Когда покупать пианино ребенку

Выбираем инструмент. Советы родителям детей, поступивших на фортепианное отделение.
консультация по теме

В последнее время от преподавателей фортепиано можно слышать фразу: ни в коем случае не покупайте нашим ученикам электронное (цифровое)! Профессионалы для себя давно сделали выбор: играем на механических инструментах.
Но почему многие интуитивно чувствуют такую неприязнь именно к цифровому пианино? Почему преподаватели не рекомендуют покупать электронное пианино? Предлагаю подробно рассмотреть два варианта- акустическое и цифровое фортепиано, их плюсы и минусы.

Скачать:

Вложение Размер
выбираем инструмент для обучения игре на фортепиано 23.84 КБ

Предварительный просмотр:

Когда родители спрашивают меня: «Какой инструмент подобрать ребёнку- акустическое фортепиано, электронное (цифровое) фортепиано или синтезатор?», я отвечаю- «Рояль!» А потом добавляю: «Конечно, если ребёнок однозначно решил посвятить себя музыке, стать великим пианистом и у него имеются для этого необходимые способности, желание или невооружённым взглядом виден огромный талант!» Зачем откладывать покупку рояля на потом? Пусть старт будет поистине правильным, ведь ничто не сравнится с акустическим звучанием рояля, с его механикой и тембрами! Но, как правило, таких детей единицы, а значит встаёт вопрос о необходимости подобрать такой инструмент, который будет отвечать требованиям преподавателя, ученика и родителей.

В последнее время от преподавателей фортепиано можно слышать фразу: ни в коем случае не покупайте нашим ученикам электронное (цифровое)! Профессионалы для себя давно сделали выбор: играем на механических инструментах.
Но почему многие интуитивно чувствуют такую неприязнь именно к цифровому пианино? Почему преподаватели не рекомендуют покупать электронное пианино? Предлагаю подробно остановиться на двух вариантах- акустика или цифровое. Синтезатор я полностью исключаю и не советую. Заниматься на таких аппаратах (по крайней мере, предполагая играть на классическом пианино), действительно, очень вредно. И принципиальное отличие здесь — в клавиатуре: синтезаторная механика имеет совершенно другую конструкцию с абсолютно иными тактильными ощущениями.

Цифра или акустика

Теперь нужно понять, какой инструмент вам нужен, цифровой или акустический.

Разумеется, хорошее и правильно настроенное настоящее ( акустическое) пианино звучит лучше. Только весь вопрос в том и состоит, можете ли вы себе позволить иметь и содержать действительно хорошее пианино. Если вы не согласны мириться с компромиссами в звучании, горячо желаете приобрести акустический инструмент, готовы ради этого заниматься обслуживанием (настройка) инструмента и имеете совесть (или соседей, способных пробудить ее в любом) — ищите пианино с модератором — устройством, позволяющим приглушить звук. Отличительным признаком, как правило, является третья (средняя) педаль. Она сдвигается влево и там фиксируется, при этом между молоточками и струнами помещается специальная ткань.

Есть один аспект, где цифровое пианино дает исключительное преимущество, и я вовсе не о весе и габаритах. Возможность регулировки громкости вплоть до полного отключения звука не оставляет традиционному инструменту ни одного шанса в условиях современных панельных домов. «Повторение — мать учения” — этот лозунг возведен в ранг абсолюта при обучении игре на пианино. Вы пока можете не знать, что такое «гаммы”, но будьте абсолютно уверены — выносить их длительное время дано далеко не каждому слушателю( будь то член семьи или сосед за стенкой.

Справедливости ради необходимо отметить, что те, кто считает цифровое пианино абсолютно бесшумным, тоже ошибаются. Даже при отключенных динамиках сами клавиши достаточно ощутимо постукивают — механика есть механика. И иногда даже бывает, что соседям снизу этот стук в ночное время мешает. Конечно, такой звук не идет ни в какое сравнение с обычным пианино, но тем не менее такие случаи встречаются.

Кроме того, цифровое пианино обладает, как правило, дополнительными возможностями, которые по определению отсутствуют на акустических инструментах. Прежде всего, это возможность записи-воспроизведения собственной игры. Даже если вас не волнует проблема увековечивания исполнения, возможность взглянуть на него со стороны чрезвычайно полезна для контроля за огрехами в исполнении вашего ребёнка. Конечно, можно возразить, что запись можно сделать и с помощью традиционной аудиотехники, однако практика показывает, что организационно-технические сложности этого процесса (не говоря уже о качестве результата) в подавляющем большинстве случаев исключают его из повседневной практики.

Часто присутствуют также различные полезные мелочи вроде встроенного метронома, транспонирования и разделения клавиатуры на две зоны для игры различными инструментами или в четыре руки. Поиграть различными нефортепианными тембрами типа органа или клавесина тоже часто бывает очень приятно.

Многих волнует принципиальный вопрос — а можно ли вообще ребенку, который учится в детской музыкальной школе, заниматься на цифровом пианино? Ведь некоторые преподаватели отвечают на него категорическим «нет”.

Такая позиция чаще всего является следствием недостаточного знакомства с предметом неприятия. Сплошь и рядом бывает, что о цифровых пианино судят по дешевым синтезаторам, большинство из которых также имеет рояльные тембры.

Но инструменты, позиционируемые именно как электронное пианино, снабжены тяжелой, «рояльной” клавиатурой, имитирующей молоточковый механизм акустического фортепиано. И заниматься на них можно безо всякого ущерба. Более того, многие отмечают, что цифровое пианино более требовательно и на нем лучше слышны недочеты исполнения, так что в определенном смысле именно для обучения оно даже предпочтительнее.

Цифровое пианино среднего уровня стоимостью от 50 тысяч рублей вполне достаточно для обучения в детской музыкальной школе. Если вы не можете себе позволить такого — не расстраивайтесь, на первых порах можно использовать и гораздо более дешевый инструмент. Конечно, через какое-то время его возможностей будет уже не хватать, и придется думать о замене. Но ведь случается, что дети бросают занятия очень быстро. Если для вас указанная сумма не является слишком большой жертвой — не сомневайтесь, покупайте сразу хороший инструмент.

В этом деле есть одно важное исключение. Если в ребенке обнаружились задатки великого пианиста, заниматься на цифровом фортепиано ему, конечно, не стоит. Но ему не стоит также заниматься и на подавляющем большинстве акустических инструментов, встречающихся в реальной жизни, вот о чем не следует забывать! На мой взгляд, плохо настроенное акустическое пианино портит слух сильнее, чем электронное, а разбитая «настоящая” клавиатура вредит рукам больше, чем механика приличной «цифры”.

Некоторые родители опасаются, что привыкнув к цифровому пианино, ребенок будет испытывать трудности при адаптации к обычному инструменту. Однако следует учесть, что акустические инструменты также бывают очень разными и зачастую отличаются между собой больше, чем в сравнении с цифровыми.

Достаточно распространено мнение, что цифровое пианино — это всего лишь имитация акустического инструмента, звучанию которой никогда не достичь уровня оригинала. И это, безусловно, чистая правда. Только вопрос — а какого оригинала? А такого, к которому обычных людей не подпустят и на пушечный выстрел. Не только как исполнителей, но даже как слушателей. Для цифрового клонирования выбирают не просто лучшие модели, а самые великолепные, эталонные экземпляры, которые хранятся в стерильных условиях и настраиваются исключительно выдающимися мастерами. Так что нам, обыкновенным людям, иметь имитацию элитного, идеально настроенного «Стейнвея” гораздо предпочтительнее, чем разбитую «Зарю”.

Часто поклонники акустики говорят, что вместо цифрового пианино гораздо более целесообразно приобрести подержанное обычное, причем совсем недорого, сплошь и рядом «за самовывоз”.

1) Если вы решили выбрать акустический инструмент, то:

— звук (какие бы дифирамбы мы не пели цифровым инструментам этот пункт не вызывает сомнений);

— стоит дешевле схожего по качеству цифрового пианино (цены на советские инструменты стартуют от «даром», в приличном состоянии немецкие или чешские пианино стоят порядка 20-40 тыс. рублей)

— очень прочное и надежное (как ни странно, но при наличии маленьких детей крайне актуально, так как проверенную веками конструкцию пианино детям точно не сломать, а вот сохранность цифрового инструмента не гарантируется);

— «правильная» работа педалей (что не говори, но ни одно цифровое пианино не может предложить педализирование, полностью адекватное акустическому инструменту).

— громкость, занятия в вечернее и ночное время затруднительны (даже с модератором);

— необходимость регулярной настройки (тут затраты на настройку вполне могут быть уравновешенны затратами на электроэнергию в случае выбора цифрового пианино);

— вес инструмента и габариты.

Тем, кто все-таки решился идти по пути приобретения подержанного акустического пианино, первым делом нужно найти хорошего мастера/настройщика пианино и только вместе с ним выбирать подходящий инструмент. Из-за недолговечности отечественных акустических инструментов предлагаю Вам не тратить время на просмотр инструментов, продаваемых за символическую плату (это завуалированная просьба владельца пианино оплатить работу грузчиков и выбросить пианино на помойку за ваш счет), а сразу ориентироваться как минимум на немецкие или чешские марки (например, Petrof, Zimmerman, Ronisch и т.д.). Подержанные инструменты в диапазоне 20-40 тыс. рублей, выбранные с настройщиком, точно вас не огорчат ни своим качеством, ни звуком, да и внешний вид у них, как правило, хороший.

2) Если вы решили выбрать цифровой инструмент, то:

— может быть компактным (вы можете выбрать как переносной, так и полнокорпусный вариант);

— иметь дополнительные функции (другие тембры, запись, метроном и т.д.). Это зависит от модели инструмента.

— звук не дотягивает до акустики;

— если в вашем районе часто выключают электроэнергию, то у ребёнка не будет возможности позаниматься, инструмент же электрический!

Конечно, всегда есть место компромиссам, так что существует еще и 3 вариант:

3) Купить подержанное пианино и недорогое цифровое пианино.

Как ни странно, но данному варианту следуют многие как начинающие, так и опытные пианисты. Данный вариант не несет никаких минусов. По затратной части вариант вполне сопоставим с приобретением хорошего цифрового пианино (можно вписаться в диапазон от 40 до 80 тыс. рублей за оба инструмента). При таком подходе цифровое пианино – это клавиатурный тренажер для занятий ранним утром или поздно вечером, а акустический инструмент – возможность поиграть «в кайф».

Если с акустическими инструментами ситуация прояснилась, то по выбору цифровых инструментов вопросов меньше не стало. Дальнейшее повествование посвящено исключительно цифровым инструментам…

Особенно тяжело определиться с инструментом для начинающих. С одной стороны, покупать дорогой инструмент, когда еще непонятно, увлечет ли музицирование ребенка, не очень хочется. С другой стороны, чем лучше пианино, тем больше шансов, что именно увлечет. Критерий здесь только один, но он, к несчастью, не может быть выражен точно в общепринятых единицах — за инструмент должно быть просто приятно сесть. Но даже для целей начального обучения есть определенный порог, ниже которого опускаться уже не стоит. Это полноразмерная (88-клавиш, полный размер инструмента) клавиатура и полновзвешенная (full-weighted) молоточковая механика. Переучиваться часто бывает труднее, чем начинать «с нуля”. Резюме на данном этапе: необходимо цифровое пианино с клавиатурой и звучанием, максимально приближенным к акустическому. В рамках бюджета, естественно.

Моё личное мнение по поводу выбора инструмента таково:
многие делают ошибку, поддаваясь на рекламу продавцов и начиная занятия с цифровых пианино. Возможно, они никогда не узнают, что такое настоящий живой звук. Можно сравнить мягкую игрушку кошки или собаки и живую кошку и собаку. И с игрушкой и с живой кошкой можно играть и общаться, но какая между ними пропасть. Или «Жигули» сравнить с «Вольво» (кому какое сравнение больше нравится). С помощью цифровых инструметов вы не услышите те идеи и образы, которые сочинили композиторы как классические так и современные — классика, рэгтайм, джаз и т. д. Ведь сочиняли они на «живых» инструментах, сделанных порою из ценных пород дерева.
Попробуйте сами сравнить звук живого пианино и цифрового пианино у знакомых, или в магазине. Даже дорогие, только что выпущенные модели выдают неприятный металлическо — пластмассовый звук. Другими словами: если вы играли, пели или сочиняли на старом, чёрном отечественном пианино (самый недорогой на сегодняшний день вариант, не говоря о среднем классе «Петров», «Вэйнбах» или более высоком: старых немецких с антикварным звуком и роялях), и вы внезапно перешли на цифровое, особенно недорогое, тысяч за 20 — 40 р, то вас ждёт разочарование. При игре вас постоянно будет преследовать чувство дискомфорта, а вокал, или второй инструмент, сыгранный дуэтом, зазвучит плоско и отстранённо.

Источник

Какое пианино купить для музыкальной школы?

Играть можно на чем угодно, даже на детской игрушке. Купите Вы классический инструмент, ребенок будет играть на нем, купите электронный, тоже будет и жаловаться, что пианино плохое не станет. Но на то, каков будет результат занятий, начальный выбор инструмента повлияет сильно.

Впрочем, проблема не в выборе между электронным или классическим пианино. Проблема в том, что выбирать приходится между старым, «ушатанным десятилетиями эксплуатации» обычным пианино и недорогим электронным.

Увы, большинство людей спорят о преимуществах того или иного инструмента не учитывая состояния этих самых инструментов.
Разумеется, в случае, когда обычное пианино 20 лет не настраивалось, ремонтировалось от случая к случаю и не регулировалось вообще, недорогой электронный инструмент может показаться и лучше и удобнее.

Но, к сожалению, ни тот, ни другой не являются полноценными фортепиано.

Именно варианты выбора имеет смысл рассматривать другие.

Это должны быть полностью исправные, отрегулированные, звучащие фортепиано с обычной механикой или действительно похожие на настоящее, но довольно дорогие пианино электронные.

Выбирая из этих вариантов, имеет смысл обратить внимание на следующие моменты.

Важные вопросы

Электронное пианино, это попытка приблизить качество звучания цифрового звука к обычному фортепиано, а так же максимально приблизить, ощущения пальцев к ощущениям при игре на классической клавиатуре. Дать пианисту возможность управления звуком (клавишами, а не регуляторами).

В связи с этим вопросы:

  1. Имеет ли смысл покупать заменитель, если есть оригинал и оригинал стоит значительно дешевле?
  2. Оправданы ли преимущества – в виде отсутствия необходимости настраивать, меньшего веса, возможности играть в наушниках, более высокой ценой?

Большинство владельцев пианино, владея своими инструментами, просто не представляют насколько плачевно состояние этих самых инструментов. Однако классическое пианино очень благодарный инструмент и во многих случаях, даже через несколько десятилетий, ему можно вернуть технические характеристики нового.

В связи с этим возникают еще несколько вопросов:

  1. Сколько лет прослужит электронное пианино, каков его ресурс?
  2. Подлежит ли ремонту механизм электронного инструмента в целом и его отдельных клавиш в частности?
  3. Насколько просто сделать этот ремонт, если он потребуется?

Впрочем, даже эти вопросы не самые важные. Здесь они только по тому, что мало кто вообще задает их себе перед покупкой.

Важна цель занятий. Если есть желание научиться играть именно на фортепиано (пианино, рояле), то заниматься необходимо на этих классических инструментах.

Цель занятий и выбор инструмента

Для того кто хочет овладеть искусством игры на фортепиано, без заметных трудностей, , полностью заменить классику сможет только очень дорогой электронный инструмент со сложным молоточковым механизмом (просто вывешанная клавиатура не поможет).

Поэтому, даже занимаясь на хорошем, но не очень дорогом, электронном пианино необходимо время от времени играть и на классическом инструменте.

В любых других случаях – самообразование, муз. образование детей на дому (репетитор), домашнее музицирование — электронное пианино не будет препятствием к музыке, оно будет просто другим музыкальным инструментом.

Разные инструменты, это разные варианты образования, развитие разных способностей и разный итог.
Главное, же, при выборе инструмента, понимание ситуаций, с которыми столкнется ребенок.

  1. Разные инструменты, это всегда дополнительное препятствие к успехам в освоении этих инструментов. Кто-то справится с ними легко, для других эти препятствия непреодолимы.
  2. На экзаменах в музыкальных школах, как правило, используется рояль, который может настолько сильно отличаться от электро пианино, что ребенок будет неспособен отыграть программу, даже если знает ее хорошо.
  3. Ребенок, в большинстве случаев, не сможет понять причину возникновения трудностей, а даже поняв ее может просто не озвучить. Одной из таких причин является, как раз, разница между инструментами. Если быть уверенным, что и дома инструмент хороший (ведь он новый и современный) и в школе тоже хороший (ведь это рояль на сцене), а хорошо сыграть не получилось, вывод можно сделать только один — плох пианист.

Может возникнуть вопрос. Почему я, не являясь преподавателем, так уверенно заявляю о том, что может и что не может сделать ребенок.

Вопрос закономерен, и я действительно могу ошибаться, но ни разу за всю свою практику, я не слышал жалоб на инструмент даже если тот находился в ужасном техническом состоянии но был просто настроен.

А каково заниматься на нем ребенку?

Но вернемся к выбору.

На самом деле выбор любого пианино хорош, если этот инструмент полностью решает поставленные задачи ребенка.

Единственный, на мой взгляд, (педагоги, возможно, не согласятся) критерий по которому необходимо выбирать музыкальный инструмент, это наименьшее число раздражителей при занятиях.

Раздражители будут в любом случае. Разница в тембрах между своим и школьным пианино, разница в клавиатурах, неудобный стул и множество других мелких неудобств.

Задача инструмента свести их к минимуму или хотя бы не превысить ту критическую точку, когда фортепиано превращается во врага.

Желание заниматься музыкой, в последнем случае, может вовсе пропасть.

Выводы

Все выше сказанное, конечно, не более чем рассуждения о наболевшем. Подытожил бы я следующими выводами.

  1. Пианино (любое) должно быть исправным, и отрегулированным.
    Только такой инструмент способен научить правильной технике, умению работать со звуком, использовать все возможности инструмента и таланта пианиста.
  2. Не стоит делать выбор между старым, изношенным, классическим и новым недорогим электронным.
    Подавляющее большинство пианино бу не являются полноценными фортепиано. Некоторые из них можно настроить, они даже зазвучат более или менее красиво, но их механизм (работа клавиш) также далек от правильной работы, как и механизм недорогого электро пианино. Однако если инструмент стар но не изношен его техническое состояние можно привести к отличному и такое фортепиано действительно может стать любимым инструментом.
  3. Для музыкальной школы лучше приобрести классическое фортепиано.
    Несмотря на некоторые неудобства, такое пианино облегчит занятия (имеется ввиду только исправный инструмент). Упростит переход от домашнего инструмента к школьным.
  4. Имеет смысл рассмотреть все варианты приобретения, включая аренду.
    Будет или не будет ребенок заниматься дальше, во многом зависит от качества инструмента. Лучше сэкономить и взять в аренду исправный инструмент, чем сэкономить и взять б. у. дешево или даже бесплатно.

К слову, на этом сайте вы найдете пошаговую видео инструкцию о том, как выбрать недорогое подержанное фортепиано. Надеюсь, она поможет Вам. Если останутся вопросы, обязательно на них отвечу.

Когда покупать классическое пианино действительно не стоит, или когда можно обойтись без него

  1. Если нет возможности вызвать квалифицированного мастера для оценки и/или обслуживания.
  2. Если Вам принципиально нравится электронный инструмент и в школе, где занимается ребенок, тоже есть электронные инструменты, на которых он сможет заниматься (сдавать экзамены).
  3. Если ребенок занимается с репетитором дома, и проблемы перехода на классический инструмент нет.
  4. Если главное направление развитие ребенка (его интерес) развивается в создании новых композиций их записи и воспроизведения.
  5. Если фортепиано не является основным инструментом (только после консультации с педагогом).

В любом случае необходимо помнить. Занятия на классическом пианино значительно облегчают и упрощают игру на электронном. А обратный вариант сложен. Играть на обычном фортепиано, после длительных занятий на электронном, значительно труднее.

Моя компетенция находится совершенно в другой области, однако, общаясь с родителями, педагогами, музыкантами, прошедшими через многолетние занятия на изношенных инструментах, остаться равнодушным к ситуации связанной с выбором пианино для музыкальной школы, у меня не получилось.

Ну а поскольку это всего лишь мнение, прошу Вас высказывать и свое. Пишите в комментариях, особенно если не согласны).

Источник

Читайте также:  Чижик пыжик ноты для детей
Оцените статью