дверей направлении. А относительно дек успокоились.
Повторимся, мы не говорим о тех криминальных случаях, когда не только дека, а весь инструмент рассохся, имеет массу прочих проблем, в том числе и с резонансной системой.

А когда в вашем пианино или рояле появилась парочка обычных трещин, но само фортепиано продолжает отлично работать, то не стоит этого пугаться, нет в этом ничего страшного. Было бы, мы бы уже вряд ли спокойно и уверенно работали, ведь счет проданных нами фортепиано давно идет на тысячи.

И совсем занятная ситуация, когда вы купили новое очень дорогое фортепиано. Вы даже не задумываетесь о том, что уже в ближайшем времени в деке появится трещина. Фортепиано новое, какие трещины? Загляните, они там, скорее всего, есть. Нет? Не волнуйтесь, скоро появятся. Только не пугайтесь и не зовите настройщика, потому как это обычный закономерный процесс, и только.

Можно сразу же заказать дорогостоящий капитальный ремонт – заметим, что по гарантии производитель ничего делать не станет, – отвезти инструмент в стационарную мастерскую, заплатить приличную сумму и какое-то время еще радоваться, что теперь дека целая. Правда, не слишком греет душу, что для этого на новом фортепиано уже извлекались все колки (вирбели), струны, снималась чугунная рама, дабы добраться до деки, а затем все эти манипуляции производились в обратном порядке с громким заколачиванием колков нового размера. Серьезная экзекуция и далеко не на один день, в которой обычно нуждаются инструменты вековой давности.

Некоторые мастера делают такой ремонт на дому. Не будем утверждать, что это невозможно, но далеко не лучший вариант. Если данный ремонт будет выполняться у вас дома, комната на некоторое время превратится в полномасштабный реставрационный цех, где все равно нет всего самого необходимого оборудования.

Но самое «приятное» впереди. Никто, ни один мастер в мире не сможет утверждать, что после всех работ трещина в деке не появится вновь. Если будет утверждать, значит, либо это дилетант, либо очередной настройщик-лжец. Так желает фортепиано, оно тоже с характером, и его не интересует, что по этому поводу думают настройщики, вечно шумящие: «Ужас! Трещина в деке! Караул-беда-потоп!»

Многие серьезные мастера сталкивались и с другим уникальным случаем, когда до реставрации деки пианино или рояль прекрасно звучали, трещина прошла так, чтобы дека заработала в полном объеме. Сделали капремонт, дека в идеале, простите за жаргон, а инструмент неожиданно потерял красоту или объем звука. Зато дека теперь цела! Постояло фортепиано какое-то время без «голоса», не пожелало мириться с таким кощунством и дало еще одну трещину, прямо на радость настройщику. А инструмент после этого снова запел во всей красе, заработала дека, в глубине души надеясь, что к ней больше не подпустят очередных «хирургов». (Мы не о политике).

Серьезные мастера сами часто заявляют: «Что? Трещина в деке? Призвуки есть? Штеги целые? Строй держит? Механика в порядке? Ну и играйте спокойно дальше!» Но это только очень серьезные фортепианные мастера так могут сказать, стезю настройщиков-консультантов они обошли стороной еще в детстве.

Вот целая дека инструмента, которую каждый может увидеть, если отодвинет пианино от стены либо приподнимет верхнюю крышку у рояля:


А вот дека с трещиной:

Но самое интересное, что ни один пианист или настройщик никогда на слух не определит, что дека не целая. Никогда! И по ощущениям клавиатуры тоже. (Легкий призвук же может появиться и при целой деке, когда отошло ребро жесткости, повторимся, устранить совершенно не сложно).

Нет этой проблемы. Не существует. Посмотрите еще раз на фотографию деки. Она сделана из ели, клеёная, составная из нескольких частей. К тому же очень тонкая. По периметру приклеена к футору инструмента. По ее поверхности закреплены специальные ребра жесткости (рипки). Изнутри через специальные мосты (штеги) к деке под давлением прижаты струны.

При нажатии на клавишу происходит удар молоточка по струне. Струна начинает вибрировать, дека воспринимает резонанс и происходит процесс звукорождаемости. Звучит вся резонансная конструкция. Сама дека вибрирует, это можно почувствовать, если в момент звучания приложить к ней ладонь. И звучит дека потому, что это только на глаз она прямая, ровная плоскость. Дека выпуклая, а точнее, вогнута внутрь, что и обеспечивает насыщенность звука. А те самые ребра жесткости изготовлены таким образом, что именно они придают и удерживают куполообразную форму.

Вот и получается, что это и есть самый важный момент в процессе рождения звука, которого, кстати, нет ни на одном электропианино или синтезаторе даже с молоточковыми или какими-то там еще механиками. Трещина же может дать посторонний призвук, и то очень редко. Там, где этот призвук возникает, как правило, это в месте самой трещины, можно заметить зазор между ребром жесткости и поверхностью деки. Несложно туда запустить клей и при необходимости установить дополнительный шуруп. Тут есть свои нюансы, но они достаточно просты.

Еще призвук может возникнуть в месте отклеивания края деки от футора, то есть по периметру. Здесь немного сложнее, но тоже не великая проблема, и конечно, без капитальных ремонтов.

Встречается даже ситуация, когда струнами дека выдавлена в противоположную сторону, мастера называют это обратным переломом. В этом случае красота звука может пропасть, а может и нет. Это уже серьезная проблема, хотя в самой деке может и не оказаться трещин. Но даже при этом фортепиано способно продолжать отлично звучать, на добрые десятилетия оттягивая капитальный ремонт, который в этот век, возможно, и не понадобится. Вообще, стоит заметить, что пианино или рояль, если речь идет о качественно изготовленном инструменте, вещь крайне надежная, имея массу внутренних осложнений, может легко продолжать жить и работать.

Трещины в деке могут появляться вне зависимости, эксплуатируется фортепиано или стоит без дела. Дерево чутко реагирует на перепады влажности и прочие климатические изменения. Но чтобы максимально избежать различных проблем, и разработана конструкция так, чтобы на звук и функциональность трещины не оказывали влияния.

Конечно, если дека все-таки целая, то это приятно, но совершенно не гарантирует качества звука либо отсутствие каких-либо прочих проблем с инструментом. Полностью восстанавливая инструменты высокого уровня, ее всегда реставрируют путем зареивания, но там же изначально речь идет о капитальном ремонте. А если ваш ребенок играет на недорогом пианино, и вдруг оказалось, что в деке присутствует трещина?

Вывод

Так что же делать, если к вам пришел настройщик, увидел трещину в деке и сказал, что это караул и беды наступили страшные?

А ничего. Выгнать его к черту и вызвать другого, предварительно оповестив об участи первого. Поверьте, реакция на многострадальную деку сильно изменится в лучшую сторону. А вы спокойно продолжайте заниматься в свое удовольствие, ведь фортепианная музыка не может не подарить его в огромном количестве!

Источник

Оцените статью